Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал детских общественных объединений патриотической направленности в развитии социальной активности школьников'

Воспитательный потенциал детских общественных объединений патриотической направленности в развитии социальной активности школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
902
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СРЕДОВЫЙ РЕСУРС / ГОРОД-ГЕРОЙ / CHILDREN PUBLIC ASSOCIATION OF PATRIOTIC ORIENTATION / SOCIAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN / EDUCATIONAL POTENTIAL / ENVIRONMENTAL RESOURCE / HERO CITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна, Акимова Татьяна Николаевна

В статье раскрыт воспитательный потенциал детских общественных объединений патриотической направленности, обозначены стратегия и миссия детского общественного объединения в развитии социальной активности подрастающего поколения, определен средовый ресурс, влияющий на эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания современных школьников (на примере города-героя Ленинграда)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Резинкина Лилия Владимировна, Акимова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN PUBLIC ASSOCIATIONS OF PATRIOTIC ORIENTATION IN DEVELOPING SOCIAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

The article reveals the educational potential of children public associations of patriotic orientation, outlines the strategy and mission of children public associations in the development of social activity of the younger generation, defines the environmental resource that affects the efficiency of the process of civil-patriotic education of modern schoolchildren (using the example of the hero city of Leningrad)

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал детских общественных объединений патриотической направленности в развитии социальной активности школьников»

Л.В. Резинкина, Т.Н. Акимова

(Санкт-Петербург)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

EDUCATIONAL POTENTIAL OF CHILDREN PUBLIC ASSOCIATIONS OF PATRIOTIC ORIENTATION IN DEVELOPING SOCIAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN

В статье раскрыт воспитательный потенциал детских общественных объединений патриотической направленности, обозначены стратегия и миссия детского общественного объединения в развитии социальной активности подрастающего поколения, определен средовый ресурс, влияющий на эффективность процесса гражданско-патриотического воспитания современных школьников (на примере города-героя Ленинграда).

Ключевые слова: детское общественное объединение патриотической направленности, социальная активность школьников, воспитательный потенциал, средовый ресурс, город-герой.

The article reveals the educational potential of children public associations of patriotic orientation, outlines the strategy and mission of children public associations in the development of social activity of the younger generation, defines the environmental resource that affects the efficiency of the process of civil-patriotic education of modern schoolchildren (using the example of the hero city of Leningrad). Key words: children public association of patriotic orientation, social activity of schoolchildren, educational potential, environmental resource, hero city.

Проблема воспитания социальной активности граждан нашей страны и сохранения духовно-нравственной основы общества актуализируется функциями и потребностями государства, касающимися укрепления его безопасности и целостности.

В стратегических государственных документах, посвящённых воспитанию подрастающего поколения (Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии развития воспитания на период до 2025 года), делается акцент на задачу формирования гражданской идентичности и патриотизма, сохранения и преумножения базовых национальных ценностей. Реализация государственной политики возможна через создание такой воспитательной школьной си-

стемы, которая будет рассматривать патриотическое воспитание как целенаправленную педагогическую деятельность семьи, государства и общественных институтов.

Как показал анализ воспитательных практик, эффективным механизмом решения этой проблемы является деятельность детских общественных организаций.

Современный период развития детских общественных объединений характеризуется «Ценностной моделью», если придерживаться предложенной Е.В. Рыбак классификации моделей воспитания гражданственности и патриотизма в России, целью которой является формирование человека, для которого благополучие родной земли совпадает с его целью жизнедеятельности

[7].

Анализ становления и развития современных детских общественных объединений России осуществляется также в разных аспектах и с разными целями, постоянно дополняется и расширяется.

Л.Н. Куртеевой научно обоснован процесс становления современных отечественных детских общественных объединений, описаны тенденции их развития, предложены основные подходы к пониманию их сущности.

Патерналистский подход рассматривает детское общественное объединение как объединение взрослых и детей, которые являются зависимыми и несамостоятельными субъектами общественной деятельности.

Партнерский подход определяет следующие ведущие свойства детского общественного объединения: инициативность, самодеятельность и добровольность участия в них детей [4].

Такое различие в понимании характера и роли взаимодействия взрослых и детей помогло выделить основные этапы этого процесса.

Период возникновения общественной инициативы (1990-1993 гг.) отличался нес-формированностью достаточной нормативно-правовой базы, что затрудняло внутреннюю структуризацию и деятельность детских общественных объединений.

Период с 1993 по 1998 год. характеризовался значительным количественным и качественным скачком в детском движении. Появились многообразные по направлениям деятельности, структуре и формам организации, численности и видам взаимодействия детские организации и объединения.

Период укрупнения детских общественных объединений (1998-2010 гг.) связывается с развитием сетевого сотрудничества, партнерства с организациями и предприятиями. На этом этапе детские общественные организации объединяются в Советы и Союзы, выстраивая таким образом вертикаль управления детским общественным движением. Это способствует реализации и поддержке со стороны государства и общества воспитательных возможностей и общественных инициатив, способствующих раз-

витию общественно значимых отношений у школьников [3, 4].

Анализ данных исторических этапов позволил сделать вывод о необходимости наличия у каждого детского объединения своей социальной ниши и перспективной цели. Например, помощь подросткам в реализации своих сил и возможностей в поисковой и исследовательской деятельности, развитие социальной активности будущих граждан, воспитание патриотов.

Поэтому современное детское движение является сложной и многообразной социально-педагогической реальностью, которая направлена на индивидуальное самоопределение и социальное развитие детей, отвечает их потребности в добровольной деятельности по их интересам, запросам, но направляется и координируется взрослыми.

Детское общественное объединение как одна из форм детского движения представляет собой самоорганизующееся и самоуправляемое сообщество, созданное на добровольной основе, по инициативе детей и (или) взрослых, мотивации его участников на достижение определенных целей, выражающих в первую очередь запросы, потребности и интересы детей. Это открытая, демократичная структура, она может создаваться и действовать на базе образовательного учреждения при непосредственной кадровой, финансовой и материально-технической поддержке [9].

Анализ исследований позволил выделить современный этап становления и развития детских общественных объединений (с 2011-го до нынешнего года), выявить тенденции развития детских общественных объединений, которые стали приобретать четкую направленность (социально ориентированную, патриотическую, военно-спортивную, экологическую и т. д.), что связывается с увеличивающейся заинтересованностью и поддержкой государства.

Каждое детское общественное объединение имеет свой особый воспитательный потенциал, который определяется различными факторами и условиями, такими как направленность их деятельности, педагогические кадры, ресурсы окружающей среды

(города, района, малой Родины), поддержка государственных и общественных организаций и учреждений, привлечение обучающихся в качестве организаторов, участников, а не зрителей и др. [1].

Воспитательный потенциал детских общественных объединений патриотической направленности по развитию социальной активности школьников наиболее эффективно актуализируется и раскрывается в условиях города-героя. Это объясняется тем, что развитие социальной активности подрастающего поколения - это в первую очередь формирование гражданской сознательности и ответственности. В силу эмоциональности и стремления детей действовать объединенно их активность в выражении гражданской позиции будет возрастать, если использовать формы и методы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, развивать способность использовать потенциал социальной среды для собственного развития, проявлять активность в социальной адаптации в обществе, использовать технологии, направленные на развитие социальной активности личности, выявлять опыт обучающихся и включать их в сотрудничество [1].

Изменения в обществе потребовали пересмотра основополагающих принципов патриотического воспитания. Возникает также необходимость в выборе новых форм и учете воспитательных ресурсов окружающей среды.

Интересной формой воспитания социальной активности в школьных детских общественных объединениях являются ролевые игры длительного действия. Рассмотрим деятельность таких объединений на примере ДОО «Георгиевская Дружина», созданного в ГОУ СОШ № 79 Калининского района Санкт-Петербурга в сентябре 2010 года. В неё могут вступить добровольно учащиеся 5-6 классов. Все члены дружины - дети, однако руководство осуществляет взрослый, педагог-организатор или педагог дополнительного образования. В этом парадоксе существует некоторое противоречие между самостоятельной деятельностью школьников, их желанием самоорганизоваться и осу-

ществлять самоуправление и руководящей ролью педагога.

Георгиевская Дружина имеет свою структуру, цели, задачи, принципы деятельности, описанные в Положении объединения. Ведущим направлением деятельности является военно-патриотическое (краевед-ческо-патриотическое), которое включает создание условий для самореализации личности, распространение знаний и уважения к героической истории Отечества, заботу о процветании ДОО Георгиевская Дружина, своей школы, Калининского района, Санкт-Петербурга, России.

Служба в Георгиевской Дружине подразумевает участие в деятельности Школы Командиров и Отряда Милосердия, её успешность определяется количеством баллов по четырем номинациям: «верность», «доблесть», «мудрость», «милосердие», позволяющих подниматься по «Лестнице знатности» (13 ступеней) и получать дополнительные привилегии, выражающиеся во внешних признаках успеха (знаки различия на погонах парадной формы одежды).

Технология игры является цикличной, так как подразумевает участие в социально значимых мероприятиях и продвижение по «лестнице знатности» в течение длительного времени, может быть рассчитана на весь период службы в Георгиевской Дружине (в течение нескольких лет).

Социально-ролевая игра или её элементы, как и другие виды игр, могут быть использованы как побудительное средство к неигровой деятельности. Разыгрывая определённые действия и ситуации, ценные в воспитательном отношении, ребята не только переживают события, их волнующие и наиболее для них привлекательные, но и добровольно, по собственному побуждению вступают в отношения с окружающими, совершают такие действия, которые отвечают их эмоциональным потребностям, необходимым для развития социальной активности, патриотизма.

Исследовательско-поисковая деятельность как комплексная форма включения молодежи в изучение героико-патриоти-ческого прошлого страны наиболее часто

встречается в современных исследованиях педагогов-практиков (Г.А. Баландиной, В.Л. Будаговского, Н.С. Мельниковой, Н.И. Тюленевой и др.). Поисковое движение в молодежной среде России - уникальное социально-культурное явление. Успех военно-патриотического воспитания зависит прежде всего от высокого идейного смысла и общественно полезной направленности проводимых мероприятий, важное значение имеет правильный отбор наиболее эффективных форм и методов военно-патриотической работы. Поисковая деятельность формирует у молодежи такие качества, как дисциплинированность, ответственность, решительность, инициативность, самостоятельность, честность [2, 5].

Волонтерская деятельность в условиях детских и молодежных общественных объединений выступает эффективным социально-педагогическим приемом вовлечения детей и молодежи в социально-культурную и общественно полезную практику, способствующую эффективному развитию социальной активности подрастающего поколения. Сегодня институт волонтерства представляет общественную систему для оказания добровольной и безвозмездной помощи различным категориям и социальным группам населения, особенно нуждающимся и пенсионерам, ветеранам войны и труда. Это очень важно для выработки образца поведения людей в общественно полезной деятельности на принципах безвозмездности, для сохранения и развития межпоколенных отношений, благодаря которым осуществляется преемственность культурных, исторических и социальных ценностей [1].

Диалектика межпоколенных отношений заключается, с одной стороны, в освоении и сохранении традиций, а с другой - в разработке инновационных образцов общественного поведения, что способствует прогрессивному развитию государства. Это служит устойчивой основой для формирования ответственности подрастающего поколения за будущее страны и её населения [6].

Особая роль в развитии социальной активности отводится проектной деятель-

ности, цель которой - создание среды для самовыражения и реализации интеллектуальных и творческих ресурсов обучающихся, готовых к социальному и гражданскому выбору. Для ребенка проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Цель проекта формулируется зачастую самими учащимися, результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих участников проекта.

По длительности реализации проекты также могут быть различными. Например, проект «Пискаревки России», реализующийся в школе № 79 Санкт-Петербурга, рассчитан на 3 года и ориентирован на изучение малоизученных страниц блокады Ленинграда, выявление путей эвакуационных маршрутов на Большую землю, «малых» Пи-скарёвок - блокадных захоронений, и среди них особого феномена - «детских малых Пи-скарёвок», ленинградских детских домов на Большой земле [1].

Очень важна роль государства в воспитании социальной активности своих граждан и поддержке деятельности детских общественных объединений патриотической направленности. В 2019 году отмечается 75-летие освобождения Ленинграда от фашистской блокады, 2020 год объявлен годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Поэтому в Санкт-Петербурге первый учебный день педагоги начали с рассказа о том, как 78 лет назад, 8 сентября 1941 года, началась 900-дневная блокада Ленинграда.

Инициативу посвятить традиционные классные часы, которые проводятся во всех школах города в первый день учебы, теме блокады Ленинграда поддержал президент Российской Федерации В.В. Путин. Как сообщили в пресс-службе администрации губернатора Петербурга, цель урока - сохранение исторической памяти, передача знаний о са-

мых важных, в том числе трагических, страницах истории города.

Всё это помогает в формировании чёткой гражданской позиции у молодёжи - поколения, которое является частью огромной страны.

Таким образом, развитие социальной активности школьников-участников детских общественных объединений характеризуется появлением ряда новых форм, причем

таких, которые предполагают включение учащихся в непосредственную социально-общественную и патриотическую деятельность. Важная предпосылка эффективности развития социальной активности школьников - своевременное приобщение их к традициям, нацеленным на воспитание социальной активности подрастающего поколения при поддержке государства.

Литература

1. Акимова Т.Н. Воспитание гражданской и социальной активности школьников в условиях города-героя Ленинграда // Личность. Общество. Образование. Качество современного образования: актуальные вопросы, достижения, стратегии развития: сб. ст. XXII МНПК. - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. - С. 112-119.

2. Будаговский В.Л. Сущность и специфика военно-патриотического воспитания молодежи в процессе социально-культурной деятельности общественных объединений поисковой направленности // Вестник ТГУ - 2014. - № 2 (130).

3. Головин Ю.А., Коханая О.Г. Детско-юношеские общественные движения и отечественная детская периодика как факторы ценностного самоопределения личности // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - № 2.

4. Куртеева Л.Н. Становление и перспективы развития современных детских общественных организаций России // Наука и школа. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka. ru/artide/n/stanovleme-i-perspektivy-razvitiya-sovremennyh-detskih-obschestvennyh-organizatsiy-rossii.

5. Мельникова Н.С., Баландина Г.А., Тюленева Н.И. Формы социально-культурной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи (опыт Пермского края) // КПЖ. -2018. - №1 (126).

6. Певзнер М.Н., Петряков П.А. Межпоколенные взаимодействия в территориальных детско-взрослых сообществах // Вестник НовГУ - 2016. - № 2 (93). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhpokolennye-vzaimodeystviya-v-territorialnyh-detsko-vzroslyh-soobschestvah (дата обращения: 31.08.2019).

7. Рыбак Е.В. Модели воспитания гражданственности и патриотизма в России: аксикреа-ция от первоисточников к современности // Гражданское образование и профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной сфере: мат. Третьей Региональной заочной науч.-практ. конф., 2010 г. / отв. за вып. Л.И. Кудря. - Архангельск: АО ИППК РО, 2010. - С. 10-16.

8. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной России // Социологические исследования. - 2012. - № 5. - С. 140-144.

9. Черкасских ОТ., Котова И.Е., Проскурникова Е.А. Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций // Педагогика: традиции и инновации: материалы Х Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018). - Казань: Молодой ученый, 2018. - С. 51-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.