УДК 371 З.З. Мусакаева А.И. Пешхоева
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема воспитания учащихся в образовательной организации. Подчеркивается значимость использования положительного потенциала окружающей среды в воспитательной системе лицея. Авторы на практическом материале показывают, что сложившаяся воспитательная система открыта социуму, сотрудничеству детей и взрослых; коллектив педагогов, родителей, учащихся включен в жизнь и деятельность окружающей среды, осваивает ее, взаимодействует с нею.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, воспитательный потенциал национальной культуры.
Zarema Musakaeva
EDUCATIONAL SYSTEM THE EDUCATIONAL ORGANIZATION: THEORY AND PRACTICE
Aza Peshoeva
Annotation. The article deals with the problem of educating students in an educational organization. The author stresses the importance of using positive potential of the environment in the educational system of the Lyceum. The authors on practical material suggest that the current educational system is open to the society, the cooperation of children and adults; a group of teachers, parents, students included in the life and work environment, embracing her, interact with her.
Keywords: education, educational system, educational potential of national culture.
В последние годы наше государство уделяет особое внимание роли школы в воспитательном процессе. В образовательной политике РФ наметилась тенденция признания приоритета воспитания и того, что школа не просто передает набор знаний: качественное обучение без воспитания невозможно. В школе нужно полноценное развитие воспитательного компонента.
В Федеральном законе РФ «Об образовании РФ» подчеркивается, что воспитание - это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». В ст. 2 закона образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Таким образом, воспитание поставлено впереди обучения.
Многие теоретики и практики видят смысл воспитания в целенаправленном управлении развитием личности (Х.Й. Лийметс, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова), в целенаправленном создании условий для развития человека (А.В. Мудрик), в содействии становлению человеческого качества (И.А. Колесникова). Другие авторы утверждают взаимосвязь воспитательной деятельности с потребностями, отношениями, внутренними регулятивами поведения ее участников. Воспитание они определяют как процесс сознательного, целенаправленного формирования человека или социальной группы, ведущий к возникновению устойчивых механизмов регуляции поведения и деятельности (В.И. Гинецинский), как формирование потребностей личности и социально приемлемых способов их удовлетворения (П.В. Симонов и П.М. Ершов), как «процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно - чуждых личностных отношений» [1].
Усиление интереса к проблемам воспитания подрастающего поколения связано с ростом не-
© Мусакаева З.З., Пешхоева А.И., 2015
Вестник Университета № 5, 2015
гативных явлений в детско-молодежной среде и новыми подходами к определению роли общеобразовательной школы в процессе воспитания, социализации детей. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России школа признана индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства; базовым социальным институтом, формирующим личность, важным элементом процесса модернизации и инновационного развития российского общества [3]. Серьезное внимание уделено вопросам воспитания в образовательных стандартах общего образования: в качестве целевых воспитательных ориентиров для всех ступеней общеобразовательной школы определены личностные характеристики выпускника, в совокупности, составляющие его идеальный образ или так называемый портрет, отражающий уровень и динамику социализации и духовно - нравственного развития школьников.
В феврале 2007 г. в г. Грозном открылся ГОУ «Президентский лицей». В стенах учебного заведения обучается 1116 учащихся. В нем работает 119 педагогов. Это современное образовательное учреждение общего среднего образования, в котором хорошо отлажены и полноценно функционируют все звенья образовательного процесса. В лицее функционируют более 40 кружков, действует Совет ученического самоуправления (СУС), выходит ежемесячная газета «Президентский лицей». «Президентский лицей» - это центр образования и культуры, где реализуется личностные возможности детей. Лицеисты осваивают культурное наследие и ценности своего народа, Отечества в сотрудничестве с учреждениями культуры, спорта, досуга, высшими учебными заведениями.
Воспитательная деятельность в лицее охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за его пределами, культурно - образовательную среду. Основной целью, ключевой идеей концепции воспитания в лицее является развитие личности ребенка с учетом его возрастных особенностей, своеобразия окружающей среды. Большое внимание уделяется духовно-нравственному, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Воспитательная система школы - это такая форма интеграции целей, воспитательных воздействий, которая позволяет сделать весь учебно-воспитательный процесс и максимально использовать положительный потенциал конкретных социально-педагогических условий. Воспитательная система школы, как правило, не просто реализует педагогически целесообразные цели воспитания, но выражает целостную воспитательную концепцию данного педагогического коллектива. Такие школы чаще всего бывают авторскими [2].
Воспитательная система в лицее является частью культурно-образовательного пространства Чеченской Республики и выстраивается на современных концептуальных идеях:
- воспитание - это культурно-воспитательный процесс вхождения лицеистов в среду культуры, это развитие личности гражданина России, способного к возрождению, сохранению и приумножению славы своего края и ценностей отечественной культуры и культуры своего народа;
- воспитание - это социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, их прав и свобод. В качестве принципов воспитания определены гуманизация, индивидуально-личностный подход, активность, открытость воспитательной системы социуму.
«Президентский лицей», его педагогический коллектив интенсивно развивает воспитательную систему, основной идеей которой стала идея использования воспитательного потенциала национальной культуры с учетом особенностей природной, исторической культурной среды Чеченской Республики. Мы с педагогическим коллективом в ходе исследования пришли к выводу, что от взаимодействия этих начал, меры их представленности в целостном воспитательном процессе лицея во многом зависит социальное благополучие ребенка, адекватность его действий и поступков в окружающей жизни, ориентация в мире человеческих отношений. А в конечном счете - эффективность самоопределения человека на самых различных отрезках его жизненного пути.
Реализация разработанных в лицее основных положений этой системы осуществлялась в трех основных направлениях:
в насыщении учебного процесса школы знаниями об окружающей среде, ее природы, национальной культуре, социальных процессах;
- в построении внеучебной деятельности детей (трудовой, спортивной, клубной) с учетом особенностей среды и во взаимодействии с нею;
- в целенаправленном включении детей и педагогов в среду в качестве субъектов ее сохранения и рационального преобразования.
В структуру воспитательной системы лицея входит внеурочная деятельность, которая представлена в многообразных формах: общешкольные традиции, День знаний, День чеченского языка, конкурсы, смотры, дни здоровья, акты милосердия, утренники, встречи с представителями госструктур, школа юных журналистов, спортивные кружки, детский ансамбль танца «Кавказ» и др. Различные объединения детей - кружки, секции, клубы - это самоуправляющие единицы в рамках воспитательной системы, непосредственно приближенные к потребностям и интересам детей. Их деятельность направлена на сохранение и возрождение исторических, материальных, духовных ценностей своего народа, на приобщение к культуре чеченского народа и через нее к общечеловеческой культуре.
Анализ педагогического опыта «Президентского лицея» показал, что положительное влияние среды на совершенствование воспитательной системы обеспечивается в значительной степени за счет ее педагогического руководства. Целесообразное и педагогически оправданное руководство привело к созданию четкой и продуманной системы приобщения детей к ценностям своего народа и через них к общечеловеческим.
Библиографический список
1. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко [и др.]. - М. : Академия, 2005.
2. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации : сб. научн. трудов / Под ред. Л. И. Новиковой. - М., 1992.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина в России. - М. : Просвещение, 2009.