Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал студенческого спортивного клуба'

Воспитательный потенциал студенческого спортивного клуба Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / спортивный клуб / педагогический потенциал / здоровый образ жизни / воспитание / культура здорового образа жизни. / students / sports club / pedagogical potential / healthy way of life / upbringing / culture of a healthy lifestyle.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р. О. Безъязычный, Е. Л. Башманова

В статье проанализированы проблемы реализации воспитательного потенциала студенческого спортивного клуба. Доказывается, что накапливаемый в настоящее время студенческими спортивными клубами опыт педагогически целесообразной деятельности требует изучения, обобщения и концептуализации. Проводится обзор современных исследований педагогического потенциала студенческих спортивных клубов и обосновывается вывод о том, что в вузе необходимо перейти от формирования здорового образа жизни к воспитанию культуры здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE STUDENT SPORTS CLUB

The problems of implementing the educational potential of the student sports club are analyzed in this article. It is proved that the experience of pedagogically expedient activities accumulated by student sports clubs now requires study, generalization and conceptualization. The review of modern research of pedagogical potential of student sports clubs is carried out and the conclusion that in high school it is necessary to pass from formation of a healthy way of life to education of culture of a healthy way of life is proved.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал студенческого спортивного клуба»

УДК 378.17

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА

© 2018 Р. О. Безъязычный1, Е. Л. Башманова2

1 ассистент кафедры теории и методики физической культуры, аспирант кафедры педагогики e-mail: dinamit5846@yandex. ru 2докт. пед. наук, доцент, профессор кафедры педагогики e-mail: bashmanovaelena@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье проанализированы проблемы реализации воспитательного потенциала студенческого спортивного клуба. Доказывается, что накапливаемый в настоящее время студенческими спортивными клубами опыт педагогически целесообразной деятельности требует изучения, обобщения и концептуализации. Проводится обзор современных исследований педагогического потенциала студенческих спортивных клубов и обосновывается вывод о том, что в вузе необходимо перейти от формирования здорового образа жизни к воспитанию культуры здорового образа жизни.

Ключевые слова: студенты, спортивный клуб, педагогический потенциал, здоровый образ жизни, воспитание, культура здорового образа жизни.

Занятия физической культурой и спортом - важнейший компонент культуры здорового образа жизни. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 годы)», вступившей в силу 29 мая 2015 г., сбережение и укрепление физического здоровья детей и молодежи названо одним из приоритетов государственной политики в области воспитания. Общеизвестно, что физическая культура и спорт «не делают людей лучше или хуже» [Уэйнберг, Гоулд 1998], не обеспечивают автоматического развития характера или повышения уровня нравственности и воспитывают лишь тогда, когда имеют педагогическую инструментовку. Поэтому стратегической задачей физического воспитания детей и молодежи объявлено обновление воспитательного процесса в сфере физической культуры и спорта: на основе сочетания отечественных традиций, современного опыта и достижений научных школ [Распоряжение Правительства...].

С целью развития массового студенческого спорта и популяризации здорового образа жизни в студенческой среде в 2013 г. была создана Общероссийская молодежная общественная организация «Ассоциация студенческих спортивных клубов России». В выступлении Президента России В. В. Путина на учредительном съезде Ассоциации был выделен педагогический аспект деятельности студенческих спортивных клубов. В частности, подчеркивалось, что «высокие спортивные достижения, успехи атлетов на престижных международных соревнованиях - всё это, безусловно, важно и нужно, но главное - сделать так, чтобы спорт, активный образ жизни, досуг стали нормой для российского общества», поэтому «организация спортивных клубов подразумевает ... популяризацию здорового образа жизни» [Учредительный съезд...]. К задачам деятельности Общероссийской молодежной общественной организации «Ассоциация студенческих спортивных клубов России» относится создание условий «для воспитания физических и морально-волевых качеств, укрепления здоровья, повышения уровня профессиональной готовности, социальной активности молодежи и подростков» [Устав Общероссийской молодежной...]. Среди

направлений деятельности Ассоциации указаны следующие: проведение активной пропаганды ценностей и идей физической культуры и спорта, здорового образа жизни; организация и проведение соревнований, спартакиад, фестивалей, лагерей, просветительских, обучающих мероприятий и других культурно-массовых мероприятий; внедрение физической культуры и спорта в учебную и трудовую деятельность, быт и отдых, в общественную жизнь молодежи; разработка и реализация программ и проектов в сфере работы с молодежью и ее поддержки в нравственном, духовном, патриотическом и физическом развитии.

Однако пока рано говорить о концепции воспитания молодежи в деятельности студенческих спортивных клубов. «Массовая практика физического воспитания, -обращает внимание И.В. Манжелей,- как и прежде, ориентирована на достижение нормативного уровня физических кондиций студентов, в ущерб формированию духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления молодых людей, предполагающих целостное видение мира и самоопределение в нем» [Манжелей 2005: 9]. По мнению А. А. Никитиной, трудности в реформировании образования в сфере физической культуры связаны с «преимущественной направленностью на развитие двигательного компонента физической культуры личности студента» [Никитина 2006: 3]. При создании современных студенческих спортивных клубов не выясненной осталась грань между профессиональными, производственными и студенческими спортивными клубами, не разработана функциональная модель деятельности студенческого спортивного клуба, не определен его воспитательный потенциал. В программных документах существующих клубов большое значение уделяется вопросам имиджа, продвижения, рекламы, пиара, позиционирования, конкуренции, партнерства [Раскин и др. 2006]. Нередко декларируется наличие у клуба воспитательной функции, но в числе задач указаны лишь те виды деятельности, которые связаны преимущественно с организацией занятий физической культурой и спортом (организация и проведение учебно-тренировочных занятий в сборных, секциях, группах; подготовка студентов-спортсменов к участию в соревнованиях; регистрация и учет рекордов и спортивных достижений и т.д.).

Указанное противоречие определено И.В. Манжелей как частный случай системного противоречия «между потенциальными возможностями физкультурно-спортивной среды как многофункционального явления и отсутствием целенаправленной реализации ее здоровьесберегающей, развивающей, фасилитативной и культуротворческой функций» [Манжелей 2005: 6]. Вместе с тем в деятельности многих студенческих спортивных клубов активно формируются социокультурные традиции и накапливается опыт педагогически целесообразной деятельности, требующий изучения, обобщения и концептуализации [Положение о студенческом спортивном клубе Курского государственного университета; Положение о студенческом спортивном клубе ПМГМУ им. И.М. Сеченова]. В связи с вышесказанным была сформулирована следующая проблема: в чем заключается воспитательный потенциал студенческого спортивного клуба как формы организации массовой спортивной практики?

Студенческий спортивный клуб - значимый компонент физкультурно-спортивной среды вуза. Под физкультурно-спортивной средой образовательного учреждения И.В. Манжелей понимает совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в пространственно-предметном и социальном окружении. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды, доказывает автор, - это «интегральное понятие, определяющееся физкультурно-спортивными ценностями и

комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности» [Манжелей 2005: 4].

Образ жизни - это «определенный тип жизнедеятельности людей, характерный для исторически конкретных социальных отношений» [Мартыненко 2004: 136]. Рассматривая спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза, А.В. Никулин определяет его как «общественное, добровольное объединение субъектов в образовательном пространстве вуза, создающее референтную среду, способствующую их активному включению в реализацию потребности вести здоровый образ жизни, приобретению социального опыта по формированию ответственного отношения к здоровью как ценности» [Никулин 2008: 7]. Автором разработаны критерии, показатели, уровни сформированности и модель формирования здорового образа жизни студентов; сформулирован ряд педагогических условий повышения эффективности деятельности спортивного клуба. Подчеркивая значение спортивных клубов для формирования здорового образа жизни студентов, А.В. Никулин утверждает, что при определенных условиях их деятельность может утвердиться «как специфическая воспитательная система», в связи с чем клуб можно рассматривать как «компонент воспитательной системы вуза» [Там же: 11]. Автор вводит понятие «педагогический потенциал спортивного клуба», заключающийся в «создании оздоровительно-воспитательной, референтной среды, обеспечивающей личность студента адекватными его способностям и интересам возможностями реализовать потребность вести здоровый образ жизни» [Там же: 20].

А.А. Никитиной, осуществившей исследование процесса формирования физкультурного тезауруса у студентов, выявлено, что на формирование мотивационно-ценностных отношений в сфере физической культуры влияет образовательное содержание учебной и внеучебной деятельности студентов. Физкультурные знания выступают средством педагогического воздействия на мотивационно-потребностную сферу студентов. В ходе опытно-экспериментальной работы исследователем был обнаружен невысокий уровень знаний и связанных с ними умений и навыков студентов в сфере физической культуры [Никитина 2006]. В связи с этим представляется, что в стенах вуза необходимо перейти от формирования здорового образа жизни -педагогической задачи систем дошкольного и общего среднего образования -к воспитанию культуры здорового образа жизни.

Понятие о воспитании культуры здорового образа жизни основывается на понятиях «воспитание базовой культуры личности», «воспитание физической культуры личности» (В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, Н.Ф. Голованова и др.) [Голованова 2013; Сластенин и др. 2004]. Вслед за А. С. Макаренко, утверждавшим, что «человек не воспитывается по частям», Н.Ф. Голованова подчеркивает интегрированный характер ценностей базовой культуры личности: «Ценности базовой культуры личности переживаются как ценностные отношения и проявляются только тогда, когда воспитанием обеспечены их когнитивная составляющая (знания, представления) и поведенческая (опыт действий, умения, поведенческие навыки)» [Голованова 2013].

Р. Н. Терехиной и Т. Павлидисом дано определение понятия «основы культуры здорового образа жизни» и выделены компоненты культуры здорового образа жизни. Здоровый образ жизни, как указывают авторы, представляет собой деятельность, «ориентированную на укрепление и развитие индивидуального и общественного здоровья». Отсюда культура здорового образа жизни может рассматриваться как «отношение личности к гармоничным проявлениям основных компонентов, отвечающих объективным требованиям биологической программы развития человека, исходящих из его духовных и физических потребностей» [Терехина, Павлидис

2008: 79]. К основам культуры здорового образа жизни авторы относят: «осознанное понимание необходимости сохранить физическое и духовное здоровье; стремление быть гармоничной личностью; знание правил обеспечения здоровья и умение реализовать их в повседневной жизни; рациональное распределение составляющих (труд, отдых) режима жизни человека; деятельность личности по укреплению и развитию индивидуального и общественного здоровья; различные формы и способы укрепления здоровья; определенный вид организации жизнедеятельности, поддерживающий здоровье, совершенствующий резервные возможности организма». Были выделены также компоненты культуры здорового образа : физическая

культура, культура питания, досуга, движений, поведения [Там же: 80].

Анализ актуальных исследований по проблемам концептуализации и развития воспитательного потенциала студенческих спортивных клубов позволил очертить рамку будущей концепции воспитания культуры здорового образа жизни студентов в деятельности студенческого спортивного клуба. Данная концепция может основываться на понятии «воспитание базовой культуры личности». Целью деятельности студенческого спортивного клуба выступает воспитание культуры здорового образа жизни как части профессиональной культуры будущего специалиста. В качестве направлений воспитания культуры здорового образа жизни студентов в деятельности студенческого спортивного клуба могут рассматриваться: физическая культура, воспитание культуры питания, досуга, движений, поведения. Средствами и методами воспитания культуры здорового образа жизни в рамках деятельности спортивного клуба могут явиться личный пример и яркий образец успешной деятельности; культивирование моды на спорт и здоровый образ жизни; стимулирование разностороннего неформального опыта общения и взаимодействия преподавателей и студентов; обеспечение субъектной позиции студента в клубе как равноправного и ответственного участника.

Библиографический список

Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: Академия, 2013. 240 с. Серия «Бакалавриат»

Манжелей И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Тюмень, 2005. 45 с.

Мартыненко А.В. Здоровый образ жизни молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 136-138.

Никитина А.А. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов автореф. дис. ... докт. пед. наук. Калининград, 2006. 42 с.

Никулин А.В. Спортивный клуб как фактор формирования здорового образа жизни в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.

Положение о студенческом спортивном клубе Курского государственного университета // Социальная сеть «ВКонтакте». Студенческий спортивный клуб «Гепард». URL: http://vk.com/doc-61991791 352900063?dl=d1aa63593511e702b5 (дата обращения: 02.06.2015).

Положение о студенческом спортивном клубе ПМГМУ им. И.М. Сеченова // Сайт ПМГМУ им. И.М. Сеченова. Студенческий спортивный клуб. URL: http://www.mma.ru/education/student/orga/studencehskie%20/ (дата обращения: 13.07.2017).

Раскин Е.О., Русанов Д.Ю., Мокрецова Ю.М., Итин А.Л. Студенческий спортивный клуб. Начало: методическое пособие по созданию и развитию студенческого спортивного клуба. СПб: Ун-т ИТМО, 2016. 84 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»// Российская газета. 2015. 8 июня. URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 14.06.2017).

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для вузов, доп. УМО / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. 576 с.

Студенческое спортивное движение. Состояние, проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс] / отв. за выпуск Н.В. Соболева. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. Систем. требования: PC не ниже класса Pentium I; 128 Mb RAM; Windows 98/XP/7; Adobe Reader V8.0 и выше. -Загл. с экрана.

Терехина Р.Н., Павлидис Т. Компоненты основ культуры здорового образа жизни // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 12. С. 78-82.

Устав Общероссийской молодежной общественной организации «Ассоциация студенческих спортивных клубов России» // Сайт Ассоциации студенческих спортивных клубов России. URL:

http://studsportclubs.ru/files/6513/8089/8778/ustav_assk.pdf (дата обращения: 23.06.2015).

Учредительный съезд Ассоциации студенческих спортивных клубов // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL:

http://kremlin.ru/events/president/news/18412 (дата обращения: 02.06.2015).

Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры: Учебник для студентов, преподавателей, работников физической культуры. Киев: Олимпийская литература, 1998. 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.