Научная статья на тему 'Воспитательные меры противодействия вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера'

Воспитательные меры противодействия вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / MORAL AND EDUCATIONAL MEASURES / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / OPPOSITION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / MINOR / ВОВЛЕЧЕНИЕ / INVOLVEMENT / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / CRIMES OF A TERRORIST NATURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алиева С.Ю., Абдулкеримов И.З.

В данной статье приводятся нравственно-воспитательные меры противодействия вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера в Республике Дагестан. В частности, социально-экономическая ситуация в стране и высокая безработица почти не оставляют подросткам возможности выбора. На подростка растет давление тяжелого психологического климата, царящего в стране, в республике, в семье. Общение становится способом психологической разгрузки, необходимым в несовершеннолетнем возрасте. А взрослые при этом еще и стараются зарабатывать и на психологических проблемах подростков, подавая им алкоголь, наркотики, вредную идеологическую продукцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL AND EDUCATIONAL MEASURES TO COUNTER THE INVOLVEMENT OF MINORS IN CRIMES OF A TERRORIST NATURE

The article provides moral and educational measures to counter the involvement of minors in the Commission of terrorist crimes in the Republic of Dagestan. In particular, the socio-economic situation in the country and high unemployment don’t give teens much choice. A teenager feels pressure from a difficult psychological climate prevailing in the country, in the Republic and in the family. Communication becomes a way of psychological relief for teenagers. Adults use the psychological problems of teenagers, by feeding them alcohol, drugs, harmful ideological products.

Текст научной работы на тему «Воспитательные меры противодействия вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера»

школы, от мира взрослых, отклонения в поведении, нарушения в деятельности и отношениях, изменение ценностных ориентации являются последствиями образовательной (педагогической и социальной) депривации, поскольку в образовательной системе возможности человека в удовлетворении жизненно важных или личностно значимых потребностей периодически или длительное время ограничиваются [3, с. 56].

«Девиантный» - подчас означает всего лишь неудобный для взрослых. «Девиантный», «трудный», «отклоняющийся» - это общие понятия для больших групп подростков, отличных друг от друга, выдвинутые из-за практического удобства. «Трудный» потому, что к нему тяжело найти подход, он может быть одаренным, но гиперактивным, замкнутым, упрямым, отклоняющимся от принятых норм, страдающим хроническими заболеваниями и т. д. Причисление подростка к «трудным» связано с выраженностью не психосоматических, а поведенческих изменений. В поведении взрослого человека существуют формы, аналогичные детской трудности, которые, оставаясь в пределах нормы, представляют серьезные трудности, мешающие профессиональной деятельности, личной и семейной жизни. Если в его опыте отсутствуют какие-либо условия на возможность достижения успеха и своей полезности обществу, то он подтверждает отрицательную идентичность, продолжая выбирать формы поведения, которые усиливают её.

Д.И. Фельдштейн в своих трудах описывает, что при всех негативных чертах трудные подростки - вполне нормальные дети. У них поверхностно выражены все изменения, присущие детям подросткового возраста. У трудных подростков повышена сопротивляемость к воспитательным условиям и чувствительность к

Библиографический список

различным раздражителям окружающей среды. При педагогическом подходе, противоречащем нормам общества сопротивляемость подростка усиливается по мере того, как задевается «больное место». Исследование вопросов формирования личности трудного подростка и его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками дает возможность не только преодолеть проблемы воспитания, но и создать модель формирования личности «нормального» подростка.

Серьезные изменения происходят в мотивационной структуре коммуникативного процесса. Теряют актуальность отношения со взрослыми, родителями, учителями, первоначальную важность приобретают отношения со сверстниками, друзьями, ярко проявляется потребность в принадлежности какой-либо группе.

Подростковый период очень важен в развитии «Я-концеп-ции», в формировании самооценки как основного рычага поведения и деятельности, которая оказывает непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.

Все перечисленные характеристики детей подросткового возраста могут породить серьезные кризисные ситуации и как следствие - психологическое неблагополучие подростков, которое в крайних своих проявлениях ведет к наркотической и алкогольной зависимостям, суицидальным попыткам, подростковой агрессии и асоциальному поведению. В личном опыте подростков группы социального риска недостаточно тех внутренних мо-тивационных схем, в направлении которых они могли бы реализовать свою поисковую активность, а значит, они ориентированы на поиск во вне и являются зависимыми от условий той среды, в которую попадают.

1. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь: учебное пособие. Санкт-Петербург: Изд. «Союз», 2014.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 4-х т. Москва: Педагогика, 1991; Т. 4: Педология подростка.

3. Выготский Л.С. Педология подростка. Москва: Педагогика, 1931.

References

1. Bojko V.V. Trudnye haraktery podrostkov: razvitie, vyyavlenie, pomosch': uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izd. «Soyuz», 2014.

2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 4-h t. Moskva: Pedagogika, 1991; T. 4: Pedologiya podrostka.

3. Vygotskij L.S. Pedologiya podrostka. Moskva: Pedagogika, 1931.

Статья поступила в редакцию 22.11.17

УДК 371

Aliyeva S.Yu., Aliyevа S.Yu., Cand. of Sciences (Law), Department of Law and Humanitarian Disciplines, Branch of Dagestan

State University (Derbent, Russia), E-mail: alievasurizhat@yandex.ru

Abdulkerimov I.Z., Cand. of Sciences (economic), Associate Professor of economic, natural and mathematical sciences branch

of the Dagestan State University, (Derbent, Russia), E-mail: alievasurizhat@yandex.ru

MORAL AND EDUCATIONAL MEASURES TO COUNTER THE INVOLVEMENT OF MINORS IN CRIMES OF A TERRORIST NATURE. The article provides moral and educational measures to counter the involvement of minors in the Commission of terrorist crimes in the Republic of Dagestan. In particular, the socio-economic situation in the country and high unemployment don't give teens much choice. A teenager feels pressure from a difficult psychological climate prevailing in the country, in the Republic and in the family. Communication becomes a way of psychological relief for teenagers. Adults use the psychological problems of teenagers, by feeding them alcohol, drugs, harmful ideological products.

Key words: moral and educational measures, opposition, minor, involvement, crimes of a terrorist nature.

С.Ю. Алиева, канд. юр. наук, доц. каф. юридических и гуманитарных дисциплин Филиала Дагестанского

государственного университета, г. Дербент, E-mail: alievasurizhat@yandex.ru

И.З. Абдулкеримов, канд. экон. наук., доц. каф. экономических, естественных и математических наук Филиала

Дагестанского государственного университета, г. Дербент, E-mail: alievasurizhat@yandex.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВОВЛЕЧЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

В данной статье приводятся нравственно-воспитательные меры противодействия вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера в Республике Дагестан. В частности, социально-экономическая ситуация в стране и высокая безработица почти не оставляют подросткам возможности выбора. На подростка растет давление тяжелого психологического климата, царящего в стране, в республике, в семье. Общение становится способом психологической разгрузки, необходимым в несовершеннолетнем возрасте. А взрослые при этом еще и стараются зарабатывать и на психологических проблемах подростков, подавая им алкоголь, наркотики, вредную идеологическую продукцию.

Ключевые слова: нравственно-воспитательные меры, противодействие, несовершеннолетние, вовлечение, преступления террористического характера.

В профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера особо важны нравственно-воспитательные меры. Предлагаемая в данной работе концепция ранней профилактики вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера строится на классическом понимании того, что правовая социализация несовершеннолетних теснейшим образом связано с их нравственной социализацией. В совокупности меры по духовной, нравственной и правовой социализации направлены на формирование здорового правосознания, состоящего из укоренения личности в сознании своего духовного достоинства, личностной автономии и включенности себя в социальную целостность общества. Только при наличии трех этих компонентов в личности правосознание перестает быть ситуативным, неустойчивым или нигилистским - оно становится автономным, независящим от действия внешних обстоятельств [1].

Тем самым основное внимание в системе противодействия вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера должно уделяться их правильной социализации. Следует прививать им знание и уважение закона, понимание необходимости его соблюдения. Процесс родительского воспитания должен начинаться с раннего детства, специальное воспитание следует осуществлять в подростковом возрасте и самовоспитание должно происходить на протяжении всей оставшейся жизни. К сожалению, современные родители снимают с себя всякую ответственность за поступки своих детей, перекладывая ее на плечи учителей, друзей, улицы. Среди нравственно-воспитательных мер профилактики вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера важное значение имеет этическое направление предупреждения противоправного поведения. Результаты опроса показали, что в среде студенческой молодежи пессимистов в несколько раз меньше, чем среди подростков-правонарушителей (на основе ответов на вопрос анкеты: «Как ты оцениваешь свою жизненную ситуацию?»). Многие подростки «вообще не видят в жизни смысла».

Проведённый опрос в рамках нашего исследования выявил, что у пессимистов гораздо слабее проявляется интерес к жизни, в ней они часто не видят смысла. Они также доказали, что умение «устраиваться в жизни», добывать жизненные блага любым путем, утверждать и расширять свою позицию в жизненной борьбе как бы обратно пропорционально поиску реальной потребности смысла жизни. По нашему мнению, пессимизм способствует вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера. Конечно, безынициативность, отсутствие позитивных целей и созидательных планов еще не означает, что эти обстоятельства способствуют становлению преступного поведения. Но в то же время эта категория лиц в большей мере, как показали исследования, подвержена вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера.

В этой связи нас особо интересовали ответы на вопросы анкеты, касающиеся отношения молодых людей к государственной идеологии, к проблеме воспитания. На вопрос анкеты: «Нужна ли государственная идеология?» - более половины студентов (53%) высказались отрицательно (правда, и оставшаяся часть не ответила «да», оставив вопрос без ответа). Перед подростками-правонарушителями этот вопрос в анкете не стоял. Мы считали, что постановка такого вопроса перед подростками, которые по образовательному уровню находятся на порядок ниже, была бы не корректной. Однако, как показали результаты нашего исследования, они более активны были в ответах на вопрос: «Как ты считаешь, хорошим человеком рождаются или становятся?» На этот вопрос большинство подростков ответили (69,5%), что становятся. Каждый второй отметил, что в этом процессе решающую роль играют воспитание, образование и пример родителей, и каждый третий связывает позитивный характер этого процесса с самовоспитанием и личным упорством.

56,8% общего числа опрошенных студентов также считают, что личностью становятся. Также каждый второй студент (51,6%) считает, что в становлении личности решающим фактором является воспитание, образование и пример родителей, но личное упорство и самовоспитание большее число студентов (67,8%) признали приоритетным. Результаты опроса показали, что студенты на фоне активности подростков-правонарушителей выглядели инертными и неадекватными, а порой более скрытными.

Среди несовершеннолетних правонарушителей для каждого второго не существует нравственного идеала (среди студен-

тов - 38%). А среди тех, кто заявил, что такой идеал существует, число подростков-правонарушителей, назвавших своих родителей нравственным идеалом, составило 21,6% (среди студентов почти 40%) [2].

Основной вывод из анализа данных проведенного опроса заключается в том, что в неблагополучных семьях (в смысле не только в наличии педагогической безграмотности родителей, но и в невозможности материально обеспечить достойную жизнь своим детям), в которых отсутствие воспитания усугубляется аморализмом самих родителей, жестоким обращением с детьми и т. д., гораздо выше реальность вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера в значительной мере связано со снижением уровня духовности и нравственности. Это снижение в первую очередь продуцируется негативными процессами в социально-экономической жизни государства, которые напрямую влияют на нравственно-психологическую атмосферу в обществе. Данное обстоятельство особо обостряется при низком качестве воспитания и образования. В Республике Дагестан, как и во всей России в целом, по сути, ничего еще пока не сделано для формирования этой базисной нравственно «гигиенической» среды. С экранов телевидения на несовершеннолетних «льются» потоки агрессии, насилия, жестокости, из изученных работ российский криминологов не было встречено ни одного исследователя, который бы не признавал криминогенную роль демонстрации насилия и агрессии в СМИ (в отличие от зарубежных исследований, в которых, впрочем, расхождение абсолютного большинства авторов заключается лишь в степени признания криминогенного влияния СМИ). СМИ, особенно телевизионные компании, систематически не соблюдают требования ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», запрещающей распространять передачи, пропагандирующие культ насилия и жестокости.

Сегодня реальным может быть другой путь: это осуществление судебного контроля над СМИ, инициаторами которого в ситуации абсолютно бездеятельных правоохранительных органов могут быть заинтересованные члены общества.

Таким образом, предупреждение вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера заслуживает особого внимания, что связано со значимостью объекта уголовно-правовой охраны и высокой латент-ностью данного преступления.

Работа с неблагополучными семьями, в частности, учет и контроль родителей и детей из таких семей, должна вестись очень серьезно, так как существующая система мер ответственности взрослых не меняет их отношения к своим детям и их будущему. Именно по этой причине особое внимание государства по работе с такими детьми и родителями проявляется лишь тогда, когда в результате их действий нарушаются нормы уголовного закона и ставятся под угрозу или причиняется реальный вред наиболее важным общественным отношениям (физическому и психическому здоровью несовершеннолетних, имуществу, интересам семьи и т. д.).

В настоящее время необходимо повысить значение человеческого фактора, который в области борьбы с антисоциальными явлениями означает концентрацию внимания к личности преступника, что может позволить повысить эффективность процесса его исправления и ресоциализации, и личности потерпевшего как виктимологического фактора преступности. Одним из направлений профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступления террористического характера является использование нравственного потенциала религии. Анализ деятельности религиозных организаций показал, что они играют определенную роль в воспитании подрастающего поколения. Почти все религиозные учения призывают человека к добру и отказу от совершения преступлений и правонарушений. На современном этапе возникает острая необходимость принятия общереспубликанской программы по возрождению и удержанию нравственных ценностей среди молодежи. Пути нравственного оздоровления общества и воспитания нравственно здорового подрастающего поколения в последние годы многие ученые видят в использовании вековых традиций воспитания, заложенных в недрах этнической педагогики. По мнению ученых [3 и др.], только опираясь на исторический опыт семейного воспитания, мы в состоянии формировать у детей важнейшие нравственные качества: трудолюбие, преданность семье, гуманность, доброту, чуткость. Поэтому многостороннее и глубокое исследование механизмов вза-

имодействия поколений в семье, её педагогического потенциала и ресурсов, ее духовных сокровищ и нравственных ценностей весьма актуально.

Семейно-родовые традиции, обычаи, обряды, материнский язык формировали у подрастающих поколений лучшие человеческие качества. Семейно-родственные отношения продолжают иметь свои особенности в разных регионах. Они заключаются в следующем:

1) традиции и обычаи прошлого продолжают играть определённую роль в семье;

2) существует глава семьи с его авторитетом;

3) относительно распространенный характер носят сложные семьи, включающие одного или обоих родителей супругов, в основном мужа;

4) мать является хранительницей очага во многих семьях;

5) семья в структурном отношении более устойчива.

Нравственное воспитание в семье горцев осуществлялось

в тесной связи с трудовым воспитанием. И поэтому важнейшей особенностью традиционного семейного воспитания у народов Дагестана является воспитание в труде и деятельности. Дети с малых лет участвовали вместе с взрослыми в производственном процессе. Ярким показателем дагестанского трудового искусства стали изделия народных мастеров. Кубачинские златокузнецы, табасаранские и лезгинские ковровщицы, унцукульские мастера по насечке на дереве, испикские и балхарские гончары, губден-ские сапожники и вязальщицы, цумадинские и андийские буроч-ники унаследовали изумительное мастерство своих предков. Такой труд становится не только источником красоты, но средством эстетического и нравственного воспитания.

Воспитание уважения у растущего человека к взрослым, формирование высоконравственной личности считалось обязанностью всех взрослых. Горцы понимали, что воспитание подрастающего поколения нельзя «взваливать» только на семью, поэтому ни один взрослый человек не мог позволить себе безучастно смотреть, как ведут себя дети, чем они занимаются.

В основе традиционной системы семейного воспитания дагестанцев заложены высокий гуманизм, уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, пример родителей, комплексный подход к решению задач нравственного, трудового, физического воспитания, систематичность и последовательность воспитательного процесса [3].

Важнейшим в семейном воспитании были выработка и закрепление у детей таких качеств, как уважение к старшим, ро-

Библиографический список

дителям, к лицам противоположного пола, чувство долга и чести, честность, скромность, чувство собственного достоинства и т. д. Старшие поколения создали и передали потомкам множество различных методов, форм и средств воспитания, которыми успешно пользуются в горах и поныне. Часто применялись такие наиболее известные методы, как беседа, убеждение, пример, требование, поручение, приучение, упражнение, объяснение, обсуждение, поощрение, наказание, состязание. Глава семьи, которым везде был мужчина, чувствовал ответственность перед аульским джамаатом за воспитание и поведение детей и молодежи, был примером для всех в семье, его слово здесь было законом [4].

В традициях и обычаях распространены специальные методы социализации личности. К ним относятся приветствия, обращения, благопожелания, клятвы, проклятия, завещания. Опирающиеся на социальные, психологические, технологические факторы, эти методы создают целостную, устойчивую модель поведения человека в конкретной национальной среде.

Здесь можно согласиться с Д.З. Зиядовой [5], которая считает, что для того, чтобы прогрессивный опыт народной педагогики повсеместно работал на возрождение духовной и материальной культуры народов Дагестана, нужно оживить его во всех сферах образования, обучения и воспитания подрастающего поколения: в семье и по месту жительства, в школе, дошкольных учреждениях, в воспитании и обучении студентов, в производственных коллективах, в подготовке и переподготовке педагогических кадров [6].

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что традиции, обычаи и обряды народа всегда связаны с нравственными представлениями, его национальной психикой, которые порождены определенными общественными отношениями. Культурное и религиозное просвещение подрастающего поколения, приобщение его к ценностям национальной религиозной культуры необходимо. Приобщение к традиционной религиозной культуре может служить своего рода защитным механизмом от воздействия на его разум религиозно-мистических и экстремистских элементов. Поэтому назрела необходимость в разработке на уровне государства целостной концепции религиозных отношений, где учитывались бы новые социальные и политические реалии общества, международные обязательства, изменения, происходящие в общественном сознании, и реальная роль религиозных организаций в становлении подрастающего поколения.

1. Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. Санкт-Петербург, 2012.

2. Ильчикова Е.М. Противоправное поведение лиц молодежного возраста и проблемы его предупреждения. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2004.

3. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 2008.

4. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 2014.

5. Зиядова Д.З. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений террористического характера. Законность. 2015; 6: 48.

6. Исрафилов РС. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2001 и др.

References

1. Shestakov D.. Semejnaya kriminologiya: - konflikt - prestuplenie. Sankt-Peterburg, 2012.

2. Il'chikova E.M. Protivopravnoe povedenie lic molodezhnogo vozrasta iproblemy ego preduprezhdeniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2004.

3. Aliev .K. Narodnye , obychai i rol' v novogo cheloveka. , 2008.

4. Mirzoev .A. Narodnaya Dagestana. Mahachkala, 2014.

5. Ziyadova .Z. Vovlechenie v sovershenie terroristicheskogo haraktera. . 2015; 6: 48.

6. Israfilov .S. Duhovno- vospitanie uchaschihsya tradiciyah narodov . Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. , 2001 i dr.

Статья поступила в редакцию 24.11.17

УДК 371

Alieva S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: sabiyat-alieva@yandex.ru

Omarov O.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: oon303@mail.ru

THEORETICAL PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCIETY. The article presents a comprehensive study of a problem of patriotic education, designed to shape the value orientations, qualities, norms of behavior of a citizen and the definition of the basics, contents, forms and methods, as well as principles for determining patriotic education of the younger generation in children and youth. The intensive search for conceptual, methodological approaches to the patriotic education of the younger generation of the country is characterized referring to the years 2000-2016. Priority tasks in the field of patriotic education are the formation of educational experience in the educational institutions for the patriotic education of students, the creation of demo sites in the regions, since it is regional experience that can optimize the idea of patriotism in modern Russia.

Key words: up-bringing, patriotic education, modern society, educational policy, patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.