Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ'

О ВЛИЯНИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов Вячеслав Иванович

Рассматриваются актуальные проблемы модернизации законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и незаконным финансовым операциям, и связанные с этим вопросы расширения полномочий таможенных органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INFLUENCE OF DEVELOPING RF LEGISLATION RELATED TO COUNTERACTION ILLEGAL FINANCIAL OPERATIONS ON PERFECTING RUSSIA CUSTOMS UNITS’ LAW ENFORCEMENT FUNCTIONS

Topical problems of updating RF legislation aimed at counteracting illegal profits legalization and illegal financial operations, and associated questions of expanding powers of Russia customs units, are examined.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ»

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ КОЗЛОВ,

старший советник юстиции,

первый заместитель начальника Управления таможенных расследований и дознания

Федеральной таможенной службы Российской Федерации

О ВЛИЯНИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Рассматриваются актуальные проблемы модернизации законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и незаконным финансовым операциям, и связанные с этим вопросы расширения полномочий таможенных органов России.

Ключевые слова: уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, оперативно-розыскная деятельность, преступления, борьба с легализацией преступных доходов, таможенные органы, расследование преступлений.

V.I. Kozlov, Counselor of Justice, First Deputy Head, Agency of Customs Investigation and Inquiry, RF Federal Customs Service; e-mail: praid.kozlov@yandex.ru, tel.: 8 (499) 449-87-12.

On the influence of developing RF legislation related to counteraction illegal financial operations on perfecting Russia customs units' law enforcement functions.

Topical problems of updating RF legislation aimed at counteracting illegal profits legalization and illegal financial operations, and associated questions of expanding powers of Russia customs units, are examined.

Key words: criminal and criminal procedure legislation, operative-and-search activities, crimes, combating legalization of criminal profits, customs units, investigation of crimes.

Защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является в последние годы одним из приоритетных направлений совершенствования российского законодательства. В настоящее время в соответствии с общепризнанными в мировом сообществе требованиями нашей страной принят комплекс мер, направленных на формирование национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также на усиление ответственности организаций и их должностных лиц за несоблюдение требований законодательства в указанной сфере, что обеспечит должную защиту экономических интересов Российской Федерации.

Принятый Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», вступивший в силу 30 июня 2013 г., должен внести дополнительный вклад в совершенствование законодательства.

При этом для таможенных органов указанный Закон важен прежде всего потому, что возвращает немотивированно отобранное право производства предварительного расследования в форме дознания, резко изменяя всю практику деятельности указанных органов.

Так, новая редакция п. 3 ч. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) относит к компетенции таможенных органов производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных: главой 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» - ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 (ч. 3 и 4), 200.1 (ч. 2); главой 24 «Преступления против общественной безопасности - ст. 226.1; главой 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» - ст. 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), а ч. 3 ст. 151 УПК РФ дополнена п. 9, наделяющим дознавателей таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 («Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организа-

ции или физического лица») и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ («Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов»).

Указанная статья является новеллой и предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенное в крупном (ч. 1 ст. 200.1 УК РФ) или особо крупном размере (ч. 2 ст. 200.1 УК РФ).

Введение данной статьи обусловлено рядом факторов, в том числе выполнением новых рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), принятых в феврале 2012 г.

Ранее существовавшая в УК РФ ст. 188 («Контрабанда»), позволявшая привлекать к уголовной ответственности в том числе лиц, незаконно перемещающих за рубеж денежные средства в крупном размере, в декабре 2011 г. была де-криминализирована. Санкция указанной статьи предусматривала лишение свободы сроком до пяти лет.

После декриминализации указанной статьи каких-либо барьеров, способных сдерживать незаконный вывоз валюты за рубеж, не стало.

Прежняя редакция ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливала административную ответственность лишь за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации. За пределами объективной стороны этого правонарушения оставались случаи незаконного перемещения иностранной валюты или валюты Российской Федерации помимо либо с сокрытием от таможенного контроля, а также сопряженные с представлением подложных документов. Кроме того, санкция данной статьи предусматривала наказание в виде административного штрафа в размере до 2500 рублей.

Очевидно, что такие меры не могли остановить массовый и неконтролируемый вывоз за рубеж наличных денежных средств, в том числе, возможно, криминального происхождения.

По статистике таможенными органами в 2012 г. было выявлено 6649 случаев недекларирования либо недостоверного декларирования валютных средств, общая сумма незаконно перемещенной наличной валюты составила 2951,2 млн рублей. В первом квартале 2013 г. возбуждено 2015 дел об административных правонарушениях, общая сумма незаконно перемещенной валюты по которым составила 1439,2 млн рублей.

Представляется, что ст. 200.1 УК РФ позволит устранить пробелы в законодательстве и

обеспечить эффективное противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу.

В примечании к данной статье сказано, что под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Крупным размером признается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

Особо крупным размером считается сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов, превышающая пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.

При расчете размера незаконно перемещаемой суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов из всей перемещаемой суммы наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та ее часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.

Согласно Договору о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Астане 05.07.2010 г.) без письменного декларирования разрешен единовременный ввоз или вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США.

При единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декла-

рации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Ввоз и вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.

Единовременный ввоз или вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

Таким образом, преступлением, предусмотренным ст. 200.1 УК РФ, будет считаться незаконный ввоз либо вывоз через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на сумму, превышающую эквивалент 20 тыс. долларов США. Незаконное перемещение указанных предметов группой лиц либо на сумму свыше 50 тыс. долларов США повлечет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 2001 УК РФ.

Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в ст. 200.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. При этом не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

За совершение преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ, виновный подлежит наказанию в виде штрафа в размере до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничения свободы на срок до четырех лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет.

Новая редакция ст. 16.4 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Усилена ответственность за данное правонарушение. Санкция статьи предусматривает наказание в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных

средств и (или) денежных инструментов, либо конфискации предмета административного правонарушения.

В ст. 194 УК РФ, отнесенную к компетенции таможенных органов, внесены существенные изменения. Так, уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, наступает в случае, если сумма таможенных платежей, не уплаченных субъектами ответственности при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС товаров в одной или нескольких партиях, превышает 1 млн рублей (крупный размер). Особо крупным размером признается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 3 млн рублей.

Внесены изменения в ст. 193 УК РФ («Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации»). Кроме того, УК РФ дополнен новой ст. 193.1, предусматривающей уголовную ответственность за совершение незаконных валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов.

Необходимость внесения изменений в ст. 193 УК РФ и дополнения УК РФ новой ст. 193.1 обусловлена отсутствием реальных правовых механизмов противодействия незаконному оттоку денежных средств из Российской Федерации.

Статьей 193 УК РФ предусматривалась ответственность только руководителя организации за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. Однако не учитывалось, что наряду с указанным специальным субъектом уголовной ответственности вопросами незаконного перевода денежных средств за рубеж и совершения противоправных деяний по их нерепатриации могли заниматься и иные лица, уполномоченные от имени этой организации совершать операции по ее счетам.

Более того, для незаконного вывоза капитала, как правило, используются подставные коммерческие организации - фирмы-однодневки, в качестве учредителей и (или) руководителей которых значатся лица, фактически не являющиеся таковыми (для чего, например, используются похищенные или утраченные паспорта и иные незаконные способы регистрации фирм-однодневок).

Несмотря на то, что ст. 19 Федерального за-

кона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлена обязанность резидентов по репатриации не только иностранной валюты, но и валюты Российской Федерации, старая редакция ст. 193 УК РФ не учитывала этого положения, как не учитывала и положения Закона, предусматривающего возможности зачисления в установленном порядке иностранной валюты или валюты Российской Федерации, полученных от нерезидентов, не только на счета в банке Российской Федерации, но и на счета, открытые резидентами в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, для использования их в целях, предусмотренных этим Законом.

Следует также отметить, что диспозиция ст. 193 УК РФ не охватывала всех случаев нарушения валютного законодательства Российской Федерации, касающихся незаконного перевода или оставления за рубежом средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации. Причем за рамками диспозиции ст. 193 УК РФ оставались наиболее опасные случаи незаконного перевода денежных средств за рубеж, сопровождаемые заключением мнимых сделок с представлением агентам валютного контроля (банкам и иным кредитным организациям) подложных документов (фальшивых таможенных деклараций с поддельными оттисками печатей таможенных органов, поддельных внешнеторговых контрактов либо иных документов, содержащих недостоверные сведения, имеющих значение для целей валютного контроля, и т.д.).

Законом к компетенции таможенных органов отнесено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 173.1 «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и ст. 173.2 «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица» УК РФ.

Анализ результатов возбуждения и расследования уголовных дел о преступлениях в сфере внешнеэкономической деятельности свидетельствует о том, что эти противоправные деяния в подавляющем большинстве случаев совершаются с указанием реквизитов коммерческих организаций, создаваемых с использованием паспортных данных лиц, не имеющих отношения к их деятельности.

На сегодняшний день таможенные органы располагают широким набором инструментов, позволяющих выявлять факты использования таких организаций недобросовестными участниками внешней торговли как при исполнении правоохранительной деятельности, так и при осу-

ществлении таможенного и валютного контроля.

Наличие у таможенных органов права возбуждения уголовных дел по ст. 173.1, 173.2 УК РФ и производства по ним неотложных следственных действий позволит эффективнее пресекать противоправную деятельность в сфере внешней торговли, более полно выявлять все элементы схем, используемых преступниками посредством фирм-однодневок.

К компетенции таможенных органов упомянутым Законом отнесено также производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 174 («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»), 174.1 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления»). Указанное позволит максимально обеспечить оперативное реагирование на выявляемые противоправные деяния, а также будет способствовать своевременному привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению причиненного ущерба.

В силу специфики своей деятельности таможенные органы при осуществлении таможенного контроля, проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве неотложных следственных действий по уголовным делам и расследовании дел об административных правонарушениях первыми обнаруживают признаки преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества (174, 174.1 УК РФ), совершаемых участниками внешнеэкономической деятельности, и имеют возможность в предельно короткие сроки зафиксировать их следы, сформировать основу доказательственной базы.

Решение об отнесении к компетенции таможенных органов производства неотложных следственных действий по делам указанной категории в полной мере соответствует поручениям Совета Безопасности Российской Федерации Федеральной таможенной службе (протокол оперативного совещания от 7 января 2011 г. № Пр-15, утвержденный Президентом Российской Федерации).

Статья 86 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», регулирующая специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, дополнена ч. 12, в соответствии с которой упрощения не предоставляются, если ввозимые товары приобретены у юридического лица, зарегистриро-

ванного в офшорной зоне, либо оплата ввозимых товаров осуществляется путем проведения финансовых операций через такие зоны.

В связи с тем, что на таможенные органы в настоящее время возложены дополнительные виды государственного контроля, в ч. 1 ст. 162 указанного Федерального закона также внесены дополнения. Система управления рисками распространена теперь на фитосанитарный, санитарный, транспортный и ветеринарный виды контроля.

Закон расширяет и полномочия налоговых органов, которые теперь вправе требовать в судебном порядке от учредителей компаний возмещения ущерба, причиненного в результате уклонения от уплаты налогов. Кредитным организациям вменена обязанность информирования налоговых органов об открытии или закрытии счетов, вкладов, об изменении реквизитов клиентов, к которым имеются претензии по налоговым платежам.

Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дополнена новой ч. 5, которая допускает, но лишь на основании судебного решения, выдачу должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, по их запросам при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, а также счетам и вкладам физических лиц.

Таким образом, Законом дан новый импульс не только развитию законодательства Российской Федерации о противодействии незаконным финансовым операциям, но и совершенствованию правоохранительных функций таможенных органов России.

Литература

Российская газета. 2013. № 141 (6117). 2 июля. С. 19-21.

URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.06.2013).

Таможенный кодекс Таможенного союза / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. - М.: АБАК, 2011.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект; КноРус, 2012.

Уголовный кодекс Российской Федерации. -М.: Омега-Л, 2012.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2011.

Приказ ФТС России от 5 июня 2012 г. № 1088 «Об утверждении Инструкции об организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.