Научная статья на тему 'Интегративная сущность педагогической культуры куратора студенческой группы'

Интегративная сущность педагогической культуры куратора студенческой группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая культура / куратор студенческой группы / компоненты педагогической культуры / функции педагогической культуры / pedagogical culture / the student group's supervisor / components of pedagogical culture / functions of pedagogical culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна

В обстановке общественно-культурной нестабильности, ценностной деформации, сложностей проектирования воспитательного процесса в высшей школе, формальной инициативности вузовских общественных объединений и увеличения численности «уязвимых» групп студентов актуализируется проблема не только подготовленности кураторов студенческих групп, но и формирования их педагогической культуры как специалистов, прямо и опосредованно влияющих на культуросообразность личности студента. Материалы и методы. Основу исследования составили антропологический, культурологический и интегративный подходы. Результаты и обсуждение. С помощью методов логического, рамочного анализа, аналогового моделирования была охарактеризована интегративная сущность педагогической культуры куратора вузовской группы студентов; обоснованы содержательное единство и специфика ее компонентов (ценностно-смыслового, творческого, технологического), основополагающие функции (диагностическая, гуманистическая, коммуникативная, рефлексивная, нормативно-правовая), определяющие кардинальное содержание педагогической культура куратора. Выводы. Педагогическая культура куратора вузовской группы обучающихся как интегрального образования проявляется в специфичности его воспитательной работы, служит сопряженному решению педагогических задач различных уровней сложности, зиждится на бинарной цементации общественных и личностных ценностей, восприимчивости к творчеству и технологической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Essence of the Pedagogical Culture of the Student Group's Supervisor

Introduction. In the context of socio-cultural instability, value deformation, difficulties in designing the educational process in higher education, formal initiative of University public associations and an increase in the number of "vulnerable" groups of students, there arises a problem not only of the proficiency of student groups' supervisor but also the formation of their pedagogical culture as specialists directly and indirectly influencing the cultural identity of the student. Materials and Methods. The research is based on anthropological, culturological and integrative approaches. Results and Discussion. Using the methods of logical, framework analysis, analog modeling the author described the integrative essence of the pedagogical culture of the supervisor of the university student group, substantiated the content unity and specifics of its components (value-semantic, creative, technological), the fundamental functions (diagnostic, humanistic, communicative, reflexive, normative-legal) determining the crucial content of the supervisor's pedagogical culture. Conclusions. The pedagogical culture of the supervisor of the university students' group as an integral entity is manifested in the specifics of his educational work, serves as a combined solution of pedagogical problems of various levels of complexity, it is based on the binary consolidation of social and personal values, perceptiveness to creativity and technological readiness.

Текст научной работы на тему «Интегративная сущность педагогической культуры куратора студенческой группы»

Научно-теоретическая статья

УДК 378.1 © С. В. Шмачилина-Цибенко, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-203-210

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования

Интегративная сущность педагогической культуры куратора

студенческой группы

Шмачилина-Цибенко Светлана Витальевна \

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы.

ORQD: 0000-0003-1450-5571. Е-mail: shmachilinacibenko@mail.ru 1 Омская гуманитарная академия, 644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2 А, Россия

Реферат

Введение. В обстановке общественно-культурной нестабильности, ценностной деформации, сложностей проектирования воспитательного процесса в высшей школе, формальной инициативности вузовских общественных объединений и увеличения численности «уязвимых» групп студентов актуализируется проблема не только подготовленности кураторов студенческих групп, но и формирования их педагогической культуры как специалистов, прямо и опосредованно влияющих на культуросообразность личности студента. Материалы и методы. Основу исследования составили антропологический, культурологический и интегративный подходы. Результаты и обсуждение. С помощью методов логического, рамочного анализа, аналогового моделирования была охарактеризована интегративная сущность педагогической культуры куратора вузовской группы студентов; обоснованы содержательное единство и специфика ее компонентов (ценностно-смыслового, творческого, технологического), основополагающие функции (диагностическая, гуманистическая, коммуникативная, рефлексивная, нормативно-правовая), определяющие кардинальное содержание педагогической культура куратора. Выводы. Педагогическая культура куратора вузовской группы обучающихся как интегрального образования проявляется в специфичности его воспитательной работы, служит сопряженному решению педагогических задач различных уровней сложности, зиждится на бинарной цементации общественных и личностных ценностей, восприимчивости к творчеству и технологической подготовленности.

Ключевые слова: педагогическая культура; куратор студенческой группы; компоненты педагогической культуры;

функции педагогической культуры.

Для цитирования: Шмачилина-Цибенко С. В. Интегративная сущность педагогической культуры куратора студенческой группы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 2(85). С. 203-210. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-203-210

Основные положения:

1. Куратор студенческой группы в вузе — это педагог, обладающий компетенциями в области воспитательной работы в учебном учреждении, выступающий фасилитатором в усвоении культуры обучающимися; координирующий модальность отношений студенческого микроколлектива через всевозможные направления деятельности; налаживающий условия для развития личности каждого из студентов, оберегающий их интересы.

2. Сущность педагогической культуры куратора вузовской группы состоит в симбиозе проектирования общей и профессиональной культуры преподавателя в сферу его воспитательной работы.

3. Структура педагогической культуры куратора вузовской группы сконструирована взаимосогласованностью ценностно-смыслового, творческого, технологического компонентов, а ее содержание определяется диагностической, гуманистической, коммуникативной, рефлексивной, нормативно-правовой функциями, действующими в системе ее компонентов.

Введение

Актуальность, значимость, сущность проблемы.

О необходимости рассмотрения педагогической культу-

ры куратора студенческих групп на качественно новом уровне свидетельствует важность воспитательной работы в высшей школе. Она считается общественно значимой частью воспитания молодого поколения, главным условием его формирования и развития духовности. Роль воспитательного процесса в становлении компетентного специалиста и повышении качества его профессионального образования имеет масштабный характер. Об этом свидетельствуют ряд позиций Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждение блока общекультурных компетенций во ФГОС ВО, попытки вернуть аккредитационный показатель «Воспитательная деятельность», реализация программ развития деятельности студенческих объединений, принятие основ государственной молодежной политики до 2025 г. *

В нынешней педагогической действительности значительным источником воспитания студентов является куратор академической группы. От него требуются социальная предприимчивость, коммуникативность, толерантность, конструктивность и творческое отношение к своему труду, готовность к пониманию психических состояний студентов, эмпатия, душевная щедрость, потребность в социальном взаимодействии, педагогический

* Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» ; Основы государственной молодежной политики : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. URL: http: //https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.htm (дата обращения: 27.05.2020).

такт. Такими видятся в настоящее время приоритеты и направленная цель, сопряженные с формированием педагогической культуры куратора вузовской группы. В сложившейся же практике его действия характеризуются внешней атрибутивностью, они сводятся преимущественно к координационной работе, дефицитарности установок на вариативность его ролей по интерактивности со студенческой молодежью, фрагментарному ресур-соиспользованию воспитательных перспектив учебной группы для развития компетентного гражданина и профессионала.

Востребованность исследования педагогической культуры куратора демонстрирует изменившийся облик студенчества, его ценностных ориентаций, жизненных приоритетов и, вообще, всей картины в целом. «На сознание и поведение современного студента влияют многие факторы: возникновение новой системы требований общества к личности, обусловленной новыми социальными реалиями; недостаточная состоятельность идеологических ориентиров в обществе и государстве; социальное расслоение общества, порождающее чувство ущербности, неверия в социальную справедливость или, наоборот, чувство превосходства, безнаказанности; усиление информационных потоков и др.» [1, с. 280-285].

Студенчество, характеризуемое исследователями как будущая интеллектуальная элита, вместе с тем является достаточно незащищенной социальной группой, подверженной разного рода влияниям и внушениям, большинство членов которой не подготовлено к вузовской жизни психологически и этически. Следовательно, рядом со студентами должен быть человек, обладающий концептуальным уровнем педагогической культуры, которым может стать преподаватель-куратор, «обладающий не только источником профессиональной информации, но и выступающий посредником между студентом и культурой, способный оказывать позитивное влияние на становление и формирование обучающихся не только как специалистов, но и как будущей российской интеллигенции» [1, с. 287].

Цель исследования заключается в характеристике и обосновании содержательных компонентов и функций педагогической культуры куратора студенческой группы, выявлении ее интегративной сущности.

Теоретические предпосылки и содержание проблемы. Согласно определению Л. М. Васильевой куратора студенческой группы мы будем трактовать «как субъекта воспитательной деятельности в вузе, выступающего фа-силитатором между обществом и студентом в освоении общей и профессионально-педагогической культуры; позиционирующим аксиологическую систему отношений, через разнообразные виды деятельности студенческого коллектива, создающим условия для развития личности обучающегося и защищающим его интересы» [2, с. 8]. Его сфера деятельности и ответственности весьма обширна. Ему надлежит совмещать и воплощать в жизнь функции фасилитатора, воспитателя, наставника и т. д. [3].

Нестандартность кураторской деятельности заключается в уникальности взаимодействия между студентом,

ментальным (внутренним) и экстернальным (внешним) социумом вуза. «Реализуя различные воспитательные задачи в вузе, он создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого студента, направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося. Воспитательная деятельность куратора обеспечивает свободу выбора форм воспитания и добровольность участия в них, имеет ярко выраженный творческий характер» [4, с. 30-34].

Думается, что сложнохарактерная деятельность куратора вузовской группы, сопряженная с содействием и помощью обучающемуся в процессе его адаптации, предъявляет высокие притязания к культуре первого, творческим способностям, профессионализации, к системе его ценностей. Это инициирует выдвижение приоритетных функций воспитательной работы, требующих интеграции теоретической и практической педагогической деятельности, определяет неизбежность овладения методами и технологиями, обеспечивающими сопряжение механизмов воспитательной работы со студентами.

В связи с этим преобладающей задачей становится формирование у него творческого отношения к решению социально-воспитательных ситуаций по обеспечению обстановки для развития личности каждого обучающегося и ее интересов в образовательном пространстве вуза.

Следовательно, при подготовке куратора в условиях высшей школы необходимо акцентировать внимание, во-первых, на том, насколько он обладает комплексными знаниями в области воспитательной деятельности, позволяющими изучать и решать проблемы студента в среде с учетом всех воздействий, которые испытывает личность в процессе ее онтогенеза, общесоциальной эволюции; во-вторых, умеет ли он включать обучающихся в разнообразные социокультурные практики, профессиональную деятельность, проведение досуговых и персонально значимых мероприятий, а также владеет ли комплексом специфических для воспитательной деятельности умений по организационно-педагогической поддержке развития самоуправления студентов, их общественной, научной, творческой и предпринимательской активности; в-третьих, способен ли он вырабатывать собственные модели деятельности в аспекте консультирования студентов по соблюдению их прав и предоставлению установленных им государственных гарантий и соблюдению условий, обеспечивающих охрану их здоровья; в-четвертых, умеет ли выбирать и использовать воспитательные технологии, приемлемые и результативные в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов студентов совместно с ними и коллегами.

Очертив основополагающие грани педагогического профессионализма и мастерства педагога-куратора, отметим, что для комплексного решения проблем студенчества и выстраивания с обучающимися продуктивных отношений «ему необходимы реальные представления о целях, ценностях, идеалах, нормах, традициях, возможностях к педагогическому творчеству и инновационному развитию, т. е. все то, что включает в себя педагогическая культура и ее носители — субъекты образования» [5, с. 16].

В изысканиях Т. П. Бугаевой, О. В. Гришаева, А. И. Давыдовой, Е. Н. Кролевецкой и др. [6-9] затрагиваются в основном проблемы целеполагания, содержания деятельности кураторства в контексте управления воспитательным процессом в вузе. В аспекте рассматриваемого исследования наиболее разработанными на сегодняшний день являются функции вузовских кураторов (Т. М. Ку-риленко [10], И. С. Шаповалова [11], Е. Н. Кролевецкая [9]). Заслуживает внимания работа Н. В. Ерошенкова, где раскрывается роль куратора и его функций в системе МВД [12].

В работе И. Ф. Исаева, Е. И. Ерошенковой, Е. Н. Кролевецкой [13] нашли отражение отдельные стороны педагогической культуры куратора, ее структурно-содержательные аспекты, функциональные элементы.

За рубежом проблема педагогической культуры куратора специально не рассматривалась, ввиду того что организацией процесса обучения и воспитания в вузах занимаются тьюторы. Такая система взаимодействия сложилась исторически и считается достаточно результативной [14-16].

Анализ эмпирических данных пилотажного исследования, проведенного нами в ряде университетов России (Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ), Омском государственном техническом университете (ОмГТУ), Краснодарском университете МВД России (КрУ МВД России)) и Казахстана (Казахстанско-Американском свободном университете (КАСУ), Восточно-Казахстанском государственном университете им. С. Аманжолова (ВКГУ), г. Усть-Каменогорск), свидетельствует о доминировании низкого уровня развития педагогической культуры куратора вузовских групп. Для выявления степени ее сформированности была использована система критериев и показателей (творческого потенциала, темпоральной компетентности, исследовательской рефлексии, владения воспитательными технологиями, готовности к инновационным преобразованиям). В исследовании использовались опросные методы, экспертные оценки преподавателей, студентов, руководителей учреждений. В процедуре мониторинга участвовал 121 наставник (куратор) вузовских групп, результаты отражены в таблице.

Как видим, проблема педагогической культуры куратора студенческой группы нуждается в дальнейших

Таблица. Показатели развития педагогической культуры кураторов студенческих групп (ТаЫе. Indicators of the development of the student groups' supervisors' pedagogical culture)

изысканиях, направленных на разработку ее методологических и концептуальных основ, интегративной сущности, процесса формирования и развития.

Материалы и методы

В основу исследования положен антропологический подход. Он предполагает, что интегративным признаком культуры выступает наличие в ее деятельности и результатах выражения сущностных сил человека. Проводилось также эмпирическое изучение конкретного историко-культурного материала. Для понимания содержания и сущности педагогической культуры куратора использовался культурологический подход, указывающий на ее открытость и интегративность.

Результаты и обсуждение

Понятие интегративной сущности педагогической культуры. Для раскрытия интегративной сущности педагогической культуры куратора вузовской группы студентов мы будем опираться на культурологические идеи Л. А. Беляевой, В. Л. Бенина, Е. В. Бондаревской, И. Е. Видт и др. о том, что модальностью является педагогическая деятельность [17-20].

Эти исследования позволяют сфокусироваться на педагогической культуре куратора вузовской группы как важной части общей культуры, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности, в частности воспитательной работы как ее основного вида.

Интересно и значимо для нас толкование педагогической культуры, предложенное И. Е. Видт, как «исторически развивающейся программы социального наследования, включающей в себя социально-педагогический идеал; адекватные ему формы; методы по его достижению; субъекты педагогической культуры, структурированные в определенное педагогическое пространство» [20, с. 33].

При этом социально-педагогический идеал воплощен в русском народном творчестве, в научных произведениях, замыслах, парадигмах, нормативной документации социального характера, как и в правовых актах общегосударственного и мирового масштаба. Формы и методы по его осуществлению содержатся в сотрудничестве, наставничестве либо в разных видах специально организованного обучения. Субъекты педагогической культуры представлены различными структурными единицами (род, община, семья, государство, общество, педагог, родители) [20, с. 34]. Отсюда следует, что педагогическая культура как «нетривиальная подсистема и вид культуры являет собой интегративную направленность педагогического процесса. Она, как элемент, наличествует в любом из видов культуры, которые ее обогащают, поднимают на более высокий уровень, связывая с системой социального наследования» [18, с. 16].

Особенности исторического развития педагогической культуры куратора вузовских групп. Позиционируя педагогическую культуру куратора вузовской группы студентов в контексте трех уровней программы социального наследования, можно отметить ряд особенностей ее исторического развития.

Уровни педагогической культуры куратора ОмГПУ ОмГТУ КрУ МВД России КАСУ ВКГУ

Количество человек

Адаптивный (низкий) 12 11 12 9 10

Продуктивно-сегментарный 5 8 7 6 5

Эвристический 6 5 5 4 4

Креативный 4 3 3 1 1

Первый, так называемый реликтовый уровень, вбирающий в себя установки, нормы, способы и формы педагогического процесса, порожденные предшествующей эпохой и продолжающие сакраментально или статично существовать. Он реализуется деятельностью непрофессиональных педагогов, однако через него проходят как сами кураторы, так и студенты в определенный промежуток своей жизнедеятельности, что специфически влияет на процесс их дальнейшего взаимодействия в аспекте общей культуры.

Второй уровень программ — актуальный, обеспечивающий функционирование педагогического пространства как эталон образовательно-воспитательной деятельности, сконструированный по запросу реального социального заказа. Его реализует организованная педагогическая практика. Деятельность куратора студенческой группы в контексте данного уровня подчинена принципу «здесь и теперь», несмотря на отсутствие важных нормативных документов, которыми он должен руководствоваться.

Третий уровень — потенциальный — охватывает программы педагогической инноватики, нацеленные на перспективу, которые часто не приветствуются современниками-функционалами, не видящими будущности в силу их несоответствия актуальным нормам. При такой инертности общества данный уровень педагогической культуры развивается в условиях отторжения. Собственно, это можно сказать и о деятельности куратора, и о развитии его педагогической культуры. Она стала предметом целенаправленного изучения в высшей школе в 60-80-е гг. XX в., но была отвергнута в 1990-е вследствие деструктуризации социально-экономической обстановки, кризиса воспитательной системы и нарушения целостной системы воспитания.

Данная проблема вновь начала разрешаться в начале XXI в., исходя из потребностей современного студенчества, его учебной и рекреационной деятельности, разрешения проблем персонального и жилищного плана и тех вопросов, где необходимы напутствие или консультация компетентного человека.

Состояние дефицитарности разработки теоретических и методологических основ педагогической культуры куратора студенческой группы требует пояснения ряда связанных с ней понятий. Во-первых, педагогическая культура шире, чем сконструированная педагогическая практика, которая является лишь парциальным сегментом в кругу обстоятельств, обусловливающих ментальные характеристики человека. Педагогическая деятельность в любой ее вариации входит в педагогическую культуру [17; 20]. Отсюда основным системообразующим элементом педагогической культуры, в том числе и куратора студенческой группы, выступает педагогическая деятельность.

Во-вторых, «по своему содержанию понятия „профессиональная культура" и „педагогическое мастерство" уже понятия „педагогическая культура". Культура, будучи явлением более высокого ряда, включает в себя как профессионализм (когда ты работаешь хорошо, но так,

как тебя научили), так и мастерство (это то, чему ты в результате научился сам)» [20].

В-третьих, педагогическую культуру куратора вузовской группы студентов можно рассматривать как «функционально составляющую профессионально-педагогической культуры специалиста, так как все ее составляющие „пронизаны" его рефлексивной деятельностью — умение общаться, адекватно оценивать себя, планировать и контролировать свою деятельность и многое др. Она качественно характеризует не только работу преподавателя-воспитателя, но и тип педагогического воздействия определенных общностей, к примеру, трудовой или учебный коллектив. С одной стороны, она представляет собой часть общей культуры, как общества в целом, так и каждого отдельного человека, ибо в той или иной мере присуща практически каждому. Вместе с тем, это культура преподавателя, как представителя конкретной профессиональной группы, которую невозможно ограничить привычными рамками профессиональной культуры» [5, с. 19].

Кроме того, профессионально-педагогическая и педагогическая культура куратора студенческой группы тесно взаимосвязаны. «Они соотносятся через призму категориального ряда: общее, особенное, отдельное, единичное. На первом уровне анализа педагогическая культура куратора студенческой группы рассматривается во взаимосвязи ее философско-антропологических и общесоциологических параметров, как сложно дифференцированная целостность; на втором, как функциональный элемент профессионально-педагогической культуры; на третьем, как форма самодетерминации куратора студенческой группы, раскрывающая особенности педагогической деятельности; на четвертом, как форма профессионального творчества и инноваций» [5, с. 20].

На основании этого можно полагать, что педагогическая культура куратора есть проектирование общей и профессиональной культуры личности преподавателя в сферу воспитательной работы [21]. Ее структура смоделирована на основе гармоничности ценностно-смыслового, творческого, технологического компонентов.

Структура педагогической культуры куратора студенческой группы. Ценностно-смысловой компонент. Выделяя смыслопоисковый характер деятельности куратора, мы руководствуемся позицией В. Франкла, что ценности играют роль смыслов человеческой жизни [22]. В поисках выхода из многообразия разноплановых ситуаций куратор студенческой группы выходит на осмысление традиционных педагогических проблем. Доминирующим смыслом в данном контексте становится гармоническое единство общественных и личностных ценностей в их бинарном сопряжении; духовно-нравственных, которые необходимо укреплять и культивировать; профессиональных, направленных на соблюдение разумных интересов и прав студента, пассионарности, корпоративной этики, доброжелательности и др. К тому же ценности могут рассматриваться в качестве педагогических ориентиров для кураторов, с которыми они соотносят свою деятельность и актуализируют лишь их профессионально значимую часть.

Творческий компонент. Воплощение ценностей куратора проявляется в его деятельности, которая по сути выступает творческой, ибо в воспитательной работе ему приходится решать массу проблем и играть при этом самые различные профессиональные роли. Учитывая многоаспектный характер его деятельности, творчество может выражаться в различных субстанциях: как вид и определенное качество деятельности, как форма самореализации личности и как способ измерения ее культурного потенциала, педалируя тем самым инте-гративный характер педагогический культуры куратора студенческой группы. Общеизвестно, что творчество предполагает наличие комплекса общих творческих качеств, характеризующих любую творческую личность, независимо от рода ее деятельности. «Для творческой деятельности куратора существенны как общие, так и специальные педагогические способности и качества личности, специфические черты, которые условно можно свести к четырем интегральным характеристикам: направленности, эрудиции, способностям и умениям, чертам характера» [23, с. 56].

Технологический компонент. В воспитательной работе со студентами куратор использует средства, методы и методики практической педагогической деятельности, которая априори технологична.

Рамочный анализ воспитательной работы допускает анализировать технологический компонент педагогической культуры куратора студенческой группы на основе двух интегрирующих подходов: технологического (алгоритмического) и творческого. Первый, опираясь на ориентировочную функцию, позволяет выстроить его деятельность в логической последовательности в процессе решения многообразных воспитательных задач, своевременно использовать спектр наиболее типичных методов и способов деятельности. Второй помогает разрешать нетипичные воспитательные и житейские проблемы и ситуации, доминирующие в деятельности куратора студенческой группы, ибо алгоритмизируемые шаги в творческом деянии играют роль пропедевтических звеньев творческого осмысления и способа закрепления, освоения, интерпретации его результатов. На этом основании можно вести речь о технологической подготовке творческого решения, о дискурсивных способах его осознания и проверке.

Однако в целом содержание педагогической культуры куратора студенческих групп как интегративного образования «определяется ее функциями, поскольку они есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей, которые выступают как форма и способ проявления творческой активности системы, оказывая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей» [24, с. 67].

Вышеуказанные компоненты наполняют смыслом цели, содержание, процесс, результат высшего образования, задавая обновленные ценностные основания формированию педагогической культуры куратора.

Функции педагогической культуры куратора. Принимая во внимание указанные особенности, опи-

раясь на изыскания ученых белгородской, московской и казанской научных школ, собственные исследования по обозначенной проблеме, выделим ключевые функции педагогической культуры куратора студенческой группы: диагностическую, гуманистическую, коммуникативную, рефлексивную, нормативно-правовую.

Нередко диагностическая функция остается вне поля зрения кураторов. Между тем она выступает пусковым механизмом, позволяющим выстраивать воспитательную работу, ставить комплексный диагноз на основе единства целей и задач, выявлять жизненные приоритеты и проблемы студента, круг его общения, позитивные и негативные влияния. Ее технологическая цепочка включает в себя процедуры констатации фактов, их переработку, выдвижение рабочей гипотезы, сбор комплиментарной информации, проверку первоначальной гипотезы, повторение последовательности действий при ее недостоверности. Специфика диагностической функции содержится в ее сопряженном характере, коллаборативном познании внутреннего мира субъекта и наполнении его человечными смыслами.

Гуманистическая функция педагогической культуры, утверждая в воспитательном процессе ценности студенческой молодежи, предоставляет возможность для взаимопомощи и паритетности в совместных действиях, объединяет между собой процессы социализации и индивидуализации личности. Правила социальной действительности становятся личностными качествами в процессе профессиональной деятельности и общения, обретения опыта общественных отношений. Гуманистическая направленность деятельности куратора, материализуясь в нравственно-социальных, профессиональных качествах личности студентов создает условия для становления и формирования персонального профессионального «Я», т. е. социализации. Данная функция содействует развитию нравственной и гуманитарной культуры личности куратора, а их интеграция характеризует готовность поступать сообразно с нравственными принципами и ценностями [25, с. 110].

Коммуникативная функция в деятельности куратора студенческой группы позиционирует его ключевую потребность постоянного взаимодействия и обмена информацией между участниками педагогического процесса в вузе. Она способствует выработке продуктивных способов и правил коммуникации, соответствующих требованиям профессиональной этики, конкретной ситуации, целям совместной деятельности. «Коммуникационные мотивы куратора определяются целями воспитательной работы, уровнем его компетентности, готовности и предрасположенности к коллегиальной деятельности. Их персоналистический характер определяется общей и профессиональной культурой педагога, а коммуникативная активность обусловлена интеллектуальными, психологическими, возрастными и другими особенностями» [13, с. 45].

Например, общение кураторов со студентами во внеучебное время разнится от учебного, зависит от квалификации, направленности профессиональной

деятельности, опыта педагогической работы и т. д. Особенно ярко это несходство проявляется в ведомственных вузах. Проведенное нами пилотажное исследование на базе Краснодарского университета МВД России и его филиалов в 2013-2015 гг. позволило обозначить стили деятельности преподавателей-кураторов. В отличие от стилей деятельности их гражданских коллег, они в меньшей степени обусловлены типологией нервной системы и способностью к импровизации, а в наибольшей мере от центрации: фасилитатор (ориентация на личность), технолог (на процесс), куратор-социолог (в зависимости от степени влияния социальной обстановки), исполнитель-бюрократ (ориентация на циркуляры и нормативные документы).

Рефлексивная функция заключается, прежде всего, в получении нового знания, необходимого куратору для программирования и проектирования собственной деятельности, а также способности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать и анализировать собственные действия и действия партнеров. Она также выражается в умении педагогически мыслить и реализуется через умение куратора расчленять педагогические явления на составляющие элементы, осознавать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами, грамотно диагностировать педагогические явления.

Нормативно-правовая функция педагогической культуры куратора студенческой группы исходит из установленных нормативных требований, обеспечивая синергизм и достижимость коллегиальных целей между участниками воспитательного процесса. Отражая опыт профессиональной группы и общества, педагогические нормы оптимизируют духовную атмосферу в коллективе, укрепляют структуру его связей и отношений, направляют куратора на выбор приемлемых способов деятельности, утверждая жизненные и профессиональной идеалы и приоритеты. Являясь субъектом различных правовых отношений, куратор студенческой группы выстраивает их по принципу паритетности и неукоснительных правовых корпоративных требований. Между тем чрезмерное нормирование его деятельности может привести к ограничению творческости, одноликости использования воспитательного инструментария и свидетельствовать о низком уровне педагогической культуры, проявляющейся в лимитированной социальной активности и отстранении от инновационных исследований [25].

Таким образом, выделенные и обоснованные компоненты и функции педагогической культуры находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную, динамическую систему педагогической культуры куратора студенческой группы.

Выводы

1. Педагогическую культуру куратора студенческой группы мы рассматриваем как интегральное образование, конгруэнтное культуре педагога, проявляющееся

в специфике его воспитательной работы в высшей школе, служащее решению педагогических задач различных уровней сложности, опирающееся на гармоническое единство общественных и личностных ценностей в их бинарном сопряжении, восприимчивости к творчеству и отражающее тем самым гуманитарное мышление куратора (наставника).

2. Содержание ценностно-смыслового компонента педагогической культуры куратора основывается на уникальности личности современного студенчества, признании его потребностей, вовлечении его в деятельный воспитательный процесс, на развитии толерантности, эмпатии и т. д., а его специфика заключается в диадиче-ском соединении персональных и общественных ценностей, которые пересматриваются сообразно условиям социокультурной жизни.

3. Специфика творческого компонента педагогической культуры куратора видится в характере изучения проблем студенчества в очевидном общественно-воспитательном контексте; его умениях предвосхищать дилеммы обучающихся, распределяя их по степени приоритетности; проигрывании всевозможных модификаций субъект-субъектной интерактивности; развитии общей культуры, интегративных компетенций, направленных на разрешение противоречий, связанных с самореализацией личности.

4. Содержание технологического компонента включает в себя знание специфики и структуры педагогической технологии; ее типов, видов, форм, средств и приемов организации и реализации деятельности; умение их выбирать, модифицировать и осуществлять в зависимости от духовных потребностей личности, прогнозировать последствия и результаты в зависимости от складывающихся в обществе отношений; владение умениями проектировать педагогическое явление и процесс его качественного изменения, понимать, вчувствоваться, переживать конкретную воспитательную или жизненную ситуацию.

5. Действуя в системе компонентов, диагностическая, гуманистическая, коммуникативная, рефлексивная, нормативно-правовая функции определяют ее содержание, выступая как форма и способ проявления творческой активности системы.

Перспективы. Дальнейшее исследование педагогической культуры куратора студенческих групп нуждается в пополнении ее структуры инновационным компонентом, поскольку, внося свою лепту в разрешение противоречивых задач, наставник (куратор) оперирует компетенциями и опытом творчества в их органичной целостности, привнося в педагогическую деятельность новации, отвечающие релевантным запросам личности и общества, которые в данном предметном виде еще не были представлены. Создание же модели педагогической культуры куратора позволит более целостно спрогнозировать процедуру ее дальнейшего развития.

Список литературы

1. Макарова В. Н. Воспитательный процесс в современном вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2015. № 2(65). С. 280-285.

2. Васильева Л. М. Реализация процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы в условиях колледжа : методические рекомендации. Ставрополь, 2004. 48 с.

3. Башкирова О. А. Роль куратора в адаптации первокурсников в вузе // Омские социально-гуманитарные чтения — 2016 : мат-лы IX междунар. науч-практ. конф. Омск, 2016. С. 145-149.

4. Ерошенкова Е. И. Роль куратора в современном вузе // Современный куратор: наставник или партнер? Из опыта работы кураторов студенческих групп : науч.-метод. пособие. Белгород, 2007. С. 30-34.

5. Шмачилина-Цибенко С. В. Проектирование процесса формирования исследовательской культуры социального педагога : монография. Краснодар, 2011. 274 с.

6. Бугаева Т. П. Теоретическое обоснование кураторской деятельности как системообразующей в воспитательной системе вуза // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 4. С. 149-158.

7. Гришаев О. В. Профессиональная роль куратора // Аккредитация в образовании. 2009. № 32. С. 72-74.

8. Давыдова А. И. Моделирование управленческой деятельности куратора учебной группы // Среднее профессиональное образование. 2008. № 7. С. 33-35.

9. Кролевецкая Е. Н. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2006. № 7. С. 11-13.

10. Куриленко Т. М. Научные основы работы куратора академической группы. Минск, 1982. С. 24-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Шаповалова И. С. Основы кураторской деятельности : учебное пособие для кураторов студенческих групп. Белгород, 2004. 74 с.

12. Ерошенков Н. В. Наставничество как форма тьюторского сопровождения профессионально-нравственной подготовки курсантов // Тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза : мат-лы всерос. Интернет-семинара / отв. ред. И. Ф. Исаев, В. Н. Кормакова. Белгород, 2013. С. 123-127.

13. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И., Кролевецкая Е. Н. Педагогика высшей школы: кураторство студенческой группы : учебное пособие для вузов. М., 2020. 365 с. // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: http://biblio-online.ru/bcode/454294 (дата обращения: 09.10.2020).

14. Blackburn J. Individualizing Curriculum and Instruction. The High School Journal. 1976. Vol. 60, No 3. P. 108.

15. Ehly S. W. Peer tutoring for individualized instruction. Boston, 1980. 167 p.

16. Jenkins J. Making Peer Tutoring Work. Educational Leadership. 1987. № 44. Pp. 64-68.

17. Беляева Л. А., Беляева М. А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель // Вестник культуры и искусств. 2013. № 1(33). С. 68-74.

18. Бенин В. Л. Педагогическая культурология : курс лекций. Уфа, 2004. 515 с.

19. Бондаревская Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999. № 3. С. 37-43.

20. Видт И. Е. Культурологические основы образования. Тюмень, 2002. 164 с.

21. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учебное пособие. М., 2004. 208 с.

22. Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. / пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. М., 1990. 368 с.

23. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога : учебное пособие. М., 2010. 173 с.

24. Холостова Е. И. Технологии социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. М., 1997. Т. 2. 347 с.

25. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Структурно-содержательные аспекты педагогической культуры куратора студенческой группы // Вестник Владимирского государственного университета. 2014. № 19(38). С. 108-113.

Поступила 20.11.2020; одобрена после рецензирования 20.12.2020; принята к публикации 30.03.2021.

Scientific and Theoretical Article

UDC 378.1 © S. V. Shmachilina-Tsibenko, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-203-210

5.8.1 General Pedagogy, History of Pedagogy and Education

Integrative Essence of the Pedagogical Culture of the Student Group's Supervisor

Svetlana V. Shmachilina-Tsibenko \

Doctor of Sciences (in Pedagogy), professor at the chair of Pedagogy, Psychology and Social Work ORCID: 0000-0003-1450-5571. Е-mail: shmachilinacibenko@mail.ru 1 Omsk Humanitarian Academy, 2 А, Chelyuskintsev st., Omsk, 644105, Russia

Abstract

Introduction. In the context of socio-cultural instability, value deformation, difficulties in designing the educational process in higher education, formal initiative of University public associations and an increase in the number of "vulnerable" groups of students, there arises a problem not only of the proficiency of student groups' supervisor but also the formation of their pedagogical culture as specialists directly and indirectly influencing the cultural identity of the student. Materials and Methods. The research is based on anthropological, culturological and integrative approaches. Results and Discussion. Using the methods of logical, framework analysis, analog modeling the author described the integrative essence of the pedagogical culture of the supervisor of the university student group, substantiated the content unity and specifics of its components (value-semantic, creative, technological), the fundamental func-

tions (diagnostic, humanistic, communicative, reflexive, normative-legal) determining the crucial content of the supervisor's pedagogical culture. Conclusions. The pedagogical culture of the supervisor of the university students' group as an integral entity is manifested in the specifics of his educational work, serves as a combined solution of pedagogical problems of various levels of complexity, it is based on the binary consolidation of social and personal values, perceptiveness to creativity and technological readiness.

Keywords: pedagogical culture; the student group's supervisor; components of pedagogical culture;

functions of pedagogical culture.

Citation: Shmachilina-Tsibenko S. V. Integrative Essence of the Pedagogical Culture of the Student Group's Supervisor. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 2(85). Pp. 203-210 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-203-210

References

1. Makarova V. N. Educational Process in a Modern University. Scientific Notes of Orel State University. 2015. No. 2(65). Pp. 280-285. (In Russ.)

2. Vasilieva L. M. Implementation of the Process of Professional Development of the Student Group Supervisor in the Colleges. Methodological recommendations. Stavropol, 2004. 48 p. (In Russ.)

3. Bashkirova O. A. The role of the Supervisor in Adaptation of University First-Year Students. Omsk Social and Humanitarian Readings-2016. Materials of the 9th International Scientific and Practical Conference. Omsk, 2016. Pp. 145-149. (In Russ.)

4. Eroshenkova E. I. The role of the Supervisor in a modern University. Modern Supervisor: Mentor or Partner? From the Experience of student groups' Supervisors. Belgorod, 2007. Pp. 30-34. (In Russ.)

5. Shmachilina-Tsybenko S. V. Designing the Process of Forming the Research Culture of a Social Pedagogue. Monograph. Krasnodar, 2011. 274 p. (In Russ.)

6. Bugaeva T. P. Theoretical Grounds of Supervisor's Activity as System-Forming in University Educational System. Siberian Pedagogical Journal. 2009. No. 4. Pp. 149-158. (In Russ.)

7. Grishaev O. V. Supervisor's Professional Role. Educational Accreditation. 2009. July (No. 32). Pp. 72-74. (In Russ.)

8. Davydova A. I. Modeling of Management Activity of student group Supervisor. Secondary Professional Education. 2008. No. 7. Pp. 33-35. (In Russ.)

9. Krolevetskaya E. N. On the problem of Subject-to-Subject Relations between the Supervisor and the student group. Alma Mater. Bulletin of the Higher School. 2006. No. 7. Pp. 11-13. (In Russ.)

10. Kurilenko T. M. Scientific Bases of the Work of the student group's Supervisor. Minsk, 1982. Pp. 24-26.

11. Shapovalova I. S. Fundamentals of Supervisor's Activity. Textbook for student groups' Supervisors. Belgorod, 2004. 74 p. (In Russ.)

12. Eroshenkov N. V. Mentoring as a Form of Tutor Support for Cadets' Professional and Moral Training. Tutor support of educational and professional self-realization of a future specialist in the educational environment of the University. Materials of the All-Russian Internet seminar. Ed. by I. F. Isaev, V. N. Kormakov. Belgorod, 2013. Pp. 123-127. (In Russ.)

13. Isaev I. F., Eroshenkova E. I., Krolevetskaya E. N. Pedagogy of Higher School: Supervision over the student group. Textbook for Universities. Moscow, 2020. 365 p. [Electronic resource] http://urait.ru URL: http://biblio-online.ru/bcode/454294 (accessed: 09.10.2020). (In Russ.)

14. Blackburn J. Individualizing Curriculum and Instruction. The High School Journal. Vol. 60. No. 3. Pp. 108.

15. Ehly S. W. Peer tutoring for individualized instruction. Boston, MA: Allyn and Bacon, 1980. 167 p.

16. Jenkins J. Making Peer Tutoring Work. Educational Leadership. 1987. No. 44. Pp. 64-68.

17. Belyaeva L. A., Belyaeva M. A. Socio-Cultural Activity: Structural and Functional Model. Bulletin of Culture and Arts. 2013. No. 1(33). Pp. 68-74. (In Russ.)

18. Benin V. L. Pedagogical Cultural Studies. Lectures. Ufa, 2004. 515 p. (In Russ.)

19. Bondarevskaya E. V. Pedagogical Culture as a Social and Personal Value. Pedagogy. 1999. No. 3. Pp. 37-43 (In Russ.)

20. Vidt I. E. Cultural Foundations of Education. Tyumen, 2002. 164 p. (In Russ.)

21. Isaev I. F. A Teacher's Professional and Pedagogical Culture. Textbook. Moscow, 2004. 208 p. (In Russ.)

22. Frankl V. Man in Search of Meaning. Transl. from English and German by D. A. Leontiev, M. P. Papush, E. V. Eidman. Moscow, 1990. 368 p. (In Russ.)

23. Zagvyazinsky V. I. A Teacher's Research Activity. Moscow, 2010. 173 p. (In Russ.)

24. Kholostova E. I. Technologies of Social Work. Russian Encyclopedia of Social Work. Vol. 2. Moscow, 1997. 347 p. (In Russ.)

25. Isaev I. F., Eroshenkova E. I. Structural and Content Aspects of Pedagogical Culture of the Supervisor of the student group. Bulletin of Vladimir State University. 2014. No. 19(38). Pp. 108-113. (In Russ.)

Submitted: 20.11.2020; approved after reviewing: 20.12.2020; accepted for publication: 30.03.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.