Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / UPBRINGING / SOCIALIZATION / MOBILITY / PROFESSIONAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баликаева Марина Бембаевна, Почивалова Жанна Георгиевна, Осипова Татьяна Валентиновна

Статья посвящена актуальной проблеме - значению педагогических технологий в процессе формирования профессиональной мобильности студентов. Уточняются основные понятия исследования: «педагогическая технология», «воспитание», «социализация», «мобильность», «профессиональная мобильность. В современной экономической жизни не всегда выпускники могут найти себе работу, самореализоваться. Изменения рынка требуют от выпускников не только готовности к профессиональной деятельности, но и при необходимости изменить вид деятельности, быть мобильным. Выделяются факторы, влияющие на воспитание личностных качеств. Доказывается, что педагогические технологии способствуют формированию профессиональной мобильности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баликаева Марина Бембаевна, Почивалова Жанна Георгиевна, Осипова Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF TECHNOLOGIES IN THE STUDENTS’ PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION

The relevant problem, that is the importance of pedagogical technologies of the students’ formation process, is discussed. The basic terms of the research are clarified: «pedagogical technology», «upbringing», «socialization», «mobility» and «professional mobility». In the modern economic world, graduates cannot always find a proper job. Market changes demand not only graduates’ readiness for professional work, but also require the profession change. It is emphasized the factors that influence on the education of personal qualities. It is proved that pedagogical technologies contribute to the students’ professional mobility formation.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-112-119

УДК 378.14 ББК 74.480.25

М.Б. Баликаева

(Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, Россия) Ж.Г. Почивалова

(Российский государственный университет правосудия, г. Челябинск, Россия) Т.В. Осипова

(Управление по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области, г. Челябинск, Россия)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена актуальной проблеме - значению педагогических технологий в процессе формирования профессиональной мобильности студентов. Уточняются основные понятия исследования: «педагогическая технология», «воспитание», «социализация», «мобильность», «профессиональная мобильность. В современной экономической жизни не всегда выпускники могут найти себе работу, самореализоваться. Изменения рынка требуют от выпускников не только готовности к профессиональной деятельности, но и при необходимости изменить вид деятельности, быть мобильным. Выделяются факторы, влияющие на воспитание личностных качеств. Доказывается, что педагогические технологии способствуют формированию профессиональной мобильности студентов.

Ключевые слова: «педагогическая технология», «воспитание», «социализация», «мобильность», «профессиональная мобильность.

го m о

о О

m

го m

о Ц

го m s т о с

го m <u го

го

LÛ LÛ

M.B. Balikaeva

(Tyumen industrial University, Tymen, Russia) J.G. Pochivalova

(Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia) T.V. Osipova

(Office for Human Rights, Child Rights and the Protection of the Entrepreneurs Rights in the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk, Russia)

EDUCATIONAL POTENTIAL OF TECHNOLOGIES

IN THE STUDENTS' PROFESSIONAL MOBILITY FORMATION

The relevant problem, that is the importance of pedagogical technologies of the students' formation process, is discussed. The basic terms of the research are clarified: «pedagogical technology», «upbringing», «socialization», «mobility» and «professional

mobility». In the modern economic world, graduates cannot always find a proper job. Market changes demand not only graduates' readiness for professional work, but also require the profession change. It is emphasized the factors that influence on the education of personal qualities. It is proved that pedagogical technologies contribute to the students' professional mobility formation.

Key words: «pedagogical technology», «upbringing», «socialization», «mobility», «professional mobility».

Современная жизнь предъявляет новые требования к человеку. В нормативных документах (Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг., Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации») определены основные задачи профессионального образования, в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016 - 2020 гг.», Национальной доктрине образования на период до 2025 года и др.) определены основные направления образования и воспитания.

Переход к новой образовательной парадигме определяет ориентиры высшего образования. Основная цель - подготовка мобильных, ответственных, конкурентоспособных личностей, с высоким уровнем профессиональной культуры, владеющих новейшими педагогическими технологиями.

Обратимся к научным категориям «воспитание», «педагогическая технология», «мобильность», «профессиональная мобильность». Логика нашего исследования определяет задачу рассмотрения центрального в педагогике понятия «воспитание». Вслед за В.И. Смирновым, трактуем «воспитание как процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых» [11; 10, с. 282]. Данная дефиниция не бесспорна, но достаточно универсальна. В современных социокультурных условиях существенно актуализируется воспитательный потенциал профессионального образования. Среди основных направлений реализации воспитательного потенциала профес-

сионального образования - обеспечение мобильности, развитие коммуникативности, освоение социальных навыков и практических умений и др.

Имеет особое значение процесс достижения планируемых результатов обучения, поэтому встает вопрос о техноло-гизации образовательного процесса [1]. Применение технологического подхода к социальному процессу, к образованию, культуре - это уже не новое явление для действительности в нашей стране.

Г.К. Селевко трактует понятие «педагогическая технология» как «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенной на научной основе, запрограммированной во времени и в пространстве и приводящей к намеченным результатам» [9, с. 4]. При этом отмечается, что всякая технология представляет собой систему, но не всякая педагогическая система является технологией» [там же, с. 9]. Педагогическая технология позволяет успешно реа-лизовывать поставленные образовательные цели.

Основной смысл педагогической технологии С.С. Кашлев интерпретирует «как совокупность способов педагогического взаимодействия, последовательная реализация которых гарантирует решение педагогических задач» [6, с. 8]. Считаем, что педагогические технологии обладают значительным воспитательным потенциалом в формировании профессиональной мобильности будущих специалистов. Однако педагогические технологии следует рассматривать с различных сторон, выявляя достоинства и недостатки.

Среди наиболее эффективных интенсивных педагогических технологий,

ш

0 н

1

ф

о с; о

X ф

н

X

3 ? 2

го

ч ^

ф го

1= з:

¡В §

го о

s о

IT ф

1 -&

^ о

I

ф

I

го ш о

Ср О

8 * m ш

го со о

о О

т

го ш

о ц

го

ш ^

т о с

го

ш

ф

го

го ш

из

обеспечивающих формирование профессиональной мобильности, на наш взгляд, являются:

1. Комплексные технологии активного обучения (проблемные лекции: бинарная, лекция-визуализация, лекция-дискуссия и т. д.); свободная и межгрупповая, программированная дискуссия (методика «Дебаты», методика «Сократический диалог» и т. п.). Указанные технологии создают у студентов ощущение собственного «открытия», потому что им приходится решать проблемную ситуацию через систему доказательств или опровержений, делать выводы, вести диалог. Например, учебное занятие на тему «Применение строительных материалов» предполагает работу в малых группах, дает возможность студентам активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия, что требует быть мобильным.

2. Технологии анализа ситуаций (ситуационный анализ, кейс-стади, мозговой штурм и его модификации и др.) позволяют реализовать функции исследования, оценки, самооценки, обучения и воспитания. Например, метод кейс-стади развивает аналитические, коммуникативные, социальные навыки, а также самоанализ.

3. Эвристические технологии генерирования идей (социальное проектирование, эвристическое задание) обеспечивают подготовку студентов к самостоятельной деятельности по решению задач. Например, на учебном занятии на тему «Ваши предложения по улучшению архитектурного облика нашего города» студенты получают эвристическое задание: разработать социальный проект (прикладной, информационный или исследовательский). Полученный продукт (программа, сценарий, брошюра и др.) - результат мыслительной, коммуникативной и творческой деятельности.

4. Тренинговые технологии интерактивного обучения (социально-психологический, нейролингвистический и видеотренинг) способствуют формированию

межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности. Например, психологический тренинг по формированию качеств в составе профессиональной мобильности.

5. Технологии работы с группой (рефлексия работа в малых группах, де-брифинг) обеспечивают обратную связь, развивают навыки сотрудничества, межличностного общения. Например, проектное задание на тему «Строительство зданий нашего города».

Заслуживают внимания и применения материалы М.А. Чошанова, посвященные проблемно-модульным технологиям [13], идеи Н.О. Яковлевой об интегративно-мо-дульной технологии [14], рекомендации Н.К. Смирнова, касающиеся здоровьесбе-регающих образовательных технологий, а также предложения Н.Н. Тулькибаевой об использовании технологии педагогической мастерской [12] и др.

На необходимость педагогического сопровождения в процессе воспитания и обучения, на возможности педагогической олимпиады в развитии личностных качеств, творческого потенциала личности указывает М.В. Циулина [3; 4].

Практика доказывает эффективность технологии телекоммуникации (общение через электронные средства; доступ к информационным ресурсам Интернета; создание информационных ресурсов), которые имеют воспитательные возможности; способствуют развитию критического мышления, самостоятельности, креативности, ответственности, мобильности у студентов. Как отмечает А.П. Панфилова, интенсивные интерактивные технологии «развивают базовые компетентности и метакомпетентно-сти студента, формируют необходимые для профессии умения и навыки...» [8, с. 3]. Учитывая, что базовые знания и умения быстро устаревают, необходимо психологически готовить студентов к переменам, учить их самостоятельно приобретать знания, используя приемы автодидактики, опираться на принципы педагогической эргономики.

Дидактические эргономические требования совершенствования педагогического процесса сформулированы Л.П. Окуловой: применение компьютерных и информационных технологий; улучшение качества используемых в процессе обучения учебных материалов и т.д. [7]. Е.В. Воронина справедливо указывает на необходимость учета санитарно-гигиенических норм [2].

Интенсивные технологии позволяют осуществлять самообучение, активизировать самообразовательную деятельность. Активные и интерактивные методы обучения и воспитания активизируют деятельность студентов. Отношение к учебно-воспитательному процессу характеризуется активностью освоения содержания. Принцип активности предусматривает активное восприятие изучаемых явлений, их осмысление, переработку и применение.

Например, творческая мастерская студентов по английскому языку на тему: «Ваши предложения по улучшению методов строительства» позволяет погружать участников в поисковую, исследовательскую деятельность. В режиме диалога происходит осмысление содержания, ценностей профессиональной деятельности, личностной позиции, а также социализация и самокоррекция. Дискуссия формирует коммуникативную культуру, тактичность, мобильность, стресооустойчивость, развивает навыки вербализации.

Игровое проектирование включает креативные, поисковые, аналитические и другие типы проектов, например, «Устройство на работу». Основой игрового проектирования является мобилизация коллективного опыта. Все проекты разрабатываются во взаимодействии в составе малой или большой группы. У каждого обучающегося своя роль, все работают по алгоритму, итогом является публичная презентация и внедрение в период учебной, производственной практики.

Считаем целесообразным и эффективным применение в процессе обучения

и воспитания компьютерных обучающих мотивирующих программ, которые призваны осуществлять диагностическую, социализирующую, личностно развивающую, воспитывающую функции. А включение рефлексии в процесс познания позволяет личности координировать собственную активность, управлять познавательной, практической деятельностью.

Воспитательные функции интенсивных технологий (дискуссии, дебаты) обеспечиваются проблемностью, значимостью для обучающегося проблемной ситуации, интересом к содержанию, готовностью личности к обмену ценностями и ориентировке в системе ценностей. Студенты выражают свою точку зрения, стойкость и убежденность, проявляют умения критически подходить к чужим и собственным суждениям. Все вышеперечисленные технологии взаимосвязаны и предполагают обеспечение гигиенических условий воспитания и обучения. Стимулом развития профессиональной мобильности является создание временных творческих групп с высокой мотивацией работать совместно над общей проблемой.

Особое значение имеет профессионализм и компетентность преподавателя, его готовность осуществлять воспитание посредством использования педагогических технологий. Однако применение интерактивных технологий может привести и к отрицательным результатам: принудительная активизация мышления -к напряженному эмоциональному состоянию, сложность задания - к повышению утомляемости, психологическому дискомфорту вследствие неуспеха.

Поэтому при использовании интерактивных технологий важно особое внимание обращать на личностный смысл учебно-познавательной деятельности; мотивацию, обеспечивающая осознанное включение в деятельность; стимулирование, а также использовать стратегии конструктивного партнерства и возможности здоровьеориентированной комфортной среды, ориентироваться в эрго-

ш

0 н

1

ф

5

о с;

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X ф

н

X

3 чз ¥ 2

го

ч: ^

ф го

1= I

5 §

ГО о

^ о

:х ф

1 -&

^ о

ф

I

го ш о

о

8

т ш

го m о

о О

m

го m

о Ц

го m s т о с

го m <u го

го

LÛ U3

номических требованиях (рациональное оборудование рабочих мест, эргономическое оформление интерьера и др.); принципы добровольности, сотрудничества, объективности, культуросообразности, обратной связи, проективности, единства личности и деятельности.

Воспитательный потенциал интерактивных технологий состоит в том, что они содействуют развитию личностных качеств (активности, ответственности, внимательности, мобильности).

Обратимся к понятиям «мобильность», «профессиональная мобильность». Анализируя исследования ученых (Л.А. Амировой, М.Б. Балика-евой, Л.В. Горюновой, Г.Я. Гревцевой, Н.М. Зверевой, Б.М. Игошева, Ю.И. Ка-линовского, Т.И. Мясниковой, С.В. Нуж-новой, Н.В. Сидоровой), отметим, что мобильность трактуется учеными в основном как готовность к смене профессии или специальности.

Следовательно, мобильность включает в себя личностные качества (гибкость, оперативность), умения (рефлексировать, проектировать, управлять), способности (видеть альтернативность решения проблемы, проектировать изменения, принимать конструктивные решения). Следовательно, мобильность - интегра-тивное свойство личности будущего специалиста, позволяющее осваивать смежные виды профессиональной деятельности, самореализоваться и готовность социализироваться на рынке труда в условиях конкуренции [15].

Профессиональную мобильность как интегративный феномен изучали философы, социологи, психологи, педагоги (Б.М. Кедров, М.Г. Чеников, Л.В. Горю-нова, Ю.И. Калиновский, С.В. Нужнова, Т.Д. Карминская, Ю.И. Калиновский, О.Ю. Посухова). Например, Ю.И. Ка-линовский профессиональную мобильность рассматривает «как способность личности реализовать свою потребность в определенном виде деятельности, соответствующей склонностям и возможностям с пользой для общества, умело

переходить от одного уровня профессиональной деятельности к другому, то есть расширяя, углубляя ее характер и уровень, проявлять свою профессиональную компетентность» [5].

Несмотря на различия в трактовках понятия, все ученые единодушны в том, что необходимо готовить высококвалифицированных специалистов, обладающих мобильностью. Однако следует отметить, что недостаточно работ, которые характеризуют дидактические возможности конкретных дисциплин, а также доказывающих воспитательный потенциал педагогических технологий, содействующих формированию профессиональной мобильности.

Обобщая взгляды ученых на вышеуказанное понятие, мы трактуем профессиональную мобильность студентов как вид социальной мобильности, которая формируется в процессе профессиональной подготовки и в процессе деятельности. Чтобы стать успешным и востребованным, человек должен быть подвижным, готовым к любым изменениям, уметь адаптироваться к новым условиям, то есть быть мобильным.

Деятельность молодёжных объединений является фактором развития профессиональной мобильности, способствует «расширению и углублению общекультурных, предметных и специальных знаний, развитию общекультурных, предметных и специальных умений, представленных в компетенциях» [14]. Один из критериев мобильности умение рефлексии, поэтому считаем рефлексивно-оценочную деятельность будущих специалистов в воспитательной среде важной в развитии профессиональной мобильности.

Научный инструментарий формирования профессиональной мобильности студентов: алгоритм решения изобретательских задач, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), экспертные системы различного назначения. Методическая поддержка процесса обучения основывается на использовании вариа-

тивных учебных программ, активных форм и методов обучения, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов к обучению.

Таким образом, в результате проведенного исследования выяснили, что для достижения воспитательных целей необходимо использовать интенсивные педагогические технологии: игровые, проектирования, личностно-коммуни-кационные, здоровьесберегающие, социально-культурные и т.д. Несмотря на то, что в основе педагогических технологий лежат разные идеи, их воспитательный эффект заключается в том, что они организуют процесс приобретения и использования обучающимися опыта. Это обеспечивает формирование личностных качеств, в том числе мобильности. Библиографический список:

1. Бессараб В.Ф., Кротов А.В. Педагогические технологии в учебных заведениях профессионального образования: в помощь преподавателю. -Челябинск: РАО, 2001. - 31 с.

2. Воронина Е.В. Педагогическая эргономика как отрасль науки [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. -2012. - Выпуск 5. - Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/ pedagogicheskaya-ergonomika-kak-otrasl-nauki/.

3. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. С. 33-39.

4. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. -№ 4. С. 9-14.

5. Калиновский Ю.И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной поли-

тики региона: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Омск, 2001. - 46 с.

6. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. - Мн.: Белорусский верасень, 2005. - 196 с.

7. Окулова Л.П. Эргономические требования совершенствования учебного процесса [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». -№ 1 - 2013. - Режим доступа: https:// naukovedenie.ru/PDF/18pvn113.pdf

8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - Москва: Изд. Центр «Академия», 2009. - 192 с.

9. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.

10. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

11. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: Ар-кти, 2005. - 320 с.

12. Тулькибаева Н.Н. Педагогические технологии: учебное пособие / Авт.-сост. З.М. Большакова, Г.Я. Гревцева, Н.Н. Тулькибаева. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2014. - 283 с.

13. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.

14. Яковлева Н.О. Интегративно-модуль-ная технология обучения математики. - Челябинск, 1997. - 79 с.

15. Balikaeva M.B. Theoretical and Methodological Foundation for Students' Professional Mobility in Higher School Social and Cultural Environment [Электронный ресурс] // Atlantis Press. - Режим доступа: https:// www.atlantis-press.com/proceedings/ cildiah-17/25886073

Поступила 15.03.2020

m о н x

ф g

о с; о х X ф н X

3

s 2

го

ч: ^

ф го

1= х

5 §

ГО о

s о

IT ф

1 -&

^ о

I

ф

X

го ш о

о

8

m ш

Об авторах:

Баликаева Марина Бембаевна, доцент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета (Россия, г. Тюмень), кандидат педагогических наук, marinabalikaeva@list.ru

Почивалова Жанна Георгиевна, доцент кафедры теории и истории Уральского филиала Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, J210708@mail. Ru

Осипова Татьяна Валентиновна, руководитель аппарата Уполномоченных по правам человека, правам ребенка и защите прав предпринимателей в Челябинской области (Россия, г. Челябинск), кандидат педагогических наук, osipova.osipova.74@mail.ru

Для цитирования: Баликаева М.Б., Почивалова Ж.Г., Осипова Т.В. Воспитательный потенциал педагогических технологий в формировании профессиональной мобильности студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. -№ 1. С. 112-119. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-112-119

References:

1. Bessarab V.F., Krotov A.V. Pedagogical technologies in educational institutions of vocational education: to help the teacher. - Chelyabinsk, 2001. - 31 p. [in Russian]

2. Voronina E.V. Pedagogical ergonomics as a branch of science [Electronic resource] // International scientific-research journal. - 2012. - No. 5. - Available at: https://research-journal.org/pedagogy/pedagogicheskaya-ergonomika-kak-otrasl-nauki/ [in Russian].

3. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Theoretical aspects of pedagogical support of preparation of students for educational work // Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. - 2015. - No. 4. Pp. 9-14. [in Russian].

4. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V. Pedagogical Olympiad as a means of developing the creative potential of the individual // Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Pedagogicheskogo Universiteta. - 2015. - No. 6. Pp. 33-39.

5. Kalinovskii Iu.I. The development of social and technological mobility of androgoge in terms of cultural and cultural policies of the region: Autoabstract Diss. ... dokt. ped. nauk. - Omsk, 2001, - 46 p. [in Russian].

6. Kashlev S.S. Technology of interactive learning. - Minsk, 2005. - 196 p. [in Russian].

7. Okulova L.P. Ergonomic requirements for improving the educational process [Electronic resource] // Internet-journal «Naukovedenie». - 2013. - No. 1. - Available at: https:// naukovedenie.ru/PDF/18pvn113.pdf [in Russian].

8. Panfilova A.P. Innovative pedagogical technologies: Active learning. - Moscow, 2009. -o 192 p. [in Russian].

§ 9. Selevko G.K. Pedagogical Technologies on the Basis of Activation of Intensification m and Effective UVP Control. - Moscow, 2005. - 288 p. [n Russian].

10. Smirnov V.I. General pedagogy in theses, definitions, illustrations. - Moscow, 2000. -§ 416 p. [in Russian]

11. Smirnov N.K. Health-saving educational technologies and psychology of health in school. - Moscow, 2005. - 320 p. [in Russian].

12. Tulkibaeva N.N., Bolshakova Z.M., Grevtseva G.Ya. Pedagogical technologies: Textbook. - Chelyabinsk, 2014, - 283 p. [in Russian].

S 13. Choshanov M.A. Flexible technology of problem-module training. - Moscow, 1996. -160 p. [in Russian].

14. Yakovleva N.O. Integrative-modular technology of teaching mathematics. - Chelyabinsk, 1997. - 79 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CO

LO

15. Balikaeva M.B. Theoretical and Methodological Foundation for Students in the Higher School of Social and Cultural Environment [Electronic resource] // Atlantis Press. - Available at: https://www.atlantis-press.com/ proceedings / cildiah-17/25886073

About the authors:

Balikaeva Marina Bembaevna, Associate Professor, Department of Foreign Languages, Tyumen industrial University (Tyumen, Russia), Candidate of Pedagogy, marinabalikaeva@list.ru

Pochivalova Zhanna Georgievna, Associate Professor, Department of Theory and History, Russian State University of Justice (Ural branch) (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, 210708@mail. ru

Osipova Tatyana Valentinovna, Head, Office for Human Rights, Child Rights and the Protection of the Entrepreneurs Rights in the Chelyabinsk Region (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, osipova.osipova.74@mail.ru

For citation: Balikaeva M.B., Pochivalova J.G., Osipova T.V. Educational potential of technologies in the students' professional mobility formation // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 112-119. DOI: 10.7442/20719620-2020-12-1-112-119

ш

о

н

I

ф

>s

н

о о

с;

о н

I о

X о

ф I

н _0

X с;

S s

^ ю

о о

ф т S

S JS

о 1_ 0 1

го _0

ч

ф го

с I о

ц

го о

S о

J ф

I ф н о -& о

с с

JS S

_0 I _0 н го S I го ш о S

н S

S

с О

о о

со ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.