ВОСПИТА ТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ
Ким Т.К.
Российский государственныйуниверситет физической культуры спорта и туризма
Аннотация. Семья в новых социально-экономических условиях продолжает оставаться основным институтом социализации детей, но в выполнении этой функции встречается с серьезными проблемами. Совершенствование взаимодействия семьи и школы невозможно без учета тех изменений, которые семья претерпела за последние годы Изменения в ее структуре социальном положении хозяйственно-бытовой деятельности сказались на взаимоотношениях родителей и детей, что актуализирует проблему совершенствования подготовкибудущегоучителя к работе с родителями.
Ключевые слова: семья, воспитание, потенциал, взаимодействие.
Анотація. Кім Т.К. Виховний потенціал сім’ї. Сім'я в соціально-економічних умовах продовжує залишатися основним інститутом соціалізації дітей Але виконання цієї функції зустрічається з серйозними труднощами Вдосконалювання взаємодії сім'ї та школи неможливо без тих змінень які сім'я перетерпіла за останні роки. Зміни в її структурі соціальному положенні, господарсько-побутовій праці відбилися на взаємовідношеннях батьків та дітей, що актуалізує проблему вдосконалення підготовки майбутнього учителя до роботи з батьками. Ключові слова: сім'я, виховання, потенціал, взаємодія.
Annotation. Kim T.K. ТИе educational potential of family. Family in new social and economic conditions continues to remain the basic institute of socialization of children, but in performance of this function meets serious problems. Perfection of interaction of family and school is impossible without taking into account those changes which the family has undergone for last years. Changes in its structure, a social status, economic activities-household have affected mutual relations of parents and children that staticizes a problem of perfection of preparation of the future teacher to work with parents.
Keywords: family, education, potential, interaction.
Введение.
Модернизация российского образования требует активных преобразований в сфере воспитания подрастающего поколения в том числе и физического воспитания. Для осуществления эффективного физического воспитания детей и подростков требуется соблюдение важнейшего принципа образовательной системы - принципа единства семьи и школы Благодаря Закону РФ «Об образовании» (1992), педагогическая система стала более внимательно относиться к интересам и правам семьи ребенка. Однако в целом проблема интеграции воспитательно-образовательных усилий образовательного учреждения и семьи требует дальнейшей разработки.
Работа выполнена по плану НИР Российского государственного университета физической культуры спорта и туризма.
Цель исследования - анализ воспитательного потенциала современной семьи, как необходимогоусловия эффективного взаимодействия школы и семьи при организации физического воспитания детей и подростков Цель конкретизировалась в следующих исследовательскихзадачах:
1. Изучить научно-методическую литературу и иные информационные источники по проблеме исследования и на их основе выделить воспитательные возможности современной семьи.
2. На основе использования воспитательного потенциала семьи исследовать пути сотрудничества школы и семьи.
Результаты исследо вания.
Для решения поставленной проблемы нами была предпринята попытка исследования воспитательного потенциала как педагогическогоявления В справочной литературе термин «потенциальность» (от латинского слова potentia - «скрытая сила») определяется как «возможность, как наличные силы, которые могут быть пущены и использованы». Соответственно, потенциал как понятие обозначает «внутреннее присущее тому или иному явлению, процессу, общественному или естественно-биологическому организму возможности дальнейшего роста, развития и саморазвития в качестве определенной целостности, системы» [Петровский А.В., 1981]. Применительно к семье можно говорить о ее потенциале в целом, а вместе с тем и о ее экономическом, культурном, нравственном, креативном, репродуктивном и воспитательном потенциале. Последний означает «внутренние, присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные; реализуемые как сознательно, так и стихийно» [5].
Воспитательный потенциал семьи можно представить как обусловленнуюобщественными отношениями и социальной средой степень развития ее возможностей в формировании личности, реализующихся через все стороны ее деятельности, функции, в том числе и собственно воспитательную
Исследование этой проблемы позволяет констатировать что под воздействием социально-политических, экономических демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера происходит снижение воспитательного потенциала массовой российской семьи. Это вызвано:
• испытываемым многими семьями дефицитом средств и времени для воспитания и развития детей (в 30% семей с детьми вынуждены подрабатывать один или оба родители);
• явным дефицитом общения и совместных дел родителей и детей;
• нарастанием отчуждения между детьми и родителями вследствие увеличения разрыва между ценностями
старшего и младших поколений сверх занятости родителей, отсутствия благоприятной эмоциональной атмосферы;
• сокращением социальной инфраструктуры детства и резким снижением уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
• усилением влияния асоциальных и криминальных групп в микросреде семьи.
Многие авторы воспитательный потенциал семьи определяют как комплекс условий и средств, которые в той или иной степени определяют педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структурусемьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Воспитательный потенциал определяется идейно-нравственным, эмоционально-психологическим и трудовым настроем семьи, а также жизненным опытом, образованием и профессиональными качествами родителей Большое значение имеет личный пример отца, матери, традиции семьи, характер общения в семье с близкими, окружающими, а также уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью.
Анализ воспитательного потенциала семьи предполагает, прежде всего, выделение его ведущего компонента. Какими, несомненно, являются внутрисемейные отношения, ибо семейный микросоциум представляет собой определенную систему связей и взаимодействий между ее членами, возникающих в процессе удовлетворенияразнообразных и многоплановых потребностей
Нравственно-эмоциональная сторона внутрисемейных отношений - уникальный воспитательный фактор, не имеющий своего равнозначного эквивалента. В системе внутрисемейных отношений главенствующими являются отношения между супругами Именно от характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат в семье, а значит, и ее воспитательные возможности. Многочисленные исследования и непосредственный практический опыт убедительно доказывают тот факт, что чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей вызывают инфантильность личности, следствием чего являются отставание в развитии, плохая успеваемость в школе, а нередко и нарушение психического и физического здоровья.
Нравственно-эмоциональная сторона отношений в семье формирует ту основу, на которой «строится» духовное развитие ребенка Направленность же этого развития определяется содержанием и целевыми установками родительского примера. Родительский пример представляет собой реализацию в действиях, поступках определенных ценностных начал, выражающих мировоззренческую и нравственную позицию личности. Живой родительский пример следует рассматривать как специфическую форму передачи социального, в том числе и нравственного, опыта старшего поколения младшему, как важнейший элемент сложного механизма социального наследования.
На роль родительскогопримера в воспитании детей указывал А. С. Макаренко, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома» [1, 2, 4].
Численность и структура семьи, как относительно самостоятельный фактор оказывает на воспитательный потенциал сложное, противоречивое и недостаточно изученное влияние.
Каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет, воспитывается в неполной семье. Неполнота семьи вызывает существенное ухудшениеее воспитательного потенциала. Дети в таких семьях в два раза чаще, чем в полных, остаются без всякого присмотра, что приводит к безнадзорности со всеми вытекающими отсюда последствиями. В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми -подростками.
При этом наиболее уязвима, с точки зрения воспитательного потенциала, неполная семья, возникшая вследствие развода. Развод и предшествующий ему конфликт нередко деформируют психику ребенка, его нравственное и эмоциональное развитие. Вследствие сложившейся демографической ситуации наблюдается тенденция роста числа однодетных семей (34%).
С другой стороны, эмпирические исследования показывают, что количество детей из однодетной семьи, продолжающих свое обучение после окончания средней школы, на 30% выше, чем в многодетных семьях.
Следует отметить также, что воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои как положительные и отрицательные характеристики. С одной стороны, здесь меньше почвы для формирования эгоизма, больше возможностей для общения и заботы друг о друге и поэтому успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, ответственность, уважение к людям, толерантность, С другой стороны, в многодетных семьях существенно увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. В таких семьях взрослые нередко утрачивают чувство справедливости в отношении к детям, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Для старших детей в такой семье характерно стремление к лидерству и руководству, даже когда для этого нет оснований. И, к сожалению, дети из многодетных семей в 3,5 раза чаще, чем дети из других типов семей, становятся на социально опасный путь поведения
Таким образом, нельзя категорично утверждать о явном преимуществе воспитательных возможностей одного типа семей перед другими.
Уровень педагогической культуры будучи важнейшей и необходимойчастью общей культурычеловека, наряду с его нравственной, эстетической, профессиональной культурой тесно взаимодействует с ними, и вместе с тем представляет относительно самостоятельное явление. «Поэтому, - пишет В.Я. Титаренко, - в своем сущностном качестве она может быть понята как конкретно-исторический специфический способ сознательного решения стоящих перед семьей воспитательных задач. С точки зрения содержания понятия педагогическую культуруследует рассматривать как совокупность специфических «механизмов» и средств, овладение которыми делает семью способной организовать воспитательный процесс и руководить им в соответствии с определенными общественными требованиями» [6].
В настоящее время удельный вес и значимость педагогической культурыродителей в воспитательном потенциале семьи неуклонно возрастает. Это обусловлено прежде всего, ростом и усложнением задач семейного воспитания и самого воспитательного процесса. Важными признаками сформированной педагогической культуры родителей являются осознание ими целей воспитания детей, понимание закономерностей и своеобразия личностного развития воспитанников, соответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей, гибкость и учет конкретной педагогическойситуации, умение применять разнообразные методы и приемы воспитания.
В нашей стране воспитание детей в семье рассматривается как важнейшее государственное дело и гражданский долг родителей [6]. Однако родительская ответственность не сводится только к юридической. И не закон является главным гарантом ее становления и укрепления. Родители выполняют свои обязанности, прежде всего потому, что это является их нравственным долгом. Родительская ответственность представляет собой особое нравственно-психологическое состояние личности родителя, характеризующееся сознанием и чувством долга по отношению к детям. Как нравственно-психологический феномен, родительская ответственность включает в себя эмоциональную и рациональную сторону. Если эмоциональная сторона родительской ответственности складывается преимущественно под влиянием родительской любви, то ее рациональная сторона в основном формируется вследствие осознания объективного содержания родительской ответственности, которая представляет собой комплекс требований к родителям, обусловленных общественными потребностями, а также конкретной ситуацией, складывающейся в рамках семьи. Именно от чувства и осознания родительской ответственности зависит мера педагогической активности родителей. В зависимости от состояния, уровня развития рассмотренных и других компонентов воспитательного потенциала выделяются различные в социально-педагогическом отношении типы семей:
1) воспитательно-сильная семья;
2) воспитательно-устойчивая
3) воспитательно-неустойчивая
4) воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля за ними;
5) воспитательно-слабая с постоянно конфликтнойатмосферой;
6) воспитательно-слабая с агрессивно-негативной атмосферой;
7) маргинальная; с алкогольной сексуальной деморализацией и т.д.;
8) правонарушительская
9) преступная;
10) психологически отягощенная
Воспитательные возможности в семьях первого типа близки к оптимальным. Структурная и материально-бытовая характеристики таких семей не являются определяющими. В неполной или менее обеспеченной семье могут возникать серьезные воспитательные трудности но на первый план выступают, прежде всего, атмосфера семьи, воспитательная позиция родителей, характер их взаимодействия с детьми, степень доверия, влияния, контроля
Второй тип обеспечивает в целом благоприятные возможности для воспитания, несмотря на определенные трудности и конфликты в семейном взаимодействии, затруднения в выборе средств общения, в сохранении психологическойблизости, которые преодолеваются с помощью других социальных институтов и, прежде всего школы
Третий тип определен по признаку наличия неправильной педагогической позиции родителей (гиперопека, авторитарность, попустительство и т.д.), которая в то же время замыкается и корректируется Поэтому воспитательный потенциал подобных семей довольно высок, но результаты семейного воспитания требуют коррекции, как в отношении родителей, так и в отношении детей.
Четвертый тип стал выделяться сравнительно недавно. Речь идет о семьях, в которых родители по разным причинам (плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культурь) не в состоянии правильно воспитывать детей. И хотя конфликты в таких семьях обычно не наблюдаются, постоянно происходит фактическая утрата влияния семьи на ребенка (особенно в подростковом возрасте), контроля за его интересами, планами, времяпрепровождением контактами, В силу этого продуктивное взаимодействие с детьми минимально, поэтому «чем больше ослаблено влияние семьи... тем больше места в жизнедеятельности подростка и его развитии занимает стихия неформальных групп» [3].
Остальные типы семей, характеристики которых как и уровень воспитательного потенциала, отчетливо видны в их названиях, также нередко встречаются в социально-педагогическойдействительности
Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. К таким механизмам относятся:
• инпринтинг - запечатление, фиксирование ребенкощ преимущественно в младенческом возрасте, на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него объектов прежде всего родителей;
• подражание - следование какому-либо предмету, образу, посредством чего происходит чаще всего непроизвольное усвоение ребёнком социального опыта;
• экзистенциальный нажим - овладение языком и усвоение поведенческих норм в процессе взаимодействия со значимым лицом;
• идентификация - процесс отождествленияребёнком себя с родителями или одним из них;
• рефлексия - внутренний диалог, в котором подросток оценивает, принимает или отвергает те или иные семейные ценности, нормы, традиции.
Указанные механизмы действуют с различной степенью интенсивности в различные периоды жизни ребёнка в родительскойсемье. Вместе с тем, все эти механизмы объединяет то, что они реализуются в процессе межличностного взаимодействия родителей и детей - в их общении и сотрудничестве в различных видах бытовой, игровой, познавательной, трудовой культурнодосуговой и другой совместной деятельности, как в семье, так и за её пределами. Результатом этой деятельности выступает формирование определённого стиля взаимодействия, который определяет воспитательный эффект семьи в виде взаимного влияния родителей и детей друг на друга.
Проводимые в начале 90-х годов реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности, повлекшим за собой и изменения ее воспитательного потенциала.
Для большинства россиян ценность семьи и семейного образа жизни остается очень высокой (87%). Вместе с тем изменение социальных условий жизнедеятельности семьи привело к появлению негативных тенденций.
Снижается интенсивность заключения браков и одновременно повышается уровень окончательного внебрачья Повышается уровень разводимости. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. Происходит снижение интенсивности рождения.
Как показали исследования для определенной части российских семей (не более 10%) социальноэкономические реформы, насыщение рынка товаров и услуг, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, означают расширение их воспитательных возможностей, т.к. позволяют лучше удовлетворять многообразные потребности детей, расширять их образовательный кругозор, больше времени уделять общению с ними и другим семейным делам. Однако в семьях, не адаптировавшихся к изменившимся социальным и экономическим условиям, накапливается психологическаяусталость, переходящая в депрессию, раздражение и агрессивность. Большинство семей испытывает на себе масштабное явление недостаточности ресурсов (духовных и материальных), необходимыхдля выживания, полноценного развития и социализма детей.
Ведущим методом воспитания в семье, как известно, является метод подражания. Родители являются образцом для подражания, поэтому, чтобы предвидеть траекторию развития личности ребенка, важно учитывать личностные качества родителей. Качества личности родителей во многом определяют воспитательный потенциал семьи.
Негативные качества родителей снижают способность семьи как педагогической системы к самоорганизации, самостабилизации, синтезогенезу, повышают ее чувствительность к негативным явлениям общества или приводят к закрытости, что ограничивает доступ культуры, снижает уровень образованности и воспитанности членов семьи, вследствие чего возникают сложности с социальной адаптацией у самих родителей и их детей.
Выводы.
Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культурыродителей, степень их ответственности за воспитание детей.
Российская семья во все века нуждалась в помощи государства его воспитательных и образовательных институтов в воспитании своих детей. Сегодня эта помощь необходима как никогда Поэтому поддержка семьи со стороны школы сегодня не может ограничиваться сообщением необходимых знаний родителям о том, как правильно воспитывать детей. Она должна реализоваться как общая заинтересованность учителей и родителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, в оптимизации педагогического взаимодействия родителей с детьми при участии и с помощью школы и педагогов
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем воспитательного потенциала семьи.
Литература
1. Макаренко А. С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор, вступит, статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969. - 359 с.
2. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит, статья Е. Медынского и И. Петрухина]. - М.: Учпедгиз, 1955. - 320 с.
3. Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростковУСоциологические исследования - 1982. - № 2. - С. 105-113.
4. Павлова Н.В. Физическое воспитание в педагогической системе дисс....канд.пед.наук / Павлова Н.В.; ГЦОЛИФК, М. - 1947. - 23 с.
5. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981.
6. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
А. С. Макаренко: Автореф.
Поступила в редакцию 03.10.2008г.