Научная статья на тему 'Воспитательное значение семейных праздников'

Воспитательное значение семейных праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2039
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / ПРАЗДНИК / HOLIDAY / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ИГРА / GAME / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Нина Александровна, Левина Ирина Дмитриевна, Кайтанджян Мария Георгиевна

В статье рассматривается социальная сущность такого феноменального явления культуры человечества, как праздник, и его воспитательное значение в формировании личности человека с раннего детства. Уделяется внимание праздникам и зрелищам на разных этапах истории и развития человеческого общества, отражающие высокие идеалы, гражданские, нравственные и эстетические устремления. Авторы обращают внимание читателей на важность серьезного и глубокого отношения к организации праздников для детей и в особенной степени семейных праздников. Акцентируется важность художественно-творческого подхода к решаемым задачам, необходимость создания благоприятных условий для комфортного нахождения детей и всей семьи в процессе подготовки, организации и проведения семейных торжеств. Участие детей совместно со взрослыми в различных видах организационно-подготовительной и художественно-творческой работы благотворно сказывается на развитии творческих способностей и других личностных качеств ребят: свободное, без принуждения, приобщение к литературе, музыке, изобразительному искусству; формирование коммуникативных качеств и умение работать в сотворчестве друг с другом и со взрослыми людьми; возможность раскрыть природные задатки и выявить их в совместных действиях. И нельзя не подчеркнуть особую значимость семейных праздников для формирования внутрисемейных благоприятных и доверительных отношений и положительного влияния на детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Meaning of Family Holidays

In the article the social essence of such cultural phenomenon of the mankind as a holiday and its educational value in forming the personality from the early childhood is considered. Attention is paid to holidays and shows at different stages of history and development of the human society, reflecting high ideals, civil, moral and aesthetic aspirations. The authors draw the readers’ attention to the importance of a serious and profound attitude to the organization of holidays for children and the family holidays, in particular. The emphasis is put on the importance of the artistic and creative approach to the tasks being solved, as well as the necessity to create favorable conditions for the comfortable process of preparing, organizing and holding family celebrations for the children and their families. Participation of children together with adults in various types of organizational, preparatory and artistic creative work has a beneficial effect on the development of creative abilities and other personal qualities of children: a free, non-coaching introduction to literature, music, and visual arts; formation of communicative qualities and ability to work in co-creation with each other and with adults; the opportunity to uncover natural inclinations and identify them in joint actions. And we should emphasize the special importance of family holidays for the formation of family friendly and trusting relationships and a positive impact on children.

Текст научной работы на тему «Воспитательное значение семейных праздников»

УДК 379.8 ББК 74.200.58

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАЗДНИКОВ

EDUCATIONAL MEANING OF FAMILY HOLIDAYS

Опарина Нина Александровна

Профессор кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, член Союза писателей России, кандидат педагогических наук, профессор E-mail: oparil18@yandex.ru

Oparina Nina A.

Professor at the Department of Social and Cultural Practices of the Institute of Culture and Arts, Moscow City University, member of the Union of writers of Russia, PhD in Education, Professor

E -mail: oparil18@yandex.ru

Левина Ирина Дмитриевна

Директор Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: leva1763@yandex.ru

Levina Irina D.

Director of the Institute of Culture and Arts, Moscow City University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: leva1763@yandex.ru

Кайтанджян Мария Георгиевна

Доцент кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук E-mail: mari-kai@mail.ru

Kaitanjyan Maria G.

Assistant Professor at the Department of Social and Cultural Practices of the Institute of Culture and Arts, Moscow City University, PhD in Education

E-mail: mari-kai@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается социальная сущность такого феноменального явления культуры человечества, как праздник, и его воспитательное значение в формировании личности человека с раннего детства. Уделяется внимание праздникам и зрелищам на разных этапах истории и развития человеческого

Abstract. In the article the social essence of such cultural phenomenon of the mankind as a holiday and its educational value in forming the personality from the early childhood is considered. Attention is paid to holidays and shows at different stages of history and development of the human society,

общества, отражающие высокие идеалы, гражданские, нравственные и эстетические устремления.

Авторы обращают внимание читателей на важность серьезного и глубокого отношения к организации праздников для детей и в особенной степени - семейных праздников. Акцентируется важность художественно-творческого подхода к решаемым задачам, необходимость создания благоприятных условий для комфортного нахождения детей и всей семьи в процессе подготовки, организации и проведения семейных торжеств. Участие детей совместно со взрослыми в различных видах организационно-подготовительной и художественно-творческой работы благотворно сказывается на развитии творческих способностей и других личностных качеств ребят: свободное, без принуждения, приобщение к литературе, музыке, изобразительному искусству; формирование коммуникативных качеств и умение работать в сотворчестве друг с другом и со взрослыми людьми; возможность раскрыть природные задатки и выявить их в совместных действиях. И нельзя не подчеркнуть особую значимость семейных праздников для формирования внутрисемейных благоприятных и доверительных отношений и положительного влияния на детей.

reflecting high ideals, civil, moral and aesthetic aspirations.

The authors draw the readers' attention to the importance of a serious and profound attitude to the organization of holidays for children and the family holidays, in particular. The emphasis is put on the importance of the artistic and creative approach to the tasks being solved, as well as the necessity to create favorable conditions for the comfortable process of preparing, organizing and holding family celebrations for the children and their families. Participation of children together with adults in various types of organizational, preparatory and artistic creative work has a beneficial effect on the development of creative abilities and other personal qualities of children: a free, non-coaching introduction to literature, music, and visual arts; formation of communicative qualities and ability to work in co-creation with each other and with adults; the opportunity to uncover natural inclinations and identify them in joint actions. And we should emphasize the special importance of family holidays for the formation of family friendly and trusting relationships and a positive impact on children.

Ключевые слова: семья, праздник, общение, творчество, игра, традиции, развитие.

Keywords: family, holiday, communication, creativity, game, traditions, development.

Введение

Актуальность статьи основывается на необходимости анализа благотворного влияния семейных праздников на внутрисемейные отношения и воспитание детей в условиях организации. В статье обращается внимание на то, что семья является основным, базисным компонентом воспитания, поведения ребенка, его социализации, развития его способностей и отношения к окружающему миру. В этом процессе немаловажную роль могут сыграть социокультурные традиции в организации совместных праздников всей семьей.

Цель статьи - освещение важности организации и проведения семейных праздников, способствующих формированию способностей ребенка и внутрисемейных связей.

Задачи исследования решались с использованием методов творческих заданий, наблюдений и анализа организационно-творческой деятельности взрослых и детей.

Результаты позволяют убедиться в педагогической ценности включения детей в совместную организационно-творческую деятельность со взрослыми по подготовке и проведению семейных праздников.

Результаты исследования

Проблемы любого социума отражаются и на семейных ситуациях, на отношении к свободному времени и на отношении к праздничной культуре [1, с. 390]. Семья как первичная ячейка общества живет по законам общей деятельности, взаимоотношений и совокупности усилий, проявляющихся в привязанности, любви, заботе и общих устремлениях. Семья придерживается тех правил, отношений, которые приняты в ее микросреде, с ее традициями, обычаями и обрядами. Семья социализирует, влияет на культурные и многие другие взаимоотношения между людьми, а социум, к которому она принадлежит, выдвигает свои культурные модели для каждого нового поколения детей [2, с. 27].

И все, что должен усвоить ребенок, проходит через уклад семьи и семейные взаимоотношения. Взрослея, человек формируется как личность, но процесс развития происходит в определенной микросреде, в большей степени в семье. Именно в семье создается та среда, которая определяет в дальнейшем все особенности развития ребенка, его способности и весь личностный потенциал. Именно через семью, через ее уклад передаются детям традиции, взгляды, обычаи.

В понятие семейного уклада включаются установки семьи, ее потребности, интересы, порядок жизни, стиль межличностных отношений, культурный и интеллектуальный уровень родителей. На детей влияет весь комплекс компонентов семейного уклада, и от влияния семейных взаимоотношений зависит вся дальнейшая судьба ребенка [3, с. 78].

Исследователи выделяют следующие основные типы семейного уклада: благоприятный, педагогически противоречивый и неблагополучный. В настоящее время ученые и педагоги-практики уделяют серьезное внимание помощи семьям с детьми, в особенности с проблемами воспитания. Посредничество между семьей и обществом осуществляется разными специалистами, организациями и проявляется в различных формах. Большая помощь исходит от психолого-педагогических служб и специалистов школы, других образовательных учреждений. Привлекаются профессионалы социально-педагогического уровня деятельности. И существенную роль играют организации и мероприятия социально-культурной сферы [4]. Размышляя о них, следует уделить отдельное внимание роли такого феноменального явления культуры в жизни взрослых и детей, как праздник.

Нет такого человека и нет такой семьи, которые бы обходились в жизни без праздника. С этим словом у каждого связаны светлые и дорогие воспоминания. Сколько бы ни было человеку лет и каким бы ни было его детство, при слове «праздник» в нем вспыхивают чувства, ярче которых нет.

Понятие «праздник» в словарях трактуется по-разному: и как «праздность» и «ничегонеделание», и «день торжества», и «день, особо отмечаемый церковью». Но пронзает и роднит все трактовки, являясь сквозным для всех пониманий, слово «радость». Ведь, действительно, в празднике могут быть песни, а могут и не быть, могут быть танцы, а можно обойтись и без них. В празднике многое можно варьировать и изменять, многое отменять и вводить в традиционные моменты новые приемы и находки [5, с. 203].

Бывают яркие, богато оформленные праздники, на которые затрачивается немало средств, но есть торжества и намного более скромные, которые люди все равно считают праздниками. Праздник может быть масштабным, собирать огромное число людей, а может проходить в узком семейном кругу и все равно называться праздником, потому что будет выполнять свою главную роль в жизни этих людей - дарить людям радость.

Праздники отдельной семьи отражают общие большие торжества, продолжают массовые зрелища, народные гуляния. У такого социально-культурного явления, как праздник, есть богатейшая история, которая изучается исследователями самых разных научных направлений. Ведь праздники сопровождают жизнь человека с незапамятных времен и многие факты истории не могут не вызывать в нас искренний интерес [6, с. 23].

Стихийные праздники, не вычленявшиеся из единого жизненного потока, существовали с глубокой древности у всех народов мира и сопровождали развитие человеческого общества с самых первых этапов его существования. Но историки, театроведы, искусствоведы историю массового праздника начинают с эпохи Древней Греции и Рима. Празднества, которые проходили в те времена, тщательно подготавливались и организовывались. В Древней Греции праздники тщательно готовились, их любили и активно ими занимались. Свободное время античных греков, которое мы теперь называем досугом, было более активным и деятельным, чем труд. Об этом свидетельствует тот факт, что древнегреческие празднества продолжались играми и выливались в активные состязания. Олимпийские игры стали вершиной таких праздников. Они устраивались раз в четыре года в специально выстроенном городе Олимпии.

Причудливо переплеталась реальная и мифическая жизнь людей и в ярких, пышных праздниках в честь бога плодородия Диониса. Праздники эти проходили три раза в год и включали в себя шествия в костюмах, зрелища, игры, состязания, развлечения, жертвоприношения, церемонии награждения победителей состязаний. В таких празднествах проявляли себя и первые драматурги, поэты, певцы, актеры, художники, импровизаторы. Эти праздники дали основу будущему театру, драматургии и другим видам искусства. А такие специфические черты этих празднеств, как зрелищность, массовость, комплексность, игровой развлекательный характер, традиционно закрепились и передавались из поколения в поколение.

Праздники Древнего Рима хотя и уходят корнями в греческие, но имеют существенные отличия и в содержании, и в форме. Здесь уже нет всеобщего массового действа, в каком активно проявляли себя все афинские граждане, а чаще всего было представлено зрелище, в котором было четкое разделение на участников и зрителей.

Римская империя всеми силами старалась отвлечь народ от политических событий. Тогда родился лозунг римской толпы: «Хлеба и зрелищ!», и зрелища представляли собой триумфальные шествия императоров, гладиаторские бои, сражения, цирковые состязания.

Совершенствовалась зрелищно-сценическая техника, тратились огромные средства на то, чтобы зрелище было грандиозным. Так, в 80 г. н. э. открылся амфитеатр Колизей, который славился и своей грандиозностью, и технически совершенной движущейся ареной, сценическими механизмами, позволяющими превратить арену то в гигантское озеро, то «вырастить» на ней огромный лес. Таким образом, у римлян досуг стал пониматься как праздное, а не активное состояние человека. Человек отчуждался от общества во время таких зрелищ, а не сливался с ним, как это было у греков.

В Средние века массовые праздники еще более расслоились, поляризировались. На одной стороне стояли официально утвержденные празднества церкви и феодального государства, а, на другой - неофициальные народные действа, которые отличались порой большей массовостью и яркостью.

В России кроме официальных праздников весело проходили массовые народные гуляния, в которых выделились народные потешники - скоморохи, другие артисты, музыканты, сочинители, импровизаторы [7]. История русского искусства называет их «народными забавниками», «увеселителями черного люда», «петрушечниками», «раешниками», «дедами-балагурами». С ростом городов на их улицы выплескивалось и праздничное веселье - формировался площадной театр, уличные зрелища и шествия. Праздники выросли из игр на Масленицу и других народных празднеств [8].

В более поздние времена празднества все более вписываются в жизнь общества и способствуют просвещению людей, оказывая воспитывающее влияние на подрастающее поколение.

В России конца XIX - начала XX в. использовалась праздничная ситуация, и людям не случайно запомнились торжества, связанные с юбилеями побед русской армии и флота, юбилеем Петербурга, героической обороны Севастополя.

Народные праздники проводились уже с меньшим размахом, но отличались большей теплотой, семейным характером. Убавился официоз и в обществе, увеличилась потребность в душевности, восстановлении сил, желании отдохнуть и отвлечь себя от каждодневных забот.

С 1917 г. в истории страны и в жизни каждого человека началось время шествий, массовых торжеств, юбилеев, но оставались и такие праздники, на которых продолжались народные семейно-бытовые традиции. Утвердились праздники, с которыми связаны судьбы каждой семьи: Новый год, День Победы, 8 Марта, Масленица. Все шире стали отмечаться в семьях и бытовые, и гражданские, и церковные праздники. Некоторые праздники пришли в наше общество и в семьи из-за рубежа [9].

Стали возрождаться массовые праздники на открытом воздухе, на больших площадях, театрализованные зрелища и концерты одновременно на нескольких площадках. Потребность в таких массовых праздниках тоже очень естественна для каждого человека, поскольку в таких случаях люди чувствуют себя участниками, а не пассивными зрителями. Утрата собственной творческой активности у современного человека, особенно у молодого поколения, тревожит и общественность, и ученых, и педагогов, и родителей. Вопрос сводится к неправильному воспитанию в детях отношения к разумному использованию свободного времени. Семейный праздник в этом контексте - тема многогранная и необходимая.

Ребенку праздник необходим для развития и выстраивания отношения к жизни, к людям, к осмыслению своего места в обществе. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого... И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники.» - указывал К. Д. Ушинский [10, с. 57].

Действительно, праздники всегда во все времена утверждали самые высокие идеалы, и на эту тему можно найти множество высказываний великих умов человечества от Платона и Сократа до Робеспьера и Луначарского. Педагогам многое говорят слова А. С. Макаренко о том, что ребенок должен жить в ощущении завтрашней радости. Этой «завтрашней радостью» для детей являются и праздники.

Праздники помогают ребенку развиваться всесторонне: и умственно, и эстетически, и физически, и эмоционально. Ни один праздник не обходится без подготовки к нему, во время которой сплачивается вся семья. Дети по-особому испытывают чувство ответственности за порученные им дела. В это время они особенно старательны, трудолюбивы, отзывчивы и неутомимы в желании сделать праздник ярче и как можно интереснее. Фантазия детей работает «на полную мощность», без понуканий и принуждения со стороны взрослых, а это и означает, что именно в такие минуты ребенок переживает самые эффективные взлеты в своем развитии [11].

Именно семейные праздники имеют богатейшие возможности для гармоничного развития всех способностей детей, поскольку праздник требует от его организаторов и литературных, и актерских, и режиссерских, и музыкальных, и оформительских способностей.

Ни один праздник не обходится без игр, а они развивают силу, ловкость, сообразительность и многие художественно-творческие способности: речевые, музыкальные, литературные. Комплексное, всестороннее развитие детей в гуманных, ненасильственных условиях под силу только празднику, тогда как в обычных условиях многие навыки взрослые развивают в детях специальными упражнениями, занятиями с обязательными заданиями, в которых, к сожалению, присутствует и немалая доля принуждения [12, с.27].

Создание всей семьей вместе с детьми семейного праздника - это общая работа, общая радость и взаимопонимание, укрепление семьи. Ребенок многое может забыть, когда вырастет, но создание вместе со взрослыми праздника в своем доме он не забудет никогда. Эта яркая память будет поддерживать его и в нелегкие минуты дальнейшей жизни.

Но, чтобы праздник запомнился, взрослым следует серьезно подумать о его подготовке, организации и проведении. Важно, чтобы вся семья участвовала и получала удовольствие от праздничных хлопот. Когда в доме готовятся к торжеству, возникает множество вопросов по поводу его организации, написания сценария, распределения обязанностей, оформления, угощения, сервировки, подбора игр, занятий для гостей. В настоящее время для организации праздника несложно найти и подобрать игры, шутки, загадки, розыгрыши, сценарии дней рождения, юбилеев, календарных, государственных, народных и других праздников.

Следует заметить, что праздники отличаются от других массовых мероприятий по некоторым параметрам.

1. В структуре праздника есть «предпразднество» - ожидание предстоящей радости, ощущение предстоящих положительных эмоций, ярких событий. Это «предпразднество» помогает организаторам праздника создавать яркий настрой, готовность людей воспринять все действия радостно и открыто. Праздник невозможен без предварительного периода подготовки людей, и очень важно умело использовать «предпразднество» в своих творческих интересах. Идет подготовка, создается атмосфера приближения торжества, проводятся конкурсы, встречи, праздник рекламируется. Умело проведенный этап празднества поможет придать празднику успех и радость всему коллективу [13, с. 87].

2. Праздник - это общая радость. Праздник - это активное, радостное проведение времени вместе со всеми. И для этого сценарист и организатор-постановщик должен приложить немало сил, немало выдумки и фантазии. И каждому нужно придумать дело, такие условия в программе праздника, чтобы весело было тоже каждому [14]. Это и викторины, и общие танцы, и песни, и конкурсы, и спортивные соревнования и многое другое. Программа праздника всегда очень разнообразна. В нее чаще всего включены развлечения для всех возрастных категорий участников, которых организаторы праздника ожидают, и в ней учитывают все запросы и вкусы. И главное, не следует делить людей на зрителей и выступающих, на пассивную публику и на активных выступающих.

3. Праздник - это еще и весьма масштабное явление во всем. Праздник может проходить не один день и не на одной, а сразу на нескольких площадках [15]. И семейный праздник тоже может длиться не один день и разрастись на разные площадки, где проходят и игры, и творческие выступления, и конкурсы, и угощение.

Особая масштабность присутствует и в организации, подготовке и проведении праздника. Одному организатору такое дело не под силу. Важно сразу определить все необходимое для проведения праздника и поделить обязанности между ответственными за тот или иной участок работы. Только после определения всеми места проведения праздника, времени, площадок, средств, участников сценарист может приступать к работе [16]. Праздник от неумелой организации не выигрывает. Нужно заранее распланировать все репетиции, оставить время на корректировку, исправление, дополнение или сокращение тех или иных частей праздника и всей программы.

Очень важно в празднике продумать моменты вовлечения, активизации присутствующих гостей, чтобы они тоже почувствовали себя участниками события [17]. Важно определить кульминационную - самую яркую часть праздника и уделить внимание завершающему эпизоду, чтобы не «комкать» праздник, и приложить все силы и средства, чтобы он всем запомнился, особенно детям. И если к окончанию праздника у людей преобладает чувство радости, что он был, и сожаления, что все заканчивается, значит, сверхзадача организаторов праздника выполнена.

Интересно организованный праздник способствует тому, что у ребенка вырабатывается стремление проводить дни торжеств дома, в кругу семьи. Он будет ждать повторения подобных семейных торжеств. Эта привычка останется у него на всю жизнь, и добрые отношения в своей семье он будет строить, призывая на помощь праздники в своем доме.

Список литературы

1. Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. - М.: Наука, 1978. - 392 с.

2. Вчерашний Р. Энциклопедия развлечений. - М.: Рипол Классик, 2001. - 463 с.

3. Лавренова Л. Е. Детские праздники в школе и дома. - СПб.: Паритет, 2006. - 160 с.

4. Медведь Э. И. Социально-культурная самореализация молодежи в воспитательном пространстве столичного мегаполиса // Вестн. экономической интеграции.

- 2014. - № 3 (72). - С. 83-88.

5. Опарина Н. А., Кайтанджян М. Г. Организация зрелищно-игрового досуга детей // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2015. - Ч. 4. - С. 203-206.

6. Гагин В. Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры. - М.: Профиздат, 2005. - 319 с.

7. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / под-гот. текста и предисл. Л. И. Акимовой; под ред. А. Г. Кифишина. - М.: Советская Россия, 1990. - Ч. 2. - 80 с. - (Б-чка «В помощь клубному работнику», № 12. Русская мифология; Вып. 3).

8. Генкин Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры.

- М.: Просвещение, 1975. - 138 с.

9. Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР: науч.-попул. - М.: Высш. школа, 1990. - 206 с.

10. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 11 т. Т. 8, ч. 1. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 774 с.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

12. Опарина Н. А. Театрализация детского досуга. - М.: Белый ветер, 2013. - 304 с.

13. Опарина Н. А. Организация театрализованного досуга школьников: моногр. - 2-е изд., доп. - М.: Белый ветер, 2017. - 235 с.

14. Левина И. Д., Опарина Н. А. Художественно-творческое развитие детей средствами народной культуры // Среднее профессиональное образование. - 2016. -№ 3. - С. 62-65.

15. Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. -189 с.

16. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997. -336 с.

17. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.

References

1. Mazaev A. I. Prazdnik kak sotsialno-khudozhestvennoe yavlenie. Opyt istoriko-teoretichesk-ogo issledovaniya. Moscow: Nauka, 1978. 392 p.

2. Vcherashniy R. Entsiklopediya razvlecheniy. Moscow: Ripol Klassik, 2001. 463 p.

3. Lavrenova L. E. Detskie prazdniki v shkole i doma. St. Petersburg: Paritet, 2006. 160 p.

4. Medved E. I. Sotsialno-kulturnaya samorealizatsiya molodezhi v vospitatelnom prostranstve stolichnogo megapolisa. Vestn. ekonomicheskoy integratsii. 2014, No. 3 (72), pp. 83-88.

5. Oparina N. A., Kaytandzhyan M. G. Organizatsiya zrelishchno-igrovogo dosuga detey. In: Traditsionnaya i innovatsionnaya nauka: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy. Proceedings of International scientific-practical conference. Ufa, 2015. Part 4. Pp. 203-206.

6. Gagin V. N. Natsionalnye prazdniki i obryady, ili Prazdnichnost kak fenomen russkoy kul-tury. M.: Profizdat, 2005. 319 s.

7. Snegirev I. M. Russkie prostonarodnye prazdniki i suevernye obryady. Moscow: Sovetskaya Rossiya, 1990. Part 2. 80 p.

8. Genkin D. M. Massovye prazdniki: ucheb. posobie dlya studentov in-tov kultury. Moscow: Prosveshchenie, 1975. 138 p.

9. Konovich A. A. Teatralizovannye prazdniki i obryady v SSSR: nauch.-popul. Moscow: Vyssh. shkola, 1990. 206 p.

10. Ushinskiy K. D. Sobr. soch.: in 11 vols. Vol. 8, part 1. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoy antropologii. Moscow-Leningrad: Izd-vo APN RSFSR, 1950. 774 p.

11. Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. Moscow: Prosveshchenie, 1991. 93 p.

12. Oparina N. A. Teatralizatsiya detskogo dosuga. Moscow: Belyy veter, 2013. 304 p.

13. Oparina N. A. Organizatsiya teatralizovannogo dosuga shkolnikov: monogr. Moscow: Belyy veter, 2017. 235 p.

14. Levina I. D., Oparina N. A. Khudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie detey sredstvami narodnoy kultury. Srednee professionalnoe obrazovanie. 2016, No. 3, pp. 62-65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Chernyy G. P. Torzhestvenno, krasivo, pamyatno: massovye shkolnye prazdniki i teatralizovannye predstavleniya: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 189 p.

16. SHmakov S. A. Netraditsionnye prazdniki v shkole. Moscow: Novaya shkola, 1997. 336 p.

17. Streltsov Yu. A., Streltsova E. Yu. Pedagogika dosuga: ucheb. posobie. Moscow: MGUKI, 2008. 272 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.