Терапия стрессовых состояний - сложная задача, включающая в себя позицию человека, его готовность к терапии, в том числе его ответственность за свое здоровье. Эффективность использования некоторых средств борьбы со стрессом зависит от степени осознанности человеком своего здоровья. Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны с использованием приемов обратной связи.
УДК 159.9.
Бахбахашвили А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) Плохоцкий А.И. (РАНХиГС, Москва, Россия)
АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАПИТАНА И СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА
В ФИЛЬМЕ «БАГРОВЫЙ ПРИЛИВ» (США, 1995)
Bakhbakhashvili A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia) Plokhotskiy A.I. (RANEPA, Moscow, Russia)
ANALYSIS OF CONFLICT RELATIONS CAPTAIN AND SENIOR ASSISTANT IN THE MOVIE «CRIMSON TIDE» (US, 1995)
Важным элементом анализа служебного конфликта является динамика отношений. При первой встрече у капитана Рамси (К.) и старшего помощника Хантера (СП) ядерной подводной лодки «Алабама» у них сложились вполне дружеские и теплые отношения. Их разговор о хобби впоследствии продолжился ближе к развязке сюжета. В первый день после отбытия они вместе любуются закатом, К. угощает СП своей дорогой сигарой, выказывая тем самым расположение к нему.
«День 1, 21 октября»
В первые дни похода К. использует «пристройку сверху», всячески наставляя на путь истинный СП, так как видит в нем будущего капитана «Алабамы». С самого начала видно, что К. и СП явно используют административно-правовые методы управления, то есть совокупность средств правового и административного воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организации. Их взаимоотношения построены, в основном, по принципу «приказ старшего по званию - беспрекословное подчинение младшего по званию».
«День 3, 23 октября»
После произошедшего пожара на камбузе, повлекшего за собой первую конфликтную ситуацию между главными персонажами фильма, можно заметить, как явно меняется отношение К. к СП, так как после ликвидации пожара К. дал приказ о запуске учебной тревоги, решение о которой показалось СП необдуманным. Обсуждение этого события с глазу на глаз дает явно понять, что К. четко демонстрирует свою позицию в этом вопросе: есть приказ и ему нужно подчинятся, а не думать! СП же считает: «Главный враг войны -это сама война». Он предпочитает не делать необдуманных поступков. Поэтому с этого момента в их взаимоотношениях наступает раскол. Эта ситуация в дальнейшем изменила ход событий, так как доверие было утеряно.
«День 11, 31 октября»
Напряжение во взаимоотношениях К. и СП усиливается. Происходит еще один конфликт, который в дальнейшем повлечет за собой целую цепь событий.
«День 12, 1 ноября»
Инцидент с вражеской подводной лодкой. Между главными героями нарастают разногласия. К. считает нецелесообразным тратить время на починку средства связи и проверять полученную из штаба информацию. Он впервые срывается на СП и предпринимает попытку снять его с должности за непо-
виновение и отправить его под арест за мятеж, прибегая также к административно-правовым методам управления членами экипажа, которым не очень нравится подчиняться СП. Они, несмотря на доверие к К., были вынуждены слушаться СП. Зафиксировав потерю К. самообладания, СП «властью, данной Уставом ВМС США» освобождает его от обязанностей и принимает командование лодки на себя, становясь при этом «нежеланным» капитаном «Алабамы».
Но, так как на корабле остались люди, верные К., в скором времени часть экипажа, вооружившись, последовала за ним. С этого момента К. и СП уже используют совершенно иной способ управления экипажем. Каждый из них вербует «своих» людей при помощи социально-психологических методов управления через их интересы, слабости, страх.
Далее события развивались очень динамично. Мятеж, смена власти, опять мятеж...
К концу фильма, мы можем наблюдать важное событие, ознаменованное интеракцией, в результате которой произошло следующее: при появлении шанса на восстановление связи со штабом, К. всё-таки дает три минуты СП на проверку данных перед пуском ракет, что в свою очередь говорит об изменении поведения К., так как он проникся той силой, с которой СП пытался не начать атомный холокост.
После восстановления связи и получения информации из штаба, К. признает свою ошибку, и передает командование судном СП.
В конце сюжета военный трибунал отправляет К. в отставку и, учитывая его рекомендации, ставит СП официальным ближайшим кандидатом на должность капитана «Алабамы». СП благодарит отставного К., тем самым их взаимоотношения в фильме завершаются на позитивном уровне.
УДК 159.9.
Бахбахашвили А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) Шелаева М.М. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦ (О ДИАГНОСТИКЕ ЭМОЦИЙ ПО «ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА»)
Bakhbakhashvili A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia) Shelaeva M.M. (RANEPA, Moscow, Russia)
BRAIN MECHANISMS OF PERCEPTION OF EXPRESSION RECOGNIZING EMOTIONS FROM FACIAL CLUES.
Все отношения между людьми основаны на эмоциях, которые мы передаем друг другу в основном с помощью внешних выражений. Общаясь с человеком, мы прежде всего смотрим на его лицо, бессознательно мы следим за его мимикой. Анализируя мимику, мы можем определить, какие эмоции испытывает человек, а также насколько они сильны. Несмотря на все индивидуальные и культурные различия, мимические проявления у всех нас обусловлены генетически и потому схожи. Но, в процессе развития, под воздействием социума, человек усваивает специфические культурные установки и стереотипы поведения, которые осложняют в дальнейшем восприятие и понимание людьми эмоций друг друга. Поэтому часто человек неверно распознает мимических проявлений эмоций у собеседника, что в свою очередь порождает ошибки в интерпретации поведения партнера.
Одна из наиважнейших особенностей эмоций - её коммуникативная функция. В процессе эволюции период развития у ребенка значительно увеличился, и, чтобы выжить, дитя