Научная статья на тему 'Воспитательная составляющая профессиональной деятельности сотрудников ФМС России'

Воспитательная составляющая профессиональной деятельности сотрудников ФМС России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
452
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / профессиональная подготовка / деятельность / сотрудники Федеральной миграционной службы России / education / Professional training / activities / employees of the Federal Migration Service of Russia

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буряк Юрий Николаевич

В статье рассматриваются вопросы теории и практики реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы РФ. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли педагогической составляющей их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the theoretical and practical issues of the realization of the educational constituent of professional activities of the Russian Federal Immigration Officers. It is noted that the improvement of training and professional activities of the Russian Federal Migration Service is closely connected with increase of the role of the pedagogical constituent of their work

Текст научной работы на тему «Воспитательная составляющая профессиональной деятельности сотрудников ФМС России»

Психологические

аспекты

воспитательной работы

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФМС РОССИИ

Ю. Н. Буряк

В статье рассматриваются вопросы теории и практики реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы РФ. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли педагогической составляющей их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, профессиональная подготовка, деятельность, сотрудники Федеральной миграционной службы России.

В современных условиях развития всех сфер жизни российского общества особую актуальность приобретает задача формирования гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбы нашей страны, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки педагогических, воспитательных аспектов профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, включая Федеральную миграционную службу России (ФМС России), и на этой основе - реализации воспитательной составляющей их профессиональной деятельности.

Следует отметить, что в настоящее время сотрудник ФМС России имеет дело с людьми, которые в большинстве своем являются законопослушными гражданами России и других стран. В работе с ними не могут использоваться методы жесткого воздействия на человека, экспериментов, педагогически необоснованных средств, форм и приемов. Соответственно, работа сотрудника ФМС требует основательной, не только профессиональной, но и педагогической подготовки. Однако, как показывают опубликованные материалы, требуемый уровень такой подготовки обеспечивается в настоящее время не в полной мере [1-3].

Проведенное нами исследование и иные данные свидетельствуют, что в современных условиях происходит существенное реформирование ФМС России, направленное на совершенствование деятельности данной службы, ее сотрудников, повышение эффективности решения задач ФМС [4; 6; 7]. В то же время в ходе функционирования этой службы, в профессиональной деятельности ее сотрудников в недостаточной степени реализуется воспитательная составляющая. Она включает

прежде всего решение задач воспитания граждан России, мигрантов, беженцев и переселенцев в духе уважения к законам и традициям нашей страны. Указанные положения составляют одно из противоречий, обусловливающих необходимость разработки и реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС.

ФМС России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Данная служба создана в 1993 г. с целью рационального включения Российской Федерации в международный рынок труда, цивилизованного участия в миграционных процессах [4].

ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Положением о Федеральной миграционной службе [4].

Важнейшей задачей Федеральной миграционной службы в настоящее время является пресечение незаконной миграции. Отмечается, что миграция все больше попадает под контроль международной организованной преступности, а каналами незаконной миграции активно пользуются и террористы, и наркобароны [7]. Однако важно учитывать, что Россия не должна возводить барьеры на пути тех людей, которые уважают закон и приезжают в Россию, чтобы честно жить и работать. И потому предстоит продолжать формирование цивилизованной миграционной практики, соответствующей международным нормам.

Важным элементом такой миграционной практики, профессиональной деятельности сотрудников ФМС России в отношении тех, кто приезжает в Россию жить и работать, является их воспитание. Этому может способствовать воспитательная деятельность сотрудников ФМС России в целях формирования гражданско-патриотического отношения к Российской Федерации, ее истории, традициям, достижениям, утверждение в сознании и чувствах граждан России и других стран, мигрантов, беженцев, переселенцев гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России и ее настоящему.

В современных условиях возрастает значение воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, направленной на формирование таких духовно-нравственных ценностей, как гражданственность, приоритет общественных и государственных интересов, патриотизм, уважение, сохранение и развитие лучших традиций страны и государства, гуманизм и нравственность, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, изучение исторического прошлого России [4; 5].

Приоритетным направлением совершенствования деятельности ФМС России является повышение эффективности профессиональной подготовки ее сотрудников, в которой должны учитываться актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства [4; 6]. Соответственно, совершенствование подготовки сотрудников ФМС России должно предусматривать повышение духовно-нравственных требований, включать формирование навыков и умений воспитательной деятельности.

Воспитательный аспект служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов требует обоснования не только в форме педагогических рекомендаций, но и в качестве важной обязанности сотрудников этих органов, включая и ФМС России, фактора совершенствования их служебной деятельности.

Реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России должна осуществляться с учетом необходимости поддержания баланса прав и обязанностей каждого человека (как гражданина России, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства), обеспечения конституционных прав и свобод гражданина и личности в их органическом единстве, со всеми взаимными правами, обязанностями и ограничениями [4; 8].

Как показал проведенный нами в Управлении ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области анализ [2], причинами недостаточной эффективности реализации воспитательной составляющей в деятельности сотрудников ФМС России являются: низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц, сотрудников ФМС России; отсутствие системности при реализации воспитательной составляющей деятельности сотрудников ФМС России; недостаточное использование нравственного, духовного потенциала нашего общества, народов России в организации воспитания граждан как России, так и других стран.

Вопросы совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России не нашли пока должного освещения в научной литературе и практически не исследованы. В определенной степени это может быть связано с тем, что указанная служба создана сравнительно недавно и, кроме того, определенное время функционировала не самостоятельно, а в составе МВД России. Особо следует отметить, что воспитательная составляющая профессиональной деятельности сотрудников ФМС России не была до сих пор выдвинута и обоснована в качестве отдельного, важного, современного направления развития ФМС России, придания этой службе современного облика, внедрения в ее деятельность современных гуманитарных технологий.

Прежде чем формировать направления практической воспитательной работы, сотрудникам ФМС России необходимо уяснить, что именно понимается под воспитанием, применяемым в процессе их работы. При этом следует учесть, что воспитание традиционно понимают и как социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, и как социализацию, вхождение человека в жизнь (в широком смысле), и как целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств [5]. Вместе с тем сотрудникам необходимо разъяснять, что такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, неполностью отвечает потребностям практики, эффективной реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России в современных условиях.

В условиях гуманизации общественной жизни, все более активного применения гуманитарных технологий в деятельности различных специалистов, включая сотрудников правоохранительных органов, термин «воздействие» ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми. В практике правоохранительных органов сложилось так, что под воздействием, как правило, понималось наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недооценивалась позиция самого воспитуемого как человека, личности, гражданина, его активная деятельная сторона. Соответственно только воздействие сотрудников ФМС России на граждан России и других лиц ограничивает их заинтересованное сотрудничество. Практические попытки преодолеть сложившееся положение привели к возникновению понятия «педагогика сотрудничества».

В теории и практике российского воспитания традиционно сложилось так, что воспитание сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в определенных формах) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально и педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры [5].

В современных условиях, насыщенных переменами и существенно воздействующих на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т. п., воспитанием как педагогически управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься прежде всего государство, органы государственной власти, общество, их институты и учреждения, включая в том числе ФМС России [5].

Такое понимание позволяет по-новому подойти к организации работы сотрудников ФМС России в целом и в любом конкретном подразделении ФМС в частности. Основные различия в воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России при этом сводятся к следующему. Целеустрем-

ленность в реализации воспитательных аспектов деятельности выступает альтернативой стихийности; воспитание определяется через деятельность, как самое широкое понятие, отражающее любую активность сотрудников ФМС России. Реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России должна основываться прежде всего на субъект-субъектном взаимодействии, принципах педагогики сотрудничества, при этом не исключается педагогическое, служебное воздействие, вплоть до принуждения (ни в коем случае не ограничиваясь последним).

В реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России важно учитывать, что субъектом воспитания, совокупным воспитателем выступают не только собственно сами сотрудники ФМС России как воспитатели в традиционном понимании, но прежде всего общество, государство, их институты и учреждении.

Государственные и общественные институты и учреждения, одним из которых являются ФМС России, ее управления и подразделения, а также конкретные отдельные должностные лица (начальники, специалисты и т. д.) на основе государственных и ведомственных целей разрабатывают и на практике реализуют воспитательный потенциал всех факторов, влияющих на граждан России и других стран посредством их взаимодействия с сотрудниками ФМС России, с учетом особенностей организации, служебного предназначения, специализации, решаемых задач, места расположения и пребывания и других условий деятельности управлений и подразделений ФМС России [6].

При таком понимании воспитания создается целостная система реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России, в которой каждый на своем участке решает специфические задачи, а вместе они охватывают все стороны этого сложного процесса. Сама жизнь наглядно подтверждает правильность и необходимость такого подхода к пониманию воспитания. Именно он находит сегодня все большее признание среди ученых и практиков. Достаточно сослаться на решения органов государственной власти Российской Федерации в части патриотического воспитания [5].

Воспитание граждан России должно осуществляться как единый, всеобъемлющий процесс. И если это процесс целенаправленный, профессионально организованный, включающий всех субъектов и учитывающий все условия и факторы воспитания, то он и есть педагогический процесс, а не стихийное формирование личности.

Определив формирование гражданина и патриота страны как основную цель воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, следует выделить основные задачи этой деятельности: приобщение человека к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности; мировоззренческая подготовка человека, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни и своей роли в жизни страны, государства, формирование общечеловеческих ценностей, народных норм морали; приобщение к культуре рос-

сийского народа, общества, государства, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях; развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо российского общества и государства; воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека. Поэтому главным для эффективного воспитания является обоснованная в правовом и педагогическом отношении организация жизнедеятельности человека, его участия в жизни общества, государства, создание условий для нравственного становления, нормальной жизни, общения, ощущения удовлетворенности от своей жизни в России. Это неразрывно связано с уважением и освоением языка, культуры, традиций, обычаев народа, общества, государства, в том числе в процессе субъект-субъектного педагогического взаимодействия сотрудников ФМС России с гражданами нашей страны и другими лицами.

В целом в ходе проведенного нами в Управлении ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области исследования установлено, что эффективность воспитательной деятельности сотрудников ФМС России возрастет при соблюдении следующих организационнопедагогических условий: придание этому процессу планомерного по организационным формам и воспитательного по своим целям характера; обеспечение психоло-го-педагогической, служебной подготовки сотрудников ФМС России в вопросах воспитания, общения, формирования гражданственности и патриотизма; осуществление должностными лицами педагогического руководства самовоспитанием личности сотрудника ФМС России, формированием гражданской зрелости личности сотрудника; закрепление в устойчивых формах государственно-патриотических чувств и форм поведения граждан как России, так и других стран, находящихся в сфере полномочий ФМС России; применение педагогических технологий с использованием индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, при которых педагогическое (воспитательное) воздействие сотрудников ФМС будет способствовать гражданско-патриотическому и правовому воспитанию граждан России и других лиц; учет национальных, религиозных, региональных, других социальных и индивидуальных психологических особенностей лиц, находящихся в сфере деятельности сотрудников ФМС.

Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников ФМС России становится все более сложной. В ней повышаются роль и ответственность человека, сотрудника, должностного лица этой службы. При этом с изменением всех сфер жизни общества меняются сами люди. В указанных условиях роль воспитания, иных гуманитарных технологий не снижается, она возрастает. Более того, воспитательная составляющая в значительной степени становится приоритетной областью деятельности сотрудников ФМС России, от которой во

многом зависят эффективность и качество решения все более усложняющихся задач Федеральной миграционной службы России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический отчет о миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по итогам 2007 года. СПб., 2008.

2. Бормотова Т. М. Проблемы и способы разрешения миграционного процесса // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности. М., 2007. Вып. 14.

3. Миронов С. М. Миграция: обретения и потери // Российская миграция. 2008. Март.

4. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы»: указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. № 516 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 19, ст. 1786. С. 4808.

5. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 29, ст. 3064. С. 7736-7793.

6. Об уточнении Федеральной миграционной программы: постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 935 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 35, ст. 4177. С. 8574-8623.

7. Овчинников А. О. Проблемы нелегальной миграции в России // Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в особых условиях: сб. науч. тр. М., 2007.

8. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2006 году: аналитические материалы итоговой коллегии МВД России. М., 2007.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

С. А. Константинов

В статье в педагогическом плане рассмотрена проблема влияния процесса патриотического воспитания обучающихся в учебных заведениях на их политическую социализацию. Основное внимание уделено содержанию и методам организации патриотического воспитания в отечественных учебных заведениях.

Ключевые слова: воспитание, патриотическое воспитание, политическая социализация, обучающиеся в учебных заведениях.

В процессе своей жизни человек постоянно включен в различные структурные элементы общества: семью, детские дошкольные учреждения, школу и другие учреждения образования, предприятия, а также различного рода общественные движения и организации. Он является представителем определенной нации, большой или малой социальной группы, живет в селе или огромном городе, и в зависимости от этого различаются социальные, культурные и политические условия жизни.

Часть структурных элементов общества и условий жизни прямо не относится к политике, но политическое влияние сказывается и на них, даже если они используются теми или иными политическими силами для воздействия на человека.

Политика есть особая сфера жизнедеятельности, и так же, как не все люди выращивают хлеб, строят дома или поют со сцены, не все занимаются политикой. У некоторых нет интереса или времени для участия в политической деятельности, часть людей считают политику «грязным делом» и потому сторонятся ее. Для иных политика выступает чем-то непонятным, слишком высоким, а они относят себя к обычным людям.

Отношение к политике может меняться в зависимости от возраста. Как правило, уже в школе у многих проявляются качества организатора, стремление к инициативному выполнению поручений, желание занимать лидерские позиции. В дальнейшем, если эти качества развиваются, человек может достичь многого, занять высокое положение в обществе, организации или учреждении, в государстве. Иногда человек соединяет профессиональные интересы с политическими. Большой ученый, выдающийся артист или писатель, высокопрофессиональный рабочий или военный становятся активными политическими деятелями (А. Сахаров, И. Кобзон, Л. Рохлин, Р. Рейган, А. Шварценеггер и др.). Можем ли мы сделать выводы, что политическая практика касается не всех людей, не является общезначимой? Действительно, большое число людей активно не участвуют в политике, но это не означает, что они не связаны с ней, что последняя не влияет на их жизнь и не требует выполнения определенных обязательств [3].

Современное общество - сложно организованная структура, в которой политическая власть выполняет важные функции. Уже тот факт, что каждый человек является гражданином того или иного государства, связывает его с политикой государственных структур, обеспечивает его определенными правами и налагает на него определенные обязанности. Человек соприкасается с политикой через печать, радио- или телепередачи, и, безусловно, участвуя в выборах. Еще Аристотель сказал: «Государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, -либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек» [1, 378-379]. Так как общество организовано в государство, то человек фактом своего существования в таком обществе имеет связь с политикой, приобретая ряд политических качеств.

Из всего изложенного выше мы можем сделать вывод, что человек не рождается политическим существом. Но от года к году своей жизни он становится им, приобретая определенные политические качества, формируя соответствующие возрасту и общественному положению представления о власти, государственном устройстве и управлении, о широком спектре политических отношений. Все это носит название «политическая социализация».

В процессе политической социализации происходит усвоение человеком политических ценностей, норм, тра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.