УДК 37.011.33
В. И. Королькова
Воспитательная работа и профессиональное становление выпускника колледжа
В статье автор доказывает взаимосвязь между общественной активностью студента и его дальнейшей успешностью в профессиональной деятельности. Потребность в данном виде исследования возникла в связи с ростом требований работодателей к своим будущим работникам. Эти требования представляют собой наличие профессиональных знаний и умний, способность и направленность специалиста на повышение профессионального уровня в соответствии с развитием технологий и новых стандартов качества, наличие общей культуры, воспитанности, коммуникабельности, инициативности. Поэтому одним из значимых аспектов реформирования системы профессионального образования в колледжах является совершенствование воспитательного процесса, который является неотъемлемой частью подготовки студента. Представленные в статье материалы содержат результаты многолетнего научного исследования профессионального становления выпускников Шуйского филиала Ивановского промышленно-экономического колледжа и демонстрируют положительную корреляцию общественной активности студента в колледже и его успешности в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: система профессионального образования, студент, колледж, воспитательная работа, профессиональная деятельность, профессиональное становление личности, молодой специалист, критерии, общественная активность, профессиональная успешность.
V. I. Korolkova
Educational Work and the College Graduate's Professional Development
In the article the author proves the relationship between the public activity of the student and his further success in professional activities. The need for this study arose in connection with the growing requirements of employers to their future workers. These requirements were the availability of professional knowledge and skills, ability and orientation of the specialist to skill the professional level in accordance with the advancement of technology and new quality standards, common culture, good breeding, sociability, initiative. Therefore, one of the most important aspects of reforming the system of professional education in colleges is the improvement of the educational process, which is an integral part of the student's training. The following materials contain the results of many years research of professional formation of graduates of the Shuya branch of Ivanovo industrial and economic College and demonstrate a positive correlation of the student's social activity in the College and his success in professional activities.
Keywords: the system of professional education, student, college, educational work, professional activity, professional development of the individual, young professional, criteria, social activity, professional success.
Профессиональная деятельность - неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера человека, зависит не только удовлетворенность личности собственной жизнью, но и ее профессиональное и личностное развитие, а в конечном счете - благосостояние и стабильность государства.
Создание современной, эффективной системы профессионального образования, способной удовлетворять потребностям Российской экономики, является важной перспективной задачей развития нашего государства. Квалификация выпускников колледжей должна соответствовать требованиям современной экономики, мировым стандартам и отвечать потребностям работодателей. В соответствии с современными директивами президента и правительства проводится целенаправленная работа по сосредоточению ресурсов биз-
неса, государства, образовательной сферы на развитии системы среднего профессионального образования. В качестве критериев качества образования в колледжах должны выступать не только оценки в приложении к диплому выпускника, но и результаты региональных и отраслевых команд в турнирах профессионального мастерства, в международных мероприятиях типа WorldSkills.
Современное состояние экономики в России закономерно вызывает конкуренцию на рынке труда, требует мобильности производственных отношений. В настоящее время работодатели предъявляют высокие требования к своим будущим работникам. Эти требования представляют собой не только профессиональные знания и умения, но и способность и направленность специалиста на повышение профессионального уровня в соответствии с развитием технологий
© Королькова В. И., 2017
и новых стандартов качества. Наряду с этим, важными требованиями работодателей, предъявляемыми специалисту, являются наличие общей культуры, воспитанности, коммуникабельности, инициативности. Поэтому одним из значимых аспектов реформирования системы профессионального образования в колледжах является совершенствование воспитательного процесса -неотъемлемой части подготовки студента.
Различные аспекты проблемы организации воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях среднего звена начали разрабатываться в отечественной педагогике еще с 60-х гг. XX в. Работы Н. И. Макиенко, С. Л. Батышева, Н. Н. Дьяченко, В. С. Безруковой содержат в себе наиболее общие вопросы, связанные с определением значения воспитания в процессе образования колледжей. В работах
B. И. Байденко, А. Л. Коломенской, П. Ф. Анисимова, Н. А. Моревой,
C. Л. Батышева, Л. Т. Семушиной, А. Г. Казаковой раскрыты различные аспекты особенностей организации воспитательной работы в современных колледжах. Наиболее актуальными в настоящее время можно считать исследования, посвященные различным аспектам подготовки будущих специалистов в колледжах к работе в условиях рынка труда: формированию их конкурентоспособности, профессиональной устойчивости, предприимчивости и инициативности. В современных педагогических исследованиях уделяется большое внимание осмыслению содержания и поиску новых форм воспитательной работы с обучающимися колледжей. Так, Н. В. Адаева обращает внимание на вопросы патриотического воспитания [1], Л. А. Барановская - большое значение придает вопросам формирования социальной ответственности [2], Ф. И. Рахматуллаева занимается проблемами воспитания толерантности студентов в учреждениях профессионального образования
[3].
Целью нашего исследования является поиск путей совершенствования воспитательной работы в колледже с целью обеспечения профессионального становления будущего молодого специалиста. Под профессиональным становлением личности мы будем понимать процесс превращения индивида, в нашем случае студента колледжа, в специалиста, способного не только результативно выполнять профессиональные обязанности, но и оказывать активное влияние на развитие профессиональной деятельности
и профессиональной общности в сообществе коллег.
Проведенное нами многолетнее исследование профессионального становления выпускников Шуйского филиала Ивановского промышленно-экономического колледжа продемонстрировало положительную корреляцию общественной активности студента в колледже и его успешности в профессиональной деятельности: карьерный рост, материальная обеспеченность, ориентация на повышение профессионального
и образовательного уровня, уважение
и признание коллег в трудовом коллективе.
Для проведения исследования нами использовались такие методы, как анкетирование студентов; наблюдение и анализ их образовательной и общественной деятельности; экспертная оценка преподавателей колледжа и руководителей на производстве; мониторинг трудовой деятельности выпускника колледжа; анкетирование бывших выпускников через 3 года после окончания колледжа. Нам было важно оценить, как влияет то или иное направление воспитательной работы в колледже, общественная активность студента на его профессиональное становление.
В качестве критериев общественной активности студентов нами выбраны следующие:
— авторитет и уважение среди однокурсников (ОА1);
— участие в культурно-массовых мероприятиях (ОА2);
— участие в студенческом самоуправлении (ОА3);
— сформированность ценностных ориентаций (ОА4);
— проявление инициативности (ОА5);
— наличие грамот и благодарностей (ОА6);
— отзывы преподавателей о студенте (ОА7).
В качестве критериев успешного профессионального становления молодого специалиста нами выбрано следующее:
— востребованность на рынке труда (ПС1);
— наличие постоянной работы (ПС2);
— удовлетворенность своей работой (ПС3);
— финансовая стабильность и доходность (ПС4);
— желание повысить профессиональный уровень (ПС5);
— перспективы карьерного роста (ПС6);
— уважение и признание в трудовом коллективе (ПС7).
Для каждого критерия нами была разработана система оценок по трехбалльной шкале: 0 - от-
сутствие признака; 1 - слабая выраженность признака; 2 - сильная выраженность признака. Для каждого критерия были выбраны соответствующие методы исследования. Так, «Авторитет и уважение среди однокурсников», «Сформиро-ванность ценностных ориентацию», «Желание повысить свой профессиональный уровень» и «Удовлетворенность своей работой» изучались с помощью анкетирования. «Наличие постоянной работы» и «Финансовая стабильность и доходность» измерялись посредством изучения документации из официальных источников о трудоустройстве или записей в трудовой книжке. «Авторитет и уважение среди однокурсников» и «Уважение и признание в трудовом коллективе» оценивались с помощью социометрии. Данные о «Востребованности на рынке труда» и «Перспективах карьерного роста» были нами получены из беседы с работодателями. Информацию об «Участии студента в культурно-массовых мероприятиях» и «Участии студента в студенческом самоуправлении» предоставляли
В исследовании участвовали 112 человек.
Относительно функции распределения результатов экспериментального исследования по критерию «хи-квадрат» на уровне значимости (0,05) была принята гипотеза о существенной связи уровней общественной активности студента и профессионального становления молодого специалиста.
Общественная активность студента - это, как правило, результат целенаправленной и планомерной воспитательной работы, организованной в колледже. В Шуйском филиале Ивановского промышленно-экономического колледжа большое внимание уделяется развитию качеств личности, необходимых для успешного профессионального становления молодого специалиста. Организация воспитательной работы основывается на анализе накопленного опыта, как в рамках учреждения, так и в системе профессионального образования России. В колледже организована работа по выявлению творческого потенциала студентов, сформированности их ценностных ориентаций, интересов, представле-
педагог-организатор и председатель Студенческого совета. «Наличие грамот и благодарностей» изучалось на основе предоставленной студентами объективной информации. «Сформированность ценностных ориента-ций» и оценка «Отзывов преподавателей о студенте» подсчитывались на основе экспертной оценки преподавателей колледжа, руководителей групп и администрации колледжа.
Исследование процесса профессионального становления специалиста проводилось на протяжении всех трех лет обучения в колледже и первых трех лет его профессиональной деятельности. Для обработки информации данные заносились в таблицу. Максимальное значение общественной активности (ОА) студента в колледже могло достигать 21 балла, как и максимальное значение профессионального становления специалиста (ПС). Данные для последующей статистической обработки заносились в таблицу (см. Табл. 1).
Таблица 1
ний о выбранной специальности; организовано планомерное проведение психолого-
педагогической диагностики личности студентов и выявление их социально значимых ориентиров с целью определения содержания и выбора наиболее результативных форм и методов организации воспитательной работы.
Библиографический список
1. Адаева, Н. В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Адаева Наталья Валерьевна ; [Место защиты: ФГБОУ ВПО Орловский государственный университет]. - Тверь, 2014. - 269 с.
2. Барановская, Л. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Барановская Лариса Альбертовна; [Место защиты: ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»]. - Чита, 2012. - 425 с.
3. Рахматуллаева, Ф. И. Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рахматуллаева Фи-
Общественная активность студента и профессиональное становление молодого специалиста
№ ОА1 ОА2 ОА3 ОА4 ОА5 ОА6 ОА7 Итог ПС1 ПС2 ПС3 ПС4 ПС5 ПС6 ПС7 Итог
ОА ПС
1 1 1 1 1 1 2 2 9 2 2 2 2 1 1 1 11
2 2 2 2 1 2 1 1 11 2 2 2 2 2 2 1 13
3 2 2 2 2 1 1 2 12 2 2 2 2 2 2 2 14
руза Ибрагимовна ; [Место защиты: Таджикский государственный институт языков имени Сотима Улугзо-да]. - Душанбе, 2013. - 164 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Adaeva, N. V Patrioticheskoe vospitanie studentov tehnikuma sredstvami narodnoj pedagogiki [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Adaeva Natal'ja Valer'-evna ; [Mesto zashhity: FGBOU VPO Orlovskij gosudarstvennyj universitet]. - Tver', 2014. - 269 s.
2. Baranovskaja, L. A. Formirovanie social'noj otvetstvennosti studenta v sociokul'turnom
obrazovatel'nom prostranstve [Tekst] : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 / Baranovskaja Larisa Al'bertovna; [Mesto zashhity: FGBOU VPO «Sibirskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet»]. - Chita, 2012. - 425 s.
3. Rahmatullaeva, F. I. Vospitanie tolerantnosti studentov v processe vneauditornoj raboty [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Rahmatullaeva Firuza Ibragimovna ; [Mesto zashhity: Tadzhikskij gosudarstvennyj institut jazykov imeni Sotima Ulugzoda]. - Dushanbe, 2013. - 164 s.