Г.М. Коджаспирова
Ключевые слова:
воспитательный потенциал, история педагогики, преподавание истории педагогики, принципы преподавания истории педагогики, личностная самостоятельность в оценке историкопедагогических идей и концепций, нестандартные способы обучения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ
В статье представлены методические аспекты преподавания истории педагогики в вузе с акцентом на воспитательный потенциал содержания курса и используемых форм и методов обучения.
Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум
в сердце человека.
К.Д. Ушинский
Значительным образовательным и воспитательным потенциалом в профессиональной подготовке учителя обладает история педагогики и образования. На вопрос об общественной пользе преподавательской деятельности хорошо ответил Е. А. Энгельгардт (директор Петербургского педагогического института, а затем - второй директор Царскосельского лицея): «Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельностью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя только десять юношей, этим удесятерил в основных вопросах и тенденциях призвание педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества». Для подобного воспитания
«граждан своего Отечества» и людей, способных объективно мыслить, что очень актуально в наше время, история педагогики имеет неисчерпаемые возможности.
Первостепенную роль в реализации воспитательного потенциала учебного курса играет сам преподаватель. В воспитательном, да и в образовательном плане, решающее значение имеет заинтересованность преподавателя проблемами развития педагогики и образования. Неравнодушие, глубокое проникновение в исторический материал, готовность к дискуссии, к отстаиванию своего мнения и позиции, а история и, тем более, история педагогики, которая вовлечена в сферу многих общественных дисциплин, предоставляет широкие возможности для этого, требует чёткой позиции и определённости взглядов.
С одной стороны, в наше время, казалось бы, нет необходимости доказывать значение исторического образования в любой отрасли знания. С другой же стороны, именно с историей педагогики происходят нелучшие «инновационные преобразования»: в своё время историю педагогики как предмет убрали из преподавания в педагогических училищах, потом назвали «Философией и историей образования и педагогической мысли» и чуть вообще «не растворили» предмет истории педагогики. В настоящее время совершается новый непродуманный шаг, связанный со значительным выхолащиванием и сокращением курса истории педагогики в процессе профессиональной педагогической подготовки, что приведёт к подготовке учителей - «иванов, родства не помнящих».
Незнание истории влечёт за собой серьёзные ошибки и просчёты в реформировании образования в нашей стране: гимназии и прогимназии для дошкольников и младших школьников, экзамены в начальной школе, попытка ранней профилизации школьного образования, переход на двухуровневую систему высшего образования по западному образцу без глубокого анализа и осмысления возникновения и развития западноевропейских университетов в условиях культуры Западной Европы, ЕГЭ и т.д.
Без знания исторических истоков образования нельзя подготовить полноценного современного специалиста в этой области. Более того - подлинного гражданина своей страны, который, зная, понимая и осмысливая, в данном случае, историю становления и развития образования и педагогической мысли на том или ином историческом этапе страны, соотносит её с реалиями времени, а не рушит всё во имя не всегда корректно сформулированных целей по отношению к будущему страны.
История педагогики должна формировать социальную ответственность у специалиста этой области перед собой и перед страной: страна без образования - страна без будущего. История педагогики для решения подобной задачи обладает неограниченными возможностями. Рассматривая состояние образования в той или иной стране (государстве), осмысливая цели, задачи проводимых реформ и преобразований, студент учится не просто фиксировать и накапливать фактологический исторический материал, он учится делать конкректно-историче-ский анализ и аргументированные выводы. У него формируется личностная самостоятельность в оценке историко-педагогических идей и концепций и целостное педагогическое сознание, когда историческая и педагогическая ответственность соединяются в стойкое личностное убеждение.
В основу преподавания истории педагогики с целью реализации её воспитательного потенциала следует, полностью соглашаясь с Г.Б. Корнетовым, положить такие принципы: цивилизационный, антропологический, культурологический, формационный, конкретно-исторический, принцип целостности. Совокупность перечисленных принципов будет способствовать формированию у студентов фундамента гуманистического понимания педагогического процесса и происходящих в нём изменений.
Цивилизационный принцип позволяет отобрать и анализировать историко-педагогические явления в контексте широкого взгляда на происходящие процессы в образовании на фоне развития отдельных цивилизаций и в их сравнении. Формационный принцип преподавания истории педагогики способствует более конкретным и понятным иллюстрациям в ходе рассмотрения эволюции развития воспитания от первобытного строя до современности. Вся история может трактоваться только с позиций того периода, когда происходят те или иные события. Выдернутые из исторического контекста они искажаются и неадекватно истории трактуются, поэтому изложение истории педагогики на основе конкретно-исторического принципа формирует у студентов понимание исторической обусловленности того или иного педагогического явления, помогает сформировать их адекватное восприятие на современном этапе.
Антропологический принцип, особенно в свете гуманистической интерпретации образовательных процессов, учит студентов тому, что в центре образования должен стоять человек, его интересы и устрем-
ления и что проблемы как раз лежат в плоскости совмещения интересов того или иного общественного устройства и конкретной личности.
Культурологический принцип ориентирован на то, что образование, являясь частью и результатом культуры, не может бездумно переноситься из одной культуры в другую, отрываться от своих культурноисторических корней или игнорировать их, что, в частности, и происходит в стране с реформированием образования, несмотря на всё ухудшающиеся результаты проводимых преобразований.
Принцип целостности требует, чтобы историко-педагогический процесс рассматривался с позиций всемирного исторического процесса. Как бы территориально или исторически ни были далеки друг от друга различные образовательные системы и концепции, в них есть как общее, так и единичное, особенное и специфическое, обусловленные взаимопроникновением и взаимовлиянием исторических процессов и культур.
Задачи курса истории педагогики в процессе становления личности и формирования её педагогического сознания и самоопределения:
• способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно-антропологического подхода;
• пробудить интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его изучении и усвоении; сформировать понимание, что без исторического анализа нельзя осмыслить современность и что-то рационально в ней реформировать;
• выработать компетентностный подход к анализу и оценке историко-педагогических событий;
• способствовать формированию целостного педагогического сознания и личностной самостоятельности в оценке историко-педагогических идей и концепций, умения интерпретировать их в свете современных подходов;
• рассмотреть в историко-сопоставительном аспекте ряд главных педагогических проблем и ведущих тенденций.
В результате изучения истории педагогики, выстроенного на обозначенных основах, студенты должны усвоить основные методологические концепции развития историко-педагогического процесса, их научную и мировоззренческую основу; понимать методы исторического анализа, принципы периодизации истории, должны уметь пользоваться источниками историко-педагогической информации,
осуществлять оценку и критику источников, определять степень их достоверности, классифицировать их, уметь выявлять причинно-следственные связи исторических и историко-педагогических фактов. У студентов «воспитывается уважительное и одновременно релятивистское отношение к истории и школы, и педагогики. Последнее означает, что многие нынешние педагогические идеи являются обновленным вариантом на время забытых концепций и теорий» (А.Н.Джуринский). «Формируется умение отказываться от заблуждения, что современная педагогика предлагает истины в конечной инстанции; убежденность в неизбежности перемен в воспитании и образовании, вера в то, что в педагогике и школе всегда существует потенциал обновления, историческое осознание педагогических идей, включая и те, которые поначалу кажутся случайными и неприемлемыми.
С целью развития личностной самостоятельности в оценке историко-педагогических идей и концепций в процессе изучения истории педагогики надо вовлекать студентов в дискуссии, учить формировать свою позицию по определённому вопросу, аргументируя её историческими сведениями и положениями философии, проецировать историко-педагогические факты на современные события, представлять результаты в виде рефератов, резюме, докладов и презентаций на конференциях и семинарах.
Несмотря на то, что методика преподавания истории педагогики не получила до сих пор достаточного развития, в опыте преподавания самой историко-педагогической отрасли и общеисторических предметов накоплены интересные формы, методы и приёмы так называемого активного обучения. Наиболее известные из них - «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты», «ролевые и деловые игры», «дискуссии», «работа в группах или в парах», «займи позицию» («шкала мнений»), «кейс-метод», «незаконченное предложение», несуществующие диалоги, «дерево решений» (метод разработки интеллект-карты), составление педагогического портрета, проектные технологии и т.д. Могут проводиться диспуты, дебаты между сторонниками разных культур и педагогических систем. Эти формы эффективны в том случае, если на семинаре обсуждается какая-либо целостная проблема, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях. Обсуждаемые темы не должны быть очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от простейших вопросов к широкой постановке проблемы.
В то же время следует предупредить от чрезмерного увлечения поиском нестандартных способов обучения, чтобы форма не доминировала над содержанием и его основополагающими идеями.
Для подготовки рефератов, презентаций, докладов и сообщений целесообразно предлагать темы, персоналии и историко-педагогические события, недостаточно представленные в учебниках и учебных пособиях, по историческим периодам или «сквозным» историко-педагогическим проблемам: Категория воспитания на разных этапах развития человеческого общества. Становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Проблема человека в философско - и религиозно-педагогических воззрениях. Проблема взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» в истории педагогической мысли и требования к педагогу. Проблема интереса и мотивации обучения в педагогических учениях и т.п.
Вызывают интерес у студентов задания, в которых необходимо дать сравнительную характеристику педагогических взглядов двух или более педагогов по следующим вопросам: понимание цели воспитания, содержание воспитания и образования, методы и средства воспитания и обучения, отношение к физическим наказаниям, формы воспитания и обучения; образовательно-воспитательные учреждения, где надо учить и воспитывать детей; отношение к религиозному воспитанию и образованию женщины; позиция личности воспитуемого.
Целесообразными для решения стоящих перед изучением курса истории педагогики задач являются задания по разработке занимательного материала: кроссворды, сканворды, ребусы, тесты и т.п., составление сравнительных таблиц по системам образования или педагогическим взглядам различных педагогов.
С целью приобщения к чтению и анализу первоисточников, тексты которых содержат много материала для осмысления, понимания, решения с позиций автора тех или иных проблем, студентам предлагается задание представить подробный конспект одной из значительных работ известного педагога по следующей схеме:
1.Полное библиографическое описание источника.
2.Аннотация.
3.Краткая историческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была написана данная работа.
4.Сложный план источника.
5.Краткий анализ каждой крупной части (главы, раздела) источника
с определением своего отношения к высказываемым автором идеям.
б.Заключительный обобщающий вывод:
а) какие из идей данной работы впоследствии были подвергнуты автором переосмыслению и в связи с чем;
б) какие идеи из педагогической системы автора не вошли в анализируемую работу, по какой причине.
Эффективной для формирования самостоятельности в исторической оценке тех или иных положений истории педагогики является рефлексивная технология. Умение после знакомства с отдельными историко-педагогическими темами и проблемами отрефлексировать материал (и лучше в письменном виде), ответив на вопросы такого плана: Я думаю, что...; потому что, этому способствует...; значит..; из обобщения следует. и т.п.
При изучении истории педагогики продуктивно использование современных компьютерных образовательных интернет- технологий: веб-квесты, электронные учебники или разработка отдельных тем по принципам составления электронного учебника, курсы юниты в модульной системе и др., которые не только дают толчок к творческому решению поставленных учебных задач, но и расширяют возможности охвата материала, нахождения новых нестандартных подходов и решений.
Таким образом, реализация на практике всего комплекса предлагаемых путей использования воспитательного потенциала курса истории педагогики и образования будет не только решать образовательные задачи, но и способствовать формированию у выпускников педвузов подлинной гражданской позиции.
литература
1. Богуславский М.В. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст): Монография. - М.,2007.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.
3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.,2004.
4. Корнетов ГБ. Всемирная история педагогики. - М.,1994.
5. Коджаспирова ГМ. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. - М., 2005.
6. Шмидт К. История педагогики во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов / Пер. с нем. - М., 1879.