Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований'

Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2090
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕГРАТИВНОЕ СВОЙСТВО / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / СТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА / EDUCATION / EDUCATIONAL POTENTIAL / INTEGRATION / METHODOLOGICAL APPROACHES / STRUCTURE / DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакурова Марина Викторовна, Козельская Каролина Алексеевна

Цель статьи представить результаты комплексного анализа воспитательного потенциала как предмета современных социально-педагогических исследований. Объектом анализа выступают современные социальнопедагогические исследования (включая исследования вопросов воспитания специалистами других отраслей научного гуманитарного знания), представленные научными статьями, текстами диссертационных работ, затрагивающих проблематику воспитательного потенциала. Предмет анализа инвариантные и вариативные характеристики сущности воспитательного потенциала, основные методологические средства его изучения, системные и структурные характеристики воспитательного потенциала, основы его развития. Методологию составляют онтологический, комплексный, системный и структурный подходы. Используются теоретические методы исследования анализ, синтез, обобщение, интерпретация, типизация. В качестве критериев анализа рассматриваются: сущность воспитательного потенциала; методологические средства изучения воспитательного потенциала; системные и структурные характеристики воспитательного потенциала; развитие воспитательного потенциала. В статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакурова Марина Викторовна, Козельская Каролина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL AS SUBJECT OF MODERN SOCIAL AND PEDAGOGICAL STUDIES

The aim of this article is to present results of an integrated analysis of educational potential as a subject of modern social and pedagogical studies. The object of the analysis is modern social and pedagogical studies (including the studies of issues in education carried out by specialists in other branches of scholarly knowledge in the humanities) presented in academic papers, texts of doctoral theses that touch upon the topics of educational potential. The topic of the analysis is invariable and variable characteristic features of the essence of the educational potential, main methodological media of its study, systemic and structural approaches. The article employs theoretical methods of research, namely analysis, synthesis, generalisation, interpretation, typifying. As criteria of the analysis the following are considered: the essence of educational potential; methodological media of study of educational potential; systemic and structural characteristic features of educational potential; development of educational potential. The article makes the following conclusions. In the number of invariants being characteristic of the essence of educational potential the authors include the ability to carry out an activity, realisation of functions, their resource support; means, sources, resources available and allowing mobilisation, employment in solving educational tasks; range of factors and conditions making it possible to realise educational practices and influence the change in processes and systems. The peculiarity of types is related to the degree of necessity (not used, not registered, denied) or exceeded size and meaning; it is based on the understanding of the essence and content of upbringing; peculiarity of the “owners” of the potential, its type. In the number of top-priority approaches, from the positions of which the educational potential is studied, we can include ontological, activity-oriented, systemic, personality and activity-oriented, axiological, acmeological approaches. The structure of the educational potential is made detailed following the systematic notion of its essence. A range of studies emphasise the integrative character of this property. The realisation of educational potential is primarily regarded as pedagogical management of resources, opportunities, funds, sources.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований»

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2018. Вып. 50. С. 22-34

Шакурова Марина Викторовна, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, Российская Федерация, 394051, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86 shakurova@mail.ru

ОЯСГО: 0000-0003-4757-8750

Козельская Каролина Алексеевна, аспирант

кафедры общей и социальной педагогики, Воронежский государственный педагогический университет, Российская Федерация, 394051, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86 alcarol1992@mail.ru ОЯСЮ: 0000-0001-9488-3657

Воспитательный потенциал

КАК ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

М. В. Шакурова, К. А. Козельская

Аннотация: Цель статьи — представить результаты комплексного анализа воспитательного потенциала как предмета современных социально-педагогических исследований. Объектом анализа выступают современные социально-педагогические исследования (включая исследования вопросов воспитания специалистами других отраслей научного гуманитарного знания), представленные научными статьями, текстами диссертационных работ, затрагивающих проблематику воспитательного потенциала. Предмет анализа — инвариантные и вариативные характеристики сущности воспитательного потенциала, основные методологические средства его изучения, системные и структурные характеристики воспитательного потенциала, основы его развития. Методологию составляют онтологический, комплексный, системный и структурный подходы. Используются теоретические методы исследования — анализ, синтез, обобщение, интерпретация, типизация. В качестве критериев анализа рассматриваются: сущность воспитательного потенциала; методологические средства изучения воспитательного потенциала; системные и структурные характеристики воспитательного потенциала; развитие воспитательного потенциала. В статье

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00613а «Социально-педагогические детерминанты формирования интегративных свойств воспитательных систем».

сделаны следующие выводы. К числу инвариантов, характеризующих сущность воспитательного потенциала, исследователи относят способность к выполнению деятельности, реализации функций, их ресурсное обеспечение; средства, источники, ресурсы, имеющиеся в наличии и способные к мобилизации, использованию для решения воспитательных задач; совокупность факторов и условий, позволяющих реализовать воспитательные практики и влиять на изменение процессов и систем. Видовое своеобразие связано с мерой востребованности (не используется, не регистрируется, отрицается) или преувеличения объема и значения; опирается на понимание сути и содержания воспитания; своеобразие носителей потенциала, его вид. К числу приоритетных методологических подходов, с позиций которых изучается воспитательный потенциал, можем отнести онтологический, деятельностный, системный, личностно-деятельностный, аксиологический, акмеологический подходы. Структура воспитательного потенциала детализируется, исходя из системного представления о его сущности. В ряде исследований подчеркивается интегративный характер данного свойства. Реализация воспитательного потенциала рассматривается преимущественно как педагогическое управление ресурсами, возможностями, средствами, источниками.

Отечественными исследователями в последние годы активно изучаются потенциалы для решения воспитательных задач. Это позволяет уточнить исходную базу воспитательной деятельности, ресурсы воспитательных систем и воспитательного процесса, целевые установки системы воспитательной работы. Вместе с тем целостного, непротиворечивого представления о сущности, проявлениях, путях развития, сохранения, актуализации воспитательного потенциала в современной науке нет, что существенно затрудняет воспитательные практики.

Объектом анализа в данной статье выступают современные социально-педагогические исследования (включая исследования вопросов воспитания специалистами других отраслей научного гуманитарного знания), представленные научными статьями, текстами диссертационных работ, затрагивающих проблематику воспитательного потенциала.

Предмет анализа — инвариантные и вариативные характеристики сущности воспитательного потенциала, основные методологические средства его изучения, системные и структурные характеристики воспитательного потенциала, основы его развития.

Цель статьи — представить результаты комплексного анализа воспитательного потенциала как предмета современных социально-педагогических исследований.

Методологию нашего исследования составляют онтологический, комплексный, системный и структурный подходы. Используются теоретические методы исследования — анализ, синтез, обобщение, интерпретация, типизация.

С целью целостного представления авторской позиции дальнейшее представление текста будет отражать последовательный ответ на совокупность поставленных выше вопросов.

Сущность воспитательного пространства

Сущность потенциальных образований достаточно сложно поддается четким определениям. В этой связи мы обращали первоочередное внимание на поиск авторами родового основания и выделения видового своеобразия.

К числу инвариантов, характеризующих родовую принадлежность, исследователи относят:

• способность к выполнению деятельности, реализации функций, их ресурсное обеспечение. В подобном ключе рассматривают воспитательный потенциал семьи О. В. Кучмаева, Е. А. Марыганова, О. Л. Петрякова, А. Б. Синельников1;

• возможности, средства, источники, ресурсы, имеющиеся в наличии и способные к мобилизации, использованию для решения воспитательных задач. В данном аспекте, например, анализируется воспитательный потенциал университетской образовательной среды И. Ф. Бережной и Н. И. Вьюновой2, воспитательный потенциал семьи В. В. Коробковой3. Чаще всего воспитательный потенциал определяется как совокупность возможностей, но, как подчеркивает Л. И. Клочкова, «к сожалению, воспитательный потенциал как совокупность возможностей не превращается механически в ресурсы развития воспитания»4;

• совокупность факторов и условий, позволяющих реализовать воспитательные практики и влиять на изменение процессов и систем. Так, С. В. Попова рассматривает воспитательный потенциал коллектива как «интегративную совокупность социально-психологических факторов и педагогических условий, определяющих возможные индивидуальные и межличностные (групповые) изменения, влияющие на разностороннее развитие членов коллектива»5. Видовое своеобразие, как полагают исследователи, связано, с одной стороны, с мерой востребованности (не используется, не регистрируется, отрицается) или преувеличения объема и значения. С другой стороны, опирается на понимание сути и содержания воспитания. Примером может служить обращение к ценностному потенциалу как части воспитательного потенциала в исследовании Е. В. Бусловой6. В-третьих, основой типизации может стать «носитель» потен-

1 См.: Кучмаева О. Е., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 49-55.

2 См.: Бережная И. Ф., Вьюнова Н. И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2008. № 1. С. 90-97.

3 См.: Коробкова В. В. Теоретические подходы к проблеме развития воспитательного потенциала семьи в современных исследованиях // Психологические проблемы современной семьи: Материалы третьей междунар. науч. конф. Москва. 16-18 окт. 2007. Ч. 1 (2). М., 2007. С. 465-472.

4 Клочкова Л. И. Технология ресурсообразования в развитии воспитания школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 200.

5 Попова С. В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2008.

6 См.: Буслова Е. В. Воспитательные потенциалы общественно-просветительской

циала — субъект (личность, группа, общность), процесс, явление, факт, событие и т. п. С точки зрения И. Э. Ярмакеева, дифференцирующим основанием может выступать идентификация содержания понятия «потенциал» (рассматриваются варианты: совокупность возможностей, умений, навыков; интегрирующее качество; социально-психологическая установка; свойство индивида и т. д.), а также вид потенциала (сохранения, функционирования или развития/ саморазвития)7.

Отметим, что понятие «воспитательный потенциал» можно отнести к группе понятий с доминирующей практикой применения вне четко определенной сущности, замены научного определения метафорическим описанием (например, Ю. А. Агафонова8, М. В. Ершова9, О. Н. Поваляева10 и др.). Другая особенность связана с частым использованием как синонимов понятий «воспитательный потенциал» и «педагогический потенциал» (например, в исследовании Н. А. Курчановой, посвященном реализации воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы, в итоге обоснован его педагогический потенциал, но выделены условия эффективной реализации воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря11; аналогичная ситуация присутствует в диссертационном исследовании И. А. Юркиной12).

Методологические средства изучения воспитательного потенциала

Обращает на себя внимание тот факт, что одним из инструментов описания воспитательного потенциала выступают уже регистрируемые проявления тех или иных свойств, характеристик, ресурсов (описание потенциального через актуальное).

деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 91-94.

7 См.: Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 19. С. 165-166.

8 См.: АгафоноваЮ. А. О воспитательном потенциале школьных средств массовой информации // Социальные отношения. 2011. № 1 (2). С. 111-119.

9 См.: ЕршоваМ. В. Воспитательные потенциалы учреждений дополнительного образования в работе с подростками, склонными к противоправному поведению // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кострома, 2017. С. 62-65.

10 См.: Поваляева О. Н. В. В. Розанов о воспитательном потенциале русской художественной литературы // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2 (103). С. 109-114.

11 См.: Курчанова Н. А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.,

2006. С. 7-8.

12 См.: Юркина И. А. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала досуговых объединений экологической направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009.

К числу приоритетных методологических подходов, с позиций которых изучается воспитательный потенциал, можем отнести онтологический, деятель-ностный, системный, личностно-деятельностный, аксиологический, акмеоло-гический. В частности, И. Э. Ярмакеев подчеркивает, что в «рамках акмеологии и андрагогики потенциальность рассматривается как присущее каждой личности свойство, выступающее необходимым условием ее жизнетворчества»13. В ряде исследований предлагаются оригинальные комбинации:

• сочетание событийного, амбивалентного, социокультурного подходов. Так, М. И. Болотова отмечает: «Интеграция событийного, амбивалентного подходов в педагогике предполагает наличие в жизни подрастающего поколения ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые были бы как коллективно, так и индивидуально значимы и привлекательны. Сущность этого феномена предстает в непротиворечивой оппозиции процессов автономизации (обособления) и культурной идентификации личности (социокультурный подход), взаимодополняющих друг друга — условия бытийного преобразования человека в семейной досуговой деятельности (семье-ориентированный подход), где актуализируются внутренние источники личностного роста, субъектного становления»14;

• сочетание системного, деятельностного, личностно-ориентированного, средового подхода в исследовании Е. В. Пчельниковой («системный подход, предполагающий рассмотрение социальных и образовательных феноменов посредством выделения структурных компонентов и функционально-иерархических связей, системообразующего фактора <...>; деятельностный подход, рассматривающий деятельность одним из основных факторов становления и развития человека <...>; личностно-ориентированный подход, направленный на создание условий, помогающих воспитаннику в осознании себя ответственным субъектом собственного развития, в самоопределении и самореализации <...>; средовый подход, понимаемый как система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата»15);

• сочетание синергетического, аксиологического, экзистенциального, средового, развивающего, деятельностного, компетентностного подходов (В. В. Коробкова, Л. А. Метлякова16).

Интерес представляет исследование А. И. Санниковой и В. В. Коробковой, в котором рассматривается эволюция методологических подходов к изучению и развитию воспитательного потенциала семьи. В частности, авторы утверждают, что на первом этапе (с 80-х гг. XIX в. до 1917 г.) доминировали гуманистический,

13 Ярмакеев И. Э. Указ. соч. С. 165.

14 Болотова М. И. Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 3. № 3. С. 96.

15 Пчельникова Е. В. Развитие и реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого города : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011. С. 5.

16 См.: Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 84-86.

аксиологический и антропологический подходы; на втором этапе (1917 г. — начало 90-х гг. ХХ в.) — очевидно «преобладание идей воспитания на основе коммунистической морали», доминируют когнитивно-информационный (зуновский) подход, системно-комплексный и социо-ориентированный подходы; на третьем этапе (с начала 90-х гг. ХХ в. — по настоящее время) — актуальны синергетиче-ский, субъектный и компетентностный подходы17.

Системные и структурные характеристики воспитательного потенциала

О системной сути воспитательного потенциала пишут многие исследователи, подчеркивая, в частности, единство, взаимодействие, интеграцию отдельных компонентов, из которых он складывается (например, в исследовании И. В. Герлах18 воспитательный потенциал определяется как открытая педагогическая система).

Структура воспитательного потенциала детализируется, исходя из системного представления о его сущности.

В числе предлагаемых единиц структурирования называют:

• материальные и нематериальные ресурсы, меру их сбалансированности (О. В. Кучмаева, Е. А. Марыганова, О. Л. Петрякова, А. Б. Синельников19);

• различные виды потенциалов, составляющих воспитательный потенциал (ценностный, индивидуально-организационный, операционный, интеграционный [Е. В. Буслова]20);

• основные носители воспитательного потенциала (например, для воспитательного потенциала школы — школьники, педагоги, администрация, материальные условия, социальная среда, по мнению С. Д. Полякова21; для воспитательного потенциала общины — социокультурная среда, трудовая этика, социальная защита членов, традиции, обряды, ритуалы, праздники, стиль общения, мода, по мнению В. Д. Семенова22; для воспитательного потенциала семьи — внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей, состав семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей, по мнению М. Н. Недвецкой23);

17 См.: Санникова А. И., Коробкова В. В. Эволюция идеи развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве России конца XIX — начала XXI в.: историко-методический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 56-61.

18 См.: Герлах И. В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.

19 См.: Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. Указ. соч.

20 См.: Буслова Е. В. Указ. соч.

21 Поляков С. Д. В поисках реалистического воспитания. М., 2004.

22 См.: Семенов В. Д. Община и клуб: воспитательный потенциал и его пределы: научно-методические рекомендации в адрес педагогических коллективов, решивших начать исследования социально-педагогических проблем. Ижевск, 2000.

23 См.: Недвецкая М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: монография. М., 2005.

• объективную и субъективную составляющие (например, применительно к характеристике воспитательного потенциала семьи объективный потенциал как «совокупность ресурсов, вовлеченных в формирование образа жизни семьи и воспитание и не вовлеченных по каким-либо причинам, но обладающих реальной возможностью участвовать в этих процессах» и субъективный потенциал как «способность членов семьи к воспитательной деятельности, имеющиеся у семьи воспитательные ресурсы и наличие возможности и готовности социальной системы в целом к оптимальному использованию воспитательных ресурсов семьей»24;

• ведущие компоненты (в качестве таковых можно рассматривать педагогический, социально-педагогический, культурно-досуговый25; социально-психологический, культурно-ценностный, педагогический26; эмоциональный, интеллектуальный, действенно-практический27 и т. п. компоненты);

• детализированная структура воспитательного потенциала любого социального субъекта предложена в исследованиях Д. В. Григорьева. В числе структурных элементов он называет 1) аксиологический (ценности, которые лежат в основе воспитательных действий субъекта, а также ценности, транслируемые подрастающему поколению); 2) телеологический (цели и задачи, которые ставятся в области воспитания и социализации подрастающего поколения); 3) концептуальный (ключевые идеи, теории и концепции, в том числе имплицитные, обеспечивающие деятельность субъекта в сфере социального воспитания); 4) методический (методы, методики и социальные технологии, которые используются субъектом в процессе воспитания детей, подростков и юношества); 5) инструментальный (средства воспитания, привлекаемые социальным субъектом для решения воспитательных задач); 6) персональный (люди, их профессиональные и личностные возможности как воспитателей); 7) интерактивный (способность и готовность к взаимодействию с другими субъектами и институтами в целях решения воспитательных задач); (8) материально-технический и финансовый28.

Развитие воспитательного потенциала

Развитие — один из наиболее часто встречающихся аспектов анализа проблемы воспитательного потенциала. По мнению М. В. Чирковой и Т. В. Пер-шиной, оно есть «сложный процесс педагогического управления воспитатель-

24 Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. Влияние экономических показателей на воспитательный потенциал семьи // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М., 2006. Т. 1. С. 58-70.

25 См.: Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

26 См.: Воспитательный потенциал семьи: методическое пособие для студ. фак. социальной работы / И. В. Фадеева, сост. Магнитогорск, 2000.

27 См.: Сизикова В. В., Фомина С. Н. Проблема снижения воспитательного потенциала семьи в современных условиях // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы. М., 2008. Ч. 1. С. 263-267.

28 См.: Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности: сб. научных трудов / Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова, ред. М., 2009.

ными возможностями», при этом педагогическое управление рассматривается преимущественно как создание необходимых условий29.

Развитие отдельных видов воспитательного потенциала представлено в научных исследованиях не одинаково. Лучше всего изучен процесс развития воспитательного потенциала семьи. Это, в частности, позволило В. В. Коробковой выделить его закономерности. В их числе атрибутивные закономерности («семья имеет внутренние механизмы для развития своего воспитательного потенциала, эффективное и правильное развертывание которых зависит от внешних условий; развитие воспитательного потенциала семьи и формирование ее субъектной позиции происходит наиболее эффективно на основе сформированной у членов семьи осознанной регуляции своей семейной самоорганизации»), организационно-педагогические закономерности («развитие воспитательного потенциала семьи осуществляется в открытом образовательном пространстве на основе социального партнерства семьи, государства, бизнеса, некоммерческих общественных организаций; развитие воспитательного потенциала семьи будет проходить успешно, если создана синергетическая [фамилистическая] социально-педагогическая система, основанная на интеграции формального и неформального образования родителей, детей и педагогов») и технологические закономерности («подготовка родителей к взаимодействию с одаренным ребенком в условиях семьи актуализирует внутренние возможности семьи и способствует развитию ее воспитательного потенциала; педагогически целесообразное использование информационных ресурсов открытого информационно-образовательного пространства способствует эффективности процесса развития воспитательного потенциала семьи; результативность развития воспитательного потенциала семьи повышается посредством включения семьи в различные виды социокультурной деятельности»)30.

Наряду с развитием, рассматриваются и другие варианты актуализации и наращивания воспитательного потенциала. Так, повышение воспитательного потенциала учебного процесса рассматривается Л. В. Байбородовой через механизмы усиления воспитательных аспектов содержания учебного материала, развитие межпредметных связей, формирование субъектной позиции учащихся, сотворчество участников образовательного процесса, использование воспитательного потенциала среды, организации взаимодействия детей разного возраста31. О. Ю. Кожурова видит в качестве инструмента повышения воспитательного потенциала семьи и школы как социальных партнеров организацию их продуктивного взаимодействия, построенного на принципах добровольности; взаимной заинтересованности; согласования интересов на основе переговоров и компромисса; обоюдной ответственности и обязательности выполнения субъ-

29 Чиркова М. В., Першина Т. В. К проблеме развития воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 509-513. URL: http://e-koncept.ru/2016/46277.htm.

30 Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 220-224.

31 См.: Байбородова Л. В. Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 4. С. 3-7.

ектами достигнутых договоренностей; нормативного закрепления отношений; открытости32.

Ряд исследований поднимают вопрос интеграции воспитательных потенциалов. В исследовании М. И. Болотовой к механизмам интеграции воспитательного потенциала семьи и учреждений дополнительного образования отнесены проектирование событийных общностей, формирование культурно-досугового пространства33.

Таким образом, в отечественной педагогике накоплен определенный опыт изучения воспитательного потенциала, но единства позиции нет. Принципиальные для понимания сущности рассматриваемого свойства и процесса его развития исследованы неравномерно, что затрудняет реализацию на практике моделей обогащения, актуализации, реализации и развития воспитательного потенциала.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный потенциал, интегративное свойство, методологические подходы, структура, развитие воспитательного потенциала.

Список литературы

Агафонова Ю. А. О воспитательном потенциале школьных средств массовой информации // Социальные отношения. 2011. № 1 (2). С. 111-119. Байбородова Л. В. Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного

процесса // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 4. С. 3-7. Бережная И. Ф., Вьюнова Н. И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2008. № 1. С. 90-97. Болотова М. И. Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 3. № 3. С. 96. Буслова Е. В. Воспитательные потенциалы общественно-просветительской деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 91-94. Воспитательный потенциал семьи: методическое пособие для студ. фак. социальной работы / И. В. Фадеева, сост. Магнитогорск, 2000. Герлах И. В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.

Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного

потенциала семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. Ершова М. В. Воспитательные потенциалы учреждений дополнительного образования в работе с подростками, склонными к противоправному поведению // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кострома, 2017. С. 62-65.

32 См.: Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

33 См.: Болотова М. И. Указ. соч.

Клочкова Л. И. Технология ресурсообразования в развитии воспитания школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 200.

Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.

Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 220-224.

Коробкова В. В. Теоретические подходы к проблеме развития воспитательного потенциала семьи в современных исследованиях // Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва. 16-18 окт. 2007. Ч. 1 (2). М.,

2007. С. 465-472.

Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 84-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Курчанова Н. А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 7-8.

Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 49-55.

Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. Влияние экономических показателей на воспитательный потенциал семьи // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М., 2006. Т. 1. С. 58-70.

Недвецкая М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: монография. М., 2005.

Поваляева О. Н. В. В. Розанов о воспитательном потенциале русской художественной литературы // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2 (103). С. 109-114.

Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности: сб. научных трудов / Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова, ред. М., 2009.

Поляков С. Д. В поисках реалистического воспитания. М., 2004.

Попова С. В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2008.

Пчельникова Е. В. Развитие и реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого города: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2011.

Санникова А. И., Коробкова В. В. Эволюция идеи развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве России конца XIX — начала XXI в.: историко-методический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 56-61.

Семенов В. Д. Община и клуб: воспитательный потенциал и его пределы: научно-методические рекомендации в адрес педагогических коллективов, решивших начать исследования социально-педагогических проблем. Ижевск, 2000.

Сизикова В. В., Фомина С. Н. Проблема снижения воспитательного потенциала семьи в современных условиях // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы. М.,

2008. Ч. 1. С. 263-267.

Чиркова М. В., Першина Т. В. К проблеме развития воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 509-513. URL: http://e-koncept.ru/2016/46277. htm

Юркина И. А. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала досуговых объединений экологической направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2009.

Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 19. С. 165-166.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.

2018. Vol. 50. P. 22-34

Shakurova Marina, Doctor of Sciences in Education, Professor, Head of Department of General and Social Pedagogy, Voronezh State Pedagogical University, 86 Lenina Str., Voronezh, 394051, Russian Federation shakurova@mail.ru

ORCID: 0000-0003-4757-8750

Kozelskaya Carolina, Graduate Student, Department of General and Social Pedagogy, Voronezh State Pedagogical University, 86 Lenina Str., Voronezh, 394051, Russian Federation alcarol1992@mail.ru ORCID: 0000-0001-9488-3657

Educational Potential as Subject of Modern Social and Pedagogical Studies

M. Shakurova, C. Kozelskaya

Abstrart: The aim of this article is to present results of an integrated analysis of educational potential as a subject of modern social and pedagogical studies. The object of the analysis is modern social and pedagogical studies (including the studies of issues in education carried out by specialists in other branches of scholarly knowledge in the humanities) presented in academic papers, texts of doctoral theses that touch upon the topics of educational potential. The topic of the analysis is invariable and variable characteristic features of the essence of the educational potential, main methodological media of its study, systemic and structural approaches. The article employs theoretical methods ofresearch, namely analysis, synthesis, generalisation, interpretation, typifying. As criteria of the analysis the following are considered: the essence of educational potential; methodological media of study of educational potential; systemic and structural characteristic features of educational potential; development of educational potential. The article makes the following conclusions. In the number of invariants being characteristic of the essence of educational potential the authors include the ability to carry out an activity, realisation of functions, their resource support; means, sources, resources available and allowing mobilisation, employment in solving educational tasks; range of factors and conditions making it possible to realise educational practices

and influence the change in processes and systems. The peculiarity of types is related to the degree of necessity (not used, not registered, denied) or exceeded size and meaning; it is based on the understanding of the essence and content of upbringing; peculiarity of the "owners" of the potential, its type. In the number of top-priority approaches, from the positions of which the educational potential is studied, we can include ontological, activity-oriented, systemic, personality and activity-oriented, axiological, acmeological approaches. The structure of the educational potential is made detailed following the systematic notion of its essence. A range of studies emphasise the integrative character of this property. The realisation of educational potential is primarily regarded as pedagogical management of resources, opportunities, funds, sources.

Keywords: education, educational potential, integration, methodological approaches,

structure, development of educational potential.

References

Agafonova Yuliya A. (2011) «O vospitatelnom potentsiale shkolnykh sredstv massovoy informatsii» [«On Educational Potential of School Mass Media»]. Sotsialnyye otnosheniya, 2011, vol. 1 (2), pp. 111-119 (in Russian).

Bayborodova Lyudmila V. (2007) «Puti i sredstva povysheniya vospitatelnogo potentsiala uchebnogo protsessa» [«Ways and Means of Increase in Educational Potential of Educational Process»]. Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik, 2007, vol. 4, pp. 3-7 (in Russian).

Berezhnaya Irina F., Vyunova Natal'ya. I. (2008) «Vospitatelnyy potentsial universitetskoy obrazovatelnoy sredy» [«Educational Potential of the University Educational Environ-ment»]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya, 2008, vol. 1, pp. 90-97 (in Russian).

Bolotova Marina I. (2009) «Integratsiya vospitatelnykh potentsialov semi i uchrezhdeniy dopolnitelnogo obrazovaniya detey» [«Integration of Educational Potentials of a Family and Establishments of Supplementary Education of Children»]. Vestnik Vyatskogogosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta, 2009, vol. 3, no. 3, pp. 94-98 (in Russian).

Buslova Elena V. (2010) «Vospitatelnyye potentsialy obshchestvenno-prosvetitelskoy deya-telnosti» [«Educational Potentials of Socio-Educational Activity»]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsi-alnaya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, 2010, vol. 16, no. 3, pp. 91-94 (in Russian).

Vospitatelnyy potentsial semi (2000) [Educational Potential of Family]. Magnitogrsk (in Russian).

Ershova Maria V. (2017) «Vospitatelnyye potentsialy uchrezhdeniy dopolnitelnogo obrazovaniya v rabote s podrostkami, sklonnymi k protivopravnomu povedeniyu» [«The Upbringing Potential of Institutions of Supplementary Education in Work with Adolescents Prone to Unlawful Behaviour»], in Tekhnologii vospitaniya v obshcheobrazovatelnykh organizatsiyakh: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Technologies of Education in Institutions of Secondary Education], Kostroma: Kostromskoj gosudarstvennyj universitet, pp. 62-65 (in Russian).

KlochkovaLyudmila I. (2014) «Tekhnologiya resurso obrazovaniya v razvitii vospitaniya shkolnikov» [«Technology of Formation of Resource in Development of Education of Schoolchildren»]. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 2, p. 200 (in Russian).

Korobkova Venera V. (2015) «Zakonomernosti razvitiya vospitatelnogo potentsiala sovremennoy semi v otkrytom obrazovatelnom prostranstve» [«Regularities in Development of Educational Potential of a Modern Family in Open Educational Space»]. Gumanitarnyye, sotsialno-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki, 2015, vol. 1, pp. 220-224 (in Russian).

Korobkova Venera V. (2007) «Teoreticheskiye podkhody k probleme razvitiya vospitatelnogo

potentsiala semi v sovremennykh issledovaniyakh» [«Theoretical Approaches to the Problem of Development of Educational Potential of a Family in Modern Research»], in Psikhologicheskiye problemy sovremennoy semi [Psychological Problems of Modern Family], Moscow: Gos. NII sem'i i vospitaniya, pp. 465-472 (in Russian).

Korobkova Venera V., Metlyakova Lyubov A. (2010) «Sovremennyye podkhody k razvitiyu vospitatelnogo potentsiala semi v usloviyakh informatsionnogo prostranstva shkoly» [«Modern Approaches to Development of Educational Potential of a Family in Conditions of Informational Space of the School»]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka, 2010, vol. 9, pp. 84-86 (in Russian).

Kuchmayeva Oksana V., Maryganova Elena A., Petryakova Ol'ga L., Sinelnikov Aleksandr B. (2006) «Vliyaniye ekonomicheskikh pokazateley na vospitatelnyy potentsial semi» [«Influence of Economic Indicators on Educational Potential of Family»] in Nauchnyye trudy Gosudarstvennogo nauchno-issledovatelskogo instituta semi i vospitaniya [Proceedings of the State Institute of Family and Education], Moscow: Gosudarstvenny'j NII sem'i i vospitaniya, vol. I, pp. 58-70 (in Russian).

Kuchmayeva Oksana V., Maryganova Elena A., Petryakova Ol'ga L., Sinelnikov Aleksandr B. (2010) «O sovremennoy semye i eye vospitatelnom potentsiale» [«On Modern Family and its Educational Potential»]. Sotsiologicheskiye issledovaniya, 20106 no. 7, pp. 49-55 (in Russian).

Nedvetskaya Marina N. (2005) Upravleniye kachestvompedagogicheskogo vzaimodeystviya shkoly i semi [Quality Management of Pedagogical Interaction between School and Family]. Moscow (in Russian).

Povalyayeva Ol'ga N. (2014) «V. V. Rozanov o vospitatelnom potentsiale russkoy khudozhestvennoy literatury» [«V.V. Rozanov on Educational Potential of Russian Literature»]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2014, no. 2 (103), pp. 109-114 (in Russian).

Polisubyektnost vospitaniya kak usloviye konstruirovaniya sotsialno-pedagogicheskoy realnosti (2009) [Multisubjectiveness of Education as Condition of Designing Socio-Pedagogical Reality]. Moscow (in Russian).

Polyakov Sergej D. (2004) V poiskakh realisticheskogo vospitaniya [In Search of Realistic Education]. Moscow (in Russian).

Sannikova Anna I., Korobkova Venera V. (2016) «Evolyutsiya idei razvitiya vospitatelnogo potentsiala semi v otkrytom obrazovatelnom prostranstve Rossii kontsa XIX — nachala XXI v.: istoriko-metodicheskiy aspect» [«Evolution of Ideas of Development of Educational Potential of Family in Open Educational Space of Russia of the Late 19th — Early 21st Centuries: Historical-Methodological Aspect»]. Obshchestvo:sotsiologiya,psikhologiya,pedagogika, 2016, vol. 1, pp. 56-61 (in Russian).

Semenov Vladimir D. (2000) Obshchina i klub: vospitatelnyy potentsial i ego predely [Community and Club: Educational Potential and its Limits]. Izhevsk (in Russian).

Sizikova V. V., Fomina S. N. (2008) «Problema snizheniya vospitatelnogo potentsiala semi v sovremennykh usloviyakh» [«Problem of Decrease in Educational Potential of Family in Modern Conditions»], in Sotsialnaya pedagogika: teoriya, praktika, perspektivy [Social Pedagogy: Theory, Practice, Prospects], Moscow: RGSU, pp. 263-267 (in Russian).

Chirkova Mariya V., Pershina Tat'yana V. (2016) «K probleme razvitiya vospitate-nogo potentsiala semi, vospityvayushchey rebenka doshkolnogo vozrasta» [«On the Problem of Development of Educational Potential of the Family Bringing up the Child of Preschool Age»]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal«Kontsept», 2016, vol. 17, pp. 509-513 (in Russian).

Yarmakeyev Iskander E. (2010) «Vospitatelnyy potentsial obrazovatelnogo protsessa v vuze: sistemno-metodologicheskiy analiz» [«Educational Potential of Educational Process in Higher Education: Systematic and Methodological Analysis»]. Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2010, vol. 19, pp. 164-169 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.