Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова О.В., Целевич Т.И.

В данной статье рассматривается воспитательная работа по формированию и развитию семейных ценностей студентов педагогического вуза. Целью работы является выявление ценностных предпочтений студентов младших курсов педагогического университета. Проведенное исследование позволило выделить основные группы ценностных предпочтений: учеба, общение, досуг; работа, материальное благополучие; жилье, семья; здоровье, экология. Были применены такие методы исследования как беседа, анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок. Результаты исследования представлены с помощью иллюстративно-графического метода.Воспитательная работа проводилась по разным направлениям. Пропаганда семейных ценностей и ответственного родительства среди студенческой молодёжи осуществлялась через реализацию проектной деятельности. Преподаватели факультета со студентами младших курсов участвовали в проекте «Пропаганда семейных ценностей». Целью проекта являлось содействие возрождению и сохранению базовых семейных ценностей. Данная задача решалась такими формами воспитательной работы как создание творческих объединений и коллективов студентов, встречи с супружескими парами, референтными для студентов, просмотр и обсуждение фильмов по проблематике семейных ценностей, созданных, в том числе Омским отделением Российского детского фонда. Студенты во время прохождения педагогических практик, организовывали и проводили классные часы и родительские собрания по изучаемой тематике.Авторы статьи описали реализацию проекта «Пропаганда семейных ценностей» и отразили его эффективность, кроме того, пришли к выводам, что первостепенной задачей педагогического вуза является обучение будущих педагогов, передача социально-позитивных установок, традиционных семейных ценностей. Полученные результаты могут быть применены в работе кураторов и педагогов в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова О.В., Целевич Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FAMILY VALUES AMONG STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This article discusses educational work on the formation and development of family values of students of a pedagogical university. The purpose of the work is to identify the value preferences of junior students of the pedagogical University. The research methods used include conversation, questioning, observation, and the method of expert assessments. The results obtained can be applied in the work of curators and teachers. The authors of the article came to the conclusion that the primary task of a pedagogical university is the training of future teachers, the transfer of socially positive attitudes, traditional family values. The solution of this problem is realized through such forms of educational work as the creation of creative associations and collectives of students, meetings with married couples, reference for students, watching and discussing films on the problems of family values created, including by the Omsk branch of the Russian Children's Fund. The authors described the implementation of the project "Promotion of family values" and reflected its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК:378; ББК 74.58 © О. В. Морозова, Т. И. Целевич Б01: 10.24412/2225-8264-2022-1-11-16

О. В. Морозова, Т. И. Целевич ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В данной статье рассматривается воспитательная работа по формированию и развитию семейных ценностей студентов педагогического вуза. Целью работы является выявление ценностных предпочтений студентов младших курсов педагогического университета. Проведенное исследование позволило выделить основные группы ценностных предпочтений: учеба, общение, досуг; работа, материальное благополучие; жилье, семья; здоровье, экология. Были применены такие методы исследования как беседа, анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок. Результаты исследования представлены с помощью иллюстративно -графического метода.

Воспитательная работа проводилась по разным направлениям. Пропаганда семейных ценностей и ответственного родительства среди студенческой молодёжи осуществлялась через реализацию проектной деятельности. Преподаватели факультета со студентами младших курсов участвовали в проекте «Пропаганда семейных ценностей». Целью проекта являлось содействие возрождению и сохранению базовых семейных ценностей. Данная задача решалась такими формами воспитательной работы как создание творческих объединений и коллективов студентов, встречи с супружескими парами, референтными для студентов, просмотр и обсуждение фильмов по проблематике семейных ценностей, созданных, в том числе Омским отделением Российского детского фонда. Студенты во время прохождения педагогических практик, организовывали и проводили классные часы и родительские собрания по изучаемой тематике.

Авторы статьи описали реализацию проекта «Пропаганда семейных ценностей» и отразили его эффективность, кроме того, пришли к выводам, что первостепенной задачей педагогического вуза является обучение будущих педагогов, передача социально-позитивных установок, традиционных семейных ценностей. Полученные результаты могут быть применены в работе кураторов и педагогов в вузах.

Ключевые слова: киберсоциализация молодежи, воспитательная работа, семейные ценности, ценностные предпочтения, социально-позитивные установки.

С

Жуегодня преподаватели вузов в

студенческих аудиториях наблюдают активную киберсоциализацию молодежи. Она проявляется в том, что студенты большую часть необходимой информации получают из Интернета. В информационном поле они чувствуют себя свободно и комфортно, выстраивая коммуникацию и взаимодействие с людьми, часто которых они никогда в реальной жизни не встречали. Анонимность виртуальных контактов создает у студентов ощущение полноценного общения. При этом реальные навыки коммуникации, иерархия жизненных установок, приоритеты семейных ценностей у многих молодых людей проявляются слабо или отрицаются как неактуальные и ненужные.

Молодому педагогу необходимо обладать не виртуальной, а реальной коммуникацией, ему необходимы компетенции, которые помогут в воспитательном процессе взаимодействовать с учениками, их родителями, с педагогическим коллективом и различными учреждениями и организациями, занимающимися воспитанием [1].

Статистика последних лет указывает на дефицит молодых педагогических кадров в современных образовательных организациях. Ежегодно в педагогические вузы поступают тысячи абитуриентов, у большей части которых отмечается низкая мотивация к будущей профессиональной

деятельности на фоне общей образовательной девальвации.

Как показывает практика, в адаптационный период к вузу студенты-первокурсники недостаточно активны, морально-этические оценки повседневной деятельности иногда находятся в полной противоречивости. Нравственный релятивизм проявляется не только в оценочных суждениях, а также в поступках, которые они совершают.

Студенческая среда образовательного учреждения - ключевой микрофактор социализации, непосредственно влияющий на личность. Отечественные ученые, такие как Б. С. Гершунский, О. В. Долженко, Л. А. Степашко изучали место и роль образования; как социальный институт систему образования рассматривала Л. П. Буева. Анализ влияния образования на социальное положение человека представлен в работах Э. Дюркгейма, П. Бурдье, К. Мангейма.

Сверхзадачей педагогического университета становится воспитание у студентов нравственно-этических норм, коррекция поведения будущего педагога, принятие традиционных семейных ценностей. Социально-нравственное здоровье молодого поколения оказывается в центре внимания современного государства. Это вытекает из «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года...», в которой определены основные направления развития воспитания: развитие социальных институтов воспитания и обновление воспитательного процесса с

учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций» [4].

В Стратегии обозначена сфера педагогической ответственности: «Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления иразвития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной жизни» [4].

Ведущим педагогическим принципом воспитания в образовательном процессе вузовской подготовки является принцип систематичности, реализуемый в процессе воспитания в лекционных и практических занятиях, при проведении индивидуальных форм работы со студентами, а также посредством личного влияния преподавателя на студентов.

На факультете психологии и педагогики ОмГПУ проводится систематическая воспитательная работа, поскольку данный факультет непосредственно выпускает психолого-педагогические кадры, обеспечивающие в современных образовательных учреждениях построение воспитательной

образовательной и досуговой деятельности. Очень важно чтобы молодые педагоги соответствовали государственному заказу, разделяли содержание современного процесса воспитания, учитывали основные направления воспитательной работы в системе образования.

Для того чтобы выстраивать эффективную работу со студентами, необходимо знать их личностные, жизненные, нравственно-этические предпочтения.

Опросы, проведенные среди студентов, показывают, что они имеют смутные представления о будущей профессии. Большая часть студентов заявляет о нежелании работать в современной школе, отмечают непрестижность профессии педагога (невысокая заработная плата, сложности в педагогическом коллективе, ненормированный рабочий день, низкий уровень культуры общения родителей учеников с молодыми учителями).

В ходе опроса были получены следующие результаты: студенты слабоактивные, наблюдается высокая зависимость от социальных сетей, мало читают художественную и дополнительную литературу, у них низкая мотивация к учебной деятельности.

Преподаватели вуза, работающие со студентами, отмечают у них такие особенности как инфантилизм, эгоизм, гедонистические установки, социальную пассивность (неготовность принимать решения), иждивенчество.

В целом, педагоги вуза отмечают слабую мотивацию студентов к учебе. Мы разделяем мнение академика Р. С. Немова, утверждавшего, что «Одна слабо выраженная черта личности непременно вызовет цепную реакцию и последует отставание ряда

других смежных ей черт». Так, исходя из результатов анкеты, из-за низкой образовательной активности студентам стало не хватать таких «смежных черт, как решительности, ответственности,

целеустремленности, самоорганизованности и силы воли» [2].

На факультете психологии и педагогики создана группа кураторов, которые сопровождают студенческие группы на протяжении всех лет обучения. Работа куратора основывается на постоянном взаимодействии не только со студентами, но и со всем преподавательским составом факультета. В деятельности современного вуза четко обозначены актуальные направления воспитательной работы, такие как: гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, научно-исследовательское,

профессионально-личностное, укрепление и поддержка молодой семьи и др. Непосредственно взаимодействуя со своей студенческой группой каждый куратор, учитывая ее особенности и свои предпочтения выбирает, одно из приоритетных направлений «совместной деятельности».

Поскольку факультет психологии и педагогики ведёт подготовку будущих психологов образования, социальных педагогов, а также специалистов по социальной работе, то выбор, например такого направления: «укрепление и поддержка молодой семьи» находит свою нишу.

В ходе беседы с кураторами («кураторский час») студенты высказывают пожелания получить хорошую профессиональную подготовку с развитыми практическими навыками. Большинство студентов (64,7%) отдают предпочтение практическим занятиям, где можно самовыразиться. К сожалению, теоретический материал вызывает меньший интерес у студентов, особенно младших курсов. Решение данной проблемы преподаватели факультета видят во включении в образовательный процесс таких форм работы, как непрерывная педагогическая практика, участие студентов в волонтерской деятельности, ежегодных студенческих конференциях, а также разнообразных профессионально-досуговых

мероприятиях (экскурсии в образовательные и социальные учреждения, участие в мастер-классах, тренингах, работа в мастерских и т.д.).

Исследование, проведенное на факультете психологии и педагогики ОмГПУ, среди студентов 1 и 2 курсов позволило выявить структуру их ценностных предпочтений. В исследовании приняли участие 116 студентов очной формы обучения (100 девушек и 16 юношей).

В ходе опроса мы смогли выделить основные группы ценностных предпочтений: учеба, общение, досуг; работа, материальное благополучие; жилье, семья; здоровье, экология.

После обработки анкет, беседы со студентами, с учетом половых различий были получены следующие результаты (Табл. 1).

Таблица 1

П риоритеты ценностных предпочтений студентов младших курсов педагогического университета

№ п/п Показатели Девушки Юноши

1 Учеба, общение, досуг 26% 25%

2 Работа, материальное благополучие 32% 37,5%

3 Жилье, семья 23% 25%

4 Здоровье, экология 19% 12,5%

Итого 100% 100%

Проведенный нами среди студентов факультета опрос продемонстрировал их интерес к семейной тематике в вопросах межличностных отношений, воспитания детей и семейных ценностей.

Во время беседы со студентами мы наблюдали их затруднения, связанные с вербализацией основных семейных ценностей. Студенты не всегда могут перечислить более 3-5 семейных ценностей,

Таким образом, средний возраст создания семейных отношений, по мнению студентов младших курсов, практически совпадает со

среднестатистическим: средний возраст вступления в зарегистрированный брак в России составляет: 31,5 г. у мужчин, 27,5 лет у женщин [3].

Одним из вопросов анкеты был вопрос о выборе форм семейных отношений. Готовность вступить в зарегистрированные брачные отношения выразили 20,7% опрошенных, а в отношения сожительства готовы вступить 41,4% студентов, при этом 37,9 % респондентов затруднились сделать выбор (рис.2).

высказывают сомнения в необходимости регистрации брака, много вопросов вызывает у них тема воспитания детей.

Так на вопрос о том, в каком возрасте вы планируете, создание собственной семьи, студенты ответили следующим образом (рис. 1)

Причем в отношениях сожительства не рассматривается вопрос о рождении детей. Для появления в молодой семье детей, по мнению студентов, необходимы особые условия: решение проблем с работой, жилищные проблемы, материальная независимость, обеспечение ребенка яслями и детским садом и т.д. Таким образом, на первый план студенты выдвигают вопросы, связанные с будущей работой и материальным благополучием.

Формы семейных отношений

20,7%

Зарегистрированные браки

37,9%

Гражданские браки

(сожительство)

Не определились с ответом

41,4°%

Рис. 2 Формы семейных отношений, %

Преподаватели факультета психологии и педагогики отмечают неготовность студенческой молодёжи видеть не только материальные факторы семейного неблагополучия, но и вычленять морально-этическую и нравственную составляющую семейных отношений. Данная тематика, несомненно, является архиважной в процессе обучения студентов педагогической профессии. Нельзя учить молодое поколение традиционным семейным ценностям, не обладая ими.

Поэтому преподаватели факультета совместно с Омским отделением Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» (РДФ) приняли участие в реализации проекта «Пропаганда семейных ценностей» со студентами младших курсов. Проект был реализован с 2017 года по 2020 год. В нем приняли участие 250 студентов факультета психологии и педагогики, 5 преподавателей факультета.

Поскольку основной целью проекта являлось содействие возрождению и сохранению базовых семейных ценностей, то работа проводилась в разных направлениях.

Пропаганда семейных ценностей и ответственного родительства среди студенческой молодёжи осуществлялась через просветительские семинары. Декан факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ОмГПУ» А. Ю. Асриев отметил высокие достижения реализации проекта. По его мнению выступления и видеонаполнение просветительских семинаров оказалось чрезвычайно полезными в пропаганде семейных ценностей перед различными аудиториями: вузовскими работниками, педагогами школ, студентами. Очень интересной оказалась брошюра, содержание которой включает обобщение опыта по формированию семейных ценностей и традиций семьи в современном обществе. Особого внимания заслуживает серия документальных фильмов, сделанных на «живом» материале - семьях многопоколенных, многодетных,

активных и счастливых. Такие фильмы являются настоящим методическим багажом для студентов.

Для проведения просветительских и обучающих мероприятий, мероприятий,

способствующих объединению родителей и детей, укреплению семейных связей на основе общих интересов были выбраны образовательные и социальные учреждения города Омска: Центр поддержки семьи, школы и гимназии, колледжи и учреждения дополнительного образования.

Студенты в своих отчетах по практике отмечали удовлетворение от проделанной работы по созданию позитивного имиджа семей с детьми, семей, ведущих здоровый образ жизни. Для этого они отбирали значимые примеры омских семей, используя периодические издания РДФ.

При реализации данного проекта мы использовали социальное партнерство, т.е. привлекали к участию в проекте учреждения образования, культуры, здравоохранения, СОНКО. Основными интерактивными формами работы со студентами были индивидуальные и творческие задания, а также групповые формы. Были проведены индивидуальные консультации студентов, готовящихся к вступлению в брак, проводились групповые консультации студенческих семей, а также специалистов социальной сферы, по психолого-педагогическим вопросам. Преподаватели факультета активно участвовали в реализации проекта, направленного на пропаганду семейных ценностей, пробуждая интерес у студентов к вопросам семьи, брака и ответственного родительства, способствуя осмыслению студентами понятия семьи как социальной и личностной ценности.

Во время встреч со студентами организаторы мотивировали их к изучению истории своей семьи, к составлению перечня семейных традиций и ценностей своей семьи, а также к проектированию и моделированию своей будущей семьи. Проведение круглых столов по предложенной тематике позволяло студентам и преподавателям самоактуализироваться и самовыражаться, отрабатывать аргументацию и

коммуникативные навыки, а также навыки отстаивать свое мнение.

Эффективность реализации проекта преподаватели видят в деятельности студентов во время прохождения ими непрерывных педагогических практик. Организуя и проводя самостоятельно свою просветительскую работу по воспитанию среди детей и подростков в образовательных и социальных учреждениях, студенты используют знания и компетенции, полученные на факультете, подбирают для методических разработок игры для всей семьи, сценарии семейных праздников, диагностические методики. Разработанное преподавателями специально для реализации данного проекта пособие «Семейные ценности в вопросах и ответах» помогает студентам находить нужную информацию.

Первичное и повторное анкетирование подтвердило значимость полученных студентами знаний о традиционных семейных ценностях (74% и 86%) , актуальность отрабатываемых в ходе практики компетенций (52% и 71%), а также их интерес к личности педагогов, реализующих данный проект (43% и 78%).

Эксперты отмечают высокую значимость воспитательной работы по формированию и развитию семейных ценностей у студентов педагогического вуза. Профессор ФГБОУ ВО «ОмГПУ» И. А. Маврина отметила профессиональную работу преподавателей кафедры социальной педагогики и социальной работы, которые организовывали встречи со студентами, магистрами, аспирантами, преподавателями школ, колледжей, вузов. «Аудитории были заинтересованы на 100 — 150%, потому что тема животрепещущая для всех. Кроме того, наши педагоги консультировали тех, кто взял на себя ответственность за детей - патронатные, приемные, опекаемые семьи. Консультации проводились как индивидуальные, так и групповые - в режиме супервизии...»

Первостепенной задачей педагогического вуза является обучение будущих педагогов, передача социально-позитивных установок, традиционных нравственно-этических и семейных ценностей. Социальный заказ государства очевиден: требуются молодые, социально активные специалисты в современную систему образования.

Библиографический список

1. Методологические и организационно-педагогические подходы к развитию личности на основе социально-психологической безопасности индивида и актуализации адаптационного потенциала обучающихся: монография. - Кн. 1 Проблемы актуального и ближайшего развития обучающихся в современном образовательном пространстве/редкол.: Н. П. Абаскалова, Э. М.Казин, Н. Э.Касаткина и др. под науч.ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО, 2020 - 178 с.

2. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. Педвузов - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с. - С.215

3. Статистика и показатели: региональные и федеральные по данным РосИнфоСтат- URL: https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. - Электронный ресурс. - URL: https://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 24.01.2022)

References

1. Metodologicheskie i organizacionno-pedagogicheskiepodhody k razvitiyulichnostinaosnovesocial'no-psihologicheskojbezopasnostiindivida i aktualizaciiadaptacionnogopotencialaobuchayushchihsya: monografiya. [Methodological and organizational-pedagogical approaches to personal development based on the socio-psychological security of the individual and the actualization of the adaptive potential of students]- Kn.1 Problemyaktual'nogo i blizhajshegorazvitiyaobuchayushchihsya v sovremennomobrazovatel'nomprostranstve/redkol.: N. P. Abaskalova, E. M. Kazin, N. E. Kasatkina i dr. pod nauch.red. E. M. Kazina. - Kemerovo: Izdatel'stvo KRIPKiPRO,2020 - 178 s.

2. Nemov R. S. Osnovypsihologicheskogokonsul'tirovaniya. [Fundamentals of psychological counseling]: Ucheb. dlya stud. Pedvuzov - M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999. - 394 s. - S.215

3. Statistika i pokazateli: regional'nye i federal'nyepodannymRosInfoStat/[ Statistics and indicators: regional and federal according to RoslnfoStat] - URL: https://rosinfostat.ru/braki-razvodi/

4. Strategiyarazvitiyavospitaniya v RossijskojFederaciina period do 2025 goda.[ Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025] - Elektronnyjresurs. - URL: https://static. government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB .pdf (data obrashcheniya: 24.01.2022)

EDUCATIONAL WORK ON THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF FAMILY VALUES AMONG

STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY Oksana V. Morozova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Social Work of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Omsk State Pedagogical University"

Tatiana I. Tselevich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Social Work of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Omsk State Pedagogical University"

Abstract. This article discusses educational work on the formation and development of family values of students of a pedagogical university. The purpose of the work is to identify the value preferences of junior students of the pedagogical University. The research methods used include conversation, questioning, observation, and the method of expert assessments. The results obtained can be applied in the work of curators and teachers. The authors of the article came to the conclusion that the primary task of a pedagogical university is the training of future teachers, the transfer of socially positive attitudes, traditional family values. The solution of this problem is realized through such forms of educational work as the creation of creative associations and collectives of students, meetings with married couples, reference for students, watching and discussing films on the problems of family values created, including by the Omsk branch of the Russian Children's Fund. The authors described the implementation of the project "Promotion of family values" and reflected its effectiveness.

Keywords: cybersocialization of youth, educational work, family values, value preferences, socially positive attitudes.

Сведения об авторах:

Морозова Оксана Вагизовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская д.4А, E-mail: okasva@bk.ru).

Целевич Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, ул. Партизанская д.4А, E-mail: celevicht@mail.ru).

Статья поступила в редакцию 17.12.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.