Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал преподавания истории педагогики'

Воспитательный потенциал преподавания истории педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / ЛИЧНОСТНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ОЦЕНКЕ ИСТОРИКОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ / НЕСТАНДАРТНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ / UPBRINGING POTENTIAL / HISTORY OF PEDAGOGY / TEACHING HISTORY OF PEDAGOGY / PRINCIPALS OF TEACHING HISTORY OF PEDAGOGY / PERSONALITY INDEPENDENCE IN EVALUATION OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL IDEAS AND CONCEPTS / NON-STANDARD WAYS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коджаспирова Галина Михайловна

В статье представлены методические аспекты преподавания истории педагогики в вузе с акцентом на воспитательный потенциал содержания курса и используемых форм и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Upbringing Potential of Teaching the "History of Pedagogy" Subject

The methodological aspects of teaching the History of Pedagogy in Higher Education Institutions with a focus on upbringing potential of the course content and the use of forms and methods of training are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал преподавания истории педагогики»

Г.М. Коджаспирова

Ключевые слова:

воспитательный потенциал, история педагогики, преподавание истории педагогики, принципы преподавания истории педагогики, личностная самостоятельность в оценке историкопедагогических идей и концепций, нестандартные способы обучения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

В статье представлены методические аспекты преподавания истории педагогики в вузе с акцентом на воспитательный потенциал содержания курса и используемых форм и методов обучения.

Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум

в сердце человека.

К.Д. Ушинский

Значительным образовательным и воспитательным потенциалом в профессиональной подготовке учителя обладает история педагогики и образования. На вопрос об общественной пользе преподавательской деятельности хорошо ответил Е. А. Энгельгардт (директор Петербургского педагогического института, а затем - второй директор Царскосельского лицея): «Потому, что всякая другая деятельность, как бы она ни была усердна, остается деятельностью единичною, между тем как педагог, воспитав и образовав хотя только десять юношей, этим удесятерил в основных вопросах и тенденциях призвание педагога, посвятившего себя всецело на образование отличных граждан для своего Отечества». Для подобного воспитания

«граждан своего Отечества» и людей, способных объективно мыслить, что очень актуально в наше время, история педагогики имеет неисчерпаемые возможности.

Первостепенную роль в реализации воспитательного потенциала учебного курса играет сам преподаватель. В воспитательном, да и в образовательном плане, решающее значение имеет заинтересованность преподавателя проблемами развития педагогики и образования. Неравнодушие, глубокое проникновение в исторический материал, готовность к дискуссии, к отстаиванию своего мнения и позиции, а история и, тем более, история педагогики, которая вовлечена в сферу многих общественных дисциплин, предоставляет широкие возможности для этого, требует чёткой позиции и определённости взглядов.

С одной стороны, в наше время, казалось бы, нет необходимости доказывать значение исторического образования в любой отрасли знания. С другой же стороны, именно с историей педагогики происходят нелучшие «инновационные преобразования»: в своё время историю педагогики как предмет убрали из преподавания в педагогических училищах, потом назвали «Философией и историей образования и педагогической мысли» и чуть вообще «не растворили» предмет истории педагогики. В настоящее время совершается новый непродуманный шаг, связанный со значительным выхолащиванием и сокращением курса истории педагогики в процессе профессиональной педагогической подготовки, что приведёт к подготовке учителей - «иванов, родства не помнящих».

Незнание истории влечёт за собой серьёзные ошибки и просчёты в реформировании образования в нашей стране: гимназии и прогимназии для дошкольников и младших школьников, экзамены в начальной школе, попытка ранней профилизации школьного образования, переход на двухуровневую систему высшего образования по западному образцу без глубокого анализа и осмысления возникновения и развития западноевропейских университетов в условиях культуры Западной Европы, ЕГЭ и т.д.

Без знания исторических истоков образования нельзя подготовить полноценного современного специалиста в этой области. Более того - подлинного гражданина своей страны, который, зная, понимая и осмысливая, в данном случае, историю становления и развития образования и педагогической мысли на том или ином историческом этапе страны, соотносит её с реалиями времени, а не рушит всё во имя не всегда корректно сформулированных целей по отношению к будущему страны.

История педагогики должна формировать социальную ответственность у специалиста этой области перед собой и перед страной: страна без образования - страна без будущего. История педагогики для решения подобной задачи обладает неограниченными возможностями. Рассматривая состояние образования в той или иной стране (государстве), осмысливая цели, задачи проводимых реформ и преобразований, студент учится не просто фиксировать и накапливать фактологический исторический материал, он учится делать конкректно-историче-ский анализ и аргументированные выводы. У него формируется личностная самостоятельность в оценке историко-педагогических идей и концепций и целостное педагогическое сознание, когда историческая и педагогическая ответственность соединяются в стойкое личностное убеждение.

В основу преподавания истории педагогики с целью реализации её воспитательного потенциала следует, полностью соглашаясь с Г.Б. Корнетовым, положить такие принципы: цивилизационный, антропологический, культурологический, формационный, конкретно-исторический, принцип целостности. Совокупность перечисленных принципов будет способствовать формированию у студентов фундамента гуманистического понимания педагогического процесса и происходящих в нём изменений.

Цивилизационный принцип позволяет отобрать и анализировать историко-педагогические явления в контексте широкого взгляда на происходящие процессы в образовании на фоне развития отдельных цивилизаций и в их сравнении. Формационный принцип преподавания истории педагогики способствует более конкретным и понятным иллюстрациям в ходе рассмотрения эволюции развития воспитания от первобытного строя до современности. Вся история может трактоваться только с позиций того периода, когда происходят те или иные события. Выдернутые из исторического контекста они искажаются и неадекватно истории трактуются, поэтому изложение истории педагогики на основе конкретно-исторического принципа формирует у студентов понимание исторической обусловленности того или иного педагогического явления, помогает сформировать их адекватное восприятие на современном этапе.

Антропологический принцип, особенно в свете гуманистической интерпретации образовательных процессов, учит студентов тому, что в центре образования должен стоять человек, его интересы и устрем-

ления и что проблемы как раз лежат в плоскости совмещения интересов того или иного общественного устройства и конкретной личности.

Культурологический принцип ориентирован на то, что образование, являясь частью и результатом культуры, не может бездумно переноситься из одной культуры в другую, отрываться от своих культурноисторических корней или игнорировать их, что, в частности, и происходит в стране с реформированием образования, несмотря на всё ухудшающиеся результаты проводимых преобразований.

Принцип целостности требует, чтобы историко-педагогический процесс рассматривался с позиций всемирного исторического процесса. Как бы территориально или исторически ни были далеки друг от друга различные образовательные системы и концепции, в них есть как общее, так и единичное, особенное и специфическое, обусловленные взаимопроникновением и взаимовлиянием исторических процессов и культур.

Задачи курса истории педагогики в процессе становления личности и формирования её педагогического сознания и самоопределения:

• способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических знаний с позиций цивилизационно-антропологического подхода;

• пробудить интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его изучении и усвоении; сформировать понимание, что без исторического анализа нельзя осмыслить современность и что-то рационально в ней реформировать;

• выработать компетентностный подход к анализу и оценке историко-педагогических событий;

• способствовать формированию целостного педагогического сознания и личностной самостоятельности в оценке историко-педагогических идей и концепций, умения интерпретировать их в свете современных подходов;

• рассмотреть в историко-сопоставительном аспекте ряд главных педагогических проблем и ведущих тенденций.

В результате изучения истории педагогики, выстроенного на обозначенных основах, студенты должны усвоить основные методологические концепции развития историко-педагогического процесса, их научную и мировоззренческую основу; понимать методы исторического анализа, принципы периодизации истории, должны уметь пользоваться источниками историко-педагогической информации,

осуществлять оценку и критику источников, определять степень их достоверности, классифицировать их, уметь выявлять причинно-следственные связи исторических и историко-педагогических фактов. У студентов «воспитывается уважительное и одновременно релятивистское отношение к истории и школы, и педагогики. Последнее означает, что многие нынешние педагогические идеи являются обновленным вариантом на время забытых концепций и теорий» (А.Н.Джуринский). «Формируется умение отказываться от заблуждения, что современная педагогика предлагает истины в конечной инстанции; убежденность в неизбежности перемен в воспитании и образовании, вера в то, что в педагогике и школе всегда существует потенциал обновления, историческое осознание педагогических идей, включая и те, которые поначалу кажутся случайными и неприемлемыми.

С целью развития личностной самостоятельности в оценке историко-педагогических идей и концепций в процессе изучения истории педагогики надо вовлекать студентов в дискуссии, учить формировать свою позицию по определённому вопросу, аргументируя её историческими сведениями и положениями философии, проецировать историко-педагогические факты на современные события, представлять результаты в виде рефератов, резюме, докладов и презентаций на конференциях и семинарах.

Несмотря на то, что методика преподавания истории педагогики не получила до сих пор достаточного развития, в опыте преподавания самой историко-педагогической отрасли и общеисторических предметов накоплены интересные формы, методы и приёмы так называемого активного обучения. Наиболее известные из них - «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты», «ролевые и деловые игры», «дискуссии», «работа в группах или в парах», «займи позицию» («шкала мнений»), «кейс-метод», «незаконченное предложение», несуществующие диалоги, «дерево решений» (метод разработки интеллект-карты), составление педагогического портрета, проектные технологии и т.д. Могут проводиться диспуты, дебаты между сторонниками разных культур и педагогических систем. Эти формы эффективны в том случае, если на семинаре обсуждается какая-либо целостная проблема, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях. Обсуждаемые темы не должны быть очень узкими. Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от простейших вопросов к широкой постановке проблемы.

В то же время следует предупредить от чрезмерного увлечения поиском нестандартных способов обучения, чтобы форма не доминировала над содержанием и его основополагающими идеями.

Для подготовки рефератов, презентаций, докладов и сообщений целесообразно предлагать темы, персоналии и историко-педагогические события, недостаточно представленные в учебниках и учебных пособиях, по историческим периодам или «сквозным» историко-педагогическим проблемам: Категория воспитания на разных этапах развития человеческого общества. Становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Проблема человека в философско - и религиозно-педагогических воззрениях. Проблема взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» в истории педагогической мысли и требования к педагогу. Проблема интереса и мотивации обучения в педагогических учениях и т.п.

Вызывают интерес у студентов задания, в которых необходимо дать сравнительную характеристику педагогических взглядов двух или более педагогов по следующим вопросам: понимание цели воспитания, содержание воспитания и образования, методы и средства воспитания и обучения, отношение к физическим наказаниям, формы воспитания и обучения; образовательно-воспитательные учреждения, где надо учить и воспитывать детей; отношение к религиозному воспитанию и образованию женщины; позиция личности воспитуемого.

Целесообразными для решения стоящих перед изучением курса истории педагогики задач являются задания по разработке занимательного материала: кроссворды, сканворды, ребусы, тесты и т.п., составление сравнительных таблиц по системам образования или педагогическим взглядам различных педагогов.

С целью приобщения к чтению и анализу первоисточников, тексты которых содержат много материала для осмысления, понимания, решения с позиций автора тех или иных проблем, студентам предлагается задание представить подробный конспект одной из значительных работ известного педагога по следующей схеме:

1.Полное библиографическое описание источника.

2.Аннотация.

3.Краткая историческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была написана данная работа.

4.Сложный план источника.

5.Краткий анализ каждой крупной части (главы, раздела) источника

с определением своего отношения к высказываемым автором идеям.

б.Заключительный обобщающий вывод:

а) какие из идей данной работы впоследствии были подвергнуты автором переосмыслению и в связи с чем;

б) какие идеи из педагогической системы автора не вошли в анализируемую работу, по какой причине.

Эффективной для формирования самостоятельности в исторической оценке тех или иных положений истории педагогики является рефлексивная технология. Умение после знакомства с отдельными историко-педагогическими темами и проблемами отрефлексировать материал (и лучше в письменном виде), ответив на вопросы такого плана: Я думаю, что...; потому что, этому способствует...; значит..; из обобщения следует. и т.п.

При изучении истории педагогики продуктивно использование современных компьютерных образовательных интернет- технологий: веб-квесты, электронные учебники или разработка отдельных тем по принципам составления электронного учебника, курсы юниты в модульной системе и др., которые не только дают толчок к творческому решению поставленных учебных задач, но и расширяют возможности охвата материала, нахождения новых нестандартных подходов и решений.

Таким образом, реализация на практике всего комплекса предлагаемых путей использования воспитательного потенциала курса истории педагогики и образования будет не только решать образовательные задачи, но и способствовать формированию у выпускников педвузов подлинной гражданской позиции.

литература

1. Богуславский М.В. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст): Монография. - М.,2007.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М.,2004.

4. Корнетов ГБ. Всемирная история педагогики. - М.,1994.

5. Коджаспирова ГМ. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты. - М., 2005.

6. Шмидт К. История педагогики во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов / Пер. с нем. - М., 1879.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.