Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал семьи в формировании нравственных качеств у детей (на примере США)'

Воспитательный потенциал семьи в формировании нравственных качеств у детей (на примере США) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
714
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORAL EDUCATION OF THE CHILD / MORAL DEVELOPMENT OF THE CHILD / FAMILY / MORAL NORMS / MORAL EVALUATION / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / СЕМЬЯ / НРАВСТВЕННЫЕ НОРМЫ / НРАВСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Лидия Владимировна

Актуальность темы обусловлена важностью проблемы нравственного воспитания детей в семье при непосредственном участии родителей как первых воспитателей ребенка. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать воспитательный потенциал семьи в нравственном развитии ребенка (на примере США). Результаты исследования показали, что воспитание родителями нравственных качеств у ребенка в семье будет эффективным при соблюдении следующих рекомендаций педагогов и психологов: при толковании смысла и общественной значимости нравственных понятий учитывать возрастной уровень интеллектуального развития ребенка; использовать воспитательную силу личного положительного примера, соблюдая нравственные нормы, которые должен усвоить ребенок; привлекать к участию в жизни ребенка по возможности всех членов семьи для поддержания домашней атмосферы, укрепляющей в сознании ребенка понятие «дома»; постоянно вовлекать ребенка в совместные виды деятельности, чтобы обеспечить его в будущем счастливыми семейными воспоминаниями детства; давать грамотную оценку поведению ребенка и направлять воспитательное воздействие нравственной оценки на формирование правильной линии поведения ребенка. Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки новых технологий, методов и приемов психолого-педагогической помощи семье в вопросах нравственного воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE FAMILY IN THE FORMATION OF MORAL QUALITIES IN CHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE USA)

The urgency of the topic is stipulated by the importance of the problem of moral education of children in the family with the direct involvement of parents as the first educators of a child. The purpose of the study is to identify and describe the educational potential of a family in the moral development of a child (on the example of the USA). The results of the study showed that education of moral qualities of the child in the family by the parents will be effective if the following recommendations of teachers and psychologists are observed: in the interpretation of meaning and social significance of moral concepts a parent should take into account the age level of intellectual development of the child; a parent should use the educational power of personal positive example, observing moral standards that the child should learn; a parent should involve all family members in a child’s life to maintain the homely atmosphere that will strengthen the concept of “home” in the child’s consciousness; a parent should constantly engage a child in joint activities to provide the child in the future with happy family childhood memories; a parent should give a competent assessment of the child’s behavior and direct educational impact of moral assessment in the formation of correct behavior of the child. The scope of the results of the study. The results of the study can be used in the process of developing new technologies, methods and techniques of psycho-pedagogical assistance to families in the matters of moral education of children.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал семьи в формировании нравственных качеств у детей (на примере США)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-7-223-239 УДК 37.034

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ США)

Осипова Л.В.

Актуальность темы обусловлена важностью проблемы нравственного воспитания детей в семье при непосредственном участии родителей как первых воспитателей ребенка.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать воспитательный потенциал семьи в нравственном развитии ребенка (на примере США).

Результаты исследования показали, что воспитание родителями нравственных качеств у ребенка в семье будет эффективным при соблюдении следующих рекомендаций педагогов и психологов: - при толковании смысла и общественной значимости нравственных понятий учитывать возрастной уровень интеллектуального развития ребенка;

- использовать воспитательную силу личного положительного примера, соблюдая нравственные нормы, которые должен усвоить ребенок;

- привлекать к участию в жизни ребенка по возможности всех членов семьи для поддержания домашней атмосферы, укрепляющей в сознании ребенка понятие «дома»;

- постоянно вовлекать ребенка в совместные виды деятельности, чтобы обеспечить его в будущем счастливыми семейными воспоминаниями детства;

- давать грамотную оценку поведению ребенка и направлять воспитательное воздействие нравственной оценки на формирование правильной линии поведения ребенка.

Область применения результатов исследования. Результаты исследования могут быть использованы в процессе разработки

новых технологий, методов и приемов психолого-педагогической помощи семье в вопросах нравственного воспитания детей.

Ключевые слова: нравственное воспитание ребенка; нравственное развитие ребенка; семья; нравственные нормы; нравственная оценка.

the educational potential of the family in the formation of moral qualities in children (ON the example OF the uSA)

Osipova L.V.

The urgency of the topic is stipulated by the importance of the problem of moral education of children in the family with the direct involvement ofparents as the first educators of a child.

The purpose of the study is to identify and describe the educational potential of a family in the moral development of a child (on the example of the USA).

The results of the study showed that education of moral qualities of the child in the family by the parents will be effective if the following recommendations of teachers and psychologists are observed:

- in the interpretation of meaning and social significance of moral concepts a parent should take into account the age level of intellectual development of the child;

- a parent should use the educational power of personal positive example, observing moral standards that the child should learn;

- a parent should involve all family members in a child's life to maintain the homely atmosphere that will strengthen the concept of "home" in the child's consciousness;

- a parent should constantly engage a child in joint activities to provide the child in the future with happy family childhood memories;

- a parent should give a competent assessment of the child's behavior and direct educational impact of moral assessment in the formation of correct behavior of the child.

The scope of the results of the study. The results of the study can be used in the process of developing new technologies, methods and techniques of psycho-pedagogical assistance to families in the matters of moral education of children.

Keywords: moral education of the child; moral development of the child; family; moral norms; moral evaluation.

Введение

С раннего детства у человека формируются свои понятия о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Первые представления о нравственных нормах ребенок получает в семье. Семья, по мнению многих отечественных (И.В. Власюк, О.И. Волжина, Л.Д. Короткова и др.) и зарубежных (Дж. Брунер (J. Bruner), Р. Болдуин (R. Baldwin), А. Бэлл (A. Bell) и др.) ученых, играет важную роль в нравственном развитии ребенка раннего возраста, определяя принципы и нормы в отношении того, что правильно, а что неправильно с точки зрения морали [1-5, 7]. Каждая семья несет ответственность за передачу эти норм своим детям. Чем выше уровень нравственного развития родителей, тем вероятнее, что дети впитают в себя все самое лучшее, что есть в семье. В итоге, ребенок должен достичь моральной независимости и ответственности за свои действия и поступки.

По словам психолога и педагога Дж. Брунера [1], для того, чтобы жить в гармонии с другими людьми в обществе, надо жить в соответствии с культурными нормами. Принятие морального решения означает сознательный выбор человека между нравственным и безнравственным поступком с точки зрения законодательства и культурных норм, принятых в данном обществе. Ребенок постепенно усваивает нормы поведения с помощью взрослого. С раннего возраста родители призывают ребенка вести себя прилично и делают замечания в случае, если ребенок нарушает установленные правила. С помощью взрослого ребенок учится понимать значение конкретного правила поведения и оценивать свой поступок в соответствии с данными нормами. Иными словами, как подчеркивает психолог

У. Краин (W. Сгат), ребенок достигает моральной независимости и ответственности под воспитательным воздействием взрослого, который помогает ему усвоить смысл и общественную ценность моральных понятий [10].

Как указывает Дж. Брунер, для того чтобы понять, как ребенок усваивает нравственные нормы, важно обратиться к теории Ж. Пиаже о стадиях умственного развития ребенка, согласно которой выделяются сенсомоторная, предоперационная, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. На каждой из стадий ребенку присущ специфический способ видения мира и понимания тех или иных явлений. Задача взрослого - представить понятие в терминах мировидения ребенка. Первые две стадии (сенсомоторная, предоперационная) завершаются к 5-6 годам. Стадия конкретных операций наступает с того момента, когда ребенок идет в школу и длится примерно до 9 лет. На стадию формальных операций ребенок переходит в период между 10-14 годами [1].

Предоперационная стадия, согласно Дж. Брунеру, наступает примерно с момента первого слова, сказанного ребенком, и длится до момента, когда ребенок становится способным обращаться с символами. Главным достижением этой стадии ученый называет способность ребенка к представлению окружающего мира в виде символов, но важно помнить, что у ребенка пока еще отсутствует четкое различие между внутренними переживаниями и реальной действительностью. Ребенку на предоперационной стадии приходится действовать путем проб и ошибок, так как он еще не способен мысленно предвидеть последствия своих действий и выбрать правильный способ решения в той или иной ситуации [Там же]. Поэтому для принятия правильного решения ребенку необходима грамотная педагогическая помощь взрослого.

На предоперационной стадии умственного развития ребенок нуждается в понятных, неизменных правилах, которые он понимает буквально как руководство к правильному действию. Ребенок усваивает, так называемые, «четкие кодексы поведения», которые запрещают, к примеру, обманывать, обижать слабого, воровать и

т.д. [25, p. 82-83]. По мнению ряда исследователей (Т.С. Мамвен-да (T.S. Mamwenda) [18], С.Дж. Дю Туа, Н. Крюгер (S.J. Du Toit, N. Kruger) [11]), глубокий смысл таких нравственных качеств, как честность, сознательность, ответственность и др. пока не доступен пониманию ребенка, находящегося на данной стадии умственного развития. Родителям, как первым воспитателям ребенка, следует постоянно направлять его поведения, поощряя добродетельные поступки и порицая непослушание, а также воспитывая собственным положительным примером. Психологи (С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger)) подчеркивают, что воспитание собственным примером является очень эффективным в этом детском возрасте, так как ребенок идентифицирует себя с родителями, принимает их ценности, личностные качества и убеждения как свои собственные [11]. Как считает Дж. С. Фаррант (J.S. Farrant), воспитательная сила личного примера настолько велика, что ребенок продолжает подражать родителю в той или иной ситуации даже, когда взрослый отсутствует на тот момент [13, p. 89-90]. Иными словами, родители для ребенка - это жизненный идеал, который постоянно находится под его пристальным наблюдением.

Родителям следует помнить, как считают С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger), что только положительный пример взрослого оказывает требуемое воздействие, в результате чего ребенок будет учиться жить в соответствии с нравственными нормами, принятыми в данном обществе. Если нормы существуют только на словах, а на деле игнорируются взрослым, ребенок усвоит, что соблюдение нравственных норм необязательно [11, p. 323-324]. Последствия этой ошибки со стороны взрослого будет трудно исправить, так как ребенок научится лавировать, т.е. соблюдать нормы в одной ситуации и нарушать их в другой. При этом чувство вины будет ему незнакомо.

Цель настоящей статьи заключается в изучении ведущих концепций американских ученых и систематизации разных подходов к проблеме нравственного воспитания детей в США при активном участии родителей.

Материалы и методы исследования

Основными источниками по проблеме послужили основополагающие теоретические труды американских ученых по вопросам нравственного воспитания детей и организации психолого-педагогической помощи семье, а также зарубежная педагогическая периодика. В процессе исследования были использованы методы теоретического анализа научной литературы по данной проблеме, перевода, синтеза научных зарубежных трудов для выявления основных положений данного исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Родительские установки и ответные реакции на поведение ребенка задают направление нравственному развитию ребенка. Поскольку моральные принципы, привычки поведения усваиваются с раннего детства, то семья, по мнению ученых (Дж.С. Фаррант (J.S. Farrant), У. Фэй (W. Fay)), является первым и главным окружением ребенка, в котором закладывается фундамент его дальнейшего нравственного развития [13, 14].

Дети подвергаются огромному количеству рисков и проблем, связанных с нравственным выбором. С поступления ребенка в школу начинается новая стадия его умственного развития - стадия конкретных операций. Под операцией в данном случае Дж. Брунер понимает прием, с помощью которого информация о реальном мире поступает в сознание ребенка и там преобразуется в форму, подходящую для решения конкретной задачи [1, с. 42-43]. На данной стадии в сознании ребенка развиваются внутренние структуры, являющиеся «интериоризованными системами символов, с помощью которых происходит восприятие мира ребенком» [Там же]. Ребенок способен усваивать некоторые понятия из разных научных областей, но только в терминах конкретных операций. Главное достижение этой стадии состоит в том, что ребенок способен мысленно осуществить выбор при решении задачи, в том числе и нравственного характера. Трудность здесь заключается в том, что ребенок будет следовать нравственным нормам, которые он усвоил в семье, но

которые не всегда совпадают с теми, что существуют вне семьи (в школе, обществе и т.д.). Дж. Брунер обращает внимание на то, что нарушение привычных норм поведения для ребенка, находящегося на стадии конкретных операций, неприемлемо, так как он еще не может регулярно преодолевать границы информации с целью предположения того, что может произойти.

Семья в формировании нравственного стержня у подрастающего человека незаменима. Современный ритм жизни, безусловно, вносит свои коррективы в данный воспитательный процесс. Так, ученые (Х. Гроблер (H. Grobler), П. Шиллер (P. Schiller), Т. Брайант (T. Bryant)) выражают обеспокоенность тем, что чрезмерная занятость родителей (особенно матерей, которые вынуждены зарабатывать на жизнь) не позволяет им своевременно задуматься над этим вопросом, в то время как ранний детский возраст является наиболее сензитивным для воспитания личностных качеств, усвоения нравственных ценностей [16, 19]. Родители, которые перекладывают свои воспитательные функции на другие институты (детский сад, школа), совершают серьезную ошибку, последствия которой будет трудно исправить профессиональным педагогам.

К примеру, неконтролируемый родителями просмотр телепередач ребенком, особенно сцен насилия, вызывает повышенную агрессивность у детей. Более того, как подчеркивают психологи (К. Беденхаут (C. Bedenhout), С. Джуберт (S. Joubert), Дж. Грэй (J. Gray)), жестокость на экране лишает ребенка возможности развивать у себя чувства спокойствия, уверенности и доверительности в отношениях [6, 15]. Также считается, что слишком активные внешние раздражители поражают нервную систему ребенка, и ребенок становится раздражительным, требовательным, капризным, гиперактивным и несговорчивым.

Невнимание родителей к вопросам нравственного воспитания детей Дж. Линдон (J. Lindon) сравнивает с попыткой ориентироваться в чужом городе без карты: вы во всем полагаетесь на случай; не знаете, где находитесь и куда придете [17, p. 52].

Исследуя проблему роли семьи в нравственном воспитании детей, некоторые ученые (А. Кларк (А. Clark), К. Шпрауф (К. Sproufe),

Р. Штрауган (R. Straughan)) выделяют два основных вопроса, требующих пристального внимания родителей:

- каковы основные задачи и их последовательность, стоящие перед родителями в нравственном развитии ребенка?

- достаточно ли родители компетентны, чтобы направлять ребенка в его нравственном развитии или они нуждаются в помощи профессионала в вопросах воспитания? [9, 20, 21].

Следует пояснить содержание основных понятий, которые используются в проанализированной американской педагогической литературе, так как значение некоторых из них не всегда соответствует российской терминологии. Так, термин «education» имеет латинское происхождение и означает «воспитывать, обучать, предоставлять образование» [11, р.5]. Он же в данном контексте означает и «воспитание», следовательно, «moral education» - «нравственное воспитание», под которым подразумевается процесс, где взрослый ведет, помогает, поддерживает и сопровождает ребенка в его нравственном развитии. Данная мысль о постоянном тесном взаимодействии взрослого и ребенка в процессе нравственного становления детей прослеживается в работах многих ученых. По словам К. Ван Ренсбурга (C. Van Rensburg), У. Ландмана (W. Landman) и Х. Бо-денштайна (H. Bodenstein) «нравственное воспитание» может быть определено как «сознательное, целенаправленное участие взрослого в жизни ребенка, чтобы помочь ему достичь моральной независимости и ответственности за свои действия» [24, р.32]. С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger) подчеркивают, что родительское воспитание должно представлять собой педагогическую помощь в виде положительного влияние взрослого на ребенка с конкретной целью осуществления ненасильственного сопровождения в формировании и развитии нравственных качеств у ребенка [11].

Наряду с термином «education» используется понятие «educator», т.е. лицо, которое берет на себя ответственность воспитывать, направлять развитие ребенка до совершеннолетия. Р. Болдуин (R. Baldwin) называет родителей первыми воспитателями ребенка, которые с самых первых моментов его жизни участвуют в становлении его личности

[5, p. 220]. По мере взросления ребенка родители, сохраняя эту ответственность, начинают разделять ее с профессиональными воспитателями (в детских образовательных учреждениях), таким образом, родительские усилия дополняются профессиональным педагогическим руководством, чтобы целенаправленно вести ребенка на каждой стадии его развития. Следовательно, «professional educator» - «профессиональный воспитатель, педагог» - лицо, избравшее образование и воспитание своей профессией и призванием, и имеющее для этого соответствующую подготовку. П. Томлинсон (P. Tomlinson) и М. Ку-интон (M. Quinton) сравнивают профессию воспитателя с профессией врача, который также не имеет права на ошибку, а призванием к данной профессии, по мнению ученых, отмечен не каждый человек, это призвание нужно заслужить своим трудом, талантом, стремлением и желанием постоянно совершенствоваться [23, p. 68-69]. Иными словами, профессиональный воспитатель является не просто транслятором знаний, а стремится привить ребенку такие качества, нормы и ценности, которые позволят ему успешно адаптироваться к взрослой жизни, наименее болезненно преодолевать трудности.

Поскольку в данной статье речь идет о нравственном воспитании ребенка в семье, рассмотрим несколько подходов к определению понятия «семья» (англ. «family») американскими учеными. Применительно к области педагогических исследований учеными подчеркивается роль семьи как института воспитания и социализации ребенка. И. Такер (I. Thacker) отмечает, что семья формирует у ребенка понятие «дома» не только как места для проживания, а места, где он чувствует себя защищенным, любимым и нужным [22, p. 38-39]. Дж. Эллиот (J. Elliot) акцентирует внимание на том, что семья для ребенка - это то окружение, где он получает первые представления о жизни, нравственных ценностях, нормах и привычках поведения, критериях оценки справедливости и несправедливости [12, p. 137]. Дж. Брэдшоу (J. Bradshaw) считает, что именно в семье закладываются основы становления ребенка нравственной личностью (при благоприятном влиянии, зависящего от атмосферы в семье, характера взаимодействия взрослых и ребенка, основанном на

любви, уважении и доверии), так как семья является наиболее сильным и длительным механизмом влияния на ребенка [8, p. 125-127]. Дж. Линдон (J. Lindon) предостерегает родителей, что семья создает или, наоборот, лишает ребенка счастливых совместных воспоминаний детства, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэтому строгой обязанностью родителей является обеспечение возможности совместного общения с ребенком, через которое он может перенять все самое лучшее от семьи [17, p. 232-234].

Рассмотрим понятие «нравственные нормы» (англ. «moral norms») в трудах американских педагогов. Нравственные нормы относятся к требованиям, согласно которым поведение конкретного человека считается приемлемым или неприемлемым в данном обществе [22]. Иными словами, нравственные нормы касаются вопроса совместного проживания и общения человека с другими членами общества, в результате которого поведение человека будет оценено, как соответствующее или нет нравственным критериям данного общества.

На социальный характер нравственных норм указывают и другие исследователи. Так, Дж. Эллиот (J. Elliot) считает, что именно общество определяет, какими нравственными нормами следует руководствоваться в своем поведении каждому члену общества, общество оценивает поведение человека [12, p. 190-192]. Но случается и так, что общественная оценка противоречит индивидуальной. Поэтому У. Краин (W. Cram) рассматривает нравственные нормы как сочетание общественных установок и индивидуального сознания человека [10, p. 460]. Нормы существуют вне человека, но адресованы ему, следовательно, человек усваивает нормы извне, пропускает через себя и они становятся неотъемлемой частью его личного сознания. Данная мысль также прослеживается в определении Дж. Брэдшоу (J. Bradshaw), в котором автор говорит, что каждая семья устанавливает определенные руководящие принципы, нормы и правила поведения, основываясь на том, что является правильным или неправильным в данном обществе, известные как нравственные нормы [8, p. 220].

Обратимся к понятию «нравственное развитие» (англ. «moral development») в работах американских ученых. По словам И. Та-кер (I. Thacker), уровень нравственного развития показывает, до ка-

кой степени нравственные нормы закреплены в сознании человека, для того чтобы он руководствовался ими во взаимодействии с другими людьми. Нравственное поведение может быть только воспитано, и ребенок учится, копируя поведение взрослого [22, p. 552-554]. П. Томлинсон (P. Tomlinson) и М. Куинтон (M. Quinton) говорят, что нравственное развитие отражается в действиях ребенка, его взглядах и устремлениях, его воле и характере, а в дальнейшем - его оценочных суждениях. Нравственное развитие зависит от когнитивного развития ребенка [23, p. 211-213].

Хотя главное воспитательное влияние на нравственное развитие ребенка оказывают родители, американские ученые призывают всех членов семьи участвовать в этом воспитательном процессе, так как это сплачивает семью, помогает поддерживать вокруг ребенка семейную атмосферу и укрепить в нем понятие «дома», необходимое для каждого человека.

Ряд исследователей (С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger), П. Томлинсон (P. Tomlinson), М. Куинтон (M. Quinton)) обращают внимание родителей, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для нравственного развития ребенка [11, 23]. Ребенок расширяет свой круг общения, вовлекаясь в совместные виды деятельности со сверстниками, в ходе которых он постепенно начинает открывать для себя мир человеческих взаимоотношений. Следовательно, ребенок постигает правила, согласно которым выстраиваются отношения между людьми, т.е. нравственные нормы. Играя, ребенок учится выполнять разные роли и поступать согласно этим нормам. Если ребенок способен объяснить необходимость следования той или иной норме поведения, взрослый может быть уверен, что у ребенка сформировано понимание этой нравственной нормы. При положительном влиянии родителей, как указывают психологи (С.Дж. Дю Туа и Н. Крюгер (S.J. Du Toit & N. Kruger)), у ребенка к 5 годам формируется понимание общественной значимости нравственных норм [11, p. 332].

По мнению Дж. Эллиот (J. Elliot), такие нравственные качества, как честность, справедливость, сострадание, ответственность и щедрость должны быть воспитаны родителями дома до поступления ребенка в школу [12, p. 178-179]. Для того чтобы ребенок научил-

ся вести себя ответственно дома, очень важно, чтобы родители понимали мощную воспитательную силу собственного примера при формировании данного качества у ребенка. Так, ученый дает некоторые рекомендации родителям в этой связи:

- когда родители дают обещание, они обязаны выполнить его или извиниться, давая действительно веское объяснение, в случае, если они его нарушают;

- родители должны всегда контролировать (особенно в присутствии ребенка) способы, которыми они реагируют на людей, не разделяющих их жизненные принципы, ценности или убеждения;

- следует задать себе вопрос, хочу ли я, чтобы мой ребенок реагировал подобным образом в похожей ситуации;

- если родитель сказал неправду или приукрасил ситуацию, он должен признать это и объяснить ребенку, почему он действовал именно так, и извиниться. Соблюдение этих простых правил родителями, по мнению Дж. Эллиот (J. Elliot), покажет детям, что честность - это верный способ исправить ошибку [Там же].

Большинство исследователей считают, что маленький ребенок лучше всего учится соблюдать нравственные нормы не путем устрашения наказанием, а через убеждение и личный пример взрослого. Наказания в виде порки, лишения каких-либо привилегий и грубые слова могут оказать только негативное воздействие (К. Ван Рен-сбург (C. Van Rensburg), У. Ландман (W. Landman) и Х. Боденштайн (H. Bodenstein)) [24, p. 342-344].

Поэтому родителям необходимо научиться грамотно оценивать поведение ребенка и использовать нравственную оценку в воспитательных целях. Так, по словам Дж. Линдон (J. Lindon), именно в дошкольном возрасте для ребенка возрастает значимость оценки его поведения взрослым, так как взрослый служит для ребенка идеалом, с которым он сравнивает себя и свои действия [17, p. 229-230]. К 3 годам ребенок уже способен соотнести свои действия с нравственной оценкой взрослого и выражать удовольствие от положительной оценки. В этой связи Р. Болдуин (R. Baldwin) обращает особое внимание родителей на то, что взрослый может путем положительной

оценки закрепить правильное поведение ребенка, и, наоборот, с помощью отрицательной оценки - устранить неправильное поведение [5, p. 67]. Следовательно, воспитательное влияние оценки взрослого на нравственное развитие ребенка напрямую зависит от своевременного умения родителей правильно оценить поведение ребенка.

Дж. Грэй (J. Gray) советует родителям, чтобы при оценке поведения ребенка они руководствовались следующими рекомендациями [15]:

- взрослый должен очень деликатно объяснить ребенку причину своего недовольства его поведением, акцентировав сначала положительные намерения ребенка, а затем назвать неверные действия, которые совершил ребенок (но, не заостряя на этом много внимания);

- в итоге вашей беседы ребенок должен понять свою ошибку и признать ее, а взрослому необходимо выяснить истинную причину плохого поведения ребенка (маловероятно, что ребенок намеренно ведет себя плохо);

- неплохо в данной ситуации вместе с ребенком выбрать правильную линию поведения;

- если порицание необходимо, то его следует отнести только к конкретному случаю поведения ребенка, а не вспоминать ранние проступки и не критиковать личность ребенка в целом;

- не следует оставлять плохое поведение ребенка без внимания, поскольку именно до школы можно воспитать в ребенке те нравственные качества, которые в школе будет сформировать сложнее;

- критиковать поведение ребенка следует только приватно, при этом избегать сравнения с другими детьми, а вот хвалить можно публично. При этом, как подчеркивает автор, всегда необходимо учитывать индивидуальные особенности характера, психики ребенка, его возраст, самочувствие, чтобы оценка произвела положительное воспитательное воздействие.

Заключение

Резюмируя изложенное выше, подчеркнем, что важность нравственного развития ребенка с раннего возраста в семье признается все-

ми американскими педагогами и психологами, анализ работ которых представлен в данной статье. Выделим общие моменты, на которые исследователи обращают особое внимание родителей: обязательный учет возрастных, индивидуальных, психологических особенностей характера ребенка, его самочувствия, а также особенностей ситуации; воспитывать ребенка личным положительным примером; стимулировать участие других членов семьи в воспитании ребенка, создавая совместные виды деятельности; владеть методом нравственной оценки поведения ребенка. Постоянно общаясь с ребенком, родители, даже неосознанно, влияют на его нравственное развитие. Климат в семье подвержен влиянию множества факторов, как внешних, так и внутренних. К последним чаще относят синдром хронической усталости родителей, который вызывает раздражительность и даже агрессию. Все авторы единогласно подтверждают, что родители обязаны помнить о том, что их ребенок полностью зависит от эмоций и физического состояния взрослых членов семьи. Ребенок всегда остро чувствует любое настроение родителей, поэтому родители обязаны стараться, чтобы атмосфера в семье была здоровой, не предъявлять взаимных претензий в присутствии ребенка, или делать это, когда ребенок не слышит их. Нравственное развитие ребенка и отношения между родителями тесно взаимосвязаны. Элементы американского педагогического опыта могут быть использованы российскими исследователями для дополнения теоретических разработок по вопросам семейного воспитания современными тенденциями развития данного вопроса за рубежом.

Список литературы

1. Бессарабова И.С. Педагогические взгляды Джерома Брунера в контексте американского образования (50-90-е годы): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Волгоград, 2000. 187 с.

2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб. пособие. Волгоград: Издатель, 2012. 80 с.

3. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: дис. ... д-ра социологических наук: 22.00.04. Москва, 2002. 312 с.

4. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности // Начальная школа. 2007. № 11. С. 15-17.

5. Baldwin R. You Are Your Child's First Teacher. New York: Berkeley, 1998. 342 p.

6. Bedenhout C., Joubert S. Child and Youth Misbehavior. Pretoria: Van Schaik, 2013. 211 p.

7. Bell A. Bringing Moral Cognition and Moral Action. New York: Teachers College Press, 2012. 236 p.

8. Bradshaw J. The Family: A New Way of Creating Solid Self-Esteem. New York: McGraw-Hill, 2016. 253 p.

9. Clark A. Child Development: A Topical Approach. New York: Wiley & Sons, 2013. 370 p.

10. Crain W. Theories of Development: Concepts and Application. New Jersey: Prentice Hall, 2014. 542 p.

11. Du Toit S. J., Kruger N. The Child: An Educational Perspective. Durban: Butterworths, 2014. 476 p.

12. Elliot J. School Accountability. London: Grant McIntyre, 2013. 232 p.

13. Farrant J. S. Principles and Practice of Education. London: Longman, 2015. 258 p.

14. Fay W. The Moral Child. New York: Free Press, 2015. 359 p.

15. Gray J. How to Educate Strong Confident Children. New York: Harper Collins, 2015. 374 p.

16. Grobler H. The Daycare Handbook. Pretoria: Kagiso, 2014. 390 p.

17. Lindon J. Understanding Child Development. London: MacMillan, 2014. 340 p.

18. Mamwenda T.S. Educational Psychology: An American Perspective. Durban: Butterworths, 2014. 389 p.

19. Schiller P., Bryant T. The Values Book: Teaching 16 Basic Values to Young Children. London: Gryphion House, 230 p.

20. Sproufe C. Child Development: Its Nature and Course. New York: McGraw-Hill, 2012. 372 p.

21. Straughan R. Can We Teach Children to Be Good? Philadelphia: Allen & Unwin, 2012. 320 p.

22. Thacker I. Moral Education Beyond Moral Reasoning. San Francisco: Jossey Bass, 2013. 670 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Tomlinson P., Quinton M. Values Across the Curriculum. London: Cas-sell, 2016. 236 p.

24. Van Rensburg C., Landman W., Bodenstein H. Basic Concept in Education. Halfway house: Orion, 2014. 360 p.

25. Vrey J.D. The Self-Actualizing Education. Pretoria: Unisa, 2011. 286 p.

References

1. Bessarabova I.S. Pedagogicheskie vzglyadyDzeromaBrunera v kontek-ste amerikanskogo obrazovaniya (50-90-e gody) [Pedagogical views of Jerome Bruner in the context of American education (50-90-s years)]: Dissertation. Volgograd, 2000.187 p.

2. Vlasuc I.V. Pedagogicheskoe vzaimodeistvie shkoly Isemyi [Pedagogical interaction of school and family]. Volgograd, 2012. 80 p.

3. Volzyna O.I. Semya kaksociokulturnaya cennost' [Family as a socio-cultural value]. Dissertation. Moscow, 2002. 312 p.

4. Korotkova L.D. Nachal'nayaShkola [Elementary school], no 11 (2007): 15-17.

5. Baldwin R. You Are Your Child's First Teacher. New York: Berke1ey, 1998.342p.

6. Bedenhout C., Joubert S. Child and Youth Misbehavior. Pretoria: Van Schaik, 2013. 211 p.

7. Bell A. Bringing Moral Cognition and Moral Action. New York: Teachers College Press, 2012. 236 p.

8. Bradshaw J. The Family: A New Way of Creating Solid Self-Esteem. New York: McGraw-Hill, 2016. 253 p.

9. Clark A. Child Development: A Topical Approach. New York: Wiley & Sons, 2013. 370 p.

10. Crain W. Theories of Development: Concepts and Application. New Jersey: Prentice Hall, 2014. 542 p.

11. Du Toit S.J., Kruger N. The Child: An Educational Perspective. Durban: Butterworths, 2014. 476 p.

12. Elliot J. School Accountability. London: Grant Mclntyre, 2013. 232 p.

13. Farrant J.S. Principles and Practice of Education. London: Longman, 2015. 258 p.

14. Fay W. The Moral Child. New York: Free Press, 2015. 359 p.

15. Gray J. How to Educate Strong Confident Children. New York: Harper Collins, 2015. 374 p.

16. Grobler H. The Daycare Handbook. Pretoria: Kagiso, 2014. 390 p.

17. Lindon J. Understanding Child Development. London: MacMillan, 2014. 340 p.

18. Mamwenda T.S. Educational Psychology: An American Perspective. Durban: Butterworths, 2014. 389 p.

19. Schiller P., Bryant T. The Values Book: Teaching 16 Basic Values to Young Children. London: Gryphion House, 230 p.

20. Sproufe С. Child Development: Its Nature and Course. New York: McGraw-Hill, 2012. 372 p.

21. Straughan R. Can We Teach Children to Be Good? Philadelphia: Allen & Unwin, 2012. 320 p.

22. Thacker I. Moral Education Beyond Moral Reasoning. San Francisco: Jossey Bass, 2013. 670 p.

23. Tomlinson P., Quinton M. Values Across the Curriculum. London: Cas-sell, 2016. 236 p.

24. Van Rensburg C., Landman W., Bodenstein H. Basic Concept in Education. Halfway house: Orion, 2014. 360 p.

25. Vrey J.D. The Self-Actualizing Education. Pretoria: Unisa, 2011. 286 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Осипова Лидия Владимировна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

пр. им. В.И. Ленина, 27, Волгоград, 400066, Российская Федерация

Li-di-ya@yandex.ru

DATA ABOuT THE AuTHOR Osipova Lidiya Vladimirovna, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Ph.D.

Volgograd State Social-Pedagogical University

27, Lenin av., Volgograd, 400066, Russian Federation

Li-di-ya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.