Научная статья на тему 'Воспитательный процесс в университете цифровой эпохи'

Воспитательный процесс в университете цифровой эпохи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭПОХА / УНИВЕРСИТЕТ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DIGITAL AGE / UNIVERSITY / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL SPACE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеева Елена Владимировна, Киютина Ирина Ивановна, Никонец Олеся Евгеньевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей организации воспитательного процесса в университете в эпоху цифровизации на основе создания, грамотного и системного использования воспитательного пространства вуза, насыщенного информационными средствами и технологиями, способствующего адаптации студента в стремительно изменяющемся цифровом мире, формированию его информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елисеева Елена Владимировна, Киютина Ирина Ивановна, Никонец Олеся Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY DIGITAL AGE

The article is devoted to the peculiarities of the educational process organization at the University in the era of digitalization on the basis of the creation, competent and systematic use of educational space of the University, rich in information tools and technologies, contributing to the adaptation of the student in a rapidly changing digital world, the formation of its information culture.

Текст научной работы на тему «Воспитательный процесс в университете цифровой эпохи»

- неправильное образование сравнительной степени прилагательных «этот цветок красивый, а этот еще красивше; этот дом высокий, а этот еще высочее» (75% дошкольников с нарушенным речевым развитием потребовалась значительная помощь для выполнения данного задания);

- нарушение дифференциации вида глаголов «девочка стоит - дети стоять; Маша бежит - девочки бежут» (65% детей с ОНР при выполнении задания использовали помощь логопеда);

- ошибки в беспредложном управлении («я читать», «он работать») (55% детей экспериментальной группы допустили данную ошибку при ответе);

- ошибки в склонении числительных: «пять слива», «пять груши» (30% детей с нарушенным речевым развитием смогли выполнить задание до конца только при помощи экспериментатора).

Примерно в два раза дошкольники с ОНР III уровня показали ниже результат, чем дети контрольной группы без речевых нарушений, при выполнении всех заданий по словоизменению.

Таким образом, дети с ОНР заметно отличаются на фоне своих сверстников с нормальной речью уровнем сформированности словоизменения. Несмотря на то, что сформированность функции словоизменения приближается к норме, ошибки полностью не исчезают из речи детей.

Выводы. Данное исследование позволило выявить уровень сформированности процессов словоизменения у детей с общим недоразвитием речи и выделить своеобразие их усвоения. Дошкольники с общим недоразвитием речи сталкиваются со значительными трудностями при формировании грамматического строя речи, в частности словоизменения, что резко выделяет таких детей среди сверстников с нормальным речевым развитием. В дальнейшем недостаточно сформированный уровень словоизменения может оказать негативное влияние на процесс социализации и школьное обучение бывшего дошкольника. Именно поэтому в настоящее время на основе исследования необходимо разработать программу коррекционной работы по исправлению недостатков словоизменения и на выработку эффективных путей преодоления речевого недоразвития у данной категории детей.

Литература:

1. Глабова Ю.А., Медведева Е.Ю. Особенности развития грамматического строя речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. С. 34.

2. Жукова Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития у дошкольников. - М.: Владос, 2014. - 179 с.

3. Калиниченко С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2015. - 55 с.

4. Кольцова Е.П. Речевая диагностика детей 5-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2011. - 63 с.

5. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников. - М.: Гном и Д, 2015. - 80 с.

6. Мастюкова Е.М. Логопедия. - М.: Просвещение, 2009. - 527 с.

7. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. - М.: Эксмо, 2015. - 840 с.

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: Дрофа, 2010. - 189 с.

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, профессор Елисеева Елена Владимировна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, доцент Киютина Ирина Ивановна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат экономических наук, доцент Никонец Олеся Евгеньевна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УНИВЕРСИТЕТЕ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей организации воспитательного процесса в университете в эпоху цифровизации на основе создания, грамотного и системного использования воспитательного пространства вуза, насыщенного информационными средствами и технологиями, способствующего адаптации студента в стремительно изменяющемся цифровом мире, формированию его информационной культуры.

Ключевые слова: цифровая эпоха, университет, воспитательный процесс, воспитательное пространство, информационные и коммуникационные технологии.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the educational process organization at the University in the era of digitalization on the basis of the creation, competent and systematic use of educational space of the University, rich in information tools and technologies, contributing to the adaptation of the student in a rapidly changing digital world, the formation of its information culture.

Keywords: digital age, University, educational process, educational space, information and communication technologies.

Введение. Развитие высшего образования в современную эпоху происходит под мощным влиянием информационно-коммуникационных технологий, степень и масштабы которого эксперты оценивают как «цифровую революцию» - эру радикальных изменений, воздействующих на когнитивные и креативные способности человека посредством создания и эффективного использования новых научных знаний, соответствующих формирующемуся шестому технологическому укладу [12].

Сегодня уже не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с технологиями нового поколения информационных сетей активно завоевывают образовательное пространство и определяют будущее коммуникаций в информационном обществе. За счет современных информационно-коммуникационных технологий в обществе формируется новое отношение к науке и образованию [12], [13].

Технологии эпохи цифровизации открывают для современного вуза инновационные варианты воспитательного процесса. При этом практика показывает, что включение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во внеучебную сферу обеспечивает большую привлекательность и

традиционным формам воспитания, а возрастающая информационная составляющая любого мероприятия делает воспитательный процесс насыщенным, активизирует воспитательную работу в вузе [1], [11].

Воспитательное пространство вуза, насыщенное информационными средствами, технологиями и системами, способствует адаптации студента в стремительно изменяющемся цифровом мире, формированию его информационной культуры [5].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день исследователями отмечается многовариантность применения современных ИКТ в системе высшего образования [1], [3], [4], [6], [7], [8].

Несомненные достоинства ИКТ заключаются в том, что они:

- делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным;

- значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации;

- позволяют оперировать большими объемами информации, оказывая комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти человека;

- обеспечивают наглядность, эстетику в оформлении воспитательных мероприятий;

- делают процесс воспитания более привлекательным для студентов, повышают интерес к мероприятиям;

- способствуют адаптации личности в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры;

- используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями;

- позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса;

- повышают качество педагогического труда;

- способствуют эффективности воспитательных мероприятий [9].

Таким образом, грамотное, системное использование информационно- коммуникационных технологий в современных условиях может и должно стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса в вузе.

Практика показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной деятельности позволяет более эффективно решать целый спектр задач:

- ИКТ предоставляют широкие возможности в индивидуализации подхода к каждому студенту;

- ИКТ формируют когнитивный, технологический навыки применения информационных технологий, аксиологический (мотивационно-ценностный) и личностный (эмоциональный) компоненты информационной культуры личности;

- возрастающие интерактивные возможности ИКТ расширяют и усиливают активные методы и формы внеучебной деятельности (различные формы совместных сетевых проектов, включающих поисковые системы и экспертную поддержку руководителя, интерактивные игры, мастер>классы, заочные конкурсы, опросы, голосования), упрощают совместную работу в режиме онлайн;

- происходит активизация самостоятельной деятельности с максимально широким спектром возможностей ее применения;

- обеспечивается неограниченная зона коммуникации субъектов воспитательного процесса и контактов, независимо от пространственного расположения и разности временных поясов, при возможности анонимности общения (что часто очень важно для молодых людей в процессе адаптации и социализации);

- инфокоммуникационные технологии доступны вне зависимости от времени;

- ускоряются и сокращаются организационно-управленческие операции (сбор, хранение, обработка и документирование, оформление результатов в наглядной форме (диаграммы, графики, таблицы, презентации), интерактивный диалог, рассылка, регистрация и др.) [1], [10].

Организация воспитательного пространства вуза при активном использовании ИКТ создает дополнительные условия социализации личности, включает механизмы внутренней активности обучающегося при взаимодействии с преподавателями, студентами, социумом.

Современные технологии и сервисы общения позволяют ликвидировать границы воспитательного воздействия. В результате в ходе коммуникативно-интерактивного обмена выстраивается демократичный диалог, развивается коммуникативная культура, информативно-коммуникативная компетенция, формируются психологические контакты, совершенствуются навыки коллективной работы, совместного мышления («коллективного разума»), инициатива и критическое мышление [9].

Смена ролей студента - от получателя информации до ее источника - повышает у них интерес к воспитательному процессу, стимулирует самостоятельный поиск необходимой информации, ее обработку, способствует активному обмену мнениями с преподавателями и другими студентами, предоставляет широкую возможность самообразования, творческой реализации и личностного роста. В результате повышается способность студента к самооценке, формируются способность к выбору, ответственность за него, развиваются умения поиска решения, интеллектуальные и творческие навыки. Все это способствует самоопределению и саморазвитию студентов вуза [10].

Несмотря на то, что информатизации подвергаются все виды деятельности современного вуза, тем не менее, это, пока еще, разрозненные процессы, не поддающиеся единой организационной линии. Отсутствие единообразия и системного подхода в разработке и внедрению ИКТ, информационных систем и информационных ресурсов, психолого-педагогические, технологические проблемы затрудняют использование преимуществ современной информационно-образовательной среды в воспитательном процессе [5].

Нельзя не согласиться с мнением ряда исследователей, что только четкая структура взаимосвязанных и взаимодействующих ИКТ-элементов внеучебного процесса, регулярно выверяемая мониторингом (с целью выяснения необходимости применения тех или иных средств), подчиненная единой цели (концепции), переведет информатизацию внеучебной работы вуза из суммативной системы на качественно новый современный этап, делающий возможным конкуренцию внеучебной деятельности с внешними вариантами проведения свободного времени Решение данной проблемы позволит обеспечить возможности интенсификации различных направлений внеучебной деятельности [2], [10].

Единое информационное воспитательное пространство современного вуза, позволяющее существенно модернизировать систему воспитательной работы на основе ИКТ, должно содержать:

- информационные ресурсы (информация на определенных носителях, базы данных), раскрывающие информационную составляющую внеучебной деятельности в целом, в том числе нормативную базу, методическое обоснование, на основании которых происходит содержательная проработанность информационных ресурсов и средств, от качества и уровня которых напрямую зависит качество внеучебной деятельности и ее воспитательный эффект;

- организационно-управленческие средства и организационный центр, отвечающий за функционирование и развитие виртуального пространства, обеспечивающий инфопроцессы, регулирующий потоки информации;

- методические ресурсы;

- программно-техническое обеспечение (телекоммуникационные ресурсы, совокупность технических и программных средств);

- коммуникативные средства, создающие возможность общения и оперативной передачи информации [5], [9].

В работах ряда исследований показано, что средства информатизации процессов внеучебной деятельности подчиняются тем же требованиям, унифицированным подходам, в соответствии с которыми функционируют другие информационные составляющие вузовских процессов. Соблюдение этих требований необходимо еще и для того, чтобы была возможность объединения ресурсов и включения их в единое информационное пространство вуза. Поэтому целесообразно выработать некие критерии соответствия для возможности интеграции учебной и внеучебной работы [4], [8], [10].

Выделим основные дидактические требования к созданию и применению электронных воспитательных ресурсов с учетом концепции личностно-ориентированного воспитания:

- педагогическая (воспитательная) целесообразность использования информационного ресурса в воспитательном пространстве;

- научность содержания воспитательного ресурса, предъявление достоверных сведений, объективных фактов, примеров, закономерностей воспитания и развития личности, поведенческих механизмов;

- доступность предъявляемого воспитательного ресурса средствами ИКТ определенной студенческой аудитории, соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращения психологических и физических перегрузок студента;

- повышение информационной емкости воспитательного процесса за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования воспитательной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;

- осуществление индивидуализации воспитания студентов;

- развитие личностных качеств и свойств студента в результате включенности в разные виды и формы воспитательной работы, основанные на использовании электронных воспитательных ресурсов.

Ниже приведены основные организационные требования к созданию и применению электронного воспитательного ресурса:

- соответствие содержания и информационной упорядоченности воспитательного материала образовательно-воспитательным стандартам, учебно-воспитательным планам и воспитательным программам образовательного учреждения;

- обеспечение комплексности и многофункциональности использования ИКТ, как в системе воспитания, так и в управлении ею;

- адаптивность электронного воспитательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебно-воспитательной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей преподавателей и административного звена вуза;

- обеспечение эстетического восприятия и оформления воспитательного ресурса, устанавливающих соответствие функциональному назначению, упорядоченности и выразительности их визуальных и звуковых элементов;

- разработка собственных методических рекомендаций преподавателя и творческая адаптация готовой документации для использования в ИКТ;

- реальное сокращение затрат времени на организацию учебно-воспитательного процесса преподавателем, в полной мере владеющим информационной культурой своего воспитательного труда.

В качестве основных технических требований к созданию и применению электронного воспитательного ресурса выступают:

- обеспечение устойчивой, без сбоев работы;

- защита от несанкционированных действий, как непосредственного пользователя ресурса, так и внешнего воздействий из Сети;

- высокая скорость обработки информации и выполнений всех процедур при работе с ресурсом в целях устранения негативных ощущений у пользователей, связанных с долгой загрузкой очередного фрагмента или ожиданием реакции компьютера на действия пользователя;

- возможности сетевых способов работы с ресурсом;

- соответствие основы ресурса современным операционным системам [2], [9].

В реальной практике отмечается, что большинство электронных воспитательных ресурсов не учитывают ни методологию дидактики, ни концептуальные разработки в области обучения и воспитания. Причины этого явления самые разные:

- создание качественных воспитательных ресурсов требует значительных временных затрат на собственно разработку и апробацию;

- попытка встроить электронные воспитательные ресурсы в традиционную (по целям, содержанию, формам и методам) воспитательную среду;

- направленность электронных воспитательных ресурсов на использование их наиболее очевидных потенциальных возможностей (визуализация, автоматизация контроля, отработка типовых качеств, свойств и характеристик) вместо их ориентации на решение актуальных и перспективных задач воспитания;

- отсутствие четкой научно обоснованной процедуры педагогической экспертизы разработанных электронных воспитательных ресурсов;

- отсутствие преемственности программных средств в рамках реализации воспитательных действий, программ и мероприятий;

- недостаточная профессиональная подготовленность преподавателей, внедряющих электронные воспитательные ресурсы в воспитательное пространство вуза;

- отсутствие системы подготовки преподавателей к самостоятельной разработке простейших электронных воспитательных ресурсов и формулировке требований технического задания на разработку более сложных электронных воспитательных ресурсов.

Выводы. Анализ особенностей и проблем развития университета в цифровую эпоху позволяет сделать следующие выводы:

1. Использование современных ИКТ позволяет расширить рамки воздействия воспитательных мероприятий во внеучебной деятельности, позволяет превратить воспитательный процесс в интерактивную, нужную, полезную деятельность.

2. Современный уровень развития ИКТ расширяет доступ к образовательным, профессиональным и воспитательным ресурсам, способствует интеграции национальной системы образования, воспитания в мировую Сеть, значительно облегчает доступ к международным ресурсам в области образования, культуры, воспитания.

3. ИКТ разрушают рамки традиционного воспитательного процесса Их использование ведет к преодолению возрастных, временных и пространственных барьеров, к постоянному поиску новых и эффективных форм организации персонализированного процесса воспитания и социализации студента в вузе.

4. Для успешного становления опыта использования новых информационных технологий в воспитательном процессе вуза важно:

- создание материально-технических и организационных условий для внедрения ИКТ в учебный процесс;

- целенаправленное формирование банка цифровых образовательных ресурсов, среди которых особое место должны занимать ресурсы собственного производства;

- организация широкого доступа студентов и преподавателей к компьютерной технике, корпоративной информационно-образовательной среде, обеспечение выхода в глобальную информационную сеть Интернет;

- создание условий для систематического общения участников образовательно-воспитательного процесса (в том числе с использованием его сетевых форм) с целью обмена опытом работы в области применения ИКТ в педагогическом процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Изменения в целях улучшения воспитательного процесса в современном вузе требуют проектирования новых методических подходов к преподаванию и, соответственно, разработки новых технологий воспитания, а также организационных форм построения учебно-воспитательного процесса.

6. Практика внедрения инновационных моделей воспитания и новых форм организации воспитательного процесса базируется на использовании передовых информационно-коммуникационных технологий, сетевых сервисов и средств. Они реализуются в составе интерактивного воспитательного пространства, обеспечивая связность содержательных, методических и технологических компонентов воспитания и реальную возможность повышения качества воспитательного пространства.

7. Влияние информационно-коммуникационных технологий на воспитательное пространство не ограничивается модернизацией средств, форм, методов и технологий воспитания. Оно приводит к внутреннему развитию образовательных учреждений и их трансформации в образовательные и воспитательные сообщества.

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетных направлений, обеспечивающих достижение высокого качества воспитательного пространства вуза в эпоху цифровизации.

Литература:

1. Денисова А.Б. Роль ИКТ в организации воспитательно-Окоммуникативной среды // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2012. - №1. - С. 42-52.

2. Елисеева Е.В. Современные подходы к формированию инновационной информационно-образовательной среды вуза // Проблемы современной науки. - 2011. - №1. - С. 67-73.

3. Елисеева Е.В., Королев Н.Г., Савченко В.В., Каликова О.В. Интернет-технологии как фактор развития социальной активности // Социология образования. - 2011. - №9. - С. 21-26.

4. Злобина С.Н., Елисеева Е.В., Савин А.В., Степченко И.Г., Шадоба Е.М. Информатизация как приоритетное направление современного высшего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №50-4. - С. 138-144.

5. Зятева Л.А., Елисеева Е.В., Киютина И.И. Условия формирования воспитательного пространства современного вуза // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №59-3. - С. 316-319.

6. Информационные технологии в образовательном процессе: монография / Е.В.Елисеева, Н.И.Захарова, С.Н.Злобина и др. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - С. 82- 101.

7. Использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в образовании: монография / Под.общ. ред. Н.В.Лалетина. - Красноярск: Центр информации, 2011. - 164 с.

8. Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика: Монография, книга 3. -Москва: Издательство «Перо», 2015. - 102 с.

9. Проектирование воспитательного пространства современного вуза средствами ИКТ-технологий: монография / Е.В.Елисеева, С.Н.Злобина, Л.А.Зятева, Г.С.Исакова, И.И.Киютина. - Брянск: РИО БГУ, ООО «Новый проект», 2018. - 180 с.

10. Современные подходы в отечественном и зарубежном образовании: коллективная монография / отв. Ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2018. - 193-204.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р.

12. Цифровая революция в образовании: полный текст доклада специального докладчика ООН по вопросам права на образование на русском языке. URL: http://www.lexed.ru/praktika/pravo-na-obrazovanie/detail.php?ELEMENT_ID=5891 (дата обращения: 25.12.2018).

13. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: ЭКСМО, 2016, 138 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.