Научная статья на тему 'Педагогические основы воспитания сотрудников Федеральной миграционной службы России'

Педагогические основы воспитания сотрудников Федеральной миграционной службы России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / ВОСПИТАНИЕ / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряк Ю. Н.

В статье рассматриваются вопросы теории воспитания сотрудников Федеральной миграционной службы МЧС России. Отмечается, что совершенствование деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли педагогической, гуманистической составляющей их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the pedagogical theory of training employees of the Federal Migration Service of Russia. The author notes that improvement of this service's activity is inseparably connected with increase of the role of pedagogical and humanistic components of employees' professional activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические основы воспитания сотрудников Федеральной миграционной службы России»

Ю. Н. Буряк

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

Работа представлена кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи им. С. М. Буденного. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Ю. Ефремов

В статье рассматриваются вопросы теории воспитания сотрудников Федеральной миграционной службы МЧС России. Отмечается, что совершенствование деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли педагогической, гуманистической составляющей их профессиональной деятельности.

349

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

The article is devoted to the pedagogical theory of training employees of the Federal Migration Service of Russia. The author notes that improvement of this service's activity is inseparably connected with increase of the role of pedagogical and humanistic components of employees' professional activity.

Эффективность служебной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы (ФМС) России в значительной степени зависит от правильного, научного подхода к их воспитанию. Сотрудник ФМС России имеет дело с людьми, которые в большинстве своем являются законопослушными гражданами России и других стран, и, естественно, в работе с ним не должно быть метода проб и ошибок, грубого, неквалифицированного влияния, необдуманных экспериментов, необоснованных и педагогически нецелесообразных средств, форм и приемов. Работа сотрудника ФМС с людьми, требует основательной не только профессиональной, но и педагогической подготовки.

Профессиональная деятельность сотрудников ФМС становится все более сложной. В ней повышается роль и ответственность человека, с изменением всех сфер жизни общества меняются сами люди. В этих условиях роль воспитания не только не снижается, но еще более возрастает. Более того, оно в известной степени становится приоритетной областью деятельности сотрудников ФМС России, так как от правильного понимания, соблюдения, реализации и разъяснения ими законов в значительной степени зависят эффективность и качество решения задач ФМС России.

Прежде чем организовывать практическую воспитательную работу в подразделениях ФМС России, сотрудникам необходимо уяснить, что же понимается под воспитанием. С позиций различных общественных наук воспитание рассматривается по-разному.

Прежде всего воспитание понимают как социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как со-

циализацию, вхождение человека в жизнь. Эта передача может осуществляться раз -личными путями, в том числе стихийно, помимо желаний воспитателей и воспитанников. В тех же случаях, когда передача накопленного опыта осуществляется специально, преднамеренно, целенаправленно, а не стихийно, этот процесс становится педагогическим и является объектом и предметом педагогической науки, одного из ее разделов - теории воспитания.

В более узком значении под воспитанием принято понимать целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств. Речь идет о целена-правленном подходе к воспитанию, о том, что в нем имеет место воздействие воспи-тателей на воспитанников. Его цель состоит в том, чтобы через целенаправленное влияние сформировать и развить у человека качества, необходимые ему для жизни, а у специалистов в той или иной области деятельности, например: у сотрудников ФМС России - еще и морально-психологические качества, необходимые для служебной деятельности.

Вместе с тем такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективной организации и осуществлению воспитательной работы в ФМС России в современных условиях.

Во-первых, в условиях гуманизации общественной жизни и служебной деятельности термин «воздействие» ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками. В практике сложилось так, что под воздействием, как правило, понимается наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недо-

Педагогические основы воспитания сотрудников Федеральной миграционной службы России

оценивается позиция самого воспитанника, его активная деятельная сторона по самовоспитанию и самосовершенствованию, в которых он заинтересован не в меньшей степени, чем воспитатели. Только воздействие одних на других ограничивает их заинтересованное сотрудничество. Практические попытки преодолеть сложившееся положение дел привели к возникновению понятия «педагогика сотрудничества».

Во-вторых, в теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание в существующем понимании сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры. Вместе с тем в современных условиях, когда сама жизнь стала педагогически насыщенной и существенно влияющей на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т. п., рассчитывать на то, что только специалисты-воспитатели в учебно-воспитательных учреждениях сформируют полноценного человека, не приходится. Воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься прежде всего государство, органы государственной власти, общество, их институты и учреждения, а также все, кто работает с людьми.

Практика все больше подтверждает правильность более широкого подхода к пониманию воспитания. Достаточно привести пример деятельности колонии и коммуны, которыми руководил Антон Семенович Макаренко. Хотя это и были специальные учебно-воспитательные учреждения для трудных детей, тем не менее воспитание не замыкалось только в их стенах и в

деятельности педагогического коллектива. В них было по-настоящему поставлено трудовое воспитание, налажен образцовый быт, использовались различные ритуалы. Колония и коммуна имели широкие общественные связи, жили одной жизнью со всей страной; здесь было налажено самоуправление, велика была роль коллектива; воспитание осуществлялось не только приемами воздействия, но и сотрудничества, уважительного и вместе с тем требовательного отношения между воспитателями и вое -питанниками.

Современная педагогическая практика дает основания определить воспитание сотрудников ФМС России как целенаправленную деятельность общества, государства, их институтов и учреждений, а также руководителей и специалистов-воспитателей в подразделениях ФМС России по формированию и развитию личности сотрудника ФМС, побуждению его к самосовершенствованию в соответствии с требованиями законов, профессиональной деятельности, государства и общества.

Это определение позволяет по-новому подойти к организации воспитательной работы в ФМС России в целом и в любом конкретном подразделении ФМС в частности. Основные различия в понимании «воспитания» при этом сводятся к следующему.

Целеустремленность в воспитании выступает альтернативой стихийности; воспитание определяется через деятельность как самое широкое понятие, отражающее любую активность как воспитателей, так и воспитанников; эта деятельность включает, но не исключает и воздействие, однако не ограничивается только им.

Субъектом воспитания, совокупным воспитателем выступают не только собственно воспитатели в традиционном понимании, но прежде всего общество, государство, их институты и учреждении. Они определяют цели воспитания, являясь своего рода заинтересованными заказчиками

35 1

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

в этой сфере; создают общественные и государственные институты и учреждения, предпосылки и условия для плодотворной воспитательной работы и формирования человека; готовят кадры для этого, осуществляют социальную и правовую защиту сотрудников ФМС, что решающим образом влияет на морально-психологическое состояние сотрудников ФМС.

Государственные и общественные ин-статуты и учреждения, одним из которых являются ФМС России, ее структуры и подразделения, а также конкретные отдельные должностные лица (начальники, специалисты и т. д.) на основе государственных и ведомственных целей разрабатывают и на практике реализуют воспитательный потенциал всех факторов, влияющих на формирование и развитие личности сотрудника ФМС России, с учетом особенностей организации, служебного предназначения, специализации, решаемых задач, места расположения и пребывания и других условий; разрабатывают конкретные планы и программы воспитания, осуществляют воспитательную работу во всех видах служебной деятельности.

При таком понимании воспитания создается цельная система воспитания сотрудников ФМС России, в которой каждый на своем участке решает специфические за -дачи, а вместе они охватывают все стороны этого сложного процесса.

Сама жизнь наглядно подтверждает правильность и необходимость такого подхода к пониманию воспитания. Именно он находит сегодня все большее признание среди ученых и практиков. Достаточно сослаться на решения органов государственной власти Российской Федерации по патриотическому воспитанию. Разработана уже вторая Государственная программа

патриотического воспитания, приняты решения о согласованной деятельности всех организаций и учреждений по решению задач комплекса воспитания, в том числе и о совершенствовании его материальной базы и т. п. Воспитание - единый, всеобъемлющий процесс, воспитывают все, вся и всех. И если процесс целенаправленный, профессионально грамотный, то это и есть педагогический процесс, а не стихийное формирование личности.

Таким образом, воспитание сотрудников ФМС России - это социальное явление и управляемый педагогический процесс. На воспитание как процесс, организованный в целях формирования и развития личности человека, влияет все: среда, окружение, жизнь, деятельность государства, общества, общественных и государственных институтов и учреждений, должностных лиц и т. д. Все эти взаимодействия тесно переплетаются и постоянно видоизменяются, что делает процесс воспитания сотрудников ФМС делом сложным и противоречивым. Его эффективность зависит от многих условий и обстоятельств:

• понимания сущности, места и роли воспитания;

• полного учета всех факторов, влияющих на воспитание;

• педагогической культуры организаторов , руководителей, участников воспита-тельного процесса.

Глубокое познание воспитания, его движущих сил, закономерностей и противоречий является одним из важнейших условий правильной организации и осуществления воспитания. На основе правильного понимания воспитания, его места и роли в государстве и обществе, должна выстраиваться вся система воспитания сотрудников ФМС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.