Научная статья на тему 'Воспитательная и профилактическая работа с осужденными к принудительным работам: правовые аспекты'

Воспитательная и профилактическая работа с осужденными к принудительным работам: правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная система / исправление осужденных / принудительные работы / воспитательная работа / профилактическая работа / penal system / correction of convicts / forced labor / educational work / preventive work

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Игоревна Бякина

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования профилактической и воспитательной работы с осужденными к принудительным работам. Раскрывается возрастающая роль обозначенных аспектов деятельности администрации исправительных центров. Предметом исследования стали статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний, российское законодательство, научная литература в сфере деятельности исправительных центров. Цель исследования – доказать важность нормативных преобразований в сфере профилактической и воспитательной работы с осужденными к принудительным работам. В частности, необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность администрации организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, содействовать сотрудникам исправительных центров в воспитательной работе; определить порядок взаимодействия ФСИН России и МВД России в рамках профилактической деятельности с осужденными к принудительным работам. В результате исследования проанализированы основные проблемные аспекты в сфере воспитательной и профилактической работы с осужденными к принудительным работам. Доказана важность дополнения действующего уголовно-исполнительного законодательства, что может положительно отразиться в правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and preventive work with those sentenced to forced labor: legal aspects

In the article the author discusses issues of legal regulation of preventive and educational work with those sentenced to forced labor. The increasing role of the designated aspects of the activities of the administration of correctional centers is revealed. The subject of the study was statistical data from the Federal Penitentiary Service, Russian legislation, and scientific literature in the field of activities of correctional centers. The purpose of the study is to prove the importance of regulatory changes in the field of preventive and educational work with those sentenced to forced labor. In particular, it is necessary to establish at the legislative level the obligation of the administration of organizations in which those sentenced to forced labor work to assist employees of correctional centers in educational work; determine the procedure for interaction between the Federal Penitentiary Service of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of preventive activities with those sentenced to forced labor. As a result of the study, the main problematic aspects in the field of educational and preventive work with those sentenced to forced labor were analyzed. The importance of supplementing the current penal legislation has been proven, which can have a positive impact on law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «Воспитательная и профилактическая работа с осужденными к принудительным работам: правовые аспекты»

УДК 343.8

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-265-6-47-54

СВЕТЛАНА ИГОРЕВНА БЯКИНА

старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права и организации исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, ФКОУ ВО СЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, капитан внутренней службы И lana.byakina@bk.ru, БРШ-код: 2643-2000, https://orcid.org/0000-0002-3229-8425

Самара

SVETLANA I. BYAKINA

Senior Lecturer of the Department of Criminal Executive Law and Organization of the Execution of Sentences not Related to Isolation from Society, Federal Government Educational Institution of Higher Education SLI of the FPS of Russia, Candidate of Law, Captain of Internal Service H lana.byakina@bk.ru, SPIN-Kog: 2643-2000, https://orcid.org/0000-0002-3229-8425 Samara

Воспитательная и профилактическая работа с осужденными к принудительным работам: правовые аспекты

Educational and preventive work with those sentenced to forced labor: legal aspects

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового регулирования профилактической и воспитательной работы с осужденными к принудительным работам. Раскрывается возрастающая роль обозначенных аспектов деятельности администрации исправительных центров. Предметом исследования стали статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний, российское законодательство, научная литература в сфере деятельности исправительных центров. Цель исследования - доказать важность нормативных преобразований в сфере профилактической и воспитательной работы с осужденными к принудительным работам. В частности, необходимо закрепить на законодательном уровне обязанность администрации организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, содействовать сотрудникам исправительных центров в воспитательной работе; определить порядок взаимодействия ФСИН России и МВД России в рамках профилактической деятельности с осужденными к принудительным работам. В результате исследования проанализированы основные проблемные аспекты в сфере воспитательной и профилактической работы с осужденными к принудительным работам. Доказана важность дополнения действующего уголовно-исполнительного законодательства, что может положительно отразиться в правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправление осужденных, принудительные работы, воспитательная работа, профилактическая работа

Abstract. In the article the author discusses issues of legal regulation of preventive and educational work with those sentenced to forced labor. The increasing role of the designated aspects of the activities of the administration of correctional centers is revealed. The subject of the study was statistical data from the Federal Penitentiary Service, Russian legislation, and scientific literature in the field of activities of correctional centers. The purpose of the study is to prove the importance of regulatory changes in the field of preventive and educational work with those sentenced to forced labor. In particular, it is necessary to establish at the legislative level the obligation of the administration of organizations in which those sentenced to forced labor work to assist employees of correctional centers in educational work; determine the procedure for interaction between the Federal Penitentiary Service of Russia and the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of preventive activities with those sentenced to forced labor. As a result of the study, the main problematic aspects in the field of educational and preventive work with those sentenced to forced labor were analyzed. The importance of supplementing the current penal legislation has been proven, which can have a positive impact on law enforcement activities.

Keywords: penal system, correction of convicts, forced labor, educational work, preventive work

Для цитирования

Бякина С. И. Воспитательная и профилактическая работа с осужденными к принудительным работам: правовые аспекты // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 6. С. 47-54. Ьйрт //www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-265-6-47-54.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

For citation

Byakina S.I. Educational and preventive work with those sentenced to forced labor: legal aspects // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 6. P. 47-54. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-265-6-57-54.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

© Бякина С. И., 2024

Одним из направлений деятельности современной уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказания в виде принудительных работ, что закреплено в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. При этом практичность обозначенной тенденции очевидна и заключается в «разгрузке» бюджета государства за счет сокращения средств, затрачиваемых на содержание осужденных, при одновременном обеспечении условий их ресоциализации. Последняя, в свою очередь, в рамках принудительных работ осуществляется, прежде всего, через привлечение осужденных к труду, но в то же время без разрыва имеющихся у них социально полезных связей.

Обозначенное достаточно успешно реализуется на практике, о чем свидетельствуют статистические показатели, отражающие изменения, связанные с повсеместным созданием исправительных центров (далее - ИЦ) и участков, функционирующих, как ИЦ (далее - УФИЦ) на территории Российской Федерации. Так, по сравнению с 2022 годом, общее количество ИЦ и УФИЦ в 2023 году возросло на 24,24 % [1].

При этом исполнение анализируемого вида наказания предполагает стремление администрации ИЦ (УФИЦ) к достижению обозначенных в статье 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) целей уголовно-исполнительного законодательства. К тому же, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О проба-ции в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О проба-ции») и иных нормативных правовых актов в сфере пробации, фундаментальное направление образует проведение воспитательной работы с осужденными, которая служит достижению конечной цели - предупреждения совершения новых преступлений осужденными (часть 1 статьи 4 ФЗ «О пробации»).

Таким образом, предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденных в качестве цели содержится и в уголовно-исполнительном, и в пробационном законодательстве. Ввиду этого достаточно важными компонентами для научного

исследования представляются воспитательная и профилактическая работа с осужденными к принудительным работам.

Стоит отметить, что указанные линии деятельности ИЦ (УФИЦ) уже выступали объектом научных исследований таких ученых, как И. В. Дворянсков, Р. В. Комбаров, И. С. Лебешев, Е. В. Храброва, Е. В. Чернышенко и других, труды которых анализируются в данной статье. Вместе с тем, по сей день остается нерешенным ряд правовых проблем в рамках реализации профилактических и воспитательных мероприятий с осужденными к принудительным работам.

Профилактическую работу с осужденными возможно рассматривать в широком и узком смысле. Это утверждение основано на юридическом анализе статьи 15 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 182). В частности, стоит отметить, что в настоящее время субъектами профилактики реализуются как общие мероприятия в рамках предупреждения правонарушений (например, выявление детерминант правонарушений, повышение уровня правовой грамотности и правосознания граждан), так и индивидуальные меры (оказание точечного воздействия на профилак-тируемых лиц с применением специальных мер профилактики правонарушений).

В статье 17 обозначенного документа содержится перечень форм профилактического воздействия, состоящий из десяти мероприятий. При этом в части 2 статьи 17 указано, что некоторые мероприятия применяются должностными лицами (в нашем случае - сотрудниками ИЦ, УФИЦ) в пределах установленной компетенции, если такое право предоставлено законодательством Российской Федерации. В связи с этим, в статье 17 ФЗ № 182 предусмотрены следующие профилактические мероприятия, которые могут проводиться сотрудниками ИЦ (УФИЦ): правовое просвещение и правовое информирование, социальная адаптация, ресоциализация, социальная реабилитация, профилактическая беседа, профилактический учет.

Логическое деление профилактических меропри-

ятий на общие и специальные продублировано в Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20.05.2013 № 72, которая регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание или содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Сразу стоит отметить, что аналогичный нормативный правовой акт в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, отсутствует. При этом в практическую деятельность ИЦ (УФИЦ) письмом ФСИН России от 30.06.2023 (исх-04-53807) внедрены Методические рекомендации по предупреждению совершения новых преступлений среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, и учреждениях, исполняющих наказание в виде принудительных работ (далее - Методические рекомендации), которые конкретизируют особенности профилактической работы с осужденными.

Примечательно, что в указанных Методических рекомендациях раскрывается понятие «предупреждение совершения новых преступлений со стороны подучетных лиц», которое представляет собой «деятельность работников УИИ и ИЦ (УФИЦ), осуществляемую в пределах компетенции и во взаимодействии с субъектами профилактики правонарушений, направленную на недопущение совершения новых преступлений со стороны подучетных лиц путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, а также оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению», что соотносится с общей профилактикой преступлений.

В пробационном законодательстве употребляется как термин «предупреждение», так и термин «профилактика».

ФЗ «О пробации» в части 1 статьи 4 включает в цели пробации предупреждение совершения осужденными новых преступлений, наряду с ресоциали-зацией, социальной адаптацией и социальной ре-

абилитацией. А при раскрытии сущности понятия ресоциализации в статье 5 данного документа используется термин «профилактика». Такая же тенденция прослеживается в рамках правового регулирования исполнительной пробации (часть 2 статьи 11) и пенитенциарной пробации (часть 1 статьи 14). При этом главой 1 «Основные положения» ФЗ «О проба-ции» проведение ресоциализации предусмотрено в рамках постпенитенциарной пробации. Более того, как в ФЗ «О пробации», так и в приложениях № 1 и № 2 к приказу Минюста России от 29.11.2023 № 350 «О ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации лиц, в отношении которых применяется пробация в соответствии с Федеральным законом от 06.02.2023 № 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации"» (далее - Приказ № 350) основным направлением пенитенциарной пробации является проведение социальной и воспитательной работы с осужденными к наказанию в виде принудительных работ.

В пункте 69 Приказа № 350 указано, что воспитательная работа проводится в целях профилактики совершения осужденными «повторных преступлений и правонарушений».

Таким образом, следует отметить два аспекта. Во-первых, в законодательстве о пробации не разграничиваются понятия «предупреждение» и «профилактика». Во-вторых, терминологическая неоднозначность прослеживается и в рамках предмета предупреждения (профилактики) - наряду с термином «новые преступления» используется также «повторные преступления и правонарушения».

Ввиду этого, для удобства правоприменителя возможно дополнить пробационное законодательство определением понятий «предупреждение преступлений», «профилактика преступлений и правонарушений», «повторная преступность».

Несмотря на это, стоит сказать, что согласно части 2 статьи 4 ФЗ «О пробации», задачами пробации являются создание условий для оказания помощи лицам, в отношении которых применяется проба-ция, в вопросах восстановления социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, обеспечения жильем, получения образования, реализации права на социальное обслуживание, получения медицинской, психологиче-

ской и юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Указанные задачи в полной мере коррелируют-ся с профилактической деятельностью, осуществляемой в ИЦ (УФИЦ).

Вне сомнений, что специфика наказания в виде принудительных работ заключается в «трудовом воздействии в режиме контроля исправительного центра» [2], а, следовательно, от качества контроля, зависит динамика повторной преступности осужденных.

Анализ статистических сведений ФСИН России позволяет сформулировать уголовно-правовую характеристику состава осужденных, содержащихся в ИЦ (УФИЦ).

Так, в ИЦ (УФИЦ), содержатся три категории лиц - впервые осужденные к принудительным работам; освобожденные из мест лишения свободы в связи с заменой наказания более мягким видом (на основании статьи 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ); лица, принудительные работы которым назначены в связи со злостным уклонением от отбывания иного, более мягкого вида наказания.

В 2023 году численность лиц, состоявших на учете ИЦ (УФИЦ), составила 60 104 (+122,42 % по сравнению с 2022 годом), из них имели дополнительные наказания 6 996 человек (+171,06 %, по сравнению с 2022 годом).

Большая часть лиц, состоявших на учете ИЦ (УФИЦ), это освобожденные из мест лишения свободы в связи с заменой наказания более мягким видом наказания, из них осужденных за совершение преступлений средней тяжести - 6 053 человека, за совершение тяжких преступлений - 11 516, за совершение особо тяжкого преступления 22 772, что в совокупности составляет 40 341 человек.

Если рассматривать освобожденных из мест лишения свободы по статье 80 УК РФ, в связи с заменой наказания на принудительные работы, как наиболее многочисленную категорию, то стоит сказать, что в отношении 381 из них в 2023 году возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки на учет в ИЦ (УФИЦ).

Вместе с тем, по итогам 2023 года возможно отметить, что растет категория граждан, которым при-

нудительные работы назначены в связи со злостным уклонением от отбывания иного вида наказания -4 171 (+ 197,29 % по сравнению с 2022 годом) [1].

Очевидно, что некоторые осужденные к принудительным работам, несмотря на предоставленный государством шанс исправиться, продолжают противоправное поведение, совершают деяния, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.

Соответственно, на практике желательно было бы выработать определенную линию профилактической работы с такими осужденными и преодолеть проблемные правовые вопросы в этой сфере. Кратко рассмотрим некоторые из них.

И. В. Дворянсков в качестве основных проблемных аспектов профилактической работы с осужденными, находящимися в ИЦ (УФИЦ) видит распространение криминальной субкультуры, а также неурегулированность совместной деятельности МВД России и ФСИН России по профилактике правонарушений среди осужденных [3].

Полагаем, что это наиболее важные вопросы, требующие адекватного решения, поскольку, как видно из приведенных нами данных, подавляющее большинство осужденных, отбывающих наказание в исправительном центре, являются ранее отбывавшими лишение свободы, либо которым более мягкое наказание заменено на принудительные работы. И имеется лишь небольшая доля лиц, которым принудительные работы назначены в чистом виде.

Что касается противодействия распространению криминальной субкультуры, то с уверенностью можно отметить важность комплексного подхода в решении этого вопроса, аккумуляции и координации усилий и действий не только государственных органов, но и соответствующих общественных объединений.

В то же время, неурегулированность совместной деятельности МВД России и ФСИН России по профилактике преступлений в отношении осужденных к принудительным работам, представляет собой не менее значимую проблему, поскольку отсутствуют межведомственные приказы, обозначающие основные совместные профилактические мероприятия, проводимые администрацией исправительного центра во взаимодействии с сотрудниками полиции.

К примеру, в рамках исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказаний, не связанных

с изоляцией осужденных от общества, существует базовый документ - приказ Минюста России и МВД России от 04.10.2012 № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений», который определяет порядок оказания содействия в предупреждении преступлений и правонарушений. Но в отношении осужденных к принудительным работам, подобный регламент отсутствует. Поэтому желательно было бы рассмотреть возможность разработки и принятия Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения осужденными к принудительным работам правонарушений и преступлений.

Принципиально новое положение, обозначенное в Методических рекомендациях - ведение профилактического учета осужденных, в том числе и осужденных к принудительным работам. Это, по сути, является одной из форм индивидуального предупреждения повторной преступности. С лицами, поставленными на профилактический учет, проводится дополнительная работа, направленная на снижение рисков совершения нового преступления.

Важно подчеркнуть, что имеется проблема классификации осужденных к принудительным работам в широком криминологическом плане, поскольку как в рамках проживания в общежитиях, так и в рамках трудовой деятельности осужденные не дифференцируются. Р. В. Комбаров этой связи отмечает, что совместное размещение разных категорий осужденных, а именно: лиц, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким видом наказания в порядке статьи 80 УК РФ, и лиц, которые осуждены впервые, а также мужчин и женщин, негативно сказывается на предупреждении преступности в ИЦ (УФИЦ) [4].

Представляется, что важным в рамках планирования профилактических мероприятий с осужденными в исправительных центрах является принятие во внимание факта наличия криминальной зараженности большинства лиц, отбывающих принудительные работы, что становится очевидным из ранее изложенных статистических данных.

Следовательно, в первую очередь, важно уделять

внимание выявлению осужденных, способных вовлекать других лиц в совершение антиобщественных действий.

При этом небезынтересным является вопрос о том, кто же будет заниматься такой деятельностью? К сожалению, штатное расписание ИЦ (УФИЦ) не включает должности оперативного работника, который бы вполне справился с этой задачей. Дополнительно к этому, непосредственно на месте работы осужденного могут образоваться «слепые» зоны, так как не всегда есть возможность проконтролировать каждого осужденного на предмет соблюдения им правил поведения на рабочих местах.

В связи с этим, в науке сложилась вполне логичная позиция, поддерживающая необходимость применения к осужденным, отбывающим наказание в виде принудительных работ, средств электронного мониторинга, например, электронных браслетов [5].

Таким образом, вполне обоснованно назрела необходимость, во-первых, совершенствования правового регулирования профилактической деятельности ИЦ (УФИЦ), а также внедрения в практическую деятельность технических средств, обеспечивающих персональный контроль за каждым осужденным, склонным к совершению правонарушений.

В аспекте профилактики преступного поведения осужденных к принудительным работам важным институтом, сопутствующим основным профилактическим мероприятиям, является воспитательная работа.

Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам регулируется положениями статьи 6012 УИК РФ, ФЗ «О пробации», приказом Минюста России от 20.09.2023 № 287 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам, в том числе за осужденными, работающими у индивидуальных предпринимателей», приказом Минюста России от 25.12.2019 № 307 «Об утверждении Порядка исполнения администрацией исправительного центра обязанностей по ведению учета осужденных к принудительным работам, осуществлению регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета

по месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства, проведению с осужденными к принудительным работам воспитательной работы, применению к ним мер поощрения и взыскания, ведению работы по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению» (далее - Приказ № 307), Приказом № 350.

Обобщая положения перечисленных нормативных правовых актов, стоит сказать, что воспитательная работа с осужденными к принудительным работам носит, в основном, индивидуализированный характер, участие в ней учитывается при применении мер поощрения и взыскания.

Основными субъектами воспитательной работы являются сотрудники группы организации трудовой деятельности и воспитательной работы исправительного центра, но по решению начальника исправительного центра к участию в проведении подобной работы привлекаются сотрудники других служб или отделов исправительного центра. Участниками воспитательной работы с осужденными также могут являться представители общественности.

В связи с последними изменениями в штатной численности, внесенными приказом ФСИН России от 02.10.2023 № 606 «О внесении изменений в типовые структуру и штатное расписание исправительного центра, утвержденные приказом ФСИН России от 5 августа 2022 г. № 462», предполагается, что воспитательная работа будет проводиться также и отделом (отделением, группой) пробации.

Формами воспитательной работы, на основании Приказа № 307, являются: ознакомительная беседа, индивидуальная беседа, проводимая сотрудниками группы по организации трудовой деятельности и воспитательной работы - не реже 1 раза в 3 месяца, воспитательная беседа при посещении места работы, места жительства осужденного, а также медицинской организации, в которой находится осужденный. При этом в ходе проведения воспитательной работы должны выявляться осужденные, склонные к совершению противоправных действий.

Относительно недавно принятый Приказ № 350 включает ряд положений, детализирующих особенности применения данного средства исправления. В нем обозначена цель воспитательной работы с осу-

жденными - ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация после освобождения, коррекция поведения осужденных. Указываются субъекты (администрация ИЦ) и участники воспитательной работы с осужденными (органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, общественные объединения, добровольцы, родственники осужденных, граждане и другие).

Несомненным преимуществом является регламентация основных направлений воспитательной работы с конкретизацией их содержания - нравственное, правовое, трудовое, физическое, духовное, патриотическое.

Предусмотрен и порядок документального закрепления основных воспитательных мероприятий - план индивидуально-воспитательной работы с осужденными на год, утверждаемый в течение 3-х дней со дня проведения ознакомительной беседы.

Особо ценным в Приказе № 350 для правоприменителя представляется определение сроков. Например, проведение индивидуальных воспитательных бесед по общему правилу - не реже, чем 1 раз в 3 месяца, а с осужденными, находящимися в помещении для нарушителей, - не реже 1 раза в неделю.

Проанализированные нами нормы, а также анализ научной литературы по проблеме исследования, позволяют сделать ряд обобщений.

В частности, в науке уголовно-исполнительного права достаточно остро стоит вопрос об определении понятия «воспитательная работа с осужденными» в целом, а также что следует вкладывать в смысл такой деятельности относительно различных видов уголовных наказаний - в частности [6]. И в отношении осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, законодательно не закреплено понятие воспитательной работы.

Учеными предпринимались попытки ее решения. Например, Е. В. Храброва определяет воспитательную работу с осужденными к принудительным работам как комплекс психологических и социально-педагогических мер, направленных на выявление причин и условий, повлиявших на совершение преступления, на коррекцию ценностей осужденных, помощь осужденным в преодолении трудных жизненных ситуаций, формирование социальной компе-

тентности и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений и социально полезной деятельности, необходимых для успешной социальной адаптации [7].

В ФЗ «О пробации» в Приказе № 350 не отражено понятие воспитательной работы с осужденными, несмотря на то, что данная деятельность является ведущей в механизме ресоциализации и социальной адаптации.

Следующим спорным моментом является наличие в Приказе № 350 нормы о проведении массовых мероприятий (культурно-массовых, спортивных), осуществляемых в ИЦ (УФИЦ) на основе планов и имеющейся материальной базы. Возникает вполне очевидный вопрос, а имеется ли в ИЦ (УФИЦ) соответствующее помещение? Или, может быть воспитательная работа носит групповой характер?

Вполне логично, что для проведения культурно-массовых мероприятий необходим актовый зал или иное просторное помещение. На практике же, здание ИЦ содержит только комнату воспитательной работы, что вполне позволяет проводить с осужденными групповые, а не массовые мероприятия. Такая тенденция была выявлена нами при опросе сотрудников ИЦ и УФИЦ Самарской и Саратовской областей, Республики Бурятии.

К тому же, в пункте 43 Приложения № 2 Приказа № 350 определяется материально-техническая база только для проведения индивидуальных и групповых мероприятий, а массовые мероприятия в этом аспекте выпали из поля зрения законодателя. В связи с этим представляется, что данная норма может быть недействующей (по крайней мере, в современных условиях).

Ввиду этого целесообразно было бы в Приказе № 350 использовать термин «групповые мероприятия» и изложить пункт 35 Приложения № 2 в следующей редакции: «35. Организация групповых мероприятий, в том числе просветительских, куль-турно-досуговых и спортивных, с осужденными к принудительным работам осуществляется в ИЦ на основе планов проведения указанных мероприятий исходя из имеющейся в ИЦ материальной базы».

Еще одной правовой проблемой, как отмечает Е. В. Чернышенко, является то, что уголовно-исполнительным законом не предусмотрено обязательное

участие осужденных, состоящих на учете в ИЦ, в воспитательных мероприятиях, однако для администрации ИЦ проведение воспитательной работы является обязанностью [8].

Полагаем, что такая общая обязанность осужденных, закрепленная в части 3 статьи 10 УИК РФ, «выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания» предопределяет обязанность осужденных по посещению индивидуальных и групповых воспитательных мероприятий.

Кроме того, проведение групповых мероприятий в ИЦ и УФИЦ, осложнено тем, что ввиду разного графика работы осужденных возможность посещения ими таких мероприятий, а также быстрого доведения важной информации сведена к минимуму [9].

Стоит еще отметить, что законодательно не предусмотрена обязанность администрации организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, содействовать сотрудникам исправительных центров в воспитательной работе, как это закреплено, например, в отношении осужденных к исправительным работам (часть 1 статьи 43 УИК РФ). Хотя в пункте 32 Приложения № 2 к Приказу № 350 говорится об особенности места проведения воспитательных мероприятий с осужденными, которым предоставлено право проживания за пределами ИЦ - в том числе по месту работы. В этой связи, целесообразно было бы рассмотреть возможность включения в число субъектов воспитательной работы с осужденными к принудительным работам администрацию организаций, в которых работают осужденные (в том числе индивидуальных предпринимателей).

На основании изложенного можно сказать, что в связи с высокой ролью альтернативных лишению свободы наказаний, а также влиянием уголовной политики на качественный состав осужденных, становятся важными вопросы проведения воспитательной и профилактической работы с осужденными к принудительным работам. К сожалению, действующая нормативная база в рассматриваемой сфере несовершенна и требует адекватных изменений и преобразований. Такими, на наш взгляд, могут стать: определение дефиниций «предупреждение», «профилактика», «повторные преступления»; разработка и принятие инструкции о профилактике правонарушений сре-

ди лиц, отбывающих наказание в ИЦ (УФИЦ); определение понятия воспитательной работы в Приказе № 350; изменение пункта 35 Приказа № 350 в части проведения массовых мероприятий с осужденными к принудительным работам. Также желательно было

бы рассмотреть возможность разработки и принятия регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения осужденными к принудительным работам правонарушений и преступлений.

1. Отчет ФСИН-1 раздел 15.1 «Сведения о деятельности исправительных центров и участков, функционирующих как исправительные центры» за четвертый квартал 2023 г. - статистические данные предоставлены ФКУ НИИИТ ФСИН России (опубликованы не были).

2. Маликов Б. З. Сущность и правовые основы применения принудительных работ Б. З. Маликов // 2021. Т. 29. № 3. С. 361.

3. Дворянсков И. В. Особенности воспитательных и профилактических мероприятий, проводимых в отношении осужденных к принудительным работам / И. В. Дворянсков, З. Р. Мустафаев // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2022. № 4 (14). С. 34-35.

4. Комбаров Р. В. Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам / Р. В. Комбаров // Ius Publicum et Privatum. 2022. № 2 (17). С. 79.

5. Дворянсков И. В. Современное состояние исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ / И. В. Дворянсков // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : материалы международных научно-практических конференций и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России, в 10 т., Рязань, 20-22 ноября 2019 года. Том 3. Рязань: Академия ФСИН России, 2019. С. 99.

6. Бякина С. И. Правовое регулирование воспитательной работы с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях : дис. ... канд. юрид. наук : 5.1.4. / Бякина Светлана Игоревна; [Место защиты: ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» ; Диссовет Д 229.003.XX (11.2.001.02)]. Рязань, 2022. С. 19.

7. Храброва Е. В. К вопросу о содержании воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде принудительных работ / Е. В. Храброва // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 12 (126). С. 2.

8. Чернышенко Е. В. Правовое регулирование и особенности организации воспитательной работы с осужденными к принудительным работам в исправительных центрах / Е. В. Чернышенко // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 2 (237). С. 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Лебешев И. С. Проблемные вопросы, связанные с организацией и проведением воспитательной работы в исправительных центрах / И. С. Лебешев, А. А. Широкова // Вестник Пермского института ФСИН России. 2022. № 2 (45). С. 55.

1. Report of the FPS-1 section 15.1 «Information on the activities of correctional centers and sites operating as correctional centers» for the fourth quarter of 2023 - statistical data provided by the Federal Governmental Institution «Scientific Research Institute of Information Technologies of the FPS of Russia» (not published).

2. Malikov B. Z. The essence and legal basis of the application of forced labor B. Z. Malikov // 2021. V. 29. No. 3. P. 361.

3. Dvoryanskov I. V. Features of educational and preventive measures carried out in relation to those sentenced to forced labor / I.V. Dvoryanskov, Z.R. Mustafaev // Bulletin of the Tomsk Institute for Advanced Training of Workers of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2022. No. 4 (14). P. 34-35.

4. Kombarov R. V. Educational work with those sentenced to forced labor / R.V. Kombarov // Ius Publicum et Privatum. 2022. No. 2 (17). P. 79.

5. Dvoryanskov I. V. Current state of execution of criminal punishment in the form of forced labor / I. V. Dvoryanskov // IV International Penitentiary Forum «Crime, Punishment, Correction» : materials of international scientific and practical conferences and round tables, dedicated to the 140th anniversary penal system of Russia and the 85th anniversary of the Academy of the FPS of Russia, in 10 volumes, Ryazan, November 20-22, 2019. Volume 3. Ryazan: Academy of the FPS of Russia, 2019. P. 99.

6. Byakina S. I. Legal regulation of educational work with convicts registered with penal inspections: author's abstract dissertation of Candidate of Law : 5.1.4. / Byakina Svetlana Igorevna; [Place of defense: Federal Governmental Educational Institution of Higher Education «Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service»; Dissertation Council D 229.003.XX (11.2.001.02)]. Ryazan, 2022. P. 19.

7. Khrabrova E. V. On the issue of the content of educational work with convicts serving sentences in the form of forced labor / E. V Khrabrova // International scientific research journal. 2022. No. 12 (126). S. 2.

8. Chernyshenko E. V. Legal regulation and features of the organization of educational work with those sentenced to forced labor in correctional centers / E. V. Chernyshenko // Vedomosti of the penal system. 2022. No. 2 (237). P. 24.

9. Lebeshev I. S. Problematic issues related to the organization and conduct of educational work in correctional centers / I. S. Lebeshev, A. A. Shirokova // Journal of the Perm Institute of the FPS of Russia. 2022. No. 2 (45). P. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.