Научная статья на тему 'Методические особенности технологической подготовки обучающихся сельских средних общеобразовательных школ'

Методические особенности технологической подготовки обучающихся сельских средних общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ТЕХНОЛОГИЯ / УЧАЩИЙСЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД / МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непобедный М.В., Сысоев А.П., Мраморнова Е.А.

В статье рассмотрена методика трудового обучения учащихся сельских средних общеобразовательных школ по основам агротехники и технологии выращивания различных сельскохозяйственных культур, разработана педагогическая модель формирования технологической культуры школьников по модулю «Сельскохозяйственный труд» с учетом требований государственного образовательного стандарта по образовательной области «Технология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические особенности технологической подготовки обучающихся сельских средних общеобразовательных школ»

УДК 635.922

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

© 2017 М. В. Непобедный1, А. П. Сысоев2, Е. А. Мраморнова3

1 канд. пед. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств e-mail: nepobedny@rambler.ru 2 канд. техн. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и сервиса транспортных средств e-mail: sysoiev.kur-46@mail.ru

Курский государственный университет

3 канд. пед. наук, методист кафедры гуманитарных дисциплин

e-mail: ena-07@mail.ru

Калининградский областной институт развития образования

В статье рассмотрена методика трудового обучения учащихся сельских средних общеобразовательных школ по основам агротехники и технологии выращивания различных сельскохозяйственных культур, разработана педагогическая модель формирования технологической культуры школьников по модулю «Сельскохозяйственный труд» с учетом требований государственного образовательного стандарта по образовательной области «Технология».

Ключевые слова: методика, технология, учащийся, сельскохозяйственный труд, модель, технологическая подготовка.

В последние годы с учетом интенсивного развития современных агротехнологий большую важность в организации непрерывного образования по подготовке кадров для сельскохозяйственного производства приобретают вопросы формирования технологической, технической, экологической культуры и грамотности учащихся средних общеобразовательных школ. В этой связи центральное место отводится решению проблемы обучения учащихся младших и старших классов школ к выполнению трудовых технологических операций в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности для последующей работы в агропромышленном комплексе. Данной возможностью наиболее полно обладают сельские средние общеобразовательные школы, поскольку имеют учебно-опытные пришкольные участки для отработки практических умений и навыков по уходу за сельскохозяйственными растениями, животными, малогабаритной сельскохозяйственной техникой, обработке почвы, а также проведению проектной деятельности по изучаемому предмету.

Отметим, что вопросами методики организации трудового обучения учащихся средних общеобразовательных школ, в настоящее время реализуемой в образовательной области «Технология», на протяжении многих лет занимались такие известные ученые, как П.Р. Атутов, А.Н. Богатырев, В. Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев, Г.Н. Некрасова, О.В. Павлова, В.М. Казакевич, А.В. Марченко и др. Анализ учебных программ по образовательной области «Технология» позволил выявить, что учащийся при изучении раздела «Сельскохозяйственный труд» должен знать: - условия роста и развития сельскохозяйственных культур;

- классификацию сельскохозяйственных культур по группам и семействам;

- биологические особенности и агротехнику возделывания сельскохозяйственных растений;

- различные приемы и технологию обработки почвы с применением различных ручных сельскохозяйственных орудий и малогабаритных средств механизации;

- классификацию сорных растений, методы и способы борьбы с ними;

- классификацию и биологию развития основных вредителей сельскохозяйственных культур, методы и способы борьбы сними;

- классификацию удобрений, используемых для роста и развития сельскохозяйственных структур

- правила техники безопасности при работе на пришкольном опытно-производственном участке.

В процессе выполнения практических занятий школьник должен уметь:

- применять полученные знания при обработке почвы, посеве (посадке) различных сельскохозяйственных культур;

- определять разновидности почв по механическому составу;

- составлять схемы севооборота овощных культур для пришкольного учебно-опытного участка;

- отличать различные виды овощных культур;

- определять виды сорных растений;

- распознавать и отличать вредных насекомых от полезных;

- применять для борьбы с сорными растениями: агротехнические биологические и химические способы [Программа 2010; Технология 2013].

Так как преподаватель сельской школы является связующим звеном в образовательной системе «Учитель-Ученик», то он должен обладать глубокими знаниями научных основ, состояния и перспектив развития сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики, хорошо владеть методикой преподавания основ сельскохозяйственного труда и агротехники возделывания сельскохозяйственных культур в условиях школьного учебно-опытного участка. В процессе учебной деятельности он должен применять наиболее эффективные методы, формы обучения и воспитания школьников. Кроме того, учитель должен научить учащихся практическим навыкам работы с различными сельскохозяйственными ручными орудиями и техникой для поверхностной обработки почвы.

Программа обучения предусматривает проведение уроков-экскурсий, уроков-лекций, уроков-практикумов. Значительная часть учебного времени рассчитана на уроки практической направленности. Общий объем учебных занятий за 5 лет обучения (5-9 классы) рассчитан на 340 часов, из расчета 2 часа в неделю [Программа... 2010].

Процесс изучения предмета «Технология» в большинстве сельских средних общеобразовательных школ представим в виде логической модели, где учитель в соответствии с учебным планом проводит урок по традиционной методике, при которой сообщается учебный материал в форме изложения необходимых теоретических сведений в виде рассказа или беседы. Обучающиеся записывают материалы урока, выполняют различные практические задания, упражнения и приобретают необходимые знания, умения и навыки по предмету.

Таким образом, процесс изучения образовательной области «Технология» представляет собой замкнутую систему, в которой взаимодействуют между собой, с одной стороны, учитель, с другой - ученик. При этом первый руководствуется государственным образовательным стандартом, различной учебной, научной, справочной и методической литературой по основным разделам преподаваемой дисциплины.

В общем виде структуру учебного процесса при изучении предмета «Технология» сельской общеобразовательной школы представим в виде следующей схемы, изображенной на рисунке 1.

Школьник

Учитель

Рабочая программа предмета

Государственный образовательный стандарт

Учебно-методическая литература и научно-техническая информация по предмету

Реализация полученных знаний в сфере агропромышленного производства

для дальнейшего обучении в системе высшего (среднего) профессионального образования

— контроль усвоения;

— управление учебной

деятельностью

Рис. 1. Принципиальная модель учебного процесса при изучении предмета «Технология»

Процесс обучения и его структура включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, содержание, формы и методы обучения, анализ и самоанализ. Анализ работы учителей сельских школ показал, что в их практической деятельности наибольшее применение получил объяснительно-репродуктивный метод обучения, сущность которого составляет изложение материала учителем и репродуктивное усвоение знаний учеником. Методика преподавания сельскохозяйственного труда тесно связана с педагогикой и руководствуется общими принципами дидактики и теории воспитания. Эта связь осуществляется взаимно: общие закономерности педагогики используются методикой при установлении частных закономерностей обучения школьников сельскохозяйственному труду; в свою очередь, методика дает педагогике конкретный материал для вывода общих закономерностей. Теоретической основой для построения модуля «Сельскохозяйственный труд» для учащихся сельских школ являются биологические и сельскохозяйственные науки. Знания основ биологии и сельского хозяйства необходимы учителю для организации всех видов учебной деятельности учащихся сельской школы по разделу «Основы агротехники».

Для более эффективного процесса преподавания предмета «Технология» в условиях средних общеобразовательных школ нами составлена методическая схема по формированию технологической культуры учащихся. Основными элементами данной схемы являются (см. рис. 2):

- целевой компонент;

- дидактические принципы;

- педагогические условия;

- процессуально-содержательный компонент;

- диагностический компонент.

Основные дидактические принципы:

систематичность; последовательность; наглядность; научность; прочность усвоения знаний и их доступность при необходимом уровне сложности;

единство и оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения;

дифференциация содержания и организация процесса обучения; соответствия графических заданий и упражнений возрастным и индивидуальным особенностям школьников;

сознательность и творческая активность школьников

Педагогические условия: направленность

образовательного процесса на развитие технических знаний; формирование интереса для продолжения обучения в средних и высших учебных заведениях; формирование связи изучаемого материала с практической деятельностью учащихся;

формирование престижа знаний по технологической подготовке, необходимых к применению в своей будущей специальности; индивидуальный подход к учащимся, активизация их личностного развития, создание благоприятного психологического климата, доброжелательности, уверенности при выполнении практических заданий и упражнений; рациональная организация рабочего места и учебно-производственной среды с учетом педагогических, гигиенических, эстетических, эргономических, экологических требований; компетентность учителей

Процессуально-содержательный компонент Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, урок); репродуктивный (моделирование и конструирование, выполнение практических работ); самостоятельная работа с учебно-методической и справочно-технической литературой. Формы организации учебного процесса: групповая (классно-урочная); звеньевая; индивидуальная; олимпиады; викторины; инновационные технологии обучения; факультативы.

Средства обучения: технические; дидактические; наглядные пособия и учебные модели (набор деталей, стенды); садово-огородный инструмент и инвентарь; комплекс тестовых заданий и практических упражнений

Регулярный мониторинг и диагностика развития технологической культуры, знаний, умений и навыков школьников с применением информационных технологий

Критерии сформированности технических знаний, умений и навыков

Методические рекомендации для учителей технологии по проведению занятий в школе

Рис. 2. Методическая схема формирования технологической культуры учащихся сельских средних общеобразовательных школ

Для реализации разработанной методической системы нами составлены учебные планы для 6-8 классов в условиях сельских средних общеобразовательных школ. Программой обучения школьников предусматриваются проведение теоретических и практических занятий по изучению основ агротехники, растениеводства, садово-огородного инвентаря, инструмента, малогабаритной сельскохозяйственной техники на учебно-опытном участке, в соответствии с разработанным и утвержденным директором школы календарно-тематическим планом (см. табл.). В структуру каждого урока входят общетеоретические сведения по теме занятия и практическая работа для закрепления знаний, умений и навыков.

Календарно-тематический план обучения учащихся 8-го класса _по разделу «Основы агротехники»_

№ урока Тема урока Кол-во часов Практическая работа

1 Инструктаж по технике безопасности. Полеводство - основная отрасль растениеводства. Значение полеводства 2 Подготовка почвы и посев озимых культур на учебно-опытном участке

2 Правила осенней посадки деревьев. Подготовка плодовых деревьев к зиме. Ознакомление с режущим инструментом для обрезки кустарников и фруктовых деревьев 2 Посадка деревьев. Подготовка их к зиме. Осенняя обработка почвы и обрезка деревьев

3 Способы выкапывания и хранения посадочного материала 2 Выкапывание на хранение посадочного материала. Осенняя обработка почвы

4 Ягодные культуры. Земляника. Обрезка ягодных кустарников 2 Защита плодово-ягодных культур от зимних холодов

5 Ручной садово-огородный инструмент и инвентарь. Общая характеристика и назначение режущего, почвообрабатывающего инструмента. Инструмент для ухода за растениями и сбора плодов. Техника безопасности при работе 2 Осенняя обработка почвы и подготовка почвы к зиме

Основы растениеводства

6 Инструктаж по технике безопасности. Защита полевых культур от вредителей и болезней 2 Внесение удобрений на пришкольный участок. Весенняя обработка почвы

7 Плодоводство как отрасль растениеводства. Плодовые семечковые культуры 2 Подготовка черенков к посеву. Весенняя обработка почвы

8 Плодовые косточковые культуры. Выращивание культурной яблони 2 Защита сада от вредителей и болезней

9 Размножение земляники 2 Посадка земляники.

Весенняя обработка

Для проведения лабораторно-практических, а также факультативных занятий в школе создается специализированный учебный класс, в котором осуществляется процесс обучения по разделу «Сельскохозяйственный труд». Как правило, учебное помещение для занятий должно состоять из трех частей: лаборатории и двух подсобных лабораторных комнат. Рабочее место школьника должно быть удобным, иметь поблизости воду, предусматривать возможность установки на нем оборудования, размещение раздаточного материала и технических приспособлений.

Для проведения лабораторно-практических занятий со школьниками по разделу «Сельскохозяйственный труд» на опытно-производственном участке сельская школа должна иметь соответствующее материально-техническое оснащение. Нами составлен примерный перечень учебно-наглядных пособий и оборудования для обеспечения занятий по сельскохозяйственному труду для сельской средней общеобразовательной школы, в состав которого входят: гербарии, сельскохозяйственный растения, коллекции вредителей с/х культур, наборы удобрений, плоды, модели цветков с/х культур, приспособления для взятия почвенных проб, лотки для сортировки семян и раздаточного материала, кроме того набор инструмента и с/х инвентаря, плакаты, презентации, кинофильмы.

Современным направлением учебного процесса является организация индивидуализированного и дифференцированного обучения. Специфика работы сельских школ позволяет учесть оба вида данной формы обучения школьников. Так коллективное выполнение практических работ на учебно-опытном участке (УОУ) позволяет учащимся систематически сравнивать результаты своей работы с результатами своих одноклассников, что способствует воспитанию самоконтроля, формированию чувств товарищества и взаимопомощи, творческого отношения к труду, подготовке учащихся к дальнейшей работе в сфере сельскохозяйственного производства. При проведении опытно-практической работы и выполнении летних заданий на УОУ создаются условия для систематического пополнения учебного класса демонстрационным и раздаточным материалом.

Для создания УОУ сельской школе необходимо выделить земельный участок общей площадью от 0,5 до 2 га, в зависимости от количества учащихся и учебного времени, отведенного на изучение раздела «Сельскохозяйственный труд». Его целесообразно располагать вблизи от школы, что обеспечит своевременный приход учащихся на практические занятия, и разбить на отдельные делянки для овощных растений, полевых культур, плодово-ягодных насаждений, цветочно-декоративных культур [Семенова 2013].

Для условий сельских средних общеобразовательных школ Курской области чаще используют восьмипольный севооборот: томат - капуста - столовые корнеплоды - огурец - лук - картофель - перец - укроп - кабачки. Каждую делянку овощного севооборота следует разделять на две части, каждую из которых использовать в один год как открытую, в другой - как коллекционную. Размер опытных делянок может быть от 5 до 25 м2 в зависимости от темы опыта, культуры и общей площади делянки [Основы агрономии 2003].

В условиях сельской школы для учащихся целесообразно организовать участок по выращиванию культур в закрытом (защищенном) грунте. В этом случае школьники на практике ознакомятся со спецификой укрывающих почву сооружений, приемами ухода за растениями, приобретут умения и навыки по выращиванию рассады овощных

растений и ранних овощей. Закрытый (защищенный) грунт включает теплицы, парники, малогабаритные пленочные покрытия и др.

В условиях малокомплектных сельских школ для проведения занятий по разделу «Основы агротехники» целесообразнее использовать пленочные теплицы или малогабаритные пленочные укрытия для выращивания ранних овощей и рассады.

Основным содержанием труда учащихся на школьном УОУ является опытническая работа. Учитель подготавливает учеников к проведению опыта, формирует звенья, разрабатывает агротехнические планы и привлекает учащихся к работе.

Таким образом, предлагаемая методика технологического обучения и формирования технологической культуры в условиях сельских средних общеобразовательных школ направлена прежде всего на совершенствование процесса обучения учащихся по разделу «Сельскохозяйственный труд» в рамках образовательной области «Технология». Это позволит учителям сельских школ по-новому подойти к изложению отдельных тем школьной программы данного раздела, а также будет способствовать расширению кругозора учащихся об условиях жизни растений, почве как среде их произрастания, болезнях, вредителях культурных растений и средствах механизации полевых работ. Следует также отметить, что в связи с необходимым количеством учебных часов, отводимых на практические и теоретические занятия, их проведение будет способствовать активизации учебного процесса и развитию интереса к профессиям сельскохозяйственного профиля.

Библиографический список

Основы агрономии: учеб. для нач. проф. образования / Н.Н. Третьяков, Б. А. Ягодин, А.М. Туликов и др. М.: Академия, 2003. 360 с.

Программа для общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение.1-4, 5-11классы» / науч. рук.: Ю.Л. Хотунцев и В.Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2010. 85 с.

Семенова Г.Ю. Технология. Основы агрономии. 10-11 классы: учеб. М.: Вентана-Граф, 2013. 176 с.

Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. М.: Вентана-Граф, 2013. 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.