Научная статья на тему 'Актуализация развития координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц'

Актуализация развития координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
744
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ЛЫЖНИЦЫГОНЩИЦЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Н. А., Мелихова Т. М.

статье обосновывается целесообразность совершенствования координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц на основе результатов корреляционного анализа, который выявил высокую взаимосвязь между уровнем развития координационных способностей лыжниц-гонщиц и результатами в спринтерских дисциплинах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусева Н. А., Мелихова Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация развития координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц»

УДК 796.92

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ

Н.А. Гусева - аспирант Т.М. Мелихова - кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный университет физической культуры

Челябинск

QUALIFIED WOMEN SKIERS COORDINATION ABILITIES DEVELOPMENT ACTUALIZATION

N.A. Guseva - postgraduate student

T.M. Melihova - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences Ural State Academy of Physical Culture Chelyabinsk

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: координационные способности, квалифицированные лыжницы-гонщицы, корреляционный анализ.

Аннотация. В статье обосновывается целесообразность совершенствования координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц на основе результатов корреляционного анализа, который выявил высокую взаимосвязь между уровнем развития координационных способностей лыжниц-гонщиц и результатами в спринтерских дисциплинах.

Keywords: coordination abilities, qualified womenskiers, the correlation analysis.

Summary. The article explains the feasibility of improving coordination abilities of skilled skiers-racers on the basis of the correlation analysis, which revealed a high correlation between the level of coordination abilities of skiers and racer's results in sprint disciplines.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика современной соревновательной деятельности (преобладание спринтерских дисциплин и дисциплин в формате масс-старта) позволяет отнести лыжный спорт к видам спорта со сложной технико-тактической деятельностью, требующей высокого уровня развития координационных способностей. Это объясняется тем, что спортсмен на высокой скорости должен быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку и принимать верное решение, уметь преодолевать внезапно возникающие препятствия в гонке с масс-старта, уметь реагировать на резкое изменение направления и скорости движения соперников в спринтерской гонке, правильно проходить в группе соперников виражи, повороты, развороты. Все вышеперечисленные умения и навыки формируются на основе координационных способностей. В современной тренировке лыжниц-гонщиц, как правило, не планируется отдельных занятий, развивающих координационные способности. Весьма вероятно, что недостаточное внимание к развитию и совершенствованию координационных способностей стало одной из причин неудачных выступлений российских лыжниц-гонщиц на международных соревнованиях и Олимпийских играх. Данные обстоятельства обусловили актуальность нашего исследования и обозначили проблему исследования в определении целесообразности совершенствования координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц. Необходимо отметить, что, при этом наблюдается

противоречие между высокими требованиями к двигательной подготовленности лыжниц-гонщиц, обусловленными непредсказуемостью развития ситуаций в соревновательной деятельности, близким соперничеством и недостаточным вниманием к развитию и совершенствованию координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц.

Цель исследования - определить целесообразность развития и совершенствования координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц.

Методы и организация исследования. Анализ специфики соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц позволил выявить наиболее значимые координационные способности лыжниц-гонщиц:

• способность к реагированию;

• способность к перестроению двигательных действий;

• способность к равновесию.

С целью определения целесообразности совершенствования координационных способностей был организован педагогический эксперимент, в котором приняло участие 30 квалифицированных лыжниц-гонщиц (n = 30) в возрасте 14-18 лет, из них 5 человек -мастера спорта России, 15 человек - кандидаты в мастера спорта России и 10 человек -лыжницы-гонщицы, имеющие I спортивный разряд. Эксперимент проводился по окончании специально-подготовительного этапа (вкатывания) перед первыми соревнованиями (конец ноября - начало декабря 2012 г.)

Для определения уровня развития координационных способностей были использованы следующие тесты:

1. Для оценки способности к равновесию использовался тест «Стояние на одной ноге в лыжной посадке». Испытуемый стоит на одной ноге на бруске (длиной 500 мм, высотой 25 мм и шириной 45 мм; ширина 45 мм - это ширина лыжи) в посадке лыжника. Тест оценивался по времени удержания стойки лыжника с точностью до 0,01 с. Каждому испытуемому на выполнение давалось по две пробы для левой и правой ноги. В случае удержания равновесия 2 мин. тест прекращается и испытуемому записывается максимальный результат.

2. Для оценки способности к приспособлению и перестроению двигательных действий применялся спуск со склона на лыжах с преодолением препятствий. На расстоянии 100 м на склоне были установлены три флажка, из которых первый - на расстоянии 25 м от линии старта, а два очередных флажка на таком же расстоянии друг от друга. По сигналу испытуемый преодолевал расстояние 100 м, последовательно объезжая вокруг трех флажков с правой стороны, затем после перерыва - с левой. Тест оценивался по: 1) времени при объезде флажков с правой стороны (с) с точностью до 0,01 с.; 2) времени при объезде флажков с левой стороны (с) с точностью до 0,01 с.

3. Для оценки способности к реагированию использовалось преодоление на лыжах отрезка с общего старта. Двое испытуемых преодолевали с максимальной скоростью с общего старта отрезок 100 м по прямой. Требовалось как можно быстрее и раньше стартовать и финишировать. Тест оценивался по лучшему старту и лучшему времени преодоления отрезка.

Чтобы определить целесообразность совершенствования координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в изменившихся условиях соревновательной деятельности был проведен корреляционный анализ между результатами тестирования уровня развития специальных координационных способностей и результатами соревнований в спринтерских дисциплинах (индивидуальный коньковый и классический спринт 1200 м). В качестве критерия соревновательной результативности использовалось средняя скорость преодоления данных дистанций (м/с).

Результаты и их обсуждение. Важнейшей качественной характеристикой моторики человека, позволяющей добиться результативной двигательной активности и высоких спортивных результатов, являются координационные способности [6]. Координационные способности - это генетически обусловленное в развитии комплексное двигательное

качество, позволяющее успешно управлять и регулировать двигательную деятельность человека.

Т. Бомпа координацию движений определяет как комплекс двигательных навыков, необходимых для высокого качества выполнения того или иного движения. Сила, скорость, гибкость и выносливость представляют собой основу для формирования двигательных навыков, а хорошая координация необходима для развития и совершенствования двигательных способностей спортсмена. Спортсмен с хорошо развитой координацией движений всегда быстрее осваивает соответствующий двигательный навык и способен выполнять его качественно и стабильно, расходуя при этом меньше энергии. Следовательно, хорошо развитые координационные качества приводят к формированию ловкости и достижению большей эффективности движений. И, соответственно, чем выше уровень координации движений, тем легче обучаться новым и совершенствовать все более сложные технические навыки [2].

В.И. Лях к наиболее важным специфическим координационным способностям относит[4]:

• способность к ориентированию в пространстве;

• способность к равновесию;

• способность к ритму;

• способность к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений;

• способность к реагированию;

• способность к перестроению двигательной деятельности;

• способность к согласованию движений;

• произвольное мышечное напряжение и расслабление;

• статокинетическая устойчивость.

В спортивной технике координационные способности проявляются в зависимости от цели в выполнении движений для решения спортивных задач, они являются условием для достижения высокого уровня владения техникой. Поэтому тренировка координации имеет решающее значение для создания основ отработки техники в соответствии с видом спорта. Тренировку координации можно осуществлять в общем виде, отрабатывая отдельные координационные способности с различными двигательными задачами или занимаясь, наряду с основным, другими видами спорта. Тренировка координации может ориентироваться и на требования соответствующего специального вида спорта - в этом случае с максимальным приближением к технике отрабатываются те координационные способности, которые релевантны в плане результативности для данного вида спорта - это называется дополнительной технической тренировкой [7].

Анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные взгляды на развитие координационных способностей в процессе подготовки спортсменов. Одни авторы предлагают интегрировано осуществлять развитие их в ходе технической подготовки. Другие считают, что воздействие на координационные способности не сводится ни к одной из сторон подготовки, а составляет одну из стержневых основ ее содержания. Третьи продолжают рассматривать место координационной тренировки через призму развития ловкости в системе физической подготовки. Наконец, ряд ученых и тренеров убеждены в необходимости выделения координационной подготовки в качестве самостоятельного и важнейшего раздела подготовки спортсмена, которому присущи определенные задачи, средства и методы развития координационных способностей в том или ином виде спорта [ 1].

В специальной литературе, освещающей вопросы спортивной тренировки лыжников и лыжниц-гонщиц, проблеме развития и совершенствования необходимых координационных способностей в соответствии с современными требованиями лыжных гонок, не уделяется достаточного внимания. По мнению В.М. Ковязина, В.Н. Манжосова, Т.И. Раменской [3, 5, 8] наиболее существенными факторами, определяющими эффективность соревновательной

деятельности лыжников, являются специальная и скоростно-силовая выносливость. А.В. Шишкина утверждает, что преобладание спринтерских соревнований и соревнований с масс-старта диктует необходимость повышения как силовых способностей, так и выносливости [9].

В свою очередь, австрийские специалисты Г. Пернич и А. Штаудахер отмечают, что современные технические требования в лыжном спорте имеют чрезвычайно комплексный характер и предполагают наличие всей совокупности координационных способностей, к которым относятся пространственная ориентация с учетом постоянно меняющихся условий местности и трассы, тонкое восприятие обратной реакции организма при скольжении, комплексная реакция и адаптация при изменении качества снега или в экстремальных ситуациях и способность настроить собственный ритм движения на задаваемый соперниками [7].

В своей работе П. Хиртз указывает, что каждый из видов спорта не только предъявляет различные требования к координационным способностям в целом, но и предопределяет необходимость максимального проявления отдельных видов координационных способностей. В то же время, независимо от вида спорта, координационные способности, зависящие от факторов морфофункционального психологического порядка, в первую очередь, связаны с техническим мастерством спортсмена, во многом определяя его уровень результатов [11].

По мнению немецких специалистов, координация - это способность выполнять согласованные движения и включает в себя пять способностей: равновесие, ритмичность, дифференцирование, реакцию, ориентацию. П. Шликенридер утверждает, что хорошая координация в лыжных гонках незаменимый фактор спортивного мастерства. В лыжных гонках наиболее важными являются первые три способности. Равновесие необходимо при перемещении центра тяжести с одной ноги на другую, а также для уверенного и эффективного скольжения на одной лыже на любом рельефе в различных других условиях. Ритмичность является залогом плавного выполнения движений, а дифференцирование помогает адаптироваться к рельефу и внешним соревновательным условиям [10].

В результате проведенного анализа выявлена высокая корреляционная связь между способностью к реагированию (0,86-0,91; р<0,05), способностью перестроения двигательных действий (0,98-0,96; р<0,05), способностью к равновесию (0,97-0,89; р<0,05) и средней скоростью прохождения спринтерских дистанции коньковым и классическим стилем 1200 м соответственно. Следовательно, можно сделать вывод, что координационные способности вносят значимый вклад в совокупный результат в спринтерских дисциплинах.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование взаимосвязи уровня развития координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц с результатами спринтерских дисциплин позволило сделать следующие выводы:

• координационные способности, ранее являясь не ведущим физическим качеством лыжниц-гонщиц, с появлением и преобладанием в программе соревнований по лыжным гонкам спринтерских дисциплин, которые определяют разнообразную кинематическую и динамическую структуры движений, физиологическую напряженность, а также особенности технико-тактического решения двигательных задач, предопределяют целесообразность направленного их развития и совершенствования в структуре годичного цикла спортивной тренировки квалифицированных лыжниц-гонщиц.

• данное обстоятельство необходимо учитывать при планировании тренировочных параметров в годовом макроцикле квалифицированных лыжниц -гонщиц.

Литература

1. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксеров / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 20. - С. 3-9.

2. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов / Т. Бомпа. - М. : Астрель, 2003. - 259 с.

3. Ковязин, В.М. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта : учебное пособие / В.М. Ковязин, В.Н. Потапов, В.Я. Субботин. - Тюмень : Изд-во Тюменского государственного ун-та, 1997. - Ч. 1. - 179 с.

4. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 7. - С. 28-30.

5. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков (очерки теории и методики) / В.Н. Манжосов. -М. : Физкультура и спорт, 1986. - 96 с.

6. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 259 с.

7. Пернич, Г. Серия специализированных публикаций Австрийской федерации лыжного спорта : от базового этапа до этапа совершенствования спортивного мастерства / Г. Пернич, А. Штаудахер. - М., 2003. -207 с.

8. Раменская, Т.И. Лыжный спорт : учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. - М. : Физическая культура, 2005. - 320 с.

9. Шишкина, А.В. Лыжные гонки XXI века : специальная физическая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков / А.В. Шишкина. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2008. - 347 с.

10. Шликенридер, П. Лыжный спорт / П. Шликенридер. - Мурманск : Тулома, 2008. - 288 с.

11. Hirtz, P. Koordinative Fähigkeiten in Training-swisheschaft / P. Hirtz // Trainingswissenschaft. - Berlin, 1994. - P. 137-145.

Literature

1. Bakulev, S.E. A differentiated approach to the determination of important sporting coordination abilities of boxers / S.E. Bakulev, O. Dveyrina, A.S. Savvina // Memoirs Universityof P.F. Lesgaftа. - 2006. - № 20. - Р. 3-9.

2. Bompa, T. Preparation of young champions / T. Bompa. - M. : Astrel, 2003. - 259 р.

3. Kovyazin, V. Methods of training in skiing frombeginner to master of sport : textbook / V.M. Kovyazin, V.N. Potapov, V.J. Subbotin. - Tyumen : Publishing house of the Tyumen State University, 1997. - Part 1. - 179 p.

4. Lyakh, V.I. The classification of coordination abilities / V. Lyakh // Theory and Practice of Physical Culture. - 2007. - № 7. - P. 28-30.

5. Manzhosov, V.N. Training skiers (Essays on the theory and methodology) / V. Manzhosov. - M. : Physical Culture and Sport, 1986. - 96 p.

6. Nazarenko, L.D. Means and methods for the development of motor coordination / L.D. Nazarenko. - M. : Theory and Practice of Physical Culture, 2003. - 259 p.

7. Pernich, G. A series of specialized publications the Austrian Ski Federation : from the basic stage to the stage to improve sports skills / G. Pernich, A. Shtaudaher. - М., 2003. - 207 p.

8. Ramenskaya, T.I. Skiing : textbook / T.I. Ramenskaya, A.G. Batalov. - M. : Physical Culture, 2005. -

320 p.

9. Shishkina, A.V. Cross-country skiing XXI century : special physical training of skilled skiers / A. Shishkin. - Yekaterinburg : Ural State Technical University, 2008. - 347 p.

10. Shlikenrider, P. Skiing / P. Shlikenrider. - Murmansk : Tuloma, 2008. - 288 p.

11. Hirtz, P. Koordinative Fahigkeiten in Training-swisheschaft / P. Hirtz // Trainings Wissenschaft. - Berlin, 1994. - P. 137-145.

Статья поступила в редакцию 31.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.