Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка'

Воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ОПЫТНЫЙ УЧАСТОК / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL-EXPERIMENTAL PLOT / LABOR EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афонина Е.А.

В статье раскрыт воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка. Это база для реализации практической части учебных программ, исследовательская площадка. Здесь осуществляется трудовое, нравственное, физическое, экологическое, эстетическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF SCHOOL EDUCATIONAL-EXPERIMENTAL PLOT

The article discloses the educational potential of the school teaching and experimental plot. This is the basis for the implementation of the practical part of the training programs, research area. There is carried out labor, moral, physical, environmental, aesthetic education.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-16-20

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА

Афонина Е.А.

Казанский федеральный университет, Елабужский институт, г. Елабуга, Российская Федерация

В статье раскрыт воспитательный потенциал школьного учебно-опытного участка. Это база для реализации практической части учебных программ, исследовательская площадка. Здесь осуществляется трудовое, нравственное, физическое, экологическое, эстетическое воспитание.

Ключевые слова: учебно-опытный участок; трудовое воспитание; исследовательская деятельность.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL

OF SCHOOL EDUCATIONAL-EXPERIMENTAL PLOT

Afonina E.A.

Kazan Federal University, Yelabuzhsky Institute, Yelabuga, Russian Federation

The article discloses the educational potential of the school teaching and experimental plot. This is the basis for the implementation of the practical part of the training programs, research area. There is carried out labor, moral, physical, environmental, aesthetic education.

Keywords: educational-experimental plot; labor education; research activities.

Школьный участок обладает большим воспитательным потенциалом, но в практике школ он часто используется односторонне, превращается в плодовый сад, цветочно-декоративный участок или огород.

В то же время «... успехи опытных пришкольных земельных участков надо измерять не голой цифрой собранного урожая, ... а тем, каков их педагогический эффект в общей системе обучения и воспитания школьников, т.е. насколько они повысили качество учебы, насколько ученики старших классов научились работать и насколько ученики младших классов приучились к работе...» [2, с. 374—375].

Учащиеся не любят работать на участке, хотя такой труд развивает нравственные качества личности, такие как любовь ко всему живому, уважение к своему и чужому труду, ответственность перед одноклассниками; волевые качества, проявляющиеся в стремлении закончить начатый опьп; вовремя произвести наблюдения, тщательно зафиксировать их, сделать выводы и оформить результаты исследования. К тому же, у учащихся в больших городах происходит отчуждение от природы, утрачиваются сельскохозяйственные трудовые умения и навыки.

На учебно-опытном участке школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями [4, с. 264]. На участке проводят уроки и экскурсии, осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, природоохранительную и опытническую работы, учащиеся приобщаются к общественно-полезному труду.

Возможность превращения труда в первую жизненную потребность и источник наслаждения заложена в самой природе труда. В физиологическом смысле труд представляет собой естественное и необходимое расходование энергии, накапливаемой в организме. Процесс же наслаждения трудом может проявляться в моральном удовлетворении трудом, эстетическом наслаждении своей работой и радостью творчества.

Чувство морального удовлетворения трудом возникает в результате понимания учащимся как общественной необходимости и значимости трудового процесса в целом, так и сознания личной ответственности за свое дело. Трудовая деятельность служит неисчерпаемым источником удовлетворения эстетических потребностей, тех чувств, которые связаны с воспитанием прекрасного. Возникновение у учащихся

чувства эстетического удовлетворения от их участия в трудовом процессе в значительной степени обусловлено культурой труда. Поэтому в размещении оборудования, экспонатов необходим четкий порядок. Необходимо приучать учеников к тому, чтобы после любой работы они чистили употребляемый ими сельскохозяйственный инвентарь, ставили его на определенное место. Количество предметов, окружающих учащихся, должно быть минимальным, чтобы не распылять их внимание в процессе работы. Большое значение для воспитания красоты труда и интереса к нему имеет внешний вид оборудования, эстетика окружающей территории. Территория учебно-опытных участков большинства городских школ является общедоступной для жителей микрорайона, поэтому она используется для прогулок, отдыха и должна выглядеть эстетично. Эстетическое значение имеет также характер трудового процесса и осознание его целесообразности. Совершенство орудий труда, обеспечивающее высокую производительность, введение научной организации труда, гармоничность и ритмичность трудового процесса являются объективными предпосылками эстетического наслаждения трудом. Для этого учащиеся должны обладать необходимыми знаниями и трудовыми навыками.

По-настоящему прекрасным является также радость творчества школьников в процессе познания. Только в порыве творческого вдохновения — высшей степени сосредоточенности учащегося на процессе труда и способе его выполнения - возможно создание чего-то образцового и качественно нового.

Формой проявления радости, возникшей в ходе трудового процесса, является преодоление стоящих на пути препятствий. Ученик может утвердить себя как личность, реализовать скрытые до этого способности, оценить свои сильные и слабые стороны.

Учебно-опытный участок является базой для опытнической работы. Научно-исследовательская деятельность, сельскохозяйственное опытничество способствуют обогащению знаний и умственному развитию школьников. Надо так организовать опытно-натуралистическую работу, чтобы она чаще возбуждала потребность в знаниях, которые получены в результате активной, самостоятельной работы

мысли. Поэтому начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Исследовательская деятельность начинается с постановки и осознания цели. Необходимо побуждать и учить учащихся внимательно вглядываться в окружающую природу и практику сельского хозяйства и самостоятельно находить жизненные задачи, требующие решения. Учить человека по-хозяйски относиться к окружающей жизни, анализировать, оценивать ее, подходить к любой работе с вопросом - как ее улучшить. Поэтому тематика опытов может быть самой разной. Осознание важности принятых обязательств мобилизует и вдохновляет учащихся на упорный творческий труд. Однако прежде чем приступить к работе, надо наметить ее план. С помощью учителя школьники должны осознать, как необходимо заложить опыт, чтобы получить научно достоверный результат, как добиться уравнения всех условий на опытной и контрольной делянках, за исключением одного проверяемого фактора.

Важным этапом опытнической работы является выполнение намеченного плана, т.е. упорный труд на школьном учебно-опытном участке. Чтобы повысить педагогическую эффективность данного этапа, следует побуждать школьников относиться ко всякому делу творчески, т.е. подходить с вопросами: как сделать лучше, удобнее, быстрее, надежнее, красивее, экономнее. Для этого необходимо использовать все имеющиеся научные сведения и добывать недостающие.

Следующий этап исследовательской работы - это подведение итогов труда, наблюдений и опытов, подготовка отчета, экспонатов выставки. Результаты анализа и обработки материала надо изложить в отчете. Это сочинение на научную тему, прототип научной статьи, что позволяет развивать исследовательские умения и навыки.

Одновременно с отчетом обычно оформляется и материал для школьной выставки. Здесь важно научить учащихся выбрать из всего обширного фактического материала главное и так его оформить, чтобы донести до посетителя выставки основную идею и полученный результат проведенных наблюдений. Оформление экспозиции должно соответствовать законам красоты, что способствует эстетическому воспитанию.

Результаты опытов докладываются на конференциях. Здесь имеет место не просто активное участие школьников в проводимых исследованиях, но и мотивы этого участия: творческое мышление и отношение к делу, стремление овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Хорошо сделанный доклад, отлично выполненная исследовательская работа вызывают у школьника, прежде всего чувство личной удовлетворенности. И более глубокие чувства он испытывает от признания его труда как общественно полезного. А такой труд воспитывает чувство ответственности за порученное дело, требует предельной собранности, четкости, умения правильно распределить свое время [1, с. 104].

Кроме того, формирование экологической культуры будет неполноценным без непосредственного общения личности с природными объектами и формирования субъективного отношения к ним [3, с. 52].

Работа на пришкольном учебно-опытном участке должна помочь трудовому, нравственному, физическому, экологическому и эстетическому воспитанию учащихся, повышению естественнонаучной грамотности.

Список литературы

1. Афонина Е.А. Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин: монография / под ред. проф. И.Э. Ярмакеева. Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011.164 с.

2. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Вер-зилин, В.М. Корсунская. М.: Просвещение, 1983. 384 с.

3. Масленникова H.H. Структура и содержание экологической подготовки студентов / H.H. Масленникова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 8-й международной научно-практической конференции (г. Махачкала, 20 сентября, 2015). Махачкала: ООО «Апробация», 2015. С.56-56.

4. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.