Научная статья на тему 'Воспитательные колонии в России: история и социально-правовое предназначение'

Воспитательные колонии в России: история и социально-правовое предназначение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступность несовершеннолетних / воспитательные колонии для несовершеннолетних / криминальный взрыв / система пробации / принцип гуманизма / средства исправления осужденных / juvenile delinquency / educational colonies for minors / criminal explosion / probation system / principle of humanism / means of correction of convicts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — ЛЕЛЕКОВ ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ

Преступность несовершеннолетних – питательная база сохранения и развития общей преступности. Места заключения часто способствуют формированию рецидивистов и профессиональных нарушителей закона. Автором поставлена цель раскрыть политику государства в противодействии преступности несовершеннолетних в древние, царские, советские и постсоветские времена. В зависимости от политической, экономической, криминальной обстановки чередовалось применение криминологических предупредительных мер и усиление карательной практики. После событий октября 1917 года места лишения свободы и суды для несовершеннолетних были упразднены. Созданные комиссии по делам несовершеннолетних, детские дома, приюты не обеспечивали решения профилактических задач. Снова был сделан возврат к уголовно-правовым методам. Возраст наступления уголовной ответственности снижался до 12 лет. После распада СССР в Российской Федерации произошел резкий рост преступности, в том числе среди несовершеннолетних. В статье раскрываются причины и условия роста преступности, недостатки в работе воспитательных колоний. На основании изучения уголовной, демографической статистики, эмпирических материалов, научных публикаций и законодательства даны характеристики состояния преступности и пути ее сокращения. Обращено внимание на кризис института семьи. В современных условиях большинство воспитанников колоний являются выходцами из проблемных семей. Отсутствие заработка в воспитательных колониях, низкий жизненный уровень родителей не позволяют осуществлять свидания детей и родителей в качестве поощрения. С учетом концентрации в них несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее отбывавших наказание в колонии и не ставших на путь исправления, в статье делается вывод о необходимости качественного улучшения работы сотрудников воспитательных колоний, повышения их профессионализма, расширения взаимодействия с правоохранительными территориальными органами, общественными институтами. Материалы публикации могут быть использованы при проведении занятий с личным составом уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational colonies in Russia: history and social and legal purpose

Juvenile delinquency is a nutritional base for the preservation and development of general crime. Places of detention often contribute to the formation of recidivists and career criminals. The author set a goal to reveal the policy of the state in combating juvenile delinquency in ancient, tsarist, Soviet and post-Soviet times. Depending on the political, economic, criminal situation, the use of criminological preventive measures and the strengthening of punitive practices alternated. After the events of October 1917, places of deprivation of liberty and juvenile courts were abolished. The established commissions for juvenile affairs, orphanages, shelters did not provide a solution to preventive problems. Again, a return to criminal law methods was made. The age of criminal responsibility was reduced to 12 years. After the collapse of the USSR in the Russian Federation, there was a sharp increase in crime, including among minors. The article reveals the causes and conditions for the growth of crime, shortcomings in the work of educational colonies. Based on the study of criminal, demographic statistics, empirical materials, scientific publications and legislation, the characteristics of the state of crime and ways to reduce it are given. Attention is drawn to the crisis of the institution of the family. In modern conditions, most of the pupils of the colonies come from problem families. Lack of earnings in educational colonies, low living standards of parents do not allow children and parents to meet as an encouragement. Taking into account the concentration in them of minors who have committed grave and especially serious crimes, who have previously served their sentences in a colony and have not taken the path of correction, the author concludes that it is necessary to qualitatively improve the work of employees of educational colonies, increase their professionalism, expand interaction with law enforcement territorial bodies, public institutions. The materials of the publication can be used in conducting classes with the personnel of the penal system.

Текст научной работы на тему «Воспитательные колонии в России: история и социально-правовое предназначение»

УДК 343

Э01: 10.51522/2307-0382-2023-256-9-40-48

ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ ЛЕЛЕКОВ

профессор кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, доктор юридических наук, профессор

И victor.leleckov@yandex.ru

Воронеж

Воспитательные колонии в России: история и социально-правовое предназначение

Аннотация. Преступность несовершеннолетних - питательная база сохранения и развития общей преступности. Места заключения часто способствуют формированию рецидивистов и профессиональных нарушителей закона. Автором поставлена цель раскрыть политику государства в противодействии преступности несовершеннолетних в древние, царские, советские и постсоветские времена. В зависимости от политической, экономической, криминальной обстановки чередовалось применение криминологических предупредительных мер и усиление карательной практики. После событий октября 1917 года места лишения свободы и суды для несовершеннолетних были упразднены. Созданные комиссии по делам несовершеннолетних, детские дома, приюты не обеспечивали решения профилактических задач. Снова был сделан возврат к уголовно-правовым методам. Возраст наступления уголовной ответственности снижался до 12 лет. После распада СССР в Российской Федерации произошел резкий рост преступности, в том числе среди несовершеннолетних. В статье раскрываются причины и условия роста преступности, недостатки в работе воспитательных колоний. На основании изучения уголовной, демографической статистики, эмпирических материалов, научных публикаций и законодательства даны характеристики состояния преступности и пути ее сокращения. Обращено внимание на кризис института семьи. В современных условиях большинство воспитанников колоний являются выходцами из проблемных семей. Отсутствие заработка в воспитательных колониях, низкий жизненный уровень родителей не позволяют осуществлять свидания детей и родителей в качестве поощрения. С учетом концентрации в них несовершеннолетних, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее отбывавших наказание в колонии и не ставших на путь исправления, в статье делается вывод о необходимости качественного улучшения работы сотрудников воспитательных колоний, повышения их профессионализма, расширения взаимодействия с правоохранительными территориальными органами, общественными институтами. Материалы публикации могут быть использованы при проведении занятий с личным составом уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: преступность несовершеннолетних, воспитательные колонии для несовершеннолетних, криминальный взрыв, система пробации, принцип гуманизма, средства исправления осужденных

Для цитирования

Лелеков В. А. Воспитательные колонии в России: история и социально-правовое предназначение

// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 9. С. 40-48. https://www.doi.org/10.51522/2307-

0382-2023-256-9-40-48.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

© Лелеков В. А., 2023

VIKTOR A. LELEKOV

Professor of the Department of Penitentiary and Criminal Law of the VRI of the FPS of Russia, Doctor of Law, Professor El victor.leleckov@yandex.ru Voronezh

Educational colonies in Russia: history and social and legal purpose

Abstract. Juvenile delinquency is a nutritional base for the preservation and development of general crime. Places of detention often contribute to the formation of recidivists and career criminals. The author set a goal to reveal the policy of the state in combating juvenile delinquency in ancient, tsarist, Soviet and post-Soviet times. Depending on the political, economic, criminal situation, the use of criminological preventive measures and the strengthening of punitive practices alternated. After the events of October 1917, places of deprivation of liberty and juvenile courts were abolished. The established commissions for juvenile affairs, orphanages, shelters did not provide a solution to preventive problems. Again, a return to criminal law methods was made. The age of criminal responsibility was reduced to 12 years. After the collapse of the USSR in the Russian Federation, there was a sharp increase in crime, including among minors. The article reveals the causes and conditions for the growth of crime, shortcomings in the work of educational colonies. Based on the study of criminal, demographic statistics, empirical materials, scientific publications and legislation, the characteristics of the state of crime and ways to reduce it are given. Attention is drawn to the crisis of the institution of the family. In modern conditions, most of the pupils of the colonies come from problem families. Lack of earnings in educational colonies, low living standards of parents do not allow children and parents to meet as an encouragement. Taking into account the concentration in them of minors who have committed grave and especially serious crimes, who have previously served their sentences in a colony and have not taken the path of correction, the author concludes that it is necessary to qualitatively improve the work of employees of educational colonies, increase their professionalism, expand interaction with law enforcement territorial bodies, public institutions. The materials of the publication can be used in conducting classes with the personnel of the penal system.

Keywords: juvenile delinquency, educational colonies for minors, criminal explosion, probation system, principle of humanism, means of correction of convicts

For citation

Lelekov V. A. Educational colonies in Russia: history and social and legal purpose // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 9. P. 40-48. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-256-9-40-48.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

В СССР так называемые детские колонии (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников) представляли собой закрытую территорию. Для их посещения, тем более проведения исследований, требовалось специальное разрешение соответствующих органов. Образ жизни несовершеннолетних в воспитательных колониях, состояние правонарушений, особенности деятельности администрации по перевоспитанию подростков и конечные результаты находились за семью печатями.

Секретными были статистические сведения не только о состоянии рецидива среди освобожденных из воспитательных колоний, но и в целом о преступности в стране. Первые такие сведения в СССР в открытых источниках появились только в 1989 году.

Тем не менее исследования проводились при соблюдении определенных ограничений. Авторами публикаций в большинстве своем были практические работники силовых структур, ученые «в погонах». Среди таких авторов следует назвать профессора А. С. Михлина и его докторскую диссертацию о проблемах исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы [1].

В постсоветский период по исследуемой нами теме появляется множество работ, среди которых особый интерес представляют изыскания Е. М. Данилина, И. В. Позднякова о подготовке к освобождению из воспитательно-трудовых колоний [2], М. Маколи о лишении свободы несовершеннолетних свободы в России [3], А. И. Долговой, А. А. Тай-бакова и других.

Профессор А. И. Долгова пришла к выводу, что из лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, только 10 % ведут себя правомерно [4]. По материалам А. А. Тайбакова, свыше половины (53,0 %) профессиональных преступников первое преступление совершили в возрасте 14-16 лет; 39,0 % - в возрасте 17-18 лет [5].

Интерес представляют монография А. Н. Олейника «Тюремная субкультура» [6],

труд коллектива авторов «Характеристика осужденных к лишению свободы» [7].

Со времен Древней Руси государственная политика в сфере борьбы с преступностью осуществлялась в двух направлениях: выработка уголовно-правовых мер и осуществление криминологических (предупредительных) мер.

В 1016 году при Ярославе Мудром был принят первый свод законов «Русская Правда», который переиздавался девять раз и действовал в течение 400 лет. Закон не определял возраст наступления уголовной ответственности. Указом Екатерины II от 26.06.1765 впервые была установлена полная невменяемость лиц до 10 лет. С 10 до 17 лет предполагалось смягчение наказаний.

В царской России сведения о состоянии преступности в печати публиковались крайне редко. Сошлемся на один из таких источников. По данным Е. М. Тарновского, в России с 1889 по 1893 год среди осужденных преступников 0,2 % составляли несовершеннолетние 10-14 лет; 1,6 % - в возрасте 14-17 лет; 10,2 % -молодые люди в возрасте 17 лет - 21 год и 30,1 % - молодежь от 22 до 30 лет [8].

В условиях обострения криминальной обстановки государство отдавало приоритет уголовным мерам. В России 02.06.1897 был принят закон о малолетних и несовершеннолетних преступниках. По сообщению Э. Б. Мельниковой, о суровой карательной практике свидетельствуют следующие данные: в 1912 году в тюрьмы и арестные дома было направлено 15 822 несовершеннолетних преступника в возрасте 10-12 лет [9].

После октябрьских событий 1917 года государственная политика в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних постоянно видоизменялась. Первая мировая война 1914-1918 годов, а также противостояние общества в России в 1917-1920 годах привели к гибели миллионов граждан. Сиротство, беспризорность приняли угрожающий характер. Правомерным следует признать принятие 14.01.1918 декрета «О комиссиях

несовершеннолетних», статья 1 которого гласила: «Суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются» [10].

На смену тюрьмам пришли медицинские и воспитательные учреждения. Великий педагог и писатель А. С. Макаренко на практике доказал возможность воспитания и перевоспитания подростков с изломанными судьбами, работая в трудовой колонии имени М. Горького под Полтавой и коммуне имени Ф. Дзержинского близ Харькова.

Примечательно, что в начале 20-х годов прошлого века усилия государства были направлены на предотвращение криминализации подростковой среды осуществлением воспитательно-профилактических мер. В январе 1918 года на I Всероссийском съезде по охране детства принимается решение о создании «детской милиции». В мае 1920 года на Всероссийском съезде по борьбе с детской беспризорностью название «детская милиция» изменено на «детскую социальную инспекцию», положение о которой было утверждено Советом народных комиссаров 23.12.1921 [11].

Вместе с тем масштабная разруха, скудность бюджета, безработица не позволяли успешно решать вопросы, связанные с воспитанием детей. Создаваемые детские дома, социальные приюты были не в состоянии принять до шести миллионов беспризорников. Открытые детские дома остро нуждались в еде, одежде, бытовом оборудовании.

Группировки малолетних преступников, особенно в больших городах, обостряли и без того сложную обстановку.

В Инструкцию о работе комиссий для несовершеннолетних в 1920 году вносятся изменения, дававшие право передавать дела несовершеннолетних при упорных рецидивах, побегах из детских домов, при опасности оставления несовершеннолетнего на свободе в народный суд. В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года устанавливается уголовная ответственность за тяжкие преступления с 14 лет. В последующие годы усиление карательной политики сохранилось. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 «О мерах ликвидации

детской беспризорности и безнадзорности» были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних при отделах народного образования.

Все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей были переданы в ведение НКВД СССР и подразделены на изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29.07.1935 «О дополнении уголовных и гражданских кодексов союзных республик» была изменена статья 12 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года с установлением уголовной ответственности лиц, достигших 12-летнего возраста. Только в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года законодатель повысил с 01.01.1961 минимальный возраст уголовной ответственности за некоторые преступления с 12 до 14 лет.

Советский период - это небольшая часть отечественной истории. Достаточно много попыток делалось в борьбе с преступностью, вплоть до амбициозного плана ее искоренения из жизни общества к 1980 году, но преступность не сокращалась, места лишения свободы были переполнены.

После распада СССР его правопреемницу - Российскую Федерацию постиг всеобщий кризис - экономический, политический, правовой, демографический. Произошел криминальный взрыв - небывалый рост преступности, особенно среди несовершеннолетних и молодежи.

Ранее нами сделаны обоснованные выводы о комплексном характере причин и факторов криминогенной обстановки, о путях изменения ситуации [12].

Многие десятилетия в СССР и в первое десятилетие образования Российской Федерации в государственной политике по борьбе с преступностью особое значение придавалось исправлению и перевоспитанию лиц, совершивших преступление, в условиях изоляции. «Вор должен сидеть в тюрьме» - это известное высказывание было популярно не только среди работников силовых структур, но и некоторых ученых, в том числе ученых США и других странах. К примеру, американский криминолог А. №1ег предлагал изолировать совершившее противоправное дея-

ние лицо от общества в момент наибольшей возрастной криминальной активности, одобряя государственную уголовную политику, при которой, по его данным, в США 84,0 % арестованных за тяжкие преступления имели возраст до 29 лет, а 89,1 % - до 34 лет. Он писал: «Если человек проведет опасный возраст в тюрьме, вероятность преступной деятельности уменьшается, заключенные исправляются, потому что становятся старше» [13].

Абсолютное большинство отечественных криминологов отрицательно относятся к изложенной точке зрения. Многочисленными исследованиями доказано, что места лишения свободы - неблагоприятная среда для исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления, особенно в несовершеннолетнем возрасте.

Известные отечественные криминологи ставили задачу изучения причин и условий преступности несовершеннолетних. Был сделан вывод о 200-250 факторах, влияющих на ее формирование. При сплошном анкетировании воспитанников колоний, проведенном автором статьи, установлено, что 55 % опрошенных юношей Бобровской воспитательной трудовой колонии считали, что для предупреждения последнего преступления, совершенного ими, необходимо было строже наказать их за первое преступление. Такого же мнения придерживались 53,5 % опрошенных девушек Новооскольской воспитательной трудовой колонии [14].

Определенный пессимизм содержится в высказывании И. И. Карпеца, который считал, что «недостатки в воспитании молодого поколения будут всегда, а значит - будут негативные последствия» [15].

Молодежь, включая подростковое население, более остро реагирует на политические, социально-экономические и иные изменения, происходящие в стране. Негативные процессы вызывают рост криминальной ситуации.

Изучение показывает, что в СССР и Российской Федерации расширение мер наказаний, не связанных с лишением свободы (направление материалов в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, применение отсрочки исполнения приговора,

условных и других мер) не всегда обеспечивало сокращение преступности и приводило к росту рецидива. Обратимся к статистическим материалам.

Законодатель и в СССР, и в Российской Федерации руководствовался принципом гуманизма при определении вида наказания несовершеннолетнему, совершившему преступление.

За преступление небольшой и средней тяжести лишение свободы предусматривалось только при наличии отягчающих обстоятельств. Тем не менее в условиях криминального взрыва отмечался рост числа подростков, лишенных свободы. В 1993 году было выявлено 204 725 несовершеннолетних участников преступлений, что составило 16,2 % от всех выявленных преступников. В этом году были осуждены 96 809 несовершеннолетних, из них 25 236 человек, или 26,1 %, осуждены к лишению свободы.

В последующие годы по причине снижения раскрываемости преступлений (до 50 %) и общего уменьшения в составе населения лиц в возрасте 14-17 лет число участников преступлений среди подростков сократилось до 29 126, что составило 3,4 % от всех выявленных преступников, а осужденных -до 14 855, в том числе направлены в воспитательные колонии 2 412 человек, или 16,2 % от числа осужденных подростков [16].

В связи с этим количество воспитательных колоний для несовершеннолетних сократилось и уменьшилась их наполняемость. По данным ФСИН России, в 2009 году в Российской Федерации имелись 62 воспитательные колонии, а в 2022-м - 13. Численность осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, сократилась с 5 970 до 812 [17].

Характерным является снижение среди воспитанников колоний удельного веса подростков 14-15 лет: с 5,1 % в 2009 году до 3,2 % - в 2021-м.

Количественные и качественные изменения личности воспитанников колоний для несовершеннолетних происходили по причине изменений уголовного законодательства, а также карательной практики. Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ внес

дополнения в статью 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, расширив с 20 до 32 перечень статей, по которым предусмотрена уголовная ответственность с 14 лет (статьи террористической направленности -2053, 2054, 2055, 361; статьи, связанные с незаконным оборотом оружия, - 2221, 2231 и другие). Эти изменения повлияли на соотношение удельного веса несовершеннолетних участников преступлений по возрастным параметрам. Если в 2009 году удельный вес 14-15-летних участников преступлений составлял 27,7 %, то в 2019 году - 36,3 % [18].

Многие десятилетия в СССР и в последнее десятилетие прошлого века в Российской Федерации важным направлением в борьбе с преступностью признавалось использование мест заключения. До 60 % и более участников преступлений приговаривались к реальному лишению свободы. СССР и США лидировали по удельному весу заключенных в расчете на взрослое население.

Отечественное уголовно-исполнительное законодательство определяло следующие средства исправления осужденных: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

В условиях всеобщего кризиса 90-х годов прошлого и первого десятилетия XXI века преступность росла, места лишения свободы оказались переполненными.

Материалы переписи осужденных, проведенной в воспитательных колониях 12-18 ноября 2009 года, наглядно свидетельствуют о концентрации в них детей из неблагополучных семей с противоправным преступным опытом. Исследование показало, что менее половины из них (35,5 %) проживали в полной семье; 43,2 % были ранее судимы, в том числе дважды - 28,1 %; три и более раза - 17,1 %. На момент переписи 10,6 % воспитанников колоний не работали из-за отсутствия фронта работ [19].

В целях поощрения за примерное поведение в воспитательных колониях законодатель значительно увеличил размер сумм снятия с личного счета денежных средств,

а также число краткосрочных и длительных свиданий.

По причине неблагополучия родительской семьи, а также недостатка заработка в воспитательных колониях (учеба или непредоставление фронта работ) у 55 % воспитанников в 2009 году отсутствовали деньги на лицевых счетах, у большинства остальных имелись маленькие суммы.

Важное значение имеет сохранение социально полезных связей осужденных. Авторы переписи отмечают, что в 2009 году 53,3 % осужденных не пользовались краткосрочными и 66,9 % - длительными свиданиями; 93,6 % не получали бандеролей, а 74,8 % -денежных переводов.

Принятые государством в последнее десятилетие меры способствовали улучшению криминальной ситуации. В целом оправдывает себя гуманизация наказаний, «разгрузка» мест заключения и их сокращение. К примеру, в последние несколько лет к реальному лишению свободы суды в Российской Федерации осуждают только каждого пятого несовершеннолетнего (в 2020 году - 16,8 %, в 2021-м - 18,3 %). Судебная статистика свидетельствует о негативных особенностях осужденных несовершеннолетних. В среднем каждый пятый на момент совершения преступления имел неснятую и непогашенную судимость (в 2012 году - 23,7 %; в 2021-м -18,4 %). Около трети не учились и не работали (в 2021 году - 29,0 %). Более половины воспитывались с одним родителем или вне семьи (в детском доме, интернате).

В этой ситуации воспитательные колонии оказались местом концентрации несовершеннолетних с устойчивой ориентацией на противоправное поведение.

По данным статистики ФСИН России, в 2021 году 20,3 % содержащихся в воспитательных колониях имели срок заключения от 5 до 10 лет; 47,5 % были осуждены за умышленное убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой и грабеж.

В обзоре «О проведении воспитательной работы в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы в 2022 году» [20] раскрываются вопросы, связанные с организацией общего образования, спор-

тивных мероприятий, творческих конкурсов, лекций и бесед на правовые темы. Отмечается участие в работе с воспитанниками преподавателей и студентов Уральского государственного юридического университета им. В. Ф. Яковлева, курсантов и преподавателей Кузбасского института ФСИН России. В днях открытых дверей, во Всероссийских днях правовой помощи участие принимают представители местной администрации регионов, уполномоченные по правам человека и другие.

Увеличилось количество мер поощрений в виде предоставления права посещения культурно-зрелищных мероприятий за пределами воспитательных колоний в сопровождении сотрудников.

В результате комплекса мер не допущено нарушений отбывания наказания в Ангарской, Архангельской, Ижевской, Камышин-ской, Можайской, Новооскольской, Новосибирской и Томской воспитательных колониях. Однако в целом во всех колониях в 2022 году по сравнению с 2021 годом количество нарушений установленного порядка отбывания наказаний увеличилось с 425 до 517.

В требованиях к руководителям территориальных органов ФСИН России и воспитательных колоний, содержащихся в обзоре, обращено внимание на укрепление материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными, на эффективное взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с общественными объединениями и религиозными организациями.

Авторы учебника «Пенитенциарная криминология», раскрывая объективные причины правонарушающего поведения воспитанников колоний, подчеркивают источники их происхождения: «...прежде всего в недостатках, просчетах нравственного, экономического, политического, хозяйственного и правового характера в условиях свободы» [21].

Оснований для оптимизма в плане дальнейшего сокращения количества воспитательных колоний и содержащихся в них воспитанников явно нет.

Криминогенные факторы сохраняются в семье, в сфере досуга, в некоторых учебных

заведениях. Анализ судебной статистики за 2017-2021 годы свидетельствует о совершении подростками значительного числа тяжких и особо тяжких преступлений. За указанный период осуждены за убийство и покушение на убийство 657 несовершеннолетних; за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 2 306; за изнасилование и покушение на изнасилование - 586; за грабеж и разбой - 12 849. Каждый пятый из них уже имел неснятую или непогашенную судимость. Чрезвычайным обстоятельством следует считать активизацию несовершеннолетних в сфере незаконного оборота наркотиков. В 2017-2021 годах в судах были осуждены за наркопреступления 7 897 несовершеннолетних [22].

В ряде случаев воспитательные колонии для несовершеннолетних успешно выполняют функции института семьи. Например, ученые Воронежского института МВД России при очередном посещении Ново-оскольской воспитательной колонии у входа в здание заметили плачущую девушку. На вопрос, что произошло, она ответила: «Я сегодня освободилась». Ей предложили радоваться этому событию. Последовал ответ: «Нечему радоваться! Дома - мать-пьяница и отчим-дебошир. Жду начальника колонии, буду проситься оставить меня в хозблоке. Я все умею делать и шить научилась».

Авторы материалов специальной переписи осужденных в воспитательных колониях приводят много примеров положительного характера, например дети позитивно относятся к воскресным школам, к предоставлению отличившимся права проживать и работать за пределами колонии.

С учетом криминогенной обстановки в стране несложно прогнозировать не только сохранение, но и возможное увеличение воспитательных колоний. Однако в современных условиях они нуждаются в реформировании. Первоочередной задачей является их материально-техническое укрепление: создание надлежащих условий для проживания, обучения, работы в мастерских и цехах, для занятий спортом, художественной самодеятельностью. Законодатель расширил меры поощрения осужденных, но, как показало исследова-

ние, закон работает не всегда. Требуется соответствующий поиск решения этих проблем с участием финансовых органов, предприятий, где работают родители несовершеннолетних, благотворительных фондов.

Важными остаются подготовка специалистов по работе с детьми, их материальное стимулирование, систематическое проведение исследований в воспитательных колониях, изучение и внедрение положительного опыта, в том числе зарубежного.

В разделе IV Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, определены основные направления совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, в том числе создание и

развитие системы пробации с оказанием помощи осужденным в трудоустройстве после освобождения; повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества; обеспечение социальной защищенности сотрудников уголовно-исполнительной системы. В разделе Х предусматривается дальнейшее увеличение количества свиданий осужденных с родственниками, посылок, разрешенных к получению, телефонных разговоров заключенных с родственниками и так далее.

Необходимо отметить, что многие цели и задачи концепции имеют стратегический характер. Их реализация зависит от конкретного тактического претворения в жизнь на региональном, муниципальном уровнях, от творческой деятельности коллективов сотрудников мест заключения.

1. Михлин А. С. Личность осужденных к лишению свободы и проблема их исправления и перевоспитания : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1974. 30 с.

2. Данилин Е. М., Поздняков В. И. Социальные и педагогические проблемы подготовки осужденных к освобождению из воспитательно-трудовых колоний. М., 1993.

3. Маколи М. Дети в тюрьме / пер. с англ. Е. Мишкинюк. М. : ОГИ, 2008. 216 с.

4. Долгова А. И. Изменение преступности и проблемы охраны правопорядка. М., 1994. С. 9.

5. Тайбаков А. А. Профессиональный преступник // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 86.

6. Олейник А. Н. Тюремная субкультура в России. От повседневной жизни до государственной власти. М. : Инфра-М., 2001. 418 с.

7. Данилин Е. М. и др. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / под ред. А. С. Михлина. М. : Юриспруденция, 2001. Т. 2. 464 с.

8. Тарновский Е. Н. Итоги русской уголовной статистики // Журнал министерства юстиции. 1899. № 7. С. 145.

9. Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция. Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии : учебное пособие. М. : Дело, 2000. С. 56.

10. О комиссиях несовершеннолетних : декрет СНК РСФСР от 14.01.1918 // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. М., 1953.

11. Положение о детской социальной инспекции // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1921 г. № 66, ст. 506.

12. Лелеков В. А. Молодежь в сфере криминального взрыва в России. Воронеж : МОУ ВЭПИ, 2003. 126 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Neier А. Crime and Punishment. N. Y., 1976.

14. Лелеков В. А. Региональные криминологические исследования проблем борьбы с преступностью несовершеннолетних на основе информационно-аналитических систем : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 121.

15. Карпец И. И. Преступность: иллюзия и реальность. М., 1992. С. 109.

16. Преступность и правонарушения : статистический сборник / МВД России, Судебный департамент при Верховном Суде Рос. Федерации. М., 1994, 2022.

17. Статистические данные // ФСИН России : [сайт]. URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (дата обращения: 26.04.2023).

18. Преступность и правонарушения : статистический сборник / МВД России, Судебный департамент при Верховном Суде Рос. Федерации. М., 2010, 2020.

19. Данилин Е. М., Селиверстов В. И. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12-18 ноября 2009 г. Вып. II. М. : Юриспруденция, 2011. 84 с.

20. О проведении воспитательной работы в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы в 2022 году : обзор ФСИН России от 27.02.2023. Документ опубликован не был.

21. Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 476.

22. Преступность и правонарушения (2017-2021) : статистический сборник. М. : МВД России, 2022. 176 с.

1. Mikhlin A. S. The personality of those sentenced to deprivation of liberty and the problem of their correction and re-education : dis. abstract ... Dr. of law M., 1974. 30 p.

2. Danilin E. M., Pozdnyakov V. I. Social and pedagogical problems of preparing convicts for release from educational labor colonies. M., 1993.

3. Makoli M. Children in prison / trans. from English. E. Mishkinyuk. M. : OGI, 2008. 216 p.

4. Dolgova A. I. Change of crime and problems of law enforcement. M., 1994. P. 9.

5. Taibakov A. A. Professional criminal // Sociological research. 1993. No. 8. P. 86.

6. Oleinik A. N. Prison subculture in Russia. From everyday life to state power. M. : Infra-M., 2001. 418 p.

7. Danilin E. M. and others. Characteristics of those sentenced to imprisonment. Based on the materials of the special census of 1999 / ed. A. S. Mikhlin. M. : Jurisprudence, 2001. V. 2. 464 p.

8. Tarnovsky E. N. Results of Russian criminal statistics // Journal of the Ministry of Justice. 1899. No. 7. P. 145.

9. Melnikova E. B. Juvenile justice. Problems of criminal law, criminal procedure and criminology: textbook. M. : Delo, 2000. P. 56.

10. On commissions for minors: Decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR of 01/14/1918 // Collection of documents on the history of the criminal legislation of the USSR and the RSFSR. 1917-1952 M., 1953.

11. Regulations on the children's social inspection // Collection of legalizations and government orders for 1921 No. 66, art. 506.

12. Lelekov V. A. Youth in the field of criminal explosion in Russia. Voronezh: MOU VEPI, 2003. 126 p.

13. Neier A. Crime and Punishment. N.Y., 1976.

14. Lelekov V. A. Regional criminological studies of the problems of combating juvenile delinquency based on information and analytical systems : dis. ... Candidate of Law. M., 1991. P. 121.

15. Karpets 1.1. Crime: illusion and reality. M., 1992. P. 109.

16. Crime and offenses : statistical collection / MIA of Russia, Judicial Department at the Supreme Court Rus. Federation. M., 1994, 2022.

17. Statistical data // Federal Penitentiary Service of Russia: [website]. URL: https://fsin.gov.ru/statistics/ (date of access: 04/26/2023).

18. Crime and offenses : statistical collection / Ministry of Internal Affairs of Russia, Judicial Department at the Supreme Court Rus. Federation. M., 2010, 2020.

19. Danilin E. M., Seliverstov V. I. Convicts in educational colonies. Based on the materials of a special census of convicts and persons held in custody, November 12-18, 2009. Vol. II. M. : Jurisprudence, 2011. 84 p.

20. On the conduct of educational work in educational colonies of the penitentiary system in 2022 : a review of the Federal Penitentiary Service of Russia dated February 27, 2023. The document has not been published.

21. Penitentiary criminology: textbook / ed. by Yu. M. Antonyan, A. Ya. Grishko, A. P. Filchenko. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, 2009. P. 476.

22. Crime and offenses (2017-2021) : statistical compendium. M. : MIA of Russia, 2022. 176 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.