Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступление / наказания / осужденный / воспитательная работа / рецидив / исправление / crime / punishment / convict / educational work / recidivism / correction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Викторович Ковалев

Проанализировать значимость воспитательной работы с осужденными в условия изоляции от общества и криминогенной среды, которая порождает дополнительные предпосылки рецидивной преступности. Методы. В статье использованы следующие методы научного познания: анализ, абстрагирование, синтез. Помимо этого, был применен системный метод, кибернетический и синергетический подходы в сфере изучения сущности исследуемого явления. Результаты. На основе обзора положений теоретического характера отмечено, что при планировании профилактических мероприятий и воспитательной работы необходимо ставить реальные решаемые задачи с учетом личности осужденных, так как успешная работа в направлении противодействия пенитенциарной рецидивной преступности во многом зависит как от времени воздействия, так и от качественных характеристик воспитательного воздействия. Научная новизна. Автором указывается на необходимость преодоления проблем применения и формализма в воспитательной работе для достижения цели наказания в виде исправления и предупреждения совершения новых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS AS A MEANS OF PREVENTING RECIDIVISM

To analyze the importance of educational work with convicts in conditions of isolation from society and the criminogenic environment, which generates additional prerequisites for recidivism. Methods. The article uses the following methods of scientific cognition analysis, abstraction, synthesis. In addition, a systematic method, cybernetic and synergetic approaches were applied in the field of studying the essence of the phenomenon under study. Results. Based on the review of theoretical provisions, it is noted that when planning preventive measures and educational work, it is necessary to set real solvable tasks, taking into account the personality of convicts, since successful work in the direction of countering penitentiary recidivism largely depends both on the time of exposure and on the qualitative characteristics of the educational impact. Scientific novelty. The author points out the need to overcome the problems of application and formalism in educational work in order to achieve the goal of punishment in the form of correction and prevention of the commission of new crimes.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

Научная статья

УДК 343.8

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Максим Викторович Ковалев,

Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации МВД России, г. Брянск, Российская Федерация, е-mail: koff.maxim2015@yandex.m

Аннотация. Проанализировать значимость воспитательной работы с осужденными в условия изоляции от общества и криминогенной среды, которая порождает дополнительные предпосылки рецидивной преступности.

Методы. В статье использованы следующие методы научного познания: анализ, абстрагирование, синтез. Помимо этого, был применен системный метод, кибернетический и синергетический подходы в сфере изучения сущности исследуемого явления.

Результаты. На основе обзора положений теоретического характера отмечено, что при планировании профилактических мероприятий и воспитательной работы необходимо ставить реальные решаемые задачи с учетом личности осужденных, так как успешная работа в направлении противодействия пенитенциарной рецидивной преступности во многом зависит как от времени воздействия, так и от качественных характеристик воспитательного воздействия.

Научная новизна. Автором указывается на необходимость преодоления проблем применения и формализма в воспитательной работе для достижения цели наказания в виде исправления и предупреждения совершения новых преступлений.

Ключевые слова: преступление, наказания, осужденный, воспитательная работа, рецидив, исправление

Для цитирования: Ковалев, М.В. Воспитательная работа с осужденными как средство предупреждения рецидивной преступности // Вестник экономики, управления и права. 2023. Т. 16. № 3. С. 46 - 53.

Original article

EDUCATIONAL WORK WITH CONVICTS AS A MEANS OF PREVENTING RECIDIVISM

Maxim V. Kovalev,

Bryansk branch of the All-Russian Institute of Advanced Training qualifications of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Bryansk, Russian Federation, е-mail: koff.maxim2015@yandex.ru

Abstract. To analyze the importance of educational work with convicts in conditions of isolation from society and the criminogenic environment, which generates additional prerequisites for recidivism.

Methods. The article uses the following methods of scientific cognition analysis, abstraction, synthesis. In addition, a systematic method, cybernetic and synergetic approaches were applied in the field of studying the essence of the phenomenon under study.

Results. Based on the review of theoretical provisions, it is noted that when planning preventive measures and educational work, it is necessary to set real solvable tasks, taking into account the personality of convicts, since successful work in the direction of countering penitentiary recidivism largely depends both on the time of exposure and on the qualitative characteristics of the educational impact.

Scientific novelty. The author points out the need to overcome the problems of application and formalism in educational work in order to achieve the goal of punishment in the form of correction and prevention of the commission of new crimes.

Keywords: crime, punishment, convict, educational work, recidivism, correction

For citation: Kovalev, M.V. Educational work with convicts as a means of preventing recidivism / / Bulletin of Economics, Management and Law. 2023. Vol. 16. No. 3. P. 46 - 53 (In Russ.).

Введение

Предупреждение совершения новых преступлений является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов. Ни для кого не секрет, что в России из года в год наблюдается тенденция роста рецидивной преступности, притом что общее количество преступлений, хотя незначительно, но сокращается. Налицо проблема борьбы с повторностью совершения преступлений лицами, уже испытавшими на себе меры государственного принуждения за совершенные противоправные деяния. В такой ситуации весьма актуальной является деятельность исправительных учреждений по достижению целей уголовного наказания. Предупреждение совершения новых преступлений как цель уголовного наказания не может быть реализована без надлежаще организованной воспитательной работы с осужденными. При этом такая работа должна строиться с учетом развивающихся общественных отношений, достижений науки и техники, а также постоянном совершенствовании методов и средств исправительного воздействия. Безусловно, процесс исправления осужденных и проводимая в отношении них воспитательная работа осложняется тем, что

подавляющее большинство субъектов воспитательного воздействия являются носителями стойкой антиправовой направленности поведения. В исправительных учреждениях антисоциальная направленность поведения может усилиться в силу криминогенной среды, которая порождает дополнительные предпосылки рецидивной преступности.

Наиболее серьезную опасность представляют криминогенные факторы, характерные для пенитенциарной системы: негативное влияние «авторитетов» (лиц, удерживающих лидерство) на основную массу осужденных; существование особой субкультуры, неписаных правил преступного мира, переносимых в места отбывания наказания [1, с.137].

Обычно осужденные обладают выраженной в разной степени личностной деформацией, в большинстве случаев обусловленной неблагоприятным влиянием условий изоляции от общества и криминальной субкультурой, распространенной в местах лишения свободы [2, с. 256].

В таких условиях еще больше увеличивается нагрузка на администрацию исправительного учреждения с тем, чтобы не только оказать адекватное противодействие влиянию таких отрицательных факторов на

осужденного, но и добиться с его стороны правопослушного поведения и исправления.

Необходимость проведения исследования

Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы в соответствии с УИК РФ направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.

Применяя основные средства исправления осужденных в исправительных учреждениях, необходимо увеличить объем работы по педагогическому перевоспитанию личности осужденного. Конечным результатом такой деятельности будет ресоциали-зация осужденного, подготовка его к жизни вне исправительного учреждения. Качество и эффективность воспитательной работы с осужденными в конечном счете скажется на уровне рецидивной преступности.

В настоящее время как на законодательном, так и на доктринальном уровне разработаны значительные средства стимулирования правопослушного поведения, которые внедрены в практику воспитательной работы с осужденными. Таким средством является применение мер поощрения к осужденным.

Одним из важнейших средств воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, занимающих, пожалуй, ключевое место в современной уголовно-правовой политике, выступают поощрительные институты, призванные корректировать поведение граждан в период отбывания наказания. Подобные механизмы должны быть направлены на развитие социальной активности, а также на оказание позитивного психологического влияния на приговоренных к одной из самых строгих мер наказания - лишению свободы.

Как справедливо отмечает А.А. Шапо-ренко, одна из причин широкого распространения в юридической науке, а также в практике применения пенитенциарных учреждений поощрительных норм и институтов в отношении лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы, заключается в том, что они придают динамичность, гибкость процессу педагогического воздействия, позволяя чутко реагировать на изменения поведения и личности осужденного [3, с.189].

О необходимости применения мер поощрения к лишенным свободы осужденным не раз задумывались многие ученые, в числе которых А.В. Бриллиантов, А.А. Тихонов, С.И. Курганов, А.Н. Стручков и другие. Они отмечали, что эффективность поощрения обусловливается тем, что такие меры выступают стимулом, при котором осужденные выбирают положительную линию своего поведения в местах лишения свободы [4, с. 31].

Следует отметить, что поощрение рассматривалось как действенное средство стимулирования правопослушного поведения еще с древних времен. Так, И. Бентам указывал на «привлечение посредством наград» как на одну из важнейших функций государства [5, с.16].

Безусловно, нельзя отрицать существование значительного воспитательного воздействия, оказываемого при применении поощрения на осужденного и требующего использования особых воспитательных средств. Поощрительные институты так же, как и наказания, традиционно относятся к методам коррекции поведения лица, которые оказывают непосредственное влияние на формирование их сознания посредством убеждения, наставления, внушения и иных способов. В связи с этим целесообразно рассматривать использование поощрительных институтов в отношении осужденных как педагогический, воспитательный метод, суть которого заключается в положительной оценке соответствующих достижений личности виновного лица, признании его ус-

пехов и заслуг, что в конечном результате стимулирует социально одобряемое поведение, удовлетворяя духовные и материальные потребности осужденного. В связи с этим процесс взаимодействия между воспитателями-сотрудниками и воспитуемыми осуждёнными не должен сводиться к простому обмену информацией между ними, наоборот, он должен включать в себя конструктивное воспитательное воздействие, подкрепленное желанием осужденного к исправлению.

При рассмотрении данного вопроса интересен также взгляд А.С. Мисюрева, в соответствии с которым «...институт поощрения, примененный в отношении осужденного лица в той или иной педагогической ситуации, рассматривается как мощный импульс воспитательного процесса в целом, как стимул, побуждающий виновного к изменению своего поведения в процессе отбывании наказания в лучшую сторону При этом лицу, на которое возложены обязанности по оказанию воспитательного воздействия на осужденных, следует учитывать влияние рассматриваемых поощрительных институтов на эмоции и чувства осуждённых, а также их личное отношение к применяемым методам. В этом и состоит главное отличие общепедагогического подхода от пенитенциарного, при котором поощрения оцениваются как средство воздаяния за заслуги, а также как методы дисциплини-рования» [6, с.15].

Тем не менее вся совокупность имеющихся воспитательных средств реализуется недостаточно эффективно, так как уровень рецидивной преступности неумолимо растет. Такая тенденцияо бъясняется рядом объективных причин: это и сложности воспитательной работы (в том числе с подбором и комплектованием специалистов воспитательных служб), разрыв между законодательными нормами в сфере воспитательной работы и правоприменительной практикой, конечно же, к таким причинам относится и низкий уровень бюджетных ассигнований

не только на воспитательную работу, но и в целом на содержание исправительных учреждений, что влияет на материально-техническую базу, в том числе предназначенную для осуществления воспитательной работы с осужденными. Преодоление существующих проблем воспитательной работы с осужденными создаст необходимые предпосылки и для преодоления рецидивной преступности. Социальная работа с осужденными в этом направлении будет весьма существенной.

О значимости социальной работы с осужденными говорил С.А. Лузгин, указывая на то, что «социальная работа с осужденными» (пенитенциарная социальная работа) рассматривается как «специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осужденных в целях их исправления и ре-социализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения» [7, с. 25].

Не стоит забывать и о международном опыте организации воспитательной работы с осужденными.

Не случайно М. Ансень писал, что изучение зарубежного права «открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами. Сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права» [8, с. 38].

Так, говоря о построении системы воспитательного воздействия осужденных в США, хотелось бы отметить, что она основывается на прогрессивной шкале и включает в себя пять стадий. Первая, нижняя стадия, именуемая как «ориентационная ступень», на которой осужденные с участием педагогов пенитенциарных учреждений развивают свою способность ставить

реальные, достижимые цели и задачи, связанные с исправлением, повышением уровня образования и изменения модели поведения. На данном этапе осужденный находится в камере без окон и не имеет свободного времени. В случае позитивных изменений в поведении и мотивации он переходит на следующую ступень, где ему предоставляются определенные преимущества в целях продолжения выполнения плана отбывания наказания и исполняемой работы. Его переводят в камеру с окном [9, с. 70]. Таким образом, шаг за шагом осужденный, получая все больше привилегий и прав, становится заинтересованным в приверженности дальнейшему законопослушному поведению, которое на каждой новой ступени приносит ему все больше выгод.

Методы исследования

Методологической основой исследования являются методы теоретического познания, такие как анализ, абстрагирование, синтез. Метод анализа позволил рассмотреть различные стороны целостных объектов исследования изолированно друг от друга, тем самым позволив сформировать содержание и значение абстрактных понятий сепаративно друг от друга. Метод абстрагирования обеспечил возможность провести анализ сторон рассматриваемого предмета. Метод синтеза делает возможным интегрировать части рассматриваемого объекта, тем самым создать целостное представление об исследуемом явлении.

В рамках системного подхода была исследована сущность и значение воспитательного воздействия на осужденных с целью предупреждения рецидивной преступности.

Синергетический подход позволил исследовать закономерности и тенденции развития воспитательных средств и методов в формировании правопослушного поведения осужденного.

С помощью кибернетического подхода были проанализированы вопросы недостаточной эффективности применяемых к осужденным мер дляихресоциализации.

Результаты исследования

При планировании профилактических мероприятий и воспитательной работы необходимо ставить реальные, решаемые задачи с учетом личностных особенностей осужденного, направленности его поведения, заинтересованности в применении к нему мер поощрения, так как успешная работа в направлении противодействия пенитенциарной рецидивной преступности во многом зависит как от времени воздействия, так и от качественных характеристик воспитательного воздействия. Воспитательная работа должна осуществляться в отношении осужденного с момента прибытия его в исправительное учреждение, планомерно и гибко реагируя на изменение в поведении в течение всего срока отбывания наказания.

Природа пенитенциарной рецидивной преступности обусловлена отрицательными детерминирующими условиями и факторами, сопровождающими исполнение наказания. Ведь это среда с коллективной антисоциальной направленностью. Анализируя сущностную характеристику рецидивной преступности, можно выявить средства и способы ее устранения, прибегнув к определенным мерам как организационного, так и правового, профилактического характера. Это должно обеспечить необходимое снижения ее уровня. Стоит также отметить, что воспитательная работа, проводимая в отношении осужденных, для достижения положительного результата как для осужденного, так и для общества в целом, должна носить структурированно системный, осуществляемый на постоянной основе, плановый характер. Лишь разработав такую систему и реализовав ее, можно с большой долей вероятности говорить о достижении положительного воспитательного воздействия на осужденных и взаимодействии участников такого воздействия. Между субъектом и объектом воспитательного воздействия при правильной организации воспитательной работы существует связь. Одна-

ко не стоит говорить о том, что воспитательную работу должны и проводят лишь специально уполномоченные на то лица. Воспитательная работа с осужденными в целях их исправления основывается на полном взаимодействии сотрудников всех подразделений исправительного учреждения. Только такая совместная работа с применением современных средств и методов, на основе правовых норм может и должна привести к тем положительным результатам, на достижение которых она направлена. Воспитательная работа должна проводиться с привлечением представителей органов власти и представителей гражданского общества. Зачастую воспитательная работа, проводимая сотрудниками исправительного учреждения в отношении осужденных, воспринимается последними враждебно. И в этом есть определенная специфика, так как в понимании осужденного сотрудники исправительного учреждения реализуют от имени государства предусмотренные законом меры принуждения, которые осужденный не хотел бы претерпевать. А между тем такие правоограничительные меры в отношении осужденного реализуются не только для целей обеспечения общественного благополучия, но и в интересах самого осужденного. В воспитательном процессе сотрудники исправительного учреждения играют достаточно весомую роль в силу прямого веления нормативных источников, но не единственную. В этой связи привлечение к воспитательной работе представителей гражданского общества будет способствовать устранению враждебности взаимоотношений, положительным образом скажется на стимулировании правопос-лушного поведения осужденных. Хотя и привлечение широкой общественности невозможно в исправительных учреждениях, тем не менее круг привлекаемых к участию в воспитательной работе лиц должен соответствовать тем целям, которые необходимо достичь при реализации наказания.

Возвращаясь к проблемным вопросам воспитательной работы, необходимо отметить, что в условиях большого количества лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, организовать с ними надлежащую, высокоспециализированную работу, основанную на индивидуально-личностных особенностях каждого осужденного, невозможно. Это в свою очередь порождает отрицательные последствия пребывания осужденного в исправительном учреждении. Дополнительное влияние криминогенных факторов в итоге приводит к пенитенциарной рецидивной преступности. К сожалению, в настоящее время воспитательная работа имеет массовые формы воздействия, направлена на неопределенное количество осужденных. Такая воспитательная работа формальна, эффективность ее крайне низка. Отсутствие индивидуализации в воспитательной работе пагубным образом сказывается на поведении осужденного. Преодоление формализма в воспитательной работе является приоритетным направлением деятельности исправительных учреждений. Оставаясь в стенах исправительного учреждения, осужденный должен осознавать возможность применения в процессе воспитательной работы в отношении него поощрительных институтов, стимулирующих его правопослушное поведение.

Как видится, в процессе применения поощрительных норм положительное воздействие осуществляется не только на лиц, признанных виновными в совершении преступлений, но и на уголовно-исполнительную систему и общество в целом. Заложенный в них исправительный потенциал придает динамичность, гибкость процессу воспитательного воздействия, дает возможность своевременно реагировать на изменения поведения и личности осужденного в период отбывания наказания. Как справедливо отмечает А.А. Шапоренко, совокупность имеющихся в действующем законе мер поощрения рассматривается не только как важнейший метод воспитательного воздействия, но и в

широком смысле слова как способ обеспечения основных средств исправления осужденных и одновременно средство достижения целей наказания [10, с.190].

Возможность получения дополнительных льгот и преимуществ в процессе отбывания наказания за законопослушное поведение положительным образом скажется и на его исправлении. Поощрительные институты, призванные максимально учитывать важнейшие социальные потребности осужденных, играют ключевую роль в процессе исправительного воздействия на

них. А говоря об исправлении, можно говорить и о достижении результатов воспитательной работы.

Выводы

Таким образом, необходимо отметить, что эффективная воспитательная работа с осужденными имеет большое практическое значение для достижения целей наказания. Преодоление проблемных моментов и формализма при осуществлении воспитательной работы с осужденными положительным образом скажется на предупреждении пенитенциарной рецидивной преступности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреев, Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний. М.: Права человека, 2001.137 с.

2. Криминология: словарь / под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Лань, 1999. 256 с.

3. Шапоренко, А.А. Роль мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы // Законность и правопорядок в современном обществе. 2012. № 11. С. 189 - 193. EDN RQOUHZ.

4. Конышев, Ф.В. Реализация принципов применения мер поощрения к лишенным свободы осужденным // Вестник Полоцкого государственного университета. 2010. № 5. С. 31-35. EDN UYZZFZ.

5. Котляревский, C.A. Правовое государство и внешняя политика. М.: Тип. Г. Лиссне-ра и Д. Собко, 1909.

6. Мисюрев, А. С. Некоторые аспекты применения поощрений как методов воспитания к осужденным в исправительных учреждениях // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 15-18.

7. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: учеб. пособие / С.А. Лузгин, М.И. Кузнецов, В.Н. Казанцев и др.; под общ. ред. Ю.И. Калинина. 2-е изд., испр. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. 355 с.

8. Ансель, М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. Москва,1981. С. 37 - 71.

9. Строева, Г.В. Опыт реализации образовательных программ для осужденных в пенитенциарных учреждениях США // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: Материалы межд. науч.-практ. конф. М. : НИИ УИС Минюста России, 2005.

10. Шапоренко, А.А. Роль мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных к лишению свободы // Законность и правопорядок в современном обществе. 2012. №11. С.189-193. EDN VIHBOD.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Andreev, N.A. Sociology of execution of criminal penalties. M. : Human rights, 2001. 137 p.

2. Criminology: dictionary / edited by V.P. Salnikov. St. Petersburg: Lan, 1999. 256 p.

3. Shaporenko A.A. The role of measures of encouragement and punishment in the educational impact on those sentenced to imprisonment// Legality and law and order in modern society. 2012. No. IIP. 189-193. EDN RQOUHZ.

4. Konyshev, F. V. Implementation of the principles of the application of incentive measures to prisoners deprived of liberty // Bulletin of Polotsk State University. 2010. No. 5. P. 31-35. EDN UYZZFZ.

5. Kotlyarevsky, C.A. The rule of law and foreign policy. M.: Type. G. Lissner and D. Sobko, 1909.

6. Misyurev, A.S. Some aspects of the use of incentives as methods of education for convicts in correctional institutions // Pedagogy: traditions and innovations: materials of the VI International Scientific Conference. Chelyabinsk: Two Komsomolets, 2015. P. 15-18.

7. Social work in the penal system: studies. manual / S.A. Luzgin, M.I. Kuznetsov, V.N. Kazantsev, etc.; under the general editorship of Yu.I. Kalinin. 2nd ed., ispr. Ryazan: Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 2006. 355 p.

8. Ansel, M. Methodological problems of comparative law // Essays of comparative law. Moscow. 1981. Р. 37 - 71.

9. Stroeva, G.V. Experience in implementing educational programs for convicts in penitentiary institutions ofthe USA // Actual problems of penitentiary science and practice: Materials ofthe international scientific and practical conference. M. : Research Institute of the Ministry of Justice of the Russian Federation, 2005.

10. Shaporenko, A.A. The role of measures of encouragement and punishment in the educational impact on those sentenced to imprisonment // Legality and law and order in modern society. 2012. No. 11.P. 189-193. EDN VIHBOD.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ковалев Максим Викторович,старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин, кандидат юридических наук, Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации МВД РФ, г. Брянск, Российская Федерация.

E-mail: koff.maxim2015@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kovalev Maxim Viktorovich, Senior Lecturer of the Department of General Legal Disciplines, Candidate of Law, Bryansk branch of the All-Russian Institute of Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Bryansk, Russian Federation.

E-mail: koff.maxim2015@yandex.ru

Дата поступления статьи / Received: 06.07.2023

Принята к публикации / Accepted: 20.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.