Научная статья на тему 'Воспитательные влияния медиасреды: в поисках равновесия'

Воспитательные влияния медиасреды: в поисках равновесия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАСРЕДА / ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАСРЕДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательные влияния медиасреды: в поисках равновесия»

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева воспитательные влияния медиасреды: в поисках равновесия

Активное развитие медиасреды в течение последних десятилетий связано с рядом противоречивых явлений. Еще в середине прошлого столетия М. Маклюэн, один из основоположников теории медиа, определил это понятие как «посредника» между человеком и окружающим миром. Сегодня медиасреда не просто опосредует восприятие действительности, а сама продуцирует новую действительность. Развитие сетевых технологий, в частности Интернет, привело к необходимости расширения трактовки «медиа» применительно к новым условиям: так появились понятия «социальные медиа» (social media), «электронные медиа». Эти новые явления интересны своей природой: пользователи сами в совместной деятельности создают общий контент (user generated content). Таким образом, современная медиасреда развивается в двух направлениях: с одной стороны, под влиянием внешних социальных процессов; с другой — под влиянием активности каждого конкретного ее субъекта.

Развитие личности современного молодого человека осуществляется в активно развивающейся, меняющейся медиасреде. Медиасреда становится привычным и естественным окружением: в ней происходит реализация всех составляющих жизнедеятельности — профессиональной сферы, досуга, межличностного общения. Происходит перенос основных видов деятельности в медиасреду, а следовательно, меняются стиль жизни, структура досуга, организация профессиональной деятельности, привычные каналы получения информации, способы работы с информационными ресурсами, характер межличностных взаимодействий. Медиасреда является источником новых социальных ценностей, норм, установок, стратегий поведения, потребностей, интересов, систем отношений, структуры смысловых координат человека [3].

В условиях информатизации включение в медиасреду происходит с первых дней жизни: она является одним из важных факторов социализации. Не случайно поколение конца XX — начала XXI века в научной и публицистической литературе характеризуется как «homo virtualis», «net generation», «the millenials» [4].

Сегодня закономерен вопрос: возможно ли в медиасреде решение традиционно важных для педагога задач воспитания? Является ли медиа среда источником воспитательных влияний, при каких условиях? В качестве ответов на эти вопросы рассмотрим ряд приемов, которые может использовать педагог с целью реализации воспитательного потенциала медиасреды.

Во-первых, в медиасреде особую ценность приобретают приемы предоставления вариантов выбора стратегий деятельности — побуждение, стимулирование, столкновение, прояснение позиций. Медиасреда сама по себе имеет большую вариативность выбора. В частности, существуют две противоположные концепции, которыми руководствуются субъекты среды — этического абсолютизма и этического прагматизма.

Первая концепция запрещает использовать материалы, подученные этически некорректным (или даже нелегальным) путем. Примером такой стратегии поведения является защита авторских прав. Вторая концепция предполагает возможную выгоду от применения материалов такого рода. Наиболее ярким примером в данном контексте является проект WikiLeaks [1].

Приемы, связанные с предоставлением выбора, традиционно используются социальными педагогами: происходит внедрение в альтернативную социальную среду, а затем

«-» и т-.

перестроение этой среды путем непрямых, осторожных влияний. В современном мире

и и и т т и

такой альтернативной средой является медиасреда. Изнутри подстраиваясь к ней, педагог начинает перестраивать, влиять, незаметно воздействовать на ее субъектов. Такой механизм адекватен медиасреде и более действенен для современной молодежи. Поэтому и следует реализовывать эти непрямые методы и тонкие взаимодействия. В медиа-среде необходимо не внешнее управление со стороны педагога. Педагог перестает быть непререкаемым носителем ценностей, который знает, как и что надо правильно делать и передает свой опыт. На первый план выходит задача стимулирования внутренних, рефлексивных действий со стороны развивающейся личности: поиск, постановка задач и их решение, осознание их значения для себя, для реализации своих целей. В данном случае важно принятие личностью своего решения, а также соотнесение его с интересами других — сотрудничество в поиске смыслов и ценностей. Необходимо последовательно и постепенно предлагать варианты выбора таким образом, чтобы субъект сам сделал выбор, принял решение.

Во-вторых, продуктивными являются приемы влияния на субъектов медиасреды через ее лидеров, авторов наиболее популярных мнений. Специфика современной медиасреды состоит в интересном двустороннем процессе. С одной стороны, происходит отчуждение

о и о / 1

знаний, а также ценностей от их традиционных носителей (людей) и фиксация их в разнообразных медиаресурсах. С другой стороны, каждому человеку необходимо отобрать, присвоить, а иногда и трансформировать значимые для него ценности и знания из этой многообразной среды. Основная проблема состоит именно в выборе этих ценностей. Не случайно авторитетность мнений многих блогеров сегодня аналогична авторитетности мнений известных политических или культурных деятелей. Наблюдается серьезное влияние авторитетных коммуникаторов. В этом качестве могут выступать социальные партнеры, успешные выпускники, работодатели.

Лидеры мнений первыми воспринимают информацию, реагируют на вызовы медиа-среды, откликаются на них, становятся своеобразными передовыми источниками информации, с помощью которых можно воздействовать на основную аудиторию субъектов медиасреды. Лидеры мнений могут стать не только субъектами самовоспитания, но и субъектами воспитывающих взаимодействий с партнерами, проявляя тем самым стремление к самоактуализации, самореализации. Именно из таких лидеров в дальнейшем могут «вырасти» будущие политики, управленцы, менеджеры. При выборе лидеров мнений важно работать дифференцированно с фокус-группами, учитывая особенности конкретной аудитории воспитательных взаимодействий.

С позиций интеграции воспитательных влияний, медиасреда позволяет использовать такие приемы, как представление докладов, сообщений, выступление в роли специалиста. Происходит тренинг в передаче и трансляции своей позиции, отношений, взглядов. Кроме того, интересно проведение интервью с работающими специалистами, выявление их ценностей, отношений. В таких условиях происходит осмысление и выработка собственной позиции как материал для последующих сетевых обсуждений. Могут использоваться игровые приемы с распределением ролей: игра-отстаивание своих позиций,

деловые игры, компьютерные игры (озвучивание роли мультипликационных героев, определение линии поведения, поступков в вымышленных ситуациях). Совокупность этих приемов и будет в конечном итоге задавать воспитывающий потенциал среды. Интересным примером в данном контексте является проект «Современники Шекспира: электронное научное издание», который направлен на разработку и поддержание электронного образовательного ресурса, освещающего историко-культурный контекст творчества этого автора. По сути, ресурс представляет собой точку доступа к разветвленной базе данных, в которую включены библиография, переводы, исторические справки, а также новости о последних научных исследованиях по данной тематике. Однако особая ценность данного ресурса заключается в возможности любого заинтересованного пользователя внести свой вклад в изучение творчества Шекспира: предоставить свой перевод, поделиться интересной информацией, задать вопрос специалистам. Процесс извлечения ценностей из ресурсов медиасреды, который является неотъемлемой частью профессионального развития, происходит в ходе реализации подобных приемов.

В-третьих, медиасреда имеет большой потенциал в использовании приемов самоорганизации. Наиболее ярко такие приемы проявляются в социальных сетях. Субъект может реализовать себя в инфокоммуникациях: представить продукты своей творческой или информационной деятельности на суд других и получить одобрение, поддержку, критику, отзывы. На основании полученного отклика происходит осознание и планирование дальнейших действий. Субъект может включиться в социальные сети массовых взаимодействий, в социально полезную деятельность (народные закладки, вики-статьи, волонтерство, социальные будильники). Не случайно, например, популярными приемами социальных сетей являются расширение спектра друзей, получение откликов, отзывов, комментариев. Можно для решения подобных задач также использовать такие приемы, как размещение видео или фото, их рейтингование, комментирование, обсуждение. Воспитательным потенциалом обладает совместная распределенная сетевая деятельность, например, сетевые проекты, сетевое совместное творчество. Основной смысл таких воспитательных механизмов заключается в выполняемой деятельности, социальном взаимодействии, переживании общности с другими.

В-четвертых, важным является использование приемов, уже хорошо проверенных практикой массовой коммуникации. Они заключаются в создании однонаправленных коммуникационных потоков воспитательного назначения. Такие информационные потоки реализуют программу воздействия на сознание развивающегося человека через каналы массовых коммуникаций — телевидение, электронные СМИ, радио, обращения известных людей. Это своеобразный аналог традиционных воздействий на сознание растущего человека, но с привлекательными и эффективными аудиовизуальными приемами.

В корпоративной среде любого образовательного учреждения могут функционировать специально подготовленные информационные каналы. Вместе с тем восприятие подобной специально адаптированной информации может помочь субъекту научиться вычленять, извлекать ценности не только из педагогически обработанных информационных ресурсов, но также из неадаптированных источников — средств массовой коммуникации [2]. Принципиально новым в медиасреде является возможность разностороннего анализа дискурсов, в которых субъекты профессиональной деятельности высказывают свои ценностные позиции, отношения. Примерами таких дискурсов являются виртуальные конференции, совещания, семинары и другие события профессиональной деятельности: виртуальный педсовет, сообщества учителей-практиков, сообщества повышения квалификации учителей. В интернет-дискурсах особую роль играют совместные обсуждения,

обменные действия, формирование позиции, установки, высказывание отношения, выражение мнения. В процессе реализации таких дискурсов происходит не только извлечение ценностей из ресурсов, но и их актуализация, осмысление, определение собственной позиции субъекта. В этих обсуждениях должны «высвечиваться» альтернативные подходы, позиции, установки; именно они должны стать предметом обсуждения.

В процессе таких взаимодействий происходит обмен продуктами деятельности педагогов и обучающихся (изобразительное, музыкальное, прикладное искусство, спортивные достижения); распространение информации о выставках, концертах, которые можно посетить; приглашение в кружки, студии, секции, в которые можно включиться; виртуальные конкурсы (на лучшее эссе, стихотворение — именно такие конкурсы служат стимулом развития сетевой литературы); демонстрация коллекции корпоративных музеев и проекты по их использованию.

Воспитательные влияния также реализуются через медиаресурсы, отражающие общественную жизнь образовательного учреждения: корпоративное телевидение, интернет-радио, газеты и журналы не только в традиционной, но и в электронной форме. На базе таких ресурсов происходит обсуждение в сетевой среде актуальных проблем, выражение мнений, позиций, отношений. На базе таких ресурсов могут возникать и ресурсы более широкой социальной деятельности, связанные с волонтерством. В перечисленных ресурсах медиасреды важна не констатация фактов, а обозначение проблем развития, организация совместного поиска, обсуждений, нахождений примеров, образцов. Важно предъявлять образцы деятельности людей, которыми гордится школа, вуз, факультет, кафедра, их обсуждать совместно. Тогда появится возможность выявлять ориентиры для дальнейшего развития, предлагать темы исследований, творческих работ, актуальные для заказчиков и работодателей.

Примером может служить опыт школ, которые каждую неделю объединяют в сетевые обсуждения волнующих тем учителей и школьников и организуют их просмотр на классном часе. Также примерами являются вузовское и школьное телевидение, медиацентры, газеты, журналы, которые могут функционировать не только в печатном, но и электронном виде с интернет-дискурсом, выявляющим актуальные темы, разные подходы к их освещению, возможные пути решения проблем. Поэтому такие коммуникации сетевой среды для решения задач воспитания следует специально организовывать.

Медиасреда развивается по своим законам, в ней изначально заложены противоречивые системы ценностей. Таким образом, эта среда априори не адаптирована к реализации положительных воспитательных влияний. Ведь в широком смысле под воспитанием понимается целенаправленные влияния на личность в соответствии с нормативными социокультурными моделями. Оценка этих моделей, проектирование возможных воспитательных влияний, насыщение медиасреды ценностями — таковы основные вопросы, которые сегодня решает педагог.

Литература

1. Дженкинс П. Абсолютистский, прагматический и реалистический подходы к этике исследований в цифровой гуманитаристике: случай коллекции Шнеерсовна // Науки о культуре в перспективе «digital humanities»: Материалы Международной конференции 3-5 октября 2013 г., Санкт-Петербург / Под. ред. Л. В. Никифоровой. СПб.: Астерион, 2013.

2. Носкова Т. Н. Вызовы века: педагогика сетевой среды: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013.

3. Скородумова О. Б. Виртуальная личность и свобода // Вестник МГУ. Сер. «Философия». 2004. № 2.

4. Ghaith G. An exploratory study of the achievement of the twenty-first century skills in higher education // Education + Training. 2010. Vol. 52. No. 6/7.

И. В. Шпекторенко

научные подходы к определению понятия «информационная среда»

Современное развитие данного научного направления требует решения проблемы разработки концептуальных, теоретических и методологических подходов к определению понятия «информационная среда», в частности информационной среды организации, теоретических основ классификации информационных сред. Цель статьи — теоретическое обоснование научных подходов и методов, способных предоставить необходимый методологический инструментарий для определения понятия «информационная среда».

1. Структурный подход отвечает на вопрос: «кто делает»?, то есть кто (какое структурное подразделение) должен по характеру профессиональной специализации решать определенную функцию, задание организации. С этой позиции создание и деятельность каждого структурного подразделения должны направляться на выполнение определенных

1 U О и т т и

миссии, функций, заданий, полномочий, компетенции и т. д. Нередко структурный подход реализовывается в определении определенной структуры (как упорядоченного, систематизированного перечня, совокупности, комплекса, а то и системы) процессов, явлений, действий, норм, а также функций, заданий; сама же структура возлагается в основу определенной системы. Данный подход базируется на принципе доминирования

«-» «-» г 1

роли разных типов организационной структуры при решении заданий организации [1. С. 266]. С этой позиции создание и деятельность каждого структурного подразделения должны направляться на выполнение определенных миссии, функций, заданий, полномочий, компетенции и т. д, в том числе и информационных.

Нередко структурный подход реализовывается в определении определенной структуры (как упорядоченного, систематизированного перечня, совокупности, комплекса, а то и системы) процессов, явлений, действий, норм, а также функций, заданий; а сама структура возлагается в основу определенной системы, системы информационного обеспечения организации. В особенности это касается непосредственной взаимозависимости некоторых из функциональных подсистем системы управления организацией в ходе их влияния на процесс и эффективность (результативность) управления. Следовательно, структурный подход в определении информационной среды может включать его понимание как определенных структурных подразделений организации, направленных на выполнение определенных функций, заданий (общих и специфических) и т. д., так и собственно понимание структуры последних, их описания, определения важности, последовательности в реализации общей миссии, целей деятельности организации (ее структурного подразделения).

2. Сущность нормативного подхода заключается в том, что он помогает найти те самые существенные признаки общего построения, которым информационная среда должна отвечать в идеале. Этот метод ориентирует руководство организации на разработку соответствующего идеала уклада информационной среды, направлений его во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.