Научная статья на тему 'Воспитательные технологии в сфере художественного образования'

Воспитательные технологии в сфере художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ART EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балина Татьяна Геннадьевна

В статье предлагается анализ понятия «воспитательная технология». Определен комплексный подход в современных технологиях воспитания. Выявлены возможности использования воспитательных технологий в сфере художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses the concept «educational technology». The comprehensive approach in modern technologies of education are identified. The opportunities for using educational technologies in the field of art education are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Воспитательные технологии в сфере художественного образования»

УДК 37.025

Т. Г. Балина

Волгоград, Россия

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание, воспитательные технологии, художественное образование.

АННОТАЦИЯ. В статье предлагается анализ понятия «воспитательная технология». Определен комплексный подход в современных технологиях воспитания. Выявлены возможности использования воспитательных технологий в сфере художественного образования.

Т. G. Balina

Volgograd, Russia

EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN ART EDUCATION

KEYWORDS: education, educational technology, art education.

ABSTRACT. The author analyses the concept «educational technology». The comprehensive approach in modern technologies of education are identified. The opportunities for using educational technologies in the field of art education are revealed in the article.

В настоящее время в педагогике достаточно активно проводятся исследования в области использования педагогических технологий в образовательном процессе. Многими учеными и практиками приводится ряд положительных примеров, подтверждающих эффективность применения разнообразных технологий обучения и воспитания. Однако следует заметить, что недостаточно разработан вопрос о применении воспитательных технологий в художественном образовании, нахождения комплексных подходов в вопросах становления личности воспитуемого в условиях творческой деятельности.

В нашем исследовании мы ставим цель - рассмотреть понятие «воспитательные технологии» и выявить возможности их использования в сфере художественного образования.

Прежде всего, технология рассматривается как искусство педагогического мастерства [6. С. 26].

95

Н.Е. Щуркова в монографии «Педагогическая технология» рассматривает вопросы педагогического воздействия в процессе воспитания учащихся. Она считает, что воспитательные технологии - «это сумма и система научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей» [6. С. 15].

Под воспитательными технологиями О.В. Еремкина понимает «систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспи-туемых к общечеловеческим культурным ценностям». [1. С. 2].

По мнению О.В. Еремкиной воспитательная технология позволяет систематизировать воспитательный про-

цесс, состоящий из взаимосвязанных этапов и пошаговых действий.

В современных технологиях воспитания ученые (В. П. Беспалько, И. П. Подласый, В. А. Сластенин,

Н. Е. Щуркова и др.) выделяют, как правило, комплексный подход:

- влияние на все сферы личности воспи-туемого: сознание, чувства, поведение;

- органичное слияние воспитания (внешних педагогических воздействий) с самовоспитанием личности;

- единство и координация всех социальных институтов, имеющих отношение к воспитанию;

- деятельностный подход, т.е. формирование личности через систему деятельности;

- системный подход к процессу воспитания, управления им и координация: учет уровня развития воспитуемого, условий протекания воспитательных мероприятий; единство целей, содержания, форм и методов воспитания.

Воспитательная деятельность -это серия заранее планируемых, подготовленных и взаимосвязанных действий, направленных на реализацию воспитательной цели, в ходе которых у воспитуемых формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. [4. С. 424].

И. П. Подласый различные виды воспитательных дел рассматривает как «технологию воспитания»: социально-ориентированные воспитательные дела, этические воспитательные дела, эстетические и физкультурные воспитательные дела, экологические и трудовые воспитательные дела, компьютерная поддержка воспитания [5. С. 521].

Большим воспитательным потенциалом обладает сфера художественного образования. Согласно официальному определению художественное образование - это «процесс овладения и присвоения человеком художественной

96

культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства» [3. С. 1].

Средствами искусства идет формирование внутренних духовных основ воспитуемого. А. А. Мелик-Пашаев отводит важную роль художественному образованию в приобщении к духовным ценностям и становлении личности [2. С. 355].

В ходе нашего исследования на основе анализа педагогической и методической литературы, мы выявили, что становление обучающихся в художественном образовании при использовании разнообразных воспитательных технологий будет осуществляться через следующие виды деятельности:

- познавательную деятельность (освоение и усвоение духовных ценностей и истин);

- практическую деятельность (восприятие готовых художественных образов и воспроизводство своих творческих устремлений);

- эстетическую деятельность (утверждение положительных образов и чувств);

- социокультурную деятельность (осознание себя как части социума).

Таким образом, в процессе разнообразной деятельности в художественном образовании, возможно использовать воспитательные технологии, которые позволяют систематизировать воспитательный процесс и осуществлять комплексный подход в вопросах становления личности воспитуемого. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что результаты работы могут составить основу для поиска новых педагогических решений в современной образовательной практике для дальнейшей разработки воспитательных технологий в сфере

художественного образования с учетом комплексного подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Еремкина О.В. Воспитательные технологии // Классный руководитель, 1998, № 5, с.2.

2. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного творчества // Основные современнее концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. С.349-360.

3. О концепции художественного образования в Российской Федерации. Приказ Минкультуры РФ от 28 декабря 2001 г. N 1403

4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 640с.

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Общие основы. Процесс обучения. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн / И.П. Подласый. -М.: ВЛАДОС, 2003.-Кн. 1.-576 с.

6. ЩурковаН.Е. Педагогическая технология. 2-е изд., доп. / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. 224 с.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.