Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основное общее образование / среднее общее образование / воспитательная работа / внеурочная деятельность / туристско-краеведческая деятельность / basic general education / secondary general education / educative work / extracurricular activities / tourism and local history activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г.А. Караханова, Р.М. Дибиров

В данной статье рассматривается проблема реализации воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности при работе с современными школьниками. На основании анализа собственного педагогического опыта, а также привлечения широкого круга специальной литературы авторами устанавливается, что частичное её решение возможно после исследования ряда равнозначных аспектов данной формы организации активности участников образовательного процесса. В частности, значительное внимание уделяется существующим на современном этапе развития нашей страны возможностям для расширения применения туристско-краеведческой деятельности как одного из средств реализации воспитательной работы со школьниками. Демонстрируются её основные преимущества в данном качестве. Рассказывается о наиболее существенных особенностях, присущих основным видам такой деятельности. Кроме того, определённое внимание уделяется состоянию современного общества и, в частности, системы школьного образования как факторов, во многом определяющих эффективность вышеуказанного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г.А. Караханова, Р.М. Дибиров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CONDUCTING TOURISM AND LOCAL HISTORY ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN

The article examines a problem of realizing educational potential of tourism and local history activities when working with modern schoolchildren. Based on their own pedagogical experience analysis, as well as the wide specialized literature range involvement, the authors demonstrate that partial solution is possible after studying a number of equivalent aspects of this organizing the participants in the educational process activity form. In particular, considerable attention is paid to opportunities existing at the present stage of Russia’s development to expand the tourism and local history activities use as one of the means to fulfill educational work with schoolchildren. The work reveals its main advantages in this quality. The researchers also describe the most significant features inherent in the main types of such activities. In addition, some attention is paid to the modern society and particularly to the state of school education system as factors that largely determine the effectiveness of the work.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ»

лиз своего поведения в упражнении, ролевой игре, дебатах, мозговых штурмах, снятых на видео. В данном случае развитие получают не только профессиональные компетенции, которые отрабатывались в анализируемом нами видеоупражнении, но и навыки эффективной обратной связи, рефлексии и эмоционального интеллекта. Видеоанализ, как показывает практика, можно считать самым подходящим методом для развития навыков самопрезентации у будущих менеджеров. В настоящее время видеозапись не требует использования сложных технических средств. Многие современные смартфоны имеют встроенную камеру с высоким уровнем разрешения, качество записи у них вполне удовлетворительное и может быть использовано в ходе группового анализа и самоанализа студентов.

Можно сделать вывод, что вышеперечисленные методики являются эффективными для выработки профессиональных качеств и способности применения тех или иных средств коммуникации на иностранном языке в условиях межнационального общения. Однако стоит обратиться к более практико-ориен-тированным заданиям, которые помогут выпускникам быстрее адаптироваться в профессиональной среде и показать их готовность к выполнению нетрадиционных задач в реальном секторе экономики. Одним из них является апробированный дидактический прием под названием «думай, как генеральный директор», который был предложен Тимоти Голви [5]. Второе название данной технологии -STOP, где S - Step back (Отступи), T - Think (подумай), O - Organize your thoughts (организуй свои мысли), P - Proceed (действуй, осуществляй). Ценность данного инструмента при подготовке менеджеров - отключиться от туннельного видения и инерции исполнения. Если студенты научатся использовать STOP на занятиях по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной сфере» (табл. 1), то они начинают учиться более осознанно, понимают, что на рабочем месте им придется нести полную ответственность за любые решения и поступки.

Определив цели и задачи в ходе освоения языка специальности будущими эффективными менеджерами, описав проблемы на этом пути, можно задать вопрос о том, какие педагогические условия нужно выполнить, чтобы наиболее грамотно достичь запланированных результатов. Во-первых, в процессе обучения а рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» стоит использовать компетентностный подход и поддерживать его элементами

Библиографический список

коммуникативного подхода. Во-вторых, нужно привлекать педагогические кадры с развитыми метанавыками в области педагогики и методики профессионального образования, владеющие иностранным языком на высоком уровне, знаниями особенностей управления предприятием (в идеале - иметь второе высшее образование в сфере менеджмента), готовые использовать инновационные технологии при обучении студентов. В-третьих, на занятиях по иностранному языку для профессиональных целей нужно стремиться использовать пропорцию Парето: 20% учебного времени отводить традиционным формам обучения и 80% - на использование современных дидактических приемов (например, видеоанализ речевой деятельности обучаемых, STOP-прием, е-1еатюд, развитие критического мышления и т. д.). В-четвертых, перевести подготовку будущих менеджеров на рельсы включенного обучения: начиная с 3 курса, студенты должны совмещать учебу с практикой, как это принято во многих ведущих вузах Европы и Америки (3 дня учебы и 3 дня полноценной трудовой деятельности в реальном секторе экономики). Это даст возможность российскому рынку труда привлечь дополнительную рабочую силу, а студентам - получать практические навыки из первых рук, прямо на рабочем месте, совмещая их с теорией, которую они продолжают изучать в вузе.

Делая вывод о необходимости использования практико-ориентирован-ных инструментов в ходе обучения будущих менеджеров языку специальности, стоит отметить, что методическое назначение различных педагогических приемов, технологий, дидактических средств может варьироваться в зависимости от того, какие цели и задачи ставит перед педагогами высшей школы рынок труда, запросов общества, текущей ситуации в экономике страны. Важно помнить, что компетентностно-ориентированный и коммуникативный характеры любых средств обучения должны формировать, развивать, актуализировать именно те навыки студентов, которые он сможет с легкостью применять после окончания вуза. В настоящее время уже недостаточно готовить специалиста, владеющего иностранным языком на уровне, необходимом для решения производственных задач. Это должен быть менеджер-универсал, способный формировать стратегическое развитие своей компании с учетом быстро меняющихся обстоятельств, а это значит, что он сам должен быть готов постоянно учиться и переучиваться, расширяя при этом свои знания в области языка специальности.

1. Akulenko Ya.G. On teaching a foreign language as part of the competence-based approach. Pedagogy and Psychology: Theory and Practice. 2019; № 3 (15): 10-16.

2. Волошенко А.А., Максименко Е.Ю. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2019; № 5: 27-30.

3. ГАРАНТ: ФГОС ВО бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. Available at: 380302_B_3_31082020.pdf (fgosvo.ru)

4. Шеститко И.В., Клезович О.В. Технология видеоанализа в обучении: фильмы для учителей и об учителях, детях и их родителях. Пачатковая школа. 2021; № 4: 48-51.

5. Gallwey W. Timothy. The Inner Game of Work. New York: Random House, 2000.

References

1. Akulenko Ya.G. On teaching a foreign language as part of the competence-based approach. Pedagogy and Psychology: Theory and Practice. 2019; № 3 (15): 10-16.

2. Voloshenko A.A., Maksimenko E.Yu. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov. 2019; № 5: 27-30.

3. GARANT: FGOS VO bakalavriatpo napravleniyu podgotovki 38.03.02 Menedzhment. Available at: 380302_B_3_31082020.pdf (fgosvo.ru)

4. Shestitko I.V., Klezovich O.V. Tehnologiya videoanaliza v obuchenii: fil'my dlya uchitelej i ob uchitelyah, detyah i ih roditelyah. Pachatkovaya shkola. 2021; № 4: 48-51.

5. Gallwey W. Timothy. The Inner Game of Work. New York: Random House, 2000.

Статья поступила в редакцию 01.04.24

УДК 378

Karakhanova G.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov

(Makhachkala, Russia), E-mail: Zuh23@yandex.ru

Dibirov R.M., postgraduate, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: Zuh23@yandex.ru

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CONDUCTING TOURISM AND LOCAL HISTORY ACTIVITIES FOR SCHOOLCHILDREN. The article examines a problem of realizing educational potential of tourism and local history activities when working with modern schoolchildren. Based on their own pedagogical experience analysis, as well as the wide specialized literature range involvement, the authors demonstrate that partial solution is possible after studying a number of equivalent aspects of this organizing the participants in the educational process activity form. In particular, considerable attention is paid to opportunities existing at the present stage of Russia's development to expand the tourism and local history activities use as one of the means to fulfill educational work with schoolchildren. The work reveals its main advantages in this quality. The researchers also describe the most significant features inherent in the main types of such activities. In addition, some attention is paid to the modern society and particularly to the state of school education system as factors that largely determine the effectiveness of the work.

Key words: basic general education, secondary general education, educative work, extracurricular activities, tourism and local history activities

Г.А. Караханова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: Zuh23@yandex.ru

Р.М. Дибиров, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: Zuh23@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ

В данной статье рассматривается проблема реализации воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности при работе с современными школьниками. На основании анализа собственного педагогического опыта, а также привлечения широкого круга специальной литературы авторами устанавливается, что частичное её решение возможно после исследования ряда равнозначных аспектов данной формы организации активности участни-

ков образовательного процесса. В частности, значительное внимание уделяется существующим на современном этапе развития нашей страны возможностям для расширения применения туристско-краеведческой деятельности как одного из средств реализации воспитательной работы со школьниками. Демонстрируются её основные преимущества в данном качестве. Рассказывается о наиболее существенных особенностях, присущих основным видам такой деятельности. Кроме того, определённое внимание уделяется состоянию современного общества и, в частности, системы школьного образования как факторов, во многом определяющих эффективность вышеуказанного процесса.

Ключевые слова: основное общее образование, среднее общее образование, воспитательная работа, внеурочная деятельность, турист-ско-краеведческая деятельность

Актуальность темы нашего исследования обосновывается некоторыми объективными тенденциями, фиксирующимися по ходу развития России и мира на протяжении трёх ближайших десятилетий. В их ряду одно из ведущих мест занимает существенная интенсификация международной интеграции (Б.А. Али-ханова, Д.П Арсеньев, В.И. Беляев, Р.М. Дибиров, Н.Д. Каминская, А.В. Третьяков, Е.В. Эртман). Плобализационные процессы имеют ряд далеко идущих как положительных, так и отрицательных последствий для дальнейшего развития общества и, в частности, системы образования.

К позитивным следствиям глобализации относится, например, существенное упрощение и, следовательно, повышение эффективности взаимодействия исследователей и практиков, работающих в разных странах и регионах (Л.В. Алиева, И.А. Дрогов, ПА. Русских, Д.В. Смирнов, А.Д. Сущенко). Это, в свою очередь, повышает вероятность успешной реализации ряда международных проектов, в том числе критически важных с точки зрения дальнейшего выживания и обеспечения прогрессивного развития человечества [1].

Наиболее существенное из возможных негативных последствий - возрастание риска утраты детьми, подростками и юношеством национальной и гражданской идентичности [2]. В таких условиях на этапах основного общего и среднего общего образования необходима интенсификация воспитательной работы [3].

Особую важность приобретает тот её сегмент, что направлен на формирование у школьников понимания исторических судеб России и её соседей, структуры современного общества, места в ней себя и окружающих, основных закономерностей существования и развития отечественной и мировой культуры [4]. Складывание соответствующих компетенций, в свою очередь, взаимосвязано с процессом формирования самосознания учащихся как системы, включающей четыре элемента (табл. 1).

Таблица 1

Элементы самосознания современного школьника

Элемент Критерии сформированности

Член семьи Знание истории и традиций своего рода

Осознанное стремление к их сохранению (А.Б. Бойцов, Т.М. Кривошеева, С.В. Морозова, М.З. Саматеева, Д.В. Смирнов, А.Л. Шипко)

Человек, осваивающий программы в стенах конкретной ОО Знакомство с основными вехами истории своей школы

Активное позиционирование себя как одного из её хранителей и продолжателей

Житель населённого пункта Понимание исторических и культурных традиций малой родины [5]

Стремление к развитию и обогащению таковых

Россиянин Наличие познаний в области национальной и мировой истории и культуры [1]

Реализация такой деятельности может существенно затрудняться негативными следствиями ещё одного тренда в развитии человечества на современном этапе. Сводится он к углублению цифровизации практически всех процессов, происходящих в жизни современного общества. Сфера школьного образования исключения не составляет [4].

Безусловно, расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) существенно повышает производительность труда представителей большинства профессий (О.В. Алдакимова, Д.В. Арцыбашев, Т.Н. Арцыбашева, А.Н. Языкеев). Но, с другой стороны, распространение в интересующей нас среде подобных устройств и технологий их применения создаёт реальные основания для опасений по поводу нарушения хода процессов социализации представителей подрастающих поколений.

Действительно, проводя слишком много времени в интернет-пространстве, дети и подростки могут лишиться опыта реальной жизни. При этом монополия таких гаджетов, как «поставщиков информации», которые диктуют её содержание и оценку, в определённой степени затрудняет формирование у современных школьников навыков критического и аналитического мышления [5-15].

Конечно, нельзя отрицать возможностей для плодотворного использования ИКТ в образовательной, в частности воспитательной, деятельности (Д.В. Арцыбашев, Т.Н. Арцыбашева, Н.Д. Каминская, Ш.П Мурадян, Д.В. Смирнов, А.В. Третьяков, Е.В. Эртман).

Однако, учитывая вышеизложенное, сегодня, как никогда, остро встаёт проблема проведения масштабных мероприятий коллективного типа, направленных

на обучение школьников основам продуктивного взаимодействия между собой, в том числе в целях освоения природного, исторического, военно-исторического, а также культурного наследия малой и большой Родины. Причём осуществляться таковые должны преимущественно в режиме реального времени [3]. Подобные мероприятия могут быть реализованы по ходу проведения со школьниками тури-стско-краеведческой работы [4].

Таким образом, цель настоящей статьи - исследование воспитательного потенциала реализации туристско-краеведческой деятельности с современными школьниками.

Достижению этой цели с определённой вероятностью будет способствовать решение следующих задач:

- изучить возможности, существующие на современном этапе развития нашей страны, для расширения применения туристско-краеведческой деятельности как одного из средств реализации воспитательной работы со школьниками;

- продемонстрировать её основные преимущества в данном качестве;

- рассказать о наиболее существенных особенностях, присущих основным видам такой деятельности.

Методы исследования, применявшиеся при разработке обозначенной темы, включали рефлексию собственного педагогического опыта и анализ специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в определении условий реализации туристско-краеведческой работы со школьниками в современном обществе.

Её теоретическая значимость состоит в раскрытии свойств основных видов этой работы.

Практическая значимость - в рассмотрении возможностей, присущих туристической деятельности как средству реализации воспитательной работы.

Многие школы Советского Союза весьма активно осуществляли турист-ско-краеведческую деятельность в границах своих регионов. Подобные мероприятия традиционно считались важной частью воспитательной работы [3]. Во время коренных изменений во всех аспектах общественной жизни, каким стал период конца 1980-х - 1990-х гг, интенсивность её использования редуцировалась [6].

В настоящий момент в связи с изменением вектора международного сотрудничества фиксируется интенсификация развития внутреннего туризма в нашей стране (Ш.П Мурадян, М.З. Саматеева, С.П Чухин, Е.В. Эртман). Таким образом, сегодня возможности, предоставляемые данной отраслью, могут быть с успехом использованы при планировании и реализации воспитательной работы [7].

Таким образом, туристско-краеведческая активность, организованная с учётом описанных выше реалий, выступает в качестве одного из наиболее эффективных средств формирования личностных характеристик у современных школьников [8]. Роль такой работы определяется некоторыми атрибутами, оказывающими существенное влияние на процесс формирования личности обучающихся [7]. Действительно, её значительный культуроформирующий и социально-образовательный потенциал позволяет развивать у школьников следующие характеристики:

- умения и навыки, связанные с реализацией когнитивной деятельности (Л.В, Алиева, В.И. Беляев, Р.М. Дибиров, Т.М. Кривошеева, А.Д. Сущенко, Е.В. Чухина);

- самостоятельность в принятии решений, в том числе нестандартных, по ходу реализации различных видов деятельности и умение отвечать за их результаты [9];

- представления о различных формах активного отдыха и опыт их реализации.

Потенциал этот задаётся развивающим влиянием окружения, а равно и возможностью для активного взаимодействия, реализовывать которые позволяют особенности рассматриваемой нами деятельности [6]. В их числе мы можем назвать:

- практический характер существенной части знаний, умений и навыков, формируемых в ходе путешествий и экскурсий [8];

- определённые возможности для выбора предмета изучения;

- наглядность носителей информации [10];

- более высокая, по сравнению с большинством других форм образовательной работы, интенсивность [11];

- широкие возможности для реализации учащимися различных форм познавательной активности (А.Л. Шипко, Т.М. Кривошеева, Ш.П Мурадян, А.Н. Язы-кеев).

Благодаря этим особенностям исследуемый вид внеурочной деятельности позволяет добиваться лучших результатов воспитательной работы, чем реализация иных её форм [12]. Это справедливо и в том случае, если указанные формы получают своё воплощение при донесении до учеников содержания, схожего или

аналогичного тому, что постигается в ходе экскурсионных занятий (О.В. Алдаки-мова, А.Б. Бойцов, С.В. Морозова, Ш.Г Мурадян, Д.В. Смирнов, А.Д. Сущенко, Е.В. Эртман).

Формирование у детей и подростков различных качеств посредством их привлечения к участию в туристских и краеведческих мероприятиях имеет предметный характер, при котором школьники наблюдают конкретные предметы, явления и процессы. Это позволит им в будущем развивать свои образовательные потребности в сфере туризма при получении уже высшего образования, даже если это не станет направлением их профессиональной подготовки [13]. Знакомство с ними может поспособствовать лучшему усвоению учащимися следующей информации:

- наиболее характерные черты природно-территориального комплекса субъекта федерации, в котором находится школа;

- особенности традиционных культуры и быта, сохраняемых на отдельных его территориях [14];

- неповторимость исторического пути страны и региона (Л.В. Алиева, Д.Г Арсеньев, РМ. Дибиров, Н.Д. Каминская, М.З. Саматеева, А.Н. Языкеев);

- современное состояние их экономического политического и культурного развития [15].

Вышеизложенное заставляет нас специально остановиться на видах рассматриваемой деятельности, представляющихся применимыми при реализации воспитательной работы в российской школе на современном этапе её развития. Современное состояние изученности вопроса позволяет говорить о том, что определённая эффективность присуща следующим видам туристско-краеведче-ской работы:

- посещение мест проживания этнических общностей, в той или иной степени сохранивших традиционную культуру и соответствующие особенности организации быта [9];

- знакомство с достопримечательностями.

Библиографический список

Реализация первого из названных видов предоставляет юным туристам широкие возможности в смысле приобщения к организации и участию в традиционных праздниках, обучения традиционным художественным промыслам, элементам танцевальных, боевых искусств и др. [10]. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению следующих результатов:

- накопление новых и систематизация имеющихся знаний об истории и традиционной культуре малой родины ;

- формирование самосознания учащихся как жителей региона и страны [13];

- складывание у школьников ощущения сопричастности к их истории [14].

Рассмотрим второй вид - знакомство с достопримечательностями. Его

эффективность объясняется тем, что достопримечательности, существующие на территории различных субъектов Российской Федерации, связаны с особенностями развития их культуры, природы, той или иной страницей истории как региона, так и страны [12]. Следовательно, посещение таких мест будет благоприятствовать формированию у обучающихся осознания себя как жителей населённого пункта, области, края, республики, а равно - и россиян [15]. Возможна также интенсификация у них ценностного отношения к природе, истории и культуре малой и большой Родины, а также более плотное знакомство с самыми существенными их характеристиками [11].

Опираясь на вышеизложенное, в первую очередь отметим необходимость интенсификации воспитательной работы со школьниками в современных условиях. Одной из наиболее прогрессивных форм её организации представляется туристско-краеведческая деятельность.

При этом особенности развития современного общества и, в частности, систем основного общего и среднего общего образования в целом благоприятствуют её успешному применению. В случае правильной организации рассмотренная форма активности субъектов образовательных отношений будет более результативной, чем большинство других.

1. Алдакимова О.В. Научно-методическое обеспечение стратегии интернационализации образования в университете. Ярославский педагогический вестник. 2020; № 6 (117): 40-48.

2. Каминская Н.Д., Эртман Е.В. Формирование исторического самосознания молодёжи средствами туристско-краеведческой деятельности. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021; № 5 (103): 144-154.

3. Дибиров РМ. Туристско-краеведческая деятельность обучающихся - эффективное средство патриотического воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 90-92.

4. Саматеева М.З. Формирование патриотического сознания студенческой молодёжи. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023; Т. 29, № 1: 104-108.

5. Алиханова Б.А. Этнотуризм и его потенциал в формировании патриотического сознания на примере Республики Дагестан. Проблемы современного педагогического образования. 2022; № 75-3: 24-26.

6. Арцыбашев Д.В., Арцыбашева Т.Н., Третьяков А.В. Формирование новой системы туристско-краеведческой работы в Курской области в социально-культурной повседневности конца ХХ века. Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020; № 3 (55): 41-47.

7. Смирнов Д.В., Беляев В.И. Проектирование современного дополнительного туристско-краеведческого образования детей: реализация гуманистической социально-педагогической системы В.А. Сухомлинского. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2022; № 1: 5-45.

8. Дрогов И.А. Состояние нормативно-правового обеспечения и возможные пути развития спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма. Задачи развития спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма на современном этапе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой Году науки и технологий РФ. Москва: РГУФКСМиТ, 2021: 196-201.

9. Алиева Л.В. Система педагогической диагностики личностного роста члена туристско-краеведческого объединения дополнительного образования. Педагогическое искусство. 2020; № 1: 84-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Русских ГА., Смирнов Д.В. Внутрикорпоративная система подготовки учителя к проектированию туристско-краеведческой деятельности. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2020; № 2: 38-54.

11. Языкеев А.Н. Возможности туристско-краеведческой деятельности по коррекции негативных эффектов урбанизации и виртуализации. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2021; № 1: 35-43.

12. Смирнов Д.В., Морозова С.В., Бойцов А.Б. Дополнительное туристско-краеведческое образование как средство социореализации и профессионального самоопределения в сфере экологии воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Педагогическое искусство. 2020; № 1: 98-118.

13. Гараганов А.В., Канюк А.С. Классификация образовательных потребностей молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Современное образование: традиции и инновации. 2023; № 1: 113-116.

14. Кривошеева Т.М. Усиление роли туристско-краеведческой деятельности в просвещении и патриотическом воспитании населения. Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020; Т. 14, № 2-2: 12-18.

15. Байханов И.Б. Воспитывать патриотов. Обзор. НЦПТИ. 2016; № 8, 52-54.

References

1. Aldakimova O.V. Nauchno-metodicheskoe obespechenie strategii internacionalizacii obrazovaniya v universitete. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2020; № 6 (117): 40-48.

2. Kaminskaya N.D., 'Ertman E.V. Formirovanie istoricheskogo samosoznaniya molodezhi sredstvami turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2021; № 5 (103): 144-154.

3. Dibirov R.M. Turistsko-kraevedcheskaya deyatel'nost obuchayuschihsya - 'effektivnoe sredstvo patrioticheskogo vospitaniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 90-92.

4. Samateeva M.Z. Formirovanie patrioticheskogo soznaniya studencheskoj molodezhi. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2023; T. 29, № 1: 104-108.

5. Alihanova B.A. 'Etnoturizm i ego potencial v formirovanii patrioticheskogo soznaniya na primere Respubliki Dagestan. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 75-3: 24-26.

6. Arcybashev D.V., Arcybasheva T.N., Tret'yakov A.V. Formirovanie novoj sistemy turistsko-kraevedcheskoj raboty v Kurskoj oblasti v social'no-kul'turnoj povsednevnosti konca ХХ veka. Uchenyezapiski. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020; № 3 (55): 41-47.

7. Smirnov D.V., Belyaev V.I. Proektirovanie sovremennogo dopolnitel'nogo turistsko-kraevedcheskogo obrazovaniya detej: realizaciya gumanisticheskoj social'no-pedagogicheskoj sistemy V.A. Suhomlinskogo. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya. 2022; № 1: 5-45.

8. Drogov I.A. Sostoyanie normativno-pravovogo obespecheniya i vozmozhnye puti razvitiya sportivno-ozdorovitel'nogo i detsko-yunosheskogo turizma. Zadachi razvitiya sportivno-ozdorovitel'nogo i detsko-yunosheskogo turizma na sovremennom 'etape: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoj Godu nauki i tehnologij RF. Moskva: RGUFKSMiT, 2021: 196-201.

9. Alieva L.V. Sistema pedagogicheskoj diagnostiki lichnostnogo rosta chlena turistsko-kraevedcheskogo ob'edineniya dopolnitel'nogo obrazovaniya. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2020; № 1: 84-98.

10. Russkih G.A., Smirnov D.V. Vnutrikorporativnaya sistema podgotovki uchitelya k proektirovaniyu turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya. 2020; № 2: 38-54.

11. Yazykeev A.N. Vozmozhnosti turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti po korrekcii negativnyh 'effektov urbanizacii i virtualizacii. Vestnik akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya. 2021; № 1: 35-43.

12. Smirnov D.V., Morozova S.V., Bojcov A.B. Dopolnitel'noe turistsko-kraevedcheskoe obrazovanie kak sredstvo sociorealizacii i professional'nogo samoopredeleniya v sfere ekologii vospitannikov centra pomoschi detyam, ostavshimsya bez popecheniya roditelej. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2020; № 1: 98-118.

13. Garaganov A.V., Kanyuk A.S. Klassifikaciya obrazovatel'nyh potrebnostej molodezhi, obuchayuschejsya v vysshih uchebnyh zavedeniyah. Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. 2023; № 1: 113-116.

14. Krivosheeva T.M. Usilenie roli turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti v prosveschenii i patrioticheskom vospitanii naseleniya. Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. 2020; T. 14, № 2-2: 12-18.

15. Bajhanov I.B. Vospityvat' patriotov. Obzor. NCPTI. 2016; № 8, 52-54.

Статья поступила в редакцию 31.03.24

УДК 378

Kotov S.V., Doctor of Sciences (Political Studies), Professor, Department of Technology and Professional and Pedagogical Education, Academy of Psychology

and Pedagogy, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: svkotov@sfedu.ru

Zhiryakova A.V., senior teacher, Department of Technology and Professional and Pedagogical Education, Academy of Psychology and Pedagogy,

Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: azhiryakova@sfedu.ru

EXPERIENCE OF IMPLEMENTING A MODEL OF ORGANIZING OF MASTER STUDENTS' SELF-GUIDED WORK IN THE DIGITAL ECOSYSTEM OF A UNIVERSITY. The article highlights experience in implementing a model for organizing masters' self-guided work in the digital ecosystem of university students. The concept of "digital ecosystem" is clarified, its essential characteristics and structural elements are defined. Approaches to organizing independent work of masters in modern conditions of educational development are analyzed. A model for organizing independent work of masters in the digital ecosystem of a university is presented. The use of online learning technologies in the process of students' out-of-classroom work is justified. Examples of the use of online course technology at the Southern Federal University in the implementation of the model are considered. The authors formulate principles for implementing the technological component of the model. The work helps determine pedagogical conditions for the implementation of the model for organizing independent work of masters in the digital ecosystem of the university. The introduction of the model is examined with regard to the potential of the digital ecosystem of the Southern Federal University.

Key words: masters' self-guided work, digital transformation of education, ecosystem approach in education, university digital ecosystem, online learning, digital technologies in education, personalization of education

С.В. Котов, д-р полит. наук, проф., Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону,

E-mail: svkotov@sfedu.ru

А.В. Жирякова, ст. преп., Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail: azhiryakova@sfedu.ru

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ В ЦИФРОВОЙ ЭКОСИСТЕМЕ ВУЗА

В статье рассмотрен опыт реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Уточнено понятие «цифровая экосистема», определены его сущностные характеристики и структурные элементы. Проанализированы подходы к организации самостоятельной работы магистров в современных условиях развития образования. Представлена модель организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Обосновано применение технологий онлайн-обучения в процессе самостоятельной работы. Рассмотрены примеры использования технологии онлайн-курсов в Южном федеральном университете при реализации модели. Сформулированы принципы реализации технологического компонента модели. Определены педагогические условия реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза. Реализация модели рассматривается на примере использования возможностей цифровой экосистемы Южного федерального университета.

Ключевые слова: самостоятельная работа магистров, цифровая трансформация образования, экосистемный подход в образовании, цифровая экосистема вуза, онлайн-обучение, цифровые технологии в образовании, персонализация образования

Актуальность темы данного исследования определяют тенденции развития высшего образования, в том числе четвертая промышленная революция (ПН. Андреева, В.В. Пузеев, Н.Ю. Игнатова, Я.И. Кузьминов, А.Ю. Уваров, И.Д. Фрумин). В настоящее время одна из ведущих тенденций связана с процессами цифровой трансформации образования, формированием парадигмы персонализированного цифрового образования. [1, с. 179-180] Проблеме цифровой трансформации образования и формированию цифровой образовательной среды посвящены труды А.Ю. Уварова, Л.П Тульчинского, М.Л. Кондакова, Л.А. Тамбиевой и др.

Данная тенденция способствует пересмотру позиций педагога и обучающихся системы высшего образования в условиях трансформирующейся образовательной среды (Е.В. Баранова, О.В. Баширина, А.А. Дробышевский, М.Л. Субочева, Н.П. Петрова, ПУ. Солдатова).

Современные требования к выпускнику вуза включают пересмотр подходов к организации самостоятельной работы студентов, в особой степени это относится к магистратуре, так как данный уровень образования предполагает большой объем самостоятельности как в организации учебно-воспитательного процесса, так и в плане проектной и научно-исследовательской деятельности магистрантов. [2, с. 180]. Вопросы организации самостоятельной работы студентов в условиях трансформации образования отражены в работах таких исследователей, как О.В. Жуйкова, Н.В. Соловова, Н.Б. Стрекалова.

Рынок онлайн-образования предлагает образовательные услуги на новом уровне. Преподаватель превращается из носителя транслируемых знаний и умений в тьютора или модератора, который помогает ориентироваться в базах знаний. Соответственно, формируется новый тип обучающихся, направленных на саморазвитие, самоорганизацию и самоуправление.

Организация самостоятельной работы магистров непосредственно зависит от комплекса применяемых технологий и методов обучения. Цифровые технологии активно внедряются в образовательный процесс современного вуза, наполняя его экосистему новыми инструментами и сервисами.

Изменение компонентов образовательного процесса в условиях циф-ровизации привело к формированию образовательной среды экосистемного типа (Л.А. Зятева, Куклина Л.В., П.О. Лукша, М.В. Паничкина, М.Л. Субочева,

Л.Н. Харченко). Образовательная среда экосистемного типа обеспечивает учебный процесс новыми методиками посредством использования цифровых технологий, создавая условия для гибкого взаимодействия. [3, с. 85]

Таким образом, процессы цифровой трансформации образования актуализируют проблему организации самостоятельной работы магистров.

Цель состоит в исследовании опыта реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели:

- уточнить сущность понятия «цифровая экосистема»;

- определить педагогические условия организации самостоятельной работы магистров;

- рассмотреть цифровые технологии, которые будут способствовать эффективной организации самостоятельной работы магистров;

- реализация данных технологий на примере Южного федерального университета.

В ходе исследования автором активно применялись следующие методы:

- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, затрагивающей соответствующую проблематику;

- эффективность использования технологий онлайн-обучения в организации самостоятельной работы магистров Южного федерального университета.

Научная новизна статьи заключается в том, что обоснованы педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза.

Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия «цифровая экосистема» вуза, которая представляет собой комплекс технологического и ресурсного обеспечения образовательного процесса инновационными цифровыми технологиями.

Практическая значимость состоит в разработке и реализации модели организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза.

Цифровая трансформация образования требует пересмотра подходов к использованию цифровых технологий и ресурсов информационно-образовательной среды, изменению организационных форм, методов и технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.