9. Loginova, N.A. Experience of studying of the person: History of an integrated approach to psychological schools V.M. Bekhterev and B.G. Ananjev. - SPb., 2005.
10. Maymin, E.A. Aesthetics - The science of the beautiful. - M., 1982.
11. Ozhegov, S.I. Dictionary of Russian Language / ed. N. Shvedova. - M., 1990.
12. Saverkina, I.V. History of private collectors in Russia. - SPb., 2004.
13. Dictionary of Cultural Research / ed. I.F. Kefeli, V.T. Pulyaev, V.P. Salnikov, S.V. Stepashin. -SPb., 2000.
1 Маймин E.A. Эстетика - наука о прекрасном. - М.: Просвещение, 1982. - С. 5.
2 Винер Н. Я - математик. М., 1964. - С. 311.
3 Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУКИ, 2004. - С. 9.
4 Там же.
5 Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация: Искусство на пути к коммунистической цивилизации. - М.: Искусство, 1986. - С. 47.
6 См.: Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1973.
7 См. там же.
8 Коваленко О. (аналитическая программа «Бекграунд». ТРК «Академия»). Одесские коллекционеры // Пресс-служба ИА «Новороссия/Единое Отечество». - 2007. 10 января. - www.otechestvo.org.ua.
9 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1990.
10 Корченов В. Как рождаются и умирают коллекции // WIN (Журнал «Вестник online»). - 2001. - № 12. - 5 июня. - http:/ /www.vestnik.com/issues/2001/0605/koi/korchenov.htm/
11 Липский В.Н. Эстетическая культура и личность. - М.: Знание, 1987. - С. 5.
12 Маймин Е.А. Указ. соч. - С. 6.
13 Логинова Н.А. Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 205.
14 См.: Словарь по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели, В.Т. Пуляева, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. - СПБ.: ООО «Издательство «Петрополис», 2000.
15 См. там же.
16 Данные маркетингового исследования, проведенного компанией ROMIR monitoring. - См.: Куцаченко Е. Из жизни ХОББИтов // Бизнес (газета; Украина). - 2003. № 34 (553), 25 августа. - http://www.business.kiev.ua/i553/a18927.
УДК 37.015 Ю.Н. Буряк*
Педагогическая концепция воспитательной деятельности сотрудников федеральной миграционной службы России
В статье рассматриваются вопросы педагогической теории воспитательной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников неразрывно связано с повышением роли педагогической составляющей их профессиональной деятельности.
Ключевые слова:- воспитательная деятельность, профессиональная подготовка и деятельность сотрудников Федеральной миграционной службы России.
Y.N. Buriak*. The pedagogical concept of educational work of employees of Federal migratory service of Russia
In article questions of the theory of educational work of employees of Federal migratory service of Russia are considered. It is marked, that perfection of preparation and activity of employees is indissolubly connected with increase of a role of pedagogical professional work making them.
Keywords: educational work, vocational training and activity of employees of Federal migratory service of Russia.
В современных условиях развития российского общества особую актуальность приобретает решение задач воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности российских граждан.
Проведенный анализ теории и практики воспитания показывает, что важную роль в этом могут и должны играть сотрудники Федеральной миграционной службы России. Однако в теоретическом
* Буряк,Юрий Николаевич, начальник Управления ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 3. (812) 576-05-98. E-mail: [email protected].
* Head of the Department of the FMS of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region, candidate of pedagogical sciences.
БурякЮ.Н. Педагогическая концепция воспитательной деятельности сотрудников Федеральной...
плане проблема воспитательной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России в современной педагогике не разработана.
Отмеченные обстоятельства обусловливают необходимость разработки теории и совершенствования практики воспитательной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России (ФМС России).
Федеральная миграционная служба России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Данная служба создана в июне 1993 г. с целью рационального включения Российской Федерации в международный рынок труда, цивилизованного участия в миграционных процессах1.
ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Положением о Федеральной миграционной службе1.
Эффективность деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России в значительной степени зависит от их подготовки по различным вопросам, включая научно обоснованные подходы к воспитанию.
Необходимо подчеркнуть, что в современных условиях сотрудник ФМС России имеет дело с людьми, которые в большинстве своем являются законопослушными гражданами России и других стран, и в работе сотрудников ФМС с ними не должно быть метода проб и ошибок, грубого, неквалифицированного влияния, силового давления, необдуманных действий, необоснованных и педагогически нецелесообразных методов, средств, форм и приемов. Работа сотрудника ФМС России с людьми требует основательной не только профессиональной, но и педагогической подготовки. Однако, как показывает анализ, требуемый уровень такой подготовки обеспечивается в настоящее время не в полной мере.
Материалы печати, проведенное исследование свидетельствуют, что в современных условиях происходит совершенствование деятельности ФМС России, направленное на повышение эффективности данной службы, решения стоящих перед ней задач. Однако, в ходе функционирования этой службы, её сотрудников в недостаточной степени осуществляется воспитательная деятельность в отношении граждан Российской Федерации, мигрантов, беженцев и переселенцев в духе уважения к законам и традициям нашей страны. Это обстоятельство также обусловливает необходимость постановки и решения научно-педагогической проблемы разработки и реализации педагогической концепции воспитательной деятельности сотрудников ФМС России.
В профессиональной деятельности сотрудников ФМС России требуется обеспечить уважительное отношение к тем, кто приезжает в Россию жить и работать, их воспитание в целях формирования гражданско-патриотического отношения к Российской Федерации, её истории, традициям, достижениям, утверждение в сознании и чувствах граждан России и других стран, мигрантов, беженцев и переселенцев гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России и её настоящему.
В современных условиях на ФМС России возложены весьма существенные для личности, общества и государства задачи, решение которых в той или иной степени связано с осуществлением воспитательной деятельности сотрудников данной службы: производство по делам о гражданстве Российской Федерации; осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации; разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации1.
В результате проведенного автором педагогического исследования установлено, что в современных условиях возрастает значение воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, направленной на формирование таких духовно-нравственных ценностей как гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, уважение, сохранение и развитие лучших традиций страны и государства, гуманизм и нравственность, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, изучение исторического прошлого России.
Приоритетным объектом совершенствования деятельности ФМС России является повышение эффективности профессиональной подготовки, образования её сотрудников. При этом должны учитываться актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Соответственно, совершенствование подготовки сотрудников ФМС России должно предусматривать повышение духовно-нравственных требований к личности, формирование навыков и умений воспитательной деятельности.
Воспитательная деятельность сотрудников требует своего обоснования не только в виде педагогических рекомендаций, но и, что особо важно, в качестве ключевой обязанности сотрудников ФМС России, фактора совершенствования их профессиональной деятельности, повышения в целом эффективности функционирования ФМС России.
Воспитательная деятельность сотрудников ФМС России должна осуществляться с учётом необходимости поддержания баланса прав и обязанностей каждого человека (как гражданина России, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства), обеспечения конституционных прав и свобод гражданина и личности в их органическом единстве, со всеми взаимными правами, обязанностями и ограничениями.
Среди причин недостаточной эффективности воспитательной деятельности сотрудников ФМС России можно выделить: низкий уровень психолого-педагогической подготовки должностных лиц, сотрудников ФМС России; отсутствие системности в воспитательной деятельности сотрудников; недостаточное использование потенциала педагогики, нравственного, духовного потенциала нашего общества, народов России в организации воспитания, как граждан России, так и граждан других стран.
Кроме того, педагогические вопросы совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России не нашли пока должного освещения в научной литературе и практически не исследованы, что в определенной степени может быть связано с тем, что указанная служба создана сравнительно недавно и, кроме того, определенное время функционировала не самостоятельно, а в составе МВД России. Особо следует отметить, что воспитательная деятельность сотрудников ФМС России вообще не была до сих пор выдвинута и обоснована в качестве отдельного важного современного направления развития ФМС России, придания этой службе современного облика, внедрения в её деятельность современных гуманитарных технологий.
Для проведения воспитательной деятельности, сотрудникам ФМС России необходимо уяснить что же понимается под воспитанием, с учетом того, что воспитание традиционно понимают и как социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как социализацию, вхождение человека в жизнь (в широком смысле) и как целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников, в целях формирования и развития у них необходимых качеств. Вместе с тем, сотрудникам следует разъяснять, что такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективной воспитательной деятельности сотрудников ФМС России в современных условиях.
В условиях гуманизации общественной жизни, все более активного применения гуманитарных технологий в деятельности различных специалистов, включая и сотрудников силовых ведомств, педагогический и управленческий термин «воздействие» ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми. В практике органов внутренних дел (куда входили ранее и структуры ФМС России) сложилось так, что под воздействием, как правило, понималось наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недооценивалась позиция самого воспитуемого как человека, личности, гражданина, его активная деятельная сторона. Соответственно, только воздействие сотрудников ФМС России на граждан России и других лиц ограничивает их заинтересованное сотрудничество. Практические попытки преодолеть сложившееся положение дел привели к возникновению педагогических подходов субъект-субъектного воспитания и педагогики сотрудничества. С учетом этого, воспитательная деятельность сотрудников ФМС России должна основываться прежде всего на субъект-субъектном взаимодействии, принципах педагогики сотрудничества, но при этом не исключать педагогического, служебного воздействия, вплоть до принуждения, однако ни в коем случае не ограничиваясь только им.
В теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры2.
Вместе с тем, в современных условиях, когда сама жизнь стала педагогически насыщенной и существенно влияющей на формирование человека в любом возрасте, стало мощным влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т.п., воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься в целом государство, органы власти, общество, их институты и учреждения, включая и ФМС России.
В воспитательной деятельности сотрудников ФМС России важно учитывать, что субъектом воспитания, совокупным воспитателем выступают не только собственно сами сотрудники ФМС России как воспитатели в традиционном понимании, но, прежде всего, общество, государство, их институты и учреждения.
Государственные и общественные институты и учреждения, одним из которых являются ФМС России, её управления и подразделения, а также конкретные должностные лица (начальники, специалисты и т.д.), на основе государственных и ведомственных целей разрабатывают и на практике реализуют воспитательный потенциал всех факторов и условий, влияющих на граждан России и других стран посредством их взаимодействия с сотрудниками ФМС России, с учетом особенностей организации, служебного предназначения, специализации, решаемых задач, места расположения и пребывания и других условий деятельности управлений и подразделений ФМС России.
БурякЮ.Н. Педагогическая концепция воспитательной деятельности сотрудников Федеральной...
На основе такого понимания воспитания строится система воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, в которой каждый на своем участке решает специфические задачи, а вместе они охватывают все стороны этого сложного процесса. Сама жизнь наглядно подтверждает правильность и необходимость такого подхода к пониманию воспитания. Именно он находит сегодня все большее признание среди ученых и практиков. Достаточно сослаться на решения органов государственной власти Российской Федерации по патриотическому воспитанию3.
Воспитание граждан России должно осуществляться как единый всеобъемлющий процесс. И если этот процесс целенаправленный, профессионально организованный, включающий всех субъектов и учитывающий все условия и факторы воспитания, то это и есть педагогический процесс, а не стихийное формирование личности.
Такое понимание позволяет по-новому подойти к организации работы сотрудников ФМС России в целом и в любом конкретном подразделении. Основные различия в понимании воспитательной деятельности сотрудников ФМС России при этом сводятся к следующему. Целеустремленность в реализации воспитательных аспектов деятельности выступает альтернативой стихийности; воспитание определяется через деятельность как самое широкое понятие, отражающее любую активность сотрудников ФМС России, как воспитателей, так и граждан, которые взаимодействуют с сотрудниками ФМС России.
Рассматривая формирование гражданина и патриота страны как цель воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, следует выделить основные задачи этой деятельности: приобщение человека к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности; мировоззренческая подготовка человека, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни и своей роли в жизни страны, государства; формирование общечеловеческих ценностей, народных норм морали; приобщение к культуре российского народа, общества, государства, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях; развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо российского общества и государства; воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека. Поэтому главным условием эффективности воспитания является правильная (в т.ч. в правовом отношении) организация жизнедеятельности человека, его участия в жизни общества, государства, создание условий для нравственного становления, нормальной жизни, общения, ощущения удовлетворенности от своей жизни в России. Это неразрывно связано с уважением и освоением языка, культуры, традиций, обычаев народа, общества, государства, в т.ч. в процессе субъект-субъектного педагогического взаимодействия сотрудников ФМС России с гражданами нашей страны и другими лицами.
В результате проведенного автором исследования установлено, что эффективность воспитательной деятельности сотрудников ФМС России возрастет при соблюдении следующих организационно-педагогических условий: придание этому процессу планомерного по организационным формам и воспитательного по своим целям характера; обеспечение психолого-педагогической служебной подготовки сотрудников ФМС России в вопросах воспитания, общения, формирования гражданственности и патриотизма; осуществление должностными лицами педагогического руководства самовоспитанием личности сотрудника ФМС России, формированием гражданской зрелости; устойчивое закрепление государственно-патриотических чувств и форм поведения, как граждан России, так и граждан других стран, находящихся в сфере полномочий ФМС России; применение педагогических технологий с использованием индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, при которых уровень педагогического (воспитательного) воздействия и взаимодействия сотрудников ФМС России будет способствовать гражданско-патриотическому и правовому воспитанию граждан России и других лиц; учет национальных, религиозных, региональных, других социальных и индивидуальных, психологических особенностей лиц, находящихся в сфере деятельности сотрудников ФМС.
Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников ФМС России становится все более сложной. В ней повышается роль и ответственность человека, сотрудника, должностного лица этой службы. Причем с изменением всех сфер жизни общества меняются сами люди. В этих условиях возрастает роль воспитания, гуманитарных технологий. Более того, как показало проведенное исследование, воспитательная деятельность должна становиться приоритетом для сотрудников ФМС России, влиять на эффективность и качество решения все более усложняющихся задач Федеральной миграционной службы России.
Список литературы
1. Вопросы федеральной миграционной службы. Указ Президента Российской Федерации (в ред. от 07.05.2005 № 516).
2. Константинов, С. А. Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся общеобразовательных школ / С. А. Константинов. - СПб., 2002.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
4. Федеральная миграционная программа. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 935.
The list of the literature
1. Questions of Federal migratory service of Russia. The decree of the President of the Russian Federation (5/7/2005, № 516).
2. The state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2006-2010».
3. Konstantinov, S. A. Education of patriotism and readiness for protection of Fatherland at pupils of comprehensive schools. - SPb., 2002.
4. The federal migratory program (3/8/1996, № 935).
1 Вопросы федеральной миграционной службы. Указ Президента Российской Федерации (в ред. от 07.05.2005 № 516).
2 Константинов С. А. Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся общеобразовательных школ.
СПб., 2002.
3 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
УДК 15.07
В.М. Воробьев*, В.А. Шаповал**
О взаимосвязи психофизиологического стресса с психодинамическими свойствами личности курсантов
Исследование основано на сопоставлении психофизиологических составляющих эмоционального стресса курсантов на ситуацию экзаменов, и психодинамических свойств личности этих курсантов. Даны новые представления о характере психофизиологического стресса в связи с динамикой напряженности целостной системы психофизиологической регуляции и продуктивности психофизиологической деятельности. Экспериментально подтверждено, что непродуктивная психическая активность личности невротической формы реагирования согласуется с демобилизующим характером психофизиологического стресса. Психическая активность, предрасполагающая к психопатическим реакциям, сопряжена с дезорганизующим характером психофизиологического стресса.
Полученные экспериментальные данные предлагается использовать для развития методов психической саморегуляции и коррекции неблагоприятных последствий экзаменационного стресса.
Ключевые слова: экзаменационный стресс, демобилизующий, дезорганизующий психофизиологический стресс, психодинамические свойства личности, Я-структура личности, агрессия, страх, внешнее и внутреннее Я-отграничение, нарциссизм, конструктивность, деструктивность и дефицитарные функции Я, психодинамически ориентированный личностный опросник (ПОЛО) «Ресурс».
Vladimir M. Vorobjov*, Valentin A. Shapoval**. The investigation is based on the comparison of psychophysiological components of the emotional stress of students in response to the exams circumstances and psychodynamic characteristics of these students personalities
New conceptions concerning the character of the psychophysiological stress in correlation with the dynamics of tension of the integral system of psychophysiological regulation on the one hand and the efficiency of physiological activity on the other hand are given. It has been experimentally sustained that unproductive psychic activity of a personality having a neurotic form of response conforms with the demobilized character
* Воробьев, Владимир Михайлович, старший научный сотрудник Военной космической академии им. А.Ф. Можайского, кандидат медицинских наук. Санкт-Петербург, ул 4-я Советская, 14-15. E-mail: [email protected]
** Шаповал, Валентин Анатольевич, докторант Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-911-242-89-02. E-mail: [email protected].
* Senior research worker of Mozhaisky A.F. Military Space Academy, Candidate of medical science. E-mail: [email protected]
** Ph. D. degree of Saint-Petersburg Ministry of Internal Affairs University of Russian Federation, Candidate of medical science, senior lecturer, police colonel. E-mail: [email protected].