Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ'

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КУРСАНТ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / PROFESSIONAL MOBILITY / CADET / CONTRADICTION / MILITARY UNIVERSITY / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / ARMED FORCES / MILITARY MAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуковский Артемий Максимович, Исакова Татьяна Игоревна

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования профессиональной мобильности личности, указывается на то, что мобильность позволяет успешно выполнять различные задачи в ходе боевых действий, миротворческих операций и т.д. Отмечается важная роль социально-культурной среды ВУЗа, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие. Выделяются особенности социально-культурной среды вуза, которые влияют на профессиональное становление личности и формирование профессиональной мобильности курсанта. Представлены позиции ученых о положительных факторах, влияющих на формирование профессиональной мобильности, а также факторах, тормозящих данный процесс. Выделяются противоречия, которые обусловили актуальность проблемы профессиональной мобильности на социальном, научно-предметном и практическом уровнях. Отмечается необходимость эффективных форм, методов и средств, содействующих повышению уровня мобильности, разработки диагностической программы, позволяющей определять уровень мобильности. При этом уделяется особое внимание рефлексивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чуковский Артемий Максимович, Исакова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMING CADETS’ PROFESSIONAL MOBILITY

The article reveals the urgency of the problem of the formation of professional mobility of an individual, indicates that mobility allows you to successfully perform various tasks during hostilities, peacekeeping operations, etc. The important role of the socio-cultural environment of the university, in which the process of personality formation, its development and self-development, is noted. Contradictions are highlighted that determined the urgency of the problem of professional mobility at the social, scientific, subject, and practical levels. The need for effective forms, methods and tools contributing to increasing the level of mobility, the development of a diagnostic program to determine the level of mobility is noted. At the same time, special attention is paid to reflective activity

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-22-29

УДК 378.14 ББК 74.484.4

А.М. Чуковский

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия) Т.И. Исакова

(Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк, Россия)

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ

В статье раскрыта актуальность проблемы формирования профессиональной мобильности личности, указывается на то, что мобильность позволяет успешно выполнять различные задачи в ходе боевых действий, миротворческих операций и т.д. Отмечается важная роль социально-культурной среды ВУЗа, в котором протекает процесс формирования личности, ее развитие и саморазвитие. Выделяются особенности социально-культурной среды вуза, которые влияют на профессиональное становление личности и формирование профессиональной мобильности курсанта. Представлены позиции ученых о положительных факторах, влияющих на формирование профессиональной мобильности, а также факторах, тормозящих данный процесс. Выделяются противоречия, которые обусловили актуальность проблемы профессиональной мобильности на социальном, научно-предметном и практическом уровнях. Отмечается необходимость эффективных форм, методов и средств, содействующих повышению уровня мобильности, разработки диагностической программы, позволяющей определять уровень мобильности. При этом уделяется особое внимание рефлексивной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, курсант, противоречие, социально-культурная среда, образовательный процесс, Вооруженные Силы, военнослужащий.

о ш о

IT

A.M. Chukovsky

(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia) T.I. Isakova

(Kuzbass Institute of Federal Correctional Service of Russia, Novokuznetsk, Russia)

PROBLEM OF FORMING CADETS' PROFESSIONAL MOBILITY

The article reveals the urgency of the problem of the formation of professional mobility of an individual, indicates that mobility allows you to successfully perform various tasks during hostilities, peacekeeping operations, etc. The important role of the socio-

cultural environment of the university, in which the process of personality formation, its development and self-development, is noted. Contradictions are highlighted that determined the urgency of the problem of professional mobility at the social, scientific, subject, and practical levels. The need for effective forms, methods and tools contributing to increasing the level of mobility, the development of a diagnostic program to determine the level of mobility is noted. At the same time, special attention is paid to reflective activity.

Keywords: professional mobility, cadet, contradiction, military university, socio-cultural environment, educational process, Armed Forces, military man.

Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения предъявляют к личности курсанта повышенные требования: ей должны быть присущи критическое мышление, ответственность, дисциплинированность, исполнительность, гибкость, оперативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, быстро адаптироваться, динамично развиваться.

В современном мире модернизация Вооруженных Сил РФ происходит из-за определенных целей в сфере национальной безопасности и военной политики государства. Отправляемые из одной части страны в другую военнослужащие, курсанты ведомственных ВУЗов обязаны показывать слаженность своих действий, адаптироваться к сложным, новым, непривычным условиям. Именно мобильность позволяет успешно выполнять различные задачи в ходе боевых действий, миротворческих операций, разного рода учений и т.д. Для курсантов характерно и важно проявление мобильности, которая может проявляться не только в сфере образования (образовательное пространство), но и в повседневной деятельности в социально-культурной среде ВУЗа. В «Концепции развития образования в РФ до 2020» подчеркивается роль высшего образования в профессиональной подготовке конкурентоспособной, мобильной личности.

Изучение трудов ученых по проблеме развития профессиональной мобильности дает нам понять, что в образовательном процессе ВУЗа имеется большое количество неисследованных вопросов.

Актуальность проблемы исследования подтверждается большим коли-

чеством научных работ по профессиональной мобильности (Н.В. Альбрехт [2], М.Б. Баликаева [3; 10], Е.А. Боярко [5], Г.Я. Гревцева [7], Ю.В. Найданова [8],

A.В. Белошицкий, О.Ю. Акулов [4; 1],

B.В. Горбачёв [6] и др.). Так, например, одной из причин недостаточной освещенности проблемы развития профессиональной мобильности, по мнению М.Б. Баликаевой [3], являются:

- акцент на международную значимость глобальной мобильности и на формы реализации Болонского процесса;

- изучение мобильности в непосредственной связи с педагогической деятельностью.

Изучение социально-культурной среды ведомственного военного ВУЗа, методики развития профессиональной мобильности будущих офицеров в социально-культурной среде ВУЗа также касается проблемы формирования профессиональной мобильности на примере филиала Военного учебно-научного центра Военно-Воздушных Сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» и ФКОУ ВО Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказания России. Ситуация, связанная с формированием профессиональной мобильности, характерна для всех ведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования ввиду стратегически важных для страны кластеров, нуждающихся в обеспечении высококвалифицированными специалистами.

Благоприятная социально-культурная среда ВУЗа обеспечивает качественное формирование профессиональных и об-

ш

0

I—

1

го о

о

0

1 _0 с; s

ю о

0

1 _0

го

о

о ф

-&

о с

I

го m о ü

Ср

о

<u о

I

к о

I—

о о О

го ш

о ^

го о

о ш о

щих компетенции у курсантов, что снижает риск возникновения проблем в профессиональной служебной деятельности.

Е.А. Боярко [5] подчеркивает, что проблема профессиональной мобильности является актуальной в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране, что рождает требования к высокому уровню мобильности специалистов. Автор считает оптимальным выполнить вышепоименованное требование за счет подготовки специалистов на уровне регионального университетского/институтского комплекса, и мы разделяем его мнение.

Следует принять во внимание, что территориальные органы при трудоустройстве курсантов ведомственных ВУЗов часто не учитывают пройденную в период обучения специализацию, ссылаясь на отсутствие вакантных мест. Подобный подход работодателя в масштабах страны ведет к удручающему снижению эффективности молодых специалистов на местах и необоснованным расходам государства на образование молодых офицеров. При этом не редки случаи «повторного» обучения молодых специалистов на срочных курсах повышения квалификации, часто в условиях, при которых лейтенанты вынуждены осваивать смежную, а иногда и новую специальность без отрыва от несения службы. Несмотря на явные негативные последствия от нелогичной политики работодателя, именно в таких условиях полноценно раскрывается одно из важнейших качеств личности офицера - профессиональная мобильность. Нельзя не учитывать и необычайно высокую скорость развития техники, которая обеспечивает служебную деятельность курсантов. Зачастую выпускающие ВУЗы отстают от действительности, особенно в отношении материально-технического обеспечения ряда объектов, относящихся к различного рода секретным. В таких условиях молодые офицеры обязаны проходить переподготовку и повышение квалификации, что вновь

приводит нас к актуальной проблеме -профессиональной мобильности.

Положительным фактором формирования профессиональной мобильности курсантов является возраст. Именно в юном возрасте у курсантов проявляется активность, хочется ломать стереотипы, идти на определенный риск, новые знания усваиваются лучше, проще сменить место действия, чего не скажешь о более старших поколениях, которые достаточно расчётливы, консервативны, рассчитывают степень риска и пытаются его избежать. В зрелом возрасте формирование профессиональной мобильности осуществляется сложнее, здесь уже больше проявляются результаты её развития в молодости.

Кроме того, в служебной деятельности офицеров зачастую происходит перевод из одной части в другую. Профессиональная мобильность проявляется и здесь, когда военнослужащего контрактной службы переводят [9] или по состоянию здоровья (климат места прохождения службы не подходит для дальнейшей его работы), или в связи с плановой заменой, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, или в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру, или в связи с отчислением из ранее перечисленных мест.

Поэтому в ведомственном ВУЗе, как и в гражданском, при обучении курсантов необходимо формирование личностных и профессиональных компетентностей, а в состав последних как раз и входит такое личное качество, как профессиональная мобильность.

Также Е.А. Боярко [5] связывает появление проблемы профессиональной мобильности студентов гражданских ВУЗов с наличием противоречий:

- между высокими требованиями к профессиональной компетентности студентов и низкой подготовкой будущих специалистов;

- между высокими требованиями сферы производства и слабым

уровнем подготовки выпускников высших образовательных учреждений;

- между необходимостью изменения стратегии профессиональной подготовки в ВУЗе и недооценкой потенциала среды ВУЗа при формировании профессиональной компетенции;

- между развитием профессиональной мобильности в соответствии с Болонской конвенцией и слабой разработанностью её теоретических предпосылок в методологии современного педагогического знания.

Н.И. Альбрехт [2] объясняет актуальность проблемы формирования профессиональной мобильности не низким уровнем подготовки студентов, а низким уровнем подготовки преподавателей в ВУЗах в аспекте формирования профессиональной мобильности у студентов. По данной теме она также выделяет ряд противоречий:

- между высокими запросами общества в профессионально мобильных специалистах и низким уровнем подготовки педагогов профессионального образования по формированию профессиональной мобильности у студентов ВУЗа;

- между требованиями подготовки профессиональных мобильно-педагогических кадров, способных формировать у студентов профессиональную мобильность и низкой теоретической базой для их подготовки в данном направлении;

- между требованиями развития процесса подготовки в ВУЗе профессионально-мобильных специалистов и недостаточной изученностью деятельностно-ори-ентированного обучения, выступающего основой формирования профессиональной мобильности будущих специалистов.

Ю.В. Найданова [8] обуславливает актуальность проблемы профессиональной мобильности наличием противоречий на различных уровнях: социальном, научно-предметном и практическом.

На социальном уровне существует проблема невыполнения социального заказа, который не всегда учитывается в системе непрерывного профессионального образования, несмотря на различные нормативно-правовые документы, обязательные для исполнения, такие как ФЗ «Об образовании в РФ», «Стратегия воспитания в Российской Федерации до 2025 года» и др.

На научно-предметном уровне существует противоречие, заключающееся в необходимости подготовки педагогов к формированию профессиональной мобильности и низкой теоретической ис-следованностью данной проблемы.

На практическом уровне противоречие обуславливается актуальностью формирования профессиональной мобильности и низким уровнем подготовки педагогов к выполнению этой задачи.

Анализ исследований ряда специалистов по проблеме развития профессиональной мобильности и ее аспектам дает основание считать, что в теории и методике деятельности в образовательном процессе ВУЗа имеется еще ряд неосвещенных вопросов. Проанализировав научные труды ученых Н.В. Альбрехт [2], М.Б. Баликаевой [3; 10], Е.А. Боярко [5], Г.Я. Гревцевой [7], Ю.В. Найдановой [8], можно сделать вывод, что проблема профессиональной мобильности чаще всего возникает из-за наличия противоречий. Попытаемся определить данные противоречия характерно для ВУЗов Министерства обороны.

Изучение различной научной литературы, анализ педагогической практики в высших учебных заведения МО РФ позволили сформулировать противоречия: - между необходимостью страны и социума в профессиональной мобильности военного специалиста в связи со сложной военно-поли-

ш

0 н

1

го о

о

0

1 _0

с; ^

ю о

0

1 _0

го

о

о ф

-&

о с

I

го ш о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф о

I

к о н о о

о

го со

о ^

го о

о со о

тической обстановкой в мире и низким акцентированием внимания на проблеме формирования профессиональной мобильности в социально-культурной среде военного ВУЗа;

- между имеющейся в настоящее время практикой по формированию профессиональной мобильности и ее теоретической, научной основой;

- между требованием наблюдения прогрессивности или регрессивности развития профессиональной мобильности у курсантов и отсутствием критериев и способов её оценки.

Разъясним данные противоречия.

Необходимость страны и социума в профессиональной мобильности военного специалиста в связи со сложной военно-политической обстановкой в мире. В условиях сложившейся ситуации в Сирийской Арабской Республике, когда официальное правительство Сирии запросило поддержку у РФ и Совет Федерации одобрил введение войск на её территорию, у военнослужащих как раз и проявилось такое качество, как профессиональная мобильность.

В противовес этому низкое акцентирование на проблеме формирования профессиональной мобильности проявляется в том, что профессорско-преподавательский состав редко акцентируют внимание на том, что такое профессиональная мобильность и как она проявляется, а курсанты, когда их спрашивают, что такое профессиональная мобильность, не знают, что ответить. Из-за этого формирование данного качества у личности курсанта происходит, но неосмысленно, а следовательно, на низком уровне. Примером этому могут быть стажировки курсантов, на которые они едут в процессе обучения. Они едут туда с целью освоения новых знаний и умений, а также в целях отработки на практике своих уже имеющихся теоретических знаний и умений. Однако мало кто из

них задумывается о том, что при смене места обучения, места дислокации формируется и отрабатывается на практике такое качество, как профессиональная мобильность, о котором в процессе обучения в теоретическом плане мало кто рассказывает. Исходя из этого, можно сделать вывод, что теоретическая основа по развитию профессиональной мобильности у курсантов развита на низком уровне. Данный пример объясняет и второе противоречие между практикой по формированию профессиональной мобильности и ее теоретической основой.

Помимо различных направлений, предусмотренных программой обучения филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» и ФКОУ ВО КИ ФСИН России, профессиональная мобильность также развивается в повседневных бытовых условиях курсантов. Для курсанта жизнь сопровождается переходом из гражданского быта в единое пространство со строгой иерархией, где необходимо подчиняться. Примером тому служит проживание курсантов при поступлении в ВУЗ в общежитии казарменного типа. В ходе, казалось бы, обычного заселения курсантов в казарму формируется умение адаптироваться к новым условиям проживания, умение ладить с коллективом, в котором предстоит преодолевать различные трудности и добиваться успехов на протяжении пяти лет. В этот период им проще развить умение контактировать между собой, которое в последующем использовать для своей успешной профессиональной деятельности.

Кроме того, в повседневной деятельности курсантов огромное количество времени уделяется укреплению здоровья. Ежедневно в рабочие дни проводится зарядка. В ВУЗе существует распорядок дня, регулярные занятия физической подготовкой, осуществляется материальное стимулирование за уровень физической подготовки; имеется риск быть отчисленным из-за медицинских или физических отклонений. Запрет употребления спиртных напитков и ограниче-

ние курения обеспечивает здоровый образ жизни, физическую активность. Все это в свою очередь формирует желание настойчиво добиться определенных поставленных перед собой целей.

Перечисленное выше дает будущему офицеру уверенность в своих силах при перемещении к новому месту службы, а также позволяет ему спокойно производить различные профессиональные движения как по горизонтали, так и по вертикали (переобучение, курсы повышения квалификаций и т.д.), так как к адаптации в новых условиях он уже готов, его социализация осуществляется уже в стенах ВУЗа.

Реализация интегративного подхода предполагает осуществление интегра-тивных процессов на межпредметном, внутрипредметном, межличностном и внутриличностном уровнях [7].

Чтобы понять, прогрессирует или регрессирует развитие профессиональной мобильности у курсантов, необходимы эффективные формы, методы и средства, содействующие повышению уровня мобильности и критерии, показатели, по которым определяется уровень мобильности (низкий, средний, высокий). С помощью диагностического инструментария курсанты смогут осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность и стремиться к развитию профессиональной мобильности. Постоянный анализ уровня развития профессиональной мобильности позволяет вовремя определить ошибки, избавиться от них, а также наметить пути самовоспитания, самореализации. Помимо рефлексивной деятельности курсантов, профессорско-преподавательский состав ВУЗа проводит оценку уровня развития их профессиональной мобильности. Преподаватели осуществляют это с помощью различных методик в процессе практической и самостоятельной работы. Библиографический список: 1. Акулов О.Ю. Модель формирования профессиональной мобильности в образовательм процессе военного //

Вестник Воронежского государственного технического университета. -

2014. - vol. 10. - № 5-2. С. 7-11.

2. Альбрехт Н.В. Деятельностно-ори-ентированное обучение как средство формирования профессиональной мобильности студентов вуза: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 27 с.

3. Баликаева М.Б. Развитие профессиональной мобильности будущих инженеров в социально-культурной среде вуза: теоретико-методологические основы: монография. - Тюмень: ТИУ, 2017. - 189 с.

4. Белошицкий А.В., Акулов О.Ю. Социальная профессиональная мобильность курсанта военного вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -

2015. - № 12 (152). С. 54-58.

5. Боярко Е.А. Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов в условиях развивающегося регионального университетского комплекса: автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 25 с.

6. Горбачёв В.В. Формирование социально-профессиональной мобильности курсантов вузов МВД России как научная проблема // Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - vol. 20. - № 7. С. 198-200.

7. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Болоду-рина Э.А., Банников М.И. Интегра-тивный подход в учебном процессе вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. С. 262. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=26857

8. Найданова Ю.В. Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования: ав-тореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск 2017. - 27 с.

9. Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 31.12.2019) [Электрон-

ш

0 н

1

го о

О

0

1 _0 с; s

ю о

0

1 _0

го

о

о ф

-& о

С

I

го ш о

о

ф о

I

к о н о о

о

ный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 10. Balikaeva M.B., Grevtseva G.Ya., Ko-lyada O.V., Osipova T.V., Mulyukova A.G. Future Ecologists' Professional Mobility in Higher School [Электронный ресурс] // Материалы 9-й Междун. на-учно-практ. конф. «Актуальные проблемы лингвистики и дидактики:

междисциплинарный подход в гуманитарных науках» г. Волгоград (СШ01АН 2019). - Режим доступа: https://www.shs-conferences.Org/ articles/shsconf/abs/2019/10/shsconf_ сИ^2019_00012^со^_а1М2019_ 00012.html ^еЬ оf Sciеncе).

Поступила 02.04.2020

Об авторах:

Чуковский Артемий Максимович, аспирант 1 курса, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия (г. Челябинск, Россия), Artemius_1996@mail.ru

Исакова Татьяна Игоревна, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), кандидат педагогических наук, kolesn_tanya@mail.ru

Для цитирования: Чуковский А.М., Исакова Т.И. Состояние проблемы формирования профессиональной мобильности курсантов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 2. С. 22-29. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-22-29

References:

1. Akulov O.Yu. Model of forming professional mobility in the educational process of the military institution // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - 2014. - Vol. 10. - № 5-2. Pp. 7-11. [in Russian]

2. Albrecht N.V. Activity-oriented learning as a means of forming professional mobility of university students. Author's transcript. Diss ... kand.ped.nauk. - Ekaterinburg,

2009. - 27 p. [in Russian]

3. Balikaeva M.B. Development of professional mobility of the future engineers in the social and cultural environment of higher school. - Tymen: TIU, 2017. - 189 p. [in Russian]

4. Beloshnitsky A.V., Akulov O.Yu. Social professional mobility of a military institution cadet // Vestnik Tambovskogo universiteta. Series: Humanities. - 2015. - № 12 (152). Pp. 54-58. [in Russian]

5. Boyarko E.A. Formation of professional mobility of future specialists in a developing regional university complex. Author's transcript. Diss ... kand.ped.nauk. - Rostov-on-Don

2010. - 25 p. [in Russian]

6. Gorbachev V.V. Forming social professional mobility of the cadets of Ministry of Home g Affairs higher schools as a scientific problem // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo | universiteta. - 2014. - Vol. 20. - no. 7. Pp. 198-200. [in Russian]

7. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V., Bolodurina E.A., Bannikov M.I. Integrative approach i— in the educational process of the university [Electronic resource] // Sovremennye 'I problemy nauki i obrazovaniya. - 2017. - No. 5. Pp. 262. - Available at: https://science-£ education.ru/en/article/view?id=26857 [in Russian]

^ 8. Naydanova Yu.V. Preparation of teachers for the education of the mobility of ^ adolescents in the system of additional professional education. Author's transcript.

< Diss ... kand. ped.nauk. - Chelyabinsk, 2017. - 27 p. [in Russian]

9. Decree of the President of the Russian Federation of September 16, 1999 N 1237 (as amended on December 31, 2019) [Electronic resource] // KonsultantPlus. - Available at: http://www.consultant.ru/ [in Russian]

10. Balikaeva M.B., Grevtseva G.Ya., Kolyada O.V., Osipova T.V., Mulyukova A.G. Future Ecologists' Professional Mobility in Higher School [Electronic resource] // Conference proceedings «Aktualnye problemy linguistiki i didaktiki: mezhdistsiplinarnyi podkhod v v gumanitarnykh naukakh» Volgograd (CILDIAH 2019). - Available at: https://www. shs-conferences.0rg/articles/shsconf/abs/2019/10/shsconf_cildiah2019_00012 /shsconf_ cildiah2019_00012.html (Web of Science). [in Russian]

About the authors:

Chukovsky Artemiy Maksimovich, 1st year post-graduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), Artemius_1996@mail.ru

Isakova Tatyana Igorevna, Associate Professor, Department of Criminal Litigation and Criminalistics, Kuzbass Institute of Federal Correctional Service of Russia (Novokuznetsk, Russia), Candidate of Pedagogy, kolesn_tanya@mail.ru

For citation: Chukovsky A.M., Isakova T.I. Problem of forming cadets' professional mobility // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 2. P. 22-29. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-22-29

m

о

H x

CO о

о о x _0 с; s ю о

о о <u

о с

х го ш о

Ср

о

ф о

х к о н

о о О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.