DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-3-111-117
УДК 378.14 ББК 74.484.4
В.А. Таратута
(Филиал ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске, Россия)
КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается специфика кибернетического подхода как условия повышения качества образования. Процесс обучения анализируется с точки зрения теории управления процессом формирования информационной компетенции как составной части профессиональной компетентности. Раскрывается актуальность проблемы, которая вызвана увеличивающимся потоком информации и необходимостью формирования информационной культуры выпускников вузов. Анализируются ключевые понятия. Представлена краткая историография развития кибернетики и кибернетической педагогики, выделен философский аспект. Представлены и проанализированы позиции зарубежных и российских ученых на данную проблему. Указывается на необходимость использования идей кибернетической концепции в условиях информационного общества. Доказывается, что с помощью методов и принципов кибернетики можно эффективно управлять процессами обучения, прогнозировать желаемые результаты посредством выявления тенденций, проблем, достижений. Наличие у педагога полной информации о показателях учения и личностных характеристиках обучающихся позволяет осуществлять оценочно-рефлексивную деятельность, корректировать содержание, формы, методы обучения, содействовать повышению качества образования.
Ключевые слова: кибернетика, кибернетическая педагогика, информационные технологии, синергетика, кибернетический подход, принципы, информационная компетенция, оптимизация, качество образования.
THE CYBERNETIC APPROACH AS A CONDITION FOR THE EDUCATION QUALITY IMPROVMENT
X
ro m о
CO
го
Ci
ю о
V.A. Taratuta s
(Military Air Academy, Chelyabinsk, Russia)
The cybernetic approach as a condition for the education quality improving is discussed. The article examines the learning process from the point of view of the managing theory of g the formation process of the information competence as an integral part of the professional competence. It develops the problem relevance. Its causes are the information flow increasing ^ and the need to use cybernetic methods taking into account the didactic patterns. The article £ substantiates the theoretical estimation expediency of the received knowledge influence on the c indicators of the other subjects' study and on training quality. Key terms are analyzed. A brief historiography of the development of cybernetics and cybernetic pedagogy is presented, and the philosophical aspect is singled out. The positions of foreign and Russian scientists on this problem are presented and analyzed. It points to the need to use the ideas of the cybernetic concept in the information society. It is proved that with the help of methods and principles of
о <u
T s
t» x Ci
<u Ю
cybernetics it is possible to manage the learning processes effectively, to predict the desired results by identifying trends, problems, achievements. The result is the teacher's complete knowledge of the indicators of teaching and students' personal characteristics. It allows for the implementation of evaluative-reflective activities, to adjust the content, forms and methods of teaching.
Key words: cybernetics, cybernetic pedagogy, information technologies, synergetics, cybernetic approach, principles, information competence, optimization, education quality.
Кибернетика становится важнейшим фактором научно-технической революции на высших этапах ее развития. Информационное общество в России стремительно развивается. Следовательно, нужны специалисты, мобильные, конкурентоспособные, владеющие инновационными технологиями. Для этого необходимо не только качественное усвоение большого объема информации, а формирование компетенций, способствующих решению информационных задач. Реализация кибернетического подхода позволит повысить уровень владения выпускниками технологиями работы с информацией, развить критическое, аналитическое мышление, а также оптимизировать рефлексивно-оценочную деятельность.
Кибернетика как наука, находящаяся на стыке многих областей знания -математики, логики, семиотики, нейрофизиологии, биологии и социологии, возникла в начале 50-80-х гг. в США, Англия, Франция, Япония и др. странах, где сформировалось образовательное киберпространство. Реализуются ИКТ-версии систем тестирования, особое значение имеют созданные обучающие экспертные системы, автоматизированные обучающие системы в виде локальных компьютерных сетей. В 90-е годы появляются новые формы образования, в частности дистанционное обучение. Богатое техническими, технологическими и методическими возможностями дистанционное обучение реализовывалось разными моделями. ^ «Кибернетика (от гр. куЬетейке -& искусство управления) - наука об об-н щих законах получения, хранения, пере-си дачи и переработки информации» [15,
с. 571]. Используя системный подход, она способна обобщить, структурировать и восполнить знания о системах и их взаимосвязях, а также упорядочить и систематизировать всяческие процессы, протекающие в материальном мире [5]. В круг интересов кибернетики попадали вопросы, связанные с теориями алгоритмов, информации, систем и искусственного интеллекта и др. Из недр кибернетики появляются самостоятельные направления, включающие системный анализ и информатику.
Термин «кибернетика» ввел в 1947 году американский математик Норберт Винер, обосновав идентичность процессов управления и связи, протекающих в материальном мире в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», в которой он показал, что любая система будет функционировать успешно, если знать, как ею управлять.
Идеи, например, об общих закономерностях самоорганизации открытых систем, Норберта Винера актуальны сегодня, привлекают внимание российских и зарубежных ученых. Он указывал на все возрастающую связь между человеком и машиной.
Философской мыслью много сделано в анализе аспектов и теоретико-познавательной роли кибернетики. К проблеме кибернетического подхода обращались ученые С.И. Архангельский [1], В.П. Бес-палько [3], Л.Ю. Овсяницкая [13], И.А. Неволина [12], Л.Б. Ительсон [8], Л.Н. Лан-да [10], Н.М. Комарова [9], М.Н. Грачев [6], Ю.Б. Слюсарь [14], В.Е. Фирстов [17], Б.В. Бирюков [4], А.Г. Спиркин [4] и др.
В работах раскрывались философские проблемы кибернетики, анализировались философские взгляды Норберта
Винера, освещалась сущность кибернетического подхода, а также была представлена историография кибернетической педагогики в России и за рубежом и т.д. С.И. Архангельский [1] предложил целый ряд формул моделей применительно к теории обучения в высшей школе, В.П. Беспалько [3] существенно расширил круг измерителей учебного текста.
«Остается проблематика рациональной интеграции ИКТ в образовательное пространство, а также оптимизации факторов человеко-компьютерного интерфейса в учебных процессах, разрешить которую без привлечения кибернетических принципов затруднительно», -пишет в докторском исследовании В.Е. Фирстов [17, с. 2]. Н.М. Комарова [9] анализирует и дает оценку кибернетической педагогике в ФРГ в 1960-е -1990-е годы.
Первая работа по использованию идей кибернетики в педагогике вышла в 1964 году, автор которой - Л.Б. Итель-сон [8]. Цель кибернетики заключается в организации оптимального управления системами. Оптимизация (от лат. орй-тш - «наилучший») - это целенаправленная деятельность в конкретно созданных условиях, которая позволяет получить наилучшие результаты [13]. Практика создания систем управления различными объектами показывает, что с помощью методов и принципов кибернетики можно эффективно управлять процессами обучения, решая проблемы моделирования и исследования некоторых сторон педагогической деятельности.
В своё время Л.Н. Ланда [10] отмечал, если анализировать процесс обучения с учетом принципов управления и требований, предъявляемых к «хорошей управляющей системе», то выявленные недостатки в теории и практике обучения позволят наметить пути их устранения.
Современная компьютеризация была во многом подготовлена кибернетической педагогикой, использованием ЭВМ в обучении. В процессе учебно-познавательной деятельности опираемся на
принципы кибернетики, сформулированные Р.В. Майер [11, с. 3]: анализ педагогической системы с точки зрения связей управления и информационных потоков; оптимизация процесса обучения; использование электронных устройств и автоматизированных обучающих систем для управления процессом обучения и тестирования, программированное обучение.
Для нашего исследования также имеют значение принципы системного анализа, выделенные Ю.Б. Слюсарь [14]: атомарности, целостности - достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса, целеустремленности, адаптивности, самоорга-низуемости и т.д.
Благодаря развитию программированного обучения и применению информационных технологий и автоматизированных программ, использование кибернетического подхода в педагогике стало более эффективным, поскольку с их помощью накопление, передача и преобразование информации в системе позволяет получить наилучшие результаты. Качество образования - многомерное понятие. Под качеством образования понимаем совокупность свойств системы образования, отражающую степень соответствия достигнутых образовательных результатов нормам государственного стандарта, социальным и личностным ожиданиям.
Мы разделяем позицию И.А. Неволиной, которая к параметрам качественного образования относит качество программ, компьютерных сетей, компетентность преподавательского состава, информационное обеспечение, педагогический мониторинг и т.д. [12, с. 153].
Не менее важным, на наш взгляд, в учебно-воспитательном процессе является использование возможностей педагогической эргономики и автодидактики, внедрение инновационных методов в содержание подготовки кадров, обратная связь, изменение системы физического нравственно-правового, гражданско-па-триотического воспитания и т.д.
I
го со о
СО
го
Ю О ГО со н
о ф
т го
ф
э _0 со о
с
ф
^
со
о Ц
о
ч
о
X
ч: о с
0 ф
т ^
1
ф
Ю
В учебно-воспитательном процессе следует использовать приемы рефлексивной диагностики, приемы выхода обучающихся на рефлексивную позицию. Среди средств представления информации должны выступать разные типы задач, в том числе рефлексивные задачи (на самоанализ, самооценку личностных достижений).
В последние десятилетия происходит бурное развитие науки и техники, что оказывает большое влияние на жизнь общества. Появление новых технологий изменило понятие профессионализма: характер технического действия не позволяет двигаться методом проб и ошибок, ибо последствия неверных шагов или непродуманных решений необратимы. В этой ситуации профессиональный уровень специалистов - их знания, квалификация, мастерство - служат гарантом надежности и перспективности.
Выпускник должен владеть соответствующими способностями, которые позволяли бы ему успешно и эффективно работать не только по своей специальности, но и ориентироваться в смежных профессиональных сферах по родственным специальностям. С появлением информационных технологий от работника зачастую требуются знания и умения, превосходящие уровень его специальности [18; 20]. Практически универсальным требованием современного производства становится компьютерная грамотность, владение компьютером, интернет-технологиями, знание иностранных языков и т.д. [19]. Вслед за М.Б. Баликаевой [2] среди качеств, необходимых обучающемуся, отмечаем профессиональную мобильность как фактор (причину) социализации личности.
Особое значение имеет личностно-социальная среда образовательной организации, интеллектуально-активный потенциал преподавателей. Внутренняя ■Б социально-культурная среда образова-Ц тельного учреждения должна соответствовать изменениям на рынке труда и т образовательных услуг. «Теоретическая
оценка влияния полученных знаний, умений, навыков на определенном этапе на показатели учения других предметов и на общий итог обучения позволяет прогнозировать желаемые результаты и реализовывать научно обоснованное педагогическое управление» [13].
Существующий ныне тип обучения в военных вузах построен в основном на трансляции и воспроизведении курсантами знаний, необходимых для решения новых задач и способов освоения деятельности, при этом главная задача состоит в усвоении и воспроизведении переданной информации. Педагог выступает в качестве информатора, а авторитарный способ управления учебным процессом, основан на стимулировании деятельности с помощью отметки и других внешних факторов. Вследствие чего, курсант, не являясь субъектом учебной деятельности, имеет слабую мотивацию, утрачивает смысл личностного роста в процессе обучения. Такой тип обучения не может обеспечить эффективное формирование профессиональной компетентности.
Активизируя учебную деятельность, можно повысить уровень самостоятельности курсантов, добиться того, чтобы учебная деятельность воспринималась ими не как необходимость, диктуемая внешними обстоятельствами, а как внутренняя потребность. Это, в свою очередь, выдвигает новые требования к методике проведения практических занятий, к организации самостоятельной работы, к методике проведения текущего и итогового контроля знаний, позволяющих повысить качество усвоения изучаемого материала и умения использовать полученные знания в смежных дисциплинах.
Для эффективности управления учебной деятельностью рядом российских вузов успешно реализуется рейтинговая интенсивная технология модульного обучения. Модульная структура курса предполагает разбивку изучаемого материала на ряд законченных, взаимосвязанных модулей с четко определенными
целями, задачами, уровнями изучения данного модуля и формами контроля. Данная система эффективно стимулирует самостоятельную, творческую работу курсанта в течение семестра, исключает случайности при сдаче экзаменов. На ранних этапах обучения создается возможность для дифференциации уровня знаний и работоспособности обучаемых, в соответствии с этим создаются возможности для индивидуализации процесса обучения (помощь слабоуспевающим и расширение круга изучаемых проблем для наиболее способных).
В военных вузах используется рейтинг оценки знаний курсантов, являющийся хорошим стимулирующим фактором учебного процесса, однако рейтинговая интенсивная технология модульного обучения распространения не имеет, хотя высокая практическая значимость очевидна [16].
Таким образом, вместе с оптимизацией содержания учебных планов и программ необходимо реконструирование дидактических и методических основ обучения в вузах в направлении его универсальности, адаптивности, продуктивности, надпредметности, многофункциональности, междисциплинарности, выводящих на компетентностные основы подготовки специалиста. Изменения, главным образом, должны быть связаны с изменениями в положении обучающегося и преподавателя, касаться деятельности каждого из них, в организации и технологиях процесса обучения.
В заключение отметим, что субъекты образовательного процесса используют информационные технологии для решения профессиональных задач. Поток информации растет, знания со временем устаревают, компьютерная техника меняется, поэтому важно ориентировать личность обучающегося на самостоятельное применение в будущем полученных знаний и умений, формировать информационную компетенцию. Кибернетический подход позволяет рассмотреть процесс обучения с точки зрения теории управ-
ления, моделировать поведение и мыслительные процессы человека.
Библиографический список:
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб.-ме-тод. пособие. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
2. Balikaeva M.B. The interconnection between future engineers' professional mobility in higher school social and cultural environment // Modern Journal of Language Teaching Methods. -2017. - Vol. 7. - No. 11. P. 70-78.
3. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. -М.: Просвещение, 1970. - 300 с.
4. Бирюков Б.В., Спиркин А.Г. Философские проблемы кибернетики // Вопросы философии. - 1964. - № 9. С. 112.
5. Винер Н. Кибернетика и общество. -М., 1958. - 200 с.
6. Грачев М.Н. Кибернетический подход и система философских взглядов Норберта Винера: дис. ... канд. фи-лос. наук. - Москва, 1994. - 177 с.
7. Елагина В.С., Гревцева Г.Я., Немудрая Е.Ю. Формирование педагогической компетентности в условиях технологии проектного обучения // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. С. 90.
8. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. - М.: Просвещение, 1964. - 248 с.
9. Комарова Н.М. Развитие кибернетической педагогики в ФРГ,
1960-е-1990-е годы: дис.....канд. пед.
наук. - Москва, 1995. - 127 с.
10. Ланда Л.Н. О кибернетическом подходе к теории обучения // Вопросы философии. - 1962. - № 9. С. 75-87.
11. Майер Р.В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения. - Глазов: ГГПИ, 2013. - 138 с.
12. Неволина И.А. История становления и развития кибернетического подхода в обучении [Электронный
I
го ш о со ГО ср ю о го
CG
н
о ф
т го
ф
э _0 ш
о
с
ф
s ш
о ц
о
ч
о
X
ч: о с
0 ф
т
S
t»
1
ср ф
ю
ресурс] // Исследования в области естественных наук. - 2012. - № 6. -Режим доступа: КИ;р:/^аепсе^паика. ги/2012/06/687
13. Овсяницкая Л.Ю. Применение кибернетического подхода методико-технологической основы исследования формирования информационной компетентности специалистов здравоохранения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - Режим доступа: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=19905
14. Слюсарь Ю.Б. Кибернетический подход к организации управления в корпоративных системах: дис. ...канд. экон. наук. - Ростов-на-Дону, 2007. -141 с.
15. Советский энциклопедический словарь // гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1988. -1600 с.
16. Фаткуллин Н.Ю. Балльно-рейтин-говая система оценивания обучающихся как источник формирования «больших данных» в учебном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. -Т. 8. - № 4. С. 75-81.
17. Фирстов В.Е. Математические модели управления дидактическими процессами при обучении математике в средней школе на основе кибернетического подхода: дис. . д-ра пед. наук - Саратов, 2010. - 460 с.
18. Циулина М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. С. 974. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/121-18251
19. Чеботарёв С.С. Технологии проектного обучения и разработки видеоигр для подготовки студентов ИТ-направлений в условиях зарождения цифровой экономики // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 3. С. 47-56.
20. Чернышева М.В., Львов Л.В., Чернов В.А. Применение технологий виртуального обучения для повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 2. С. 54-63.
Поступила 27.09.2018
Об авторе:
Таратута Василий Александрович, преподаватель информатики, филиал военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске), [email protected]
Для цитирования: Таратута В.А. Кибернетический подход как условие повышения качества образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -Т. 10. - № 3. С. 111-117. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-111-117
References:
1. Arkhangelskiy S.I. The Educational Process in the Higher School, its Natural Principles and Methods. - Moscow: Vysshaya shkola Publ., 1980. - 368 p. [in Russian]
2. Balikaeva M.B. The Interconnection between Future Engineers' Professional Mobility in Higher School Social and Cultural Environment // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2017. - Vol. 7. - No. 11. Р. 70-78.
3. Bespalko V.P. Programmed Training. Didactic Foundations. - Moscow: Prosveshchenie, 1970. - 300 p. [in Russian]
4. Biryukov B.V., Spirkin A.G. The Philosophical Problems of Cybernetics // Voprosy filosofii. - 1964. - No. 9. P. 112. [in Russian]
5. Viner N. Cybernetics and Society. - Moscow, 1958. - 30 p. [in Russian]
6. Grachev M.N. The Cybernetic Approach and the System of Norbert Wiener's Philosophical Views. Diss... cand. philos. scie. - Moscow, 1994. - 177 p. [in Russian]
7. Elagina V.S., Grevtseva G.Ya., Nemudraya E.Yu. The Pedagogical Competence Formation in the Conditions of Project Training Technology // Sovremennyie problemy nauki i obrazovania. - 2011. - No. 5. P. 90. [in Russian]
8. Itelson L.B. Mathematical and Cybernetic Methods in Pedagogy. - Moscow, Pros-veshchenie, 1964. - 248 p. [in Russian]
9. Komarova N.M. The Development of Cybernetic Pedagogy in the FRG, 1960s-1990s. Diss. cand. ped. sci.. - Moscow, 1995. - 127 p. [in Russian]
10. Landa L.N. About the Cybernetic Approach to the Learning Theory // Problemy filosofii. - 1962. - No. 9. P. 75-87. [in Russian]
11. Mayer R.V. Cybernetic Pedagogy: Simulation of the Learning Process. - Glazov, 2013. -138 p. [in Russian]
12. Nevolina I.A. History of the Formation and Development of the Cybernetic Approach in Teaching [Electronic resource] // Researches in Science. - Available at: http://science. snauka.ru/2012/06/687 [in Russian]
13. Ovsyanitskaya L.Yu. The Application of the Cybernetic Approach of the Methodological and Technological Basis for the Study of the Information Competence Formation of Professionals' Health Care [Electronic resource] // Modern problems of science and education. - Available at: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=19905 [in Russian]
14. Slyusar Yu.B. The Cybernetic Approach to the Management Organization in Corporate Systems. Diss. cand. econ. scie. - Rostov-on-Don, 2007. - 141 p. [in Russian]
15. Prokhorov A.M. Soviet Encyclopedic Dictionary. - Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1983. - 1600 p. [in Russian]
16. Fatkullin N.Yu. Point rating system of evaluation as a formation source of "Big Date" in ^ educational process // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2016. -Vol. 8. - No. 4. P. 75-81. [in Russian] S
17. Firstov V.E. The Management Mathematical Models of Didactic Processes in Teaching Mathematics in Secondary School on the Basis of the Cybernetic Approach. Diss. doct. Ped. sci. - Saratov, 2010. - 460 p. [in Russian]
18. Tsiulina M.V. Some Aspects of the Problem of Continuous Pedagogical Coverage // Sovremennyie problemy nauki i obrazovania. - 2015. - No. 1-1. P. 974. [in Russian]
19. Chebotaryov S.S. Project-based learning and video game development technologies for | teaching IT students in the conditions of the originating digital economy // Contemporary jg Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 3. P. 47-56. [in Russian]
20. Chernysheva M.V., Lvov L.V., Chernov V.A. The use of technology of virtual teaching for improving the quality of education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 2. P. 54-63. [in Russian]
o
About the author: £
o
Taratuta Vasilii Aleksandrovich, lecturer of Informatics, Military Training and Research c
Center of Air Forces «Military Air Academy» (Chelyabinsk, Russia). [email protected]
For citation: Taratuta V.A. The cybernetic approach as a condition for the education
quality improvment // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. -
Vol. 10. - No. 3. P. 111-117. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-3-111-117
CO
Ю О CO m н о CD T CO
о
с
ф
s m
о Ц
о
0 ф
т
S
fc
1
ф
Ю