_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-2-13 УДК 378
© ®
Attribution
сс by
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАССОВОГО СПОРТА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. В статье анализируется воспитательный потенциал массового спорта и проблемы его реализации в среде современной российской молодежи. Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что молодежь выступает в качестве становящегося субъекта социальных отношений, а формирование ее ценностных установок и ориентаций может происходить под воздействием спортивной деятельности и различных ее составляющих. В статье отмечается, что именно воспитание посредством спорта позволяет сформировать у молодых людей те качества, которые необходимы для успешной интеграции в общество, взаимодействия с его членами, усвоения социально значимых ценностей и приобретения социального опыта. Авторы подчеркивают, что массовый спорт обладает значительным воспитательным потенциалом, который включает совокупность ряда факторов и условий, способствующих формированию и развитию личности посредством регулярных спортивных занятий. В соответствии с выводом, сделанным авторами статьи, воспитательный потенциал массового спорта и степень эффективности его реализации зависит от ряда факторов, к числу которых относятся материально-технические условия организации массовой спортивной деятельности, степень доступности для различных групп молодежи спортивных объектов и сооружений, однако ключевую роль в процессе осуществления воспитательной работы играют педагогические кадры, от степени подготовленности и уровня профессионализма которых зависят конкретные результаты спортивного воспитания.
Ключевые слова: молодежь, воспитание, воспитательная работа, воспитательный потенциал, социализация, спорт, массовый спорт, физическая культура, спортивно-оздоровительная деятельность, педагогика, спортивная педагогика, педагогические технологии, педагогические методы, традиционные ценности.
THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF MASS SPORTS AND THE PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION AMONG MODERN RUSSIAN YOUTH
Igor E. Ponomarev1, Peter S. Samygin2, Lyudmila V. Samygina3
1,2Rostov State University of Economics, 3Rostov State Medical University
Abstract. The article analyzes the educational potential of mass sports and the problems of its implementation among modern Russian youth. The relevance of this topic is due to the fact that young people act as an emerging subject of social relations, and the formation of their values and orientations can occur under the influence of sports activities and its various components. The article notes that it is education through sports that allows young people to develop those qualities that are necessary for successful integration into society, interaction with its members, assimilation of socially significant values and acquisition of social experience. The authors emphasize that mass sports have significant educational potential, which includes a combination of a number of factors and conditions that contribute to the formation and development of personality through regular sports activities. In accordance with the conclusion made by the authors of the article, the educational potential of mass sports and the degree of effectiveness of its implementation depends on a number of factors, including the material and technical conditions for organizing mass sports activities, the degree of accessibility of sports facilities and facilities for various groups of young people, however, the key role in the process of educational work is played by teaching staff, from the degree of preparedness and the level of professionalism of which depend on the specific results of sports education.
Keywords: youth, education, educational work, educational potential, socialization, sports, mass sports, physical culture, sports and recreational activities, pedagogy, sports pedagogy, pedagogical technologies, pedagogical methods, traditional values.
Пономарев И.Е.1, Самыгин П.С.2, Самыгина Л.В.3
12Ростовский государственный экономический университет, 3Ростовский государственный медицинский университет
3
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Введение. Развитие массового спорта имеет в настоящее время большое значение для российского общества, для которого характерно наличие ряда серьезных проблем демографического, валеологического и духовного характера. Речь идет о сохраняющихся показателях низкой рождаемости и высокой смертности от сердечно сосудистых и других хронических заболеваний, широком распространении алкоголизма и наркомании, ослаблении духовных и нравственных основ общественной жизни, низком уровне физического развития и работоспособности, свойственным представителям различных возрастных категорий и, в том числе, молодежи как особой социально-демографической группы. Все это негативно сказывается на качестве жизни населения, что, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на национальную безопасность страны, в целом, социально-экономическое развитие российского общества.
В данной ситуации, популяризация здорового образа жизни и массового спорта должны выступать в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики.
Особую значимость представляет продвижение массового спорта в молодежной среде, поскольку именно здесь на первый план выходит воспитательный компонент спорта, приобретающий важное значение применительно к молодежи как становящемуся субъекту социальных отношений, формирование ценностных установок и ориентаций которой может происходить под воздействием спортивной деятельности и различных ее составляющих.
Именно воспитание посредством спорта позволяет сформировать у молодых людей те качества, которые необходимы для успешной интеграции в обществе, взаимодействия с его членами, усвоения социально значимых ценностей и приобретения социального опыта. Спортивное воспитание определяет базу для формирования социальной позиции личности спортсмена, выступающего в качестве самостоятельного, ответственного и компетентного участника различных социальных преобразований. Данное обстоятельство обуславливает актуальность изучения воспитательного потенциала массового спорта и проблем его реализации в среде современной российской молодежи.
Обсуждения. Результаты. Современный спорт является сложным, внутренне дифференцированным явлением, в структуре которого исследователи традиционно выделяют, так называемый, большой спорт или спорт высших достижений, а также массовый спорт (последний нередко рассматривается в специальных трудах как спорт для всех или общедоступный спорт) [1]. Если спорт высших достижений или профессиональный спорт ориентирован на достижение высоких спортивных результатов, победу в профессиональных спортивных состязаниях, то в массовом спорте спортивные результаты и ре-
корды отходят на второй план, а на первый выходят, соответственно, цели, связанные с оздоровлением людей, повышением уровня их работоспособности и т.д. [2]. Подобная деятельность спортивно-оздоровительного характера выступает в качестве действенного способа самореализации вовлеченных в нее индивидов, их самовыражения и личностного развития, удовлетворения потребности в активном досуге, эффективном способе проведения свободного времени.
Массовый спорт характеризуются принципиальными отличиями от профессионального спорта, где соответствующая деятельность является основной для занимающихся ею спортсменов, представляет собой их профессию. В массовой спортивной деятельности, в свою очередь, основной акцент делается на личностном развитии спортсменов, которое может быть направлено как на удовлетворение их собственных потребностей и интересов, так и на решение задач общесоциального характера [3].
В течение последних десятилетий в ряде исследований, посвященных основным тенденциям в развитии профессионального спорта, спорта высших достижений, неоднократно подчеркивались негативные составляющие данных направлений спортивной деятельности, включающие коммерциализацию и дегуманизацию; так называемый большой спорт в настоящее время ориентирует задействованных в них атлетов и их тренеров на победу любой ценой, что оборачивается высоким уровнем травматизма, многочисленными допинговыми скандалами, значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками, оказывающими негативное воздействие на состояние физического и психического здоровья спортсменов. В отличие от профессионального спорта, массовая спортивная деятельность, базирующаяся на оздоровительных видах физической активности, способствует укреплению состояния здоровья, улучшению физического состояния организма, повышению уровня работоспособности. Массовый спорт в целом характеризуется ориентацией на общечеловеческие, гуманистические ценности, способствует гармоничному развитию личности спортсмена. Социальная ценность массового спорта определяется возможностью использования данного института в целях удовлетворения общественных и личностных потребностей. Участие в массовой спортивной деятельности не только способствует физическому развитию организма спортсмена в рамках разнообразных видов двигательной активности, но и выступает в качестве значимой рекреативной практики, эффективной формы социального взаимодействия и коммуникации [4].
Массовый спорт также влияет на формирование моральных принципов и убеждений вовлеченных в него индивидов, поскольку развитие физических возможностей личности является неотделимым от процесса формирования ее социальных качеств.
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Во многих научных трудах также акцентируется внимание на возможность использования массовой спортивной деятельности в целях решения некоторых общественных проблем: речь здесь идет не только об улучшении показателей здоровья населения, увеличении продолжительности здоровой жизни населения, но и о профилактике различных проявлений девиантного или отклоняющегося поведения, рационализации и оптимизации досуговой деятельности, форм проведения свободного времени представителей различных социальных групп и слоев [5].
Массовый спорт, в идеале, должен органично дополнять ту сферу деятельности, которая занимает основное место в жизни вовлеченных в нее индивидов (в случае с молодежью речь может идти о трудовой или учебной деятельности). Массовая спортивная деятельность способна оказывать позитивное воздействие на сознание спортсменов, содержание их моральных и этических норм и принципов, ценностных установок и ориентаций.
Здесь приоритетное роль призвано играть так называемое спортивное воспитание, направленное на складывание соответствующей спортивной культуры, а также духовно-нравственных основ личности молодого человека в процессе спортивной деятельности. Спорт вообще и массовый спорт, в частности, обладает значительным воспитательным потенциалом, который включает совокупность ряда факторов и условий, способствующих формированию и развитию личности посредством регулярных спортивных занятий.
Воспитательный потенциал представляет собой способность спортивно-оздоровительной деятельности оказывать влияние на физические, психологические и социальные аспекты личности спортсмена. Иными словами, воспитательный потенциал в спорте базируется на трех основных компонентах: физическом, психологическом и социальном, которые находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Так, психологический компонент связан с развитием таких качеств личности спортсмена как самооценка, самоконтроль, мотивация и умение работать в команде; регулярные спортивные тренировки и состязания способствуют формированию таких навыков как умение концентрироваться на достижении цели и конкретного результата, контролировать собственные эмоции, умение принимать оптимальные решения в сложных ситуациях. Социальный компонент включает развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации, уважительного отношения к другим людям, способности успешно адаптироваться к различным внешним обстоятельствам. Наиболее значительным воспитательным потенциалом здесь обладают командные виды спорта, участие в которых способствует формированию у спортсменов навыков совместной работы в рамках коллектива, умения уважительно относиться и оказывать поддержку
другим членам команды, благоприятствует развитию лидерских качеств. Участие в различных спортивных соревнованиях предоставляет спортсменам возможность взаимодействовать с другими спортсменами и тренерами, что позволяет обмениваться полезным опытом, приобретать нужные контакты и т.д.
Наряду с этим, спорт способствует формированию этических ценностей, включающих честность, справедливость и уважение к соперникам. Спортивная деятельность и, в частности, его соревновательная составляющая, которая является неотъемлемым компонентом спорта, базируется на определенных этических нормах и правилах поведения, предусматривающих соблюдение спортсменами ряда этических принципов. Так, участие в спортивных состязаниях различного уровня способствует развитию в спортсменах чувства справедливости и умения с достоинством принимать поражения. Как подчеркивается в специальных исследованиях, в спортивной практике можно использовать различные педагогические методы и средства, способствующие формированию в сознании спортсменов основополагающих этических норм и принципов, ценностных оснований нравственного поведения: речь идет об использовании методов взаимной помощи, применении спортивных упражнений, требующих согласованных действий, проведении тренировочных занятий в трудных условиях, организации различных видов соревнований, форм игровой деятельности [6].
В целом, к основной цели спортивного воспитания можно отнести формирование соответствующей спортивной культуры, морально-нравственных основ личности молодого человека, складывающихся в процессе осуществления различных видов деятельности спортивно-оздоровительного характера. К основным задачам, так называемого, духовно-нравственного воспитания молодых спортсменов можно отнести формирование моральных поведенческих принципов, призванных регулировать индивидуальное поведение как во время участия с тренировочных спортивных занятиях и состязаниях, так и в рамках повседневной жизни, не связанной со спортом. Речь идет о трансляции в сознание молодых воспитанников традиционных духовных ценностей как нравственных ориентиров, формирующих мировоззрение молодых россиян и лежащих в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства.
К числу традиционных ценностей, в соответствии с Указом Президента РФ от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», относятся жизнь, достоинство, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение [7].
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
На наш взгляд, трансляция рассматриваемых ценностей в сознание представителей молодого поколения современного российского общества может быть осуществлена в процессе осуществления спортивной деятельности, реализована в рамках массового спорта. Так, участие в указанной деятельности способствует формированию в сознании молодежи морально-нравственных представлений и этических принципов, включающих гуманное и уважительное отношение к соперникам, ориентацию на коллективные действия и взаимопомощь в процессе тренировочных занятий и состязаний и т.д.
Центральную роль в процессе осуществления воспитательной работы со спортсменами призваны играть спортивные педагоги, воспитательные функции которых не должны быть ограничены исключительно руководством и контролем за поведением спортсменов в процессе проведения тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного уровня. Успешность воспитания молодых спортсменов во многом зависит от способности спортивных педагогов к эффективному сочетанию исключительно спортивных задач и общего воспитания, призванного сформировать гармоничную личность, готовую к успешной интеграции в общество и наделенную необходимыми для этого социальными качествами. Это особенно актуально применительно к массовому спорту, где не ставится задача достижения высоких спортивных результатов, а основный акцент должен делаться именно на укреплении здоровья, духовно-нравственном развитии личности.
Необходимо отметить, что значимость спортивного воспитания, эффективной реализации воспитательного потенциала массовой спортивной деятельности в современной России отмечается в ряде нормативно-правовых актов, к числу которых относится, в частности, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В тексте рассматриваемой Стратегии подчеркивается необходимость повышения эффективности воспитательной деятельности в системе отечественного спорта. К числу основных направлений воспитания в данной сфере разработчиками данной Стратегии были отнесены формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; формирование в детской и молодежной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; создание для представителей различных детских и молодежных групп, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; предоставление
обучающимся образовательных организаций условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями; использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения; содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей и молодежи [8].
В то же время, в реальной действительности, рассматриваемая воспитательная деятельность может осуществляться недостаточно эффективно, а воспитательный потенциал массового спорта использоваться не полностью. Мы солидарны с точкой зрения П.К. Кузнецова, в соответствии с которой заключенные в массовом спорте возможности для реализации гуманистических и социальных ценностей не осуществляются автоматически, а находятся в зависимости от конкретной ситуации, исторических условий [9].
Значимость спорта в социуме, конкретное содержание, характер и направленность спортивной деятельности находятся в зависимости от ряда факторов объективного и субъективного характера.
Что касается воспитательного потенциала спорта, то он может использоваться в большей или в меньшей степени, реализовываться на практике или просто декларироваться в текстах различных официальных документов и государственных программ развития спорта. Так, по мнению П.К. Кузнецова, воспитательный и культурный потенциал массового спорта используется в современной России недостаточно полно и эффективно, что определяет необходимость расширение воспитательной составляющей в рамках различных направлений массовой спортивной деятельности [10].
Реализация воспитательного потенциала массового спорта находится в зависимости от уровня развития данного социального института, состояния его материально-технической базы и степени доступности последней для различных категорий молодежи (речь идет об обеспечении равных возможностей для осуществления спортивно-оздоровительной деятельности по месту жительства, учебы и работы), обеспеченности отрасли кадрами, способными осуществлять воспитательную деятельность на высоком уровне и других факторов.
Необходимо отметить, что в течение последних лет в области массового спорта были достигнуты объективные успехи в рамках реализации государственной политики развития физической культуры и спорта в нашей стране. Так, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года предусматривает формирование культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жиз-
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ни населения, а также создание необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта.
К числу объективных достижений в реализации государственной политики в сфере массового спорта можно отнести увеличение числа лиц, вовлеченных в спортивно-оздоровительную деятельность на регулярной и систематической основе: так, доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, достигла 83%, что является очень высоким показателем. Наряду с этим, удалось добиться повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности.
В то же время. отмечается большой разрыв в доле занимающихся спортом по некоторым регионам относительно среднего уровня по стране, что составляет значимую проблему: снижение рассматриваемых диспропорций представляет в настоящее время важную задачу развития массового спорта в Российской Федерации.
Решение задач, связанных с реализацией воспитательного потенциала массового спорта, невозможно осуществить без опоры на педагогические кадры, осуществляющие учебно-тренировочный процесс в различных спортивных организациях и учреждениях. За последние годы, как отмечается в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, была проделана работа, связанная с увеличением численности штатных специалистов физической культуры и спорта. Однако одновременно в тексте данной Стратегии отмечается необходимость совершенствования научно-методического, медицинского и материально-технического обеспечения спортивной подготовки, а также активизация работы, направленной на духовно-нравственное формирование спортсмена как гармонично развитой личности.
Несмотря на рост численности специалистов, занятых в физкультурно-спортивной отрасли, одновременно происходит сокращение численности тренеров и особенно молодых специалистов. В настоящее время молодые специалисты не рассматривают сферу физической культуры и спорта как привлекательное направление профессиональной деятельности, что негативно отражается на развитии спорта в целом и реализации его воспитательного потенциала. Так, обеспеченность кадрами в рассматриваемой области составляет 7 специалистов на 1 тыс. человек, систематически занимающихся спортом, что является недостаточным для реализации целей государственной политики в области развития массового спорта [11]. Увеличение эффективности работы, связанной со спортивным воспитанием, предусматривает рост количества тренеров и иных специалистов, повыше-
ния их квалификации и производительности труда.
Отдельную проблему составляет низкий уровень оплаты труда специалистов, занятых в области подготовки молодых спортсменов: как показывают результаты специальных исследований, в России действуют различные организации, осуществляющие спортивную подготовку, и размеры оплаты труда тренерского персонала в них существенно различаются, однако наименее выгодно трудиться именно на должности спортивного тренера в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и спортивных школах (Сш), поскольку уровень оплаты труда здесь является гораздо более низким по сравнению не только со средними показателями по стране в целом, но и внутри самой отрасли относительно других видов спортивных организаций [12]. Труд спортивных тренеров, работающих в ДЮСШ, в настоящее время объективно является низкооплачиваемым, что негативно отражается на престижности рассматриваемой профессии, вызывая отток квалифицированных кадров из рассматриваемых видов спортивных организаций. Очевидно, что работа с детьми и юношами имеет очень важное значение не только в контексте подготовки потенциального резерва для профессиональной спортивной деятельности, но и в плане осуществления спортивного воспитания, эффективного осуществления работы, направленной на духовно-нравственное формирование спортсмена как гармонично развитой личности. В настоящее время необходимо улучшение ситуации в оплате труда спортивных тренеров, поскольку в противном случае отрасль ожидает кадровая деградация, ухудшение результатов в области развития массового спорта, что будет негативно отражаться на реализации его воспитательного потенциала.
Заключение. Воспитательный потенциал массового спорта и степень эффективности его реализации зависит от ряда факторов, к числу которых относятся материально-технические условия организации массовой спортивной деятельности, степень доступности для различных групп молодежи спортивных объектов и сооружений, однако ключевую роль в процессе осуществления воспитательной работы играют педагогические кадры, от степени подготовленности и уровня профессионализма которых зависят конкретные результаты спортивного воспитания. В идеале, тренер должен быть неоспоримым авторитетом для своих воспитанников, и от его умения решать различные педагогические задачи в процессе взаимодействия со спортсменами зависит целостное развитие личности молодых людей, степень эффективности воспитательного воздействия, направленного на формирование необходимых социальных качеств. В абсолютном большинстве случаев степень успешности деятельности тренерских кадров определяется на основе спортивных результатов их учеников, достигнутых последними побед на спортивных соревнованиях различных уровней, установлен© Пономарев И.Е., Самыгин П.С., Самыгина Л.В.
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ных рекордов, а воспитательная составляющая соответствующей подготовки отходит на второй план.
В то же время, применительно к массовому спорту, приоритетное значение приобретает именно гармоничное личностное развитие спортсменов, а не их спортивные результаты, поэтому основное внимание здесь должно уделяться трансляции в сознание молодых воспитанников духовно-нравственных, гуманистических ценностей, моральных и этических норм и принципов. Здесь важную роль играют соответ-
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
ствующие педагогические умения тренерских кадров, уровень их педагогического мастерства, определяющие степень эффективности реализации воспитательного потенциала массового спорта в молодежной среде. Отсюда проистекает необходимость в активизации государственной политики, направленной на повышение привлекательности и престижа работы в сфере физической культуры и спорта, рост квалификации и производительности труда специалистов, работающих в области массового спорта и осуществляющих воспитательную деятельность в данной сфере.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
Литература:
1. Пономарев И.Е. Массовый спорт и спорт высших достижений как современный социокультурный феномен / И.Е. Пономарев, Л.Ю. Стриева, С.Б. Олонец // Государственное и муниципальное управление. 2019. № 1.
2. Самыгин С.И. Массовый спорт и его роль в социализации молодежи в современной России / С.И. Самыгин, П.С. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 5.
3. Самыгин С.И. Массовый спорт в современной России: новые вызовы и перспективные направления развития / С.И. Самыгин // Гуманитарий Юга России. 2023. Т. 12. № 1.
4. Пономарев И.Е. Спорт в среде студенческой молодежи как компонент физической культуры и фактор подготовки спортсменов / И.Е. Пономарев, Г.И. Ляшко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 4.
5. Самыгин П.С. Особенности социализации современной российской молодежи в сфере спорта / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 4.
6. Шихшабеков Ш.Ю. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта / Ш.Ю. Шихшабеков, Г.К. Магомедов, Ш.З. Ибрагимова // Вестник социально-педагогического института. 2017. № 1(21).
7. Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL : http:// kremlin.ru>acts/bank/48502 (дата обращения 13.04.2024).
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL : http://static.government.ru> media/files (дата обращения 14.04.2024).
9. Кузнецов П.К. Массовый спорт в современной России: социальные факторы воспроизводства и развития : автореферат дис. ... кандидата социологических наук. СПб., 2013.
10. Кузнецов П.К. Гуманистические ценности массового спорта как средство формирования всесторонне развитой личности / П.К. Кузнецов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. Вып. 152.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081 -р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». URL : http://static.government.ru>media/files (дата обращения 15.04.2024).
12. Ширков Ю.А. Анализ заработных плат спортивных тренеров в различных по видам организациях / Ю.А. Ширков // Иннов: электронный научный журнал. 2018. № 3(36).
References:
1. Ponomarev I.E. Mass sports and sports of higher achievements as a modern socio-cultural phenomenon / I.E. Ponomarev, L.Yu. Strieva, S.B. Olonets // State and municipal administration. 2019. № 1.
2. Samygin S.I. Mass sport and its role in the socialization of youth in modern Russia / S.I. Samygin, P.S. Samygin // Humanities, socio-economic and social sciences. 2015. № 5.
3. Samygin S.I. Mass sports in modern Russia: new challenges and promising directions of development / S.I. Samygin // Humanities of the South of Russia. 2023. Vol. 12. № 1.
_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
4. Ponomarev I.E. Sport among students as a component of physical culture and a factor in the preparation of athletes / I.E. Ponomarev, G.I. Lyashko // Humanities, socio-economic and social sciences. 2019. № 4.
5. Samygin P.S. Features of socialization of modern Russian youth in the field of sports / P.S. Samygin, S.I. Samygin // Humanities of the South of Russia. 2020. Vol. 9. № 4.
6. Shikhshabekov Sh.Yu. Features of spiritual and moral education of youth in the system of physical education and sports / Sh.Yu. Shikhshabekov, G.K. Magomedov, Sh.Z. Ibragimova // Bulletin of the Socio-pedagogical Institute. 2017. № 1(21).
7. Decree of the President of the Russian Federation № 809 dated November 09, 2022 «On Approval of the Foundations of State Policy for the Preservation and Strengthening of traditional Russian spiritual and moral values». URL : http://kremlin.ruacts/bank/48502 (date of application 04/13/2024).
8. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 № 996-r «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025». URL : http://static.government.ru "media/files (date of application 04/14/2024).
9. Kuznetsov P.K. Mass sports in modern Russia: social factors of reproduction and development : abstract of dis. ... of Candidate of Sociological Sciences. SPb., 2013.
10. Kuznetsov P.K. Humanistic values of mass sports as a means of forming a comprehensively developed personality / P.K. Kuznetsov // Proceedings of the A.I. Herzen Russian State Pedagogical University. 2012. Iss. 152.
11. Decree of the Government of the Russian Federation № 3081 -r dated November 24, 2020 «Strategy for the Development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030». URL : http://static.government.rumedia/files (date of application 04/15/2024).
12. Shirkov Yu.A. Analysis of salaries of sports coaches in various types of organizations / Yu.A. Shirkov // Innov: electronic scientific journal. 2018. № 3(36).
Информация об авторах
Пономарев Игорь Евгеньевич
кандидат социологических наук, профессор кафедры физического воспитания, спорта и туризма, Ростовский государственный экономический университет kafed га^ [email protected]
Igor E. Ponomarev
Candidate of Sociological Sciences, Professor of the Department of Physical Education, Sports and Tourism, Rostov State University of Economics kafed rafvs [email protected]
Самыгин Петр Сергеевич
доктор социологических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Ростовский государственный экономический университет [email protected]
Peter S. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics [email protected]
Самыгина Людмила Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка, Ростовский государственный медицинский университет [email protected]
Lyudmila V. Samygina
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages With a Course in Latin, Rostov State Medical University [email protected]