ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ, СОСТОЯНИЯМ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
Е. Е. Чутина, ст. инспектор-психолог
ОРАС УК МВД Республики Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Управлением кадров МВД Республики Марий Эл в целях решения проблемы по организации воспитательной и психологической работы с сотрудниками, склонными к деструктивному поведению, состояниям '"психической дезадаптации" и нуждающиеся в педагогическом, психологическом или медицинском сопровождении подготовлены методические указания, в соответствии с которыми сотрудник, нуждающийся в индивидуальной работе, включается в список "группы контроля". Мы стремимся уйти от обобщения, т. е. не зачислять каждого сотрудника, требующего порой непродолжительной индивидуальной работы, в "группу риска", тем самым, создавая дополнительное психическое напряжение.
Сотруднику сообщается, что он включен в "группу контроля" и что периодически ему необходимо посещение психолога или медицинского специалиста (в зависимости от рекомендаций). Что же представляет собой "группа контроля"? "Группа контроля" - общий список сотрудников, нуждающихся в дополнительной индивидуальной работе, по различным направлениям.
Она состоит из трех групп: "группы внимания"; "группы психолого-педагогического сопровождения"; "группы риска".
"Группа внимания" - компенсированные личности (выполнившие служебный долг в зонах вооруженного конфликта, применившие оружие на поражение, и стажеры, сотрудники первого года службы), которые нуждаются в легкой психологической поддержке на уровне дружеской и семейной. Данная категория сотрудников легко адаптируется к повседневным бытовым и служебным требованиям и ведет себя адекватно ситуации. Заключение Центра психодиагностики (ЦПД) МВД Республики Марий Эл: "рекомендован без ограничений".
"Группа психолого-педагогического сопровождения" -сотрудники с легкой и средней степенью декомпенсации, которые нуждаются как в дружеской психологической поддержке близких людей и окружения в коллективе, так и ь профессиональном сопровождении со стороны психолога. В эту группу включаются стажеры с заключением ЦПД: "рекомендован на должность стажером", сотрудники первого года службы, после обследования перед назначением на должность
и получившие заключение ЦПД: "рекомендован, нуждается в психолого-педагогическом сопровождении".
"Группа риска" - сотрудники с декомпенсацией психосоматического состояния тяжелой степени, с выраженной дезадаптацией, требующей длительного лечения и восстановления, в том числе:
- с выраженными нарушениями психического состояния, нуждающиеся во вмешательстве психиатра;
- с выраженными психосоматическими нарушениями, связанными с получением тяжелых физических или психических травм (сопровождающихся развитием комплекса неполноценности, депрессии, суицидальных тенденций), нуждающиеся в помощи как психиатра, так и других медицинских специалистов.
Определение конкретных показателей риска осуществляется только на основании комплексного медико-психологического обследования кандидатов (при проведении медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией или психофизиологического обследования в ЦПД, а также практическими психологами подразделений).
Выявленные в процессе медико-психологического обследования негативные психосоматические признаки, отклонения от требований деятельности, акцентуации характера могут снижать степень соответствия кандидатов на службу по категориям предназначения до "рекомендован стажером на должность" или "не рекомендован".
"Группа риска" - понятие динамическое.
Исходя из комплексного анализа (проводимого кадровыми аппаратами), заключений психологов и диагнозов медиков, посещений по месту жительства, поведения на службе и других факторов заместителем начальника подразделения по кадровой работе принимается решение о включении сотрудника в одну из "групп контроля".
Организация воспитательной и психологической работы с кандидатами на службу и стажерами по должности. При изучении кандидатов на службу большое значение имеет оценка его психологических и психофизиологических качеств, а также уровня здоровья. Это позволяет достаточно надежно ограничить прием на службу и учебу кандидатов, у которых высокая вероятность нервно-психических срывов или неадекватного, дискредитирующего органы внутренних дел поведения в процессе выполнения служебных обязанностей. Эта работа проводится в два этапа.
Первый этап: с кандидатом на службу работают психолог и инспектор кадрового подразделения. Психолог дает инспектору кадров рекомендации направлять или не направлять кандидата на службу в органы внутренних дел для прохождения медико-психологического обследования.
Второй этап: по результатам медицинского и психологического обследования руководство подразделения, с учетом полученных рекомендаций, принимает решение о приеме на службу в органы внутренних дел или отказе кандидату.
В связи с тем, что отклоняющееся поведение, нарушение адаптации и болезненные состояния у лиц, отнесенных к "группе риска", могут проявляться даже в штатных ситуациях, им может быть отказано в приеме на службу в данной долж-
ности как сразу, так и после прохождения стажировки. Поэтому, исходя из определенных в результате первичного психодиагностического обследования в ЦПД факторов, маркеров "группы риска" и степени их выраженности, кандидат на службу или молодой сотрудник включаются сотрудниками кадрового аппарата в одну из групп - "группу контроля".
В то же время не каждый фактор, маркер риска является однозначно определенным штампом, который не подлежит исправлению, а предназначен для указания направлений воспитательной и психологической работы, а также уточнения психодиагностического прогноза риска в процессе стажировки и адаптации к службе. Окончательная принадлежность кандидата к непосредственному списку "группы контроля" в подразделении определяется в ходе стажировки и адаптации к службе. Руководителем учитывается весь комплекс показателей, в том числе отзыв наставника, данные первичного и повторного психодиагностического обследования, результаты стажировки, мнение практического психолога подразделения.
Кандидатам, зачисленным в категорию "рекомендован стажером на должность", устанавливается максимальный срок стажировки, во время которого с ними проводятся мероприятия индивидуально-воспитательной и психологической работы. Сотрудник кадрового аппарата направляет вновь принятого на должность стажера к психологу подразделения. Психолог проводит со стажером комплекс психологического сопровождения в течение всего периода стажировки. Перед окончанием стажировки он направляет стажера на повторное психодиагностическое обследование и предоставляет в кадровый аппарат заключение о психологической готовности стажера для дальнейшего прохождения службы, с рекомендациями.
По результатам стажировки, обязательного повторного психодиагностического обследования, с учетом рекомендаций практического психолога подразделения руководителем подразделения принимается окончательное решение о приеме кандидата на службу, продлении срока стажировки или отказе.
Организация воспитательной и психологической работы с сотрудниками в период прохождения службы. Основными критериями по определению сотрудников в "группы контроля" (для руководителей, сотрудников кадровых аппаратов) наличия негативных биологических или психосоциальных факторов и их отрицательного влияния на психосоматическое состояние сотрудников служат поведенческие проявления: действия, поступки, акты (т. е. внешние проявления внутренней психической деятельности или физиологических процессов, связанных с психосоматическим состоянием человека).
"Группа контроля" в подразделении. В директивных документах МВД России акцентируется внимание руководителей всех уровней, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных формирований, наставников на дальнейшем совершенствовании всех форм воспитательной работы с сотрудниками по укреплению дисциплины и законности, необходимости борьбы с пьянством и грубостью, на сохранении жизни и здоровья личного состава.
Одним из аспектов этой работы является своевременное выявление сотрудников, склонных к деструктивному (в том числе суицидальному) поведению, в целях совершенствования работы с "группами риска".
С учетом результатов медико-психологического обследования, индивидуально-воспитательной работы, повседневного общения с личным составом, при учащении случаев деструктивного поведения сотрудников в служебных и семей-но-бытовых ситуациях принимается решение о включении сотрудников в список "группы контроля". При этом основными задачами руководителей всех уровней, сотрудников кадровых аппаратов, психологов при организации психолого-педагогического сопровождения являются:
- своевременное выявление в процессе мероприятий по работе с личным составом, индивидуально-воспитательной и психологической работы деструктивных тенденций в поведении всего личного состава, а также сотрудников, включенных
в список "группы внимания" и "группы психолого-недагоги-ческого сопровождения";
- немедленное реагирование и принятие соответствующих мер (воспитательного, медико-психологического, кадрового характера) с целью профилактики деструктивного поведения.
Основными задачами психолога подразделения по сопровождению сотрудников, включенных в "группу внимания" или "группу психолого-педагогического сопровождения", являются:
1) консультирование руководителей, сотрудников кадровых аппаратов по психологическим аспектам;
2) определение порядка и сроков периодического, очередного психодиагностического обследования, исходя из каждой конкретной ситуации (обследование проводится практическим психологом, а при необходимости - в ЦПД);
3) принятие своевременных диагностических решений (по сотрудникам) и консультативных рекомендаций (для руководства);
4) осуществление консультаций со специалистами поликлиник и ЦПД по конкретным эпизодам или проявлениям в поведении сотрудников;
5) проведение разъяснительной работы с руководителями всех уровней в ходе занятий по служебной подготовке, оперативных совещаний, сборов и т. д. в целях доведения требований руководящих и методических документов МВД РФ, МВД РМЭ по организации психологической работы, а также реализации последовательного взаимодействия (в целях профилактики деструктивного поведения сотрудников) на определенных уровнях:
индивидуально-воспитательная работа = руководители + психолога + медицинские специалисты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ, СВОЕВРЕМЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ "ГРУППЫ РИСКА"
Основные аспекты
1. Управленческая и организаторская деятельность руководящего состава, включающая планирование конкретных мероприятий воспитательной и организаторской работы (воздействие на сотрудника путем индивидуальной беседы, с привлечением общественных организаций, наложения дисциплинарных взысканий), принятие соответствующих управленческих решений.
2. Кадровая, воспитательная и индивидуально-воспитательная работа, проводимая руководителями всех уровней, наставниками, кадровыми аппаратами.
3. Организация контроля прохождения сотрудниками всех мероприятий медико-психологического сопровождения в процессе службы, учет полученных результатов в организации и проведении кадровой, воспитательной и психологический работы.
4. Профессиональная деятельность практических психологов (проведение консультативных и психокоррекционных мероприятий, изучение социально-психологического климата в служебных коллективах и др.).
Основные организационные решения и мероприятия
1. Систематическое рассмотрение на оперативных совещаниях при руководителях (начальниках по кадровой работе, зам. командиров) организационно-методических вопросов психологической деятельности, работы общественных формирований, системы наставничества, а также необходимых мер по организации работы с "группой контроля", профилактике суицидов, выявлению сотрудников, склонных к деструктивному поведению и их постоянному психологическому сопровождению.
2. Ежеквартальное заслушивание на оперативных совещаниях при начальниках органов, подразделений заместителей начальников по кадровой работе с отчетами о состоянии
дел по организации индивидуально-воспитательной работы с сотрудниками, проведению комплекса мероприятий с ''группой контроля", по вопросам соотношения форм и методов ИВР и наставничества с психологической работой.
3. Организация всех форм и методов ИВР с личным составом как одного из основных направлений в профилактике деструктивного поведения (в том числе самоубийств), своевременного определения сотрудников, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. С учетом результатов ИВР с сотрудниками определяются превентивные меры воспитательной или психологической работы, психокоррекционные мероприятия для профилактики деструктивного поведения.
4. Организация и развитие психологического обеспечения деятельности личного состава. С этой целью вводятся и комплектуются должности практических психологов, создаются комнаты психологической поддержки, рабочие кабинеты психологов, психологи обеспечиваются компьютерами для проведения психодиагностических обследований и создания информационной базы данных по направлениям психологической работы. Формирование у руководителей всех уровней, личного состава правильного (адекватного) отношения к задачам и целям психологического обеспечения в органах внутренних дел.
5. Планирование, упорядочение и организация мероприятий по определению "группы контроля". При подведении итогов работы с личным составом за год учитываются и анализируются достигнутые результаты или имеющиеся недостатки работы в подразделениях по осуществлению мероприятий комплексной программы.
"Группа внимания". С сотрудниками, включенными в "группу внимания", мероприятия индивидуально-воспитательной работы проводятся непрерывно и последовательно. При необходимости используются возможности наставничества, поддержка со стороны руководства подразделения (особенно при ожидаемой положительной оценке правильных действий в экстремальных ситуациях).
Периодичность психологического обследования:
1. Эмоционально-волевая сфера - один раз в год.
2. Структура личности - один раз в три года.
Руководители подразделений или заместигели начальников по кадровой работе, с привлечением практического психолога, при необходимости изменяют сроки периодического психодиагностического обследования "группы внимания" (в сторону сокращения), при этом учитываются результаты целевых и плановых медико-психологических обследований, ежегодной диспансеризации.
Основными задачами руководителей всех уровней, сотрудников кадровых аппаратов являются - установление в процессе мероприятий ИВР и повседневного общения деструктивных тенденций в поведении всего личного состава и сотрудников, включенных в список "группы внимания", и в частности - своевременное реагирование и принятие соответствующих мер с целью профилактики деструктивного поведения сотрудников.
Основными задачами практического психолога в работе с "группой внимания" являются:
- консультирование руководителей, сотрудников кадровых аппаратов по психологическим аспектам деструктивных проявлений в поведении всего личного состава и в частности -"группы внимания";
- определение порядка и сроков периодического (очередного) психодиагностического обследования исходя из каждой конкретной ситуации (т. е. проводится самим психологом или, при необходимости, ЦПД МВД РМЭ);
- принятие своевременных грамотных решений (в отношении сотрудников) и консультативных рекомендаций (для руководства);
- профессиональное использование возможностей психологического консультирования, психодиагностических и пси-хокоррекционных мероприятий, индивидуальной и групповой психотерапии.
Сотрудник, включенный в '"группу внимания" по факту пребывания в "горячей точке", может находиться в ней на протяжении всего периода службы при отсутствии признаков (симптомов) для определения в "группу психолого-педагогического сопровождения" или "группу риска".
При наличии соответствующих негативных признаков (симптомов) для проведения последующего комплекса воспитательных, медико-психологических профилактических мероприятий сотрудники включаются в "группу психолого-педагогического сопровождения" или "группу риска".
Сотруднику сообщается, что он взят на учет в "группу контроля " и его будут периодически приглашать к психологу или медицинскому специалисту для проведения профилакти ческих мероприятий.
"Группа психолого-педагогического сопровождения". Список "группы психолого-педагогического сопровождения" ведется заместителями руководителей по кадровой работе (управлений, отделов, сиецподразделений) и психологом подразделения, определяется решением центра психологической диагностики.
Список является конфиденциальным, и эта информация разглашению не подлежит.
Включение сотрудников в "группу исихолого-педагоги-ческого сопровождения" имеет своей целью усиленное воспитательное и психологическое сопровождение личного состава с целью профилактики, коррекции негативных проявлений личностного или поведенческого характера. При необходимости активно и своевременно используются медицинские специалисты, практические психологи подразделений, Центра психодиагностики.
Руководители подразделений или заместители по кадровой работе по согласованию с психологами подразделений определяют сроки периодического, психодиагностического обследования сотрудников, включенных в "группу психолого-педагогического сопровождения", а также учитывают результаты целевых и плановых медико-психологических обследований, ежегодной диспансеризации.
Сотрудник, включенный в "группу психолого-педагогического сопровождения", в частности, по факту пребывания в "горячей точке", может быть в дальнейшем (с учетом положительных результатов медико-психологического обследования и индивидуально-воспитательной работы) определен в "группу внимания".
При наличии выраженных признаков посттравматических стрессовых нарушений (декомпенсация средней или тяжелой степени) сотрудник может быть включен в "группу риска", с ним проводится комплекс медико-психологических мероприятий (в том числе направление на ВВК) и, в зависимости от полученных результатов, принимается (кадровыми аппаратами) дальнейшее решение о прохождении службы в ОВД.
Списки согщуудников, включенных в "группу внимания" или "группу психолого-педагогического сопровождения", ежегодно пересматриваются и утверждаются соответствующими руководителями управлений, отделов, спецподразделений органов внутренних дел республики.
Основной целью обобщенных или раздельных списков является определение формы воспитательного или медико-психологического сопровождения сотрудников, исходя из выраженности показателей риска и проведения конкретной, дифференцированной работы с личным составом, а не формальное, массовое и безосновательное причисление к "группе риска".
Список сотрудников "группы контроля" ведется заместителем начальника по кадровой работе самостоятельного подразделения и утверждается начальником подразделения. К ознакомлению со списком сотрудников "групп контроля" УВД, ГО(РО)ВД, спецподразделений (без права снятия копий) и при соблюдении условий подписи об ознакомлении допускаются сотрудники управления кадров, медицинского отделения МВД РМЭ.
Копия всего списка "группы контроля" хранится в МВД РМЭ только у начальника ОРЛС и старшего психолога ОРЛС, а копия раздела списка, касающегося конкретного подразделения (отдела), хранится у заместителя начальника (командира) по кадровой работе и практического психолога с учетом всех перечисленных требований к конфиденциальности информации.
Список сотрудников "групп контроля" ведется в течение года и содержит полную информацию о принятых мерах в отношении каждого сотрудника, независимо от изменения его принадлежности (служит или уволен) к органам внутренних дел в текущем году. В Управление кадров МВД республики обновленный список подается ежегодно.
Наличие большого количества сотрудников, определенных в "группу риска", свидетельствует о неправильно понимаемой организаторской и проводимой воспитательной и психологической работе с личным составом, несвоевременном принятии мер кадрового, воспитательного и медико-психоло-гического характера, формальной работе с людьми. К сотрудникам, в отношении которых обозначен соответствующий медико-психологический диагноз риска деструктивных проявлений, наличия психических заболеваний и др., должны незамедлительно приниматься адекватные меры кадрового или медицинского характера.
Организация работы по обозначенному алгоритму действий ведется в органах внутренних дел Республики Марий Эл с 2001 г. За этот период улучшилось взаимопонимание по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы между руководителями различных уровней, сотрудниками кадровых аппаратов и практическими психологами. Руководители и сотрудники кадровых аппаратов все чаще стали высказывать предложения по введению в штаты органов и подразделений должностей психологов. В течение 2003-2004 гг. дополнительно введены 9 должностей психологов в кадровые аппараты и 1 - в медицинское отделение.
Наблюдается положительная динамика по фактам суицида среди личного состава: 2000 г. -4 факта самоубийств среди сотрудников; 2001 г. - 3; 2002 г. - 1; 2003 г. - 1; 9 месяцев 2004 г. - 0 фактов.
Таким образом, мы планируем и дальше совершенствовать организацию воспитательной и психологической работы в подразделениях МВД Республики Марий Эл с сотрудниками, склонными к деструкгивному поведению, состояниям "психической дезадаптации" и нуждающимися в педагогическом, психологическом или медицинском сопровождении.
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
А. Ф. Иоаниди, зам. начальника факультета
Омский танковый инженерный институт
На современном этапе в развитии Вооруженных Сил РФ наблюдается ряд противоречий. Одно из них - между постоянно увеличивающимся числом военнослужащих, употребляющих либо употреблявших когда-либо наркотические вещества, и требованиями, предъявляемыми государством к морально-деловым и профессиональным качествам военнослужащих; другое - между возникшей потребностью Вооруженных Сил в специалистах по профилактике наркомании и отсутствием целевых программ подготовки данных специалистов для нужд ВС РФ.
На сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. человек, постоянно употребляющих наркотики. Тех, кто хотя
бы раз пробовал их и, следовательно, является потенциальным потребителем, - более 4 млн. Ежегодно число больных увеличивается на 5%, и, по прогнозам специалистов, до 2010 г. ситуация будет усугубляться.
По мнению экспертов МВД РФ, до 70% всех потребителей наркотиков в нашей стране составляют молодые люди от 15 до 25 лет, т. е. потенциальные призывники. Прибывая в армию, молодые люди приносят с собой элементы молодежной субкультуры, в которой наркотики давно стали нормой. Кроме того, Вооруженные Силы на сегодня сами являются зоной риска, так как внутри определенного сообщества посредством межличностной коммуникации, через неформальное общение информация о потреблении наркотиков воспринимается личностно, а модели поведения принимаются молодыми людьми гораздо быстрее.
В этих условиях большую роль на пути проникновения наркомании в армейскую среду могут сыграть профилактические мероприятия, направленные на выявление и устранение причин и условий, а также определение путей предупреждения и преодоления наркомании среди военнослужащих. В данном случае профилактику можно рассматривать как особый вид деятельности.
В целях обеспечения предупреждения и преодоления наркомании среди военнослужащих необходимо планомерное исследование динамичных военно-социальных процессов и явлений, связанных с распространением наркотиков в Вооруженных Силах, систематический сбор и обработка военно-социальной информации. Выявленные и педагогически интерпретированные факторы позволят создать обоснованные программы профилакгики и сконструировать такую профилактическую среду, которая будет обеспечивать их результативность в армейской среде.
Но на данном этапе возникает проблема, связанная с подготовкой офицерских кадров. Отсутствие специалистов не позволяет внедрять наиболее действенные антинаркотические программы и формы организации профилактической работы в Вооруженных Силах. Зачастую вся профилактика распространения наркомании в подразделениях сводится только к запретам и наказаниям, без анализа причин и выявления условий проникновения наркомании в военную среду. Одна из негативных причин в профилактической деятельности офицеров заключается в низкой специальной подготовке офицеров к профилактической деятельности с военнослужащими, склонными к наркомании.
Низкий уровень специальной подготовки офицеров проявляется в:
- незнании ими путей предупреждения и преодоления фактов употребления военнослужащими наркотических средств;
- низкой педагогической и психологической культуре;
- отсутствии уверенности и оптимизма в исправлении военнослужащих, склонных к наркомании или ранее употреблявших наркотические вещества;
- слабом уровне информированности по данной проблеме и обученности основам профилактической деятельности;
- недостаточной подготовленности к профилактической деятельности.
В современных условиях развития Вооруженных Сил РФ для противодействия распространению наркомании в войсках необходима целевая программа подготовки будущих офицеров к деятельности по педагогической профилактике наркомании у военнослужащих.
Во время обучения в военном вузе на 1 -2 курсах курсанты сами являются объектами профилактической работы через информирование о вреде наркотиков, правовое воспитание, привитие потребности в здоровом образе жизни и отрицательного отношения к наркотикам. Сложность выполнения целевых установок в начале обучения обусловлена адап-