Научная статья на тему 'Экономическая составляющая воспитательного
процесса как один из способов повышения
мотивации осужденных женщин к исправлению'

Экономическая составляющая воспитательного процесса как один из способов повышения мотивации осужденных женщин к исправлению Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / экономическая составляющая / воспитатель- ный процесс / осужденные женщины / ресоциализация / воспитательное воздействие / исправительное учреждение / исправительная колония / экономическое воспитание / финансовая грамотность / повы- шение мотивации к исправлению / penitentiary system / economic component / educational process / convicted women / resocialization / educational impact / correctional institution / penal colony / economic education / financial literacy / increasing motivation for correction

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ирина Николаевна Куркина

В статье анализируются аспекты эффективной организации и проведения воспита- тельной работы с осужденными женщинами. На базе исправительного учреждения УФСИН России по Владимирской области проведено исследование среди сотрудников и осужденных, направленное на выявление причин рецидивной преступности, и предложены способы ее снижения. Предметом статьи выступила экономическая составляющая воспитательного процесса. Цель исследования за- ключается в изучении причин рецидивной преступности среди освободившихся из исправительно- го учреждения женщин и выявлении мотивационных факторов, способствующих ресоциализации осужденных женщин. Задачи исследования – проанализировать историю развития процесса исправ- ления осужденных женщин в России; изучить деятельность современных мест лишения свободы для осужденных женщин; провести исследование на базе исправительной колонии среди сотрудников и осужденных, направленное на выявление способов мотивации женщин к исправлению. Гипотеза ис- следования заключается в утверждении, что эффективность воспитательной работы с осужденными женщинами снижается при отсутствии должного внимания к ее экономической составляющей. Ме- тодологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, беседы и анкетирования. В результате проведенной работы изучен исторический опыт исправления осужденных женщин; исследованы причины рецидивной преступности среди освободившихся женщин; проанкетирова- ны осужденные женщины с целью выявления их финансовой грамотности и готовности осваивать профессию для дальнейшей адаптации в социуме. Новизна исследования заключается в разработке программы повышения экономической грамотности осужденных женщин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic component of the educational process as one of the ways to increase the motivation of convicted women for correction

In the article the author analyzes aspects of the effective organization and conduct of educational work with convicted women. On the basis of the correctional institution of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Vladimir region, a study was conducted among employees and convicts aimed at identifying the causes of recidivism, and ways to reduce it were proposed. The subject of the article was the economic component of the educational process. The purpose of the study is to study the causes of recidivism among women released from a correctional institution and to identify motivational factors that contribute to the resocialization of convicted women. The objectives of the study are to analyze the history of the development of the process of reforming convicted women in Russia; to study the activities of modern places of deprivation of liberty for convicted women; conduct a study on the basis of a correctional colony among employees and convicts, aimed at identifying ways to motivate women to correct. The hypothesis of the study is the assertion that the effectiveness of educational work with convicted women decreases in the absence of due attention to its economic component. The methodological basis of the study was the methods of analysis, synthesis, conversation and questioning. As a result of the work carried out, the historical experience of correcting convicted women was studied; investigated the causes of recidivism among released women; convicted women were surveyed in order to identify their financial literacy and readiness to learn a profession for further adaptation in society. The novelty of the study lies in the development of a program to improve the economic literacy of convicted women.

Текст научной работы на тему «Экономическая составляющая воспитательного процесса как один из способов повышения мотивации осужденных женщин к исправлению»

УДК 159.9.07

Э01: 10.51522/2307-0382-2022-244-9-33-40

ИРИНА НИКОЛАЕВНА КУРКИНА

начальник кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник внутренней службы

И [email protected] Владимир

Экономическая составляющая воспитательного

процесса как один из способов повышения мотивации осужденных женщин к исправлению

Аннотация. В статье анализируются аспекты эффективной организации и проведения воспитательной работы с осужденными женщинами. На базе исправительного учреждения УФСИН России по Владимирской области проведено исследование среди сотрудников и осужденных, направленное на выявление причин рецидивной преступности, и предложены способы ее снижения. Предметом статьи выступила экономическая составляющая воспитательного процесса. Цель исследования заключается в изучении причин рецидивной преступности среди освободившихся из исправительного учреждения женщин и выявлении мотивационных факторов, способствующих ресоциализации осужденных женщин. Задачи исследования - проанализировать историю развития процесса исправления осужденных женщин в России; изучить деятельность современных мест лишения свободы для осужденных женщин; провести исследование на базе исправительной колонии среди сотрудников и осужденных, направленное на выявление способов мотивации женщин к исправлению. Гипотеза исследования заключается в утверждении, что эффективность воспитательной работы с осужденными женщинами снижается при отсутствии должного внимания к ее экономической составляющей. Методологическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, беседы и анкетирования. В результате проведенной работы изучен исторический опыт исправления осужденных женщин; исследованы причины рецидивной преступности среди освободившихся женщин; проанкетированы осужденные женщины с целью выявления их финансовой грамотности и готовности осваивать профессию для дальнейшей адаптации в социуме. Новизна исследования заключается в разработке программы повышения экономической грамотности осужденных женщин.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, экономическая составляющая, воспитательный процесс, осужденные женщины, ресоциализация, воспитательное воздействие, исправительное учреждение, исправительная колония, экономическое воспитание, финансовая грамотность, повышение мотивации к исправлению

Для цитирования

Куркина И. Н. Экономическая составляющая воспитательного процесса как один из способов повышения мотивации осужденных женщин к исправлению // Ведомости уголовно-исполнительной системы.

2022. № 9. С. 33-40. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-244-9-33-40.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

© Куркина И. Н., 2022

IRINA N. KURKINA

Head of the Department of Psychology and Pedagogy of Professional Activities of VLI of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Colonel of the Internal Service

El [email protected] Vladimir

The economic component of the educational process as one of the ways to increase the motivation of convicted women for correction

Abstract. In the article the author analyzes aspects of the effective organization and conduct of educational work with convicted women. On the basis of the correctional institution of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Vladimir region, a study was conducted among employees and convicts aimed at identifying the causes of recidivism, and ways to reduce it were proposed. The subject of the article was the economic component of the educational process. The purpose of the study is to study the causes of recidivism among women released from a correctional institution and to identify motivational factors that contribute to the resocialization of convicted women. The objectives of the study are to analyze the history of the development of the process of reforming convicted women in Russia; to study the activities of modern places of deprivation of liberty for convicted women; conduct a study on the basis of a correctional colony among employees and convicts, aimed at identifying ways to motivate women to correct. The hypothesis of the study is the assertion that the effectiveness of educational work with convicted women decreases in the absence of due attention to its economic component. The methodological basis of the study was the methods of analysis, synthesis, conversation and questioning. As a result of the work carried out, the historical experience of correcting convicted women was studied; investigated the causes of recidivism among released women; convicted women were surveyed in order to identify their financial literacy and readiness to learn a profession for further adaptation in society. The novelty of the study lies in the development of a program to improve the economic literacy of convicted women.

Keywords: penitentiary system, economic component, educational process, convicted women, resocialization, educational impact, correctional institution, penal colony, economic education, financial literacy, increasing motivation for correction

For citation

Kurkina I. N. The economic component of the educational process as one of the ways to increase the motivation of convicted women for correction. // Vedomosti of the Penal System. 2022. № 9. P. 33-40. https://www.doi. org/10.51522/2307-0382-2022-244-9-33-40.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

На протяжении всей истории становления и развития уголовно-исполнительной системы России процесс исправления осужденных мужчин и женщин существенно отличался. Специфические особенности проявлялись в каждый конкретный период по-разному. Так, воспитательная работа с женщинами проводилась с XIV века преимущественно в форме нравственно-религиозного воздействия, ее реализовывали церковнослужители.

Однако следует отметить, что до XIX века воспитательный процесс не был конкретизирован и не являлся приоритетным при отбывании наказания женщинами. С XIX века до 1917 года происходило зарождение воспитательной работы (в современном ее понимании) в тюремной системе России: была определена четкая граница между карательными и исправительными функциями пенитенциарной системы. В данный исторический период, по мнению Тюриковой Г. Н. и соавторов, с воспитательной точки зрения стал рассматриваться труд [1]. При этом трудовое воспитание стало единственной превалирующей формой воспитательного воздействия. До указанного периода по отношению к женщинам уже использовался такой вид наказания, как заключение в работные дома, где вид работ в отношении женщин определялся в соответствии с их физиологическими особенностями, в основном это было приготовление пищи, уборка помещений, плетение канатов, прядение льна, шитье и починка белья, мытье посуды, щи-панье перьев и другая деятельность.

В послереволюционный период трудовое воспитание оставалось основным способом воспитательного влияния на осужденных женщин. Пенитенциарная система играла особую роль в ходе реализации поставленных народно-хозяйственных задач. Применение общественно полезного труда как средства исправления заключенных было регламентировано постановле-

нием Наркомата юстиции от 24.01.1918 «О тюремных рабочих командах» [2].

Мотивацией хорошего поведения для осужденных женщин было сокращение срока наказания.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года не предусматривал ограничений для осужденных женщин по видам работ, они привлекались к деятельности на вредном производстве, тяжелому физическому труду. Исключение было сделано только для женщины до и после родов.

В годы Великой Отечественной войны цель учреждений, исполнявших наказания, была сконцентрирована вокруг нужд фронта. Это выразилось в увеличении продолжительности рабочего времени и норм выработки. Основным мотивацион-ным фактором для всей страны стал лозунг «Все для фронта! Все для победы!», уголовно-исполнительная система не была исключением. Условия пребывания женщин в местах лишения свободы в военный период можно охарактеризовать как тяжелые и не способствовавшие исправлению, поскольку кроме трудовой деятельности отсутствовали иные средства ресоциали-зации.

В 1956 году были ликвидированы исправительно-трудовые лагеря и основной структурной единицей в исправительных учреждениях становился отряд. Для реализации основной цели наказания - исправления это стало новым витком, поскольку от тяжелого труда, стирающего и индивидуальность, и возможность и желание исправиться, воспитательный процесс перешел к действительно гуманному подходу.

С 1958 по 1960 год проводится ряд всесоюзных и региональных конференций, по итогам которых внедряется безналичный расчет с осужденными по результатам трудовой деятельности, который уменьшил процент краж внутри мест лишения свободы и послужил средством борьбы с воровскими группировками. В указанный

период для содержащихся в местах заключения открылись общеобразовательные школы, что позволило привлечь к воспитательной работе с осужденными педагогов-профессионалов. Во многих колониях были созданы профессионально-технические училища или их филиалы. У осужденных появился шанс получить профессию, и это влияло на их самооценку, а также давало им возможность устроиться в жизни после отбывания наказания.

Таким образом, в 60-70-е годы XX века как на практике, так и в теории воспитания осужденных был накоплен позитивный опыт.

После 1985 года исправительно-трудовая система вступила в новую стадию своего развития. До 1991 года гуманистическое направление было провозглашено превалирующим на уровне официальной политики. Гуманизация проявилась прежде всего в отношении несовершеннолетних и женщин, что позволило вернуть их к условиям нормального человеческого общежития и тем самым сделать более успешным процесс их ресоциализации. При этом внедрялись экспериментальные программы по совершенствованию отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами. Так, в диссертационном исследовании Сушко В. А. отмечается, что в 1990 году в семи женских исправительно-трудовых колониях был начат эксперимент по апробации новых условий отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами, направленный на укрепление их социальных и семейных связей, здоровья, на расширение возможностей социальной адаптации [3]. Отдельным категориям женщин предоставлялись дополнительные льготы, облегчавшие им условия отбывания наказания, была введена новая мера поощрения - разговор по телефону.

В середине 1990-х годов создаются необходимые предпосылки для систематизации

основных принципов проведения уголовно-исполнительной политики Российской Федерации. По мнению Смыкалина А. С., законодательное закрепление опыта и практики предшествующих периодов коснулось большинства направлений воспитательной работы с осужденными женщинами [4]. Экспериментальный опыт, начавшийся в 1990 году, был признан положительным.

Таким образом, из всех направлений воспитательного воздействия, которые могут способствовать исправлению осужденных женщин, первостепенная роль отдавалась трудовому воспитанию.

Анализируя деятельность современных мест лишения свободы для осужденных женщин, мы хотели бы остановиться на экономической составляющей воспитательного процесса, которая способствует повышению мотивации осужденных женщин к исправлению.

На базе ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области было проведено исследование, в котором приняли участие сотрудники, непосредственно осуществляющие воспитательную работу, и осужденные женщины.

В отношении сотрудников колонии был избран метод исследования «беседа», в ходе которой выявлялось их мнение о степени действенности видов и форм воспитательной работы с осужденными женщинами, а также о причинах неэффективности первоначальной воспитательной работы с женщинами, осужденными впоследствии повторно. Полученные в ходе бесед выводы сводятся к следующему:

1. Несмотря на отмеченную всеми сотрудниками материальную составляющую существующих проблем (недостаточное финансирование), в результате проводимой работы у женщин появляется стремление к исправлению.

2. Наиболее действенными формами воспитательной работы названы трудовое воспитание и образование, благодаря ко-

торым у женщин есть почти стопроцентная занятость в течение дня, все их силы направлены на повышение собственных знаний, как в образовательном, так и в профессиональном смысле. Но достижение цели исправления происходит редко, а если происходит, то не носит постоянного характера, наблюдается лишь временный эффект, продолжающийся в период пребывания в колонии.

3. Существующие формы и виды воспитательной работы сами по себе достаточно проработаны, но имеют свой «лимит эффективности». В качестве примера некоторыми сотрудниками были приведены немалочисленные случаи, когда они были уверены в достигнутом результате, в том числе ходатайствовали об условно-досрочном освобождении осужденной, но впоследствии она возвращалась обратно, совершив очередное преступление. Подобные ситуации влияют в том числе и на психологическое состояние сотрудников, снижая важность их деятельности по воспитательной работе с осужденными женщинами в связи с отсутствием должного результата.

4. Основной причиной неэффективности воспитательных мер сотрудники называли отсутствие у женщин должной мотивации к исправлению.

5. Сотрудники считают, что на повторное совершение преступлений освободившихся женщин толкает возврат к тем же условиям жизни, которые у нее были в момент совершения преступления, - к тому же окружению, финансовым возможностям, психологическим установкам, социальным факторам, порой к криминальной субкультуре, деформировавшим ее правосознание. Помимо этого, многие в период отбывания наказания теряют связь с близкими, лишаются жилья и работы.

Отсутствие денежных средств играет отрицательную роль в реализации поставленных в исправительном учреждении це-

лей. Иными словами, женщины могли бы больше не совершать преступления, если бы у них была на это материальная возможность.

В ходе бесед выяснилось, что сотрудники, осуществляющие воспитательную работу, для предотвращения совершения новых преступлений выдают женщинам при освобождении адреса трех центров социальной адаптации граждан, расположенных во Владимирской области, которые оказывают также такой вид помощи, как предоставление проживания на их территории. Но цель воспитательной работы сводится к тому, что осужденная женщина должна научиться самостоятельно существовать в социуме после освобождения. К тому же женщины в силу психологических особенностей порой не обращаются в центры даже при необходимости.

Анализируя результаты бесед с сотрудниками колонии, можно сделать предположение об экономической (финансовой) составляющей проблемы отсутствия должной эффективности воспитательной работы. На основе данной гипотезы было проведено исследование среди 50 осужденных женщин. Для сбора первичной информации была проведена беседа. Впоследствии им было предложено ответить на вопросы анкеты, которые были разработаны по результатам общего анализа бесед с сотрудниками и осужденными с учетом возможного внедрения плана работ по экономическому воспитанию женщин.

Итоги проведенного исследования позволили нам получить следующие данные.

На вопрос о наличии финансовых навыков по обращению с денежными средствами (умение откладывать, копить, приумножать), 43 женщины (86 %), исходя из личной оценки, дали отрицательный ответ. Остальными были приведены примеры, отражающие навыки невысокого, бытового уровня в прошлом (например, «накопила на велосипед в юности»).

На вопрос о профессиональных навыках, за исключением полученных в ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области, ответили немногие, ссылаясь в основном на имеющееся среднее специальное образование (лишь у 10 из 50 опрошенных). Впоследствии в беседах выяснилось, что шесть женщин из 10, давших положительный ответ, использовали некоторые виды профессиональных навыков для заработка (профессии повара и парикмахера). Но отсутствие стремлений в процессе обучения и последующего развития полученных умений не позволило им устроиться на высокооплачиваемую работу, а низкооплачиваемая их не устраивала.

Большое значение финансовой стабильности отметили все 100 % опрошенных женщин. Низкий уровень финансового состояния и его прямое влияние на совершение повторного преступления также отмечались всеми опрошенными.

45 из 50 осужденных согласились со значимостью образования и возможности самореализоваться на швейном производстве, остальные пять дали уклончивые или противоречивые ответы. В ходе последующих бесед ими были внесены уточнения об излишней монотонности такой работы и иных сложностях. Также было высказано мнение об объективных трудностях работы на швейном производстве и в то же время о приверженности данной профессии за неимением другой. Совокупный результат опроса подтверждает, что женщины по-своему благодарны за возможность получить профессию, но также готовы к изучению других специальностей.

Практически у всех женщин вызвала затруднение формулировка иных видов профессиональной деятельности, которым они хотели бы обучиться. Всего семь человек (14 %) конкретизировали свои цели в виде желания получить определенные профессии, при этом преобладали профессии, которые были им знакомы, близки (подобной

деятельностью занимались родители, подруги). По результатам бесед женщины признавались, что не задумывались о конкретной профессии ввиду отсутствия надежды на возможную реализацию своих планов, но каждая смогла назвать свои сильные качества и черты, а также какие-либо аспекты, с которыми могла бы быть связана ее «идеальная» работа. Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины могли бы найти необходимую профессию, если бы им помогли конкретизировать свои профессиональные мечты и реализовать их.

Стоит отметить, что все опрошенные женщины единогласно ответили на вопрос о желании зарабатывать или учиться для дальнейшего заработка, в том числе уделяя этому и свое свободное время. В связи с тем что примерное понятие финансовой грамотности было объяснено женщинам во время первой беседы, проведенной до анкетирования, 46 участниц исследования из 50 ответили положительно на вопрос о желании обучаться финансовой грамоте, при этом 40 из 46 человек проголосовали за групповые занятия, так как хотели бы иметь возможность впоследствии обсуждать материал между собой и уточнять друг у друга какие-либо проблемные моменты. Оставшимся четырем женщинам во время последующей беседы был задан вопрос, почему их ответ был отрицательным. Все они объяснили это неуверенностью в собственных силах.

По результатам исследования был сформирован план работы по внедрению экономического и финансового воспитания женщин с целью формирования мотивации к исправлению. Формы и методы экономического (финансового) воспитания были выведены с учетом ответов осужденных в анкетах. К примеру, первые шаги обучения предполагают групповые методы работы, индивидуальные в предложенном плане находятся на последних этапах, после определения наиболее заинтересованных в обу-

чении женщин. Также многие осужденные согласились, что те навыки труда, которые они получили в процессе пребывания в ИК-10, полезны и они могли бы и дальше продолжать изученный вид деятельности после освобождения. В связи с этим были предложены меры по увеличению дохода в рамках того производства, которое уже имеется на базе колонии.

Стоит отметить, что привлекательностью данного плана для использования в колониях является почти полное отсутствие затрат для его реализации.

Первый этап - внедрение лекций по обучению женщин распоряжаться имеющимися денежными средствами. Несмотря на достаточно низкий доход, занятость на производстве дает женщинам дополнительную возможность накопления средств для их использования после освобождения. Но на практике никто не объясняет ни формулы накопления, ни роли финансовой самостоятельности после освобождения. Данный способ воспитательного воздействия может быть реализован через курсы видеолекций по управлению личными финансами, повышению финансовой грамотности. Разумеется, они должны быть одобрены начальником учреждения. Как вариант, к просмотру лекции и помощи в составлении более доступного текста для последующего проведения занятия может быть привлечен воспитатель отряда. Можно использовать онлайн-уроки Банка России по финансовой грамотности, которые проводятся в том числе для обучения школьников, иными словами, будут доступны для понимания.

Впоследствии может быть использован другой способ - приглашение лекторов для заинтересованных в обучении осужденных женщин. Лекции, которые даются специалистами, обладают ценностью живого общения, возможностью уточнить непонятый материал. Прямой диалог с лектором легче усваивается, так как отсутствует су-

хость называемых терминов, лектор может увидеть реакцию и понять, какое направление более интересно для объяснения. В качестве лектора может быть приглашен преподаватель, бизнес-тренер или представитель бизнеса из числа лиц, заинтересованных в вопросах воспитательного воздействия на осужденных женщин. При необходимости можно найти представителей различных профессий, которые готовы помочь бесплатно, если у них или их родственников возникали похожие сложные жизненные ситуации.

Второй этап - привлечение психологов учреждения для проведения тестов на профориентацию; определение профессиональных возможностей женщины на базе оценки, данной психологами учреждения, и подбор видеокурсов по обучению профессии, которые она может проходить в личное время.

При наличии группы осужденных, предрасположенных к одним и тем же направлениям деятельности, можно пригласить представителей заинтересовавшей профессии для общения с ними, помощи в определении действий для ее получения и освоения.

Колония дает базовую профессию, но необходимо расширять кругозор женщин на предмет различных вариантов трудоустройства после освобождения.

Третий этап - при высокой степени вовлеченности осужденной в финансовое обучение с помощью психолога и начальника отряда составляется план жизни по аналогии с бизнес-планом: просчитываются материальные риски разных видов деятельности, определяется сумма для накопления, необходимая для реализации задуманных целей, перед освобождением проводится поиск вакансий, возможных вариантов решения жилищного вопроса (возвращение домой, съем комнаты или квартиры в аренду, проживание у родственников), индивидуально решаются

другие вопросы, связанные с финансовой стороной жизни на свободе.

В настоящий момент похожую работу проводят психологи колонии, предлагая осужденным представить тот вариант жизни, который бы их устраивал. Имея четкий план действий, подкрепленный возможностями для реализации, женщина будет легче стремиться к исправлению.

При опросе женщин о степени заинтересованности в подобном обучении более двух третей осужденных проголосовали за реализацию данного проекта. Основной проблемой плана является низкий уровень дохода осужденных женщин. Для его повышения администрация исправительной колонии прорабатывает варианты по заключению контрактов на пошив одежды не только в рамках оснащения МВД России и ФСИН России, но и налаживает контакты с крупными коммерческими организациями Владимирской и Ивановской областей для пошива костюмов для отдыха и туризма, а также одежды для охотников и рыболовов. Для других колоний разрешением проблемы низких заработных плат и отсутствия заказов для производства может стать осуществление осужденными труда за пределами колонии путем использования элек-

тронных браслетов слежения либо полное перепрофилирование производства.

Таким образом, изучение причин рецидивной преступности освободившихся из исправительного учреждения женщин и выявление мотивационных факторов, способствующих эффективной реализации воспитательного процесса, позволили сделать вывод о том, что трудовое воспитание является одним из первых исторически сложившихся направлений в исправлении осужденных женщин и в настоящее время именно оно претендует на одну из самых эффективных форм мотивацион-ного воздействия. Гипотеза исследования о том, что эффективность воспитательной работы с осужденными женщинами существенно снижается при отсутствии должного внимания к ее экономической (финансовой) составляющей, подтвердилась в ходе исследования.

Внедрение в исправительных учреждениях новых форм повышения уровня финансовой грамотности (экономического воспитания), а также меры по повышению дохода осужденных женщин, безусловно, будут способствовать их эффективной ресоциализации в обществе после освобождения и, как следствие, снизят уровень рецидивной преступности.

1. Тюрикова Г. Н., Филатова О. В., Прошкина И. В., Гнездилова И. Ю. Исторические предпосылки возникновения и развития пенитенциарной социальной работы в России // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 1. С. 452.

2. О тюремных рабочих командах : пост. Наркомата юстиции от 24.01.1918 // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. М. : Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 298.

3. Сушко В. А. Совершенствование условий и порядка отбывания наказания в виде лишения свободы осужденными женщинами : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. М., 1994. С. 32.

4. Смыкалин А. С. Колонии и тюрьмы в Советской России : монография. М., 2023. С. 98.

1. Tyurikova G. N., Filatova O. V., Proshkina I. V., Gnezdilova I. Yu. Historical prerequisites for the emergence and development of penitentiary social work in Russia // Scientific notes of the Oryol State University. Series: Humanities

and social sciences. 2013. No. 1. P. 452.

2. On prison work teams: res. People's Commissariat of Justice dated January 24, 1918 // Collection of legalizations and government orders for 1917-1918. M. : Management of Affairs of the Council of People's Commissars of the USSR, 1942. P. 298.

3. Sushko V. A. Improving the conditions and procedure for serving sentences in the form of deprivation of liberty by convicted women: dis. ... Cand. Legal Sciences: 12.00.08. M., 1994. P. 32.

4. Smykalin A. S. Colonies and prisons in Soviet Russia: monograph. M., 2023. P. 98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.