23. FSIN raskryla statistiku bol'nyh COVID-19 v podvedomstvennyh uchrezhdeniyah [FSIN reveals statistics of sick COVID-19 in subordinate institutions]. URL: https://vademec.ru/news/2020/06/25/fsin-raskryla-statistiku-bolnykh-covid-19-v-podvedomstvennykh-uchrezhdeniyakh/ (accessed 10/10/2020).
24. Chernogor N. N., Zaloilo M. V. Metamorfozy prava i vyzovy yuridicheskoj nauke v usloviyah pandemii koronavirusa [Metamorphoses of law and challenges to legal science in the context of the coronavirus pandemic]. Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian Law], 2020, no. 7, p. 5-26.
25. Shamsunov S. X., Medvedeva I. N. K voprosu o priblizhenii uslovij otbyvaniya nakazaniya v vide lisheniya svobody' osuzhdenny'mi invalidami pervoj i vtoroj grupp k mezhdunarodny'm standartam [To introduce punishment to the family in the modification of the freedom of the first and second groups of intersectoral standards convicted by persons with disabilities]. Ugolovno-ispolniteFnaya sistema: pravo, e'konomika, upravlenie [Penal system: Law, Economy, Administration], 2020, no 2, p. 9-14.
26. Shesler A. V. Lichnost' prestupnika v kriminologicheskix issledovaniyax sovetskogo perioda [The personality of the criminal in criminological research of the Soviet period]. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal [Russian criminological journal], 2020, vol. 14, no 2, p. 193-205.
27. Medical support for suspects, accused and convicted persons during transportation and release from institutions. URL: https://en.medicine-guidebook.com/sistemyi-zdravoohraneniya-organizatsiya_meditsinskoe~5.html (accessed 11/1/2020).
28. Prison uprising put down as US inmates demand protection from coronavirus. URL: https://www.theguardian.com/us-news/2020/apr/10/us-prisons-coronavirus-uprising-riot (accessed 11/1/2020).
29. US: avoid covid-19 catastrophe in jails, prisons. URL: https://www.hrw.org/news/2020/04/29/us-avoid-covid-19-catastrophe-jails-prisons (accessed 11/1/2020).
30. What should we do about our aging prison population? URL: https://daily.jstor.org/what-should-we-do-about-our-aging-prison-population/ (accessed 11/1/2020).
Сведения об авторе
Юлия Михайловна Заборовская: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Information about the author
Yulia M. Zaborovskaya: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of State and Legal Disciplines. E-mail: [email protected]
УДК 343.8
К. В. Каретников
ПРИЧИНЫ ГРУППОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
В статье рассматриваются причины совершения осужденными в воспитательных колониях ФСИН России групповых правонарушений. Обосновывается важность изучения причин групповой преступности несовершеннолетних в местах лишения свободы в виду присущих им особенностям. Раскрывается классификация причин преступности по различным основаниям, при этом акцентируется внимание на ее групповом характере как в целом по стране, так и в воспитательных колониях в частности. Отмечается, что в вос-
© Каретников К. В., 2020 © Karetnikov K. V., 2020
питательных колониях, наряду с общими причинами правонарушающего поведения, имеются специфические причины его выражения. Обосновывается влияние криминальной субкультуры на групповую преступность несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы. В подтверждение указанных положений приводятся данные статистической отчетности ФСИН России (2014-2020 гг.), МВД России (2019-2020 гг.). Делается вывод о необходимости определения в ведомственных нормативных правовых актах Минюста России в качестве основного объекта профилактической деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, помимо лиц, намеревающихся совершить и подготавливающих правонарушение, группу отрицательной (противоправной) направленности, имеющую такие намерения на совершение правонарушения или подготавливающую его.
Ключевые слова: групповые правонарушения; причины преступности; воспитательные колонии; детерминанты; несовершеннолетние; осужденные.
K. V. Karetnikov
REASONS OF GROUP OFFENSES OF CONSUMED IN EDUCATIONAL COLONIES
The article examines the reasons for the commission of group offenses by convicts in educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia. The importance of studying the causes of juvenile group delinquency in prisons is substantiated in view of their inherent characteristics. The article reveals the classification of the causes of crime on various grounds, while focusing on its group nature both in the country as a whole and in educational colonies in particular. It is noted that in educational colonies, along with the general reasons for the offending behavior, there are specific reasons for its expression. The article substantiates the influence of the criminal subculture on the group criminality of juveniles convicted in places of imprisonment. In support of these provisions, the statistical reporting data of the Federal Penitentiary Service of Russia (2014-2020), the Ministry of Internal Affairs of Russia (2019-2020) are provided. It is concluded that it is necessary to define in the departmental normative legal acts of the Ministry of Justice of Russia as the main object of preventive activities of employees of the penal system, in addition to persons intending to commit and preparing an offense, a group of negative (illegal) orientation that has such intentions to commit an offense or prepares it.
Keywords: group offenses; causes of crime; educational colonies; determinants; minors; convicts.
Исследователи в области криминологии, социологии, психологии и уголовного права на протяжении трех десятков лет констатируют, что правонарушения и преступления носят групповой характер [5, с. 7-13; 24, с. 4-9; 14, с. 6-10; 1, с. 87-89]. Исключением не являются и правонарушения, совершаемые осужденными в воспитательных колониях (далее — ВК) [3, с. 5-10; 6, с. 4-7; 10, с. 201-203; 11, с. 5-11; 22, с. 4-9].
Удельный вес групповых правонарушений несовершеннолетних в целом по стране и отдельным ее регионам достаточно высок. Об этом свидетельствуют материалы статистической отчетности МВД России.
Так, за 2019 г. выявлено 37953 несовершеннолетних, непосредственно ими или при их соучастии совершено 41548 преступлений, в том числе 10113 тяжких и особо тяжких преступлений. За период с января по октябрь 2020 г. выявлено 27156 несовершеннолетних, совершивших 30095 преступлений, из них 8014 преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких. В число регионов России с наибольшим удельным весом преступности несовершеннолетних за указанные периоды вошли Республика Тыва, Забайкальский край, Иркутская область и Новосибирская область [31]. Стоит отметить тот факт, что уровень преступности в этих регионах коррелирует с территориальной
распространенностью криминальной субкультуры среди подростков, объединяющихся в группы. Правонарушения, и, более общественно опасное их проявление — преступления, совершаемые несовершеннолетними, как утверждает И. А. Бурмистров, выступают «питательной средой» для общей преступности [4, с. 14-16]. Таким образом, групповая преступность несовершеннолетних оказывает непосредственное влияние на формирование криминальной ситуации в конкретном регионе России и в целом по стране.
Участие несовершеннолетнего в различных групповых образованиях, как утверждает Л. М. Прозументов, следует рассматривать как одну из важнейших особенностей данного возрастного периода развития личности [14, с. 23]. Несовершеннолетнего стоит рассматривать как личность еще не состоявшуюся, незрелую. В силу возраста у них имеется потребность в определенных условиях социализации в обществе, прежде всего в общении и установлении взаимоотношений с другими людьми, в первую очередь — это общество сверстников. У несовершеннолетнего имеется потребность в идентификации себя как личности в обществе, определении своего положения и социальной роли. Указанные процессы сопровождаются развитием чувства взрослости и самостоятельности в принятии решений, на него оказывают влияние, как позитивное, так и негативное, такие социальные институты как семья и школа. Отметим, что процессы общения и установления взаимоотношений не могут существовать отдельно от групповой формы жизнедеятельности личности несовершеннолетнего [14, с. 23]. Групповой характер преступности несовершеннолетних имеет непосредственную взаимосвязь с охарактеризованными процессами. В преступной (криминальной) группе благоприятнее происходит реализация и обеспечение личностных потребностей, там несовершеннолетний находит поддержку, помощь и защиту, что ведет его к совершению преступного деяния. Таким образом, на уровне семьи и школы социализация личности не заканчивается, нарушая
урегулированные нормативными правовыми актами общественные отношения, несовершеннолетний попадает в места лишения свободы, где процесс его становления продолжается, как и необходимость объединения в группы отрицательной направленности.
В качестве основной особенности лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, стоит отметить групповой характер совершенного преступного деяния, за которое они осуждены. Вышеуказанный факт обусловлен сосредоточением в ВК особой категории несовершеннолетних, осужденных за совершение преимущественно тяжких и особо тяжких преступлений. Данное положение, в свою очередь, отражается на оперативной обстановке, поддержании нормального функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) и обеспечения пенитенциарной, и, как следствие, общественной безопасности.
По мнению Е. Д. Гаврилюк, значимость и необходимость изучения групповых правонарушений в ВК определяется отсутствием снижения их показателей, имеющимися фактами противодействия УПОН и создания организованных преступных групп [6, с. 12-14]. Присущий правонарушениям осужденных, отбывающих наказания в ВК, групповой характер позволяет говорить о повышенной общественной опасности таких правонарушений. Примером могут служить произошедшие за последние два десятилетия и получившие большой общественный резонанс групповые противоправные проявления в ВК, выразившиеся в групповом отказе от приемов пищи (Абаканская ВК), групповых актах членовредительства осужденных (Канская, Мариинская и Новосибирская ВК), массовых беспорядках и групповых неповиновениях (Колосовская, Можайская, Бобровская, Ангарская, Кировоградская, Жигулевская, Пермская, Крас-нотурьинская и Алексинская ВК), способствующие формированию лидеров уголовно-преступной среды [22, с. 4-6; 12, с. 5759]. В результате групповых преступных действий осужденных причинен вред жиз-
ни и здоровью сотрудников учреждений и осужденных, повреждено и уничтожено имущество ВК (по разным подсчетам, имущественный вред причинен в размере 25-35 млн руб.), в каждом из указанных фактов групповых правонарушений приняли участие от 3 до 250 осужденных.
По данным ведомственной статистической отчетности ФСИН России, в ВК, в условиях сокращения численности осужденных, за 3 года (2017-2019 гг.) произошло увеличение количества преступлений с 3 до 5 (в Бобровской ВК УФСИН России по Воронежской области совершено преступление, предусмотренное ст. 321 УК РФ [32], в Биробиджанской ВК УФСИН России по Еврейской Автономной области имели место два факта преступления, предусмотренного ст. 1161 УК РФ, в Ижевской ВК УФСИН России по Удмуртской Республики совершено преступление, предусмотренное ч. 1-3 ст. 111 УК РФ [30]). Отмечается, что количество предотвращенных преступлений снизилось с 737 до 1. Такие показатели связаны, во-первых, с реальным снижением количества готовящихся преступлений, во-вторых, с высоким уровнем их латентности [17, с. 82-87]. Уровень преступности составил 4,26 в расчете на 1000 осужденных, показав отрицательную динамику за последние 5 лет. Увеличение коснулось уровня особо учитываемых преступлений в ВК, в 2019 г. он составил 0,85 (самый высокий показатель с 2014 г.) [30]. Информация о групповом характере совершенных преступлений в статистических материалах ФСИН России не отражена.
Как утверждает М. Ф. Фейзуллаев, несмотря на данные статистической отчетности (по состоянию на 2014 г. уровень групповой преступности в ВК составлял 4 %), указывающие на низкую криминальную активность групп осужденных, он имеет высокий уровень латентности, фактически составляя не менее 70 %, а в отдельные периоды времени может и превышать этот показатель [22, с. 5-9]. По различным причинам реальные данные о совершенных групповых преступлениях не находят от-
ражения в материалах уголовных дел и ведомственной статистике.
С позиции латентности [9, с. 30] стоит заострить внимание и на уровне нарушений установленного порядка отбывания наказания (далее — УПОН) в ВК. Нарушения УПОН являются следствием групповой криминально-ориентированной активности осужденных, имеют непосредственную причинно-следственную связь с преступной деятельностью групп осужденных. В ВК за последние 2 года (20182019 гг.) стремительно возросло (на 18,2 %) количество нарушений УПОН осужденными, их уровень составил 868 в расчете на 1000 осужденных [30]. Одной из причин отрицательной динамики правонарушений, как отмечают С. Б. Пономарев, Ю. В. Тихонова и С. А. Стерликов, является усложнение контингента, отбывающего наказание в ВК [13, с. 63-65]. По нашему мнению, такое утверждение весьма объективно, так как гуманистический курс уголовной и уголовно-исполнительной политики выражается в сосредоточении в ВК приверженцев криминальной субкультуры, имеющих криминальный опыт и низкий уровень правовой культуры.
Происходящие в ВК негативные процессы подтверждают востребованность разностороннего анализа групповых проявлений противоправного поведения осужденных и по иным обстоятельствам [15, с. 129-135; 17, с. 143-150; 24, с. 3035]: во-первых, повышенная агрессивность несовершеннолетних в силу возраста и уровня правовой культуры, во-вторых, степень и характер причиняемого их преступлениями ущерба, направленного на физическое и нравственное здоровье окружающих, в-третьих, распространенность насильственных преступлений против личности с учетом высокого уровня их латентности.
Наряду с общими причинами правонарушений, в ВК имеются и специфические причины правонарушающего поведения осужденных, связанного в основе своей с влиянием негативной неформальной среды как в местах лишения свободы, так и за их пределами, с криминальной субкультурой.
В таких условиях комплекс причин групповой преступности несовершеннолетних в ВК не может изучаться без обращения к опыту исследования причин групповой преступности несовершеннолетних вне мест лишения свободы, так как они находятся в тесной взаимосвязи. Наше исследование носит практико-ориентированный характер, поэтому приведем классификации, имеющие наибольшее практическое значение.
По уровню субординации причины групповой преступности делятся на причины преступности в целом (наличие кризиса в экономической или социальной сфере общественной жизни), причины групп преступлений (психические отклонения и недостатки в формировании личности приводят к образованию в характере человека негативных социальных качеств, таких как жестокость, озлобленность, зависть, склонность к насилию в повседневной жизни, что выступает одной из причин насильственных преступлений [28, с. 583585; 29, с. 336-340]), и причины преступных деяний (в качестве причины побега из мест лишения свободы указывается желание лица уклониться от отбывания наказания или смерть, болезнь членов семьи).
По природе происхождения причин групповой преступности бывают объективные, не зависящие от волеизъявления групп или личностей (политическая нестабильность, криминализация экономики), субъективные, связанные с изменениями общественного, группового и личностного сознания (наркомания, игромания, алкоголизм), и смешанные (объективно-субъективные).
По содержанию причины групповой преступности разделяются на экономические, идеологические, политические, социально-психологические, культурно-воспитательные, организационно-управленческие [7, с. 413-415].
По источнику происхождения происходит разделение причин групповой пенитенциарной преступности на внутренние и внешние. По мнению А. В. Кулакова, к внешним причинам стоит отнести изоляцию от общества, условия содержания
несовершеннолетних преступников, недостатки и упущения в деятельности администрации учреждения. К числу внешних причин отнесены эмоциональная неустойчивость спецконтингента, несдержанность, конфликтность, интровертированность личности и повышенная тревожность [9, с. 26-28]. Выделяемые А. В. Кулаковым причины нельзя признать неверными, однако они охарактеризованы достаточно сжато, не раскрыты причины групповой преступности на личностно-групповом уровне.
В. Е. Эминовым классификация причин групповой преступности производится на разных уровнях, в их числе предложены психологический, социологический и философский уровни [8, с. 510-514]. Данная классификация нам видится недостаточно объемной, но это ничуть не уменьшает ее теоретическую значимость.
При изучении правонарушений в ВК в призме их группового проявления наиболее приемлемой является уровневая классификация противоправного поведения, предложенная А. В. Шеслером и Л. М. Прозументовым, где причины групповой преступности рассматриваются на общесоциальном, социально-
психологическом и личностном (психологическом) уровне [15, с. 129-135; 17, с. 143-150; 24, с. 143-149]. Не вызывает сомнения факт влияния уровневой системы на причины всей групповой преступности несовершеннолетних, однако стоит говорить о специфике причин групповой преступности подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ВК (физические данные лица, возраст, поддержка авторитетов уголовно-преступной среды, негативное отношение к администрации ВК и выдвигаемым ею законным требованиям, издевательство над сверстниками, неформальная стратификация).
Общесоциальные причины групповой преступности несовершеннолетних в ВК представляют собой связь процессов, происходящих в обществе, и отражение этих процессов на образе жизни конкретной возрастной группы — несовершеннолетних (от 14 до 18 лет), отбывающих наказа-
ние в ВК. Происходящие в обществе изменения в экономической, социально-политической и финансовой сферах оказывают негативное влияние на деятельность УИС, как следствие — на личность несовершеннолетних, отбывающих наказание, обуславливая собой криминогенное воздействие с их стороны на «общество» пенитенциарное и нормальное функционирование УИС.
Фактически негативные процессы, происходящие в обществе, являются источником разногласий между группами и личностью и группой, вызывают отклонение от позитивных общественных ценностей (истина, равенство, справедливость, нравственность), ослабляют необходимый социальный контроль (отсутствие позитивной или негативной оценки действий несовершеннолетнего со стороны окружающих (сотрудников и осужденных), препятствуют реализации установленных законом возможностей личности (законные интерес осужденного, находящегося на льготных условиях отбывания наказания, проживать за пределами ВК с целью подготовки к освобождению, право осужденного, достигшего возраста 18 лет, на потребление табака).
В число причин групповой преступности несовершеннолетних на общесоциальном уровне входят [15, с. 129-135; 17, с. 143-150; 24, с. 143-149]:
1. Недостаточность финансирования здравоохранения и социальной сферы. Отсутствие полноценной государственной поддержки данных направлений обуславливает необходимость осуществления такой деятельности на возмездной основе, что порождает проблемы реализации прав личности и отдельных групп на бесплатную медицинскую помощь и досуговую деятельность. Это приводит к отсутствию вовлеченности и развития несовершеннолетних.
2. Экономический кризис, создающий разрыв между потребностями населения и реальными возможностями общества, несоответствие уровня жизни уровню физиологической выживаемости несовершеннолетних (осужденных).
3. Существующее расслоение населения по имущественному и финансовому признаку. Негативные последствия влечет разделение населения на богатых и бедных, что порождает неудовлетворенность среди социально уязвимых слоев населения, к которым относятся, в силу возраста, несовершеннолетние.
4. Планомерное отчуждение государства и органов власти от населения путем реализации политических интересов и конфликтов. Потеря государством механизмов стабилизации социальных процессов означает отсутствие основы успешного предупреждения групповой преступности в виде улучшающихся условий жизни населения, регламентирования и организации досуга подростков.
5. Коррумпированность государственных и правоохранительных органов. Негативный образ правоохранительных и иных государственных органов является одной из причин отсутствия доверия со стороны населения, потери авторитета государственных структур, подмены власти: несовершеннолетние обращаются для решения своих проблемных вопросов не в правоохранительные органы, а к криминализированным структурам.
6. Образование новых видов криминального поведения (киберпреступность, экстремистская деятельность путем вовлечения новых членов путем вербовки в социальных сетях и сообществах и т. д.). Данное направление сложно контролируется со стороны правоохранительных органов, в том числе и по причине ухищренности действий криминалитета.
7. Популяризация криминальной субкультуры в средствах массовой информации, печатных изданиях, литературных произведениях, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Эти псевдокриминальные положения и нормы активно входят в жизнь и быт современных подростков. Как отмечает А. В. Шеслер, средства массовой информации являются мощной детерминантой преступности, способствующей разрушению позитивного правосознания граждан [25, с. 26].
8. Деятельность криминогенных территориальных подростково-молодежных группировок, через которые идет интенсивный процесс воспроизводства социальной базы преступного мира [5, с. 42-50; 24, с. 168-170]. Это направление имеет прямую взаимосвязь с охарактеризованной выше причиной. Ярким примером является международное общественное движение «Арестантское уголовное единство», признанное в августе 2020 г. Верховным судом РФ хорошо структурированной и управляемой организацией — молодежным движением экстремистской направленности [33]. Указанная социально-криминальная структура представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан, общества и государства. В эту организацию активно вовлекаются подростки и молодежь, чья психика наиболее подвержена деструктивному воздействию.
Ввиду наличия большого количества общесоциальных причин несовершеннолетним как социальной группе сегодня присуща растерянность ориентиров правомерного поведения, пессимизм в отношении будущего улучшения уровня жизни, тревожность относительно общей безопасности и, как следствие, уверенность в безнаказанности, что побуждает готовность к самым опасным действиям, подозрительность по отношению к окружающим и постоянное состояние стресса.
Специфика общесоциальных причин групповой преступности несовершеннолетних в ВК состоит, во-первых, в существовании криминальной субкультуры в обществе, влиянию которой активно подвергаются несовершеннолетние ввиду отсутствия альтернатив, во-вторых, отсутствие фактического досуга современной молодежи и подростков, в-третьих, наличие общественных образований, где формируются и воспроизводятся социально-негативные связи между несовершеннолетними, в том числе и при участии взрослых лиц, имеющих криминальный опыт.
Социально-психологический уровень причин групповой преступности несовершеннолетних осужденных характеризуется наличием негативных криминальных про-
цессов в малых группах, где существует правонарушитель и формируется его преступная деятельность. Среда, где происходит формирование личности преступника, может быть источником преступления и формой социального контроля за поведением правонарушителя. Человек по природе своей является существом социальным, что порождает необходимость общения, обмена информацией, взаимодействия с другим человеком или группой лиц.
Особое внимание обращается на формирование несовершеннолетнего преступника, осуществляющего свою деятельность в группе. Его личность может сформироваться в результате прямого криминального влияния группы на личность, состоящую в ней, или опосредованно, через психологическое отчуждение осужденного от общества (группы), соблюдающего нормы права. В первом случае семья или неформальное окружение целенаправленно влияли на формирование криминогенных свойств личности либо подавали негативные примеры поведения, которым личность следовала. Несовершеннолетние, стремясь обрести необходимое эмоциональное взаимодействие, нередко становятся участниками групп антисоциальной и противоправной направленности. Нахождение в этих группах порождает у личности несовершеннолетнего нравственно-негативные свойства, являющиеся основой преступного поведения в дальнейшем.
Помимо этого, неблагоприятное нравственное формирование личности происходит в семье. Этот факт связан прежде всего с тем, что процесс первичной социализации начинается именно с семьи. Жизнь несовершеннолетнего лица в семье занимает продолжительный период. Но стоит отметить, что со временем институт семьи в обществе, выполняя важнейшую функцию — воспитание, стал оставлять свои позиции. Влияние, оказываемое со стороны семьи на личность, может быть как негативным (целенаправленное формирование у несовершеннолетнего противоправного поведения путем разъяснений и бесед, предоставление негативных стан-
дартов — связано с наличием криминального опыта у родителей или близких родственников, бесконтрольность со стороны семьи в рамках учебы и проведения досуга, эмоциональная привязанность родителей и детей, что влечет чрезмерную опеку детей со стороны родителей, обуславливающую неспособность первых принимать самостоятельные и взвешенные решения, отсутствие самостоятельности), так и позитивным [15, с. 144-161; 17, с. 164-182; 24, с. 149-163; 16, с. 21-45]. Указанные проблемы затрудняют установление между членами семьи положительных эмоционально-социальных связей. В отдельных случаях родителями происходит отчуждение детей, которые впоследствии начинают поиск социальной ячейки, которая способна заполнить этот пробел и принять подростка. Исследователи говорят не просто о семейной десоциализации, а об упадке и даже крахе семьи, замене его альтернативными формами сосуществования родителей и детей [10, с. 203-206].
Негативной социальной средой развития причин преступного поведения может выступать и школа (коллектив, класс, группа сверстников). Образовательные услуги становятся платными, т. е. недоступными для значительной части населения. Те подростки, за которых родители не платят, не имеют возможности себя творчески реализовать. Отчуждению подростка от школы способствуют отсутствие ученических коллективов, так как они являются важнейшим фактором социализации личности. Это ведет к отсутствию полноценного общения со сверстниками. Процесс этот протекает быстрее, когда есть конфликт между сверстниками и (или) педагогом. Негативные черты, присущие школам и влекущие отчуждение несовершеннолетнего от общества: объективная направленность воспитательного процесса (несовершеннолетний — объект воздействия со стороны взрослых, что подавляет его саморазвитие), стандартизация воспитания (во внимание не берется возраст воспитуемо-го, его социальное положение, уровень знаний, ориентированность на достижение целей), формализм и мероприятийность
воспитания (обязательность мероприятий для всех подростков, без учета их интереса и желания), авторитарный стиль воспитания (требовательность, отсутствие диалога между педагогом и осужденным, вызывающий открытый внешний протест, недовольство и сопротивление, в том числе и групповое), нарушение преемственности в образовательном и воспитательном процессе. Одной из причин ухода подростка в компанию (неформальную группу) является отсутствие досуга.
Ю. М. Антонян выделяет наиболее типичные проявления отчуждения личности, связанные с преступным поведением: состояние тревожности за биологический или социальный статус; стремясь обрести комфорт и безопасность, индивид вступает в преступные группы, пребывание в которых формирует у личности свойства, лежащие в основе преступного поведения [1, с. 87-92].
А. В. Шеслер указывает, что проявления психологического отчуждения, помимо этого, могут выражаться в социально-отклоняющемся поведении личности (алкоголизм, наркомания, суицид) [5, с. 4045; 17, с. 175-178].
По утверждению Ф. М. Фейзуллаева, в причинный механизм групповой криминальной активности входят [22, с. 7-11]: глубокое нарушение социализации личности, сформировавшееся в условиях безнадзорности на свободе, условия изоляции, в результате чего осужденные вступают во взаимодействие с новыми сверстниками или группами сверстников, неэффективная профилактическая деятельность, в результате которой пенитенциарная групповая активность перерастает в криминальную.
А. В. Кулаков и О. Р. Родионова говорят о наиболее распространенных девиациях в местах лишения свободы: осужденные, страдающие алкоголизмом и наркоманией, а также осужденные с психическими отклонениями суицидальной направленности (повышенный суицидальный риск) [9, с. 28].
Специфика социально-
психологических причин групповой преступности в ВК заключается во влиянии
(непосредственном или опосредованном) социальных или криминализированных групп, обуславливающем принятие личностью норм и правил поведения этой группы [25, с. 44-45].
На специфическом, личностном уровне обращается внимание на спектр нравственных и психологических качеств личности несовершеннолетнего осужденного, а также на его мотивационную сферу. Указанные качества, при наличии достаточных причин, выражаются в преступном поведении групп осужденных либо конкретного осужденного в условиях группы.
Для формирования личности преступника имеет значение нахождение в местах лишения свободы, что влияет на воспроизводство преступного мира в изолированном пространстве [25, с. 40-44]. Неформальная среда осужденных является средой формирования криминалитета, выражающегося в создании групп осужденных противоправной направленности, которые следуют нормам и правилам уголовно-преступной среды. Для осужденного, совершающего преступление в группе, характерна развитая криминальная направленность, высокий уровень криминальной зараженности личности, которые порождают отрицательное отношение к социуму. Обладая данными качествами, осужденный активно действует в условиях совершения группового преступления, действия обусловлены чувством безнаказанности ввиду наличия группы (толпы), негативного отношения к нормам и правилам человеческого общежития, администрации учреждения и позитивного проявления в поведении со стороны других осужденных (к примеру, сотрудничающих с администрацией или соблюдающих УПОН, желающих освободиться условно-досрочно).
В местах лишения свободы складывается обстановка, когда осужденному необходимо адаптироваться к условиях среды фактического пребывания в условиях изоляции, для более благоприятного процесса усвоения норм и правил поведения, исключения случаев попадания в категорию лиц, не пользующихся уважением в уголовно-преступной среде, ему приходится
примкнуть к какой-либо группе осужденных (группы разделяются по территориальному, национальному, религиозному, субкультурному или иному признаку). В группе осужденных личность находит поддержку, защиту, усваивает догмы криминальной культуры и жизни в условиях ВК, что ведет к повышению уровня криминализации, которая может не находить внешнего выражения продолжительное время.
К специфическим индивидуально-психологическим причинам групповой преступности осужденных в ВК относится воздействие на личность несовершеннолетнего уголовно-преступной среды, как со стороны отдельных личностей, так и со стороны групп осужденных. Лицо находится в состоянии выбора варианта поведения, ситуация может одновременно формировать и усиливать имеющийся криминальный опыт и мотивационную сферу осужденного, а также обеспечивать проявление его криминальных способностей при совершении группового преступления в условиях изоляции. Нахождение в условиях социальной изоляции помогает осужденным объединяться в группы, лучше сохранять присущие группе ценности, однако их формирование происходит путем противопоставления себя обществу, установленным правилам поведения [19, с. 50-53; 20, с. 87-89; 21, с. 58-60]. Г. Ф. Хохряков, рассматривая правосознание осужденных в контексте их групповой принадлежности, говорил о наличии у них искаженного специфического правопони-мания, когда неформальные нормы подменяют собой правовые [23, с. 7-8]. Данное явление характерно и для ВК.
Стоит отметить, что в настоящее время групповой характер правонарушений несовершеннолетних осужденных не учитывается в профилактической деятельности в ВК. Этот факт связан с тем, что нормативные правовые акты Минюста России, регламентирующие профилактику правонарушений осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и организация этой деятельности в ВК до сих пор ориентированы на профилактику индиви-
дуального правонарушающего поведения осужденных.
Групповые правонарушения в ВК объясняются как общими условиями социализации несовершеннолетних в условиях изоляции, так и обстоятельствами, детерминирующими преступность несовершеннолетних, и особенностями отбывания наказания подростков в местах лишения свободы.
К общесоциальным условиям групповой преступности в ВК относятся потребность несовершеннолетнего в обществе сверстников, повышенная социализация, характеризующаяся распределением ролей, выполнением осужденным в группе какой-либо роли для причисления себя к ее участникам.
Социально-психологические условия групповой преступности в ВК выражаются в осознании осужденным себя в качестве участника группы, ее части, состоявшейся личности, реализовавшей свои криминальные способности для достижения общих целей группы.
Отбывание наказания в местах лишения свободы характеризуется отчуждением подростков от общества в негативную криминальную среду, где они обретают поддержку со стороны сверстников и лидеров уголовно-преступной среды. Неотъемлемой особенностью отбывания наказания в ВК будет изоляция, которая позволяет следовать нормам той среды, где находится осужденный.
Указанные положения действуют аналогично и в отношении взрослых, однако
они не нуждаются в специфически характерной для несовершеннолетних социализации с другими, поиске и определении своего места и роли в группе.
Сказанное позволяет сделать вывод, что помимо общих причин групповой преступности несовершеннолетних осужденных в ВК имеют место и специфические причины, обусловленные влиянием негативной неформальной среды (криминальной субкультуры). В призме уровневой классификации причин деление производится на общесоциальные, социально-психологические и личностные (психологические). Надо полагать, что учет указанных причин групповых правонарушений необходим при проведении воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в ВК. В качестве предложений, направленных на нейтрализацию причин групповой преступности в ВК, отметим, во-первых, внесение изменений в ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие профилактику правонарушений в ВК, где указание в качестве основного объекта профилактики неформальную группу отрицательной (противоправной) направленности, во-вторых, ориентацию практической деятельности администрации ВК на работу с указанным объектом, в-третьих, проведение в рамках индивидуальной профилактики правонарушений работы с учетом влияния неформальных групп отрицательной (противоправной) направленности на личность осужденного, отбывающего наказание в ВК.
Литература
1. Антонян, Ю. М., Гончарова, М. В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2018. — № 2. — С. 87-100.
2. Антонян, Е. А. Субкультура осужденных // Уголовно-исполнительное право. — 2008. — № 1. — С. 10-14.
3. Бондаренко, С. В. Криминологическая характеристика групповой преступности в пенитенциарных учреждениях и меры по противодействию ей : автореф. ... канд. юрид. наук. — М., 2016. — 39 с.
4. Бурмистров, И. А. Криминологическое изучение неформальных групп несовершеннолетних и предупреждение органами внутренних дел совершаемых ими преступлений : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1997. — 200 с.
5. Булатов, Р. М. Криминогенные городские территориальные подростково-молодежные группировки: Уголовно-правовые и криминологические аспекты / Р. М. Булатов, А. В. Шеслер. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1994. — 155 с.
6. Гаврилюк, Е. Д. Предупреждение преступлений и правонарушений, совершаемых осужденными в воспитательных колониях : автореф. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2005. — 32 с.
7. Ким, А. В., Бартасюк, А. А. Основные причины и условия, способствующие совершению преступлений // Ученые заметки ТОГУ. — 2013. — Т. 4. — № 4. — С. 413-417.
8. Кудрявцев, В. Н., Эминов, В. Е. Криминология : учебник / под. ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. — М. : Норма : Инфра, 2010. — 800 с.
9. Кулаков, А. В., Родионова, О. Р. Личностные особенности осужденных с социальными отклонениями, характерными для мест лишения свободы, и их детерминанты // Вестник Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний. — 2020. — № 3 (38). — С. 26-32.
10. Маматюк, Т. Н. Причины преступности несовершеннолетних в местах принудительного содержания // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. — 2017. — № 7 (35). — С. 201-207.
11. Манукян, М. А. Профилактика правонарушающего поведения несовершеннолетних, находящихся в условиях временной изоляции : автореф. ... канд. юрид. наук. — Ростов-н/Д., 2007. — 26 с.
12. Плындина, О. И., Парфиненко, И. П. Криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Вестник Восточносибирского института МВД России. — 2015. — № 4 (75). — С. 56-59.
13. Пономарев, С. Б., Тихонова, Ю. В., Стерликов, С. А. Динамика состояния контингента воспитательных колоний и факторы, на него влияющие // Вестник Самарского юридического института. — 2018. — № 1 (27). — С. 63-67.
14. Прозументов, Л. М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение : дис. ... д-ра юрид. наук. — Томск, 2001. — 318 с.
15. Прозументов, Л. М., Шеслер, А. В. Криминология. Общая часть : учебник. — Томск: ООО «ДиВо», 2007. — 230 с.
16. Прозументов, Л. М. Групповое преступление: вопросы теории и практики. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2010. — 164 с.
17. Прозументов, Л. М., Шеслер, А. В. Криминология (Общая часть) : учебное пособие. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. — 284 с.
18. Прозументов, Л. М. Предмет отечественной криминологии / Л. М. Прозументов, А. В. Шеслер // Всероссийский криминологический журнал. — 2019. — Т. 13. — № 3. — С. 369-384.
19. Салагаев, А. Л., Шашкин, А. В. Молодежные группировки — опыт пилотного исследования // Социологические исследования. — 2004. — С. 50-58.
20. Сучкова, Е. Л. Теоретические традиции и эмпирические исследования группового правосознания осужденных // Пенитенциарная наука. — 2014. — № 1 (25). — С. 87-90.
21. Сучкова, Е. Л. Психологические механизмы формирования группового правосознания осужденных // Пенитенциарная наука. — 2014. — № 3 (27). — С. 58-61.
22. Фейзуллаев, Ф. М. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия групповой преступности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. — Вологда, 2015. — 214 с.
23. Хохряков, Г. Ф. Социальная среда, личность и правосознание осужденных : автореф. ... д-ра юрид. наук. — М., 1987. — 39 с.
24. Шеслер, А. В. Групповая преступность: криминологические и групповые аспекты : дис. ... д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2000. — 395 с.
25. Шеслер, А. В. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности : учебное пособие. — Тюмень: Тюменский юридический институт МВД РФ, 2004. — 61 с.
26. Щеткин, Ю. Ю., Кривоногова, Л. И. Правонарушения в подростковой среде // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. — 2009. — № 2. — С. 298-301.
27. Причины преступности в местах лишения свободы : учебное пособие / Е. А. Антонян, А. В. Кокурин, Д. А. Кравцов [и др.]: под общ. ред. Е. А. Антонян. — М.: Проспект, 2017. — 128 с.
28. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. — 3-изд., перераб. и доп. — М., 2007. — 912 с.
29. Криминология : учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. — 640 с.
30. Сайт ФСИН России. — URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika (дата обращения: 27.11.2020).
31. Сайт МВД России. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 27.11.2020).
32. Судебные и нормативные акты Российской Федерации. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/ORgXHq7GcdY8/ (дата обращения: 27.11.2020).
33. Тюремные игры. Верховный суд признал АУЕ экстремистской организацией // Российская газета. — URL: https://rg.ru/2020/08/17/verhovnyj-sud-zapretil-dvizhenie-aue-v-rossii.html (дата обращения: 27.11.2020).
References
1. Antonyan Yu. M., Goncharova M. V. Sostojanie i prichiny prestupnosti nesovershennoletnih v Rossii [State and causes of juvenile delinquency in Russia]. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence [Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Jurisprudencija], 2018, no. 2, p. 87-100.
2. Antonyan E. A. Subkul'tura osuzhdennyh [Subculture of convicts]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo [Penal Law], 2008, no. 1, p. 10-14.
3. Bondarenko S. V. Kriminologicheskaja harakteristika gruppovoj prestupnosti v penitenciarnyh uchrezhdenijah i mery po protivodejstviju ej [Criminological characteristics of group crime in penitentiary institutions and measures to counter it]. Abstract of the candidate of law thesis. Moscow, 2016 . 39 p.
4. Burmistrov I. A. Kriminologicheskoe izuchenie neformal'nyh grupp nesovershennoletnih i preduprezhdenie organami vnutrennih del sovershaemyh imi prestuplenij [Criminological study of informal groups of minors and the prevention of crimes committed by the internal affairs bodies]. Candidate of law thesis. Moscow. 1997 . 200 p.
5. Bulatov R. M. Kriminogennye gorodskie territorial'nye podrostkovo-molodezhnye gruppirovki: Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty [Criminogenic urban territorial adolescent and youth groups: Criminal-legal and criminological aspects]. R. M. Bulatov, A. V. Shesler. Kazan, Ta-tarstan Book Publishing House, 1994 . 155 p.
6. Gavrilyuk E. D. Preduprezhdenie prestuplenij i pravonarushenij, sovershaemyh osuzhdennymi v vospitatel'nyh kolonijah [Prevention of crimes and offenses committed by convicts in educational colonies]. Abstract of the candidate of law thesis. Ryazan, 2005 . 32 p.
7. Kim A. V., Bartasyuk A. A. Osnovnye prichiny i uslovija, sposobstvujushhie soversheniju prestuplenij [The main reasons and conditions conducive to the commission of crimes]. Uchenye za-metki TOGU[Scientific notes of PNU], 2013, vol. 4, no. 4, p. 413-417.
8. Kudryavtsev V. N., Eminov V. E. Kriminologija [Criminology]. Textbook. Under ed. V. N. Kudrya-vtsev, V. E. Eminov. Moscow, Norma, Infra, 2010 . 800 p.
9. Kulakov A. V., Rodionova O. R. Lichnostnye osobennosti osuzhdennyh s social'nymi otklonenijami, harakternymi dlja mest lishenija svobody, i ih determinant [Personal characteristics of convicts with social deviations characteristic of places of detention, and their determinants]. VestnikPermskogo in-stituta Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij [Bulletin of the Perm Institute of the Federal Service for the Execution of Punishments], 2020, no. 3 (38), p. 26-32.
10. Mamatyuk T. N. Prichiny prestupnosti nesovershennoletnih v mestah prinuditel'nogo soderzhanija [Causes of juvenile delinquency in places of detention]. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina [Bulletin of the University named after O. E. Kutafina], 2017, no. 7 (35), p. 201-207.
11. Manukyan M. A. Profilaktika pravonarushajushhego povedenija nesovershennoletnih, nahodjash-hihsja v uslovijah vremennoj izoljacii [Prevention of delinquent behavior of minors in temporary isolation]. Abstract of the candidate of law thesis. Rostov-on-Don, 2007. 26 p.
12. Plyndina O. I., Parfinenko I. P. Kriminologicheskaja harakteristika nesovershennoletnih osuzhdennyh, otbyvajushhih nakazanie v vospitatel'nyh kolonijah [Criminological characteristics of juvenile convicts serving sentences in educational colonies]. Vestnik Vostochno-sibirskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no. 4 (75), p. 56-59.
13. Ponomarev S. B., Tikhonova Yu. V., Sterlikov S. A. Dinamika sostojanija kontingenta vospitatel'nyh kolonij i faktory, na nego vlijajushhie [Dynamics of the state of the contingent of educational colonies and factors influencing it]. Vestnik Samarskogo juridicheskogo instituta [Bulletin of the Samara Law Institute], 2018, no. 1 (27), p. 63-67.
14. Prozumentov L. M. Gruppovaja prestupnost' nesovershennoletnih i ee preduprezhdenie [Group juvenile delinquency and its prevention]. Candidate of law thesis. Tomsk, 2001. 318 p.
15. Prozumentov L. M., Shesler A. V. Kriminologija. Obshhaja chast' [Criminology. General part]. Textbook. Tomsk DiVo, 2007. 230 p.
16. Prozumentov L. M. Gruppovoe prestuplenie: voprosy teorii i praktiki [Group crime: questions of theory and practice]. Tomsk, Publishing House of Tomsk University, 2010. 164 p.
17. Prozumentov L. M., Shesler A. V. Kriminologija (Obshhaja chast') [Criminology (General)]. Textbook. Tomsk, Publishing House of Tomsk State University, 2017. 284 p.
18. Prozumentov L. M. Predmet otechestvennoj kriminologii [The subject of domestic criminology]. L. M. Prozumentov, A. V. Shesler. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal [All-Russian criminological journal], 2019, vol. 13, no. 3, p. 369-384.
19. Salagaev A. L., Shashkin A. V. Molodezhnye gruppirovki — opyt pilotnogo issledovanija [Youth groups — the experience of a pilot study]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological Research], 2004, p. 50-58.
20. Suchkova E. L. Teoreticheskie tradicii i jempiricheskie issledovanija gruppovogo pravosoznanija osu-zhdennyh [Theoretical traditions and empirical studies of the group legal consciousness of convicts]. Penitenciarnaja nauka [Penitentiary Science], 2014, no. 1 (25), S. 87-90.
21. Suchkova E. L. Psihologicheskie mehanizmy formirovanija gruppovogo pravosoznanija osuzhdennyh [Psychological mechanisms of formation of group legal consciousness of convicts]. Penitenciarnaja nauka [Penitentiary science], 2014, no. 3 (27), p. 58-61.
22. Feyzullaev F. M. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty protivodejstvija gruppovoj prestupnosti nesovershennoletnih osuzhdennyh, otbyvajushhih nakazanie v mestah lishenija svobody [Criminal and criminological aspects of combating group criminality of juvenile convicts serving sentences in places of deprivation of liberty]. Candidate of law thesis. Vologda, 2015. 214 p.
23. Khokhryakov G. F. Social'naja sreda, lichnost' i pravosoznanie osuzhdennyh [Social environment, personality and legal consciousness of convicts]. Abstract of the candidate of law thesis. Moscow, 1987. 39 p.
24. Shesler A. V. Gruppovaja prestupnost': kriminologicheskie i gruppovye aspekty [Group crime: criminological and group aspects]. Candidate of law thesis. Yekaterinburg, 2000. 395 p.
25. Shesler A. V. Kriminologicheskaj a harakteristika i profilaktika professional'noj prestupnosti [Criminological characteristics and prevention of professional crime]. Textbook. Tyumen, Tyumen Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2004. 61 p.
26. Shchetkin Yu. Yu., Krivonogova L. I. Pravonarushenija v podrostkovoj srede [Offenses in adolescence]. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A. P. Chehova [Bulletin of the Taganrog Institute named after A. P. Chekhov], 2009, no. 2, p. 298-301.
27. Prichiny prestupnosti v mestah lishenija svobody [Causes of crime in places of deprivation of liberty]. Textbook. E. A. Antonyan, A. V. Kokurin, D. A. Kravtsov [and others]. Under total. ed. E. A. An-tonyan. Moscow, Prospect, 2017. 128 p.
28. Kriminologija [Criminology]. Textbook for universities / under total. ed. A. I. Dolgova. 3rd ed., rev. and add. Moscow, 2007. 912 p.
29. Kriminologija [Criminology]. Textbook. Ed. N. F. Kuznetsova, V. V. Luneeva. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 2004. 640 p.
30. The site of the Federal Penitentiary Service of Russia. URL: http://www.fsin.su/structure/inspector/iao/statistika (accesed 11/27/2020).
31. The site of the Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https: //xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics (accesed 11/27/2020).
32. Judicial and normative acts of the Russian Federation URL: https://sudact.ru/regular/doc/ORgXHq7GcdY8/ (accesed 11/27/2020)
33. Tjuremnye igry. Verhovnyj sud priznal AUE jekstremistskoj organizaciej [Prison games. The Supreme Court recognized AUE as an extremist organization]. Rossiyskaya Gazeta [Russian Newspaper]. URL: https://rg.ru/2020/08/17/verhovnyj-sud-zapretil-dvizhenie-aue-v-rossii.html (accesed 11/27/2020).
Сведения об авторе
Константин Викторович Каретников: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры организации режима, охраны и конвоирования. E-mail: [email protected]
Information about the author
Konstantin V. Karetnikov: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), senior lecturer of the Chair of Regime Organization, Security and Escort. E-mail: [email protected]
УДК 343.9.018
С. В. Розенко
ФИЛОСОФИЯ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Статья посвящена анализу проблематики развития и совершенствования философии российского уголовного наказания. Анализируется философия наказания как комплексно-системное социальное явление, обладающее собственным содержанием и логикой развития. Так как наказание выступает социальным феноменом и функционирует в различных областях государственной и общественной жизнедеятельности, то его необходимо исследовать как социокультурное явление. В статье рассматривается структурное значение наказания и его историческая природа; суть уголовного наказания определяется в УК РФ как перечень видов наказаний, которые непосредственно представлены как система и применяются к виновным в форме меры наказания.
На основе данного анализа автором высказаны суждения: в настоящее следует рассматривать философию наказания с учетом того, что наказание является одним из уголовно-правовых последствий в уголовном праве; предлагается дополнить ст. 6 УК РФ «Принцип справедливости» частью 3: «Совершение преступления влечет за собой неотвратимое назначение виновному лицу уголовно-правовых последствий»; предмет исследования философии наказания скоординирован исходя из структуры: «человек — преступление — наказание — иные уголовно-правовые последствия».
Ключевые слова: уголовное наказание; философия наказания; развитие; уголовная политика.
S. V. Rozenko
THE PHILOSOPHY OF RUSSIAN CRIMINAL PUNISHMENT: THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT
The article analyzes the problems of development and improvement of the philosophy of Russian criminal punishment. The article analyzes the philosophy of punishment as a complex and systemic social phenomenon that has its own content and logic of development. Since punishment is a social phenomenon and functions in various areas of state and public life, it is necessary to study it as a social and cultural phenomenon. The article examines the structural significance of punishment and its historical nature; the essence of the criminal punish-
© Розенко С. В., 2020 © Rozenko S. V., 2020