Научная статья на тему 'Воспоминания ученицы'

Воспоминания ученицы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспоминания ученицы»

2009 История №2(6)

Л.И. Сербай ВОСПОМИНАНИЯ УЧЕНИЦЫ

Трудно писать о таком многогранном человеке, как З.Я. Бояршинова. Сказать, что она замечательный ученый, прекрасный учитель, внимательный друг, мало, так как след, оставленный ею в моей жизни, глубже и значительнее этих простых определений. Чтобы связать воедино все разнообразные черты ее личности и нарисовать обобщенный портрет Зои Яковлевны, необходимо серьезное исследование ее научного творчества и жизненного пути. Сегодня я осмелюсь рассказать лишь о нескольких эпизодах из своего общения с Учителем, о событиях, оставшихся в памяти на всю жизнь.

В период моего студенчества профессор З.Я. Бояршинова руководила спецсеминаром по феодализму, в работе которого я активно участвовала три года. Под ее руководством мною были написаны две курсовые и дипломная работы, а также почти все доклады на научные студенческие конференции. Меня всегда поражало ее трепетное отношение к историческому источнику, как какому-то высшему существу, требующему к себе безусловного уважения и не терпящему никакой фамильярности и бесцеремонности. Уже в студенческих работах она учила бережно относиться к каждому слову, к каждой букве, опискам и ошибкам в исторических документах, решительно пресекала всякую небрежность и безалаберность в отношениях с ними. До сих пор помню, как Зоя Яковлевна читала черновик моей дипломной работы. При первой же встрече она обрушила на меня настоящий град упреков и замечаний. Такого «разноса» мне тогда еще никто не учинял. В то время такая резкая критика «мелких», как мне казалось, недостатков моей черновой работы представлялась незаслуженной. Я всего-то не успела проверить две-три цитаты, в одной из них пропустила знак препинания, в другой вместо «ей» написала «ею» и неправильно оформила одну сноску. Я была уверена, что в черновике это вполне допустимые ошибки.

Только годы спустя я поняла педагогический смысл высокой требовательности Зои Яковлевны, так как после этого случая эта требовательность удивительным образом привилась и мне. Отныне у меня вошло в правило любой научный текст подвергать самой тщательной проверке. А гневная фраза моего Учителя: «Не улучшайте Маркса!» - все жизнь звучит в моих ушах.

Многому научила нас Зоя Яковлевна не менторскими речами, а собственным отношением к делу. Самым добросовестным образом готовилась она к каждому спецсеминару, вычитывая до последней точки и запятой наши ученические доклады. С каким мастерством она вела научную полемику со всеми своими учениками! Как доброжелательно и терпеливо, с легкой ироничной улыбкой выслушивала она наши «научные» бредни. Никогда не забуду свой первый доклад на спецсеминаре. Я опровергла все существующие в науке взгляды на приписных крестьян и на высокой критической ноте завершила свое выступление. После небольшой паузы я услышала только один

Л.С. Сербай

вопрос от своего учителя: «А у самой Людочки какое мнение по сей проблеме?». И вдруг я со стыдом поняла, что своего мнения у меня нет, что занималась пустым критиканством и забыла самое главное: продумать и обосновать собственную позицию в данном вопросе. И не только на спецсеминаре, но и в лекциях и даже на экзамене она поддерживала в нас малейшие ростки самостоятельной мысли, в то же время требуя, чтобы наши мнения были содержательными и выношенными, а не скоропалительными и бездумными.

Чем больше я общалась с Зоей Яковлевной, тем глубже осознавала основное свойство ее натуры - талант Учителя. Он проявлялся открыто и во всем: в каждом поступке, в каждом жесте. Она была законченным воплощением учителя с большой буквы и остается таковым для меня до сих пор. Во всех ситуациях моей педагогической деятельности именно она служит образцом поведения. Я помню, каким внимательным слушателем она была, как корректно делала свои замечания, с каким тактом пыталась повлиять на наши взгляды и изменить ход и направление наших мыслей. А как умела она «дирижировать» нашими выступлениями на семинаре, заранее выстраивая их в определенной последовательности, строго зависимой от степени компетентности ученика в теме объявленного доклада. Начинали обсуждение обычно менее сведущие. А тот, кому она предоставляла слово непосредственно перед своей заключительной речью, не только гордился таким доверием и признанием со стороны Учителя, но и чувствовал огромную ответственность. Это заставляло его особенно старательно готовиться к семинару и осмыслять чужую проблему как свою. Такая работа не только обогащала наши специальные знания, но и формировала наши личности. Свое призвание, смысл своей жизни Зоя Яковлевна видела в том, чтобы скрупулезно шаг за шагом выращивать из зеленых студентов профессиональных исследователей, передавая им по крупицам свой богатый опыт. Работы ее учеников -лучшее подтверждение существования научной школы профессора З.Я. Бояршиновой. Я благодарна судьбе за то, что она свела меня с таким Учителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.