Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Научная статья УДК 37.091.4
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО ПОДДЕРЖКЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОЙ
СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДЕТЕЙ
Александр Александрович Свирид
Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия [email protected], https://orcid.org/0009-0006-3116-9193
Аннотация. Конструктивное, организованное взаимодействие семьи и образовательной организации является залогом качественного решения подавляющего большинства педагогических задач. Для формирования у подростков устойчивой мотивации к занятиям спортом также необходимо полноценно использовать ресурсы семейного воспитания. Это требует целенаправленной работы педагогов, в частности тренеров спортивных школ. Смысл такой работы заключается в поддержке семейного воспитания посредством актуализации, оптимизации и развития педагогических ресурсов семьи. Целью исследования стало уточнение содержания работы тренера,
ориентированной на поддержку семейного воспитания для достижения устойчивой мотивации подростков к включению в спортивную деятельность и продолжению занятий спортом. В результате создана программа работы тренера с семьями подростков, занимающихся и еще не занимающихся спортом, с целью привлечения родителей к формированию и закреплению спортивной мотивации детей. Раскрыты содержание воспитательной деятельности родителей по формированию у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом, основы деятельности тренера по поддержке воспитательного потенциала семьи.
Ключевые слова: семейное физическое воспитание, воспитательный потенциал семьи, работа тренера, занятия спортом, спортивная мотивация, формирование устойчивой мотивации, педагогическая поддержка, педагогическое взаимодействие
Для цитирования: Свирид А. А. Содержание деятельности тренера по поддержке семейного воспитания для формирования устойчивой спортивной мотивации детей // Педагогические исследования. 2023. Вып. 4. С. 138-158.
General Pedagogics, History of Pedagogics and Education (pedagogical sciences)
Original article
COACH'S ACTIVITIES OF FAMILY EDUCATION SUPPORT FOR THE FORMATION OF SUSTAINABLE SPORTS MOTIVATION IN
CHILDREN
Alexander A. Svirid
Kuban State University, Krasnodar, Russia [email protected], https://orcid.org/0009-0006-3116-9193
Abstract. Constructive, organized interaction between the family and the educational organization is the key to a qualitative solution of the vast majority of pedagogical problems. To solve the actual problem of the formation of sustainable sports motivation in teenagers, it is also necessary to use the resources of family education fully. This requires purposeful work of teachers, in particular, coaches of sports schools. The meaning of such work is to support family education through updating, optimizing, and developing the pedagogical resources of the family. The purpose of the study was to clarify the coach's work, focused on supporting family education in order to achieve sustainable motivation of teenagers to be involved in sports activities and to continue playing sports. As a result, special programs for coaches to work with the families both involved and not yet involved in sports have been developed in order to raise parents' awareness in increasing children's sports motivation. The parents' educational activities to form stable motivation in children to play sports, the basis of the activities of a coach to support the educational potential of the family are revealed.
Keywords: family physical education, educational potential of the family, coaching, sports, sports motivation, sustainable motivation formation, pedagogical support, pedagogical interaction
For citation. Svirid А. А. Content of the activities of a trainer to support family education for formation of sustainable sports motivation of children. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2023;(4):138-158. (In Russ.).
Введение. Формирование у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом (в том числе, мотивации включения в спортивную деятельность и мотивации систематических занятий спортом) входит в перечень целевых ориентиров и направлений деятельности в рамках социальной политики государства [1-4]. Важность решения данной задачи определяется неотложной необходимостью оптимизации процессов социализации, физического и духово -нравственного развития, становления здорового образа жизни детей, подростков, молодежи [5-8].
Мотивация играет ключевую роль в обеспечении привлечения детей и подростков к занятиям спортом, поддержании их физкультурно-спортивной активности [3; 6; 9]. В связи с этим в воспитательной деятельности тренеров особое место занимает компонент, связанный с решением мотивационно-стимулирующих задач [9; 10]. В свою очередь, достижение устойчивых мотивационно-ценностных результатов воспитательной работы образовательного учреждения невозможно без усилий семьи, прежде всего, полноценной реализации воспитательного потенциала семьи [6; 11; 12].
Это актуализирует важность организации работы с семьями занимающихся, направленной на поддержку семейного физкультурно -спортивного воспитания.
Потенциальная ресурсность семейного воспитания (в рамках предмета нашего исследования) определяет актуальность обеспечения эффективного взаимодействия тренера с воспитанниками и родителями воспитанников, ориентированной на формирование устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на основе поддержки воспитательного потенциала семьи. Разработка содержания указанной деятельности составила цель исследования.
В процессе достижения цели мы опирались на теоретически выявленные (с использованием методов теоретического анализа и синтеза, обобщения и конкретизации) и эмпирически уточненные, проверенные, дополненные (на основе применения методов анкетирования, экспертной оценки, педагогического наблюдения) данные в области:
детерминантов мотивации детей к занятиям спортом; факторов семейного воспитания, благоприятных для стимулирования спортивной активности детей; средств и методов семейного физкультурно-спортивного воспитания; реальной воспитательной компетентности родителей;
актуальных, положительных и отрицательных, факторов включения детей и подростков в спортивную деятельность, поддержания их спортивной мотивации;
целей и задач, принципов и условий, средств и методов организации педагогического взаимодействия семьи и образовательной организации; специфики названных феноменов применительно к поддержке семейного воспитания (как целевого ориентира педагогического взаимодействия) и формированию спортивной мотивации (как задачи семейного воспитания).
Результаты исследования. Используемый термин «устойчивая мотивация занятий спортом» объективирует важность привлечения родителей как к формированию первичной спортивной мотивации у детей, так и к укреплению этой мотивации у тех, кто уже включен в спортивную деятельность. Учитывая, что в настоящее время (по свидетельству теоретических и эмпирических исследований) реализация родителями воспитательных функций, по крайней мере, в области физкультурно-спортивного воспитания, не является эффективной, актуализирована потребность в специальной организации деятельности родителей, мотивации их к этой деятельности и обеспечении их необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями. В целом требуется поддержка семейного физкультурно-спортивного воспитания; ее организация и осуществление может рассматриваться как одна из функций тренера (в контексте данного исследования).
Для обеспечения возможности тренерам реализовать функции поддержки семейного воспитания в целях формирования у детей устойчивой мотивации занятий спортом требуется адекватный содержательно -методический инструментарий. В соответствии с предварительными выводами, сделанными на основе теоретических и эмпирических исследований (отражены в предыдущих публикациях автора), нами разработана программа, описывающая систему работы тренера с родителями, осуществляющуюся по двум целевым направлениям: «формирование мотивации детей к занятиям спортом» и «поддержание/укрепление мотивации детей к занятиям спортом». Каждое направление (в рамках основной деятельности) представлено комплексом психолого-педагогических мероприятий и раскрывается в следующей этапной организации:
первый этап - изучение целевой аудитории, с которой планируется работа по педагогической поддержке (целевую аудиторию составляют родители или другие члены семей потенциальных и реальных юных спортсменов);
второй этап - осуществление психолого-педагогических и маркетинговых мероприятий, обеспечивающих поддержку семейного физкультурно -спортивного воспитания, с ориентацией на формирование и укрепление спортивной мотивации детей;
третий этап - оценка результатов деятельности по поддержке семейного воспитания.
Работа тренера с родителями в рамках направления «формирование мотивации детей к занятиям спортом» ориентирована на решение проблемы недостаточной заинтересованности детей во включении в спортивную деятельность. Она предполагает развитие воспитательного потенциала семьи, его актуализацию и эффективное использование в процессе физкультурно -спортивного воспитания детей. Это в конечном итоге должно привести к увеличению количества детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивных школах.
Деятельность организуется на базе общеобразовательной школы и заключается в убеждении родителей в полезности занятий спортом для детей, актуализации воспитательно-мотивирующего влияния на детей. Предполагается поэтапное решение следующих задач:
1) диагностика и анализ отношения родителей к включению детей в спортивную деятельность;
2) привлечение родителей к популяризации занятий спортом среди детей с предварительной помощью в овладении воспитательным инструментарием;
3) диагностика изменений в отношении родителей к спортивной активности детей.
Психолого-педагогическое содержание работы тренера по поддержке семейного воспитания включает:
1) мониторинг отношения родителей к спортивной деятельности детей, их воспитательной грамотности и готовности к педагогическому взаимодействию;
2) выделение групп родителей с разным отношением к спортивной деятельности детей для дальнейшей разработки индивидуальных, групповых или коллективных мероприятий в рамках поддержки семейного воспитания;
3) обеспечение заинтересованного, позитивного отношения родителей к перспективам включения детей в организованную спортивную деятельность посредством воздействия на аксиологическую, эмоциональную и когнитивную сферы родителей;
4) осуществление просветительской деятельности, ориентированной на ознакомление родителей с необходимой информацией относительно педагогических, валеологических, юридических и прочих аспектов спортивной деятельности, а также овладение родителями важными воспитательными умениями.
Индикатором, на основе которого определяется эффективность работы тренера по данному направлению поддержки семейного воспитания, является сознательная активность родителей в деятельности по пробуждению спортивной мотивации у детей.
Второе направление работы тренера по поддержке семейного воспитания ориентировано на решение проблемы неустойчивости мотивации детей к занятиям спортом; оно предполагает взаимодействие с родителями тех детей и подростков, которые уже занимаются спортом. Цель деятельности - убеждение родителей в целесообразности продолжения занятий спортом для детей, обеспечение их деятельного участия в укреплении спортивной мотивации юных атлетов.
Местом реализации данного направления являются спортивные школы, заинтересованные в высокой мотивированности детей и подростков к занятиям спортом как факторе поддержания стабильного состава занимающихся. В результате деятельности тренера ожидается повышение психологической готовности, теоретической и методической грамотности родителей
относительно реализации имеющегося воспитательного потенциала семьи для поддержания и усиления спортивной мотивации детей. Достижение указанного эффекта предполагается через решение следующих задач:
1) мониторинг текущей позиции родителей относительно спортивной деятельности детей;
2) вооружение родителей теоретическими знаниями и методическими умениями в области укрепления спортивной мотивации детей;
3) анализ динамики мотивов и ценностных ориентаций родителей в области спортивной деятельности детей.
Работа тренера заключается в следующем:
1) осуществление входящей, текущей и итоговой диагностики с использованием специально подобранного инструментария;
2) группировка родителей по схожести их отношения к спортивной деятельности детей для обеспечения адресности и адекватности работы по поддержке воспитательного потенциала семьи;
3) осуществление разъяснительно-просветительской работы с родителями (в форме индивидуальных, групповых и коллективных бесед, консультаций и лекций) о значении и целесообразности продолжения спортивной деятельности для их детей;
4) вооружение родителей методическим инструментарием для осуществления ими поддержки детей, укрепления их мотивации к занятиям спортом.
Индикатором успешности поддержки семейного воспитания по данному направлению деятельности является активность родителей в стимулировании детей к продолжению занятий спортом.
Комплексным результатом деятельности тренера должна стать систематическая, компетентная, успешная воспитательная работа родителей с детьми, направленная на формирование у последних устойчивой мотивации к занятиям спортом. Очевидно, что для достижения такого результата необходимо
четкое представление о содержании самого семейного воспитания, востребованного с точки зрения предмета нашего исследования.
Определение этого содержания базируется на обоснованных задачах родителей, решение которых обеспечивает укрепление спортивной мотивации детей, и соответствующих задачам воспитательных средствах и методах. Родители призваны стимулировать физическую активность детей посредством комплекса мер просветительского, мотивационного и организационного характера.
Для поддержки семейного воспитания, связанного с воплощением выделенного содержания, определены ведущие векторы деятельности, интегрирующие меры просветительской, организационной и методической помощи родителям в физическом воспитании детей. Результаты данной части исследования представлены ниже.
1. Элементы организованной двигательной активности, в отношении которых требуется повышение и поддержание мотивации детей средствами семейного физкультурно-спортивного воспитания:
физическая активность в рамках урочных форм физического воспитания в школе;
физическая активность в рамках внеурочных форм физического воспитания в школе;
тренировочные занятия в спортивных школах;
самоорганизуемая нерегламентируемая двигательная активность физкультурно-рекреационного характера.
2. Задачи родителей по реализации воспитательного потенциала семьи в области физкультурного-спортивного воспитания:
мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом, повышению двигательной активности во всех основных организационных формах, но с учетом индивидуальных интересов и возможностей;
мотивация детей к занятиям спортом (на том уровне и в тех формах, которые соответствуют индивидуальным интересам, потребностям, возможностям), повышение их мотивации к учебно -тренировочным занятиям;
организация рекреационной двигательной активности детей, в том числе в форме семейного физкультурно-активного отдыха.
3. Методы и приемы решения задач семейного физкультурно-спортивного воспитания:
метод положительного примера (самопрезентация как физкультурно -активного субъекта);
неформальные беседы с детьми по физкультурно-спортивной тематике с акцентом на ценностных аспектах спортивной деятельности, здоровьесберегающем и конкуренторазвивающем значении двигательной активности, наличии и характере семейных спортивных традиций и т. д.; организация семейной двигательной рекреации;
помощь в планировании и соблюдении гигиенически обоснованного двигательного режима, правил здорового образа жизни в целом;
помощь детям в организации их двигательной активности (создание спортивного уголка дома, организация подвижных игр с друзьями и т. п.).
4. Педагогическая поддержка воспитательного потенциала семьи: разъяснительные беседы;
помощь в физкультурно-активной организации жизнедеятельности семьи, овладении методами воспитания, приемами мотивации к деятельности и т. п.;
индивидуальные и групповые проблемно-ориентированные консультации и беседы;
включенное сопровождение двигательной рекреации семей. Педагогический эксперимент по апробации разработанной программы поддержки воспитательного потенциала семьи для формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом проводился в течение 2022-2023 учебного года на базе общеобразовательных и спортивных школ Краснодара. Перед формирующим экспериментом было организовано и проведено констатирующее
исследование, результаты которого, во-первых, подтвердили объективную востребованность в проектируемой работе, во-вторых, позволили составить экспериментальную и контрольную группы из контингента родителей, тренеров и обучающихся, достоверно не различающихся по исследуемым показателям (раскрыты ниже).
В соответствии с принципом компетентности (одним из методологических ориентиров нашей работы) перед началом действия программы была проведена подготовка педагогов (тренеров и учителей физической культуры), включавшая несколько видов деятельности.
1. Проведение индивидуальных (с педагогами) и групповых (с родителями) бесед:
о значимости целенаправленной деятельности по привлечению детей/подростков к занятиям спортом;
о необходимости включения родителей в процесс физкультурно-спортивного воспитания детей в целом и спортивной мотивации детей в частности;
об объективной необходимости воспитательной работы, связанной с закреплением и повышением спортивной мотивации детей.
2. Проведение для тренеров обучающих занятий, направленных на освоение следующих знаний и умений:
педагогические средства и методы поддержки семейного воспитания, включая помощь родителям в мотивировании детей к занятиям спортом;
средства и методы популяризации занятий спортом среди детей/подростков - психологическое сопровождение, педагогическое взаимодействие, маркетинг;
психологические и педагогические средства и методы диагностики, формирования и закрепления у воспитанников мотивации занятий спортом.
3. Разработка и распространение печатных материалов для тренеров (методических рекомендаций по участию в программе с описанием соответствующих задач, средств, методов и форм работы).
Подготовительную работу с учителями физической культуры в экспериментальных школах осуществляли тренеры спортивных школ.
Работа с родителями (в рамках конкретных направлений программы) носила индивидуальный или групповой характер и включала:
организацию индивидуальных и групповых бесед в режиме реального и дистанционного взаимодействия просветительского и/или стимулирующего характера (о пользе занятий спортом для детей с точки зрения их физического и психологического здоровья, социализации и т. д.; о важности семейных традиций для успешности формирования мотивации детей к занятиям спортом);
организацию теоретических занятий по вопросам, отражающим ключевые дефициты воспитательных знаний родителей; в целом выделены три тематических блока - ресурсный потенциал занятий спортом для развития и социализации личности, индивидуальные спортивные перспективы (конкретного занимающегося); сущность и значение, правила и средства, формы и методы семейного воспитания; общие основы и конкретные способы организации семейного физкультурно-спортивного воспитания, решение задач формирования устойчивой спортивной мотивации детей в процессе семейного физкультурно-спортивного воспитания и т. п.;
проведение плановых консультаций для родителей относительно общих и частных проблем мотивации спортивной деятельности, факторов эффективности воспитательных воздействий семьи, спортивных перспектив и т. п., а также организацию консультаций по конкретным запросам отдельных родителей;
проведение мотивационных, методических, организационных тренингов и семинаров;
непосредственное содействие семьям в организации дома физкультурно-спортивного пространства, планировании содержания и организации двигательной рекреации детей и семейного физкультурно-активного отдыха;
привлечение к участию в семейно--ориентированных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, организуемых спортивной и общеобразовательными школами;
организация и проведение встреч с сотрудниками спортивной школы и высококвалифицированными спортсменами.
Чтобы качественно интерпретировать результаты реализации программы, для каждой целевой группы были определены мотивационно-ориентированные (субъективные) и практические (объективные) комплексные результаты путем интеграции планируемых результатов отдельных направлений деятельности (табл. 1).
Таблица 1 - Субъективные и объективные планируемые результаты реализации программы
Целевая аудитория Мотивационно-ориентированные (субъективные) результаты реализации программы Практические (объективные) результаты реализации программы
Дети и подростки интерес к занятиям спортом увеличение количества детей/подростков, желающих заниматься спортом
устойчивая мотивация к занятиям спортом увеличение количества спортсменов, желающих продолжать занятия спортом
Родители положительное отношение к спортивной деятельности детей увеличение количества родителей, одобряющих спортивную деятельность и спортивную карьеру детей
участие родителей в мотивации детей к занятиям спортом увеличение количества родителей, активно воздействующих на мотивационную сферу детей
Представим изменение количественных данных экспериментальной группы (ЭГ) по каждому направлению программы. Отметим, что результаты контрольной группы (КГ) перед началом эксперимента достоверно не отличались от результатов ЭГ и к окончанию апробации программы статистически значимо не изменились (до начала эксперимента ЭГ и КГ были идентичны по исследуемым показателям, после его окончания группы существенно различались в пользу ЭГ).
Изменение критериальных показателей ЭГ в рамках первого направления программы представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Изменение критериальных показателей ЭГ - участников реализации первого направления программы
Целевая группа Начало эксперимента Конец эксперимента Достоверность различий (по Фишеру)
Родители Желают, чтобы дети занимались спортом (%)
57,1 76,5 Р < 0,05
Принимают активное участие в побуждении детей начать заниматься спортом (%)
31,1 74,2 Р < 0,05
Школьники Желают заниматься спортом (%)
32,2 69,1 Р < 0,05
Таким образом, показатели статистически значимо улучшились. Произошло это, в первую очередь, за счет перераспределения контингента по соответствующим сегментам: в категорию позитивно настроенных перешли представители групп, не определившихся по конкретному вопросу (интерес юных атлетов к занятиям спортом, стремление продолжать занятия спортом; позиция родителей относительно занятий спортом детей; позиция педагогов относительно поддержки воспитательного потенциала семьи как профессиональной обязанности); большинство негативно настроенных родителей (таковых было 13,6 %, осталось 5,1 %) изменили свое отношение либо на положительное, либо на неопределенное; количество детей, категорически не интересующихся спортом, уменьшилось до 6,2 % (было 56,7 %).
Изменение критериальных показателей ЭГ в рамках второго направления программы представлено в таблице 3.
Таблица 3 - Изменение критериальных показателей ЭГ - участников реализации второго направления программы
Целевой сегмент Начало Конец Достоверность
эксперимента эксперимента различий (по Фишеру)
Родители Желают, чтобы дети продолжали заниматься спортом (%)
51,6 89,7 Р < 0,05
Принимают активное участие в поддержке спортивной мотивации детей (%)
29,1 64,2 Р < 0,05
Занимающиеся Собираются продолжать спортивную карьеру (%)
77,6 95,4 Р < 0,05
Несмотря на то, что результаты анкетирования, свидетельствующие о намерении спортсменов продолжать тренировочные занятия, изначально были достаточно высокими, по данному показателю количество позитивно настроенных спортсменов ЭГ достоверно увеличилось. К тому же, заявленные ранее намерения не вполне соотносились с реальными показателями отсева занимающихся - к концу эксперимента данное несоответствие было практически нивелировано. Из тех спортсменов, которые желали продолжать спортивную карьеру, незначительное количество ее прекращало, в большинстве случаев - по не зависящим от них причинам (переезд, травма и т. п.).
Изменили отношение к спортивной карьере детей и их родители: количество позитивно настроенных родителей достоверно увеличилось. Произошло это в большей степени благодаря освоению ими полученных знаний обо всем комплексе положительных влияний двигательной активности (включая спортивную деятельность) на психофизические свойства и социально-психологические характеристики детей. Кроме того, родители избавились от необоснованных страхов относительно травматизма, иного негативного влияния тренировочной деятельности на здоровье.
Заключение. Потенциал воспитательной деятельности родителей в формировании у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом связан с полноценным решением родителями комплекса мотивационных и организационных задач. Мотивационные задачи сводятся к целенаправленному стимулирующему воздействию родителей, детерминирующему стремление детей поддерживать необходимый уровень двигательной активности, в первую очередь (в рамках предмета нашего исследования) в форме занятий спортом. Задача организации двигательной активности детей во внеучебное время конкретизируется в
обеспечении посещения детьми спортивных кружков, секций и школ, а также создании условий для их активного отдыха с друзьями и семьей. Работа спортивных педагогов по поддержке семейного физического воспитания (для решения проблем неоптимальности спортивной мотивации детей) предполагает стимулирование педагогической активности родителей, вооружение их необходимыми теоретическими и методическими знаниями и умениями. В этом случае правомерно ожидать активного и продуктивного участия родителей в мотивирующей работе спортивных школ, результатом чего станет устойчивая мотивация детей к занятиям спортом.
Список источников
1. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г.
N 678-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
3. Мелихова Т. М. Подготовка спортивного резерва - актуальная проблема массовой физической культуры и спорта // Актуальные проблемы и перспективы развития системы спортивной подготовки, массовой физической культуры и спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, 2021. С. 214-217.
4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081 -р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/.
5. Магомедов Р. М. Содержание общественно-полезной деятельности студентов - будущих спортивных педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2012. № 6 (Июнь). С. 66-70. URL: http://e-koncept.ru/2012/12078.htm.
6. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать: монография. М.: ООО «Издательство АСТ», 2011. 864 с.
7. Хазова С. А., Дворкина Н. И., Трофимова О. С., Ончукова Е. И., Бгуашев А. Б. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников (в аспекте личностного развития): монография. Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, 2020. 184 с.
8. Хашханок А. К. Ресурсная значимость общеобразовательной школы в организации физического воспитания населения по месту жительства // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 3. С.107-110.
9. Озолин Э. С. Пути привлечения детей к тренировкам и сохранения их в спортивных секциях // Детский тренер. Журнал в журнале (Физическая культура). 2004. № 3. С. 32-36. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm.
10. Штайн И. В. Приобщение детей к многолетним занятиям спортом как социально-педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 1 (213). С. 194-199.
11. Антонова П. А., Ефтимицэ М., Иванова Е. В., Прогацкая Т. К., Калабина И. А. Цель семейного воспитания: взгляд современных родителей // Комплексные исследования детства. 2021. Т. 3. № 2. С. 91-100.
12. Дементьева И. Ф., Бобылева И. А., Заводилкина О. В., Кучмаева О. В., Петрякова О. Л., Сабитова Г. В., Лотова И. П. Семейное воспитание в современной России: состояние и стратегия развития: монография. М.: Изд-во Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. 2015. 194 с.
References
1. Concept for the development of additional education for children until 2030. Order of the Government of the Russian Federation of March 31, 2022 N 678-r. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/. (in Russ.).
2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a Russian citizen. M.: Education, 2009. 23 p. (in Russ.).
3. Melikhova T. M. Preparation of sports reserve an urgent problem of mass physical culture and sports. Current problems and prospects for the development of the system of sports training, mass physical culture and sports. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation. St. Petersburg, Publishing House of the St. Petersburg Research Institute of Physical Culture; 2021. Р. 214-217. (in Russ.).
4. Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2030. Order of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 No. 3081-r. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/. (in Russ.).
5. Magomedov R. M. Content of socially useful activities of students -future sports teachers. Scientific and methodological electronic journal Concept. 2012;(6). Р. 66-70. URL: http://e-koncept.ru/2012/12078.htm. (in Russ.).
6. Ozolin N. G. Coach's handbook: the science of winning: Monograph. M.: AST Publishing House LLC, 2011. 864 p. (in Russ.).
7. Khazova S. A., Dvorkina N. I., Trofimova O. S., Onchukova E. I., Bguashev A. B. The potential of physical culture and sports in the education and development of schoolchildren (in the aspect of personal development): Monograph. Krasnodar, Publishing House of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism; 2020. 184 p. (in Russ.).
8. Khashkhanok A. K. Resource importance of secondary school in the organization of physical education of the population at the place of residence. Bulletin of the Maykop State Technological University. 2012;(3):107-110. (in Russ.).
9. Ozolin E. S. Ways to attract children to training and keep them in sports sections. Children's trainer. Magazine within a magazine (Physical culture). 2004;(3):32-36. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2004n3/p32-36.htm. (in Russ.).
10. Stein I. V. Introducing children to long-term sports as a social and pedagogical problem. Bulletin of the Adygea State University. 2018;(1(213)):194-199. (in Russ.).
11. Antonova P. A., Eftimitse M., Ivanova E. V., Progatskaya T. K., Kalabina I. A. The purpose of family education: the view of modern parents. Comprehensive studies of childhood. 2021;(3(2)):91-100. (in Russ.).
12. Dementyeva I. F., Bobyleva I. A., Zavodilkina O. V., Kuchmaeva O. V., Petryakova O. L., Sabitova G. V., Lotova I. P. Family education in modern Russia: the state and development strategy: Monograph. M.: Publishing house of the Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education; 2015. 194 p. (in Russ.).
Информация об авторе
А. А. Свирид - старший преподаватель кафедры физического воспитания.
Information about the authors Alexander A. Svirid - senior lecturer of the Department of Physical Education.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 27.09.2023; одобрена после рецензирования 23.10.2023; принята к публикации 12.12.2023.
The article was published 27.09.2023; approved after reviewing 23.10.2023; accepted for publication 12.12.2023.
Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
Научная статья УДК 796
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТКОВИДНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ОСНОВЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТЕСТА РОКПОРТА
Марина Ивановна Кабышева113, Людмила Николаевна Порубайко2
i 2Кубанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Краснодар, Россия [email protected], http://orcid.org/0000-0002-9984-0223 2porubaiko50 @mail. ru