ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫСТАВОК НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ «ВООРУЖЕНИЕ АБХАЗКИХ ВОИНОВ»
Е.М. Лабахуа
Аннотация. В статье на примере выставки художественных исторических реплик «Вооружение абхазских воинов» показана возможность возрождения традиционной культуры путем создания экспозиции и формирования выставочного пространства.
Ключевые слова: выставка, историческая реплика, эстетическое воспитание, Республика Абхазия.
Summary. The article deals with the possibilities to revive traditional culture through the creation of exposure and formation of the exhibition space on the example of the art exhibitions of historical replicas "Armament of Abkhazian warriors".
Keywords: Exhibition, historical replicas, aesthetic education, Abkhazia.
Выставка - явление современной культуры, хотя как форма презентации предметов она известна давно. В человеческом обществе издревле существовала традиция представлять различные товары и предметы на ярмарках и народных праздниках с различной целью. В наше время эта традиция получила широкое распространение: выставки устраиваются в художественных галереях, музеях, различных культурных и деловых центрах.
Какие бы цели и задачи ни ставились при организации выставок, все они имеют общие закономерности в организации, построении и способе воздействия на зрителя. Они определяются тем фактом, что выставка -это пространство, созданное человеком с целью презентации идей, предметов, вещей, созданных людьми, для их представления зрителям. То есть в действии «выставка» принимают уча-
стие организаторы выставки, с одной стороны, и зрители, с другой. При этом организаторы подбирают предметы, формируют выставочное пространство, создают композицию экспозиции с целью донести определенную информацию, идеи, эмоции, эстетические вкусы зрителю. Реакция зрителя на выставку зависит от многих факторов. В конечном итоге, все компоненты системы «выставка-зритель» влияют друг на друга и способствуют развитию и изменению как самой системы, так и каждого компонента в отдельности.
Дело в том, что в пространстве выставочного зала материальные предметы - экспонаты выставки, которые несут в себе субъективные идеи автора (их создателя), - группируются определенным образом и выступают как части целого - композиции экспозиции. При этом экспозиция обладает
139
140
собственной идеей и смыслом, отражая субъективные представления создателей экспозиции. И все эти заданные представления и образы встречаются в пространстве выставочного зала с субъективными представлениями зрителя. Выставка как бы разговаривает со зрителем на языке образов и представлений, эстетических эмоций и познавательной информации. В соответствии с задачами экспозиции выбирается и свой образно-изобразительный язык, на котором экспозиция говорит со зрителем.
С педагогической (воспитательной) точки зрения важно понимать, какой именно воспитательный потенциал заложен в экспозиционно-выставочном комплексе и как он реализуется в пространстве выставочного зала.
Прежде всего, нужно отметить, что экспозиция, представляя материальные предметы в пространстве выставочного зала, реализует один из основных принципов обучения в педагогики - принцип наглядности. Посетитель получает разностороннюю информацию о предмете - экспонате выставке. Он видит его реальные размеры, цвет и форму и т.д. Все это развивает познавательные способности зрителя. Кроме того, созерцание предмета развивает у человека эстетическое чувство и эстетические реакции, формирует образ прекрасного. Далее, экспонаты всегда являются образами-симво-ла ми, образами-иде я ми и носителями определенных ценностей. Стало быть, помимо информационной нагрузки, развивающей познавательные способности зрителей, экспонаты несут еще смысловую и эстетическую нагрузку.
Поскольку пространство выставочного зала сформировано человеком, то, подбирая экспонаты, формируя экспозиционные композиции, создавая акценты, выделяя и усиливая отдельные элементы с помощью световых и цветовых эффектов и других технических приемов, можно усилить эмоционально-образную составляющую восприятия цельного образа экспозиции, усилить качество экспонатов. Конечно, все эти способы имеют смысл, если сами предметы экспозиции, экспонаты несут смысловую и информационную нагрузку. Тогда можно говорить о том, что выставка: осуществляет предметно-материальное представление о ценностях, фактически оперирует ценностями и смыслами, представляет формы их существования; решает воспитательные и образовательные задачи, поскольку в пространстве выставочного зала осуществляется процесс передачи ценностей и смыслов от одного поколения к другому, то есть осуществляется их трансформация и обновление. А формирование и передача ценностей, как известно, является одной из основных задач воспитания. Так, например, М.С. Коган определяет культуру как форму присвоения продуктов культуры, причем основная задача в сфере образования - это передача духовных ценностей в процессе духовного общения, поскольку ценности - это основа мировоззрения и поведения. При этом культура рассматривается как носитель ценностей [1].
Человек приспосабливался к среде своего существования в течение сотен лет и выработал нормы выживания сообщества. Среда формировала образ жизни, способы физического выживания, стиль поведения.
Преподаватель XX
ЕК
1 / 2013
Так формировались традиционные формы культурной деятельности, формирующие у членов общества чувство самобытности и преемственности. «Современная цивилизация тысячами нитей связана со всем предыдущим развитием, с культурными ценностями, которые создавались многими народами на всех материках земли в течение веков и тысячелетий. Традиции в широком смысле, в совокупности определяющие в значительной степени лицо народа, образуют богатейший фон культуры, результат многовековой умственной и практической деятельности народа» [2, с. 17]. Приобретенный культурный опыт закреплялся в феноменах культуры, традиционных формах поведения и нормах жизни. При этом во всех этих формах - в народном фольклоре, в сказаниях и мифах, в народных традиционных праздниках, в произведениях народного декоративно-прикладного творчества - ко всему прочему заложен и богатый потенциал народной педагогики. А поскольку «сегодня этническое возрождение рассматривается как одно из ведущих направлений развития человечества» [3, с. 3], необходимо использовать этот огромный воспитательный потенциал, применяя для этого различные методы, в том числе и такие, как выставки и экспозиции.
Учитывая особенности выставочной деятельности и заложенный в них воспитательный потенциал, можно вызвать интерес к традиционной, народной культуре через различные выставки, представляя различные предметы материальной культуры, произведения народного декоративно-прикладного творчества. Предметы
материальной культуры отражают историю развития народа, дают представление о нем, об уровне его развития и, что особенно важно, о существующих ценностях. Наиболее полное представление о народе дают исторические предметы, но, к сожалению, огромное их число безвозвратно утеряно, а многие сохранились только в описаниях.
Восстановить их утраченный облик, изучить, как они изготовлялись, сделать их облик зримым могут только исторические художественные реплики. Попытки использования различных экспериментальных методов в истории, археологии и этнографии имеют давнюю традицию и можно назвать ряд известных ученых, считавших их неотъемлемой и серьезной составляющей частью научного исследования. Считается, что в рамках исторической науки впервые к методу реконструкции и эксперимента обратился немецкий ученый Андреас Альберт Роде (1682-1724.), изготовивший и испытавший реплику кремневого топора, и его соотечественник Якоб фон Меллен (1659-1743), занимавшийся реконструкцией древней керамики Северной Германии. В разные периоды истории у разных народов происходит всплеск общественного интереса к экспериментальным методам исторического исследования.
Историческая художественная реплика - это произведение современного художника, создающего вещи, максимально приближенные к историческим образцам. Отношение к исторической реплике, к исторической реконструкции как к своеобразному методу исторического исследования и художественного творчества неоднозначно. Вместе с тем, они по-
141
ВЕК
142
зволяют зримо представить и воссоздать утраченные предметы материальной культуры. Именно по такому пути пошли авторы выставки исторических реплик, создавшие коллекцию «Вооружение абхазских воинов», отражающую развитие холодного оружия в Абхазии с древнейших времен до современности (с IV в до н.э. до XVII в).
Коллекция состояла из 36 предметов вооружения. Каждый предмет коллекции был воссоздан по материалам исторических исследований, археологических находок. И здесь из огромного числа найденного и описанного ученными отбирались наиболее интересные экземпляры, имеющие особые специфические черты. Процесс создания предметов состоял из создания клинков методом ковки, их закалки и последующей обработки. Созданные предметы по качеству соответствовали старинным образцам.
Более сложной частью работ стали работы по оформлению клинков, изготовлению рукояток и ножен, так как точных сведений об их виде из археологических находок получить не удалось. Найденные при раскопках рядом с оружием следы домотканой ткани, различные бусинки и полудрагоценные камни, помогли воссоздать их внешний вид. Были изготовлены ножны, обтянутые не только кожей, но и вощенной тканью, украшенные галуном. При оформлении ножен, рукояток, гравировки клинков использовались знания о старинных орнаментах, рисунках, существовавшей эстетике. Так, например, ножны клинкового оружия украшались переплетенными кожаными шнурами и галуном. Часто на навершие меча помещался драгоценный камень или са-
кральная бусинка, а ножны украшались особым образом переплетенным галуном ручной работы. Для того чтобы изготовить такой галун, пришлось обратиться к описаниям, так как традиция изготовления галуна в настоящее время была утеряна.
Оружие было самым ценным для воина, ибо от него часто зависела его жизнь. Оно было предметом особой заботы, поклонения, наделялось магической силой и потому на нем были не только дорогие камни и украшения, но и обереги и амулеты.
Все оружие настоящее, боевое, это не имитация и не бутафория. В истории каждого народа история оружия занимает особое место, так как именно при его изготовлении использовались самые современные технологии, и история его развития показывает историю развития человеческого общества. Здесь и новые технологии, и достижения декоративно-прикладного искусства, и эстетические вкусы, и мифические и сакральные представления.
Из предметов коллекции были созданы тематические сюжетно-образные композиции. Оружие размещалось на специальных стендах, покрытых тканью, имитирующей старинную, на которой были выстеганы шнуром рисунки традиционного народного орнамента. На выставке было подобрано специальное освещение. Воздействие экспозиции на зрителя усиливал и тот факт, что на отдельном стенде были выставлены археологические аналоги представленного оружия. Это были собранные и отреставрированные предметы, найденные на месте сожженного во время грузино-абхазской войны здания Абхазского института языка и литературы.
Преподаватель XX
ЕК
1 / 2013
Таким образом, в ходе создания художественных исторических реплик решались исследовательские, творческие, культурные и образовательные задачи. Так, для создания исторических реплик авторам было необходимо знание исторического материала, существовавших технологий и способов их применения. Кроме того, поскольку предметы создавались современными художниками, решались и творческие задачи: создание современных предметов традиционной культуры. В результате на выставке исторических реплик оказались старинные предметы, представленные не только исторически достоверно, но и эстетически привлекательно, так как в их создании присутствует элемент художественного вымысла, и воспринимаются они современным зрителем актуально и интересно. Такая экспозиция развивает познавательные и эстетические чувства, обращает внимание зрителя к прошлому, к истории. Прошлое становится не неким абстрактным представлением, а реальным, узнаваемым и приемлемым, что способствует воспитанию чувства патриотизма, формирует осознание своей принадлежности к народу и его традиционным ценностям. В то же время исторические реплики на этой выставке помогают осуществить принцип преемственности в развитии культуры, где через изучение предметов прошлого, создаются современные предметы, при этом осуществляется дальнейшее развитие, в котором сохраняются устойчивые традиционные признаки с новаторским духом.
Особенность выставки заключалась и в том, что она способствовал возрождению утраченного интереса к народному холодному оружию. Показателем воздействия выставки на зрителя является тот факт, что после выставки было открыто несколько кузен, причем две из них занимаются только народными промыслами.
«Абхазы принадлежат к числу народов, которые донесли до наших дней многочисленные и разнообразные традиционные формы. Корни многих из них уходят в седую древность, и они дошли до нас, претерпев за долгий период существования глубокие превращения и изменения» [2, с. 8]. Первый президент Абхазии В. Ардзинба, посетив выставку, оставил запись в книге посетителей, где написал следующее: «много лет назад я интересовался историей железа и кузнечного ремесла, имеющего глубочайшую историю. Я буквально восхищен и потрясен творениями абхазских айнаров. Они живы в Абхазии! Поздравляю выдающихся соотечественников и преклоняюсь перед ними, я горжусь ими».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. КаганМ.С. Философия культуры. - СПб., 1996. - 415 с.
2. Инал-ипа Ш.Д. Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). - Сухуми: Изд-во «Алашара», 1973.
3. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. -225 с. ■
143
ВЕК