Научная статья на тему 'Обеспечение информационно-коммуникационной безопасности медиасреды: проблемы и перспективы'

Обеспечение информационно-коммуникационной безопасности медиасреды: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
889
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИАСРЕДА / БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВА НИЕ / INFORMATION / COMMUNICATION / MEDIATRADE / MEDIA SECURITY / MEDIA EDUKATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мамедов Руслан Нураддин Оглы

Автор рассматривает проблемы информационно-коммуникационной безопасности современной медиасреды с целью разработки защитных механизмов от опасностей информационной среды. Выявлена взаимосвязь между обладанием современной информационной культурой и наличием защищенности от опасностей информационно-коммуникационной среды. Автор предлагаетконцептуальную модель социально-информационной безопасности и формирование системы медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE INFORMATION AND COMMUNICATION SECURITY OF MEDIA ENVIRONMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

The author considers the problem of information and communication security of modern media environment. The main purpose of the article the creation of of protective mechanisms against the dangers of information and communication environment. The author defines the term «social and information security» as a defense of social actors from negative information influence. This observation is confirmed by the data of sociological research. The author has developed a conceptual model of social security and offers the Organization of systematic media education for all age groups.

Текст научной работы на тему «Обеспечение информационно-коммуникационной безопасности медиасреды: проблемы и перспективы»

УДК 002:004.056 + 316.77 ББК Ч600.2

обеспечение информационно-коммуникационной безопасности медиасреды: проблемы и перспективы

Р. Н. Мамедов

Автор рассматривает проблемы информационно-коммуникационной безопасности современной медиасреды с целью разработки защитных механизмов от опасностей информационной среды. Выявлена взаимосвязь между обладанием современной информационной культурой и наличием защищенности от опасностей информационно-коммуникационной среды. Автор предлагает концептуальную модель социально-информационной безопасности и формирование системы медиаобразования.

Ключевые слова: информация, коммуникация, медиасреда, безопасность, медиаобразова-ние.

Актуальность настоящей работы обусловлена новыми тенденциями в формировании качественных характеристик масс-медиа. Становление информационно-коммуникационной среды является важнейшей характеристикой информационного общества. информационно-коммуникационная среда сформировалась в результате длительного исторического развития, в основании которого лежит прорыв в области создания технологий получения, переработки и передачи информации. В то же время ее необходимо рассматривать как среду, не сводимую к передаче фактических сведений, это, скорее, явление, связанное с новыми формами построения социальных взаимоотношений. Становление обозначенной среды качественно преобразует общественную жизнь и приводит к революционным сдвигам в экономической, социальной, культурной и других сферах.

именно в этот период происходит становление системы активных публичных коммуникаций, участниками которых становятся государственные, общественные и коммерческие организации, традиционные и социальные масс-медиа, отдельные личности. Проявление свойства кроссдисципли-нарности информационно-коммуникационной среды выражается в «размывании, проницаемости лексических границ различных отраслей знания, изучающих развитие человека и общества: социальной философии, коммуникологии, социологии (и, в частности, социологии массовых коммуникаций), психологии, каждая из которых интенсивно стала исследовать проблемы воздействия Сми на индивидуальное и массовое сознание» [3 с. 35].

Рождается принципиально новый информационный мир с новыми социальными характеристиками. Поскольку «информация представляет собой главный движущий фактор самоорганизующихся систем любой природы, включая и социальные», она определяет развитие эволюционных процессов, структуру и устойчивость возникающих при этом природных, социальных и искусственно создаваемых человеком систем, что определяет интенсивность и организацию информационного обмена [2]. именно эти характеристики определяют качество информационно-коммуникационных процессов,

под воздействием которых происходят социальные изменения.

Нелинейный характер представления информации — гипертекст, гипермедиа, схемы, графики, фотографии, отображение связей и отношений между частями информации, размещенной на многих компьютерах мира, во всемирной паутине, выступает особым видом коммуникации, особой формой организации передаваемых и порождаемых коммуникацией смыслов [1]. Благодаря интерактивности новых информационных технологий, сегодня каждый, имеющий доступ в сети может выступать как отправителем сообщения в органы государственного и муниципального управления, так и получателем информации от них через сайты или электронную почту. Сегодня в отличие от традиционных массмедиа, где получатель информации не участвует в конструировании сообщений, гипермедиа наводняется активными пользователями.

Сегодня интернет наряду с другими средствами коммуникации обеспечивает функционирование государственных учреждений. Сам интернет в целом никому конкретно не принадлежит. Не существует некой административной инстанции, которая в глобальном масштабе могла бы что-то разрешить или запретить. Все это осуществляется общественно-координационными усилиями. Все желающие акторы участвуют во всемирных форумах по организации развития интернет, предлагая пути решения проблем на глобальном и локальном уровне. А затем на уровне государств идут сложные процессы формирования информационного права.

В чем же проблемы?

Если в классической модели коммуникации лас-суэла важнейшим элементом являлось определение того, кто передает, то теперь в гиперкоммуникациях важнейшим становится тот субъект, который отбирает информацию и перерабатывает ее. С одной стороны, одна из опасностей средств массовых коммуникаций, функционирующих в данной меди-асреде, кроется именно здесь. Те, кто отбирают и перерабатывают информацию становятся главным источником, заинтересованным «задушить» тот или иной неугодный власть предержащим источник информации. Стоило только приоткрыть бывшему

Р. Н. Мамедов

Обеспечение информационно-коммуникационной безопасности медиасреды: проблемы и перспективы

сотруднику ЦРу завесу над секретностью слежения спецслужб СшА над теми, кто перебирает и обрабатывает информацию среди пользователей органов управления различных стран, ему стали угрожать расправой [1].

С другой стороны, власть имущим становится все труднее противостоять процессам распространения негативной для них информации в силу нелинейности и многоакторности информационных процессов. Законодательные и административные меры не могут решить все проблемы интернет-коммуникации. идет поиск новых форм институционального регулирования. интернет-сообщество на глобальном уровне предлагает различные подходы, не желая ограничивать свободу доступа к информации, избегая жестких мер законодательного регулирования. Примером этому является изобретение Нетикета на принципах саморегулирования, своеобразного кодекса информационной этики.

фактором, способствующим удержания метасистемы «личность-общество» от распада в условиях разрушения традиционных моделей социального контроля является развитие информационной культуры, в основе которой «самосознание субъектами культуры «ценностей, присущих информационно культурной личности» — духовных, моральных, эстетических, реализуемых в системе нормативной регуляции информационных процессов. Обладание современной информационной культурой выражается в «культуре саморазвития личности», «традициях информационно-коммуникационного взаимодействия и взаимовлияния» [2, с. 34]. «информационная культура находит свое проявление, во-первых, в умениях и навыках оперирования профессиональной информацией; во-вторых, в понимании всеобъемлющих законов информационного развития с целью построения комфортных и эффективных взаимоотношений с окружающей информационной средой; в-третьих, в способности к саморегуляции и самоанализу (рефлексии) собственного информационного поля и информационного поведения; в-четвертых, в продуктивной переработке репродуктивно воспроизведенной информации» [5, с. 206]. Становление и развитие информационной культуры — это социальный процесс, который развертывается как во времени, так и в пространстве. Ее системообразующим началом является теснейшая взаимосвязь с внешней средой, с которой она связана многими сетевыми «нитями». умение формировать эти «нити» во взаимодействии с внутренней культурой организации характеризует степень ее развитости. Становление информационной культуры происходит через формирование параметров порядка, выражающих обобщенные культурные смыслы социокультурного пространства информационного общества [2, с. 51].

Сегодня информационные потоки захлестывают не только руководителей, принимающих решения, но и всех, кто функционирует в медиапространстве. Те, кто читают, слушают и смотрят распространяемый в масс-медиа контент, подвергаются опасности информационной агрессии. Реципиенты, обладающие современной информационной культурой, в состоянии вычленить из информационного потока

ложь и правду, а также умеют сделать правильные выводы из полученной информации. Они в состоянии противостоять медиаугрозам.

Остальные же объекты медиавоздействия нуждаются в защите от негативного воздействия масс-медиа. Речь идет фактически о координации двух противоречивых тенденций — «целенаправленной работе по формированию нового информационного пространства, которое создавало бы условия для приращения разумности человека, увеличения степеней свободы личности и отдельных социальных групп, расширяя их возможности активно участвовать в глобальных процессах, повышая значимость отдельных личностей и их влияние на социальные процессы», но в то же время обеспечивало бы безопасность личности, государства и общества, уменьшая воздействие негативных аспектов [1]. «Знание законов, по которым формируется и самоорганизуется культурное ядро человеческого сообщества, применение технологий формирования направлений тенденции развития культурного ядра, информационной культуры социальных сообществ позволяет влиять на трансформацию и создание новых долговременно живущих параметров порядка, которые будут задавать образцы поведения индивидов и способ их мышления на практически безграничной территории» [2, с. 51]. По этим причинам, чрезвычайно актуальным является исследование проблем обеспечения безопасности как самих средств массовой информации, так и их аудитории от нежелательного воздействия масс-медиа. логика общественного развития выдвигает эти проблемы в число первоочередных. Без их решения невозможно дальнейшее устойчивое общественное развитие и обеспечение безопасности личности, общества и государства в политической, экономической, социальной, духовной, военной и других областях.

Таким образом, сегодня необходимо обратить внимание на проблемы информационной безопасности личности, общества и государства. информационную безопасность автор определяет как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания своей жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития. исходя из всего сказанного, можно констатировать, что информационная безопасность — это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных либо стихийно возникающих информационных потоков, осуществляемых в интересах регрессивных, реакционных или эктремистски настроенных политических и социальных сил и направленных на осознанную деформацию общественного и индивидуального сознания, следствием чего выступает девиантное поведение личности, усиление социально-политических, экономических и духовных коллизий, нарастает, развивается и закрепляется психологическая и психическая напряженность социума. В этих условиях определяющее значение имеет социально-информационная безопасность,

Социология

которая представляет собой зашиту акторов различных уровней общности, масштаба, системно-структурной и функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы.

Проведенное социально-диагностическое исследование показало, что главными информационными угрозами информационно-коммуникационной среды является наличие деструктивного и мани-пулятивного информационного воздействия на ее акторов. Основными причинами этого являются широкое распространение информационно-телекоммуникационных технологий, что позволило расширить состав людей, получивших возможность преднамеренного информационного воздействия на своих адресатов будь то клиенты, оппоненты или электорат.

Очевидно, что организация и реализация такого информационного воздействия для заинтересованного субъекта обходится значительно дешевле, чем организация и реализация других мер принуждения, а возможный эффект от информационного воздействия может вполне удовлетворить. усиливает эффект воздействия неспособность основной массы населения разобраться в обрушившемся на них информационном потоке, вскрыть попытки преднамеренного информационного воздействия на них и организовать грамотную защиту от них, создавая этим благоприятную почву для широкого применения негативного информационного воздействия. Так, не случайно, на вопрос нашего исследования «что бы вы предложили для развития способности формирования навыков распознавания манипулятивной составляющей информационного влияния на личность?» опрошенные нами респонденты назвали специализированные тренинги, курсы (22,8%), специальные предметы в учебных заведениях (25,3%), а также разъясняющие и аналитические передачи на ТВ и в прессе (42,4%).

На вопрос «Для какой категории молодых людей это наиболее актуально?» — учащихся средних классов школ, старшеклассников, студентов? Подавляющее большинство (54,9%) ответило, что для всех категорий независимо от возраста и социального положения.

На вопрос «Считаете ли вы, что умение критически относиться к различной по содержанию информации в основном связано с развитием системы образования, институтов демократии и гражданского общества в нашей стране?» подавляющее большинство ответило утвердительно (69,2%). Все это свидетельствует о понимании респондентами важности обсуждаемой проблемы и увязывании ее с процессом всестороннего и динамичного развития современного российского общества.

По нашему мнению, противостоять этим процессам можно только создав в рамках каждой организации независимо от ее уровня и профиля деятельности систему информационной безопасности, построенную на предложенной авторской концептуальной модели социально-информационной безопасности. Положения данной модели задают характер функционирования системы обеспечения безопасности, который создает: а) возможность

идентификации угроз по их признакам, оценки вероятного характера их проявления, развития и завершения, оценки опасных факторов и степени их угрозы персоналу, клиентам, структурам и процессам управления; б) возможность разработки методов, способов и приемов минимизации ущерба от деструктивного и манипулятивного преднамеренного информационного воздействия; в) возможность проработки целесообразных реакций субъектов безопасности при возникновении угроз, которые не были предусмотрены.

Подводя итоги, отметим, что особенно важно формирование обозначенных выше компетенций у государственных деятелей. их подготовка — важнейшая задача на современном информационном этапе развития. «государственные руководители должны опережать время, обеспечивать реальный анализ будущего, уметь предвидеть проблемы, прогнозировать риски, опасности и угрозы, обосновывать приоритеты развития общества, определять адекватные способы и технологии решения проблем, не бояться брать ответственность на себя, выступая реальными лидерами социальных перемен» [4, с. 45]. Большое внимание должно быть также уделено организации медиаобразования детей. В России уже складывается такой опыт. Так, по инициативе уполномоченного по правам ребенка в челябинской области маргариты Павловой была проведена акция «медиаличности о медиабезопасности» в школах города челябинска. Региональное министерство образования разработало методические рекомендации для детей, родителей и педагогов и направила их в каждую школу области, а также разместила учебные курсы по медиабезопасности на официальном сайте уполномоченного по правам человека в челябинской области. данные уроки стали обязательными для всех школьников области [7].

Литература

1. Василенко, В. И. Масс-медиа в условиях глобализации: информационно-коммуникационная безопасность / В. И. Василенко, Р. Н. Мамедов. — М. : Проспект, 2014.

2. Василенко, Л. А. Информационная культура в системе государственного управления / Л. А. Василенко, И. Н. Рыбакова. — М., 2004.

3. Василенко Л. А. Методологический семинар «Кросс-дисциплинарный синтез знаний как источник власти и лидерства для глобальных и локальных «точек сборки»: вызовы Науке и Образованию» /Л. А. Василенко // Государственная служба. — 2013. — № 4.

4. Василенко Л.А. Формирование и реализация инновационных компетенций чиновников в условиях глобализации / Л. А. Василенко // Государственная служба. — 2014. — № 2. — С. 42—45.

5. Зотов В. В. Становление информационно-коммуникативной среды современного общества: социологический анализ институциональных трансформаций /В. В. Зотов. — Курск, 2007.

6. Селевко, Г. Медиаобразование — защита от манипулирования сознанием / Г. Селевко // Народное образование. — 2005. — № 9. — С. 127—131.

7. Учебные курсы по медиабезопасности для старших, средних и младших школьников [Электронный ресурс] // Уполномоченный по правам человека Челябинской области : сайт. — URL: http://ombudsman74.ru/xcat/1154.

Поступила в редакцию 25 мая 2015 г

Р. Н. Мамедов

Обеспечение информационно-коммуникационной безопасности медиасреды: проблемы и перспективы

МАМЕДОВ Руслан Нураддин оглы — соискатель, Институт государственной службы и управления персоналом (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), г. Москва, пр. Вернадского, 82, стр. 1; начальник Управления делами губернатора и правительства Московской области. Адрес: 143407, г. Красногорск, бульвар Строителей, д. 1. E-mail: 9248477@ gmail.com

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2015, vol. 15, no. 3, pp. 70—73

ensuring the information and communication security of media environment: problems and prospects

R. N. Mamedov, Deputy Head of the Department of the Governor and the Government of the Moscow Region, Krasnogorsk, Russian Federation, 9248477@gmail.com

The author considers the problem of information and communication security of modern media environment. The main purpose of the article — the creation of of protective mechanisms against the dangers of information and communication environment. The author defines the term «social and information security» as a defense of social actors from negative information influence. This observation is confirmed by the data of sociological research. The author has developed a conceptual model of social security and offers the Organization of systematic media education for all age groups.

Keywords: information, communication, mediatrade, media security, media edukation.

References

1. Vasilenko L.A., Rybakova I.N. Informacionnaja kul'tura v sisteme gosudarstvennogo upravlenija. M., 2004. [Vasilenko L.A, Information culture in public administration. Moscow, 2004].

2. Vasilenko V.I., Mamedov R.N. Mass-media v uslovijah globalizacii: informacionno-kommunikacionnaja bezopasnost'. M.: Prospekt, 2014. [Vasilenko V.I., Mamedov R.N. Mass media in the context of globalization: information and communication security. M .: Prospectus 2014. ].

3. Vasilenko L.A. Metodologicheskij seminar «Kross-disciplinarnyj sintez znanij kak istochnik vlasti i liderstva dlja global'nyh i lokal'nyh «tochek sborki»: vyzovy Nauke i Obrazovaniju» // Gosudarstvennaja sluzhba. 2013 № 4. [Vasilenko L.A. Methodological seminar «Cross-disciplinary synthesis of knowledge as a source of power and leadership for the global and local «assembly points»: Challenges of science and education» // Sivil Service. 2013. № 4.]

4. Vasilenko L.A. Formirovanie i realizacija innovacionnyh kompetencij chinovnikov v uslovijah globalizacii // Gosudarstvennaja sluzhba. 2014. № 2. S. 42—45. [Vasilenko L.A. The formation and implementation of innovative competence of officials in the context of globalization // Sivil Service. 2014. № 2. P. 42—45.

5. Zotov V.V. Stanovlenie informacionno-kommunikativnoj sredy sovremennogo obshhestva: sociologicheskij analiz institucional'nyh transformacij. Kursk, 2007. [Zotov V.V. Formation of -communicative environment of modern society: a sociological analysis of institutional transformation. Kursk 2007].

6. Selevko G. Mediaobrazovanie — zashhita ot manipulirovanija soznaniem. // Narodnoe obrazovanie, 2005. № 9. S. 127131. [Selevko G. Media Education — protection against manipulation of consciousness. // Narodnoe obrazovanie. 2005. № 9. P. 127-131.]

7. Training courses on media safety for senior, middle and junior schoolchildren. http://ombudsman74.ru/xcat/1154.

Received May 25, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.