Научная статья на тему 'Системно-синергетический подход к совершенствованию качества обучения истории педагогики'

Системно-синергетический подход к совершенствованию качества обучения истории педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
786
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / СИНЕРГЕТИКА / ПРИНЦИП / QUALITY OF TRAINING / PEDAGOGICS HISTORY / SYNERGETRICS / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евсецова Елена Андреена

Автор показывает важность совершенствования качества обучения на основе системно-синергетического подхода с учетом тенденций развития новой философской парадигмы в рамках эволюционно-синергетической концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Systematic Synergetic Approach to Improving the Quality of Teaching History of Pedagogics

The author shows the importance of systematic Synergetic approach to perfection of training, taking into account the tendencies of a new philosophical paradigm and the evolutionary Synergetic concepts.

Текст научной работы на тему «Системно-синергетический подход к совершенствованию качества обучения истории педагогики»

Библиографический список

1. Добровольский, В. С. Основные направления совершенствования системы подготовки офицеров запаса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Минобразования России. / В. С. Добровольский // сб. материалов регионального совещания по военному обучению студентов на факультетах военного обучения, военных (военно-морских) кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, расположенном в регионах Сибири и Дальнего Востока. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001. - 228 с.

2. Денисова, А. Л. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров на основе информационных технологий / А. Л. Денисова, А. В. Пищелко // Монография. М., - 1995. - 83 с.

3. Деражне, Ю. Контроль в профессиональном обучении / Ю. Деранже // Специалист - 1999. - N° 4. - С. 29-31.

4. Егоров, М. П. Материалы регионального совещания по военному обучению студентов на факультетах военного обучения, военных (военно-морских) кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации, расположенном в регионах Сибири и Дальнего Востока / М. П. Егоров. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001. - 228 с.

5. Лапина, О. А. Самостоятельная работа студентов: организация и содержание / О. А. Лапина, Г. Н. Тигунцева: Учеб. пособие. - Иркутск, 2002. - 78 с.

6. Сенько, Ю. В., Комоза, Т. Л. Технология профессионального образования в герменевтическом круге // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. -С.69 - 84

УДК 378

Е. А. Евсецова

СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

Актуальность проблемы совершенствования качества обучения истории педагогики на основе системно-синергетического подхода обусловлена тем, что в условиях модернизации высшего педагогического образования необходимо по-новому актуализировать задачи конструирования и структурирования содержания учебных курсов с учетом тенденций развития новой философской парадигмы, то есть современной эволюционно-синергетической концепции.

Синергетика означает «совместное действие», она интегрирует общие закономерности эволюции, в том числе «восходящей эволюции» самоорганизации систем любой природы. Единственное требование к таким системам - их сложность, многокомпонентность, позволяющая проявляться в них процессам самоорганизации, совместным взаимосогласованным действи-

ям частей. Цель синергетики состоит в выявлении общих идей, общих методов, общих закономерностей процессов самоорганизации в самых различных областях естественнонаучного, технического и социогуманитарно-го знания.

Становление синергетического мировоззрения наиболее активно происходило в 70-е гг. ХХ в. под влиянием исследований Г. Хакена, И. Пригожи-на, Г. Николиса, С. П. Капицы, С. П. Курдюмова и др.

Вклад в развитие и осмысление философских идей синергетики внесли Н. Н. Моисеев, В. С. Степин, Е. Н. Князева, В. Г. Буданов и др.

В синергетическом подходе как междисциплинарном акцент делается на изучении открытых систем (обменивающихся энергией и веществом с внешним миром), где система рассматривается с позиций самоуправления, самоорганизации, саморазвития. В контексте новой философской парадигмы стали появляться новые отраслевые направления синергетики: «Социальная синергетика», «Историческая синергетика», «Синергетика образования», «Педагогическая синергетика», синергетические приложения в экономике, политологии, психологии и другие.

Синергетика в этой связи может быть рассмотрена как новый методологический вектор, новая философская парадигма, ориентирующая на более глубокое постижение педагогических истин.

На основе новой системно-синергетической философии, рассматривая её как методологический базис для создания педагогической теории, Н. М. Таланчук [7] выдвинул системно-синергетическую концепцию педагогики, базовые положения которой состоят в следующем:

• сущность всех педагогических явлений и процессов составляет системный синергизм;

• любая педагогическая система в оптимуме рассматривается как синергетическая целостность;

• источниками и движущими силами развития педагогических систем являются не противоречия, не борьба, не отрицание отрицания, а синергизм этих систем и их взаимодействия как на уровне внутреннего, так и внешнего;

• педагогические системы по своей сущности являются гомоцентрическими и человековедческими системами, так как имеют объективное назначение - обеспечить формирование человека как личности и овладение ею системной культурой человековедения, выработанной предыдущими поко -лениями, дающие ей жизненные смыслы и цели, ориентиры в развитии;

• личность в педагогическом процессе рассматривается как синергетическая, социальная, саморазвивающаяся система, сущность которой выражается в качестве освоения и выполнения ею объективных социальных ролей;

• воспитание есть системно-социальный процесс человековедения.

Основу воспитания составляет системный синергизм, проявляющийся

во взаимодействии начал психического синергизма личности, синергизма

опыта и синергизма взаимодействия педагога и воспитанника. Это определило новое положение педагогики - эффект воспитания достигается не воздействием, а синергизмом воспитательного взаимодействия.

Более позднее, исследователь В. Н. Корчагин [4, с. 5] доказывает, что системно-синергетическая педагогическая концепция - это системно-синергетическая педагогическая парадигма есть совокупность принципиально новых научных знаний и ориентиров. Она, во-первых, базируется на принципиально новой методологии - системно-синергетической философии; во-вторых, представляет собой синергетическую целостность и взаимосвязь педагогической генеалогии личности, системно-ролевую теорию воспитания, синергетическую теорию воспитательного взаимодействия, системнофункциональную теорию воспитательной деятельности и самовоспитания личности, теорию внеучебной воспитательной работы как системы ориентированного человековедения. Это позволяет рассматривать новую педагогическую парадигму как диссипативную систему, что является необходимым условием, подходить к ней как к самоорганизующейся и саморазвива-ющейся системе.

Возникновение, развитие системно-синергетической педагогической парадигмы связано, по мнению В. Н. Корчагина с переходом к системному типу мышления, новым способам преобразования педагогической действительности.

Ряд ученых В. И. Андреев, М. В. Богуславский, Л. В. Вяткин, В. Г. Ви-ненко, В. Г. Буданов и другие также уделяют большое внимание исследованию процессов самоорганизации и саморазвития педагогических систем.

Так, например, В. И. Андреев рассматривает «Педагогическую синергетику» как область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем. Законы и принципы педагогической синергетики, сформулированные В. И. Андреевым открывают много новых возможностей и стратегий, которые актуальны в ХХ1 в. [1, с. 504].

Зарубежный исследователь Р. Рамзей предлагает концепцию реформирования педагогической науки на основе синергетической идеологии. По его мнению, в основу глобальной модели социально-педагогической деятельности можно положить представление об общности механизма формирования структур в системах различной природы. При этом модель становится независимой от национальных пространств, господствующих идеологий и культур. Болонский процесс также предполагает формирование общеевропейской системы высшего профессионального образования, ко -торая функционирует на инвариантных фундаментальных принципах.

Возможно, интеграция общеевропейской системы высшего образования в мировое образовательное пространство на базе синергетических закономерностей усилит конвергенцию различных человеческих обществ.

Синергетика, как считает М. В. Богуславский, способствует продуктивному осмыслению динамики глобальной системы образования - генезиса всемирного историко-педагогического процесса. С этой точки зрения актуальны исследования, позволяющие установить научно обоснованные возможности и границы применимости системно-синергетического подхода и в истории педагогики.

В связи с этим, системно-синергетический подход представляет интерес и для истории педагогики как области научного знания и учебного предмета. Если исходить из положения, что объектом историко-педагогических теоретических исследований является генезис педагогической науки (категорий педагогики, идей, концепций, педагогических систем, педагогических течений, педагогических традиций, педагогических парадигм, подходов и т. д.) то, по мнению Л. А. Степашко, синергетический подход является методологическим и теоретическим обоснованием статуса историко - педагогического теоретического знания [6, с. 6].

Цель системно-синергетического подхода - показать основные тенденции развития синергетических представлений о педагогических системах, педагогических направлениях, течениях, парадигмах, подходах в истории педагогики. Предметом исследования системно-синергетического подхода в истории педагогики является генезис и эволюция педагогических систем на основе применения синергетических закономерностей.

Системно-синергетический подход разбивается на ряд системообразующих подходов, чаще всего генетический и ролевой. Цель генетического подхода - показать возникновение, происхождение, становление развивающегося историко - педагогического знания в истории педагогики.

Цель ролевого подхода в истории педагогики - показать реализацию системно-ролевой деятельности и профессионально обусловленных социальных функций на примере выдающихся отечественных и зарубежных педагогов.

Так, например, раскрыть сущность генетического и ролевого подходов можно при изучении темы: «Анализ нетрадиционных подходов к проблемам образования в зарубежной и отечественной педагогике в конце Х1Х - начале ХХ в.», на примере педагогической системы Монтессори-образования.

На лекциях студенты знакомятся с зарождением и развитием концептуально значимых идей Монтессори-образования. Концептуальную сущность Монтессори-образования анализируем в зависимости от личностного становление М.Монтессори как ученого, исследователя, практика, педагога и общественного деятеля. В содержание лекционного материала включаем хронологическую таблицу некоторых событий жизнедеятельности М. Мон-тессори и развитие Монтессори-образования в мире, с учетом результатов исследований Н. А. Каргапольцевой [3, с. 56-57] (таблица).

Хронологическая таблица событийного генезиса жизнедеятельности М.Монтессори и развития концепции Монтессори-образования

Годы жизни М. Монтессори: 31 августа 1870 - 6 мая 1952 гг.

1890 г. Учеба на факультете математики и естественных наук в Римском университете

1892 г. Перевод на медицинский факультет Римского университета

1896 г. Защита диссертации, диплом доктора медицины

1897-1900 гг. Исследование проблем умственного развития детей с ограниченными возможностями

1898 г. Рождение сына Марио

1901 г. Поступление на философский факультет Римского университета, изучение, а затем и преподавание экспериментальной психологии, педагогической антропологии и др.

1901-1907 г. Разработка концептуальных основ личностного развития здоровых детей от 3 до 6 лет, конструирование дидактического материала

6 января 1907 г. Открытие первого «Дома ребенка» в Риме, социальнопедагогическая деятельность, дальнейшая разработка дидактической среды

1909 г. 1 Международный учебный курс (100 чел.). Издание книги «Метод научной педагогики», перевод на иностранные языки, в т.ч. на русский

1909-1952 г. 38 международных курсов с личным участием М. Монтессори

1910 г. Обоснование работы с детьми 6-9 лет. Открытие первых Монтессори-обществ в Италии (Рим. Милан. Неаполь)

1911 г. Принятие в Швейцарии закона о введении системы Монтессори во все общественные школы

1912 г. Открытие Монтессори-школ в Англии, США, Индии, Испании, Китае, Франции, Мексике

1913 г. Издание курса лекций «Педагогическая антропология», Открытие Монтессори-общества в США. Открытие Ю. И. Фраусек первого детского сада в Петербурге

1916 г. Издание книги «Самовоспитание и самообучение в начальной школе»

1916 г. Создание Общества свободного воспитания (Метод Монтессори) в Петрограде

1917 г. Открытие Монтессори-общества в Голландии. Встреча с биологом де Фризом; обоснование сензитивных периодов развития ребенка

1926 г. Заседание научно-педагогической секции ГУСа о возможном переводе всех дошкольных учреждений страны на систему Монтессори

Окончание таблицы

1927 г. Открытие Монтессори-общества в Аргентине

1929 г. Создание Международной Монтессори-ассоциации. Прекращение (официальное) экспериментальной работы по Монтессори-методу в СССР

1932 г. Открытие Монтессори-общества в Швейцарии (президент Ж. Пиаже)

1933 г. Открытие Монтессори-общества в Англии

1948 г. Присуждение М. Монтессори Нобелевской премии мира

1949 г. Открытие Монтессори-общества в Пакистане

195G г. Издание книги «Открытие ребенка»

1952 г. 50-60-е гг. -по настоящее время Издание книги «Разум ребенка» Нарастание общественного интереса в различных странах мира к Монтессори-образованию, переосмысление национальных доктрин образования

За свою жизнь Мария Монтессори не только сумела основательно выстроить уникальную систему социализации, самообразования и самовоспитания личности, получить признание и уважение во всем мире как философ, врач и педагог, но и увидеть широкое и плодотворное распространение своих идей. Содержание учебного курса «Истории педагогики» в контексте системно-синергетического подхода в наибольшей степени способствует развитию интереса и уважения к педагогической профессии, особенно овладению профессионально обусловленными социальными ролями на основе изучения лучших образцов педагогической деятельности.

В своем исследовании автор также опирался на системно-ролевую теорию формирования личности педагога, разработанной коллективом научной школы профессора В. Г. Максимова. Сущность ролевой деятельности педагога состоит в реализации им на высоком уровне системы социальнозначимых профессиональных ролей. Системно-ролевая деятельность - это сложный, целостный синергетический феномен.

В. Г. Максимов характеризует понятие «системно-ролевая деятельность», как «целостный набор конкретно определенных действий, обусловленных социальной позицией личности, сформированной на основе приобретенных социокультурных норм и правил; в процессе, которых личность воспроизводит и творчески преобразует окружающую её действительность, совершенствуя при этом себя как целостную деятельностную систему, а осваиваемые ею феномены природы и общества превращает в объекты своей деятельности» [5, с. 31].Рассмотрим реализацию ролевого подхода на примере вышеуказанной хронологической таблицы событийного генезиса жизнедеятельности М.Монтессори, применяя структуру системы социальных ролей педагога [5].

Ролевая деятельность М. Монтессори как педагога, проявилась, прежде всего, в процессе выполнения системы общечеловеческих ролей: гражданских, семейных, коммуникативных, правовых и др. Эти роли составляют базовую основу для всех других ролей.

Кроме того, профессиональные роли Марии Монтессори как педагога и

наставника, как руководителя и организатора, как исследователя, т. е. как ученого и экспериментатора проявились в полном объеме.

Например, студенты, изучая событийный генезис жизнедеятельности М. Монтессори, характеризуют реализацию её роли как экспериментатора следующим образом: «М. Монтессори в 1907 г. открыла первый «Дом ребенка» в Риме. В «Доме ребенка» для детей 3-6 лет создавалась среда с ориентацией на своеобразие детской психики, циклы, законы её развития, на особенности физического роста. Архитектура школ, внимательные воспитательницы, разнообразие индивидуальных и коллективных занятий -все это располагало к «упражнению активности» в собственной деятельности и самостоятельности. «Дом ребенка» по Монтессори - это школа-лаборатория, где осуществляются наблюдения, антропометрические измерения, эксперимент-поиск, эксперимент-корректировка педагогических влияний, работа в режиме непрекращающегося эксперимента.

Анализируя данную характеристику, студенты приходят к выводу, что исполнение роли экспериментатора требует системных антропологических, психолого-педагогических, культурологических, философских, медицинских и др. знаний, высокого уровня развития методологической культуры, системного мышления. Следовательно, и современному студенту - будущему педагогу необходимо готовиться к активному участию в инновационной, экспериментально-исследовательской деятельности.

Третий уровень - дополнительные профессиональные роли и дополнительные общественные роли, обусловленные профессиональной деятельностью: просветитель, проповедник, политик, миссионер и др., которые и отражены в таблице.

На семинарских занятиях студенты аналогично раскрывают сущность перечисленных выше профессионально обусловленных социальных ролей в процессе жизнедеятельности М.Монтессори. Анализируя проблему генезиса и эволюции Монтессори-образования, студенты не только понимают возникновение, зарождение и последующий процесс развития Монтессори-образования в мире, но и осмысливают профессионально обусловленные социальные роли.

Общеизвестно, что педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Студенты, изучая историю педагогики как учебный предмет, готовят себя к выполнению глобальной ответственной миссии - социально-педагогической деятельности.

Таким образом, одной из приоритетных целей учебного курса «История педагогики» является профессиональная подготовка педагога, способного использовать полученные историко-педагогические знания для самостоятельного осмысления современных педагогических ситуаций. А также ком-

петентного применения историко - педагогических знаний в разработке авторских методик и технологий педагогической деятельности.

Задачи учебного курса в контексте синергетического подхода реализуются через его принципы, содержание, формы и методы:

• развитие индивидуального менталитета личности как интегральной характеристики гуманистических мировоззренческих установок и ожидаемого поведения будущего педагога;

• развитие системно-ситуационного мышления;

• развитие личностно-профессиональных качеств будущего педагога;

• развитие ценностно-смысловых ориентаций.

Ментальная значимость содержания курса обусловливается развитием гуманистических мировоззренческих установок студентов, умением решать педагогические проблемы, ситуационные задачи, воспроизводить ментальные и производить высшие духовные ценности, обосновывать и распространять соответствующие им ценностно-смысловые ориентации, общечеловеческие нормы поведения, оценивать поступки людей.

Очевидно, что главным в процессе преподавания курса истории педагогики является содержание и его теоретический уровень. Конструируя содержание учебных курсов на основе синергетических закономерностей полезно учитывать следующий тезис: «синергетизм для педагогических систем - это процесс взаимодействия двух сопряженных, взаимосвязанных подсистем (преподавания и учения, воспитания и самовоспитания), приводящий к новообразованиям, повышению энергетического и творческого потенциала саморазвивающихся подсистем и обеспечивающий их переход от развития к саморазвитию» [1, с. 63].

В этой связи, преподавателям следует принципиально изменить технологию обучения и воспитания, повышать свой уровень психолого-педаго-гической подготовки, осваивать новые формы и методы преподавания, развивать системное, критическое мышление. Этому способствуют методы интерактивного обучения: эвристической беседы, учебные дискуссии, «мозговая атака», организации «круглого стола», «деловой игры» и др.

В силу этого преподавателям и студентам необходимо овладевать дискуссионной культурой. Результаты теоретического и экспериментального исследования педагогических условий компетентностного подхода с ориентацией на саморазвитие дискуссионной культуры студентов представлены в монографии автора [2].

Дискуссионная культура студента - это интегральная характеристика мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативно-дискуссионных компетенций, которые проявляются в стремлении к саморазвитию и самореализации через коммуникативную, рефлексивную, этическую, креативную, когнитивную, развивающую, эстетическую, оценочную функции, в процессе дискуссионных ситуаций. В исследовании выявлены наиболее значимые педагогические условия ориентации студентов на саморазвитие

дискуссионной культуры: вовлечение студентов в дискуссионные ситуации; активизация само-процессов (самопознания, самоопределения, самосовершенствования, самореализация, самооценка) студентов в контексте их дискуссионной культуры; систематическое применение дискуссионных форм и методов в учебной деятельности студента, преподаватель активно использует эвристические диалоги и эвристические предписания типа: «Как победить в споре?», «Как этически корректно критиковать?» и др.; применение и для педагогов, и для студентов единых критериев оценки и самооценки дискуссионной культуры на основе специально разработанных показателей и критериев. Дискуссионная культура развивается посредством специального обучения, воспитания, самовоспитания и самообразования, а также в результате дискуссионной деятельности, накопления личного опыта в публичных выступлениях.

Дискуссионная культура является частью коммуникативной культуры, культуры общения и профессионально-педагогической культуры.

Все-таки одной из главных задач педагогики и истории педагогики является обучение и воспитание личности, а также развитие и саморазвитие личности студента как человека культуры.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующий вывод.

Системно-синергетический подход, применяемый как педагогический принцип и как условие повышения эффективности обучения истории педагогики создает надежные предпосылки для повышения качества высшего педагогического образования и служит основой гарантированности качества профессионально-педагогической подготовки педагога XXI в.

Библиографический список

1. Андреев, В. А. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. - Казань: ЦИТ, 2000. - 608 с.

2. Евсецова, Е. А. Компетентностный подход к саморазвитию дискуссионной культуры студентов. - Казань: ЦИТ, 2005. - 136 с.

3. Каргапольцева, Н. А. Монтессори-образование: проблема социализации и воспитания личности, Монография. - М.: «Педагогический вестник», 1999. - 184 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Корчагин, В. Н. Становление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике (на основе анализа педагогического наследия Н. М. Таланчу-ка): Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Пенза, 2005.

5. Максимов, В. Г., Максимова, О. Г., Савчук, Н. Ю., Чернова, О. В., Руссков, О. П., Иванова, С. В., Павлова, Н. Ю., Арестова, В. Ю. Системно-ролевая теория формирования личности педагога / Мин-во образования и науки РФ. Чуваш. гос. педагогич. ун-т им. И. Я. Яковлева - М.: Academia, 2007. - 536 с. - (Монографические исследования: педагогика).

6. Степашко Л. А. Историко-педагогическое теоретическое исследование: научный аппарат. Пособие. - Хабаровск: ХГПУ, 2005. - 60 с.

7. Таланчук Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики // Magister. - 1997. - СВ. - С. 32-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.