Научная статья на тему 'Условия формирования воспитательного пространства современного вуза'

Условия формирования воспитательного пространства современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE ORGANIZATION / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зятева Людмила Анатольевна, Елисеева Елена Владимировна, Киютина Ирина Ивановна

Статья посвящена рассмотрению комплекса психолого-педагогических условий, способствующих формированию, развитию и преобразованию воспитательного пространства вуза и всех его субъектов, обеспечивающих новое качество современного вузовского образования в соответствии с требованиями эпохи информатизации. Определение условий организации воспитательного пространства вуза методологически опирается на идеи философии воспитания, экологии личности, природы и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере. Авторы подчеркивают, что основой повышения эффективности воспитательной деятельности, развития личностных и профессиональных качеств субъектов этой деятельности должна стать современная информационно-образовательная среда вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зятева Людмила Анатольевна, Елисеева Елена Владимировна, Киютина Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL SPACE OF THE MODERN UNIVERSITY

The article is devoted to the consideration of the complex psychological and pedagogical conditions that contribute to the formation, development and transformation of the educational space of the University and all its subjects, providing a new quality of modern higher education in accordance with the requirements of the information age. Determination of conditions of organization of educational space of higher education institution is methodologically based on ideas of philosophy of education, ecology of the personality, nature and essence of human activity, its expedient and creative character. The authors emphasize that the basis for improving the effectiveness of educational activities, the development of personal and professional qualities of the subjects of this activity should be a modern information and educational environment of the University.

Текст научной работы на тему «Условия формирования воспитательного пространства современного вуза»

Необходимым условием развития творческих способностей студентов направления «Изобразительное искусство» в процессе обучения рисунку и живописи является овладение и постоянное совершенствование умений и навыков работы в том или ином изобразительном материале. Литература:

1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., "Искусство", 1962.

2. Узнадзе Д.Н, Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, профессор Зятева Людмила Анатольевна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, профессор Елисеева Елена Владимировна Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск); кандидат педагогических наук, доцент Киютина Ирина Ивановна

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (г. Брянск)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению комплекса психолого-педагогических условий, способствующих формированию, развитию и преобразованию воспитательного пространства вуза и всех его субъектов, обеспечивающих новое качество современного вузовского образования в соответствии с требованиями эпохи информатизации.

Определение условий организации воспитательного пространства вуза методологически опирается на идеи философии воспитания, экологии личности, природы и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере. Авторы подчеркивают, что основой повышения эффективности воспитательной деятельности, развития личностных и профессиональных качеств субъектов этой деятельности должна стать современная информационно-образовательная среда вуза.

Ключевые слова: воспитательное пространство вуза, психолого-педагогические условия организации, информационно-образовательная среда вуза, субъекты воспитательной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the complex psychological and pedagogical conditions that contribute to the formation, development and transformation of the educational space of the University and all its subjects, providing a new quality of modern higher education in accordance with the requirements of the information age.

Determination of conditions of organization of educational space of higher education institution is methodologically based on ideas of philosophy of education, ecology of the personality, nature and essence of human activity, its expedient and creative character. The authors emphasize that the basis for improving the effectiveness of educational activities, the development of personal and professional qualities of the subjects of this activity should be a modern information and educational environment of the University.

Keywords: educational space of the University, psychological and pedagogical conditions of the organization, information and educational environment of the University, subjects of educational activity.

Введение. В последние годы к проблематике пространственных представлений в образовании обращаются многие исследователи. В их работах обозначены и рассмотрены многие важнейшие ее аспекты:

- проблемы вхождения России в образовательные пространства разного уровня - мировое, общеевропейское, интегрирования этих пространств, выявление условий и факторов их формирования (С.К.Бондырева, Л.С.Гаязов, А.Лиферов, З.А.Малькова, Э.Ш.Хамитов и др.);

- условия формирования и функционирования образовательных пространств локальных территорий и страны в целом (М.В.Груздев, А.Я.Данилюк, А.Д.Копытов, М.П.Пальянов, Р.В.Соколов, Н.М.Стадник, Ф.М.Сысоева, В.Н.Турченко, Б.Яковлев и др.);

- вопросы формирования образовательного пространства как формы эффективного взаимодействия образовательных учреждений разного уровня, например, школы, вуза (Г.С.Коротаева, Е.В.Коротаева, М.И.Шенцева, Г.М.Шевелева и др.);

- проблемы выявления сущностных характеристик, условий проектирования и становления образовательного пространства личности (К.Я.Вазина, Г.А.Ферапонтов, И.Г.Шендрик и др.) [4], [7], [10].

В работах указанных выше авторов показано, что образовательное пространство как педагогическая категория выступает действенным методологическим средством, которое, будучи положено в основу организационно-педагогической деятельности в рамках образовательного учреждения, позволяет достичь качественно более высокого уровня образования, отвечающего и современным требованиям общества, и гуманистическим образовательным ценностям, ориентированным на потребности личности.

Вместе с тем, на сегодняшний день можно констатировать недостаток научных исследований, посвященных всестороннему, комплексному, системному осмыслению воспитательного пространства, как нового педагогического феномена - во всем многообразии его характеристик и аспектов применения, в том числе исследованию проблем воспитательного пространства современных высших учебных заведений.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью преобразования образовательной деятельности современных вузов на основе идей формирования и использования единого информационного образовательного пространства, активизации всех его базовых компонентов и недостаточной разработанностью методологических оснований данного противоречия. Рассмотренные обстоятельства обусловливают актуальность темы представленного исследования.

Изложение основного материала статьи. При определении совокупности психолого-педагогических условий обеспечивающих эффективное построение воспитательного пространства в вузе, мы опирались на личностно-деятельностный и культурологический подходы, а также системно-целостный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности.

Полагаем, что цели, задачи и принципы построения воспитательного пространства должны быть ориентированы, прежде всего, на его субъектов. При этом, в качестве цели-идеала воспитания в вузе следует

считать воспитание социально активной личности, способной к освоению и развитию культуры и опыта жизнедеятельности и системы ценностей, накопленных российским и международным сообществом, обеспечивающих единство ее профессионального и общекультурного развития.

Коллектив современного вуза при построении воспитательного пространства должен ориентироваться на реальное, а не декларативное совершенствование учебно-воспитательного процесса. Взаимодействие со студентами призвано обеспечивать развитие воспитательного пространства вуза через решение постепенно усложняющихся задач, понимание этапов развития воспитательного пространства и выделение уровней его развития. Единство тактических и стратегических задач предполагает всесторонний учет оперативных данных о состоянии воспитательного пространства вуза и одновременно соотношение с долговременными целями его развития.

В вузе следует осуществлять следующие основные функции воспитания молодого поколения: адаптации в современном социуме, дальнейшей социализации, интеграции в современное общество, профессиональной ориентации и самоопределения. При этом все направления воспитательной работы (личностно-развивающее, общественно-ориентированное и профессио-нально-направленное) должны реализовываться в тесной и продуктивной взаимосвязи. Многокомпонентность воспитательного пространства вуза не отменяет требований к его целостности не только внутри модели, но и в рамках всего образовательного пространства учебного заведения [7].

Практика показывает, что эффективность вузовского воспитания зависит от того, насколько соответствует характер построения воспитательного пространства индивидуальным (социальным, психологическим) особенностям студентов и преподавателей.

Важнейшим условием успешности воспитательной работы в вузе является педагогическая, психологическая и профессиональная культура всех субъектов воспитательного пространства вуза. М.Г.Резниченко в своих работах указывает на необходимость готовить преподавателя вуза к организации воспитательного пространства, способствуя развитию следующих важных навыков: проведения и анализа результатов социально-педагогической диагностики студента, коллектива, воспитательного пространства в целом; общения с целью установления субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами в их совместной деятельности; проектирования воспитательного пространства вуза на разных уровнях; организации процесса самовоспитания студентов; самоанализа, самовоспитания и саморазвития [9], [10].

Создание воспитательного пространства вуза является, с одной стороны, - процессом, с другой -результатом совместной деятельности студентов и преподавателей. На этой основе администрация и преподавательский состав вуза изучают отдельные свойства, характеристики, задачи по развитию воспитательного пространства. Одновременно с этим идет процесс синтеза полученных знаний, сведений -создается целостное представление о воспитательном пространстве университета. Преподаватели вуза должны уметь организовать совместную деятельность со студентами, анализировать и оценивать работу студенческой группы, этапах сотрудничества, видеть индивидуальные и возрастные особенности личности студента, определять основной вид деятельности, планировать дальнейшее проектирование развития личности студента в воспитательном пространстве вуза.

Отношение преподавателей к своему профессиональному долгу, студентам, коллегам, окружению служит той эталонной моделью, которая бессознательно воспринимается и перенимается студентами, которую они берут для выстраивания собственного стиля жизни и деятельности.

Л.Н.Винниченко в своих работах показывает, что если вуз, организация в нем всех видов деятельности, всех видов отношений и взаимодействия станут эффективной воспитывающей средой - задача вузовского воспитания в большой степени будет решена [1].

Важной специфической воспитательной составляющей учебного процесса является воздействие содержания учебной дисциплины на становление личностных качеств студентов. В процессе преподавания любой дисциплины четкие логические обоснования, правильные способы доказательств, эффективный показ практической значимости научных результатов формируют у студентов любовь к знаниям, прививает вкус к научному поиску, развивает уважительное отношение к науке, умение аргументировать и самостоятельно мыслить.

В современном вузе следует осознанно внедрять и развивать механизмы студенческого самоуправления, формирования навыков проектной культуры студенческого актива. Отношение к субъекту воспитательного пространства должно строиться как к самоценности, одновременно свободной, творческой и ответственной. Необходимо выявлять и развивать индивидуальные склонности и интересы студентов, развивать их личностную культуру. Важно привлекать и стимулировать участие студентов в работе спортивных секций, художественных клубов и кружков, фестивалей самодеятельного творчества, чтобы они могли раскрыться, проявить свою индивидуальность, получить дополнительные умения, помогающие им чувствовать себя более уверенно в трудных жизненных ситуациях.

Не менее важно поддерживать социальную инициативу студентов, показателем которой является их социальная активность. Она необходима молодым людям для ощущения причастности к проблемам современного общества, осознания личной ответственности за будущее своей страны. С этой целью студенты принимают участие в общественно полезных делах - в военно-патриотическом, экологическом движениях, за здоровое поколение, за гармонизацию межэтнических отношений, за чистоту и порядок в общем доме и др. [8], [11,[12].

Следует расширить представление студентов о профессиональной деятельности, связать теоретическую подготовку с практической деятельностью, возможностью пройти профессиональную пробу, начать этап профессиональной самореализации [7].

Требуется реализация мотивационных условий - создание благоприятного отношения всех субъектов к научно-исследовательской, общественно-педагогической, социально-трудовой, спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой деятельности в вузе.

Активность как выражение инициативы студентов более всего проявляется в технологиях, методах, средствах и формах воспитания. В настоящее время в качестве методов профессионального воспитания широко используются: рефлексивные методы воспитания (отношение студента к своей будущей профессии); ценностные методы воспитания (достижение взаимодействия с другим человеком, стремление к взаимопониманию); проективные методы воспитания (реализация возможностей студента во всех сферах

деятельности); комплексные методы воспитания (методы воспитания, которые сочетают в себе рефлексивные, ценностные, проективные) [71.

При осуществлении внеучебной воспитательной работы необходимо, сохраняя прежние эффективные формы воспитания, осуществлять педагогический инновационный поиск, создавать новые формы и воспитательные технологии. К традиционным формам воспитательной работы относятся массовые, групповые и индивидуальные. При этом массовые мероприятия: спортивные соревнования, художественные конкурсы и фестивали, концерты и праздники, играют особую роль игра. Студенты участвуют в общественных молодежных акциях и движениях в рамках города, района, области и страны. Подобное студенческое участие способствует развитию культурного общения, формированию социальной активности студенчества, формирует чувство патриотизма, любовь к Родине, городу и вузу[11], [12].

Субъекты воспитательного пространства должны иметь доступ ко всем информационным ресурсам вуза иметь возможность интегрироваться в современную информационно-образовательную среду с помощью различных технологий, методов, форм, средств. Информационная среда вуза должна стать основой повышения образовательной и воспитательной деятельности, развития личностных и профессиональных качеств субъектов этой деятельности. Современный информационный центр вуза, электронные библиотеки, использование сайтов, веб-сервисов, сетевых курсов, вебинаров, видеоконференций, чатов, блогов, форумов позволяют расширять информированность субъектов воспитательного пространства, демонстрируют широкое разнообразие выбора и вариантов собственного развития.

Широкое освещение основных направлений воспитательной деятельности и достижений во внеучебной работе студентов и преподавателей университета с помощью развитых информационных ресурсов способствует формированию воспитательного пространства вуза и развитию всех включенных в него субъектов [2], [4], [5], [7].

Необходимо отметить, что профессиональное становление молодежи зависит не только от внутреннего потенциала воспитательного пространства вуза, но и от эффективного и разнообразного взаимодействия с другими вузами и социальными институтами. Укрепляя социальное партнерство, вуз расширяет свое воспитательное пространство до уровня города и региона, страны. Это взаимодействие обладает большим положительным потенциалом: возможностью контактного взаимообмена опытом; наличием общей регионально-культурной среды; поддержкой региональных управленческих структур в реализации программ воспитания в вузе; привлечением научно-педагогических кадров региональных вузов, в первую очередь педагогических, для оказания консультативной помощи в развитии воспитательных систем высших учебных заведений негуманитарного профиля; созданием координационных объединений, в которые входят представители вузов, берущие на себя ответственность за общую организацию воспитательной работы в вузах [6], [8].

Сотрудничество вузов с другими социальными институтами (школами, центрами творчества детей и молодежи, спортивными секциями, учреждениями культуры и др.) позволяет не только проводить совместные мероприятия и акции, но и предоставляет возможность студентам пройти профессиональные пробы [1], [8].

Выводы. Перечисленные выше условия являются психолого-педагогическим комплексом условий, способствующих развитию и преобразованию воспитательного пространства университета и всех его субъектов.

Воспитательное пространство каждого учебного заведения является уникальным, при его создании и развитии используются педагогический опыт, традиции и инновации, соединяются прошлое и будущее учебного заведения, его история, традиции и перспективы.

Литература:

1. Винниченко Н. Л. Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов // Вестник ТГПУ. - 2010. - № 4. - С. 34-38.

2. Елисеева Е.В. Современные подходы к формированию инновационной информационно-образовательной среды вуза // Проблемы современной науки. - 2011. - №1. - С. 67-73.

3. Елисеева Е.В., Зятева Л.А.. Красоткина И.Н., Щерба И.И. Креативная образовательная среда: необходимость, понятие, свойства // В мире научных открытий. - 2015. -№7.7. (67). - С. 2606-2615.

4. Злобина С.Н., Елисеева Е.В., Демиденко О.М.. Левчук В.Д., Маслов В.П. Формирование информационного образовательного пространства вуза: Теоретические и прикладные аспекты: Монография.-Брянск: Издательство «Курсив», 2010. - 128 с.

5. Зятева Л.А., Елисеева Е.В., Киютина И.И., Исакова Г.С. Воспитательные возможности современных Интернет-технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №54-4. - С. 69-76.

6. Иванова Г.П., Логвинова О.К. Внеучебная деятельность современного вуза в контексте социально-педагогического подхода // Вестник НВГУ. - 2017. - №3. - С. 21-25.

7. Нефедова А.С. Общая характеристика воспитательного пространства вуза как фактора реализации комплексной законодательно закрепленной социальной нормы // Педагогическое образование в России. -2017. - №11. - С. 82-87.

8. Развитие творческой самостоятельности студентов в системе вузовского обучения на примере игровой педагогической технологии Студенческого Интернет-фестиваля «Поколение.^ в Брянске»: Монография / Е.В.Елисеева, С.Н.Злобина, Л.А.Зятева. И.И.Щерба. - Saint-Louis, Missouri, USA: PublishingHouse «Science&InnovationCenter», 2015. - 214 с.

9. Резниченко М. Г Формирование воспитательного пространства вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2009. - 37 с.

10. Резниченко, М. Г. Условия построения эргономичного воспитательного пространства вуза. [Текст] / М. Г. Резниченко // Гуманизация образования, - 2007. - № 1. - С. 47-54.

11. Формирование системы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи средствами Интернет-технологий: Монография / Е.В.Елисеева, С.Н.Злобина, Л.А.Зятева, Г.С.Исакова, И.И.Киютина. - Брянск: ООО «Новый проект», 2016. - 201 с.

12. Формирование духовно-нравственных ценностей и экологической ответственности студенческой молодежи в Интернет-пространстве: Монография/ Е.В.Елисеева, С.Н.Злобина, Л.А.Зятева, Г.С.Исакова, И.И.Киютина. - Брянск: РИО БГУ, ООО «Новый проект», 2017. - 197 с.

Педагогика

УДК: 796. 41

кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Оксана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, профессор Мелихова Татьяна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ, С ПРИМЕНЕНИЕМ

ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки лыжниц-гонщиц с учетом специфики соревновательной деятельности (преодоление спринтерских дистанций и дистанций в формате масс-старт). Описаны возможности применения фитнес-технологий в процессе спортивной подготовки.

Ключевые слова: координационные способности, лыжницы-гонщицы, фитнес-технологии, соревновательная деятельность, процесс спортивной подготовки.

Annotation. In the article features of preparation of skiers-racers taking into account specificity of competitive activity (overcoming of sprint distances and distances in mass-start format) are considered. The possibilities of using fitness technologies in the process of sports training are described.

Keywords : coordination abilities, skiers-racer, fitness technologies, competitive activity, process of sports training.

Введение. В настоящее время существенно изменился подход к подготовке спортсменов. Различные методы и средства тренировки позволяют тренеру в видах спорта на выносливость направить тренировочный процесс на подготовку спортсменов - «специалистов», соревнующихся только на одной дистанции, а также спортсменов - «универсалов», которые показывают результаты на различных дистанциях.

Анализ международных соревнований в циклических видах спорта на выносливость (лыжи, коньки, гребля, бег на средние, длинные, марафонские дистанции и спортивная ходьба, велосипед, плавание, шорт-трек), свидетельствует, что успехов добиваются спортсмены - «универсалы».

Все более востребованным становится использование современных высокоэффективных технологий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности спортсмена.

Одним из эффективных путей решения сложившейся проблемы является включение в процесс физической подготовки фитнес-технологий [2, 3]. Кроме того, все чаще для подготовки спортсменов как высокого уровня так в юношеском спорте привлекаются тренеры по ОФП и фитнесу.

Формулировка цели статьи: изучить возможности применения фитнес-технологий в процессе развития специфических координационных способностей лыжниц-гонщиц.

Изложение основного материала статьи. В подготовке элитных спортсменов - «универсалов» доминируют зарубежные специалисты. В тоже время, подготовка «универсалов» должна отличаться от подготовки «специалистов». Традиционная система тренировки в циклических видах спорта предусматривает - в основном в течение года, но особенно в так называемом подготовительном периоде - в одном тренировочном занятии развивать одно качество (быстроту или выносливость или силу и т. д.).

Однако зарубежные специалисты давно отказались от такой технологии и развивают в отдельном занятии в подготовительном периоде, и в течение года все физические качества. Основа системы тренировки Индианского университета - сочетание различных методов, применяемых в отдельном занятии.

Специфика современной соревновательной деятельности (преодоление спринтерских дистанций и дистанций в формате масс-старт) позволяет отнести лыжный спорт к видам спорта со сложной технико-тактической деятельностью, требующей высокого уровня развития координационных способностей.

Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные методы для развития координационных способностей в процессе подготовки спортсменов. Одни авторы предлагают интегрировано осуществлять развитие в ходе технической подготовки. Другие считают, что воздействие на координационные способности не сводится ни к одной из сторон подготовки, а составляет одну из стержневых основ ее содержания. Третьи продолжают рассматривать место координационной тренировки через призму развития ловкости в системе физической подготовки. Ряд ученых и тренеров убеждены в необходимости выделения координационной подготовки в качестве самостоятельного раздела подготовки спортсмена, которому присущи определенные задачи, средства и методы развития координационных способностей в том или ином виде спорта [1].

В специальной литературе, освещающей вопросы спортивной тренировки лыжников и лыжниц-гонщиц, проблеме развития и совершенствования необходимых координационных способностей в соответствии с современными требованиями лыжных гонок, не уделяется достаточного внимания. По мнению Т. И. Раменской, В. Н. Манжосова, В. М. Ковязина [4, 5, 6] наиболее существенными факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности лыжников, являются специальная и скоросно-силовая выносливость. А. В. Шишкина утверждает, что преобладание спринтерских соревнований и соревнований с масс-старта диктует необходимость повышения, как силовых способностей, так и выносливости [10].

В свою очередь, австрийские специалисты Г. Пернич и А. Штаудахер отмечают, что современные технические требования в лыжном спорте имеют комплексный характер к наличию всей совокупности координационных способностей, к которым относятся пространственная ориентация, с учетом постоянно меняющихся условий местности и трассы, тонкое восприятие обратной реакции организма при скольжении, комплексная реакция и адаптация при изменении качества снега или в экстремальных ситуациях, способность настроить собственный ритм движения на задаваемый соперниками [9].

В настоящее время в подготовке зарубежных квалифицированных спортсменов (Норвегия, Германия, Австрия) наблюдается тенденция к использованию нетрадиционных средств в спортивной тренировке. Например, широкое применение нашли различные фитнес-технологии, оздоровительные китайские методики (аэробика, аквааэробика, йога, Пилатес, суставные гимнастики и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.