ВЫПУСКНИК И РЫНОК ТРУДА
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА
Воспитательная педагогика А. С. Макаренко: архаизм или инновация?
Процессы, происходящие в современном российском образовании, являются последствием демонтажа советской системы образования, и в особенности ее воспитательной системы. Включение российского образования в общемировую образовательную систему создает большие трудности в ее адаптации к общемировым требованиям. Отсутствие новой общей идеологии и новые идеалы демократического общества не всегда удовлетворяют потребностям построения воспитательной системы, формирующей положительное отношение к труду и людям труда. Одним из столпов трудового воспитания в Советском Союзе была педагогика А. С. Макаренко.
ЛУЩИКОВ
Валерий Владимирович,
заведующий лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» Челябинского института развития профессионального образования
П
Воспитательная система А. С. Макаренко не давала педагогического брака.
опытки реанимировать учебно-производственные бригады в России на современном этапе пока не дали каких-то значительных результатов, но стоит отметить, что это движение с каждым годом все активнее заявляет о себе. Возможность заниматься производительным трудом и реализовывать производимую продукцию на рынке явилось стимулом к интенсификации производственной деятельности в образовательных учреждениях. Студенты, участвующие в производстве, имеют возможность зарабатывать свои деньги, что является дополнительным стимулом к активному участию в производственной работе.
Общеизвестно, воспитательная система А. С. Макаренко не давала педагогического брака. Очевидно, что сегодня копировать систему, выстроенную для социальной реабилитации малолетних уголовников и беспризорников времен 30-х годов прошлого столетия, педагогически нецелесообразно, но использовать элементы этой системы при организации образовательного производства на базе образовательных организаций, ориентируя его на выполнение воспитательных функций, можно и нужно.
Воспитание по-макаренковски сегодня
Что в этой связи в силах сделать образовательная организация? На этот вопрос могут однозначно ответить в лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» Челябинского института развития профессионального образования (ЧИР-ПО). Лаборатория была создана по инициативе министра образования и науки Челябинской области А. И. Кузнецова в январе 2012 года. Основной ее задачей является разработка и популяризация основ наследия А. С. Макаренко как воспитательной концепции педагогики, иссле-
дование современного состояния педагогической теории и практики в аспекте воспитания на основе продуктивно-трудовой деятельности; инициирование изучения и внедрения педагогического наследия А. С. Макаренко в педагогическую практику.
В непростых экономических реалиях сегодняшнего дня важна ориентация молодежи на реализацию своего интеллектуально-творческого потенциала в продуктивном труде. Воспитание хозяина своей судьбы, «человека дела» — это воспитание по-макаренковски сегодня. Здесь уместно мнение М. Шагинян: «Эра Макаренко началась... и заглохла. Ей принадлежит будущее. Сам народ поставит его методику в фундамент нового воспитания человека».
Для апробации механизмов внедрения элементов системы А. С. Макаренко в педагогическую практику на базе трех организаций среднего профессионального образования области в апреле 2012 года были организованы экспериментальные площадки, деятельность которых курирует лаборатория инновационной деятельности ПОО Челябинского ИРПО. На базах этих ПОО реализуются различные аспекты макаренковской педагогической теории. В Ар-гаяшском аграрном техникуме — по теме «Организация сельскохозяйственного производства как условие воспитания «Человека дела»: производственная деятельность интегрируется в образовательный процесс при активном участии студентов колледжа. В Миасском строительном техникуме — по теме «Организация самоуправления трудовой деятельностью студентов как средство формирования профессиональных компетенций по профессиям строительного профиля»: здесь работа организована с акцентом на развитие студенческого самоуправления трудовой деятельностью, студенты организуют структуру живого про-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА
ВЫПУСКНИК И РЫНОК ТРУДА
изводственного механизма, активно участвуют в самоуправлении и самостоятельно организуют производственный процесс. В Челябинском государственном многопрофильном колледже разрабатывается тема «Формирование компетенций предпринимательской деятельности у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля» — воспитательная работа ориентирована на становление компетенций предпринимательской деятельности: студенты самостоятельно реализуют элементы предпринимательства и включаются в эту деятельность как самостоятельные «игроки».
Стоит отметить, что далеко не всегда студентам удается реализовывать свою деятельность по-макаренковски, но грамотные и опытные наставники всегда могут помочь в трудную минуту.
Учебно-производственная среда
В данный момент в 29 из 49 профессиональных образовательных организациях (ПОО) Челябинской области организовано производство товаров и услуг. Это сельскохозяйственное производство, изготовление мебели и обработка древесины, сувенирной продукции, производство хлебобулочных и кондитерских изделий, пошив и изготовление одежды, ремонт электроприборов и авторемонт и многое другое. С целью их продвижения на рынке по рекомендации расширенного заседания лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» ЧИРПО был разработан интернет-ресурс «Товары и услуги в ПОО Челябинской области». Данный сайт предназначен для представления информации потенциальным потребителям о производимой в ПОО Челябинской области продукции и оказываемых услугах.
Зачастую производимая в ПОО продукция не имеет аналогов на рынке, как по ассортименту, так и по цене, более того, потенциальные покупатели могут заказать производимое изделие под индивидуальные потребности (размер, форма, цвет, содержание и т. д.). Низкая стоимость продукции обеспечивается тем, что немалую роль в производстве играют обучающиеся, а в качестве сырья используются остатки учебного производства. Высокое каче-
ство продукции обеспечивается постоянным контролем качества как со стороны мастеров, обеспечивающих производственный процесс, так и налаженным механизмом обратной связи между производителем и потребителем.
Производство в ПОО играет важную роль в системе производственного обучения и воспитания студентов. Общеизвестно, что при коммунах А. С. Макаренко организовывалось производство, и, более того, это производство являлось гордостью промышленности тогдашнего советского государства, производились высокоточные приборы, к примеру, фотоаппараты ФЭД. Характеризуя значимость работы по внедрению элементов педагогической системы А. С. Макаренко в педагогическую практику, можно отметить, что главный результат инновационной работы — воспитание у студентов умения работать в коллективе, подчинять личные интересы интересам коллектива, не теряя при этом своей индивидуальности и развивая инициативность и ответственность за общее дело.
***
В настоящее время осознана значимость педагогического наследия А. С. Макаренко. Анализируются и обобщаются мнения бывших коммунаров, которые смотрят на свою юность из настоящего времени, прожитой жизнью подтверждая эффективность воспитания в коллективе по принципам, предложенным А. С. Макаренко. Яркой иллюстрацией тому является выпущенная в издательском комплексе ЧИР-ПО книга видного макаренковеда-челябинца В. М. Опалихина «Воспитанники А. С. Макаренко. Иван Токарев». Данная книга продолжает работу содружества макаренковедов над проектом «Воспитанники А. С. Макаренко» и вносит вклад в популяризацию и распространение воспитательной системы, не дающей педагогического брака.
В экономических реалиях сегодняшнего дня важна ориентация молодежи на реализацию своего интеллектуально-творческого потенциала в продуктивном труде.
Зачастую производимая в ПОО продукция не имеет аналогов на рынке, как по ассортименту, так и по цене.
Дело А. С. Макаренко живет, и об этом можно судить по активности участников международного конкурса им. А. С. Макаренко, целью которого и является популяризация его педагогического наследия, обмен опытом в организации производства на базе образовательных организаций и многое другое. Большое внимание уделяется экономическим вопросам в организации образовательного производства: правильность делопроизводства, юридическая грамотность при оформлении бумаг и прочее. На конкурсе также заслушиваются социальные проекты.
В 2013 году XI Международный конкурс им. А. С. Макаренко, посвященный 125-летию великого педагога XX столетия, проходил в Подмосковье в доме отдыха «Колон-таево». В Конкурсе участвовало 14 команд (в том числе 5 команд представляли Челябинскую область, три из них
с социальными проектами). А в 2014 году на XII Международном конкурсе, проходившем в Краснодарском крае на базе ВДЦ «Орленок», к участию прибыло уже 20 команд финалистов отборочного заочного тура из различных регионов страны (в том числе 3 команды представляли Челябинскую область). С каждым годом все больше образовательных организаций изъявляют желание участвовать в конкурсе. Традиционно представители Челябинской области выступают, представляя вниманию конкурсантов, проекты своей учебно-производственной работы, с социальным проектами выступают школы Челябинской области. Образовательное производство играет немаловажную роль в организационной структуре профессиональных образовательных организаций Челябинской области.