Научная статья на тему 'Модель исследования особенностей восприятия образа спортивного тренера у студентов'

Модель исследования особенностей восприятия образа спортивного тренера у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель исследования особенностей восприятия образа спортивного тренера у студентов»

АКМЕОЛОГИЯ: НА СТЫКЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

НАУЧНЫЕ ТЕЗИСЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ, МАГИСТРАНТОВ, АСПИРАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ACMEOLOGY: AT THE INTERSECTION OF ARTS AND SCIENCES

SCIENTIFIC ABSTRACTS ON RESEARCH STUDENTS, UNDERGRADUATES, GRADUATE STUDENTS AND PROFESSORS

УДК 159.9

Алдошина Ю.К. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА У СТУДЕНТОВ

Aldoshina Y.K. (RANEPA, Moscow, Russia)

RESEARCH MODEL OF FEATURES OF TRAINER'S IMAGE PERCEPTION AMONG STUDENTS

Восприятие одним человеком другого и образы, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе их совместной деятельности. Это касается и спортивной деятельности. От того, насколько точно и полно «видит» спортсмен тренера, зависит успех организации согласованных с ним действий, а кроме того, спортсмен получает возможность, ориентируясь на сформированный у него образ тренера, выстраивать траекторию своего личностного развития.

На основе изучения и теоретического анализа литературы и исследований были сформулированы задачи для эмпирического исследования особенностей восприятия образа спортивного тренера у студентов и разработан инструментарий для него.

Первой задачей нашего исследования стало изучение особенностей восприятия личностных и деятельностных особенностей тренера студентами. В рамках решения данной задачи мы планировали выявить:

- какой образ тренера как личности и субъекта деятельности сформирован у студентов;

- какие субъективные требования предъявляют студенты к личности и деятельности тренера;

- какие субъективные представления имеют студенты о ценностно-смысловых основаниях профессиональной деятельности тренера.

Второй задачей исследования стало описание эталонных образов спортивных тренеров.

Как отмечает Е.И. Сутович, «...эталонный образ специалиста мотивирует человека, определяет цели его личностного, социального и профессионального становления. Данный образ, с одной стороны, выступает как образец деятельности будущего специалиста, как цель профессиональной подготов-

ки, ориентир в саморазвитии, с другой, способствует и является основой для выработки критериев и показателей оценки человеком уровня своего профессионализма».

При этом эталонный образ формируется не только у самого специалиста в процессе профессионализации и профессиональной деятельности, но и у окружающих его людей в процессе взаимодействия с ним. В качестве эталонов при этом выступают профессионалы высокого класса.

Эталонный образ спортивного тренера, сформировавшийся у студентов, с одной стороны, может выступать как критерий оценки деятельности конкретного тренера, а с другой стороны, может использоваться студентом как ориентир его собственного развития, становясь организующим началом самопознания, придавая процессу саморазвития целеустремленность и динамизм и тем самым выступая стимулом самосовершенствования и самореализации.

В рамках решения третьей задачи мы должны были выявить особенности восприятия тренера в зависимости от вовлеченности студента в спортивную деятельность. При этом мы исходили из предположения о том, что степень вовлеченности студента в спортивную деятельность определяет объем и содержание сформировавшегося у него образа тренера.

В качестве диагностического инструмента, позволяющего решить перечисленные задачи, мы использовали разработанный нами совместно с Е.В.Селезневой и А.С.Мельничуком опросник, включающий три блока.

Чтобы изучить особенности восприятия личностных и деятельностных особенностей тренера студентами, мы использовали незаконченные предложения «Тренер для меня -это...», «Я ожидаю, что тренер...» и «Тренер должен...».

Чтобы выявить, какие эталонные образы тренеров сформированы у студентов, мы просили респондентов назвать известных спортивных тренеров, которых можно считать «эталонами» данной профессии, и указать отличительные качества этих тренеров, делающие их «эталонами».

Наконец, чтобы выявить особенности восприятия тренера в зависимости от вовлеченности студента в спортивную деятельность, мы попросили респондентов:

- назвать качества, которыми, на их взгляд, обязательно должен обладать спортивный тренер;

- назвать качества, которые, на их взгляд, абсолютно «противопоказаны» спортивному тренеру;

- наличие каких отрицательных качеств респонденты могли бы «простить» спортивному тренеру.

Кроме того, они должны были отнести себя к одной из категорий по степени вовлеченности в спортивную деятельность (от категории «спортсмен-профессионал» до категории «спортом не занимаюсь сейчас»).

Использование контент-анализа и сравнительно-сопоставительного метода позволило нам выявить особенности восприятия образа спортивного тренера у студентов.

УДК 159.9.07

Алябьев А.Е. (г. Краснодар, Россия) [email protected]

О ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Alyabyev A. E. (Krasnodar, Russia)

ON THE RELATIONSHIP OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND ACCENTUATION OF THE TEENAGERS

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. По словам Л.С. Выготского, подростковый возраст представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психо-травмирующих факторов. Цель нашей исследовательской работы установить влияние акцентуации характера подростков на их эффективную социально-психологическую адаптацию. Актуальность исследования продиктована необходимостью работы с современной молодёжью.

А.Ф. Лазурский видел основную задачу личности в приспособлении к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле: природа, люди, человеческие взаимоотношения, эстетические, моральные ценности и т.п. Положительные эмоции, испытываемые в отношениях с друзьями, в бытовой сфере, удовлетворительное самочувствие, ощущение душевного комфорта - всё это показатели адап-тированности личности. В противном случае приходится говорить о дезадаптации.

Общение человека с окружающей средой и его активная деятельность зависит от множества факторов, к числу которых относятся и характерологические особенности личности, проявляющиеся как в качественном многообразии, так и в количественной выраженности. Когда отдельные черты характера чрезмерно усилены, принято говорить об акцентуации характера. Деятельность подростка в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в обыденных условиях и в самых чрезвычайных ситуациях детерминирована его типом акцентуации характера.

Наличие взаимосвязи адаптации и акцентуации характера подростков мы изучали среди старшеклассников Краснодарского края. В исследовании приняли участие 50 респондентов, из них 30 - ученики девятого класса и 20 - ученики десятого класса, среди них мальчиков 17, девочек 33. Возраст участников 15-17 лет. Диагностика социально-психологической адаптации осуществлялась с использованием метода самооценки психологической адаптивности (по К. Роджерс и Р. Даймонд). Типы акцентуаций характера определялись с помощью Пато-характерологического диагностического опросника (ПДО). Наличие взаимосвязи исследуемых явлений оценивалось методом ранговой корреляции Спирмена, позволяющим определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками.

Анализируя эмпирические данные, мы получили следующие результаты. В группе респондентов преобладают эпилеп-

тоидный (24%) и лабильный (20%) типы акцентуаций характера. Наибольшими адаптационными способностями обладают респонденты с лабильным типом акцентуации характера. Следует отметить, что адаптационные возможности в большей степени проявляются у юношей. В меньшей степени адаптация проявляется у респондентов с шизоидным типом акцентуации. Со статистической достоверностью установлена корреляция составляющих адаптированности и показателей в пользу гипертимного, сенситивного, шизоидного, истеро-идного, неустойчивого и конформного типов акцентуации. При этом, у гипертимных, истероидных, неустойчивых и конформных показателей наблюдается прямо пропорциональная зависимость, а у сенситивных и шизоидных - обратно пропорциональная зависимость, что позволяет предположить, к примеру, что чем больше у обследуемого проявляются сенситивные черты характера, тем ниже его адаптационные возможности, и, наоборот, усиление гипертимных черт характера способствует повышению адаптивности.

Таким образом, проведённое исследование подтвердило нашу гипотезу о влиянии характерологических особенностей личности на уровень её социально-психологической адаптации. Своевременное диагностирование типа акцентуации характера у подростков позволит предвидеть факторы, ведущие к дезадаптации.

УДК 159.9

Артюхин И.Н., Тишина О.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ В ТЕРАПИИ СТРЕССОВЫХ РАССТРОЙСТВ

Artyukhin I.N., Tishina O.V. (RANEPA, Moscow, Russia)

COPING STRATEGIES IN PREVENTION OF STRESS DISORDERS

Копинг, копинговые стратегии - это те действия к которым прибегает человек во время происходящего события, для того чтобы справиться с этой ситуацией или стрессом на нее. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые могут меняться в связи с требованиями ситуации как внешней, так и внутренней. Копинг включает и бессознательные поведенческие реакции и сознательное целенаправленное поведение.

Эффективность копинг-стратегий зависит от ситуация или контекст, оценка и отношение индивида к ситуации, сама рекция на нее. Более эффективным яляется комбинирование нескольких видов стратегий. Копинг-стратегии, неэффективные в одном случае, могут оказаться вполне эффективными в других.

Современное понятие «копинг» стало включать в себя не только реакции на те требования которые превышают возможности человека, но и ракции направленные на разрешение ежедневно возникающих микрострессов. Мысли, чувства и действия образуют копинг-стратегии, которые используются в различной степени в определенных обстоятельствах.

Стресс - это норма жизни. Стресс - это повышенная напряженность организма, которая может быть полезна для индивида, но может нести разрушающий эффект.

Стрессоустойчивость индивидуальна. На качество стрес-соустойчивости влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, относят условия жизни, образ жизни, питание. Внутренние факторы стрессоустойчивости - это наследственность, предшествующие болезни, индивидуально-психологические качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.