2023
УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ
Russian Journal of Criminal Law
№ 22
Научная статья
УДК 343.8 10.17223/23088451/22/12
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ГРУППОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Константин Викторович Каретников1
1 Кузбасский институт ФСИНРоссии, Новокузнецк, Россия, [email protected]
Аннотация. Приведен ретроспективный обзор деятельности воспитательных колоний в качестве субъектов профилактики групповых правонарушений осужденных. Анализируются данные ведомственной статистики, фиксируется низкая проработка на законодательном уровне профилактических функций воспитательных колоний, что сказывается на недостатках в этой сфере. В статье акцентируется внимание на становлении воспитательных колоний в качестве субъектов профилактической деятельности. Дается характеристика этапов становления и развития пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей. Автором предлагается повышение качества профилактики посредством формирования алгоритмов реализации форм профилактического воздействия. Целью статьи является установление роли воспитательных колоний в системе субъектов профилактики групповых правонарушений осужденных на разных этапах развития учреждений уголовно-исполнительной системы, а также оценка системы применяемых ими профилактических мер с целью выработки предложений по их совершенствованию.
Ключевые слова: воспитательная колония, профилактика, осужденные, правонарушения, субъекты профилактики
Для цитирования: Каретников К.В. Воспитательная колония как субъект профилактики групповых правонарушений осужденных: ретроспективный анализ // Уголовная юстиция. 2023. № 22. С. 72-76. (М: 10.17223/23088451/22/12
Original article
doi: 10.17223/23088451/22/12
EDUCATIVE COLONY AS A SUBJECT OF CONVICTS' GROUP OFFENSE PREVENTION:
A RETROSPECTIVE ANALYSIS
Konstantin V. Karetnikov1
1 Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Novokuznetsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article provides a retrospective review of the activities of educative colonies as subjects of prevention of group offenses by convicts. The data of departmental statistics are analyzed, and the low level of elaboration of the preventive functions of educative colonies at the legislative level is observed, which creates the shortcomings in this area. The article focuses on the formation of educative colonies as subjects of preventive activities through the analysis of legal documents regulating the shaping of institutions for the detention of juvenile offenders in Russia. The characteristics of the stages of formation and development of penitentiary institutions for juvenile offenders are given. The author proposes to improve the quality of prevention through the formation of algorithms for the implementation of forms of preventive intervention. The aim of the article is to establish the role of educative colonies in the system of subjects for the prevention of group offenses of convicts at different stages of development of institutions of the penal system and the system of preventive measures they use in order to develop proposals for their improvement. Today, to improve the preventive activities of educative colonies, it seems advisable at the level of departmental legislation to develop algorithms for the implementation of forms of preventive influence provided by federal legislation. This will make it possible to make the activities of penal correction system employees more practice-oriented and to outline directions for improving the existing system for the prevention of juvenile delinquency.
Keywords: educative colony, prevention, convicts, offenses, subjects of prevention
For citation: Karetnikov, K.V. (2023) Educative colony as a subject of convicts' group offense prevention: A retrospective analysis. Ugolovnaya yustitsiya - Russian Journal of Criminal Law. 22. рр. 72-76. (In Russian). doi: 10.17223/23088451/22/12
Наличие в настоящее время в системе видов исправительных учреждений (далее - ИУ) воспитательных колоний (далее - ВК) свидетельствует об актуальности
и значимости реализации наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних. Процесс гуманизации ювенальной уголовной политики, с одной сто-
© Каретников К.В., 2023
роны, привел к уменьшению количества ВК и осужденных, содержащихся в них. Но есть и иная сторона этого вопроса - ежегодно фиксируется увеличение в ВК доли осужденных, имеющих криминальный опыт. Отмеченная категория подростков является наиболее опасной, а ее сосредоточение в условиях мест лишения свободы несет в себе дополнительные отрицательные последствия [1. С. 69-73; 2. С. 135-136]. Кроме того, стоит учитывать отмечаемые учеными негативные тенденции относительно правопорядка в ИУ [3. С. 7-10]. Противоправные и деструктивные действия со стороны осужденных, как правило, имеющие демонстративно-шантажную форму выражения, требуют выработки комплекса превентивных мер, а также вовлечения в такую деятельность иных субъектов профилактики, помимо структурных подразделений ВК. Роль же самой ВК в сфере предупреждения пенитенциарных правонарушений весьма многозначна, она из года в год приобретает все большую востребованность. В этой связи рассмотрим подробнее процесс формирования указанного направления деятельности с криминологической точки зрения и определим позицию учреждений, предназначенных для содержания несовершеннолетних правонарушителей.
Целью исследования является характеристика процесса развития системы учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, а также установление их места в системе субъектов предупредительного воздействия.
Для характеристики этапов возникновения, становления и развития современных ВК следует обратиться к истории пенитенциарной системы России [4. С. 17-18]. Первое упоминание о несовершеннолетних как субъектах уголовной ответственности и наказания фиксируется в Уложении 1649 г., но большую ясность в этот вопрос в 1715 г. внесли положения Артикула Воинского. Однако существенными недостатками указанного документа являлись отсутствие конкретизации возраста уголовной ответственности, а также неимение видов наказаний, к которым привлекаются несовершеннолетние. В качестве достоинства можно отметить заложение в Артикуле Воинском основы для последующего формирования принудительных мер воспитательного воздействия (предоставлялась возможность вместо наказания передать подростка для применения мер со стороны родителей). Отмеченные обстоятельства не дают оснований говорить о наличии специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Последующие два столетия характеризуются развитием видов наказаний в отношении несовершеннолетних преступников, начиная с мер государственного принуждения за отдельные виды преступлений. Так, например, с 1823 до 1833 г. в отношении несовершеннолетних начали применяться такие наказания, как заключение в монастырь на церковное покаяние. Фактически это можно считать лишением несовершеннолетнего свободы с применением в отношении него мер усиленного духовного воспитания.
В принятом в 1845 г. Уложении о наказаниях уголовных и исправительных провозглашалось, что к несовершеннолетним можно применять уголовные наказания
наравне со взрослыми, но с незначительными ограничениями. Это обстоятельство совершенно точно провозглашало применение в отношении данной категории преступников лишение свободы.
Чуть позднее, в 1866 г., был утвержден закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников» [5. С. 216-217]. Указанный документ стал заделом в формировании системы учреждений, в которых должно было реализовываться наказание в виде лишения свободы применительно к подросткам. К сожалению, со временем система таких учреждений широкого развития не получила вследствие серьезных проблем экономического характера, так как финансирование должно было осуществляться за счет государственной казны и добровольных пожертвований граждан, на которых распространялась определенная система льгот. Предпринятые попытки урегулировать процесс формирования учреждений не дали желаемых результатов, а созданные к тому времени приюты не оказывали желаемого эффекта на снижение преступности подростков. Эти неудачи государственные органы связывали с большим объемом учреждений для исполнения уголовных наказаний [6. С. 11-12]. Поскольку ведомства и земства не проявляли рвения в процессе создания характеризуемых учреждений, попечительские общества осуществляли недофинансирование этого направления. Ежегодное увеличение количества совершаемых подростами преступлений остро ставило вопрос о целесообразности их развития. Необходимо было в срочном порядке изменять систему учреждений, исполняющих уголовные наказания для несовершеннолетних [7. С. 12-14].
Так, в 1897 г. был принят акт «О малолетних и несовершеннолетних преступниках». В нем отражалась информация, что подростков (от 17 до 21 года) нужно содержать в специализированных помещениях при тюрьмах или арестных домах (помещение в монастырь не исключалось).
Анализ процесса совершенствования законодательства позволяет заключить, что на рассматриваемом историческом этапе существующая система наказаний себя изжила, преступность несовершеннолетних неуклонно росла, требовалось принятие соответствующих решений для стабилизации негативных тенденций. При реализации наказаний, связанных с лишением подростка свободы, фиксировалось, что администрацией учреждений не выполнялись элементарные требования, обязывающие раздельно содержать осужденных женского и мужского пола, а также подростков и взрослых. Поэтому несовершеннолетние быстро осваивались в «преступном мире» и большая половина из них после освобождения вновь вступала на преступную дорогу и попадала в места лишения свободы.
Итогом длительной работы компетентных органов явилось создание в 1909 г. положения «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних». Его основой выступили уставы учреждений, действовавшие ранее. Путем анализа содержащихся в них требований удалось получить четкий, емкий и структурированный правовой акт.
Целью создания воспитательно-исправительных заведений явилось нравственное исправление лиц и подготовка их к трудовой жизни после освобождения из мест лишения свободы. Достижение этого невозможно без религиозно-нравственного, умственного и физического развития личности несовершеннолетнего, в основе которого - общее образование. Помимо указанного, к числу средств исправительного воздействия относилось профессиональное обучение. Целью его активного применения являлась необходимость в последующем трудоустройстве освободившего подростка. В случае комплексной работы в отношении подростков, ввиду их возрастных показателей, уровня развития, психолого-педагогических личностных особенностей, достижение целей по исправлению и предупреждению новых преступлений все-таки осуществимо.
Однако произошедшие на этом этапе изменения в уголовно-исполнительной политике России в отношении несовершеннолетних осужденных не решили проблемы их раздельного содержания (совместно со взрослыми) и получения начального и общего образования [8. С. 63-65]. К середине двадцатых годов XX в. все несовершеннолетние, содержащиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены, в связи с этим начали проводиться мероприятия по изменению и созданию совершенно новых воспитательных учреждений для подростков [9. С. 96-98]. Вплоть до конца двадцатых годов их направляли в реформатории и земледельческие колонии, а также трудовые дома [10. С. 418-421].
Существование и развитие их нормативно-правовой базы осуществлялось вплоть до 1969 г., когда воспитательно-трудовые колонии (далее - ВТК) вошли в систему исправительно-трудовых учреждений. Это крайне негативно сказалось на их функционировании и дальнейшем существовании. Структура их управления была несовершенной, что ослабляло достижение поставленных перед ними задач по исправлению и перевоспитанию подростков, преступивших закон. В материально-техническом плане ВТК начали напоминать ИК для взрослых. Применяемые администрацией ВТК методы и формы воспитания и превенции не способствовали качественной и результативной работе [11. С. 54-56].
Дальнейшее развитие системы учреждений для несовершеннолетних происходило наряду с процессом становления политической системы страны. Так, в 1998 г. все учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, в том числе и ВК, перешли в ведение Минюста России согласно указу Президента РФ от 28.07.1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации». Указанная дата знаменует новый этап развития ВК в организационном плане. Со временем существенная стабильность стала формироваться в экономическом, материально-хозяйственном и социальном плане. Государство осознавало необходимость приведения процесса исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних в соответствии с международными нормами и стандартами.
С установившейся позиции развития ВК можно судить об их роли и месте в УИС в целом, а также в системе субъектов предупреждения правонарушений. Если с начала и до 90-х гг. XX в. они, можно сказать, выполняли второстепенную функцию, им не уделяли должного внимания [12. С. 13-16], то в настоящее время ВК представляют собой не только ИУ, предназначенные для содержания несовершеннолетних осужденных к лишению свободы. На них в значительной мере возложены предупредительные функции в отношении содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Это обусловлено потребностью в формировании системы профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних.
В конце 1990-х гг. федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ВК были отнесены к субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних, а начиная с 2016 г., в соответствии с положениями федерального закона от 23.06.2016 № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», на них возложен комплекс обязанностей по формированию системы профилактики правонарушений, предоставлены к реализации отдельные актуальные направления и формы профилактического воздействия, ряд из которых обрел нормативное выражение только в 2021 г. в связи с принятием приказа ФСИН России от 03.12.2021 № 1106 «О некоторых вопросах объявления органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения». Таким образом, процесс формирования деятельности ВК как субъектов предупреждения правонарушений только начался.
В системе учреждений УИС ВК занимают особое место, так как основным фактором, определяющим условия отбывания наказания в этих учреждениях, является возраст преступников [13. С. 28-30]. Это, во-первых, требует более льготных по сравнению со взрослыми осужденными условий отбывания наказания, а во-вторых, дает широкие воспитательно-педагогические возможности для исправления несовершеннолетних осужденных.
Сегодня ВК исполняют наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Согласно статистическим данным ФСИН России, в УИС на 01.08.2023 г. функционирует всего 13 ВК, общая численность осужденных составляет порядка 810 человек. Стоит отметить, что за последние 5 лет численность ВК, как и число осужденных, в них содержащихся, снизилось более чем на 50%. Так, анализ структуры преступности в ВК свидетельствует о следующем: в 2016 г. зарегистрировано 9 преступлений, в 2017 г. - 3, в 2018 г. - 1, в 2019 г. - 5, в 2020 г. - 0, в 2021 г. - 3, в 2022 г. - 2 [14].
ВК являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально опасные подростки.
По данным судебной статистики, к отбыванию наказания в ВК осуждается лишь 1/5 несовершеннолетних преступников. Судебные органы применяют, в первую очередь, условное осуждение и иные виды наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Ежегодно с осужденными, поступающими в ВК, становится все сложнее работать в педагогическом плане: растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж и др. Рост численности несовершеннолетних, осужденных за корыстные и корыстно-насильственные преступления, повышает уровень их криминальной активности и возможного противоправного поведения в местах лишения свободы. Это осложняется наличием подростков, больных социально-значимыми заболеваниями и имеющими различные отклонения в психическом развитии.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать ряд выводов:
1. Профилактическая направленность деятельности воспитательных колоний стала зарождаться только во второй половине XX в., тем самым определив их доподлинные цели и задачи, приобретшие документальное очертание в федеральном законодательстве и подзаконных актах в начале XXI в. Однако вектор на профилактику именно групповых правонарушений осужденных, содержащихся в
ВК, не задан до сих пор. Этому способствуют недостатки в правовом поле и порождаемые ими проблемы в организации профилактической деятельности ВК.
2. Функционирующим в условиях УИС ВК отведена весьма значимая роль как предупредительного, так и воспитательного плана. Помимо этого, она включает в себя совокупность функций и задач, возложенных уголовно-исполнительным законодательством на иные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы. Безусловно, возраст содержащихся в ВК лиц дает возможность повлиять на них в плане исправления наиболее продуктивно, чем на иные категории осужденных (например, взрослых). Процесс установления ВК непосредственным субъектом предупреждения правонарушений берет свое начало с конца девяностых годов XX в.
3. На сегодняшний день в целях совершенствования предупредительной деятельности ВК видится целесообразным на уровне ведомственного законодательства осуществить выработку алгоритмов реализации форм профилактического воздействия, предоставленных федеральным законодательством. Это обстоятельство позволит ориентировать деятельность сотрудников УИС в практическое русло, а также наметить направления совершенствования существующей системы профилактики правонарушений подростков.
Список источников
1. Прозументов Л.М., Шеслер А.В. Учет особенностей преступности несовершеннолетних в профилактической деятельности полиции // Вестник Томского государственного университета. Право. 2023. № 47. С. 68-81.
2. Писаревская Е.А. Переориентация и разобщение нредкриминальных и преступных групп несовершеннолетних // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 135-137.
3. Уткин В.А. Об уголовно-правовых средствах обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института. 2013. № 1 (14). С. 7-13.
4. Минназметова Е.Ю. Отбывание уголовного наказания несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы (исторический аспект, XI-XIX вв.) // Уголовно-исполнительное нраво. 2009. № 1. С. 17-19.
5. Кара С.В. Начало создания исправительно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в России // Вестник БГУ. 2015. № 2. С. 216-218.
6. Асеева А. С. Правовые основы помещения несовершеннолетних в исправительные заведения в Российской империи носле 1861 г. // Вестник экономической безопасности. 2019. № 2. С. 10-13.
7. Бурлака С.А., Бельский А.И. Ретроспективный обзор нормативно-правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в дореволюционной России // Проблемы правоприменительной деятельности. 2016. № 3. С. 11-16.
8. Куркина И.Н. Особенности воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в воспитательных колониях: история и современность // Ведомости УИС. 2019. № 5 (204). С. 57-66.
9. Шарапов А.Е. Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными во второй половине 1930-х гг. XX в. // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 95-98.
10. Ибрагимов Е.В. Развитие системы детских исправительно-воспитательных учреждений НКВД СССР как одно из нанравле-ний в борьбе с массовой детской беспризорностью в 1941-1945 гг. (на материалах среднего Поволжья) // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. № 23. С. 417-423.
11. Кашуба Ю. А. Эксперимент по созданию новой модели воспитательно-трудовой колонии в СССР // Уголовно-исполнительное нраво. 2012. № 2. С. 53-57.
12. БеловаН.А. История пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР в 30-е годы XX века // Ведомости УИС. 2018. № 7 (194). С. 13-20.
13. Кашуба Ю. А. Учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей в Российской империи // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 25-31.
14. Официальный сайт ФСИН России. URL: http://www.fsin.su/statistika (дата обращения: 31.07.2023).
References
1. Prozumentov, L.M. & Shesler, A.V. (2023) Consideration of the characteristics of juvenile delinquency in police prevention activities. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo - Tomsk State University Journal of Law. 47. pp. 68-81. (In Russian). doi: 10.17223/22253513/47/5
2. Pisarevskaya, E.A. (2012) Reorientation and separation of pre-criminal and criminal groups of minors. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 360. pp. 135-137. (In Russian).
3. Utkin, V.A. (2013) Ob ugolovno-pravovykh sredstvakh obespecheniya pravoporyadka v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh [On criminal legal means of ensuring law and order in correctional institutions]. Vestnik Kuzbasskogo instituta. 1 (14). pp. 7-13.
4. Minnazmetova, E.Yu. (2009) Otbyvanie ugolovnogo nakazaniya nesovershennoletnimi, osuzhdennymi k lisheniyu svobody (istoricheskiy aspekt, XI-XIX vv.) [Serving a criminal sentence by minors sentenced to imprisonment (historical aspect, 11th-13th centuries)]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 1. pp. 17-19.
5. Kara, S.V. (2015) Nachalo sozdaniya ispravitel'no-vospitatel'nykh uchrezhdeniy dlya nesovershennoletnikh pravonarushiteley v Rossii [The beginning of the establishment of correctional institutions for juvenile offenders in Russia]. VestnikBGU. 2. pp. 216-218.
6. Aseeva, A.S. (2019) Pravovye osnovy pomeshcheniya nesovershennoletnikh v ispravitel'nye zavedeniya v Rossiyskoy imperii posle 1861 g. [Legal basis for placing minors in correctional institutions in the Russian Empire after 1861]. Vestnik ekonomicheskoy bezopasnosti. 2. pp. 10-13.
7. Burlaka, S.A. & Bel'skiy, A.I. (2016) Retrospektivnyy obzor normativno-pravovogo regulirovaniya ugolovnoy otvetstvennosti nesovershennoletnikh v dorevolyutsionnoy Rossii [Retrospective review of the legal regulation of criminal liability of minors in pre-revolutionary Russia] Problemypravoprimenitel'noy deyatel'nosti. 3. pp. 11-16.
8. Kurkina, I.N. (2019) Osobennosti vospitatel'noy raboty s osuzhdennymi, otbyvayushchimi nakazanie v vospitatel'nykh koloniyakh: istoriya i sovremennost' [Peculiarities of educational work with convicts serving sentences in educational colonies: history and modernity]. Vedomosti UIS. 5 (204). pp. 57-66.
9. Sharapov, A.E. (2011) Osobennosti vospitatel'noy raboty s nesovershennoletnimi, osuzhdennymi vo vtoroy polovine 1930-kh gg. XX v. [Features of educational work with minors convicted in the second half of the 1930s]. VestnikMoskovskogo universitetaMVD Rossii. 6. pp. 95-98.
10. Ibragimov, E.V. (2011) Razvitie sistemy detskikh ispravitel'no-vospitatel'nykh uchrezhdeniy NKVD SSSR kak odno iz napravleniy v bor'be s massovoy detskoy besprizornost'yu v 1941-1945 gg. (na materialakh srednego Povolzh'ya) [Development of the system of children's correctional institutions of the NKVD of the USSR as one of the directions in the fight against mass child homelessness in 1941-1945 (based on materials from the middle Volga region)]. IzvestiyaPGUim. V.G. Belinskogo. 23. pp. 417-423.
11. Kashuba, Yu.A. (2012) Eksperiment po sozdaniyu novoy modeli vospitatel'no-trudovoy kolonii v SSSR [Experiment to create a new model of an educational labor colony in the USSR]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2. pp. 53-57.
12. Belova, N.A. (2018) Istoriya penitentsiarnykh uchrezhdeniy dlya nesovershennoletnikh pravonarushiteley v SSSR v 30-e gody XX veka [History of penitentiary institutions for juvenile offenders in the USSR in the 1930s]. Vedomosti UIS. 7 (194). pp. 13-20.
13. Kashuba, Yu.A. (2012) Uchrezhdeniya dlya soderzhaniya nesovershennoletnikh pravonarushiteley v Rossiyskoy imperii [Institutions for the detention of juvenile offenders in the Russian Empire]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 4. pp. 25-31.
14. Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia. (2023) Statistics. [Online] Available from: http://www.fsin.su/statistika (Accessed: 31.07.2023). (In Russian).
Информация об авторе:
Каретников К. В. - преподаватель кафедры организации режима в уголовно-исполнительной системе Кузбасского института
ФСИН России (Новокузнецк, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
K.V. Karetnikov, lecturer, Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation). E-mail:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 17.05.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 13.12.2023.
The article was submitted 17.05.2023; approved after reviewing 08.12.2023; accepted for publication 13.12.2023.