Научная статья на тему 'ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ "ОДНОДНЕВОК" И ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ "ОДНОДНЕВОК" И ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА / ПОДСТАВНЫЕ ЛИЦА / ДОЗНАВАТЕЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ДОХОДЫ / ПОЛУЧЕННЫЕ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ДОКУМЕНТЫ / УДОСТОВЕРЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Озолинг Андрей Евгеньевич

Использование фиктивных сделок или организаций в целях подготовки к совершению преступлений и от-мывание доходов, полученных преступным путем носит международный характер. Особенно часто эти механизмы используются в трансграничных операциях связанных с оборотом наркотиков, торговлей людьми и оружием, незакон-ном выводе капиталов. С недавнего времени таможенные органы Российской Федерации получили право возбуждать уголовные дела по ряду преступлений подобного характера. В статье рассматриваются некоторые особенности вы-явления этих преступлений, затрагивающих сферу таможенного дела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Озолинг Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ "ОДНОДНЕВОК" И ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «ОДНОДНЕВОК » И ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ СО СТОРОНЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

PROMOTION OF «ONE-DAYS > ORGANIZATIONS ACTIVITIES AND WASHING UP THE INCOME FROM THE CUSTOMS BODY

A. E. Озолинг, Ozoling A.

Аннотация: Использование фиктивных сделок или организаций в целях подготовки к совершению преступлений и отмывание доходов, полученных преступным путем носит международный характер. Особенно часто эти механизмы используются в трансграничных операциях связанных с оборотом наркотиков, торговлей людьми и оружием, незаконном выводе капиталов. С недавнего времени таможенные органы Российской Федерации получили право возбуждать уголовные дела по ряду преступлений подобного характера. В статье рассматриваются некоторые особенности выявления этих преступлений, затрагивающих сферу таможенного дела.

Ключевые слова: Таможенные преступления, образование юридического лица, подставные лица, дознаватель, таможенные операции, доходы, полученные преступным путем, документы, удостоверяющие личность, налоговые органы

Таможенные преступления, особенно контрабанда носят латентный (скрытый) характер. В число способов, используемых правонарушителями для сокрытия преступлений, входят различные варианты отмывания доходов, полученных преступным путем или имитация хозяйственной деятельности, в том числе во внешнеэкономической сфере через создание подставных организаций. До последнего времени возможности таможенных органов вскрыть всю цепь пособников в осуществлении незаконной трансграничной деятельности, формировании каналов транспортировки, схем отмывания, сокрытия участников и бенефициаров были ограничены. Сегодня в распоряжении таможенных органов имеется эффективный инструмент, позволяющий вывести на новый уровень борьбу с использованием однодневок и легализацией преступных доходов в сфере внешнеэкономической деятельности. Федеральным законом от 28.06.2013 (ред. от 21.07.2014, с изм. От 29.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» таможенным органам впервые было предоставлено право возбуждать уголовные дела и осуществлять неотложные следственные действия при выявлении ими признаков состава преступлений, предусмотренных ст. 173.1—174.1 УК РФ. Сложившийся достаточно эффективный механизм взаимодействия между таможенными и налоговыми органами позволяет

выявлять случаи использования однодневок и провести дальнейшее расследование с учетом компетенции каждого из двух ведомств. Возникают ситуации, когда оперативно-розыскные мероприятия проводятся или уголовное дело возбуждается по результатам налоговой или таможенной проверки, как правило по статьям 159, 173, 174, 194,198,199 Уголовного кодекса и в ходе этой деятельности появляются сведения о возможном наличии признаков преступлений при образовании юридических лиц.

В статье 173.1 УК РФ как преступление квалифицируется

Образование (создание, реорганизация) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.

Под подставными лицами в статьях 173.1 и 173.2 УК РФ понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

Вопросы создания и реорганизации отдельных видов коммерче-

ских и иных организации регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами. Статьей 50 ГК РФ установлено, что юридические лица могут быть коммерческими либо некоммерческими организациями, здесь же предусмотрены формы, в которых они могут создаваться. С момента регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) юридическое лицо считается созданным.

С этого момента можно считать оконченным и преступление, предусмотренное ст. 173.1УК РФ. Предшествующие регистрации действия, например, введение лиц в заблуждение для приобретения или временного завладения документов для регистрации, обманного получения подписи, использование утерянных, украденных документов — способы совершения этого преступления.

Признаки состава преступления, предусмотренного статьей 173.2 УК РФ «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» следующие

1. Предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице,

2. Приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для

внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице,

В соответствии с примечанием к статье 173.2 УК РФ под приобретением документа, удостоверяющего личность, понимается его получение на возмездной или безвозмездной основе, присвоение найденного или похищенного документа, удостоверяющего личность, а также завладение им путем обмана или злоупотребления доверием.

В перечень этих документов следует включать документы, которые в законодательстве определены как удостоверяющие личность, например, паспорт (заграничный паспорт) или военный билет. Порядок представления документов определен ФЗ №129 от 08.08.2001 (ред. от 28.12. 2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2017). При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Например, водительское удостоверение или студенческий билет, законодательством не признаются документами, удостоверяющими личность.

Федеральным законом от 30.03. 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» диспозиция статьи была дополнена таким деянием как представление в орган осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекших внесение в единый государственный реестр юридических сведений о подставных лицах. Как и в составах других преступлений, по которым таможенные органы возбуждают уголовные дела форма вины -это прямой умысел. В данном случае виновный сознает, что в качестве учредителя или руководите-

ля юридического лица в документах представляемых на регистрацию значатся подставные лица и желает зарегистрировать юридическое лицо или внести изменения в ЕГРЮЛ, используя подставное лицо.

Создание «фирм-однодневок» для осуществления преступной деятельности и легализации доходов от такой деятельности, осуществляется, в том числе, путем представления в регистрирующий орган заведомо ложных сведений об юридическом или физическом лице (учредителях, руководителях, месте нахождения, уставном капитале), не позволяющих выявить организаторов их деятельности. Под созданием «фирмы-однодневки» следует понимать не только создание ее как юридического лица, но и перевод прав участников и прав по руководству юридическим лицом и, соответственно, перенос ответственности за деятельность такого юридического лицанаподставныхлиц.

Если деятельность такого предприятия сосредоточена внутри России, то они чаще служат целям хищения денег из бюджета, обналичивания и «оптимизации» налогов. В этой связи налоговые органы будут, например, интересовать те компании, у которых предприятие закупало на значительные суммы товар или списывало на них деньги по затратным схемам. При изучении деятельности подобных предприятий необходимо анализировать денежный оборот предприятия по его расчетному счету; структуру затрат предприятия; количество офисных, производственных и торговых площадей в аренде и в собственности; стоимость имущества и прочих активов; количество привлеченных (заемных) средств и т.д.

Вот некоторые характерные признаки фирм-однодневок:

— наличие минимального размера уставного капитала и контра-кыт на поставки товаров на крупные суммы

— учредителем является одно лицо, как правило, физическое, чаще всего с низким социальным статусом;

— совпадение в одном лице генерального директора и главного бухгалтера;

— государственная регистрация осуществляется по утраченным либо похищенным паспортам и по несуществующему адресу;

— организации, зарегистрированные по адресам массовой регистрации или на массовых заявителей;

— отсутствие организации и исполнительного органа по адресу, указанному в учредительных документах;

— отсутствие движения денежных средств по счетам.

— отсутствие документов (договоров аренды и т.п.), подтверждающих наличие офиса и складских помещений.

Таможенные органы вправе возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия при наличии признаков преступления, предусмотренного также статей 174 УК РФ «Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом — Общественная опасность преступления заключается в угрозе экономической безопасности государства, риске невыполнения международных обязательств России в сокрытии преступлений, связанных с неправомерным приобретением денежных средств или иного имущества, в придании им легального статуса. Кроме того,нормы, изложенные в частности в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.), Федеральный закон от 07.08.2001 № 115 - «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 29.07.2017) также вызвали необходимость усиления борьбы с преступлениями предусмотренными ст. 174 УК РФ и введения 174.1 УК РФ.

В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32. В частности указывается, что цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота. Такая цель по мнению Верховного суда может проявляться, в частности в совершении финансовых операций или сделок по обналичиванию денежных средств, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе с использованием расчетных счетов фирм- «однодневок» или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении соответствующих денежных средств;

Понятие имущества содержится в ст. 128 ГК. К нему, в частности, относятся как вещи, деньги, ценные бумаги, так и имущественные права. Предметом преступления могут быть и денежные средства, находящиеся на банковском счете, и бездокументарные ценные бумаги, и предприятие как имущественный комплекс, и т.д. Финансовые операции отражают экономические отношения, выраженные в создании и движении, распределении, перераспределении и использовании денежных средств и финансовых ресурсов. К ним можно отнести размещение денежных средств во вклад (на депозит), зачисление или перевод на счет денежных средств, снятие со счета и т.д. Денежные средства (иное имущество), о котором идет речь в статье 174 УК РФ должны быть приобретены именно преступным путем. Материальные

ценности, полученные иным незаконным путем, в частности, в результате гражданско-правового деликта, не являются предметами этого преступления. Финансовые операции, не являющиеся сделками (например, выплата дивидендов по ценным бумагам), не могут образовывать объективную сторону состава преступления. Преступление, предусмотренное статьей 174.1. — Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления состоит в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Большая часть признаков преступлений, закрепленных в ст. 174.1 и ст. 174 УК, совпадают. Отличия заключаются в следующем: — предметом преступления в ст. 174.1 являются деньги и иное имущество, полученные самим преступником (субъектом преступления является только то лицо, которое преступно приобрело легализуемое им затем имущество)., а в ст. 174 УК РФ — денежные средства или иное имущество, нажитые преступным путем другими лицами, о чем заведомо известно виновному; Прямой умысел виновного в совершении преступления по ст. 174.1 подтверждает то обстоятельство, что легализуемые предметы он приобрел в результате совершения им же другого преступления. Лицо осознает общественно опасный характер, использования таких денежных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и желает совершить данные действия, легализовать (отмыть) таким образом указанные средства (иное имущество). Заведо-мость преступного происхождения, легализуемых иным лицом средств или имущества (ст. 174 УК РФ), состоит в том, что субъекту преступления известно, что он использует средства или имуществ, которые

другое лицо получило как доход от совершения преступления.

Субъектом преступления может быть только то лицо, которое участвовало в совершении первичного преступления. В отличие от ст. 174 УК, ч. 1 которой не устанавливает нижней границы размера легализуемых сделок, ответственность по ст. 174.1 наступает лишь в случае, если финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления, совершены на сумму, превышающую 6 млн. руб. Преступление окончено в момент осуществления финансовой операции или другой сделки Легализация денежных средств может быть связана с такими операциями, как кредитование, расчет и т. д. Под «другой сделкой» следует понимать поведение лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, которое находит выражение в договоре или одностороннем волеизъявлении лица и не связано с созданием и использованием фонда денежных средств. Легализация предметов преступного посягательства при этом может быть связана с дарением, обменом и иным движением материальных ресурсов. Моментом окончания преступления следует считать совершение единичной финансовой операции или сделки, например, лицо использовало преступно полученные денежные средства для уплаты таможенных платежей или с момента подписания договора об оказании услуг по совершению таможенных операций с товарами или транспортными средствами. В отличие от других составов таможенных преступлений, обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ является цель — придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от7июля2015года№32 разъясняет, что сделкам как признаку указанных преступлений могут быть от-

несены действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а равно на создание видимости возникновения или перехода гражданских прав и обязанностей. При этом, по смыслу закона, указанные финансовые операции и сделки заведомо для виновного маскируют связь легализуемого имущества с преступным источником его происхождения (основным преступлением).

Деятельность фирм-однодневок вынуждает добросовестных участников внешнеэкономической деятельности совершать нарушения таможенных правил, поскольку контрабандный ввоз товаров и реализация его на внутреннем рынке по демпинговым ценам приводит к недобросовестной конкуренции.

Даже если руководители компаний лишь однажды воспользовались услугами однодневок, то они могут быть привлечены в качестве обвиняемых к расследованию уголовных дел в пределах сроков давности, хотя в штате такой фирмы в большинстве случаев числится один лишь номинальный директор. Часто его тяжело найти (в буквальном смысле слова при использовании документов умершего) или провести следственные действия (при использовании документов недееспособного(находящегося в психоневрологической клинике) лица, хотя с расширением информационных возможностей надзорных и контролирующих органов эти два способа, носившие массовый характер в конце 90х годов (а именно оттуда следует отсчитывать историю «однодневок») постепенно сходят на нет. Учредители своим решением назначают или снимают гендиректора, а часто эти учредители — сами фирмы-однодневки или «мертвые души»). Регистрирующие (налоговые) органы не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений, ими не рассматриваются вопросы правомочности участников юридического лица при принятии решений о внесении изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица, об избрании постоянно дей-

ствующего исполнительного органа юридического лица и т. п.

Сделка может быть экономически невыгодной, поскольку ее цель иная, нежели получение выгоды. Например, таможенные органы в ходе осуществления аналитической или оперативной деятельности могут столкнуться с цепями поставок абсолютно убыточными с точки зрения «золотых» правил логистики или с условиями внешнеторгового контракта (особенно если задействована оффшорная зона) очевидно невыгодными одной из сторон. Сами по себе это факты отнюдь не предрешают вопрос о наличии признаков преступления, однако это основание для более тщательного оперативного анализа,

Дело о легализации до установления признаков основного преступления, в результате которого получен преступный доход возбудить нельзя.

Выявление преступлений, предусмотренных ч. 173.1-174.1 УК РФ не являются самостоятельной, «профильной» целью деятельности таможенных органов. Преступный путь приобретения денежных средств и иного имущества означает, что они могут быть приобретены в результате совершения любых преступлений, но в поле зрения таможенных органов такая информация вероятнее попадет при выявлении преступлений в сфере таможенных правоотношений. Спектр ситуаций, в которых таможенные органы выявят признаки этих преступлений достаточно широк. Признаки использования подставных организаций могут быть выявлены на этапе оперативной разработки или в ходе расследования деятельности лица или лиц при подготовке и совершении преступлений, предусмотренных ст. 226.1 УК РФ (в части стратегического сырья и товаров) или ст. 193 УК-РФ, когда фиктивная организация служит механизмом вывода денежных средств за рубеж (в последнем случае возможно не создание фирмы, а заключение разовых фиктивных сделок). Нельзя исключать использование подобных способов и при совершении контрабанды наркотиков и последующей легализации

полученных средств. Данные о создании и использовании подставных фирм (в т. ч. «однодневок») не обязательно получаются оперативным или следственным путем — и в этом особенность компетенций таможенных органов. Например, в ходе применения некоторых форм таможенного контроля есть вероятность, что в распоряжении должностных лиц окажется информация о том, что проверяемое юридическое лицо было зарегистрировано на подставных лиц, либо характер его деятельности свидетельствует о возможной легализации дохода иного лица, осуществляющего контрабандную деятельность, или осуществляются сделки с товаром, находящимся под таможенным контролем. Вероятнее всего такого рода информация может быть получена в результате таможенного осмотра помещений и территория или таможенной проверки или при проверке документов, при проведении анализа объемов товарных поставок, объема операций через оффшорные зоны, логистики поставок и складской логистику (что особенно важно при создании внешнеторговой «однодневки»). Если в материалах уголовного дела, например по ч. 1,2 ст. 194 УК РФ, есть данные, что преступление совершено неизвестными лицами с использованием либо фиктивных реквизитов коммерческих структур, либо подлинных реквизитов и уставно-регистрационных документов, а также открытых банковских счетов коммерческих структур, учредителями и руководителями которых значатся подставные лица, то в таких случаях дознаватель не вправе приостанавливать предварительное расследование по ст. 194 УК РФ по основанию неустановления им лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, а напротив должен рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 173.1 или 173.2 УК РФ, а после возбуждения дела и в ходе производства неотложных следственных действий изъять и приобщить к делу документы, подтверждающие данные обстоятельства, а также произвести с их использованием соответствующие

следственные действия осмотры, допросы свидетелей, назначение экспертиз и т.д. Процессуальным путем получить и проверить сведения и документы:

— о регистрации и перерегистрации коммерческих структур;

— о постановке их на учет в налоговых органах;

— о фиктивности или подлинности паспортов граждан, выступающих в качестве учредителей или руководителей проверяемых коммерческих структур;

— об отнесении таких паспортов к числу утраченных или похищенных (последнее осуществляется путем проверок в базах данных сведений о похищенных или утраченных паспортах, а также допросов граждан, которым эти паспорта ранее принадлежали на законных основаниях.

В оперативных целях необходимо с помощью штатного программного средства Мониторинг-Анализ установить, когда и где проверяемая подставная коммерческая структура в качестве декларанта или иного лица совершала таможенные операции. Сведения о поданных и выпущенных таможенных декларациях возможно позволят установить новые, не выявленные эпизоды уклонения от уплаты таможенных платежей или попытки легализации доходов и имущества.

В зависимости от полученных сведений, наличия времени (пределы 10 суток) и конкретной ситуации отделом дознания должны осуществляться действия по установлению фактических обстоятельств совершения преступлений и определения круга реально действующих коммерческих структур и физических лиц, связанных с неизвестными гражданами, совершивших расследуемые преступления с использованием с использованием реквизитов, уставно-регистраци-онных документов и открытых банковских счетов, оформленных на подставных, подставные коммерческие структуры, выступавшие в качестве официальных участников таможенных правоотношений.

Исходя из санкций, предусмотренных различными частями ст.173.1-174.1 УК РФ к преступле-

ниям средней тяжести и тяжким из числа рассматриваемых в этом разделе мы отнесем преступления по ч. 2 ст. 173.1 УК РФ, ч. 3 и 4 ст. 174 УК РФ, ч.З и 4 ст. 174.1, а это значит, что таможенные органы вправе использовать весь спектр оперативно- розыскных мероприятий. Оперативно-розыскные подразделения самостоятельно, а после возбуждения уголовного дела по поручению следователя или дознавателя добывают сведения о том, какие предприятия, организации и лица в действительности располагаются по заявленным коммерческими структурами юридическим и фактическим адресам; о местонахождении и принадлежности телефонных абонентов, заявленных при регистрации или постановки на учет в налоговых органах как контактные (с выяснением в дальнейшем дознавателем в ходе допросов и осмотров — кто являлся владельцем и пользователем упомянутых помещений и телефонных абонентов); установочные сведения об учредителях коммерческих структур, которые в свою очередь учредили проверяемую подставную коммерческую структуру либо перечислили на счет проверяемой подставной коммерческой структуры денежные средства, с использованием которых проверяемая подставная коммерческая структура начала осуществлять свою финансовую деятельность

Дознавателем в обязательном порядке к уголовному делу приобщаются:

— документы банков об открытии у них рублевых и валютных счетов проверяемой коммерческой структуры, а также справки и иные сведения банка о дальнейшем движении денежных средств и их остатке;

— подлинники или копии юридического дела клиента (клиентское досье), в котором находятся копии уставно-регистрационных документов проверяемой подставной коммерческой структуры, протоколы собраний учредителей о назначении и переназначении руководящего состава этой коммерческой структуры, заявления и договоры подставных коммерческих структур об открытии счетов в банке;

— любые документы переписки банка с проверяемой подставной коммерческой структурой, а также доверенности, выдаваемые последней своим сотрудникам на совершение каких-либо действий в банке, документы, оформляемые банком о пропуске в помещение банка сотрудников проверяемой подставной коммерческой структуры, в том числе содержащие номера контактных телефонов и паспортные данные этих сотрудников;

— выписки с лицевых счетов, открытых в банке на проверяемую подставную коммерческую структуру, в которых должно быть зафиксировано движение денежных средств с момента открытия счетов до их закрытия или на день проверки, причем данные выписок должны содержать сведения о конкретных юридических и физических лицах, которые непосредственно перечисляли (либо вносили) денежные средства на счета проверяемой подставной коммерческой структуры, либо на счета которых со счетов проверяемой подставной коммерческой структуры перечислялись денежные средства, а также данные — кому из физических лиц выдавались со счетов подставной коммерческой структуры наличные деньги по чекам;

— справки банка о том, кто конкретно из его сотрудников контактировал с представителями проверяемой подставной коммерческой структуры, как при заключении договора об открытии счетов и банковском обслуживании, так и при проведении конкретных банковских операций

— результаты проверки реестров нотариальных контор, удостоверявших подлинность образцов подписей руководителей и оттисков печатей на соответствующей карточке проверяемой подставной коммерческой структуры, представленных в банк при открытии лицевых счетов

— результаты проверки записей в реестрах нотариальных контор, свидетельствующих о соответствии копии регистрационных и иных документов проверяемых подставных коммерческих структур, представленных в банк или налоговые органы с их подлинниками

В ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, расследовании уголовных дел и даже при расследовании дела об АП таможенные органы могут выявить преступные схемы, образующие совокупность преступлений, в том числе не подведомственных таможенным органам. Например, если основной целью преступной организации является контрабанда сырьевых товаров, то для этих целей создаются несколько «фирм-однодневок» (ст. 173 УК РФ). Крупные партии стратегически важных товаров и сырья — нефтепродуктов, цветного металла, леса. — похищаются различными способами, в том числе путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), присвоения и растраты (ст. 160 УК РФ и т.п.), или приобретается заведомо похищенный товар (ст. 175 УК РФ) и либо незаконно перемещаются через таможенную границу, либо сначала легализуются самими преступниками или иными лицами

(ст. 174 или 174.1 УК РФ), а затем перемещаются открыто с уплатой таможенных платежей. Могут возникать самые различные варианты, что требует эффективного взаимодействия таможенных органов с другими правоохранительными структурами. Не слишком большой опыт таможенных органов в расследовании таких преступлений, требуют интенсивной работы в рамках установленных форматов взаимодействия с обладающими большой практикой органами внутренних дел и налоговыми органами.

Литература:

1. Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.).

2. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.).

3. Федеральный закон от 30.03. 2015 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений

в отдельные законодательные Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

4. Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (1988 г.), Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.

5. Федеральный закон № 129 от 08.08.2001(ред. от 28.12. 2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2017)

6. Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32.

7. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 29.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.