Выставка как способ сохранения
и развития традиционной культуры
Е.М. Лабахуа
В современном обществе художественная выставка стала органичной частью социокультурного пространства. Выставочная деятельность активно развивается, сегодня выставки проходят не только в музеях и галереях, но и в различных культурных центрах и общественных учреждениях. В мегаполисах появилась практика создания экспозиций на станциях и в вагонах метро, в ресторанах и кафе, в различных общественных помещениях, и даже стены домов в ряде случаев стали рассматриваться как выставочное пространство. Сегодня выставка используется и в экономической сфере — для маркетингового продвижения товаров, демонстрации различных технических и научных достижений. Изучением сущности выставки, ее роли и значения занимаются различные науки, такие как философия, социология, психология, педагогика и ряд других наук.
Сложность в исследовании данной сферы определяется тем фактом, что выставка — это пространство, сформированное человеком с целью презентации идей, предметов, вещей, созданных другими людьми для их представления зрителям. Поскольку как организация самого выставочного пространства, так и выбор выставляемых предметов осуществляются в соответствии с идеями, задачами и целями экспозиции, то можно сказать, что выставка — это субъективный образ объективного мира, материализованное представление его некой идеи. В пространстве выставочного зала отдельные предметы, экспонаты предстают в единой композиции, где они группируются определенным образом и выступают как части целого, обладающего собственной идеей и смыслом. И все эти заданные идеи и образы встречаются в пространстве выставочного зала с субъективными представлениями зрителя. Поэтому при организации выставки ее создатели всегда ориентируются на ведущий в данное время тип восприятия, учитывая главенствующие в обществе идеи и представления.
Это хорошо видно на примерах из истории развития выставок и экспозиций и тех задач, которые они были призваны решать в разные исторические периоды. Так, например, в середине XIX в. в России была организована первая Всероссийская этнографическая выставка. Она должна была продемонстрировать многообразие народов, проживающих в России, и способствовать формированию у зрителей представления о едином государстве. Организаторы выставки не только участвовали в подборе экспонатов, но и определяли, как они должны были быть представлены в экспозициях. Было решено из экспонатов сформировать композиции так, чтобы «каждое племя, окружалось предметами, характерными для своего быта», чтобы посетитель получал «не отрывочное понятие
140
Выпуск 3 2013
Е.М. Лабахуа
о различных костюмах и предметах, а более или менее цельное представление о племени или о жителях известной местности»1.
Еще в конце 20-х гг. ХХ в. было отмечено, что экспозиция — это «метод наглядных представлений, вызывающих определенный строй понятий». Поэтому неслучайно в 30-х гг. ХХ в. в Советском Союзе выставка решала и просветительские, и идеологические задачи. Тогда отмечалось, что «нам нужна экспозиция, тематически насыщенная и содержательная, целенаправленная и связная, как книга»2. Экспозиции строились по законам политико-просветительской литературы и должны были «обыгрывая вещи старой культуры, заставлять их говорить на нашем языке нужные нам слова»3. В 1970-х гг. экспозиции создавались так, «чтобы показываемый материал был так же доходчив, как напечатанное слово»4.
Тенденции современной выставочной деятельности определяются тем, что человек, живя в обществе, насыщенном информацией, изменяется, и главным для него становятся информация, идея, концепция; он приходит в зрительный зал, где экспонаты-знаки слагаются в предложения-смыслы, образуя цельную композицию — экспозицию. Но современный мегаполис «производит» множество выставочных мероприятий и событий, разнообразных по жанру и тематике, что позволило искусствоведам сравнить их с современным фастфудом.
Выставочная деятельность последних лет определяется и тем фактом, что сегодняшние мировые процессы характеризуются столкновением и противостоянием двух основных тенденций: глобализацией, с одной стороны, и с другой — стремлением отдельных государств сохранить традиционную культуру. При этом глобализация «не признает никакие коллективные идентичности и локальности»5, она унифицирует все сферы жизни общества, что приводит к потере существовавших стереотипов поведения, сформировавшихся нравственно-этических понятий и духовных ценностей.
Человек в течение сотен лет вырабатывал нормы выживания в сообществе, где формировались культурные особенности, основанные на традиционной форме культурной деятельности. «Традиции в широком смысле, в совокупности определяющие в значительной степени лицо народа, образуют богатейший фон культуры, результат многовековой умственной и практической деятельности народа»6.
Форма галереи как основного места для проведения выставок сложилась в Абхазии относительно недавно, хотя «история народной эстетики и художественно-изобразительного мироощущения абхазов присутствует еще в произве-
1 Разгон А.М. Этнографические музеи в России. (1861-1917) / Очерки истории музейного дела в России. Вып. III. М.: 1961. С. 249.
2 Зыков И.Я. О некоторых искривлениях в экспозициях технико-экономических выставок / Советский музей. 1933, № 2. С. 46.
3 Федоров Н.В. Выставка 1889 г. / Федоров. Соч. М.: 1982. С. 56.
4 Минц Н.В. Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях. М., 1968. С. 23.
5 Татунц С.А. Национальное государство: этничность и границы в глобализационных процессах.
6 Инал-ипа Ш.Д. Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Сухуми: Ала-шара, 1973.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
141
Научные сообщения
дениях средневековой храмовой живописи и народных ремеслах, в домотканых изделиях и других оригинальных памятниках народного творчества»7. Археологический материал свидетельствует о том, что произведения изобразительного искусства создавались в Абхазии с древнейших времен. В народе сохранилась традиция показывать свои творения (изделия из камня, металла, рога, кости, дерева, ткацкие изделия) в специально возведенных для этих целей постройках, во время народных праздников — в исторических местах: в Лыхнаште и Мыкаште.
Значимость традиционной народной культуры в первую очередь проявляется в кризисные моменты жизни общества, когда само существование народа подвергается угрозе. Это особенно зримо в тех регионах бывшего Советского Союза, которые оказались в зоне военного конфликта, например в Абхазии. По ее территории издавна проносились войны, уничтожалась материальная и духовная культура. Все завоеватели стремились лишить народ его прошлого, его истории, культурной традиции. Воспользовавшись развалом СССР, правительство Грузии развязало грузино-абхазскую войну (1992-1993 гг.), которая стала настоящей гуманитарной катастрофой для многонационального населения Абхазии. 25 августа 1992 г. командующий грузинскими войсками в Абхазии Г. Каркарашвили заявил о намерении уничтожить весь 97-тысячный абхазский народ8. При этом стояла задача уничтожения народа не только физически, но и уничтожения его традиций, его истории и культуры.
В первые дни оккупации Сухума грузинскими военными были сожжены Абхазский государственный архив, Абхазский институт языка и литературы со всеми накопленными историческими и научными материалами, разграблен Абхазский государственный музей. В течение войны уничтожались культурные и исторические памятники, подвергались бомбардировке храмы и музеи.
Однако, как показывает история, «в кризисные моменты нация начинает поиск духовной опоры в пластах собственной культуры», а «драматический опыт, пережитый народом, убедительно продемонстрировал, что национальное самосознание и в наши дни остается показателем его этнической жизнеспособности, стержнем его культурного и этнического развития»9. Неслучайно в годы такой войны продолжалась активная творческая деятельность, сочинялись новые песни, работал Абхазский драматический театр, создавали свои полотна художники. Важная роль в сохранении духовной культуры народа, в развитии творческой активности личности принадлежит и выставочной деятельности, в частности выставкам художественно-эстетического цикла, ибо «искусство есть независимая моральная ценность народа»10. Поэтому неудивительно, что в первые послевоенные годы возобновили свою работу выставочный зал Союза художников, Абхазский государственный музей, открылись этнографические и мемориальные музеи в городах Гудаута, Гагра, Ткварчал, Новый Афон.
7 Абхазское искусство. Авторы и составители: Аджинджал Б.М., Иваненко Ю.М. СПб. 2004 г.
8 Ачугба Т.А. Этнические и демографические факторы грузино-абхазского конфликта. Абхазоведение: история, археология, этнология. Сб. научных статей АбИГИ АНА. Сухум, 2004.
9 Там же.
10 Князь Александр Чачба (Шервашидзе). Статьи об искусстве. Сост. Аджинджал Б. СПб. 1998.
142
Выпуск 3 2013
Е.М. Лабахуа
Создан музей в Министерстве обороны. Открылись выставочные залы в г. Гу-даута и частная галерея в г. Сухум.
Тогда же было создано новое творческое объединение — Союз свободных художников, с которым сотрудничали не только художники, но и историки, писатели, журналисты, ученые. Такое сотрудничество давало возможность осуществлять различные культурные проекты в полном объеме: от начала — возникновения идеи — до создания экспозиции в выставочном зале.
Среди них, например, проект по созданию серии исторических реплик, представленных на выставках «Холодное оружие Абхазии» и «Ожившая история»; выставки старинных фотографий, первых абхазских марок; выставки живописи и графики, на которых были представлены иллюстрации к нартскому эпосу Б. Джапуа, графические работы по абхазским мифам В. Воуба.
Особый успех выпал на долю экспозиции исторических реплик — «Вооружение абхазских воинов». Посетители увидели не просто историческую реконструкцию, когда художники создают функциональные и исторически верные копии. Перед зрителями предстали художественно привлекательные предметы, произведения искусства, воссоздающие специфику национального менталитета. Особенностью выставки явилось еще и то, что она стимулировала проведение исследований и дальнейшее развитие отраслей производства, связанных с созданием уникальных предметов холодного оружия: это изготовление сварного дамаска, обработка металла, кожи, ткачество. Кроме того, выставка способствовала возрождению интереса к традиционным способам и формам изготовления холодного оружия, что проявилось в возникновении нескольких новых мастерских по его изготовлению, а это — прямой выход в сферу производства сувенирной продукции, столь необходимой туристически привлекательной Абхазии.
Таким образом, первый опыт показал, что при правильной организации выставочного пространства и продуманной тематике выставляемых работ можно в ходе экспозиции сформировать у посетителей эмоциональное отношение к окружающей действительности, стимулировать у них эмоционально-образную, художественно-познавательную активность, способствовать не только росту интереса к национальной культуре и ее духовным ценностям, но и развитию национальной экономики.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
143