Научная статья на тему 'Реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников федеральной миграционной службы России'

Реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников федеральной миграционной службы России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
173
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буряк Юрий Николаевич

В статье рассматриваются вопросы теории и практики реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли педагогической, гуманистической составляющей их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the questions of the theory and practice of the educational component application in professional work of employees of the Federal Migration Service of Russia. The author marks that perfection of training and activity of em-ployees of this service is indissolubly connected with increasing of the role of pedagogical and humanistic components of their professional work.

Текст научной работы на тему «Реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников федеральной миграционной службы России»

Ю. Н. Буряк

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы теории и практики реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России. Отмечается, что совершенствование подготовки и деятельности сотрудников этой службы неразрывно связано с повышением роли педагогической, гуманистической составляющей их профессиональной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, профессиональная подготовка и деятельность сотрудников Федеральной миграционной службы России.

Yu. Buryak

EDUCATIONAL COMPONENT APPLICATION IN PROFESSIONAL WORK OF EMPLOYEES OF THE FEDERAL MIGRATION SERVICE OF RUSSIA

The article covers the questions of the theory and practice of the educational component application in professional work of employees of the Federal Migration Service of Russia. The author marks that perfection of training and activity of em-ployees of this service is indissolubly connected with increasing of the role ofpedagogical and humanistic components of their professional work.

Key words: education, vocational training and activity of employees of Fed-eral Migration Service of Russia.

В современных условиях развития всех сфер жизни российского общества особую актуальность приобретает задача воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбы нашей страны каждого россиянина.

Проведенный анализ теории и практики воспитания показывает необходимость разработки педагогических, воспитательных аспектов профессиональной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России (ФМС России) и на этой осно-

ве реализации воспитательной составляющей их профессиональной деятельности.

Федеральная миграционная служба России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, а также функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Данная служба создана в июне 1993 г. с целью рационального включения Российской Федерации в международный рынок труда, цивилизованного участия в миграционных процессах [1].

ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Положением о Федеральной миграционной службе [1].

Эффективность служебной деятельности сотрудников Федеральной миграционной службы России в значительной степени зависит от правильного, научного подхода к их воспитанию.

Особо следует отметить, что сотрудник ФМС России имеет дело с людьми, которые в большинстве своем являются законопослушными гражданами России и других стран, и естественно, в работе с ними не должно быть метода проб и ошибок, грубого, неквалифицированного влияния, необдуманных экспериментов, необоснованных и педагогически нецелесообразных средств, форм и приемов. Работа сотрудника ФМС России с людьми требует основательной не только профессиональной, но и педагогической подготовки. Однако требуемый уровень такой подготовки обеспечивается в настоящее время не в полной мере.

Материалы печати, проведенное исследование свидетельствуют, что в современных условиях происходит существенное реформирование ФМС России, направленное на совершенствование деятельности данной службы, ее сотрудников, повышение эффективности

решения задач ФМС. В то же время, в ходе функционирования этой службы, в профессиональной деятельности ее сотрудников в недостаточной степени реализуется воспитательная составляющая, включающая прежде всего решение задач воспитания граждан Российской Федерации, мигрантов, беженцев и переселенцев в духе уважения к законам и традициям нашей страны. Указанные положения составляют одно из противоречий, обусловливающих необходимость постановки и решения научной проблемы разработки и реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России.

Важнейшей задачей Федеральной миграционной службы в настоящее время является пресечение незаконной миграции. Руководством страны отмечается, что миграция все больше попадает под контроль международной организованной преступности, а каналами незаконной миграции активно пользуются и террористы, и наркобароны [4]. Однако важно учитывать, что Россия не должна возводить барьеры на пути тех людей, которые уважают закон и приезжают в Россию, чтобы честно жить и работать. И потому предстоит продолжать формирование цивилизованной миграционной практики, соответствующей международным нормам и долгосрочным экономическим интересам нашей страны.

Проведенный анализ показывает, что важным элементом такой миграционной практики, профессиональной деятельности сотрудников ФМС России, обеспечения требуемого отношения к тем, кто приезжает в Россию жить и работать, является их воспитание и, прежде всего, воспитательная деятельность сотрудников ФМС России в целях формирования гражданско-патриотического отношения к Российской Федерации, ее истории, традициям, достижениям, утверждение в сознании и чувствах граждан России, других стран, мигрантов, беженцев, переселенцев гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России и ее настоящему.

На ФМС России возложены весьма существенные для личности, общества и государст-

ва задачи, решение которых, как показал проведенный анализ, в той или иной степени по своей сущности должно быть связано с реализацией воспитательной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников данной службы: производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации; оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации; осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации; разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации; управление территориальными органами ФМС России, ее представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС России задач [1].

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что в современных условиях возрастает значение воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, направленной на формирование таких ду-

ховно-нравственных ценностей как гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, уважение, сохранение и развитие лучших традиций страны и государства, гуманизм и нравственность, социальная активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, изучение исторического прошлого России.

С учетом указанных обстоятельств воспитательную деятельность сотрудников ФМС России в современных условиях следует рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России. Для этого требуется комплексное решение педагогических, управленческих, социальных, правовых, нравственных, психологических, служебных задач.

Воспитательный аспект служебной деятельности сотрудников требует своего обоснования не только в виде педагогической рекомендации, но и в качестве важной обязанности сотрудников ФМС России, фактора совершенствования их служебной деятельности, повышения в целом эффективности функционирования ФМС России.

Реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России должна осуществляться с учетом необходимости поддержания баланса прав и обязанностей каждого человека (как гражданина России, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства), обеспечения конституционных прав и свобод гражданина и личности в их органическом единстве, со всеми взаимными правами, обязанностями и ограничениями.

Приоритетным объектом совершенствования деятельности ФМС России является повышение эффективности профессиональной подготовки ее сотрудников, в содержании которой должны учитываться актуальные и перспективные потребности личности, общества и государства. Соответственно, совершенствование подготовки сотрудников ФМС России должно предусматривать повышение духовно-нравственных требований, включать формирование навыков и умений воспитательной деятельности.

Как показал проведенный анализ, причинами недостаточной эффективности реализации воспитательной составляющей в деятельности сотрудников ФМС России являются:

• низкий уровень психолого-педагогиче-ской подготовки должностных лиц, сотрудников ФМС России;

• отсутствие системности в реализации воспитательной составляющей деятельности сотрудников ФМС России;

• недостаточное использование потенциала педагогики, нравственного, духовного потенциала нашего общества, народов России в организации воспитания как граждан России, так и граждан других стран.

Вместе с тем вопросы совершенствования профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России не нашли пока должного освещения в научной литературе и практически не исследованы, что в определенной степени может быть связано с тем, что указанная служба создана сравнительно недавно и, кроме того, определенное время функционировала не самостоятельно, а в составе МВД России. Особо следует отметить, что воспитательная составляющая профессиональной деятельности сотрудников ФМС России вообще не была до сих пор выдвинута и обоснована в качестве отдельного и весьма важного и своевременного направления развития ФМС России, придания этой службе современного облика, внедрения в ее деятельность современных гуманитарных технологий.

Таким образом, вышеизложенное подтверждает высокую актуальность проблемы разработки теории и практики реализации воспитательной составляющей профессиональной подготовки и деятельности сотрудников ФМС России.

Определение сущности и особенностей реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России включало рассмотрение и анализ двух ключевых понятий данного исследования - деятельность и воспитание.

В ходе анализа выделенных понятий учитывалось, что, во-первых, они носят в значительной степени междисциплинарный характер,

в их трактовке переплетаются философские, педагогические, психологические аспекты и собственно аспекты, связанные с решением задач ФМС России. Во-вторых, исследование данных понятий включало и формирование (проявление) воспитанности личности самого сотрудника ФМС. Готовить сотрудников ФМС России к реализации воспитательной составляющей своей деятельности необходимо в единстве с воспитанием самих сотрудников этой службы как сознательных граждан, патриотов Отечества.

Прежде чем организовывать практическую воспитательную работу сотрудников ФМС России, им необходимо уяснить, что же понимается под воспитанием, с учетом того, что воспитание традиционно понимают и как социальное явление, связанное с передачей от поколения к поколению всей накопленной человеческой культуры, достижений в духовной и материальной сферах, как социализацию, вхождение человека в жизнь (в широком смысле) и как целенаправленное воздействие воспитателей на воспитанников в целях формирования и развития у них необходимых качеств. Вместе с тем сотрудникам разъясняется, что такое понимание воспитания все же не в полной мере отражает его сущность как педагогического процесса, не полностью отвечает потребностям практики, эффективной реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России в современных условиях.

В условиях гуманизации общественной жизни, все более активного применения гуманитарных технологий в деятельности различных специалистов, включая и сотрудников силовых ведомств, термин «воздействие» ограничивает сферу и способы влияния и взаимодействия между воспитателями и вос-питуемыми. В практике органов внутренних дел (куда входили ранее и структуры ФМС России) сложилось так, что под воздействием, как правило, понималось наказание, принуждение, давление и другие подобного рода средства. При этом недооценивалась позиция самого воспитуемого как человека, личности, гражданина, его активная деятельная сторона. Соответственно, только воздействие

сотрудников ФМС России на граждан России и других лиц ограничивает их заинтересованное сотрудничество. Практические попытки преодолеть сложившееся положение дел привели к возникновению понятия «педагогика сотрудниче ства».

В теории и практике воспитания исторически сложилось так, что воспитание сводилось главным образом к работе со школьниками, подростками, детьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях: детских яслях, садах, школах и (в какой-то степени) в Вооруженных Силах. Воспитателями выступали профессионально педагогически подготовленные специалисты: учителя, педагоги, офицеры [3].

Вместе с тем в современных условиях, когда сама жизнь стала педагогически насыщенной и существенно влияющей на формирование человека в любом возрасте, мощным стало влияние средств массовой информации и технических средств, литературы и искусства, неформального общения и т. п., воспитанием как управляемым, целенаправленным процессом должны заниматься прежде всего государство, органы государственной власти, общество, их институты и учреждения, включая в том числе и ФМС России.

Такое понимание позволяет по-новому подойти к организации работы сотрудников ФМС России в целом и в любом конкретном подразделении ФМС в частности. Основные различия в понимании воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России при этом сводятся к следующему. Целеустремленность в реализации воспитательных аспектов деятельности выступает альтернативой стихийности; воспитание определяется через деятельность как самое широкое понятие, отражающее любую активность сотрудников ФМС России, как воспитателей, так и граждан, которые взаимодействуют с сотрудниками ФМС России. Причем реализация воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России должна основываться прежде всего на субъект-субъектном взаимодействии, принципах педагогики сотрудничества, но при этом не исключать педагогического, служебно-

го воздействия, вплоть до принуждения, однако ни в коем случае не ограничиваясь только им.

В реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России важно учитывать, что субъектом воспитания, совокупным воспитателем выступают не только собственно сами сотрудники ФМС России как воспитатели в традиционном понимании, но прежде всего общество, государство, их институты и учреждении. Они определяют цели воспитания, являясь своего рода заинтересованными заказчиками в этой сфере; создают общественные и государственные институты и учреждения, предпосылки и условия для плодотворной воспитательной работы и формирования человека; готовят кадры для этого, осуществляют социальную и правовую защиту, в том числе сотрудников ФМС России, что решающим образом влияет на реализацию сотрудниками ФМС России воспитательных аспектов их профессиональной деятельности.

Государственные и общественные институты и учреждения, одним из которых являются ФМС России, ее управления и подразделения, а также конкретные отдельные должностные лица (начальники, специалисты и т. д.) на основе государственных и ведомственных целей разрабатывают и на практике реализуют воспитательный потенциал всех факторов, влияющих на граждан России и других стран посредством их взаимодействия с сотрудниками ФМС России, с учетом особенностей организации, служебного предназначения, специализации, решаемых задач, места расположения и пребывания и других условий деятельности управлений и подразделений ФМС России.

При таком понимании воспитания создается целостная система реализации воспитательной составляющей профессиональной деятельности сотрудников ФМС России, в которой каждый на своем участке решает специфические задачи, а вместе они охватывают все стороны этого сложного процесса. Сама жизнь наглядно подтверждает правильность и необходимость такого подхода к пониманию воспитания. Именно он находит сегодня все большее признание среди ученых и практиков.

Достаточно сослаться на решения органов государственной власти Российской Федерации по патриотическому воспитанию. Разработана и реализуется уже вторая государственная программа патриотического воспитания, приняты решения о согласованной деятельности всех организаций и учреждений по решению задач комплекса воспитания [2].

Воспитание граждан России должно осуществляться как единый, всеобъемлющий процесс. И если этот процесс целенаправленный, профессионально организованный, включающий всех субъектов и учитывающий все условия и факторы воспитания, то это и есть педагогический процесс, а не стихийное формирование личности.

Рассматривая формирование гражданина и патриота страны как основную цель воспитательной деятельности сотрудников ФМС России, следует выделить основные задачи этой деятельности:

• приобщение человека к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие в различных видах деятельности, в политической и социально-экономической жизни населенного пункта, района, региона, страны;

• мировоззренческая подготовка человека, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни и своей роли в жизни страны, государства, формирование общечеловеческих ценностей, народных норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т. д.);

• приобщение к культуре российского народа, общества, государства, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях;

• развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения;

• воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо российского общества и государства;

• воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, потребности быть хорошим семьянином.

Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется в процессе всей жизнедеятельности человека. Поэтому главным условием эффективности воспитания является правильная (в том числе в правовом отношении) организация жизнедеятельности человека, его участия в жизни общества, государства, создание условий для нравственного становления, нормальной жизни, общения, ощущения удовлетворенности от своей жизни в России. Это неразрывно связано с уважением и освоением языка, культуры, традиций, обычаев народа, общества, государства, в том числе в процессе субъект-субъектного педагогического взаимодействия сотрудников ФМС России с гражданами нашей страны и другими лицами.

В процессе исследования установлено, что эффективность воспитательной деятельности сотрудников ФМС России возрастет при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

• придание этому процессу планомерного по организационным формам и воспитательного по своим целям характера;

• обеспечение психолого-педагогической, служебной подготовки сотрудников ФМС России в вопросах воспитания, общения, формирования гражданственности и патриотизма;

• осуществление должностными лицами педагогического руководства самовоспитанием личности сотрудника ФМС России, формированием гражданской зрелости личности сотрудника;

• закрепление в устойчивых формах государственно-патриотических чувств и форм поведения как граждан России, так и граждан других стран, находящихся в сфере полномочий ФМС России;

• применение педагогических технологий с использованием индивидуальных и групповых форм воспитательной работы, при которых уровень педагогического (воспитательного) воздействия и взаимодействия сотрудников ФМС России будет способствовать гражданско-патриотическому и правовому воспитанию граждан России и других лиц;

• учет национальных, религиозных, региональных, других социальных и индивидуальных, психологических особенностей лиц, находящихся в сфере деятельности сотрудников ФМС России.

Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников ФМС России становится все более сложной. В ней повышается роль и ответственность человека, сотрудника, должностного лица этой службы. Причем с изменением всех сфер жизни общества меня-

ются сами люди. В этих условиях роль воспитания, гуманитарных технологий не только не снижается, но еще более возрастает. Более того, как показало проведенное исследование, воспитательная составляющая в значительной степени становится приоритетной областью деятельности сотрудников ФМС России, от которой во многом зависят эффективность и качество решения все более усложняющихся задач Федеральной миграционной службы России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вопросы федеральной миграционной службы. Указ Президента Российской Федерации (в ред. от 07.05.2005 № 516).

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

3. Константинов С. А. Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся общеобразовательных школ. СПб., 2002.

4. Федеральная миграционная программа. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 935.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.