Научная статья на тему 'Выставка как способ сохранения и развития традиционной культуры'

Выставка как способ сохранения и развития традиционной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1928
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕПЛИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ / HISTORICAL REPLICA / AESTHETIC EDUCATION / THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лабахуа Е. М.

В работе определяется роль выставочной деятельности в современном обществе и ее значение в развитии традиционной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exposition as the Way of Conserving and Development of Traditional Culture

This paper defines the role of exhibition activity in modern society and its importance in the development of traditional culture.

Текст научной работы на тему «Выставка как способ сохранения и развития традиционной культуры»

Выставка как способ сохранения

и развития традиционной культуры

Е.М. Лабахуа

В современном обществе художественная выставка стала органичной частью социокультурного пространства. Выставочная деятельность активно развивается, сегодня выставки проходят не только в музеях и галереях, но и в различных культурных центрах и общественных учреждениях. В мегаполисах появилась практика создания экспозиций на станциях и в вагонах метро, в ресторанах и кафе, в различных общественных помещениях, и даже стены домов в ряде случаев стали рассматриваться как выставочное пространство. Сегодня выставка используется и в экономической сфере — для маркетингового продвижения товаров, демонстрации различных технических и научных достижений. Изучением сущности выставки, ее роли и значения занимаются различные науки, такие как философия, социология, психология, педагогика и ряд других наук.

Сложность в исследовании данной сферы определяется тем фактом, что выставка — это пространство, сформированное человеком с целью презентации идей, предметов, вещей, созданных другими людьми для их представления зрителям. Поскольку как организация самого выставочного пространства, так и выбор выставляемых предметов осуществляются в соответствии с идеями, задачами и целями экспозиции, то можно сказать, что выставка — это субъективный образ объективного мира, материализованное представление его некой идеи. В пространстве выставочного зала отдельные предметы, экспонаты предстают в единой композиции, где они группируются определенным образом и выступают как части целого, обладающего собственной идеей и смыслом. И все эти заданные идеи и образы встречаются в пространстве выставочного зала с субъективными представлениями зрителя. Поэтому при организации выставки ее создатели всегда ориентируются на ведущий в данное время тип восприятия, учитывая главенствующие в обществе идеи и представления.

Это хорошо видно на примерах из истории развития выставок и экспозиций и тех задач, которые они были призваны решать в разные исторические периоды. Так, например, в середине XIX в. в России была организована первая Всероссийская этнографическая выставка. Она должна была продемонстрировать многообразие народов, проживающих в России, и способствовать формированию у зрителей представления о едином государстве. Организаторы выставки не только участвовали в подборе экспонатов, но и определяли, как они должны были быть представлены в экспозициях. Было решено из экспонатов сформировать композиции так, чтобы «каждое племя, окружалось предметами, характерными для своего быта», чтобы посетитель получал «не отрывочное понятие

140

Выпуск 3 2013

Е.М. Лабахуа

о различных костюмах и предметах, а более или менее цельное представление о племени или о жителях известной местности»1.

Еще в конце 20-х гг. ХХ в. было отмечено, что экспозиция — это «метод наглядных представлений, вызывающих определенный строй понятий». Поэтому неслучайно в 30-х гг. ХХ в. в Советском Союзе выставка решала и просветительские, и идеологические задачи. Тогда отмечалось, что «нам нужна экспозиция, тематически насыщенная и содержательная, целенаправленная и связная, как книга»2. Экспозиции строились по законам политико-просветительской литературы и должны были «обыгрывая вещи старой культуры, заставлять их говорить на нашем языке нужные нам слова»3. В 1970-х гг. экспозиции создавались так, «чтобы показываемый материал был так же доходчив, как напечатанное слово»4.

Тенденции современной выставочной деятельности определяются тем, что человек, живя в обществе, насыщенном информацией, изменяется, и главным для него становятся информация, идея, концепция; он приходит в зрительный зал, где экспонаты-знаки слагаются в предложения-смыслы, образуя цельную композицию — экспозицию. Но современный мегаполис «производит» множество выставочных мероприятий и событий, разнообразных по жанру и тематике, что позволило искусствоведам сравнить их с современным фастфудом.

Выставочная деятельность последних лет определяется и тем фактом, что сегодняшние мировые процессы характеризуются столкновением и противостоянием двух основных тенденций: глобализацией, с одной стороны, и с другой — стремлением отдельных государств сохранить традиционную культуру. При этом глобализация «не признает никакие коллективные идентичности и локальности»5, она унифицирует все сферы жизни общества, что приводит к потере существовавших стереотипов поведения, сформировавшихся нравственно-этических понятий и духовных ценностей.

Человек в течение сотен лет вырабатывал нормы выживания в сообществе, где формировались культурные особенности, основанные на традиционной форме культурной деятельности. «Традиции в широком смысле, в совокупности определяющие в значительной степени лицо народа, образуют богатейший фон культуры, результат многовековой умственной и практической деятельности народа»6.

Форма галереи как основного места для проведения выставок сложилась в Абхазии относительно недавно, хотя «история народной эстетики и художественно-изобразительного мироощущения абхазов присутствует еще в произве-

1 Разгон А.М. Этнографические музеи в России. (1861-1917) / Очерки истории музейного дела в России. Вып. III. М.: 1961. С. 249.

2 Зыков И.Я. О некоторых искривлениях в экспозициях технико-экономических выставок / Советский музей. 1933, № 2. С. 46.

3 Федоров Н.В. Выставка 1889 г. / Федоров. Соч. М.: 1982. С. 56.

4 Минц Н.В. Экспозиционные приемы и новые технические средства, применяемые в зарубежных музеях. М., 1968. С. 23.

5 Татунц С.А. Национальное государство: этничность и границы в глобализационных процессах.

6 Инал-ипа Ш.Д. Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Сухуми: Ала-шара, 1973.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

141

Научные сообщения

дениях средневековой храмовой живописи и народных ремеслах, в домотканых изделиях и других оригинальных памятниках народного творчества»7. Археологический материал свидетельствует о том, что произведения изобразительного искусства создавались в Абхазии с древнейших времен. В народе сохранилась традиция показывать свои творения (изделия из камня, металла, рога, кости, дерева, ткацкие изделия) в специально возведенных для этих целей постройках, во время народных праздников — в исторических местах: в Лыхнаште и Мыкаште.

Значимость традиционной народной культуры в первую очередь проявляется в кризисные моменты жизни общества, когда само существование народа подвергается угрозе. Это особенно зримо в тех регионах бывшего Советского Союза, которые оказались в зоне военного конфликта, например в Абхазии. По ее территории издавна проносились войны, уничтожалась материальная и духовная культура. Все завоеватели стремились лишить народ его прошлого, его истории, культурной традиции. Воспользовавшись развалом СССР, правительство Грузии развязало грузино-абхазскую войну (1992-1993 гг.), которая стала настоящей гуманитарной катастрофой для многонационального населения Абхазии. 25 августа 1992 г. командующий грузинскими войсками в Абхазии Г. Каркарашвили заявил о намерении уничтожить весь 97-тысячный абхазский народ8. При этом стояла задача уничтожения народа не только физически, но и уничтожения его традиций, его истории и культуры.

В первые дни оккупации Сухума грузинскими военными были сожжены Абхазский государственный архив, Абхазский институт языка и литературы со всеми накопленными историческими и научными материалами, разграблен Абхазский государственный музей. В течение войны уничтожались культурные и исторические памятники, подвергались бомбардировке храмы и музеи.

Однако, как показывает история, «в кризисные моменты нация начинает поиск духовной опоры в пластах собственной культуры», а «драматический опыт, пережитый народом, убедительно продемонстрировал, что национальное самосознание и в наши дни остается показателем его этнической жизнеспособности, стержнем его культурного и этнического развития»9. Неслучайно в годы такой войны продолжалась активная творческая деятельность, сочинялись новые песни, работал Абхазский драматический театр, создавали свои полотна художники. Важная роль в сохранении духовной культуры народа, в развитии творческой активности личности принадлежит и выставочной деятельности, в частности выставкам художественно-эстетического цикла, ибо «искусство есть независимая моральная ценность народа»10. Поэтому неудивительно, что в первые послевоенные годы возобновили свою работу выставочный зал Союза художников, Абхазский государственный музей, открылись этнографические и мемориальные музеи в городах Гудаута, Гагра, Ткварчал, Новый Афон.

7 Абхазское искусство. Авторы и составители: Аджинджал Б.М., Иваненко Ю.М. СПб. 2004 г.

8 Ачугба Т.А. Этнические и демографические факторы грузино-абхазского конфликта. Абхазоведение: история, археология, этнология. Сб. научных статей АбИГИ АНА. Сухум, 2004.

9 Там же.

10 Князь Александр Чачба (Шервашидзе). Статьи об искусстве. Сост. Аджинджал Б. СПб. 1998.

142

Выпуск 3 2013

Е.М. Лабахуа

Создан музей в Министерстве обороны. Открылись выставочные залы в г. Гу-даута и частная галерея в г. Сухум.

Тогда же было создано новое творческое объединение — Союз свободных художников, с которым сотрудничали не только художники, но и историки, писатели, журналисты, ученые. Такое сотрудничество давало возможность осуществлять различные культурные проекты в полном объеме: от начала — возникновения идеи — до создания экспозиции в выставочном зале.

Среди них, например, проект по созданию серии исторических реплик, представленных на выставках «Холодное оружие Абхазии» и «Ожившая история»; выставки старинных фотографий, первых абхазских марок; выставки живописи и графики, на которых были представлены иллюстрации к нартскому эпосу Б. Джапуа, графические работы по абхазским мифам В. Воуба.

Особый успех выпал на долю экспозиции исторических реплик — «Вооружение абхазских воинов». Посетители увидели не просто историческую реконструкцию, когда художники создают функциональные и исторически верные копии. Перед зрителями предстали художественно привлекательные предметы, произведения искусства, воссоздающие специфику национального менталитета. Особенностью выставки явилось еще и то, что она стимулировала проведение исследований и дальнейшее развитие отраслей производства, связанных с созданием уникальных предметов холодного оружия: это изготовление сварного дамаска, обработка металла, кожи, ткачество. Кроме того, выставка способствовала возрождению интереса к традиционным способам и формам изготовления холодного оружия, что проявилось в возникновении нескольких новых мастерских по его изготовлению, а это — прямой выход в сферу производства сувенирной продукции, столь необходимой туристически привлекательной Абхазии.

Таким образом, первый опыт показал, что при правильной организации выставочного пространства и продуманной тематике выставляемых работ можно в ходе экспозиции сформировать у посетителей эмоциональное отношение к окружающей действительности, стимулировать у них эмоционально-образную, художественно-познавательную активность, способствовать не только росту интереса к национальной культуре и ее духовным ценностям, но и развитию национальной экономики.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.