Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей лыжниц-гонщиц, с применением фитнес-технологий'

Развитие координационных способностей лыжниц-гонщиц, с применением фитнес-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
319
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / ЛЫЖНИЦЫ-ГОНЩИЦЫ / ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ / FITNESS TECHNOLOGIES / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETITIVE ACTIVITY / ПРОЦЕСС СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / PROCESS OF SPORTS TRAINING / SKIERS-RACER

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иваненко Оксана Анатольевна, Мелихова Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются особенности подготовки лыжниц-гонщиц с учетом специфики соревновательной деятельности (преодоление спринтерских дистанций и дистанций в формате масс-старт). Описаны возможности применения фитнес-технологий в процессе спортивной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иваненко Оксана Анатольевна, Мелихова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF SKIERS-RACERS, WITH THE APPLICATION OF FITNESS TECHNOLOGIES

In the article features of preparation of skiers-racers taking into account specificity of competitive activity (overcoming of sprint distances and distances in mass-start format) are considered. The possibilities of using fitness technologies in the process of sports training are described.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей лыжниц-гонщиц, с применением фитнес-технологий»

Педагогика

УДК: 796. 41

кандидат педагогических наук, доцент Иваненко Оксана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, профессор Мелихова Татьяна Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ, С ПРИМЕНЕНИЕМ

ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки лыжниц-гонщиц с учетом специфики соревновательной деятельности (преодоление спринтерских дистанций и дистанций в формате масс-старт). Описаны возможности применения фитнес-технологий в процессе спортивной подготовки.

Ключевые слова: координационные способности, лыжницы-гонщицы, фитнес-технологии, соревновательная деятельность, процесс спортивной подготовки.

Annotation. In the article features of preparation of skiers-racers taking into account specificity of competitive activity (overcoming of sprint distances and distances in mass-start format) are considered. The possibilities of using fitness technologies in the process of sports training are described.

Keywords : coordination abilities, skiers-racer, fitness technologies, competitive activity, process of sports training.

Введение. В настоящее время существенно изменился подход к подготовке спортсменов. Различные методы и средства тренировки позволяют тренеру в видах спорта на выносливость направить тренировочный процесс на подготовку спортсменов - «специалистов», соревнующихся только на одной дистанции, а также спортсменов - «универсалов», которые показывают результаты на различных дистанциях.

Анализ международных соревнований в циклических видах спорта на выносливость (лыжи, коньки, гребля, бег на средние, длинные, марафонские дистанции и спортивная ходьба, велосипед, плавание, шорт-трек), свидетельствует, что успехов добиваются спортсмены - «универсалы».

Все более востребованным становится использование современных высокоэффективных технологий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности спортсмена.

Одним из эффективных путей решения сложившейся проблемы является включение в процесс физической подготовки фитнес-технологий [2, 3]. Кроме того, все чаще для подготовки спортсменов как высокого уровня так в юношеском спорте привлекаются тренеры по ОФП и фитнесу.

Формулировка цели статьи: изучить возможности применения фитнес-технологий в процессе развития специфических координационных способностей лыжниц-гонщиц.

Изложение основного материала статьи. В подготовке элитных спортсменов - «универсалов» доминируют зарубежные специалисты. В тоже время, подготовка «универсалов» должна отличаться от подготовки «специалистов». Традиционная система тренировки в циклических видах спорта предусматривает - в основном в течение года, но особенно в так называемом подготовительном периоде - в одном тренировочном занятии развивать одно качество (быстроту или выносливость или силу и т. д.).

Однако зарубежные специалисты давно отказались от такой технологии и развивают в отдельном занятии в подготовительном периоде, и в течение года все физические качества. Основа системы тренировки Индианского университета - сочетание различных методов, применяемых в отдельном занятии.

Специфика современной соревновательной деятельности (преодоление спринтерских дистанций и дистанций в формате масс-старт) позволяет отнести лыжный спорт к видам спорта со сложной технико-тактической деятельностью, требующей высокого уровня развития координационных способностей.

Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные методы для развития координационных способностей в процессе подготовки спортсменов. Одни авторы предлагают интегрировано осуществлять развитие в ходе технической подготовки. Другие считают, что воздействие на координационные способности не сводится ни к одной из сторон подготовки, а составляет одну из стержневых основ ее содержания. Третьи продолжают рассматривать место координационной тренировки через призму развития ловкости в системе физической подготовки. Ряд ученых и тренеров убеждены в необходимости выделения координационной подготовки в качестве самостоятельного раздела подготовки спортсмена, которому присущи определенные задачи, средства и методы развития координационных способностей в том или ином виде спорта [1].

В специальной литературе, освещающей вопросы спортивной тренировки лыжников и лыжниц-гонщиц, проблеме развития и совершенствования необходимых координационных способностей в соответствии с современными требованиями лыжных гонок, не уделяется достаточного внимания. По мнению Т. И. Раменской, В. Н. Манжосова, В. М. Ковязина [4, 5, 6] наиболее существенными факторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности лыжников, являются специальная и скоросно-силовая выносливость. А. В. Шишкина утверждает, что преобладание спринтерских соревнований и соревнований с масс-старта диктует необходимость повышения, как силовых способностей, так и выносливости [10].

В свою очередь, австрийские специалисты Г. Пернич и А. Штаудахер отмечают, что современные технические требования в лыжном спорте имеют комплексный характер к наличию всей совокупности координационных способностей, к которым относятся пространственная ориентация, с учетом постоянно меняющихся условий местности и трассы, тонкое восприятие обратной реакции организма при скольжении, комплексная реакция и адаптация при изменении качества снега или в экстремальных ситуациях, способность настроить собственный ритм движения на задаваемый соперниками [9].

В настоящее время в подготовке зарубежных квалифицированных спортсменов (Норвегия, Германия, Австрия) наблюдается тенденция к использованию нетрадиционных средств в спортивной тренировке. Например, широкое применение нашли различные фитнес-технологии, оздоровительные китайские методики (аэробика, аквааэробика, йога, Пилатес, суставные гимнастики и др.).

Под технологией (гр. techne - искусство, мастерство; logos - слово) понимают совокупность методов изменения состояния, свойств объекта воздействия и операции процесса.

Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Технология, в широком смысле - объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология, в узком смысле -способ информации в процессе изготовления продукции, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами.

По мнению Е. Г. Сайкиной, фитнес-технологии - совокупность научных способов, приемов, шагов, сформированных в определенный алгоритм действий, реализуемый определенным образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного оборудования и инвентаря [7].

Применение фитнес-технологий в спортивной подготовке описано в разных видах спорта: в футболе (Ю. В. Пармузина 2006), борьбе (Т. В. Романова, 2006), баскетболе (М. Ю. Скворцова, 2008;

A. А. Гайворонская, 2009), волейболе (О. С. Доржиева, 2013), стрельбе из арбалета (А. А. Сушко, 2015) и других видах спорта [3].

Специалисты указывают на то, что использование фитнес-технологий содействует увеличению интереса к тренировочным занятиям спортсменов, социализации и самоопределению подрастающего поколения, способствует развитию ведущих физических качеств и способностей, физической подготовленности, а также повышению технической, функциональной и психоэмоциональной подготовленности, улучшает физическое развитие, психологическое состояние, укрепляет здоровье спортсменов [2, 3, 7].

Современные фитнес-технологии отличаются высокой эффективностью и, в тоже время безопасностью для здоровья, могут применяться в спорте в качестве разминки, общей и специальной физической подготовки, коррекции эмоционального состояния, восстановления сил, для эмоциональной разрядки и профилактики травматизма [2, 7].

Фитнес-технологии относятся к инновациям в области оздоровительной физической культуры. Истоки и содержание фитнес-технологий непосредственно связаны с фитнес-индустрией, которая, развиваясь быстрыми темпами для решения своих задач, вобрала в себя результаты многолетних наработок в сфере оздоровительной физической культуры. Модернизация накопленного опыта лежит в основе возникновения новых технологий.

Координационные способности трудно поддаются систематизации, так как характеризуют три ее вида: нервную, мышечную и двигательную. Тем не менее существует множество различных классификаций. На наш взгляд, наиболее простая и доступная - это классификация, предложенная В. И. Ляхом (1989). В данной классификации выделены три большие группы координационных способностей: специальные, специфические, общие. Нас в данном исследовании интересуют специфические координационные способности, которые в наибольшей степени определяют способность к тому или иному виду спортивной деятельности. К наиболее важным специфическим координационным способностям относят: способность к ориентированию в пространстве, равновесию, ритму, способность к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к реагированию, быстрые перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и расслабление, статокинетическая устойчивость (П. Хиртц, Д. Блюме,

B. И. Лях).

Для определенных двигательных навыков, имеющих место в различных видах спортивной деятельности, всегда значимы несколько специфических координационных способностей, причем их доминирование в этих навыках различно.

Важнейшие координационные способности, необходимые для обеспечения успеха в различных видах спорта, не одинаковы. Так, к специфическим координационным способностям в лыжных гонках относятся: ритмичность, способность сохранять равновесие, способность к перестроению двигательных действий, способность к реагированию.

Фитнес обладает необходимыми технологическими, методическими и другими ресурсами для успешного решения поставленных задач. Известно, что ведущие футбольные и другие спортивные клубы мира давно включают в программу подготовки своих игроков специальные занятия аэробикой и фитнесом с целью поддержания функционального состояния, развития координации, выносливости, скоростно-силовых качеств, а также для психоэмоциональной разгрузки.

Учитывая вышеизложенное, мы предположили, что повышение специфических координационных способностей лыжниц-гонщиц будет более эффективным при использовании в спортивной подготовке фитнес-технологий.

При подборе упражнений аэробики и фитнес-технологий учитывалось:

- направленное воздействие упражнений на основные рабочие мышцы лыжниц-гонщиц;

- биомеханическое соответствие упражнений технике передвижения на лыжах коньковым и классическими ходами;

- порядок выполнения упражнений по мере последовательного включения мышц в работу в соревновательном упражнении (передвижении на лыжах).

Для проверки эффективности применения фитнес-технологий для повышения специфических координационных способностей лыжниц-гонщиц был организован и проведен педагогический эксперимент. В педагогическом эксперименте приняло участие 30 лыжниц-гонщиц (n = 30) в возрасте 14-18 лет, из них 11 человек - кандидаты в мастера спорта России, 19 человек, имеющие 1-й спортивный разряд. Эксперимент проводился в переходный период спортивной тренировки (апрель-июнь).

В начале педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной было проведено тестирование. Для определения специфических координационных способностей оценивались способность к равновесию, ритмичность, способность к освоению двигательных действий, способность к реагированию. До эксперимента по результатам тестов, достоверных различий между результатами контрольной и экспериментальной групп не выявлено (p>0,05).

В спортивную тренировку экспериментальной группы 2 раза в неделю были включены занятия с применением фитнес-технологий и 2 раза в неделю - тренировки по общей физической подготовке (общепринятой методике). Контрольная группа занималась по традиционной методике (кросс, кросс-поход, спортивные игры) 4 раза в неделю.

Каждое занятие с применением фитнес-технологий содержало элемент новизны, что оказывало влияние на формирование двигательной координации лыжниц-гонщиц. Запас двигательных умений и навыков постоянно увеличивался и обновлялся. Координационная сложность занятий возрастала вследствии увеличения числа вариативности упражнений, повышения требований к точности, быстроте и стабильности выполнения упражнений.

В таблице 1 представлены результаты исследования.

Таблица 1

Динамика показателей физической подготовленности экспериментальной группы в течение

педагогического эксперимента

Показатели, единицы измерения В начале М В конце М Э Р

Длина тела (см) 165 165 0 р>0,05

Масса тела (кг) 59,01 58,4 1,71 р>0,05

Статическое равновесие на правой ноге (сек) 30,13 46.5 -8,77 р<0,05

Статическое равновесие на левой ноге (сек) 28 46.4 -8,5 р<0,05

Динамическое равновесие(кол-во оборотов) 5,5 8 -2,5 р<0,05

Способность к реагированию (сек) 3,06 2,18 0,35 р<0,05

Способность к перестроению двигательных действий вправо (сек) 7,35 6,15 0,85 р<0,05

Способность к перестроению двигательных действий влево (сек) 7,29 6,12 0,18 р<0,05

Примечания: М - среднее арифметическое значение Э- прирост результатов р - уровень статистической достоверности

Выводы. Анализ полученных нами данных показал, что физическая подготовленность характеризуется вариативностью показателей, что объясняется индивидуальными особенностями спортсменок.

После окончания эксперимента повторное тестирование показало, что результаты четырех тестов на определение уровня специфических координационных способностей повысились в обеих группах, однако в экспериментальной группе результаты выше, чем в контрольной (р<0,05). По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что повышение специфических координационных способностей лыжниц-гонщиц более эффективно при применении фитнес-технологий.

Литература:

1. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксеров. / С. Е. Бакулев // ученые записи университета Им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - № 20. С. 3-9

2. Иваненко, О.А., Мелихова, Т. М. Фитнес-технологии: учеб. пособие / О. А. Иваненко, Т. М. Мелихова. УралГУФК. - Челябинск: УралГУФК, 2007. - 57 с.

3. Иваненко, О. А. Применение фитнес-технологий в спортивной подготовке, как одна из тенденций развития фитнеса // О. А. Иваненко / «Олимпийский спорт и спорт для всех»: материалы XX международного научного конгресса. г. СПб - 16-18 декабря, 2016. Ч. 1. - С. 463-465

4. Ковязин, В. М. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта: учеб. пособие. Ч.1. / В. М. Ковязин. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. - 197 с.

5. Манжосов, В. Н. Тренировка лыжников-гонщиков (очерки теории и методики). / В. Н. Манжосов. - М.: Физкультура и спорт. 1986. - 96 с.

6. Раменская, Т. И. Лыжный спорт: учебник. / Т. И. Раменская. - М.: Физическая культура, 2005. - 320 с.

7. Сайкина, Е. Г., Пономарев, Г. Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности / Е. Г. Сайкина, Г. Н. Пономарев // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11-4. -С. 890-894

8. Петряев, А. В. с соавт., Технология комплексного анализа подготовленности олимпийского резерва (на примере плавания и академической гребли) / А. В. Петряев // СПбНИИФК, 2004. - С. 137-140.

9. Пернич, Г. Серия специализированных публикаций Австрийской федерации лыжного спорта: от базового этапа до этапа совершенствования до спортивного мастерства. / Г. Пернич. - 2003. - 207 с.

10. Шишкина, А. В. Лыжные гонки XXI века: специальная физическая подготовка квалифицированных лыжников: учеб. пособ. / А. В. Шишкина.- Екатеринбург. - УГГТУ-УПИ, 2008. - 347 с.

Педагогика

УДК-811.161.1

кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры русского языка как иностранного Иванова Александра Павловна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры русского языка как иностранного Лаврова Ольга Владимировна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ Л.Н. ТОЛСТОГО НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК

ИНОСТРАННОМУ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению возможности использования аутентичных произведений Л.Н. Толстого на занятиях по русскому языку как иностранному. Речь идёт о рассказах из «Русских книг для чтения». Показаны преимущества данных рассказов как методического материала для изучения русского языка как иностранного на разных аспектах. На конкретных примерах рассмотрена методика работы над произведениями Л.Н. Толстого в иностранной аудитории.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, Л.Н. Толстой, «Русские книги для чтения», рассказы, методика, чтение.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the possibility of using authentic works by L.N. Tolstoy in classes of Russian as a foreign language. It's about the stories from the "Russian books for reading.", the advantages of which are shown as a methodological material for studying Russian as a foreign language on various aspects. The method of working on the works of L.N. Tolstoy in a foreign audience is observed on specific examples.

Keywords: russian as a foreign language, L.N. Tolstoy, "Russian Books for Reading", short stories, methodology, reading.

Введение. Творчество Льва Николаевича Толстого в русской культуре XIX века занимает важное место. В данной статье речь пойдёт о таких произведениях Льва Николаевича Толстого, как «Русские книги для чтения», а также о возможности использования аутентичных текстов из этих книг на занятиях по русскому языку как иностранному.

Изложение основного материала статьи. Сегодня необходимость использования текстов различных жанров в обучении русскому языку как иностранному уже не нуждается в доказательстве. «Текст - набор специфических сигналов, которые автоматически вызывают у читателя, воспитанного в традициях данной культуры, не только непосредственные ассоциации, но и большое количество косвенных» [9, с. 87]. Учитывая, что количество часов, отводимое на работу учащихся с литературными произведениями, ограничено, проблема отбора текстов для включения в их обучающие программы является одной из важнейших методических проблем.

При отборе текстов в качестве учебного материала обучения целесообразно ориентироваться на общеметодические рекомендации, среди которых, на наш взгляд, необходимо выделить следующие:

- нужно разнообразить работу с текстом, учитывая а) мастерство писателя; виды и жанры текста;

- необходимо обратить особое внимание на лексико-грамматическую доступность текста, т.к. в большинстве случаев художественная литература изобилует трудностями лексико-семантического характера;

- следует обращать внимание на познавательную ценность текста и стремиться к тому, чтобы обучение языку расширяло общую эрудицию и культуру студентов [1, с. 44 - 46];

- для работы на языковом учебном занятии подойдет текст любого литературного произведения, представляющего интерес для учащихся, причем преподаватель не только может, но и должен демонстрировать обучаемым свои читательские интересы. «Положительные эмоции преподавателя, его увлеченность, интерес к произведению и его автору только помогут учащемуся понять текст, дав дополнительный стимул....» [8, с. 104 - 105].

- следует отдавать предпочтение художественным произведениям с социально-нравственной проблематикой, а не с философской, более трудной для понимания;

- целесообразно обращаться к таким произведениям, где позиция писателя выражена достаточно определенно;

- с методической точки зрения рассказ наиболее ценен благодаря своему небольшому объему, однопроблемности, ограниченному количеству действующих лиц, относительной несложности сюжета [6].

Определяя главное умение чтения художественных текстов как умение адекватно понимать идейно-эмоциональное содержание этих текстов, Л.С. Журавлева и М.Д. Зиновьева подчеркивают, что его сформированность во многом зависит от страноведческой и лингвострановедческой подготовленности учащихся. Страноведческий потенциал обнаруживает себя в тематике, проблематике, идейно-эмоциональной оценке отраженной действительности. Кроме того, страноведчески значимым для иностранного читателя оказывается и сам автор, являющийся типичным представителем своего народа, общества, эпохи [6, с. 11 - 27], поэтому целесообразно уделять отдельное внимание его биографии. «Для нас биография русского писателя - один из мощных, недооцененных резервов приближения учащихся к русской жизни, возможность на протяжении нескольких лет обучения представить галерею национальных гениев на широком фоне истории развития русской культуры» [12, с. 224].

Творчество Л.Н. Толстого нередко является объектом лингвистического, стилистического, литературоведческого и лингвострановедческого анализа по многим критериям и, в частности, критериям облигаторности и прецедентности, т.к. в нем в форме басенной морали отражается весь многовековой опыт народа.

«Русские книги для чтения» наряду с «Новой Азбукой» занимают не последнее место в литературной эволюции Л.Н. Толстого. Они были созданы Л.Н. Толстым в 1875 г. при переработке его «Азбуки». «Новая азбука» и особенно «Русские книги для чтения» вызвали полное одобрение среди деятелей народного образования и переиздавались много раз. Особо отмечался прекрасный язык рассказов для детей, написанных Толстым: «...он так сжат и прост и изящен, как будто бы для автора не существовало никаких стеснений»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.