Научная статья на тему 'Воспитательная работа с отцами как социальная проблема'

Воспитательная работа с отцами как социальная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
580
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЦ / ОТЦОВСТВО / МУЖЧИНА / МАСКУЛИННОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ ОТЦОВСТВА / ОТЦОВСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FATHER / FATHERHOOD / MAN / MASCULINITY / TYPOLOGY OF FATHERHOOD / THE BEHAVIOR OF FATHERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карцева Л. В.

В статье в теоретико-социологическом и эмпирическом аспектах рассматривается отцовство как социальный феномен, анализируется опыт практической деятельности отцов в системе образования и воспитания детей, подростков и юношества, накопленный Республикой Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Work with Fathers as a Social Issue

This article researches fatherhood as a social phenomena in theoretical, sociological and empirical aspects. It also analyzes the experience of the practical activity of fathers in the system of education and upbringing of children, teenagers and youth that has been accumulated in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа с отцами как социальная проблема»

УДК 316.74:37

Л.В.Карцева

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОТЦАМИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

В статье в теоретико-социологическом и эмпирическом аспектах рассматривается отцовство как социальный феномен, анализируется опыт практической деятельности отцов в системе образования и воспитания детей, подростков и юношества, накопленный Республикой Татарстан.

Ключевые слова: отец, отцовство, мужчина, маскулинность, типология отцовства, отцовское поведение.

L.V.Kartseva EDUCATIONAL WORK WITH FATHERS AS A SOCIAL ISSUE

This article researches fatherhood as a social phenomena in theoretical, sociological and empirical aspects. It also analyzes the experience of the practical activity of fathers in the system of education and upbringing of children, teenagers and youth that has been accumulated in the Republic of Tatarstan.

Key words: father, fatherhood, man, masculinity, typology of fatherhood, the behavior of fathers.

Понятие «отец» не фигурирует в философском или социологическом словаре, поскольку отражает всего лишь одну из социальных ипостасей мужчины - его способность к продолжению потомства. Словарь русского языка С.И. Ожегова об отце пишет как о «мужчине по отношению к своим детям». [1, с. 414] Интересен тот факт, что слово «отец» соседствует с такими словами как «отеческий» и «отечественный», где первое означает свойственное отцу, заботливое, а второе -относящееся к отечеству, стране, где родился. [1, с. 415] Однокорневыми к слову «отец» являются такие слова, как патриарх, патриот. Патриарх возглавляет родовое общество, патриот любит своё Отечество, предан интересам своего дела. [1, с. 437]

Как видим, данные слова есть одновременно понятия, отражающие наиболее сущностные проявления родовой сущности института отцовства, когда на человека (прежде всего мужчину) накладывается обязательство нести в мир заботу об объекте, нуждающемся в ней, и этот объект -ребёнок, семья в целом, род, Отечество.

Российские социологи - Безрукова О.Н., Гурко ТА., Клецина И.С. и др., изучив состояние отцовства на конкретном эмпирическом материале, пришли к неутешительному выводу: данный социальный институт в России переживает кризис. [3] Отцы не готовы нести ответственность ни за своих детей, ни за семью в целом.

Здесь возникает вопрос о том, в чём заключается природа отцовства, которое в наибольшей степени приравнивается к мужественности, маскулинности и воспринимается как исключительно мужское качество. Как показывает практика, данное восприятие свидетельствует о традиционности сознания его носителей. Как отмечает О.Н. Безрукова, маскулинность в немалой степени дань моде, сконструированный образ «настоящего мужчины», что, по сути, означает наличие уверенности в себе, доминирования, целеустремлённости и психологической устойчивости. Подобные же качества могут быть присущи и женщинам. Однако маскулинность обусловлена в немалой степени и психофизиологически, что признаёт и российская, и зарубежная социология.

Данное обстоятельство позволяет вывести определение отцовства как социального феномена, имеющего свои чёткие характеристики. Отцовство есть «социальный институт, система прав, обязанностей, социальных ожиданий и требований, предъявляемых к мужчине как к родителю и коренящихся в нормативной системе культуры и в структуре семьи». [4, с.57-58] Ссылается автор и на И. Кона, подчёркивающего такой аспект отцовства как его отнесение к родственным отношениям (связь ребёнок-отец).

Фактически речь идёт о важнейшей составляющей понятия «отцовство» - способности отца быть а) родителем ребёнка - в физиологическом смысле, б) его воспитателем, в) посредником между двумя родами - отцовским и материнским.

Очевидно, что в современной социальной действительности ряд вышеназванных позиций ставится под сомнение со ссылкой на уже не уникальные, а фактически бытовые медицинские (генные) технологии. Реальное отцовство заменяется суррогатным, и появляются «дети из пробирки». Воспитание детей перекладывается с отцов на общественные и государственные структуры, и более всего - на образовательные организации. Отсутствие двух родов - отца и матери, сосредоточение общественного сознания на «семейной» паре - мать и её дитя игнорируется общественным мнением. Одинокие, родившие хотя бы единожды женщины, не желающие признавать особость своего семейного статуса, искренне защищают его, утверждая приемлемость безотцовщины, преимущества бесконфликтного существования пары «мать и

дитя». Семья без мужа и отца определяется как естественная, «материнская», как равноценный инвариант семьи в эпоху демократизации общества и его гуманизации, защиты прав личности на нравственный выбор. [5] И такая позиция родилась неслучайно. Её происхождение идеологически обусловлено.

Так, А. Карлсон, американский социолог, ещё в начале XXI века отметил: «Мужчина, Отец рассматривается как враг. Это он - власть и авторитет, это против него, семьянина и главы семьи, направлялись все эти восстания». [6, с. 94] Речь идёт о «революционных движениях» феминизма, коммунизма и фашизма. Религиозное воспитание в Европе и Северной Америке ставило в центр семьи отца, который читал Библию, требовал от детей преданности семье, а от жены - супружеской верности.

Однако в XX веке наступает «эпидемия разводов», внебрачных рождений, растёт число абортов, что свидетельствует о начале отхода от семейного образа жизни. Авторитет отцов начала падать, матерей - расти пропорционально. [6, с. 96] К тому многие права от отцов были переданы школам. Мнение отцов перестало учитываться и при проведении медицинских абортов - решение о продолжении беременности принимали медучреждения и сами женщины. Влияние семьи в целом, отцовских прав уменьшалось стремительно. Сами мужчины, отмечает А.Карлсон, подобные перемены встретили спокойно: управлять массами оказалось легче, чем собственным домом. Мужчины бежали от своей родительской ответственности. Американский фамилист ставит задачу: вернуть мужчин в дом - как моральных и религиозных учителей. Мужчины «должны вспомнить искусство быть мужем, должны принять естественную ответственность отцовства». [6, с. 99]

В наши дни в российском обществе некоторая часть отцов демонстрирует желаемые, социально полезные модели поведения, осваивает заново отцовские стратегии и реализует себя в уходе за детьми, в их воспитании. Подобные поведенческие стратегии обусловлены принятием роли отца, отцовской идентичности. Как указывает санкт-петербургский социолог О.НБезрукова, это модель маскулинная, фиксирующая социальную ответственность отца, наличие в его личности таких черт как ролевая активность, отношения любви, доверия, заботы. [2, с.119] Исследователь справедливо настаивает на таких составляющих отцовства как ценностные, когнитивные, аффективные и поведенческие.

Иначе говоря, отец должен осознавать и ценить свою роль в рождении и воспитании наследника, гордиться ею; представлять, а лучше всего знать собственные отцовские обязанности; испытывать позитивные ощущения от выполнения отцовской роли; вести себя в соответствии с нею во всех сферах семейной жизни.

Подобные свойства и черты присущи далеко не каждому отцу. О.Н. Безрукова, проанализировав данные собственного качественного исследования (Ленинградская область, г.г. Санкт-Петербург, Мурманск, Апатиты, 2009-2010), пришла к выводу: существует несколько типов отцов, различающихся своим поведением В интерпретации автора, это типы активно или пассивно отвергающих своё отцовство, пассивно или активно принимающих его. [2, с. 120-127]

Типология отцовства, предложенная О.Н. Безруковой, характеризуется целым рядом аспектов. Среди них - идентичность отца, ценность детей и семьи, мотивация отцовства, характер поддержки, практики поддержки матери, отношение к матери, гендерные установки, выполнение функции кормильца/воспитателя и т.д.

Согласно концепции Безруковой, к активно отвергающим отцам можно отнести отца единственного ребёнка, суррогатного отца, отца-гедониста и т.п. Пассивно отвергающим может считаться отец, который имеет ребёнка вынужденно (находится в эмиграции); который зависит от окружения; который эгоистичен. Пассивно принимающим является отец отстранённый; отец, который по сути своей ребёнок; отец, занятый другими видами деятельности больше, чем семьёй. Наконец, активно принимающим является отец особого ребёнка, отец верующий, отец-альтруист и отец, ответственный за своё продолжение.

Основываясь на данной классификации, которая может стать отправной точкой для психолого-педагогического и социально-педагогического анализа отцовской аудитории образовательных организаций, педагог, классный руководитель как субъекты воспитательной деятельности могут и должны определить подходы к воспитательной работе с отцами. К сожалению, российское общество находится на такой стадии своего развития, что не столько отцы являются субъектами воспитания своих и чужих детей, сколько сами становятся объектом воспитательной деятельности таких социальных институтов как институты государства, здравоохранения, образования и воспитания, социальной защиты, охраны правопорядка, морали и нравственности, религии, культуры, включая институт не ангажированных коммерческими

структурами средств массовой информации.

Признать данный факт - значит подойти к осмысленному и рациональному решению проблемы практического вовлечения мужчин-отцов в активную воспитательную деятельность по отношению, прежде всего, к собственным детям. Таким путём будет происходить формирование личностей отцов, активно принимающих свою роль. Цель действа одна: сократить число отцов, не проявляющих активности в качестве воспитателей своих сыновей и дочерей либо отвергающих отцовство в целом.

В данном контексте особое значение приобретает практика общественной поддержки движения «ответственного отцовства». Подобный опыт складывался в скандинавских странах в ставших знаменитыми «папа-школах», начинает формироваться в г. Санкт-Петербурге, в других регионах России, включая и Татарстан. Подчеркнём: данный социальный тренд направлен не на специальные категории детей, семей. В расчёт принимаются отнюдь не отцы «особых» детей или отцы воцерковлённые, то есть прихожане той или иной церкви. Акцент здесь ставится скорее на отцах-альтруистах и отцах, ответственных за своё продолжение. И таковыми становиться модно в целом ряде продвинутых регионов мира и в том числе в России.

Так, в г. Нижнекамске - крупном монопромышленном городе Республики Татарстан с 2002 года существует Ассоциация отцов Нижнекамского муниципального района РТ, председателем которой является директор средней школы № 10 с углублённым изучением отдельных предметов А.И. Бликин. В 34 школах города Нижнекамска работают Советы отцов. В их активе -проведение спартакиад с участием команд «Отцы и сыновья», разного рода общественных мероприятий, как то высадка зелёных насаждений, проведение военно-спортивных игр с подростками и юношеством. Особое значение в Нижнекамске придаётся методической работе с отцами - многодетными, одинокими и иными во имя предупреждения либо пресечения с их стороны занятий азартными играми, вовлечения в алкогольную или наркотическую зависимость, сохранения крепкого физического и психического здоровья. База такой работы - те же учебные заведения, педколлективы которых заинтересованы в стабильном состоянии семьи, спокойной социально-психологической атмосфере для социализации их учащихся.

В качестве проводников идеи активного отцовства выступают учителя семьеведения -дисциплины, введённой в Татарстане в общеобразовательных организациях в старшем звене обучения на уровне административных распоряжений министра образования и науки РТ в качестве факультатива или электива, начиная с 2012 года.

Кстати, данная инициатива исходила от общественной организации - Татарстанского регионального отделения Национального общественного комитета «Российская семья», ею же и проводится обучение школьных педагогов. В качестве идейного вдохновителя проекта на уровне республики выступила Уполномоченный по правам человека в РТ Сабурская С.Х. Поддержало инициативу объединение женщин-депутатов "Мэрхэмэт - Милосердие" в Государственном совете Татарстана во главе с депутатом И.Х. Мезиковой. Активную помощь в проведении деятельности по подготовке молодёжи к будущей семейной жизни оказывает Управление ЗАГС РТ и его глава А.Р. Шавалеева: в учреждениях ЗАГС республики старшеклассники получают новые знания о гражданской стороне брака - Семейном Кодексе РФ из уст своих учителей семьеведения и сотрудников системы ЗАГС. Наконец, в апреле 2015 года Комитет по законности и правопорядку Государственного Совета Татарстана под руководством Ш.Ш.Ягудина принял постановление под номером 132 «О проведении правовой воспитательной работы в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних», где одним из пунктов отмечена необходимость «завершить внедрение во всех общеобразовательных учреждениях учебного курса «Семьеведение». Таким образом, все 1700 школ республики, а следом и средние профессиональные организации будут вовлечены в процесс обучения старшеклассников (для начала, с последующим охватом и других звеньев) дисциплине, которая несёт комплексное знание о семье. Одними из основных тем обсуждения с учащимися являются темы социальных функций брака и семьи, социальных ролей и статусов членов семейной группы, включая и статус, роли отца.

Учебной базой для подготовки семьеведов стал Казанский государственный университет культуры и искусств, руководимый профессором Юсуповым Р.Р., где работает большая часть учёных, задействованных в преподавательской деятельности по проекту «Семьеведение».

Иначе говоря, в Татарстане совместными усилиями целого ряда государственных структур, законодательной и исполнительной систем власти, направленных на поддержку весьма своевременной и ценной инициативы некоммерческого общественного фамилистического объединения НОК «Российская семья», организована активная семейная политика, направленная

на укрепление традиционного института семьи, важнейшей и необходимейшей частью которого является институт отцовства.

Аналогичная работа по стимуляции отцов от рядового, нормального состояния до состояния повышенной активности проводится в г. Набережные Челны, где создано Набережночелнинское отделение республиканской общественной организации «Союз отцов». На данный момент опыт данной структуры используется в городах Перми, Волгограде, Ижевске, Нефтекамске, в латвийской Риге и литовской Клайпеде. В Наб. Челнах проводятся региональные, республиканские и международные научно-практические конференции, на которых производятся анализ и оценка сделанного отцами для воспитания детей, осуществляются планирование и проектирование предстоящей деятельности. Руководит «Союзом отцов» Ю.В. Солёнов - многодетный отец и дедушка, директор автономной некоммерческой организации «Возрождение института семьи и генофонда нации» в г. Наб. Челны. Входит руководитель организации в Наб. Челнах и в правление федеральной организации «Союз отцов». Создана организация в Татарстане в 2009 году по инициативе «сверху» - от первого президента республики М.Ш. Шаймиева. Первоначальной целью её стала пропаганда положительного отцовства, укрепление связи семьи и общества, профилактика детской беспризорности. Важнейшей является задача социальной защиты одиноких отцов. 5 августа 2009 года был проведён 1 съезд республиканской организации «Союз отцов», после чего организация начала работу в ряде муниципальных районов Татарстана без регистрации юридического лица и официального членства, как общественное движение. Под опекой отцов г. Наб. Челны, в Совете которого - уважаемые люди, заслуженные врачи, депутаты городского совета, директора образовательных учреждений, предприниматели, - мужчины, самостоятельно воспитывающие своих детей. Таковых было выявлено за пять лет 317 человек. Две трети оказались в этом числе после овдовения, треть - после развода или по причине лишения прав матери, ведущей девиантный образ жизни.

Для поддержки высокого социального и эмоционального тонуса отцов России федеральный «Союз отцов» учредил национальную премию «Отец года». В 2014 году её победителями стали двое челнинцев: сам руководитель организации как автор идеи «материнского паспорта», что прошло по линии социальной защиты населения, и создатель удачного видеоролика о сыне, в котором ребёнок запросил у отца 500 рублей, для того чтобы оплатить час общения с ним же («Папа, удели время своему ребёнку!»). «Союз отцов» получил грант Кабинета министров РТ на проведение Марша отцов; открыл веб-ресурс для продвижения «материнского паспорта»; сотрудничает с Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, Министерством образования и науки РТ, Министерством здравоохранения, Управлением республиканского ЗАГС, привлекает к работе студенческую молодёжь, тех юношей, которым интересен статус будущих отцов.

Палитра действий новой структуры широка. Здесь деятельность Советов отцов в образовательных учреждениях города; введение курса «отцовство» в программу «Университета для родителей», проведение конференций отцов, их участие в Родительских чтениях, Школах будущих родителей, мастер-классах для несовершеннолетних. «Союз отцов» организует «Парады отцов», Марши отцов, Парады колясок, участвует в Фестивалях Семьи, Любви и Верности. Лидеры отцовства видны в летних семейных туристических походах, спортивных соревнованиях, эстафетах, турнирах и конкурсах.

Таким образом, практика доказывает: воспитательная работа всего общества должна быть направлена на защиту и поддержку института отцовства, который является одной из составляющих института семьи. В широком масштабе она, к сожалению, не ведётся, и опыт Татарстана как одного из ведущих регионов Российской Федерации должен здесь стать хорошим подспорьем для оптимизации социальной ситуации вокруг принятия решения об отцовстве и активной реализации данной роли.

Литература:

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка / под 1. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka / pod red. ред. проф. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1981. prof. N.Ju. Shvedovoj. - M.: Rus. jaz., 1981.

2.Безрукова О.Н. Отцовство в 2. Bezrukova O.N. Otcovstvo v трансформирующемся обществе: ожидания матерей transformirujushhemsja obshhestve: ozhidanija materej i и практики отцов /СОЦИС. 2013. № 9. С. 118-130. praktiki otcov /SOCIS. 2013. № 9. S. 118-130.

3.Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки 3. Bezrukova O.N. Resursy i seti podderzhki ответственного родительства в молодых семьях/ - otvetstvennogo roditel'stva v molodyh sem'jah/ - SPb.: СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011; Гурко Т.АБрак и Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2011; Gurko T.A.Brak i

родительство в России. - М., 2008; Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности / / Женщина в российском обществе: Российский научный журнал. 2009. № 3 (52). С. 29-41.

4.Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.

5.Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

6.Карлсон А. Общество - Семья - Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход /перевод с английского проф. А.И.Антонова. - М., 2003.

7.Семьеведение: учебно-методическое пособие / под науч. редакцией д-ра социол. н. проф. Л.В. Карцевой. - 2-е изд-е, перераб. и доп. - Казань: КазГУКИ, РИЦ «Школа», 2015. - 190 с.

roditel'stvo V Rossii. - М., 2008; К1еаш 1^. Otcovstvo V analiticheskih podhodah к izucheniju maskulinnosti // Zhenshhina V rossijskom obshhestve: Rossijskij nauchnyj zhumal. 2009. № 3 (52). S. 29-41.

4. Bezrukova O.N. Resursy i seti podderzhki otvetstvennogo roditel'stva V molodyh sem'jah. - SPb.: Ш-то S.-Peterb. un-ta, 2011.

5. Gurko Т.А. Roditel'stvo: sociologicheskie aspekty. - М.: Сепй obshhechelovecheskih cennostej, 2003.

6. Karlson А. Obshhestvo - Sem'ja - Lichnost': Social'nyj krizis Ameriki. Al'temativnyj sociologicheskij podhod /perevod s anglijskogo prof. A.I.Antonova. -М., 2003.

7. Sem'evedenie: uchebno-metodicheskoe posobie / pod шисЬ redakciej d-ra sociol. п. рго£ L.V. Karcevoj. - 2-е izd-e, pererab. i dop. - Kazan': KazGUKI, МС «Shkola», 2015. - 190 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.