Научная статья на тему 'Воспитательная среда в высших учебных заведениях силового направления, как инструмент материальной и духовной культуры формирования будущего офицера'

Воспитательная среда в высших учебных заведениях силового направления, как инструмент материальной и духовной культуры формирования будущего офицера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усков В.М., Кузнецов Б.В., Теслинов И.В.

Воспитательная среда подразумевает системные условия взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся и является одним из основных средств педагогического обеспечения формирования у студентов и курсантов необходимого морального и психологического уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усков В.М., Кузнецов Б.В., Теслинов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная среда в высших учебных заведениях силового направления, как инструмент материальной и духовной культуры формирования будущего офицера»

УДК 159.9-316,7-372-879,6

U.M. Усков1, Б.В. Кузнецов2, И.В. Теслинов3

военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Центральный филиал Российского государственного университета правосудия, г. Воронеж ^Воронежский государственный медицинский университет им. H.H. Бурденко

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СИЛОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Воспитательная среда подразумевает системные условия взаимосвязанной деятельности преподавателей и обучающихся и является одним из основных средств педагогического обеспечения формирования у студентов и курсантов необходимого морального и психологического уровней.

Ключевые слова: Воспитательная среда, воспитательная система, образовательные учреждения

V.M. Uskov, В. V. Kuznetsov, I. V. Teslinov

EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS POWER OF DIRECTION, AS THE TOOL MATERIAL AND SPIRITUAL CULTURE FORMATION OF THE FUTURE OFFICER

Educational environment implies systemic conditions related activities of teachers and students and cadets and is one of the fundamental pedagogical support the formation of students and cadets of the necessary moral and psychological levels.

Keywords: Educational environment, educational system, educational institutions

В современных условиях признается особая роль воспитательной среды в воспитательной системе личного состава образовательных учреждений силовых структур в защите национальных интересов и безопасности государства. Анализ публикаций показал остроту проблемы изучения воспитательной среды образовательных учреждений, которым посвящены работы многих ученых-педагогов [ 1 ].

К основным задачам воспитательной среды, входящей в разновидность социальной относятся такие, как формирование черт характера, личностные качества, моральные и нравственные умения повседневного поведения, готовность достичь частных и коллективных интересов, которые ориентированы на требования морали и законы общества [3, 4, 5].

В своём развитии социальная культурная среда отвечает таким требованиям, как формирование общественных и личностных духовных потребностей и интересов, обеспечивать удовлетворение их запросов в соответствии с социальными и культурными нормами; создание условий для самореализации духовных сил личности и социальных общностей; для обеспечения воспроизводства культурного потенциала. Для этого она имеет как материальные, так и не материальные составляющие.

К нематериальным составляющим социальной, культурной или воспитательной среды относятся культурные ценности и стандарты, которые имеют как общую, так и локальную; нормы и средства, сопровождающие социальный и культурный обмен и организующие культурную деятельность; социальные алгоритмы; нормативные и регулятивные средства; осуществления социального контроля за качеством услуг и культурной деятельности и получения ответа от участников социальных и культурных процессов.

928

К материальной и вещной среде относятся вещи, как стабильность и стационарность элементов. С помощью этих элементов или комплексов вещей человек, семья, социальная группа, общество организует те или иные процессы своей жизнедеятельности, формирует свой образ жизни [2].

Анализ научных публикаций по проблеме понятия воспитательной среды позволил сделать вывод, что воспитательная среда - это объективная реальность и если её не создавать, она будет формироваться стихийно и стихийно влиять на процесс обучения и воспитания студентов и курсантов [1, 2, 5]. К главным задачам воспитательной среды высшего учебного заведения относятся такие как формирование нравственных и психологических качеств, необходимых будущему офицеру [3, 4, 5].

Структура воспитательной среды образовательного учреждения создаёт широкие возможности для приобщения студентов и курсантов к культуре, приобретению ими социального опыта, позволяющего формировать высокий уровень моральной, психологической и профессиональной готовности специалистов противопожарной службы и характеризуется профессионализмом, локальностью, духовностью, материальной стабильностью, ситуативностью, авторитарностью и строгой регламентацией. Для решения учебных и воспитательных задач все структурные, социальные и функциональные компоненты воспитательной среды должны работать организованно и комплексно. Воспитательная среда является инструментом материальной и духовной культуры, которая используется для решения воспитательных задач и может быть организована с помощью знаковых символов, материальных средств, культурных ценностей, коллективов и социальных групп - организующих условия воспитания [1, 3, 4, 5].

Среди многообразия воспитательных критериев воспитательной среды можно выделить объективные и субъективные факторы основных групп. К объективным факторам относятся особенности страны и исторической эпохи, культурные традиции, профессиональный и социальный статус. Группу субъективных факторов составляют система отношений с социумом, организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего общества [3, 4, 5].

Реализация воспитательной среды в высшем учебном заведении требует определённого синтеза и всестороннего подхода к традиционным и информационным, эмоциональным и эстетическим, предметным и деятельным способам организации обучения, воспитания и, потому что в образовательной среде они выступают соучастниками построения собственной жизнедеятельности. Здесь происходит усвоение специфических механизмов общения с людьми и сферами культуры [5].

Таким образом, воспитательная среда является одним из основных средств педагогического обеспечения формирования у студентов и курсантов необходимого морального и психологического уровней. Использование предложенной структурной и функциональной модели позволяет практически формировать воспитательную среду образовательных учреждений Государственной противопожарной службы МЧС России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисов И.И. Воспитательная среда университета в процессе институциональных преобразований / И.И. Борисов // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста: Тез. докл. межрегион, науч.-практ. конф. -Воронеж, 2001. - С. 5-8.

2. Бондарев С.С. Формирование морально-психологической готовности у студентов высших учебных заведений /С.С. Бондарев, В.М. Усков//Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Журнал практической и теоретической биологии и медицины. Москва: Т. 9, № 2, 2010, С. 420-426.

3. Соловьёва Н.В. Воспитательная среда: определение. Структура, влияние на образовательный процесс / Н.В. Соловьёва // Воспитательная среда вуза как фактор

профессионального становления специалиста: Тез. докл. межрегион, науч.-практ. конф. -Воронеж, 2001. - С. 24-27.

4. У сков В.М. Роль воспитания морально психологической готовности в идеологической работе со студентами / В.М. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов // Актуальные вопросы теории и практики сестринского дела - 2010. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию Института сестринского образования СПбГМУ им. И.П. Павлова. Санкт-Петербург, 2010. - С. 82.

5. Усков В.М. Формирование морально-психологической готовности у сотрудников силовых структур / В.М. Усков, С.С. Бондарев, Ю.В. Струк, М.В. Усков, В.В. Усков, В.А. Сморчков//Воронеж: изд-воВГТУ, 2013. - 135 с.

УДК 351-354; 629.7-621.039

В.М. Усков, М.Ю. Шлеев

Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского иЮ.А. Гагарина» (г. Воронеж)

СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, КАК ОСНОВА БОРТОВОЙ СИСТЕМОЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ МАНЕВРЕННОГО САМОЛЁТА

Система кондиционирования самолета является бортовой системой жизнеобеспечения, которая поддерживает адекватный температурный режим и теплообмен в гермокабине маневренного самолёта.

Ключевые слова: Температурный режим, система кондиционирования, теплопередача, маневренный самолёт.

V.M. Uskov, М. Yu. Shleev

AIR-CONDITIONING SYSTEM AS THE BASIS OF ON-BOARD LIFE SUPPORT SYSTEM MANEUVERABLE AIRCRAFT

The air conditioning system of the aircraft is onboard life support system that maintains adequate temperature and heat exchange in the pressurized cabin of the aircraft maneuverable Keyword: Temperature, air conditioning, heat transfer, maneuverable aircraft.

Разработка ряда аэродинамических и технологических решений позволили ответить на многие вопросы в решении задач, обеспечивающих комфортные и безопасные условия пилотирования самолёта на скоростях, превышающих скорость звука. Казалось, что многообразие использованных решений привело к тому, что многие проблемы, связанные с полетами на больших сверхзвуковых скоростях, были всесторонне изучены и решены. Однако встретились новые проблемы, значительно более сложные, нежели звуковой барьер. Они вызваны нагревом конструкции летательного аппарата при полете с большой скоростью в плотных слоях атмосферы. Это новое препятствие в свое время назвали тепловым барьером.

Однако его нельзя охарактеризовать постоянной, подобной скорости звука, поскольку он зависит как от параметров полета (скорости и высоты) и конструкции планера (конструктивных решений и использованных материалов), так и от оборудования самолета (системы кондиционирования, охлаждения и т.п.). Таким образом, в понятие «тепловой барьер» входит не только проблема опасного нагрева конструкции, но также такие вопросы, как теплообмен, прочностные свойства материалов, принципы конструирования, кондиционирование воздуха и т.п. [1, 2]. В 70-х годах осуществлены первые опыты применения в конструкции самолетов бериллия, а также композиционных материалов на

930

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.