Научная статья на тему 'Копинг-стратегии в терапии стрессовых расстройств'

Копинг-стратегии в терапии стрессовых расстройств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Копинг-стратегии в терапии стрессовых расстройств»

Кроме того, они должны были отнести себя к одной из категорий по степени вовлеченности в спортивную деятельность (от категории «спортсмен-профессионал» до категории «спортом не занимаюсь сейчас»).

Использование контент-анализа и сравнительно-сопоставительного метода позволило нам выявить особенности восприятия образа спортивного тренера у студентов.

УДК 159.9.07

Алябьев А.Е. (г. Краснодар, Россия) obkn@mail.ru

О ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Alyabyev A. E. (Krasnodar, Russia)

ON THE RELATIONSHIP OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND ACCENTUATION OF THE TEENAGERS

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. По словам Л.С. Выготского, подростковый возраст представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психо-травмирующих факторов. Цель нашей исследовательской работы установить влияние акцентуации характера подростков на их эффективную социально-психологическую адаптацию. Актуальность исследования продиктована необходимостью работы с современной молодёжью.

А.Ф. Лазурский видел основную задачу личности в приспособлении к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле: природа, люди, человеческие взаимоотношения, эстетические, моральные ценности и т.п. Положительные эмоции, испытываемые в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - всё это показатели адап-тированности личности. В противном случае приходится говорить о дезадаптации.

Общение человека с окружающей средой и его активная деятельность зависит от множества факторов, к числу которых относятся и характерологические особенности личности, проявляющиеся как в качественном многообразии, так и в количественной выраженности. Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены, принято говорить об акцентуации характера. Деятельность подростка в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в обыденных условиях и в самых чрезвычайных ситуациях детерминирована его типом акцентуации характера.

Наличие взаимосвязи адаптации и акцентуации характера подростков мы изучали среди старшеклассников Краснодарского края. В исследовании приняли участие 50 респондентов, из них 30 - ученики девятого класса и 20 - ученики десятого класса, среди них мальчиков 17, девочек 33. Возраст участников 15-17 лет. Диагностика социально-психологической адаптации осуществлялась с использованием метода самооценки психологической адаптивности (по К. Роджерс и Р. Даймонд). Типы акцентуаций характера определялись с помощью Пато-характерологического диагностического опросника (ПДО). Наличие взаимосвязи исследуемых явлений оценивалось методом ранговой корреляции Спирмена, позволяющим определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками.

Анализируя эмпирические данные, мы получили следующие результаты. В группе респондентов преобладают эпилеп-

тоидный (24%) и лабильный (20%) типы акцентуаций характера. Наибольшими адаптационными способностями обладают респонденты с лабильным типом акцентуации характера. Следует отметить, что адаптационные возможности в большей степени проявляются у юношей. В меньшей степени адаптация проявляется у респондентов с шизоидным типом акцентуации. Со статистической достоверностью установлена корреляция составляющих адаптированности и показателей в пользу гипертимного, сенситивного, шизоидного, истеро-идного, неустойчивого и конформного типов акцентуации. При этом, у гипертимных, истероидных, неустойчивых и конформных показателей наблюдается прямо пропорциональная зависимость, а у сенситивных и шизоидных - обратно пропорциональная зависимость, что позволяет предположить, к примеру, что чем больше у обследуемого проявляются сенситивные черты характера, тем ниже его адаптационные возможности, и, наоборот, усиление гипертимных черт характера способствует повышению адаптивности.

Таким образом, проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу о влиянии характерологических особенностей личности на уровень её социально-психологической адаптации. Своевременное диагностирование типа акцентуации характера у подростков позволит предвидеть факторы, ведущие к дезадаптации.

УДК 159.9

Артюхин И.Н., Тишина О.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) igor-art7@yandex.ru

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ТЕРАПИИ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ

Artyukhin I.N., Tishina O.V. (RANEPA, Moscow, Russia)

COPING STRATEGIES IN PREVENTION OF STRESS DISORDERS

Копинг, копинговые стратегии - это те действия к которым прибегает человек во время происходящего события, для того чтобы справиться с этой ситуацией или стрессом на нее. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые могут меняться в связи с требованиями ситуации как внешней, так и внутренней. Копинг включает и бессознательные поведенческие реакции и сознательное целенаправленное поведение.

Эффективность копинг-стратегий зависит от ситуация или контекст, оценка и отношение индивида к ситуации, сама рекция на нее. Более эффективным яляется комбинирование нескольких видов стратегий. Копинг-стратегии, неэффективные в одном случае, могут оказаться вполне эффективными в других.

Современное понятие «копинг» стало включать в себя не только реакции на те требования которые превышают возможности человека, но и ракции направленные на разрешение ежедневно возникающих микрострессов. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах.

Стресс - это норма жизни. Стресс - это повышенная напряженность организма, которая может быть полезна для индивида, но может нести разрушающий эффект.

Стрессоустойчивость индивидуальна. На качество стрес-соустойчивости влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, относят условия жизни, образ жизни, питание. Внутренние факторы стрессоустойчивости - это наследственность, предшествующие болезни, индивидуально-психологические качества.

Терапия стрессовых состояний - сложная задача, включающая в себя позицию человека, его готовность к терапии, в том числе его ответственность за свое здоровье. Эффективность использования некоторых средств борьбы со стрессом зависит от степени осознанности человеком своего здоровья. Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состояний связаны с использованием приемов обратной связи.

УДК 159.9.

Бахбахашвили А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) Плохоцкий А.И. (РАНХиГС, Москва, Россия)

АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАПИТАНА И СТАРШЕГО ПОМОЩНИКА

В ФИЛЬМЕ «БАГРОВЫЙ ПРИЛИВ» (США, 1995)

Bakhbakhashvili A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia) Plokhotskiy A.I. (RANEPA, Moscow, Russia)

ANALYSIS OF CONFLICT RELATIONS CAPTAIN AND SENIOR ASSISTANT IN THE MOVIE «CRIMSON TIDE» (US, 1995)

Важным элементом анализа служебного конфликта является динамика отношений. При первой встрече у капитана Рамси (К.) и старшего помощника Хантера (СП) ядерной подводной лодки «Алабама» у них сложились вполне дружеские и теплые отношения. Их разговор о хобби впоследствии продолжился ближе к развязке сюжета. В первый день после отбытия они вместе любуются закатом, К. угощает СП своей дорогой сигарой, выказывая тем самым расположение к нему.

«День 1, 21 октября»

В первые дни похода К. использует «пристройку сверху», всячески наставляя на путь истинный СП, так как видит в нем будущего капитана «Алабамы». С самого начала видно, что К. и СП явно используют административно-правовые методы управления, то есть совокупность средств правового и административного воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организации. Их взаимоотношения построены, в основном, по принципу «приказ старшего по званию - беспрекословное подчинение младшего по званию».

«День 3, 23 октября»

После произошедшего пожара на камбузе, повлекшего за собой первую конфликтную ситуацию между главными персонажами фильма, можно заметить, как явно меняется отношение К. к СП, так как после ликвидации пожара К. дал приказ о запуске учебной тревоги, решение о которой показалось СП необдуманным. Обсуждение этого события с глазу на глаз дает явно понять, что К. четко демонстрирует свою позицию в этом вопросе: есть приказ и ему нужно подчинятся, а не думать! СП же считает: «Главный враг войны -это сама война». Он предпочитает не делать необдуманных поступков. Поэтому с этого момента в их взаимоотношениях наступает раскол. Эта ситуация в дальнейшем изменила ход событий, так как доверие было утеряно.

«День 11, 31 октября»

Напряжение во взаимоотношениях К. и СП усиливается. Происходит еще один конфликт, который в дальнейшем повлечет за собой целую цепь событий.

«День 12, 1 ноября»

Инцидент с вражеской подводной лодкой. Между главными героями нарастают разногласия. К. считает нецелесообразным тратить время на починку средства связи и проверять полученную из штаба информацию. Он впервые срывается на СП и предпринимает попытку снять его с должности за непо-

виновение и отправить его под арест за мятеж, прибегая также к административно-правовым методам управления членами экипажа, которым не очень нравится подчиняться СП. Они, несмотря на доверие к К., были вынуждены слушаться СП. Зафиксировав потерю К. самообладания, СП «властью, данной Уставом ВМС США» освобождает его от обязанностей и принимает командование лодки на себя, становясь при этом «нежеланным» капитаном «Алабамы».

Но, так как на корабле остались люди, верные К., в скором времени часть экипажа, вооружившись, последовала за ним. С этого момента К. и СП уже используют совершенно иной способ управления экипажем. Каждый из них вербует «своих» людей при помощи социально-психологических методов управления через их интересы, слабости, страх.

Далее события развивались очень динамично. Мятеж, смена власти, опять мятеж...

К концу фильма, мы можем наблюдать важное событие, ознаменованное интеракцией, в результате которой произошло следующее: при появлении шанса на восстановление связи со штабом, К. всё-таки дает три минуты СП на проверку данных перед пуском ракет, что в свою очередь говорит об изменении поведения К., так как он проникся той силой, с которой СП пытался не начать атомный холокост.

После восстановления связи и получения информации из штаба, К. признает свою ошибку, и передает командование судном СП.

В конце сюжета военный трибунал отправляет К. в отставку и, учитывая его рекомендации, ставит СП официальным ближайшим кандидатом на должность капитана «Алабамы». СП благодарит отставного К., тем самым их взаимоотношения в фильме завершаются на позитивном уровне.

УДК 159.9.

Бахбахашвили А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) Шелаева М.М. (РАНХиГС, Москва, Россия) anna1122-95@mail.ru

ВОСПРИЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ЛИЦ (О ДИАГНОСТИКЕ ЭМОЦИЙ ПО «ВЫРАЖЕНИЮ ЛИЦА»)

Bakhbakhashvili A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia) Shelaeva M.M. (RANEPA, Moscow, Russia)

BRAIN MECHANISMS OF PERCEPTION OF EXPRESSION RECOGNIZING EMOTIONS FROM FACIAL CLUES.

Все отношения между людьми основаны на эмоциях, которые мы передаем друг другу в основном с помощью внешних выражений. Общаясь с человеком, мы прежде всего смотрим на его лицо, бессознательно мы следим за его мимикой. Анализируя мимику, мы можем определить, какие эмоции испытывает человек, а также насколько они сильны. Несмотря на все индивидуальные и культурные различия, мимические проявления у всех нас обусловлены генетически и потому схожи. Но, в процессе развития, под воздействием социума, человек усваивает специфические культурные установки и стереотипы поведения, которые осложняют в дальнейшем восприятие и понимание людьми эмоций друг друга. Поэтому часто человек неверно распознает мимических проявлений эмоций у собеседника, что в свою очередь порождает ошибки в интерпретации поведения партнера.

Одна из наиважнейших особенностей эмоций - её коммуникативная функция. В процессе эволюции период развития у ребенка значительно увеличился, и, чтобы выжить, дитя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.